Реферат по предмету "Государство и право"


Правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества, государства от воздействия непристойной информации

/>Федеральноегосударственное образование учреждение высшего профессионального образования«СибАГС» при Российской Академии Государственной Службы
Кафедра теории и истории государстваи права
Курсовая работа по Информационномуправу

Тема: Правовая охрана изащита прав и законных интересов человека, общества, государства от воздействиянепристойной информации
Выполнила: студентка 3-го курса,гр.409
                                                                      Гасанова  Р.Ч.
                                          Проверил: Годованный А.В.
Новосибирск 2007

Содержание
Введение. — 3 -
1.Сущность непристойной информации особенности ответственности. — 6 -
1.1. Роль информации в жизни личности, общества,государства. Информационное общество. Стадии становления. — 6 -
1.2. Характеристика непристойной информации. — 12 -
1.3. Ответственность за распространение непристойнойинформации. — 15 -
2.Защита детей от непристойной информации. — 27 -
Заключение. — 36 -
Списоклитературы… — 37 -Введение
Тема даннойработы: правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества,государства от воздействия непристойной информации.
Актуальность:
Разработка иреализация в Российской Федерации программ вхождения в мировое информационноеобщество является одной из основных задач, от решения которой зависит будущее вXXI веке. Формируется новая среда жизни людей, в которойосуществляются многочисленные виды деятельности, в результате чего, возникаютразнообразные проблемы. Одной из таких проблем, как отметил ПрезидентРоссийской Федерации В.В. Путин, является проблема информатизации и права:«Россия сталкивается с серьезными внешними проблемами. Наша страна вовлечена вовсе мировые процессы, включая экономическую глобализацию. Мы не имеем права«проспать» и разворачивающуюся в мире информационную революцию».
Одна изхарактеристик особенностей современного этапа мирового научно-техническогопрогресса связана с глобальной информационной революцией -стремительнымразвитием и повсеместным внедрением новейших информационных технологий иглобальных средств телекоммуникаций.
Проникая вовсе сферы жизнедеятельности государств, информационная революция расширяетвозможности развития международного сотрудничества, формирует главноеинформационное пространство, в котором информация приобретает свойстваценнейшего элемента национального достояния, его стратегического ресурса.
Вместе стем, становится очевидным, что наряду с положительными моментами такогопроцесса создается и реальная угроза использования достижений в информационнойсфере, в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности ибезопасности, соблюдением принципов суверенного равенства государств, мирногоурегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства вовнутренние дела, уважения прав и свобод человека.
Нынешнийэтап развития информационных технологий характеризуется возможностьюинформационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, вплотьдо угрозы информационных войн, в результате чего неизбежным противовесомсвободы информации становится проблема информационной безопасности, что лишнийраз подтверждает необходимость надлежащей защиты прав и законных интересовчеловека, общества и государства в данной области.
Причиныэтого кроются как в возрастающей зависимости человека и общества от информации,так и в реализации экономических и политических интересов с использованиеминформационных технологий, в том числе деструктивного порядка.1 Путин В.В.Послание Федеральному Собранию РФ // Российская газета, май. 2003. www.rg.ru.В этой связи актуализируется проблема борьбы с воздействием вредной информации вусловиях информационного общества.Необходимо отметить, что в российскойправовой науке, в том числе в области информационного права, проблемырегулирования информационных отношений разрабатываются давно в трудах А.Б.Агапова, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Д.А. Керимова, В.А.Копылова, В.Н. Кудрявцева, А.В. Морозова, М.М. Рассолова, М.А. Федотова, В.Д.Цыганкова.Однако отдельных монографических исследований вредной информации вусловиях информационного общества мало. В опубликованных работах недостаточноосвещаются различные аспекты правового регулирования воздействия вреднойинформации, проблемы защиты от нее, особенности предотвращения преступлений ииных правонарушений в исследуемой сфере, а также совершенствованиязаконодательства в области информационной безопасности. Это обстоятельствоподчеркивает актуальность научного исследования теоретико-правовых аспектоввредной информации в информационном обществе, а также выработки действенныхспособов защиты от ее воздействия.
Объектомисследования выступают общественныеотношения, складывающиеся в процессе воздействия вредной информации,направленные на обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Предметомисследования являются средства имеханизмы воздействия вредной информации и борьбы с этим видом информации вРоссии.
Цельработы: рассмотреть ипроанализировать основные особенности гражданско-правовой защиты отнепристойной информации.
Задачиработы:
1.   Рассмотреть сущность непристойной информации
2.   Изучить способы защиты от непристойной информации.
3.   Сформулировать выводы по проблеме.
Методыисследования: сравнительно-правовой,анализ нормативно-правовых актов и литературы, библиографический.1. Сущность непристойной информации ОСОБЕННОСТИответственности 1.1.    Роль информации в жизни личности,общества, государства. Информационноеобщество. Стадии становления
Информация вистории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основойдля принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.В истории общественного развития можно выделить несколько информационныхреволюций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства,обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиямобщественных отношений. В результате таких преобразований общество приобреталов определенном смысле новое качество[1].
Перваяинформационная революция связана с изобретением письменности, что привело кгигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитииобщества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе,тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.
Втораяинформационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретениемкнигопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появиласьвозможность тиражирования и активного распространения информации, возросладоступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменилаобщество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностямсразу больших слоев населения.
Третьяинформационная революция (конец XIXв.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появилисьтелеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливатьинформацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степенираспространяемости информации, повышение информационного «охвата» населениясредствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмовраспространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения имипроживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениями знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия наразвитие общества и государства, появилась возможность оперативного общениялюдей между собой.
Четвертаяинформационная революция (середина XXв.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персональногокомпьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможнымнакапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме.Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памятикомпьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации,увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации[2].
Сегодня мыпереживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием иразвитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей,охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующиходновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет.Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационномпространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи ителекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единойинформационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуютюридические и физические лица, органы государственной власти и местногосамоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемойинформации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи ираспространения информации, поиска и получения информации, новые видытрадиционной деятельности в этих сетях.
Мы являемсясвидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности,общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества,государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс,имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иныересурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информацияпревратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны.Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничнаяинформационная сеть Интернет.
Все этосерьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация вцелом и каждый из нас. в частности, находимся в стадии формирования обществанового типа — информационного общества. Это общество все еще непонятно длямногих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этойсистемы существенно отстают от темпов развития информационного общества, отнепостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий ивсемирной паутины Интернет — (строительного материала» информационногообщества.
Что же такоеинформационное общество? В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла,О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационноеобщество — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая обществеиное развитие как «смену стадий*, сторонники этой концепции информационногообщества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационногосектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельскимхозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, чтокапитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информациии знаниям в информационном обществе.
