Реферат по предмету "Государство и право"


Право на образование в Республике Беларусь

Право на образование в Республике Беларусь

Введение
Правона образование вместе с другими культурными правами входит в состав праввторого поколения. Такое название обусловлено не только приоритетоместественных прав первого поколения над культурными, социальными иэкономическими правами, но и временем их разработки. Если права первогопоколения сформировались в конце ХIХ века, то права второго поколения сталипоявляться в конституциях государств только в середине ХХ века.
Сутьправа на образование состоит в предоставлении каждому человеку возможностиполучения базового, специально-технического и высшего образования, а такжевозможности самообразования.
Правона образование является необходимым условием соблюдения других прав. Безполучения образования невозможно полностью реализовать право на труд, так какбез специальности найти хорошую работу крайне сложно. А без работы законопослушныйчеловек вынужден вести скромный, если не нищенский, образ жизни. Он чувствуетсебя ущербным, неполноценным членом общества. При этом ставится под сомнениеодно из прав первого поколения – право на достоинство, потому что безработныйчеловек.
Такимобразом, права второго поколения нужны, прежде всего, для того, чтобы сделатьвозможной реализацию прав первого поколения.
Вданном реферате произведен анализ закона Республики Беларусь об образовании,приводятся выдержки из основных статей этого закона, с тем, чтобы выявить ихнедостатки, особо остановившись на тех статьях, которые на сегодняшний день невыполняются или выполняются не полностью.

1. Международные законы о праве на образование
Первымобщеизвестным международным документом, в котором провозглашается право наобразование, является Всеобщая Декларация прав человека. В статье 26 Декларациисказано: право на образование предполагает обязательное и бесплатное начальноеобразование для всех; доступность среднего и профессионально-технического, авысшее образование должно быт доступно для всех на основе способностей каждого;родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетнихдетей.
НоДекларация прав человека просто провозглашает основные права, задает эталонправового законодательства для всех стран. Однако она не требует соблюденияэтих прав.
Вторымважным документом является Пакт об экономических, социальных и культурныхправах. Он был принят 16 декабря 1966-го года и вступил в силу 3 января 1976-гогода. Основное отличие Пакта от Декларации состоит в том, что Пакт обязываетвсе государства, которые в нем участвуют, неукоснительно соблюдать все егопункты. Среди основных статей Пакта, качающихся права на образование, можноназвать следующие:
– статья3: участвующие в Пакте государства обязуются обеспечивать равное для мужчин иженщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурнымиправами.
– статья6: участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включаетправо каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизньтрудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.Меры, которые должны быть приняты государствами в целях полного осуществленияэтого права, включают программы профессионально-технического обучения иподготовки.
– статья13:
– государствапризнают право каждого человека на образование, они соглашаются, чтообразование должно быть направлено на развитие человеческой личности и сознанияее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основнымсвободам;
– начальноеобразование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
– среднееобразование в его различных формах должно быть открыто и сделано доступным длявсех путем принятия необходимых мер, и в частности, постепенного введениябесплатного образования;
– высшееобразование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основеспособностей каждого путем принятия необходимых мер, и в частности,постепенного введения бесплатного образования;
– должноактивно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установленаудовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальныеусловия преподавательского персонала.
Каквидим, Пакт признает, что право на труд можно реализовать только при наличиисистемы подготовки кадров, а правильное функционирование этой системыневозможно без утверждения права на образование. Основное внимание Пакт уделяетвсеобщности образования, его доступности и обязательной бесплатности.
ЗаконРеспублики Беларусь об образовании соответствует международным нормам и такжепровозглашает всеобщее право на получение бесплатного образования. Однакопрактика не всегда совпадает с теорией. В следующем разделе будут рассмотреныотдельные пункты закона об образовании и их реализация на практике.

