Реферат по предмету "Государство и право"


Правовладение и залог земли

План
 
1.        Понятие правовладенияземлей и его виды
2.        Правовоерегулирование залога земли
Список использованных источников
Задача

1. Понятие правовладения землей иего виды
Право собственности — это совокупность юридических норм,закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благсобственником, предусматривающих объем и содержание прав собственника вотношении принадлежащего ему имущества, способы и пределы осуществления этихправ.
В дореволюционное время в системе правового регулирования«общество — природа» заглавную роль играло земельное право. Через своирегулятивные нормы оно выражало интересы общества в потреблении природныхресурсов. В соответствии с данным правом земля являлась объектом частнойсобственности, а, следовательно, предметом всевозможных гражданско-правовыхсделок — купли-продажи, дарения, наследования, залогам проч.
В юридической литературе понятие «право собственности»трактуется как особый правовой институт земельного права, содержащий системунорм, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель,как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретныхсобственников [6, с. 320]. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторыедругие авторы [4, с. 9].
В соответствии с Основами земельного законодательства СоюзаССР и союзных республик (статья 3) земля не могла являться объектом частнойсобственности.
Принятой на заключительном этапе социалистического периодаразвития нашего государства Декларацией Верховного Совета Белорусской ССР от 27июля 1990 года о государственном суверенитете впервые было установлено правогосударственной собственности Беларуси на свои природные ресурсы, в том числе ина землю.
В дальнейшем право собственности на землю было закреплено вЗаконе Республики Беларусь от 11 декабря 1990 года «О собственности вРеспублике Беларусь». Законом было определено, что вся собственность вРеспублике Беларусь выступает в форме:
1) частной собственности;
2) коллективной собственности;
3) государственной собственности.
В свою очередь, государственная собственность подразделяласьна два вида:
• собственностьРеспублики Беларусь (республиканская собственность);
• собственность административно-территориальных образований(коммунальная собственность).
В соответствии со статьей 41 данного Закона в собственностиреспублики находились земля, ее недра, воздушное пространство над территориейреспублики, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы. При этом земляопределялась в соответствии с Законом в качестве объекта права собственности исключительноРеспублики Беларусь. Статья 2 Кодекса Республики Беларусь от 1990 годаопределяла только право граждан на земельный участок, условия и порядокпредоставления которого определялись актами земельного законодательства.
Таким образом, ни Законом Республики Беларусь от 11 декабря1990 года «О собственности в Республике Беларусь», ни Кодексом РеспубликиБеларусь о земле 1990 года частная собственность на землю в прямой форме небыла установлена.
В последующем, с учетом изменившейся социально-политическойситуации в стране, связанной, прежде всего, с распадом СССР и падениемсоциалистического строя, Верховный Совет Республики Беларусь 11-го созыва 1октября 1991 года принял Постановление «О признании права частной собственностина землю на территории Республики Беларусь». В соответствии с даннымпостановлением был разработан и представлен в июне 1993 года на рассмотрениедвенадцатой сессии высшего законодательного органа республики проект Закона «Оправе собственности на землю», который был принят 16 июня 1993 года. Статья 4данного Закона устанавливала, что субъектами права частной собственности наземлю могли быть только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие наее территории или приравненные к постоянно проживающим, в соответствии с законодательнымиактами республики, собственниками которых в соответствии с земельнымзаконодательством являются физические лица, а также физические лица — собственники юридических лиц. Кроме того, данный Закон определил порядокосуществления сделок с земельными участками, установления нормативной ильготной цены земли, наследования и правопреемственности в отношении земельныхучастков, залога (ипотеки) земельных участков и передачи их в аренду. При этомЗакон четко установил, что отчуждение земельных участков, находящихся всобственности граждан, производится при условии сохранения целевого назначенияэтих земель в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.