Информационноеобщество — общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно,однако можно перечислить основные особенности и характеристики:
-   наличие информационнойинфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационныхсетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;
-   массовое применение персональныхкомпьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационнымсетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельныхего членов;
-   подготовленность членом общества кработе на персональных компьютерах и в трансграничныхинформационно-телекоммуникационных сетях;
-   новые формы и виды деятельности вТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность всетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых иразвлечение, медицинское обслуживание и т.п.);
-   возможность каждому практическимгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;
-   практически мгновеннаякоммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым(например, «чаты» по интересам в Интернет);
-   трансформация деятельности средствмассовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой средыраспространения массовой информации — мультимедиа;
-   отсутствие географических игеополитических границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка»национальных законодательств стран в этих сетях, становление новогомеждународного информационного права и законодательства.
Типичныйпример информационной инфраструктуры такого информационного общества —Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство вовсех странах и на всех континентах и является основным и активным средствомформирования информационного общества.
Существуетдве оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным(контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернет насчитывалось более Iмлрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или«глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом жеобъемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.
США и Европаидут в информационное общество несколько разными путями[3].
США былисвоего рода пионером в формировании основ практического осуществленияинформационной инфраструктуры — технологической основы информационногообщества. В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развитиянациональной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agendafor Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ,была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force).
В специальноподготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формированияинформационного общества: поощрение частных инвестиций; концепцияуниверсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечениеинтерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей;улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальнойсобственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа кгосударственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс настроительство информационной супермагистрали как технологического средства,позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и котораяопределяется как совокупность всех технологий, связанных с производством,обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение,компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.
Докладырабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы,посвящены гуманитарным темам — здравоохранению, образованию, сохранениюнеприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальнойсобственности и т.п. С учетом глобального характера происходящих подвоздействием информационных и телекоммуникационных технологий измененийинициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную.
В Европетакже уделяется серьезное внимание формированию информационного общества.Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовленыи реализуются рекомендации по вхождению в него.
Резолюции идокументы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационногообщества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредилаФорум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 егочленов представляют пользователей новых технологий, различные социальныегруппы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные имеждународные институты. Цель работы Форума — проследить процесс становленияинформационного общества в таких областях, как воздействие на экономику изанятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальномсообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование,переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение ибудущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура.
Обращаетсявнимание на то, что если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться кусловиям информационного общества, ее ждет потеря конкурентоспособности передлицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутриевропейского сообщества. Проблемы развития информационного обществапредставлены в первом ежегодном докладе Форума «Сети для людей и сообществ».
Практическикаждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальнойполитики в деле построения информационного общества, причем эта политикавоспринимается не как лань моде, а как императив, невыполнение которого чреватопотерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровняжизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических,торговых, технологических позиций.
Еслирассматривать проблему формирования информационного общества в целом, тоспецифика современного момента выражается в том, что дальнейший прогрессинформационных и теле коммуникационных технологий зависит не столько отпрорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будутприспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разныесектора, — телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.Наиболее квалифицированным ответом на новые требования, предъявляемые крегулированию информационной сферы, представляется новый закон отелекоммуникациях в США, подписанный в феврале 1996 г.
1.2. Характеристиканепристойной информации
Общественнаяопасность преступления заключается в подрыве общественной нравственности,нормального физиологического, психического, морально-нравственного развитиядетей.
Основнойсостав преступления описан в ч. 1, а квалифицированный состав закреплен в ч. 2коммент. статьи. Оба состава выражают общественно опасные деяния, относящиеся ккатегории тяжких преступлений.
Основнымобъектом преступного посягательства является нравственное здоровье общества.Дополнительный объект — нормальное физиологическое, психическое,морально-нравственное развитие несовершеннолетнего лица.
В качествепредметов посягательства выступают материалы или предметы с порнографическимиизображениями несовершеннолетних лиц.
Материаламис порнографическими изображениями несовершеннолетних могут быть признанылитературные сочинения, кино- и видеофильмы, театральные постановки илипредставления и т.д.
В числепредметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних можно выделитьпродукты живописи, ваяния, фотоработы и т.п. (например, картины, рисунки,скульптуры, фотографии, слайды, фрески).
Порнография(от греч. pornos — развратник, grapho — пишу) — вульгарно-натуралистическое,откровенно скабрезное, грубое, низменное, циничное изображение половыхотношений в литературном, изобразительном, театральном, кинематографическом ипр. искусстве.
Объективнаясторона составов преступления выражается в форме действия: а) изготовлении, б)хранении, в) перемещении через Государственную границу РФ, г) публичнойдемонстрации, д) рекламировании материалов или предметов с порнографическимиизображениями заведомо несовершеннолетних; а также е) привлечении заведомонесовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятияхпорнографического характера.
Изготовлениематериалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних — создание новых или конструирование единого из отдельных имеющихся частейсоответствующих материалов (предметов). См. также п. 5 коммент. к ст. 242.
Хранениематериалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетнихзаключается в их нахождении во владении виновного лица: при нем, в помещении,хранилище, тайнике и т.п.
Государственнаяграница РФ — см. п. 1.1 коммент. к ст. 322.
Перемещениематериалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетнихчерез Государственную границу РФ предполагает открытое или тайное передвижениечерез таможенную границу РФ или помимо ее в любом направлении указанных материалов(предметов).
Публичнаядемонстрация материалов или предметов с порнографическим изображениемнесовершеннолетних состоит в показе данных материалов (предметов)неопределенному кругу лиц (через СМИ, массовые мероприятия и т.д.).
Рекламированиематериалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетнихозначает распространение сведений об указанных материалах (предметах), с темчтобы заинтересовать людей в их содержании, а равно убедить в целесообразностиприобретения этих материалов (предметов). См. также п. 6 коммент. к ст. 242.
Привлечениенесовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятиипорнографического характера заключается в побуждении любым способом виновнымлицом подростка к участию в данном мероприятии, получение на то согласияпоследнего и исполнении отведенной для него роли порнографического содержания.
В ч. 2статьи 242-1 УК РФ расположены квалифицирующие признаки, заключающиеся восуществлении преступного деяния: а) родителем или иным лицом, на котороезаконом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равнопедагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебногоили иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним; б) вотношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста; в) группой лиц попредварительному сговору или организованной группой.
Родители — мать, отец (по отношению к своему ребенку — лицу, не достигшему 18-летнеговозраста).
Инымилицами, на которые законом возложены обязанности по воспитаниюнесовершеннолетних, могут быть усыновители, опекуны, попечители.
Педагог — лицо, специально подготовленное для ведения воспитательной, образовательной(обучающей) деятельности и осуществляющее эту деятельность.
К другимработникам образовательного, воспитательного, лечебного или иного учрежденияможно отнести няню, врача, директора, охранника и пр. соответствующегоучреждения.
Совершениепреступного деяния в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнеговозраста, означает, что виновный убежден в малолетнем возрасте потерпевшего илиобоснованно предполагает таковой, но тем не менее совершает данноепреступление.
Субъективнаясторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причемпрямого. Иными словами, виновное лицо осознает общественную опасность своегодеяния и желает его совершить.
8.1. Внекоторых случаях для квалификации деяния как преступления имеет значение цельпосягательства: а) распространение, б) публичная демонстрация или в)рекламирование изготавливаемых, хранимых либо перемещаемых черезГосударственную границу РФ материалов или предметов с порнографическимиизображениями несовершеннолетних лиц.