2. Закон Республики Беларусь об образовании
 
2.1 Общие положения
В1991-м году на седьмой сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-госозыва был принят Закон РБ об образовании. Он гласит: «Республика Беларусь –суверенное государство, имеет собственную систему образования и воспитания игарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, полученияобразования, соответствующего ее требованиям и способностям, активноеприобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, другихнациональных общностей республики.
РеспубликаБеларусь обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующеесоциально-экономическим условиям функционирования этой сферы, права граждан наполучение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей,защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности».
Цельэтого закона – уточнить и утвердить законодательные аспекты функционированиясистемы образования, указать его цели и принципы. Подобный закон должен быть улюбого социального государства, или государства, которое стремится статьсоциальным. С первого взгляда может показаться, что закон об образовании можнобыло и не писать. Так как он провозглашает очевидные истины, любое государствос разумным правительством заинтересовано в наличии отлаженной системыобразования и подготовке квалифицированных специалистов. Школы, училища и ВУЗы работалии до принятия этого закона. Однако это не так. В современном обществе под любоедействие должна быть подведена юридическая база, чтобы в случае нарушений,злоупотреблений или конфликтов в сфере образования можно было сослаться насоответствующий закон. А чтобы было на что ссылаться, закон описывает основныепринципы управления и финансирования учебных заведений, права и обязанностиучащихся и преподавателей.
2.2 Принципы образовательной политики
Законоб образовании провозглашает следующие принципы государственной политики всфере образования:
– приоритетобщечеловеческих ценностей;
– национально-культурнаяоснова;
– научность;
– ориентацияна мировой уровень образования;
– гуманизм;
– связьс практикой;
– экологическаянаправленность;
– демократизм;
– светскийхарактер;
– преемственность,непрерывность;
– обязательностьбазового девятилетнего образования;
– поощрениеталанта и образованности;
– единствообучения, духовного и физического совершенствования.
Первостепеннойцелью образования закон называет гармоническое развитие личности.
Намой взгляд, перечисленные принципы довольно полно характеризуют тот идеал, квоплощению которого нужно стремится. Единственным спорным моментом являетсясветский характер обучения. Видимо, это обозначает, что на процессе полученияобразования не должны влиять ни какие религиозные организации. С одной стороныэто правильно. Существование общеобразовательных учреждений с уклоном ккакой-либо религии несовместимо со свободой вероисповедания, а такжепротиворечит такому принципу обучения, как научность. С другой стороны, дляпретворения в жизнь принципа национально-культурной основы образования следуетввести в базовую программу изучение основ православной религии. Ведь одним изкраеугольных камней славянской культуры являлось православие. Именно с потерейверы в высшую справедливость и самопожертвование связывают многие людиозлобленность, враждебность и наплевательство молодого поколения.
Какуже говорилось, приведенные принципы отражают идеальную модель системыобразования. Но идеал, как правило, достичь трудно. Среди всех принципов, намой взгляд, наиболее часто нарушаются принципы обязательности базового девятилетнегообразования и поощрения таланта и образованности. Мне известны случаи, когдаучащиеся решали, что девять классов – это слишком много. Проучившись 7–8 лет,они находили какую-нибудь работу и прекращали обучение. Никаких действий повозвращению таких людей в школу не было, да и не могло быть. Законпровозглашает обязательность образования, но не указывает, как этого можнодостичь.
Чтокасается поощрения образованности, то конечно, невозможно и недостойнонормального общества вводить тарифы на оплату успехов в обучении, победы всоревнованиях и олимпиадах. Однако какая-то материальная заинтересованностьдолжна присутствовать, ведь на одном энтузиазме «далеко не уедешь». А в нашейсистеме образования долгие годы единственным поощрением были похвальные листы,почетные грамоты и благодарственные письма родителям. И даже высшая наградашкольного обучения – золотая медаль – уже давно не является золотой.
Такимобразом, кроме провозглашения принципов образования, следует позаботиться и обих исполнении.
2.3 Право на образование
Согласнозакону Республики Беларусь об образовании, все жители Республики Беларусь(включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих натерритории Республики Беларусь) имеют право на равные возможности доступа кнациональной системе образования. Данное право обеспечивается развитиемгосударственных и других учебных заведений, бесплатным обучением вгосударственных базовых школах.
Созданиеи существование развитого, устойчивого государства возможно только если народэтого государства будет состоять из политически, юридически и профессиональнограмотных людей. Всеобщность образования невозможна без законодательногооформления права человека на образование. Поэтому данная статья – не простокопирование международного законодательства, она является необходимым условиемправильного и эффективного функционирования системы образования.
Следуетотметить, что о всеобщности образования говориться и в Конституции РеспубликиБеларусь. В частности, статья 49 гласит: «Каждый имеет право на образование.Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего ипрофессионально-технического образования. Среднее специальное и высшееобразование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждыйможет на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование вгосударственных учебных заведениях».
Ксожалению, реализация права на образование при понижении благосостояния семьиниже определенного уровня становится затруднительной или вообще невозможной.
В«Национальном докладе Республики Беларусь о выполнении решений всемирнойвстречи на высшем уровне в интересах детей» упоминаются следующие данные: 51,4%семей имеют доход ниже прожиточного минимума, а 46,7% населения живет нижеуровня бедности.
Присложившейся ситуации в некоторых малообеспеченных семьях дети с ранних летвынуждены зарабатывать деньги и на обучение у них просто нет времени. Ксчастью, таких семей сравнительно немного. Но сколько в стране семей, длякоторых покупка нормальной одежды и школьных принадлежностей сталанепозволительной роскошью.
Нужносказать, что и бесплатность школьного образования сейчас относительна. В связисо скудным финансированием сферы образования школы вынуждены находитьдополнительные источники денег, и находят их в лице родителей школьников. Частомне приходилось слышать причитания по поводу очередного сбора денег научебники, ремонт класса и т.п.
2.4 Структура системы образования
Согласнозакону Республики Беларусь, наша система образования состоит из следующихэлементов:
– дошкольноевоспитание;
– общеесреднее образование;
– внешкольноеобучение и воспитание;
– среднееспециальное образование;
– высшееобразование;
– подготовканаучных и педагогических кадров;
– повышениеквалификации и переподготовка кадров;
– самостоятельноеобразование граждан.
Каквидим, система образования охватывает практически все возрастные категории, чтоназывается «век живи, век учись». Но и тут нельзя не остановиться накоррективах, которые внесло плохое экономическое положение. Самое большоенегативное влияние было оказано на подготовку научных и педагогических кадров.Люди не хотят идти в науку, так как заработная плата в этой сфере одна из самыхнизких и всегда можно найти менее квалифицированную, но лучше оплачиваемуюработу. То же самое можно сказать и об учителях. Закон указывает, что средняяставка заработной платы педагога устанавливается не ниже средней заработнойплаты служащих в промышленности, а преподавательского состава ВУЗов – в 1,5 иболее раза выше этого уровня. Все это ведет к дефициту кадров в учебныхзаведениях, падению престижа профессии учителя. Многие люди, всей душойрадеющие за учительское дело, предрекают скорый распад системы образования,если ситуация с ее финансированием не улучшится.
/>Поэтому очень важным является то, как именно происходитраспределение денежных средств в сфере образования.
 