В декабре 1997 года Национальным собранием РеспубликиБеларусь был принят и подписан Президентом Республики Беларусь по существуновый вариант Закона «О праве собственности на землю». Данный Закон четкоопределял формы земельной собственности, устанавливал основания возникновения,изменения и прекращения частной собственности на землю, регулировал порядокосуществления прав и обязанностей собственников земли. С принятием ивступлением с 1 января 1999 года нового Кодекса Республики Беларусь о землеЗакон «О праве собственности на землю» утратил силу [5, с. 35].
Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусьсобственность в нашей стране может быть государственной и частной. Часть шестаяданной статьи Конституции установила, что земли сельскохозяйственногоназначения находятся в собственности государства. В силу статьи 2 Кодекса оземле 1999 года собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственнойи частной формах. Кроме того, земля может принадлежать на праве общей долевой илисовместной собственности нескольким собственникам (независимо от формсобственности).
В частной собственности в соответствии со статьей 11 КодексаРеспублики Беларусь о земле находятся земельные участки, приобретенныегражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории РеспубликиБеларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии сзаконодательством.
Возврат земельных участков лицам, утратившим правособственности на них до 16 июня 1993 года, или их наследникам не допускается.Эти лица могут получить земельные участки в собственность на общих основаниях.
В частной собственности граждан Республики Беларусь всоответствии со статьей 34 Кодекса о земле могут находиться земельные участки,приобретенные:
• для ведения личного подсобного хозяйства;
• для строительства и обслуживания жилого дома;
• для коллективного садоводства;
• для дачногостроительства.
В то же время в соответствии со статьей 38 Кодекса РеспубликиБеларусь о земле не подлежат передаче в частную собственность:
• земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги,набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);
• земли транспорта и связи;
• земли, предоставленные для нужд обороны;
• земельные участки на территориях, подвергшихсярадиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоныэвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);
• земли заповедников, национальных, мемориальных идендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы иархитектуры;
• земли оздоровительного, рекреационного иисторико-культурного назначения;
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли лесного фонда;
• земли водного фонда;
• сенокосные, пастбищные и другие земли населенных пунктов,используемые для общих нужд населения;
• земельныеучастки, предоставленные или предоставляемые гражданам для ведения личногоподсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективногосадоводства и дачного строительства, если в соответствии с генеральнымипланами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктовпредусмотрено иное целевое использование этих участков;
• служебные земельные наделы;
• земли населенных пунктов, садоводческих товариществ идачного строительства на площадях залегания разведанных и в установленномпорядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенныхпунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом МинистровРеспублики Беларусь (4, ст.38).
В соответствии со статьей 30 Кодекса о земле основаниемвозникновения права на земельный участок (право пользования, право пожизненногонаследуемого владения и право частной собственности на земельный участок)возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право. Такимдокументом является государственный акт. Право временного пользования земельнымучастком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей.Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользованияземлей, порядок их выдачи установлены Постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 27 декабря 1999 года № 2012 «О государственном акте наземельный участок и удостоверении на право временного пользования земельнымучастком» (с измен, и дополн. от 28 февраля 2002 года).
В отдельных случаях по ходатайству землевладельца,землепользователя соответствующий исполнительный и распорядительный орган можетразрешить использование этих земельных участков до выдачи указанного документапри условии определения границ земельного участка в натуре (на местности). Дополучения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок,собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду илив залог.
Граждане Республики Беларусь, имеющие земельные участки длястроительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства,предоставленные им до принятия Кодекса о земле 1999 года и не получившиедокументов, удостоверяющих их право на земельные участки, владеют и пользуютсяэтими земельными участками до получения документов, удостоверяющих право напользование, право на пожизненное наследуемое владение этими участками.
В соответствии с земельным законодательством земельныеучастки могут находиться также и в собственности юридических лиц РеспубликиБеларусь, в том числе предприятий с иностранными инвестициями. Земельныеучастки также могут предоставляться в собственность юридическим лицамРеспублики Беларусь при осуществлении крупных инвестиционных проектов. Решениео предоставлении земельных участков в собственность юридическим лицамРеспублики Беларусь для этих целей принимается согласно Положению о порядкепередачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников),утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 года №81 (с измен, и дополн. от 4 апреля 2002 года) [5, с.37].