Слово«заведомо» подчеркивает, что виновное лицо убеждено в том, что вуказанном материале или предмете фигурирует именно лицо, не достигшее18-летнего (ч. 1) или 14-летнего (п. «б» ч. 2) возраста, илиобоснованно предполагает данный возраст потерпевшего, судя по его словам,физическому и психическому развитию, по словам иных лиц.
Субъектпреступного посягательства специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее кмоменту совершения преступления 18-летнего (совершеннолетнего) возраста. В ч. 2коммент. статьи субъект может быть наделен другими дополнительными признаками,используемыми для совершения преступления: а) являться родителем или инымлицом, на которое законом возложены обязанности по воспитаниюнесовершеннолетнего (п. «а» ч. 2); б) быть педагогом или другимработником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения,обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (п. «а» ч. 2); в)участвовать в преступной группе (п. «в» ч. 2).1.3. Ответственность зараспространение непристойной информации
Выполняявзятые на себя перед международным сообществом обязательства, ВЦИК СССР 17ноября 1935 года издал общесоюзный Закон «Об ответственности заизготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображенийили торговлю ими».
Положенияданного Закона уже 25 ноября 1935 года были инкорпорированы в главу восьмуюУголовного кодекса РСФСР, носившую название «Нарушение правил, охраняющихнародное здравоохранение, общественную безопасность и порядок», всоответствующие разделы уголовных кодексов союзных республик. Так впервые вСССР появился уголовно-правовой запрет на порнографию.
В силу ст.182.1 УК РСФСР 1926 года изготовление, распространение, рекламированиепорнографических сочинений, печатных изданий и иных предметов, а также торговляими, хранение с целью продажи или распространения влекли лишение свободы до 5лет, с обязательной конфискацией порнографических предметов и средств ихраспространения.
Если учесть,что на основании ст. 137 УК РСФСР за умышленное убийство без отягчающихобстоятельств виновному полагалось не более восьми лет лишения свободы, тонаказывать распространителей порнографии авторы УК РСФСР собирались весьмасурово. Однако на практике ст. 182.1 УК РСФСР применялась крайне редко, даиначе в те годы и быть не могло. О каком изготовлении, рекламированиинеофициальных изданий в те годы могла идти речь, если все печатные машинки былипод контролем органов госбезопасности: напечатаешь порнографию, сотрудники НКВДтут же расценят подобную смелость как контрреволюционную пропаганду, а в данномслучае виновному пятью годами лишения свободы уже не отделаться.[4]
Статья 182.1УК РСФСР не содержала понятия порнографических изданий или изображений; несмогли дать четкого разъяснения по данному вопросу и специалисты в областинауки и искусства, поэтому на практике не обходилось и без курьезов. Так,например, в начале 50-х г. ХХ века руководство одного из издательств отказалосьпечать фотографию Венеры Милосской, приравняв ее к порнографии. Россиянесередины прошлого века в подобных запретах далеко не оригинальны, во Франции,например, в разряд порнографических в свое время попала книга «МадамБовари» Г. Флобера… Поговорка «О времена, о нравы...»существовала всегда.
В УК РСФСР1960 года законодатель воспроизвел уголовно-правовой запрет на порнографию безкаких-либо существенных изменений. Так, в силу ст. 228 УК РСФСР преступнымипризнавались изготовление, распространение и рекламирование порнографическихсочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографическогохарактера, или торговля ими или хранение с целью их продажи илираспространения. Аналогичным образом данный состав преступления определялся и вбольшинстве УК союзных республик.
Однакосанкция за совершение вышеуказанных действий прежней суровостью уже неотличалась: 3 года лишения свободы либо штраф всего в 300 руб. + обязательнаяконфискация порнографических предметов и устройств по их изготовлению.
Статья 228УК РСФСР долгое время практически не работала, как и ее предшественница.Появление дел о порнографии в СССР криминологи обычно связывают сраспространением ксероксов и видеомагнитофонов. Нравы в те годы блюли весьмастрого, поэтому в уголовном порядке в первую очередь были репрессированыграждане, показавшие своим знакомым фильмы эротического содержания, открытодемонстрируемые теперь по центральным телевизионным каналам. К слову, некоторыеиз приговоров периода перестройки впоследствии были отменены с прекращениемуголовных дел.
Всовременном УК РФ уголовно-правовой запрет содержится в ст. 242«Незаконное распространение порнографических материалов илипредметов». Сейчас она действует в редакции Федерального закона от 8декабря 2003 года N 162-ФЗ. Впрочем, новой назвать редакцию статьи можно лишь сбольшой натяжкой, поскольку, внося изменения в текст нормы, законодатель лишьнесколько уточнил размер штрафных санкций.
Диспозицияст. 242 УК РФ весьма емка, ибо включает в себя пять фактически самостоятельныхсоставов. Прежде чем мы перейдем к анализу интересующей нас уголовно-правовойнормы, позвольте напомнить вам ее содержание.
Незаконноеизготовление в целях распространения или рекламирования, распространение,рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконнаяторговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями илииными предметами порнографического характера наказывается штрафом в размере от100000 до 300000 руб. или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от 1 года до двух лет либо лишением свободы на срок до 2лет.
Взгляд наразмер санкций, предложенных авторами УК РФ, через призму положений ч. 2 ст. 15УК РФ свидетельствует, что все пять перечисленных сравнительно самостоятельныхвидов уголовнонаказуемых деяний законодатель относит к преступлениям всего лишьнебольшой тяжести. Причем в соответствии с юридико-технической конструкциейнормы тяжесть содеянного совершенно не зависит от размера и качества наступившихпреступных последствий, поэтому она может быть определена по правилам ч. 3 ст.60 УК РФ лишь при анализе конкретного уголовного дела правоприменителем.
Следуеттакже отметить, что выбор наказаний, предложенный законодателем суду, весьмаскуп. Практика свидетельствует о том, что реальное лишение свободы засовершение виновными преступлений небольшой тяжести назначается крайне редко.Стало быть, единственной реальной альтернативой применению ст. 73 УК РФ иназначению условного наказания остаются штрафы. Они же, наоборот, весьмасуровы: «Год, другой зарплаты не видать», единовременно либо в силуположений ч. 3 ст. 46 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 года) с рассрочкой насрок до 3 лет от 100 до 300 тысяч рублей.
С учетомразмера среднего заработка по России в 30 — 40 тыс. руб. в год возникаетвопрос: на кого персонально замахнулся в данном случае законодатель? Ответ,думается, может быть только один — на предпринимателя, который изготовление,рекламу и распространение порнографической продукции поставил на промышленнуюоснову и имеет от этого фактический месячный доход, сопоставимый, по крайнеймере, с минимальным размером штрафной санкции. Практика показывает, что впротивном случае приговор в отношении дельца от порнобизнеса неисполним.
Та жепрактика свидетельствует и еще об одном немаловажном для законодателяобстоятельстве: реальный годовой доход лиц, привлекаемых к уголовнойответственности по ст. 242 УК РФ, равен среднестатистическому, поскольку в ихчереде «кустари-одиночки» да «мелкие торговцы». Сказанноеозначает, что суд, выполняя требования ч. 3 ст. 60 УК РФ о том, что наказаниенеизбежно влияет на условия жизни как самого осужденного, так и его семьи,пойдет либо назначение условного наказания, либо на применение ст. 64 УК РФ. Впоследнем случае в силу ч. 2 ст. 46 УК РФ размер штрафа может быть снижен до2500 руб. или заработной платы, иного дохода осужденного за период от 2 недель.Согласитесь, последние цифры выглядят куда реальнее прописанных в санкции ст.242 УК РФ.
Нелишним,наверное, будет добавить, что по делам данной категории в силу положений ст.151 УПК РФ проведение предварительного расследования не обязательно, проводитсятолько дознание, которое, несмотря на обязательное проведениеискусствоведческой экспертизы, в соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК РФ должно бытьзавершено в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Дела опреступлениях, предусмотренных ст. 242 УК РФ, в силу ч. 1 ст. 31 УПК РФподсудны мировым судьям.
Теперьвопрос к уважаемым слушателям (читателям): кто из вас хотя бы раз в жизни невидел порнографического фильма, материала? Думаю, таких будет немного, ибозапретный плод сладок. Какова реакция подавляющего большинства психическиздоровых людей на порнографию? Одного, максимум нескольких подобных просмотровим бывает вполне достаточно, чтобы насытиться на всю оставшуюся жизнь и к этомувопросу больше не возвращаться. Тем не менее если практически все гражданепросмотрели порнографические фильмы, то сколько же должно быть демонстраций? Сучетом численности населения ответ может быть только один: очень много!
А теперьпосмотрим, как на это прореагировали правоохранительные структуры? Вотчисленность зарегистрированных преступлений за период с 2001 по 2003 годы: 442,600, 900; количество выявленных по ним лиц 329, 394, 576 и число осужденных пост. 242 УК РФ за весь период ее существования: 200, 139, 114, 80, 186, 182,288. Обратите внимание, за первые шесть месяцев 2004 года их осуждено вдвоебольше, чем за аналогичный период предыдущего года — 303 человека. Примечательнои то, что по только что введенной ст. 242.1 УК РФ за месяц ее существования в2003 году не выявлено ни одного преступления! Согласитесь, это равнозначнопризнанию — порнографии у нас почти нет, а детской порнографии нет совсем!
Приведенныенами цифры также свидетельствуют: количество выявленных преступников по деламданной категории примерно равно половине зарегистрированных преступлений, ачисло осужденных — примерно половине числа выявленных. Хотя, согласитесь, безраспространения порнографии конкретным лицом не может быть и регистрациипреступления, а если приведенные цифры не совпадают, то порнографией являетсядалеко не все то, что под ней подразумевают лица. Ошибаются они довольно часто,судьба 70% уголовных дел о порнографии — «корзина». Впрочем, в этомнет ничего удивительного, дело о порнографии для большинства нашихправоприменителей — экзотика!
Тем не менеенастоящей порнографической продукцией в России торговали, торгуют, причем,торгуют весьма открыто! Правда, сейчас реклама порнографии не столь откровеннаи назойлива, как это было в середине 90-х годов прошлого столетия, однакоизбежать ее воздействия человеку, например регулярно посещающему некоторые изстоличных вокзалов, практически не возможно. Об этом и писали, и по телевидениювещали, но все безрезультатно. Понятно, спрос рождает предложение. Не отсохнетрука продающего, пока не высохнут глаза жаждущего «клубнички».
Что знаютюристы о порнографии? Как показывает судебная практика, немного! Считается, чтообъектом преступления, предусмотренного ст. 242 УК РФ, является не толькопсихическое здоровье населения, но и общественная нравственность. К предметупреступления относятся порнографические материалы и предметы порнографическогохарактера.
Официальнопод порнографией имеется в виду непристойное, циничное изображение половойжизни людей. В отличие от эротического изображения в порнографии вниманиеакцентируется на контактах половых органов. Порнографическими материалами могутбыть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, то естьживописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения,основным содержанием которых является изображение анатомических илифизиологических потребностей сексуальных отношений. К предметампорнографического характера относятся статуэтки, макеты половых органов и т.п.
Дляустановления порнографического характера материалов или предметов необходимопроизводить искусствоведческие экспертизы.
Объективнаясторона преступления выражается в следующих действиях: а) незаконноеизготовление в целях распространения (создания любым способом материала илипредмета порнографического содержания без соответствующего разрешения либо внарушение установленных правил с целью ознакомления других лиц с ниминезависимо от формы такого ознакомления; б) незаконное изготовление в целяхрекламирования (те же самые действия с целью вызова интереса к материалу илипредмету у иных людей); в) незаконное распространение (в нарушениеустановленных правил или без соответствующего разрешения доведение до сведениялиц материалов и предметов порнографического характера); г) незаконноерекламирование (в нарушение установленных правил или без соответствующегоразрешения сообщение иным гражданам о наличии таких материалов, их содержании,условиях приобретения и т.п.), незаконная торговля (реализация порнографическихматериалов и предметов иным лицам за определенную плату лицом, не имеющимлицензии, в запрещенных местах в нарушение порядка торговли, в том числе ипродажа несовершеннолетним, и т.п.).
Субъективнаясторона преступления может быть только в форме прямого умысла. Виновныйосознает, что незаконно изготовляет, распространяет, рекламирует либо торгуетпорнографическими материалами и предметами, и желает этого. Необходимоустановить цель распространения или рекламирования таких материалов и предметовпри изготовлении. Изготовление или приобретение порнографических материалов ипредметов для личных нужд не образует состава преступления.
Субъектпреступления — лицо, достигшее 16 летнего возраста. При совершении преступлениядолжностным лицом действия виновного квалифицируются по совокупностипреступлений, предусмотренных ст. 242 и ст. 285 УК РФ.
Преступлениесчитается оконченным с момента изготовления хотя бы одного материала илипредмета порнографического характера. Распространение и рекламирование образуютсамостоятельные составы преступления, даже если они совершены лицом, их неизготовившим. Оконченными эти преступления будут с момента ознакомления ссоответствующими материалами или предметами хотя бы одного лица или с моментаполучения информации о них хотя бы одним лицом. Торговля признается оконченнымпреступлением с момента реализации хотя бы одного материала или предмета.
Распространениепорнографических материалов или предметов среди лиц, не достигших 14-летнеговозраста, и ознакомление их с подобными материалами, а также использованиетаких лиц в порнобизнесе следует квалифицировать по совокупности преступлений,предусмотренных ст. 242 и 135 УК РФ.
Статья 242.1«Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическимиизображениями несовершеннолетних» — законодательная новелла, введена в УКРФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ. Норма состоит из двухчастей следующего содержания.
«1.Изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу РФ в целяхраспространения, публичной демонстрации или рекламирования либораспространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов илипредметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних, аравно привлечение заведомо несовершеннолетних в качестве исполнителей дляучастия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим18-летнего возраста, -наказывается лишением свободы на срок до шести лет.
2. Те жедеяния, совершенные:
а) родителемили иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитаниюнесовершеннолетнего, а равно педагогом или работником образовательного,воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзорза несовершеннолетним;
б) вотношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста;
в) группойлиц по предварительного сговору или организованной группой, -наказываютсялишением свободы на срок от 3 до 8 лет.»
Как видим, кдеяниям, перечисленным в ст. 242.1 УК РФ, законодатель отнесся более настороженно:они не только отнесены к категории тяжких преступлений, но и в силу п. 3 ч. 2ст. 151 УПК РФ проведение предварительного следования по ним обязательно — этофункция следователей Министерства внутренних дел РФ. Дела о преступлениях,предусмотренных ст. 242.1 УК РФ в силу ч. 2 ст. 31 УПК РФ, подсудны уже немировым судьям, а федеральным районным судам.
Выборнаказаний, предложенный законодателем суду, сокращен до минимума: тольколишение свободы. Обратите внимание, лицо, совершившее преступление,предусмотренное ч. 1 ст. 242.1 УК РФ, может быть наказано не менее сурово, чемлицо, виновное в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших понеосторожности смерть потерпевшего либо квалифицированного убийства (ч. 4 ст.111 УК РФ от 5 лет лишения свободы, ч. 2 ст. 105 УК РФ от 8 лет лишениясвободы).
Объектомданного преступления являются психическое здоровье населения и общественнаянравственность.
В качествепредметов преступления выступают материалы либо предметы с порнографическимизображением несовершеннолетних девочек и (или) мальчиков, которые содержатнепристойное, циничное изображение половой жизни несовершеннолетних, сакцентированием внимания на контактах половых органов. Элементами порнографииявляются сексуальные извращения, сексуальные контакты, сексуальные манипуляции,извращенное стимулирование непристойного.
Что же ещенам показывает уголовно-правовой анализ ст. 242 и 242.1 УК РФ? В первую очередьто, что распространение обычной порнографии может быть «незаконным»,как об этом прямо говорится в диспозиции ст. 242 УК РФ, и, надо полагать,законным. Если применительно к ст. 222, ст. 228 УК РФ законодатель хотя быпопытался разъяснить, что в торговле оружием и наркотиками законно, а что нет,то регламентаций на этот счет свежее ратификации Конвенции 1923 года нет. Текстее отечественные правоприменители основательно подзабыли, точнее, никогда его ине знали. Тем не менее конструкция диспозиции ст. 242 УК РФ подвигает некоторыхна рассуждения о том, что данная норма носит бланкетный характер, поэтому,описывая преступное деяние, дознаватель обязан указать, какой закон нарушилвиновный и почему его действия по распространению порнографических материалов,предметов он считает незаконными.
Более того,внимательное прочтение ст. 242 УК РФ показывает, что в ней имеется один пробел:«незаконное изготовление в целях распространения» наказывается, а вот«незаконное хранение в целях распространения» нет.
В ст. 242.1УК РФ проблем с «законностью» детской порнографии, а также с ее«хранением» авторы УК РФ создавать не стали, однако и в силу ст. 242УК РФ, и в соответствии со ст. 242.1 УК РФ деяние по изготовлениюпорнографических предметов, пусть даже и с участием детей, не наказывается,если не доказана цель сбыта.
Безусловно,все это усложняет и без того исключительно сложный предмет доказывания по деламо порнографии. Проблема порнографии весьма сложной оказалась не только дляроссийских правоведов, ибо по делам о порнографии имеются даже решенияВерховного Суда США.
Так, врешении по делу «Рот против США», вынесенном еще в 1956 году, былоуказано, что обнаженность и непристойность не являются синонимами.Непристойность характеризуется внешностью обнаженной натуры, стремящейся кисполнению похотливого желания. Возможность изображения обнаженной натуры впроизведениях искусства является свободой, гарантированной Конституцией. Напротяжении веков человечество проявляло неослабеваемый интерес к сексу(величайшему и таинственному стимулу, присущему только людям).
Вот так,секс — величайший стимул, известный только людям, возможность изображенияобнаженной натуры в произведениях — их право, а что делать, если автор пыталсясоздать таковое, но у него получилась порнография, Верховный Суд США не знает,но подчеркивает, что для некоторых уже само по себе изображение обнаженнойнатуры (даже художественное) уже оскорбительно.
СудьяВерховного Суда США Поттер Стюарт по этому поводу заявил: «Я решу, когдасам увижу».
Все же поделу «Миллер против штата Калифорния» было сформулировано состоящееиз трех пунктов определение непристойности материала, который может бытьзапрещен к распространению как порнография:
1) еслисредний человек, рассматривающий произведение с точки зрения стандартовсовременного общества, обнаружит, что в целом оно вызывает сексуальный интерес;
2) еслиработа изображает сексуальное поведение «откровенно агрессивнымобразом»;
3) еслипроизведение в целом не имеет «значительной литературной, художественной,политической или научной ценности».
Как видим,разработанное за океаном определение непристойного изображения человеческоготела, группы тел изобилует оценочными категориями и вряд ли может бытьрекомендовано отечественному правоприменителю.
Покароссийские юристы, беспомощно «плавая» в несвойственной им среде,гадают, чем порнография отличается от эротики, наши законодатели на местахпринимают правила, регламентирующие распространения эротической продукции изапрещающие оборот порнографических материалов.
Так, 6 июля1995 года Областной думой Тюменской области был принят Закон «О контролеза распространением и демонстрацией эротической продукции в Тюменскойобласти». После того как в данный Закон была внесена масса изменений, сутьего по затронутой нами тематике свелась к сухой констатации: эротика — непорнография!
В приложениик Постановлению администрации гор. Барнаула от 9 марта 1999 года «Опорядке организации и проведения в городе Барнауле молодежных дискотек и другихмолодежных культурно-досуговых мероприятий» порнография перечислена в рядутаких вредных привычек, как «наркомания» и «насилие».
Главаадминистрации Амурской области 2 февраля 1996 года принял Постановление, вкотором озаботился регулированием выпуска эротической продукции, принял меры пособлюдению ст. 228 УК РСФСР, дав в данной части даже соответствующие указанияначальнику УВД А.В. Волкову.
ГубернаторСанкт-Петербурга, чтобы отличить эротику от порнографии 3 октября 2000 годаиздал распоряжение, которым создал комиссию из 22 человек. Аналогичная комиссияв Новосибирске насчитывает только 8 членов.
Что касаетсяследственной и судебной практики, то они убоги. Так, работники милиции узнали,что продавец киоска Л. в гор. Йошкар-Ола приторговывает фильмамипорнографического содержания. Прежде чем сделать контрольную закупку, один изних заказал фильм, как он выразился, «погорячее». Позже в ходеконтрольной закупки работниками милиции у Л. был приобретен фильм, опорнографическом характере которого свидетельствовали и его упаковка, и егосодержание.
Однакоуголовное преследование в отношении Л. вскоре было прекращено, посколькуорганам предварительного расследования не удалось опровергнуть версиюподозреваемого о том, что он торговал безобидной эротикой. В результатепроизводство по делу в целом было приостановлено за неустановлением лиц,причастных к торговле порноматериалом!
Что касаетсяиных дел, рассмотренных в отношении «порнодельцов», то они никакогоинтереса не представляют, а их фабулы не только предельно похожи друг на друга,но и сводятся к одной фразе: продавец киоска Х. продал один или несколькопорнофильмов. Читатель спросит: а где же изготовление, перемещениепорноматериалов через границу, подпольные съемочные павильоны? Увы, ничегоэтого в повседневной практике наших правоохранительных структур нет.
Почему?Думается, в первую очередь потому, что общество не чувствует опасности, егочленов крайне редко посещает чувство тревоги, когда они узнают ораспространении порноматериалов, в том числе и детской порнографии.
В заключениехотелось хотя бы коротко упомянуть о том, как к порнографии относятсякриминологи за рубежом. Сразу же уточним, что речь идет о «взрослой»,а не «детской» порнографии, поскольку детская порнография, например,в США преследуется законом как серьезное преступление согласно федеральномуАкту о защите детей от 1984 года, где она, в отличие от России, не подпадаетпод преступление против морали (т.е. преступления без конкретных жертв), аявляется преступлением против личности, по этой причине детская порнографияаприори считается вредной, в то время как рассуждения о вреде и пользепорнографии взрослой все еще продолжаются.
Например,проведенные в 1996 году социальные исследования показали, что только каждыечетверо из десяти жителей США высказались за полный запрет порнографии; лишьшесть из десяти поддержали запрет на продажу порноматериалов лицам моложе 18лет. Более того, до сих пор криминологическими школами не выработано ни одногосколько-нибудь серьезно обоснованного учения о вреде порнографии, единственное,что отстаивают ее противники порнографии, — это то, что изображение женщины каквещи, как животного, призванное развлекать мужчин, не может не влиять насоциальное положение всего женского пола.
Думается,нелишним будет упомянуть и о том, что поскольку по вопросу о порнографииобщество все еще не определилось, как, например, и по вопросу смертной казни,то данную тему активно эксплуатируют спекулянты от политики.2. Защита детейот непристойной информации
ПолитикаРоссии в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетнихявляется неотъемлемой составной частью общей политики государства в отношениидетей, определяется ее направленностью, тактикой и стратегией. Такая политика,призванная обеспечивать всемерную защиту детства, отличается с начала XXI в.непоследовательностью и ущербностью в законодательном регулировании основных,базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации.
Так, врамках проводимой в 2002  2004 годах реформы федеративных отношений и местногосамоуправления федеральным законом от 22.08.2004 № 122ФЗ внесены кардинальные измененияв основы законодательного регулирования правового статуса ребенка в России,закрепленного в основополагающих федеральных законах: «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Обобразовании», «О занятости населения в Российской Федерации» идр. Внесенными в них поправками серьезно ухудшено правовое положениенесовершеннолетних практически во всех сферах их жизнедеятельности(образования, здравоохранения, трудоустройства, культуры, отдыха, досуга,обеспечения жильем и пр.). Тем самым нарушены конституционные и общепризнанныемеждународные принципы и нормы о защите детей, содержащиеся в правовых ирекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ (в том числе в Модельном законеСНГ «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» 1999 года), атакже в прецедентных решениях Европейского Суда по правам человека.[5]
Во-первых,государство в значительной мере отступило от реализации во внутреннемзаконодательстве общепризнанного международно-правового принципа приоритетнойзащиты прав ребенка. Исключено признание государственной политики в интересахдетей «приоритетной областью деятельности органов государственнойвласти» (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации»). Особенно тревожно, что это затронуло наиболеезначимые для развития и благополучия детей социальные сферы и, в том числе,интересы наиболее социально уязвимых групп несовершеннолетних (детей сотклонениями в развитии; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). Из названногозакона изъяты положения о «государственной» поддержке семьи в целяхобеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки кполноценной жизни в обществе, а также о «государственной» поддержкеорганов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций,осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Во-вторых,конституционная обязанность государства, связанная с «защитойдетства» (ст. 38 Конституции), то есть всеобъемлющим и обязательнымобеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридическинеопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностямигосударственной «поддержки» детства (включающими не только«полную» и «материальную», но также «частичную» и«моральную» поддержку). На федеральном уровне отменена такаяважнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдениегосударственных минимальных социальных стандартов основных показателей качестважизни детей», что противоречит принципам единства законности и равенствавсех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающихв разных регионах России.
В-третьих,существенно сужен объем ранее провозглашенных на федеральном законодательномуровне прав детей: законом исключено их право на приоритетную социальную защитусо стороны государства; значительно сокращен объем прав на образование, труд,медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; детилишены права бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовыхуслуг.
В-четвертых,снижен уровень законодательной регламентации гарантий основных прав ребенка,закрепленных ранее за федеральными органами власти и делегированных федеральнымзаконом №122ФЗ субъектам Федерации и органам местного самоуправления. Из числаполномочий органов государственной власти исключено: «принятие федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов РФ о регулировании и защите прав исвобод ребенка»; «финансирование федеральных мероприятий пореализации государственной политики в интересах детей за счет средствфедерального бюджета»; «установление льгот в целях экономическогостимулирования участников мероприятий по реализации государственной политики винтересах детей». С федеральных органов исполнительной власти закономсняты обязанности по осуществлению деятельности по основным направлениям защитыправ и законных интересов детей, поддержки детства. Исключена специальнаянорма о государственных гарантиях приоритетности образования. Из числагосударственных гарантий реализации права подростков на труд исключены гарантииохраны труда, правовой защиты от необоснованного увольнения или необоснованногоотказа в приеме на работу, организации временного трудоустройства детей ввозрасте от 14 до 18 лет, предоставления услуг по профессиональной ориентации.
Такимобразом, на уровне федерального законодательства допущено существенноенарушение международных и конституционных принципов в сфере охраны детства:приоритетной государственной защиты прав и законных интересов детей; равенствавсех перед законом; единства законности; недопустимости издания законов, отменяющихили умаляющих права и свободы гражданина.
В условияхухода государства от решения на федеральном уровне наиболее острых проблемохраны детства вызывает тревогу перспектива принятия разработанного в настоящеевремя в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральнойпрокуратуре РФ проекта федерального закона «О защите детей от информации,наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Этотзаконопроект устанавливает правовые принципы, стандарты и механизмы правовойохраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственномуи духовному развитию. В его основу положены нормы Конституции РоссийскойФедерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантирующиесвободу слова, творчества и массовой информации, свободы в выборе и доступе кинформации взрослой аудитории при условии оптимальной защиты детей отдеструктивного информационного воздействия.
Законопроектпризван реализовать основные принципы государственной политики в сфере защитыдетей от негативной информации, закрепленные на уровне международныхстандартов:
1. принципприоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты;
2. признаниедопустимости и правомерности ограничения в этих целях конституционных прав исвобод физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают впротиворечие с правами и законными интересами детей, нарушают их физическую,интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность;
3. признаниеправа ребенка на информационную безопасность: на обеспечение защиты со стороныобщества и государства от тех видов информации, которые представляют опасностьдля жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальномунравственному, духовному, психическому и физическому развитию;
4. признаниеправомерности установления в интересах защиты национальной безопасности иобщественной нравственности абсолютного запрета на использование средствмассовой информации, компьютерных сетей и других носителей информации в целяхсовершения уголовно наказуемых деяний, осуществления экстремистскойдеятельности, пропаганды порнографии, наркотических средств и психотропныхвеществ, культа насилия и жестокости, а также для распространение инойинформации, оборот которой запрещен федеральными законами (например,злоупотребление изображением и голосом ребенка в эротических целях,распространение конфиденциальных сведений о ребенке без его согласия и согласияего законных представителей );
5. учет приформировании государственной информационной политики в целях защиты игармоничного развития детей российских традиций и культурных ценностей;
6. признаниеприоритета над запретительными мерами превентивных мер защиты детей отинформации, наносящей вред их здоровью и развитию.
Международнаяи зарубежная законодательная практика неуклонно придерживается принципадопустимости и правомерности ограничения общих прав физических и юридическихлиц, когда это необходимо: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) дляохраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья илинравственности населения, в том числе в случаях, когда они вступают впротиворечие с законными интересами детей. Помимо общих принципов разрешенияколлизии прав и свобод граждан в информационной сфере, международное право закрепляетспециальные стандарты оборота разных видов информации и ограничения на ихраспространение среди несовершеннолетних. Так, в Рекомендациях № R (97)19Комитета Министров странучастниц Совета Европы о демонстрации насилия вэлектронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г. и № R (89)7относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие,жестокость или имеющих порнографическое содержание от 22 апреля 1989 г.,сформулированы ограничения (особенно в целях защиты детей) для распространенияуказанных аудиовидеозаписей, а также поощряющих прием наркотиков, допускаетсявведение запрета на: а) коммерческое распространение или предложение такихаудио видеозаписей несовершеннолетним; б) коммерческое распространение илипредложение поставок, за исключением продаж, осуществляемых строго в отсутствиинесовершеннолетних; в) на их распространение; г) торговлю ими по почте,поскольку «это может оказать вредное воздействие на физическое,психическое или нравственное развитие общества, в особенности молодежи.
Конвенция оправах ребенка, признавая в статье 17 важную роль СМИ в обеспечении доступаребенка „к таким информации и материалам, которые направлены на содействиесоциальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическомуи психическому развитию ребенка“, ориентирует государства на поощрениеразработки „надлежащих принципов защиты ребенка от информации иматериалов, наносящих вред его благополучию...“. Руководящие принципы ООНдля предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. ориентируютСМИ на сведение „к минимуму показа материалов, связанных с порнографией,наркотиками и насилием“, требуют „избегать показа детей, женщин иличных отношений в унижающей достоинство форме“. В то же время статья 13Конвенции о правах ребенка, провозглашая „право ребенка свободно выражатьсвое мнение“, включающее „свободу искать, получать, передаватьинформацию и идеи любого рода“, устанавливает, что его осуществление можетподвергаться некоторым ограничениям, которые необходимы для уважения прав ирепутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественногопорядка, здоровья или нравственности населения.
Приведенныемеждународноправовые принципы и нормы в целом инкорпорированы в отечественнойправовой системе (ст. 4 ФЗ „О средствах массовой информации“, Основызаконодательства РФ о культуре, ст. 16, 16.1 и 20 ФЗ „О рекламе“ идр.). Сохранение нравственности, духовности российского общества, обеспечениефизической, духовной и информационной безопасности детей официально признаныважнейшими объектами национальной безопасности России. Согласно Концепциинациональной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ,обеспечение национальной безопасности государства включает в себя защиту культурного,духовнонравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,формирование государственной политики в области духовного и нравственноговоспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени вэлектронных средствах массовой информации для проката программ,пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение,эксплуатирующих низменные проявления. Вместе с тем, введение на законодательномуровне указанного и иных запретов и ограничений на распространение деструктивнойинформации до сих пор остается декларативным, не сопровождается должнойправовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими ифизическими лицами, установлением мер юридической ответственности за ихнарушение.
Цельюзаконопроекта, с точки зрения юридической, является реализация норм статьи 14ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“,предусматривающей принятие органами власти РФ мер „по защите ребенка отинформации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному идуховному развитию, в том числе… от распространения печатной продукции, аудиои видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию,наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение“, а также установлениена законодательном уровне нормативов распространения печатной продукции, аудиои видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования.
Законопроектрегулирует отношения, складывающиеся по поводу охраны и защиты здоровья,нормального развития, физической, интеллектуальной, нравственной, психическойбезопасности детей, прав и законных интересов детей при обороте информации,наносящей вред их социальному, духовному и нравственному благополучию. Ондолжен применяется в отношении любых физических и юридических лиц, занятыхоборотом информационной продукции на территории России. Действие законараспространяется на оборот информации, предназначенной для распространениясреди детей или неограниченного круга лиц, независимо от способа ее фиксации, содержащейсяна: любых видах печатных, кино аудио или видеоносителей; в СМИ (включаяинформацию, распространяемую через телекоммуникационные сети открытого доступа,в том числе по кабельным телевизионным сетям); на компьютерных информационныхносителях; а также на оборот любых видов рекламной информации; информации,распространяемой посредством публичных зрелищных мероприятий, игр и игрушек.
Представленныйзаконопроект предусматривает правовые механизмы, позволяющие применить напрактике закрепленные в нем следующие концептуальные подходы к обеспечениюэффективной защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию:
дифференцированныйподход в обеспечении информационных прав и свобод несовершеннолетних и их»информационной безопасности" в зависимости от возраста детей потребителей информационной продукции и вида такой продукции путем установленияна уровне федерального законодательства возрастной классификации информационнойпродукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей, и введенияразличных (по объему возрастных ограничений) требований к содержаниюинформационной продукции, разрешенной для распространения среди разныхвозрастных групп несовершеннолетних (соответственно законом вводятся 5возрастных категорий информационной продукции: «Универсальная»,«С 6ти лет в присутствии родителей», «С 12ти лет», «С16ти лет», «С 18ти лет»);
дифференцированныйподход в соблюдении «информационной свободы» взрослых лиц иобеспечении на уровне федерального законодательства «информационной безопасности»несовершеннолетних посредством: а) установления критериев отнесенияинформационной продукции к возрастной категории «Старше 18 лет», б)регламентации законом доступного для детей времени вещания (период с 7 до 22часов по местному времени), в) введения временного водораздела в трансляции«взрослых» передач, распространение которых среди детей запрещено;
дифференцированныйподход к регулированию порядка распространения среди несовершеннолетних разныхвидов информационной продукции, способной нанести вред их здоровью и развитию,посредством регламентации мест ее реализации и предъявления специальныхтребований к ее оформлению;
комплексныйподход к защите детей от вредной информации, предполагающий: а) охват сферойдействия названного законопроекта всех видов информационной продукции; б)регулирование на законодательном уровне требований к содержанию и порядкуоборота информационной продукции, предназначенной для распространения средиразных возрастных групп несовершеннолетних; в) установление мер контроля(надзора) за соблюдением требований законодательства о защите детей от вреднойинформации и мер юридической ответственности(дисциплинарной,гражданскоправовой, административной и уголовной) для должностных, юридическихи физических лиц, виновных в нарушении таких требований; г) одновременноевнесение, помимо специального федерального законодательного акта, пакетапоправок к ряду действующих федеральных законов в целях их приведения всоответствие с международноправовыми принципами и нормам в сфере защиты детей,создания комплекса правовых гарантий информационной безопасностинесовершеннолетних, восполнения пробельности в этой части действующегозаконодательства;
формальноюридическийподход, реализуемый путем максимально возможного (с учетом особенностей объектаправового регулирования) сужения сферы субъективного и произвольного толкованияиспользуемых в законодательстве терминов, касающихся защиты детей от вреднойинформации (понятий пропаганды, демонстрации насилия и жестокости,порнографической и эротической информационной продукции, детской порнографии ипр.), посредством закрепления в законе четких их определений.