2.5Механизм финансирования учебных заведений
Основноесредство финансирования государственных учреждений – государственный бюджет исредства местных бюджетов.
Развитиесистемы образования обеспечивается государственным финансированием в размере неменее 10% от национального дохода Республики Беларусь.
Местныесоветы депутатов в пределах своих полномочий устанавливают размерыфинансирования, условий оплаты труда, налоговые льготы для учебных заведений насвоей территории.
Вгосударственных учебных заведениях не разрешается взыскание платы с учащихся истудентов за обучение. Допускается введение платы за повторное обучение,получение второй или дополнительной специальности.
Следуетсразу отметить, что эта часть закона уже не соответствует действительности.Многие ВУЗы ежегодно объявляют дополнительный набор на платной основе. Обучениена платной основе, особенно студентов из дальнего зарубежья, позволяет получитьдополнительный, весьма ощутимый источник финансирования.
Вбюджете также оговорено и распределение средств между отдельными элементамиобразования. Как видно из таблицы 2, большая половина всех средств тратиться навысшее образование. С одной стороны, это хорошо, но с другой, создаетсявпечатление, что дополнительные средства на высшее образование взяты из всехостальных статей расхода, кроме расходов на среднее специальное образование.
 
Таблица2 – Расходование средств на различные сферы образованияСтатья расхода Сумма млр. руб. Дошкольное образование 3,5 общее образование 1,2 учебно-воспит. учреждения 0,2 проф-тех. образование 1,1 среднее спец. образование 22,2 высшее образование 54,6 Повышение квалификации. 3,5 внешкольное образование 1,2 Другое 8 Всего 95,5
Крометого, в законе не говорится об особенностях финансирования отраслевых учебныхзаведений.
/>/>
2.6Права учащихся
Законоб образовании называет следующие права учащихся:
– выборпрофиля и форм обучения;
– сдачаэкзаменов экстерном;
– бесплатностьв государственных учреждениях пользования учебниками, пособиями;
– набезопасные условия и охрану здоровья при обучении;
– нальготы питания, медицинского обслуживания и проезда в государственномтранспорте;
– напоощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
– получениеповышенных стипендий теми, кто учится на «хорошо» и «отлично»;
– предоставлениестудентам отсрочки от призыва на воинскую службу.
Там,где есть права, обязательно присутствуют и обязанности. Согласно закону обобразовании, учащиеся обязаны:
– уважатьдостоинства преподавателя;
– овладеватьзнаниями и практическими навыками;
– соблюдатьправила внутреннего распорядка.
Перечисленныеправа позволяют сделать процесс получения знаний более простым, доступным ипривлекательным. Но к сожалению, некоторые из этих прав выполняются неполностью.
Начнемс первого права – на выбор профиля обучения. Каждый абитуриент, поступая вучебное заведение, определяет ту специальность, которую он хочет изучать. Но,как правило, он плохо представляет себе те предметы, которые ему придетсяизучать помимо специальных.
Проанализировавситуацию в высших учебных заведениях можно прийти к выводу что зачастуюпрограмма перегружена предметами не связанными с изучаемой специальностью, чтоиногда идет в ущерб основным предметам. Без сдачи зачетов и экзаменов по этимпредметам студент не сможет получить диплом, даже если он отлично разбирается впредметах непосредственно связанных с его будущей специальностью. Примернотакая же ситуация в средних учебных заведения. Всеми признается, что школьнаяпрограмма перегружена, и нужно сократить если не предметы, то хотя бы объемизучаемого по ним материала. Но никаких серьезных действий по изменениюсложившейся ситуации не предпринимается.
Правобесплатного пользования учебниками и пособиями, также иногда нарушается. Какуже говорилось, в некоторых школах обязательным является сбор денег родителямина приобретение учебников.
Справом на льготы тоже иногда возникают казусы. Благополучно дело обстоит толькосо льготным проездом в городском транспорте. Льготы на питание распределяютсягородскими властями по неизвестному принципу. Так, в некоторых учебныхзаведениях города к стипендии полагается дополнительная плата на питание, астуденты других учебных заведений денег на питание не получают. В законе нехватает более развернутой формулировки, в чем именно заключаются льготы студентовна питание и медицинское обслуживание.
Оправе на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе уже говорилось в главе2.2, посвященной принципам системы образования.