Право собственности наземельный участок возникает у юридического лица (его собственника) с моментаполучения государственного акта на земельный участок, форма которого утвержденаПостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 1999 года №2012.
Государственный акт на земельный участок выдается:
• сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительнымиорганами при предоставлении земельного участка из земель сельских населенныхпунктов, городских, рабочих, курортных поселков;
• городскими исполнительными и распорядительными органами припредоставлении земельного участка из земель городов;
• районными исполнительными и распорядительными органами припредоставлении земельного участка из земель городов районного подчинения игородских поселков, переданных в их ведение, а также из земель другихкатегорий.
Регистрация и учет государственного акта на земельный участокосуществляется землеустроительной службой указанных местных исполнительных ираспорядительных органов. Данный акт составляется в двух экземплярах. Одинэкземпляр выдается землепользователю или землевладельцу, другой хранится всоответствующем исполнительном и распорядительном органе. В случаях наличияограничений в использовании земельного участка, предоставляемого в пользование,пожизненное наследуемое владение, собственность, вместе с государственным актомвыдаются сведения об этих ограничениях, которые оформляются на бланке, образецкоторого устанавливается Государственным комитетом по земельным ресурсам,геодезии и картографии.
Ранее выданный государственный акт на право частнойсобственности на землю, на право пожизненного наследуемого владения землей, направо постоянного владения землей, на право постоянного пользования землейявляется действительным и имеет одинаковую юридическую силу соответственно с государственнымактом на земельный участок, форма которого утверждена Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 27 декабря 1999 года № 2012 «О государственномакте на земельный участок и удостоверении на право временного пользованияземельным участком».
Государственный акт на земельный участок выдается толькопосле представления юридическим лицом (его собственником) документа,подтверждающего внесение платы за земельный участок, передаваемый ему всобственность.
В собственность юридических лиц (их собственников) непередаются земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки, передачакоторых в собственность законодательством не предусмотрена, а также земельныеучастки, являющиеся объектом земель.
Средства от продажи земельных участков из собственностиРеспублики Беларусь юридическим лицам (их собственникам) направляются вреспубликанский бюджет и используются на охрану земель, повышение их качества,землеустройство.
Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числеиностранные, которые приобрели землю в собственность, в соответствии с целевымназначением земли имеют право самостоятельно хозяйствовать на ней, правособственности на посевы и посадки сельскохозяйственных и других растений, наполученную на этой земле продукцию и доходы от ее реализации. В установленномпорядке они могут использовать для нужд хозяйства существующие на земельномучастке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водныеобъекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли, возводить вустановленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другиездания и сооружения, проводить оросительные, осушительные и другиемелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы.
Лица, которые приобрели земельный участок, обязаны эффективноиспользовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородиеземель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологиипроизводства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результатехозяйственной деятельности, осуществлять предусмотренные законодательствоммероприятия по охране земель, своевременно вносить земельный налог и, наконец,не нарушать права других земельных собственников, землевладельцев иземлепользователей, в том числе и арендаторов.
В соответствии со статьями 12 и 37 Кодекса о землеиностранным государствам земельные участки могут предоставляться всобственность для обслуживания зданий (части зданий), используемых дляразмещения постоянного дипломатического представительства или консульскогоучреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Данные иностранныегосударства могут приобрести в собственность земельный участок, если:
• в соответствии с законодательством иностранного государстваРеспублика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственностьземельный участок на территории этого иностранного государства;
• с приобретением в собственность земельного участка натерритории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет РеспубликеБеларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранногогосударства для тех же целей.
Земельный участок для постоянного дипломатическогопредставительства или консульского учреждения приобретается иностраннымгосударством на основании договора, заключенного с Советом Министров РеспубликиБеларусь. При этом местонахождение постоянного дипломатическогопредставительства или консульского учреждения согласовывается с Министерствоминостранных дел Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 52 Кодекса о земле земельныйучасток, предоставленный в собственность иностранному государству длядипломатических представительств, консульских учреждений, подлежитпринудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок натерритории иностранного государства подлежит принудительному изъятию изсобственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующиммеждународным договором.
В целях повышения эффективности использования государственнойсобственности Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 года №563 утверждено Положение о порядке предоставления зданий, помещений и земельныхучастков дипломатическим представительствам, приравненным к нимпредставительствам международных организаций и консульским учрежденияминостранных государств в Республике Беларусь,в соответствии скоторым установлено, что предоставление земельных участков (вместе со зданиямии помещениями) указанным представительствам для их размещения на территорииРеспублики Беларусь, включая размещение резиденций глав представительств,осуществляется в соответствии с международными договорами, актамизаконодательства Республики Беларусь, в том числе и указанным Положением. Еслинормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь,установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Положением от 17декабря 2003 года, то применяются правила международных договоров. ДаннымУказом также определено, что Министерство иностранных дел на основанииобращений аккредитующих государств, международных организаций илипредставительств осуществляет учет потребности представительств в зданиях,помещениях и земельных участках и информирует об этом государственноеучреждение «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса иофициальных делегаций «Дипсервис» Управления делами Президента РеспубликиБеларусь. Указанные обращения рассматриваются Дипсервисом в срок, непревышающий 6 месяцев со дня их получения. Предложения по предоставлениюзданий, помещений и земельных участков для размещения представительствформируются Дипсервисом совместно с Министерством экономики, облисполкомами иМинским горисполкомом. Здания, помещения и земельные участки, находящиеся всобственности физических или юридических лиц на территории Республики Беларусь,могут, быть предоставлены собственниками для размещения представительств послеполучения согласия государственных органов, определяемых Президентом, а такжеМинистерства внутренних дел, Прокуратуры, Комитета государственного контроля иДипсервиса. Процедура согласования осуществляется Дипсервисом по обращениюпредставительства. Согласование производится в 3-месячный срок со дняобращения. При необходимости срок согласования может быть продлен всоответствии с законодательством о защите государственных секретов.Аккредитующее государство при приобретении здания (части здания) всобственность может также приобрести в собственность земельный участок,необходимый для обслуживания здания (части здания), если:
• в соответствии с законодательством аккредитующегогосударства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести всобственность земельный участок на территории данного государства;
• одновременно с приобретением в собственность земельногоучастка на территории Республики Беларусь аккредитующее государствопредоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок натерритории этого государства для тех же целей.
Земельные участки дляпредставительств могут быть приобретены аккредитующим государством илимеждународной организацией на основании решения Президента Республики Беларусь.Договор о приобретении земельного участка аккредитующим государством илимеждународной организацией заключается с Советом Министров Республики Беларусь.Кроме того, земельные участки предоставляются представительствам в пользованиеи аренду решением Президента Республики Беларусь или по его поручению СоветомМинистров Республики Беларусь. Передача земельных участков представительствамосуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке,установленном законодательством.
Как установлено в Указе Президента Республики Беларусь от 17декабря 2003 года № 563, сделки по вопросам предоставления зданий, помещений иземельных участков для нужд представительств, не соответствующие требованиямПоложения о порядке предоставления зданий, помещений и земельных участковдипломатическим представительствам, приравненным к ним представительстваммеждународных организаций и консульским учреждениям иностранных государств вРеспублике Беларусь, признаются ничтожными.
Основанием прекращения права пользования и права пожизненногонаследуемого владения земельным участком или его частью являются:
• добровольный отказ от земельного участка (его части);
• истечение срока, на который был предоставлен земельныйучасток;
• прекращение деятельности юридического лица;
• использование земельного участка не по целевому назначению;
• прекращение трудовых отношений, в связи с которыми былпредоставлен служебный земельный, надел, если иное не установленозаконодательством Республики Беларусь;
• нерациональное использование земельного участка,выражающееся для сельскохозяйственных земель в уровне урожайности ниженормативного (по кадастровой оценке);
• систематическое невыполнение мероприятий по охране и защитеземель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли;
• использование земельного участка способами, приводящими кснижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению,ухудшению экологической обстановки;
• систематическое невнесение земельного налога в течениесроков, установленных законодательством Республики Беларусь;
• неиспользование в течение одного года земельного участка,предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет — длянесельскохозяйственных целей;
• изъятия земель вслучаях, предусмотренных Кодексом о земле, Как правило, прекращение правапользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участкомпроизводится по решению органов, предоставивших земельные участки, а в случаях,когда земельные участки предоставлялись областными исполнительными ираспорядительными органами, Советом Министров
Республики Беларусь, Верховным Советом Республики Беларусь,Президентом Республики Беларусь, по решению районных исполнительных ираспорядительных органов.
Прекращение права пользования и права пожизненногонаследуемого владения земельным участком в случае изъятия земель производитсяпо решению исполнительных и распорядительных органов, имеющих право изъятияземельных участков.
Решения о прекращении права пользования и права пожизненногонаследуемого владения земельным участком вследствие использования земельногоучастка не по целевому назначению, прекращения трудовых отношений, в связи скоторыми был предоставлен служебный земельный надел, нерациональногоиспользования земельного участка, систематического невыполнения мероприятий поохране и защите земель., систематического невнесения земельного налога,неиспользования земельного участка принимаются исходя из материалов,свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченноголица землевладелец, землепользователь не приняли мер к устранению вустановленный срок допущенных нарушений. Срок для устранения допущенныхнарушений устанавливается в зависимости от их характера.
При прекращении права владения и права пользования земельнымучастком исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованныхсторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или землепользователямзатрат, связанных с улучшением земель, или вопрос о возмещении ими ущерба,нанесенного нерациональным использованием земельных участков.
В силу статьи 55 Кодекса о земле при переходе правасобственности на строение или сооружение, вместе с этими объектами переходит иправо пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком (егочастью). Размер земельного участка (его части) определяется в установленномпорядке с учетом целей, для которых использовались эти строения и сооружения.При переходе права собственности на строение и сооружение к несколькимсобственникам, а также при переходе права собственности на часть строения(сооружения) в случае невозможности раздела земельного участка междусобственниками право на земельный участок осуществляется собственникамистроения (сооружения) совместно. При переходе права собственности на строение исооружение к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образованияюридического лица, для содержания и обслуживания строений и сооружений этомусобственнику передается земельный участок (часть участка) в аренду в порядке ина условиях, предусмотренных Кодексом о земле и иными актами законодательства.В случаях перехода по наследству права собственности на расположенный в городежилой дом наследникам по решению соответствующего исполнительного ираспорядительного органа переходит право пожизненного наследуемого владенияземельным участком в размере до 0,15 гектара. При реорганизации юридическоголица Республики Беларусь, которому передан земельный участок в собственность, ксозданному в результате реорганизации юридическому лицу в соответствии сдействующим законодательством Республики Беларусь переходит право собственностина земельный участок при условии сохранения его целевого назначения. Приликвидации юридического лица Республики Беларусь право собственности наземельный участок прекращается. Земельный участок подлежит выкупусоответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение трехмесяцев с момента исключения юридического лица из Единого государственногорегистра юридических лиц по нормативным ценам на момент выкупа [5, с.44].
При разрушении строения от пожара или других стихийныйбедствий право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельнымучастком сохраняется за землепользователем, землевладельцем, если он в течениедвух лет после разрушения приступит к восстановлению разрушенного строения иливозведению нового.
Наследование и правопреемственность в отношении земельныхучастков осуществляются согласно законодательству Республики Беларусь. Согласностатье 58 Кодекса о земле земельный участок не передается по наследству вслучаях, когда в соответствии с данным Кодексом ни один из наследников не можетбыть собственником земельного участка. В этих случаях земельный участокпереходит в государственную собственность, а наследники получают денежную компенсацию,равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельныхучастков сельским (поселковым), городским (городов областного подчинения игорода Минска), районным исполнительным и распорядительным органом. Вместокомпенсации наследникам — негражданам Республики Беларусь, постояннопроживающим на территории Республики Беларусь, по их желанию соответствующиеземельные участки предоставляются сельскими (поселковыми), городскими (городовобластного подчинения и города Минска), районными исполнительными ираспорядительными органами в аренду при сохранении их целевого назначения всоответствии с земельным законодательством.
Наследование земельных участков, находящихся в пожизненномнаследуемом владении, регулируется статьей 59 Кодекса о земле, котораяустановила, что гражданин Республики Беларусь, имеющий земельный участок впожизненном наследуемом владении, если на нем отсутствуют строения исооружения, имеет право передавать этот участок по наследству в порядке,устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь своимПостановлением от 21 декабря 2001 года № 16 «О некоторых вопросах применениясудами законодательства о наследовании» разъяснил, что наследование земельныхучастков, находящихся в частной собственности, осуществляется гражданамиРеспублики Беларусь по общим правилам о наследовании имущества. Согласноданному постановлению, если ни один из наследников не может быть собственникомземельного участка, участок переходит в государственную собственность наосновании решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа свыплатой наследникам соответствующей денежной компенсации, равной сумме,выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участковсельским (поселковым), городским (городов областного подчинения и городаМинска), районным исполнительным и распорядительным органом.
Наследники, не являющиеся гражданами Республики Беларусь,постоянно проживающие на ее территории, вместо компенсации вправе получить порешению сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения игорода Минска), районных исполнительных и распорядительных органовсоответствующие земельные участки в аренду при сохранении их целевогоназначения в соответствии с земельным законодательством.
Кроме того, Пленум разъяснил, что при наличии завещания нажилой дом, расположенный на земельном участке, находящемся в частнойсобственности, и отсутствии завещания на земельный участок наследованиеосуществляется: жилого дома — по завещанию; земельного участка — по закону. Приотсутствии между такими наследниками соглашения о пользовании земельнымучастком спор может быть разрешен в судебном порядке.
Разрешая спор о преимущественном праве на земельный участок,оставшийся после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, судыдолжны учитывать, что в силу ст. 82 Кодекса Республики Беларусь о земле правопожизненного наследуемого владения в первую очередь передается одному из членовтакого хозяйства, названных в этой статье. При отсутствии таких лиц правонаследования возникает у наследника по закону, которому переходит имуществокрестьянского (фермерского) хозяйства, если он желает и в соответствии сзаконодательством имеет право вести такое хозяйство. Спор о том, кому изперечисленных выше лиц должен быть передан земельный участок, разрешается судомс учетом их опыта работы в сельском хозяйстве, трудоспособности, специальнойподготовки и других обстоятельств, свидетельствующих о реальной возможностиведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Граждане Республики Беларусь, имеющие земельные участки впожизненном наследуемом владении, если на нем отсутствуют строения исооружения, имеют право передавать их по наследству в порядке, установленномСоветом Министров Республики Беларусь.
Важным в содержанииКодекса о земле является тот факт, что в нем зафиксирован судебный порядокразрешения споров, связанных с правом собственности на землю. Все остальныеспоры разрешаются исполнительными и распорядительными органами или судом впорядке, установленном законодательством (3, ст.148).
2. Правовоерегулирование залога земли
В соответствии со ст. 89 Кодекса о земле Республики Беларусьземельные участки, находящиеся в частной собственности граждан РеспубликиБеларусь, собственности юридических лиц Республики Беларусь, могут являтьсяпредметом залога только в качестве материального обеспечения своевременноговозврата банковского кредита.
Согласно ст. 315Гражданского кодекса Республики Беларусь, в силу залога кредитор пообеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случаенеисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимостизаложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которомупринадлежит это имущество, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательными актами.
Наиболее широко залог применяется для обеспечения возвратакредитов. В законодательстве о залоге предусмотрены нормы, придавшие правузалога характер не только способа обеспечения обязательств, но и вещного права.
Залог возникает в силу договора, а также на основании актазаконодательства при наступлении указанных в нем обстоятельств, если взаконодательстве предусмотрено, какое имущество и для обеспечения какогообязательства признается находящимся в залоге. Залогом может быть обеспеченотолько действительное требование, вытекающее из договора займа, в том числебанковской ссуды, договора купли-продажи, имущественного займа и ряда других.
Порядок передачи земельных участков, находящихся в частнойсобственности, в залог для получения банковского кредита утвержденпостановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банкаРеспублики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 303/ 9.
Залогодателями земельных участков могут быть юридические лицаРеспублики Беларусь и граждане Республики Беларусь, право частной собственностикоторых на эти участки удостоверено Государственным актом на земельный участок.Залогодержателями земельных участков являются банки согласно перечню,определяемому Президентом Республики Беларусь.
Порядок осуществления действий по залогу недвижимости вРеспублике Беларусь представлен следующим образом:
1) Собственник обращается в банк с заявлением опредоставлении ссуды, выплату которой он согласен обеспечить определеннымнедвижимым имуществом.
2) Ипотечный банк проверяет документы, удостоверяющие правособственности на недвижимость в соответствующих органах, уточняет, не находитсяли недвижимое имущество в другом залоге.
3) Оценивается стоимость закладываемого имущества. При этомстоимость принимаемого в залог земельного участка не может быть ниже егонормативной цены.
4) Банк согласовывает с собственником имущества условияипотечного кредита, сумму кредита.
5) Залогодатель страхует за свой счет имущество, зачастуюбанк страхует недвижимость за свой счет.
6) Ипотечный банк может застраховаться от риска невозвратакредита.
7) Залогодатель и ипотечный банк оформляют кредитный договор,в том числе и договор о залоге земельного участка.
8) Договор о залоге регистрируется органами регистрациизалогов по месту нахождения недвижимости, чтобы не допустить перезалога (илипродажи) этого имущества без согласия залогодержателя [9, с.250].
Предметом залога может выступать земельный участок безстроений и других объектов недвижимости, а также с таковыми объектаминедвижимости.
В течение всего срока действия залога земельный участокостается у залогодателя и используется им в соответствии с целевым назначениеми условиями предоставления.
Законодательством Республики Беларусь определены цели такогокредита:
• улучшение качества земельного участка и повышениеплодородия почвы;
• строительство жилого дома, производственных построек;
• приобретение техники,семян, удобрений и другие нужды;
• приобретение дополнительного земельного участка в размерах,установленных действующим законодательством.
Договор залога земельного участка совершается в письменномформе, нотариально удостоверяется и регистрируется в десятидневный срокисполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка.
Одновременно с удостоверением договора залога земельногоучастка нотариальная контора налагает запрет на его отчуждение в случае, еслиэто указано в договоре.
Если залогодатель не исполнил обеспеченных залогом (смольноюучастка обязательств, банк вправе от его имени реализовать участок, сохрани»нелепое назначение и режим использования и предоставив залогодателю возможностьвыкупить заложенный земельный участок по цене, равной сумме невозвращенной частикредита и процентов за пользование им до момента продажи. Если залогодатель невоспользовался предложением банка, то банк письменно предлагает выкупитьземельный участок соответствующему исполнительному и распорядительному органу,гражданину или юридическому лицу, которые могут быть собственниками такогоучастка.
При получении банком за проданный земельный участок суммы,превышающей задолженность залогодателя банку и расходы по реализации участка,банк в течение двух недель перечисляет сумму превышения залогодателю, а вслучаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, — соответствующему исполнительно-распорядительному органу.
В случае смерти гражданина — залогодателя земельного участкаправо пользования полученным кредитом и обязательства по погашению этогокредита переходят к его наследникам после оформления права собственности назаложенный земельный участок в порядке, установленном законодательными актамиРеспублики Беларусь.
В случае перехода в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь права частной собственности на заложенный земельный участок к другомуюридическому лицу — правопреемнику право залога сохраняет силу. Правопреемникзалогодателя становится на место залогодателя и несет его обязанности, еслидоговором не установлено иное.
При ликвидацииюридического лица Республики Беларусь — залогодателя земельного участка залог вотношении этого земельного участка прекращается. В этих случаях банк вправетребовать у этого юридического лица досрочного исполнения обеспеченного залогомобязательства из суммы, выплаченной юридическому лицу за выкупленный у негосоответствующим исполнительным и распорядительным органом земельный участок.

Списокиспользованных источников
 
1. Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на Республиканском референдуме24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года) // Консультант Плюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
2. Гражданский кодексРеспублики Беларусь № 218-З от 7 декабря 1998г. (в ред. от 29.12.2006) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
4. Бобылев А.И., Демичев Д.М.,Шингель Н.А. Правовой режим использования и охраны природных объектов иприродных ресурсов: Учебное пособие. Минск, 1993. – 273 с.
5. Демичев Д.М. Земельное право:учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия Управления при ПрезидентеРеспублики Беларусь, 2005. – 301 с.
6. Ерофеев Б.В. Экологическое правоРоссии. М., 1996. – 476 с.
7. Кондаревич С.О. Аграрное право. –Минск: Изд-во МИУ, 2005. – 92 с.
8. Станкевич Н.Г. Земельное право:Учебное пособие. – Минск: Книжный Дом, 2003.
9. Шиманская А.С. Аграрное право:учебно-методическое пособие / А.С. Шиманская. – Минск: БИП-С Плюс, 2005. – 485с.

Задача
Иванов имел в частнойсобственности земельный участок 0,5 га – для ведения личного подсобногохозяйства и 0,2 га – для строительства и обслуживания жилого дома. В июне 1997года он решил сдать данные участки в аренду родной сестре, гражданке России.При этом в договоре установлено, что в качестве арендной платы Иванов получит1/3 урожая, выращенного на данных участках.
1.        Является лиданный договор действительным?
2.        Каков порядоксдачи частных земельных участков в аренду?
Решение задачи:
Данныйдоговор является недействительным, так как согласно ст.47 Кодекса РеспубликиБеларусь «О земле» граждане Республики Беларусь, в частной собственностикоторых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личногоподсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективногосадоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду толькогражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этихземельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовыедомики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком вразмерах, предусмотренных статьями 70, 72, частью второй статьи 73 КодексаРеспублики Беларусь «О земле».
Срокиаренды земельного участка определяются договором. При этом сроки арендыземельных участков не должны превышать 99 лет, а аренда земельных участков длясельскохозяйственного использования не может быть менее пяти лет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналитический обзор книги М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”
Реферат Оптимизация структуры стохастического графа c переменной интенсивностью выполнения работ
Реферат Работа с каталогами и подкаталогами. Работа с файлами
Реферат Обзор рынка балкеров и судов для перевозки генеральных грузов
Реферат Питание хирургических больных, искусственное питание
Реферат Модели управления запасами в условиях оптовых скидок. Структура грузопотока
Реферат Наполеон Орда
Реферат Познавательная история визитных карточек
Реферат Неотложные состояния в гинекологии
Реферат Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний
Реферат Анализ применения различных видов рекламы в зависимости от жизненного цикла товара
Реферат История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси
Реферат Национальный характер творчества Растрелли
Реферат Экономическое учение А.Смита
Реферат Macbeth Media Text Essay Research Paper MacbethMedia