Некоторые изреализуемых законопроектом подходов уже закреплены отечественнымзаконодательством, к сожалению, применительно лишь к отдельным видаминформационной продукции и только на ведомственном, подзаконном нормативномуровне. Так, возрастная классификация информационной продукции применительно каудиовизуальным произведениям регламентируется специальным руководством,утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 5 марта 2001 г. № 192.
Дифференцированныйподход к правовому обеспечению «информационной свободы» взрослых и«информационной безопасности несовершеннолетних» с соответствующимизаконодательными и цензурными ограничениями свободы массовой информациипоследовательно проводится в законодательстве большинства ведущих стран Запада(США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и др.) и в международноправовыхактах (например, в Директиве о вещании ЕЭС). В них предусмотрены существенныеограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации,«разрушающей их нравственность» и «нарушающей ихблагополучие», гарантируется приоритетность права детей на информационнуюбезопасность перед сопряженными правами и свободами взрослых лиц (право насвободное получение и распространение информации, свобода слова, свободамассовой информации). В Германии, например, предусмотрена уголовнаяответственность за распространение (включая анонсирование и рекламу) среди лицмоложе 18 лет, а также за публичные формы распространения (включая розничнуюторговлю, радио и телевидение) любых порнографических материалов. В зарубежноминформационном и уголовном праве установлены к тому же жесткие мерыответственности за незаконный оборот (изготовление, хранение, перевозку,распространение, рекламирование) некоторых иных запрещенных видов информации:непристойной, дезориентирующей в сексуальноэтическом плане, пропагандирующейнасилие, жестокость, иные виды антиобщественного поведения. Заключение
Никакаяавтономия личности от государства, общества или какой-то социальной группыневозможна, если гражданину не гарантируется тайна ряда сторон его личнойжизни. Закон призван закрепить наиболее важные гарантии тайны личной жизни иопределить границы проникновения в нее со стороны иных лиц.
Законодательствотрактует тайну как определенного рода сведения, разглашение (передача, утечка)которых может нанести ущерб интересам ее обладателя. Тайну личной жизни можноопределить как сведения (информацию) о различных сторонах индивидуальнойжизнедеятельности человека, разглашение (передача, утечка) которых можетнанести ущерб гражданину.
Тайна личнойжизни охватывает различные стороны индивидуальной жизнедеятельности человека (интимныестороны, привычки и наклонности, здоровье, физические и физиологическиеособенности, средства личного общения, совершаемые человеком юридическизначимые действия, финансовые дела и т.п.). В связи с этим право на тайнуличной жизни включает: тайну личной информации, усыновления, корреспонденции ителефонно-телеграфных сообщений, следственных, нотариальных действий и иныхдействий юрисдикционных органов, медицинскую, банковскую и адвокатскую тайну.
При всеммногообразии проявлений личной жизни граждан применительно к охране тайныличной жизни все их объединяет то, что речь идет об информацииконфиденциального характера, доступ посторонних лиц к которой возможен тольколибо с согласия гражданина, либо в силу прямого указания закона без егосогласия, но со строгим и тщательным соблюдением оснований, условий и порядкаее получения и использования.
К сожалению,право на тайну личной жизни не отражено в действующем гражданском законе. Стеоретической же точки зрения право на тайну личной жизни представляет собойабсолютное право, в силу которого управомоченное лицо вправе требоватьсохранения в тайне информации, полученной с его согласия либо в силу закона безего согласия, а также прекращения ее распространения. Предъявлениеуправомоченным лицом требований в защитуСписок литературы
1.        Конституция РФ, 1993 год
2.        Гражданскийкодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20
3.        Баранова М.В., Колоколов Н.А.Уголовная ответственность за рекламирование порнографических материалов илипредметов: состояние, проблемы, эффективность применения //Реклама и право, — 2005, — N 1
4.        Бачило И.Л. Правовое регулированиепроцессов информатизации // Государство и право. 2005. № 12.
5.        Воеводин Л.Д. Юридический статусличности в России. М., 2004. С. 221.
6.        ВолокитинА.В., Копылов В.А.Оформировании и реализации государственной политики в области правовогообеспечения вхождения России в информационное общество // Сб. НТИ. Сер. 1.1997. № 10.
7.        Голубев К.И., Нарижний С.В. Компенсацияморального вреда как способ защиты неимущественных благ личности. 2-е изд.,доп. СПб.: Изд-во Юридический центр, 2001. С. 46 — 47.
8.        Егоров К.Ф. Личные неимущественныеправа граждан РФ / Ученые записки. ЛГУ, 2003.
9.        Иоффе О.С. Личные неимущественныеправа и их место в системе советского гражданского права // Советскоегосударство и право. 1966. N 7. С. 53
10.     Копылов В.А.Об основныхтеоретических положениях информационного права // Сб. НТИ. Сер. 1. 2006. № 8.
11.     Красавчикова Л.О. Перспективы ипроблемы в регулировании личных неимущественных отношений по новому ГК РФ /Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М.:«Статут», 2001. С. 82.
12.     Красавчикова Л.О. Понятие исистема личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданскомправе Российской Федерации. Екатеринбург, 1994. С. 12;
13.     Малеин Н.С. О моральном вреде //Государство и право. 1993. N 3. С. 33
14.     Мордовец А.С.Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов,2004. С. 17.
15.     Пешкова О.А. Ответственность изащита при причинении вреда неимущественным правам и нематериальным благамграждан и юридических лиц. Автореф. канд. дис. Волгоград, 2006. С. 15.
16.     Покровский И.А. Основные проблемыгражданского права (в серии «Классика российской цивилистики»). М.:«Статут», 2006. С. 120 — 131.
17.     Пучкова М.В. Нормативные актыСовета Министров союзной республики в механизме реализации конституционных правграждан // Сов. государство и право. 1985. N 3. С. 123.
18.     Реализация прав граждан в условияхразвитого социализма. М., 2003. С. 50;
19.     Российская газета. 2001. 4 апреля
20.     Ростовщиков И.В. Права личности вРоссии: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 2004. С. 88- 89.
21.     Теория государства и права / Подред. В.В. Лазарева. М., 2001. С. 96 — 100.
22.     Шевердяев С.Информационныеотношения и система информационного законодательства // Законодательство ипрактика СМИ. 2005. № 1
23.     Явич Л.С. Общая теория права. Л.,2004. С. 201.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.