3. Право наобразование в других странах/>
Правона образование присутствует в конституциях большинства стран мира. И хотяформулируется оно по-разному, основная идея законов остается прежней:государство должно обеспечивать всеобщее образование. Но в некоторых законах неупоминается бесплатность образования. Например, в статье 46 Конституции КНР от1982 года сказано: «Граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться.Государство обеспечивает всестороннее нравственное, интеллектуальное ифизическое развитие молодежи, подростков и детей». Как видим, этот закон иначетрактует обязательность образования. Если в белорусском законе говориться, чтосреднее образование является обязательным для всех, то в законе КНР неоговаривается обязательный минимум образования. Но при этом закон КНР называетобучение обязанностью граждан, а за невыполнение своих обязанностей человекаможно привлечь к суду. В белорусском законодательстве понятие обязательностиобразования более мягкое.
А вКонституции ФРГ большое внимание уделялось религиозной теме в обучении. Вот, кпримеру, выдержки из статьи 7 этой Конституции:
1.Все школьное дело находится под надзором государства.
2.Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенокполучать религиозное воспитание.
3.Преподавание религии в государственных школах, за исключениемнеконфессиональных, обязательно. Ни один учитель не может быть обязан противсвоей воли преподавать религию.
4.Право учреждения частных школ гарантируется.
Весьмаинтересна с точки зрения права на образование Конституция США. В основныхстатьях Конституции это право не упоминается. Нет его и в первых десятипоправках, которые носят название «Билль о правах». Остальные поправкипосвящены в основном избирательной системе страны. Данный факт можно объяснитьтем, что Билль о правах принимался во второй половине восемнадцатого века, асоциальные, культурные и экономические права стали рассматриваться значительнопозднее. На этот случай в Конституции США есть поправка IХ, которая гласит:«Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться какотрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.»
Образцовойможно назвать Конституцию СССР, в статье 45 которой провозглашается всеобщностьи бесплатность образования, минимальный его уровень и методы обеспечения правана образование: «Граждане СССР имеют право на образование. Это правообеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщегообязательного среднего образования молодежи, широким развитиемпрофессионально-технического, среднего специального и высшего образования наоснове связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернегообразования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся истудентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школена родном языке; созданием условий для самообразования».

Заключение
Обобщаявышеизложенный материал, можно сказать, что закон Республики Беларусь обобразовании гарантирует каждому гражданину возможность полученияразностороннего образования, но только при благоприятном экономическомположении в стане.
Основнойпроблемой в данной области является то, что закону не хватает механизмаобеспечения прав малоимущих слоев населения и более конкретной системыфинансирования учебных заведений.

/>/>Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (сизменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г.и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Об образовании: закон Республики Беларусь от 29 октября1991 г. №1202-XІІ с изм. и доп. от 11 июля 2007 г. // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь.
3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежныхстран / В.Е. Чиркин. – М: «Юристъ» 1999 г.
4. КонституцияСоединенных Штатов Америки. – Москва. ТОО «Иван» – 1993 г.
5. Конституция (основнойзакон) Союза Советских Социалистических Республик. – Москва. «Юридическаялитература» 1989 г.
6. Ведомости ВерховногоСовета Республики Беларусь. №33 (35), 1991 г.
7. Котляр И.И. Правачеловека. Брест. Издательство С. Лаврова. 1997 г.
8. Газета «Беларускi час»№83 (633), 27 октября 2000 г.
9. Газета «Беларускi час»№87 (637), 11 ноября 2000 г.
10. Права человека. Сборникмеждународно-правовых документов. – Минск: Белфранс. 1999 г.
11. «Народная газета» №30(2440), 17 февраля 2000 г.
12. «Настаŷницкаягазета» №118 (5162), 11 ноября 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :