Федеральноеагентство морского и речного транспорта
ФГОУ ВПО«Волжская Государственная академия водного транспорта»
Отделениезаочного обучения
КафедраГосударственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯРАБОТА
«Конституционноеправо России»
Тема: «Правона неприкосновенность частной жизни в РФ»
г. Н.Новгород
2009
Содержание
Введение
1. Право нанеприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового ивнутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовыеосновы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовоймеханизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизмгосударственной защиты конституционного права на неприкосновенность частнойжизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы иограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частнойжизни
7. Проблемыобеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение
Актуальность темыисследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личностипредставляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования.Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблемецентральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степеньсвободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового идемократического развития государства. Современные общественно-правовыепроцессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информациии, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требуетдальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина вновом конституционно-правовом пространстве
Право человека нанеприкосновенность частной жизни получило признание и нормативное закреплениесравнительно недавно, во второй половине XX в. Включение этого права вмеждународные документы (Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданскихи политических правах, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод,Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека,) явилось ключевым моментомего признания со стороны международного сообщества. Включение права нанеприкосновенность частной жизни в конституционно-правовой контекст делаетактуальным вопрос о соотношении этого права с «классическими» правами исвободами человека. Таким образом, можно указать целый ряд причин, делающихпостановку научной проблемы данного исследования актуальной. Между тем, вотечественной юридической литературе право на неприкосновенность частной жизнинедостаточно изучено, отсутствует единая точка зрения в понимании его структурыи содержания, что порождает коллизии в практике обеспечения его реализации исудебной защиты.
Один лишь фактконституционного признания за человеком права на неприкосновенность частнойжизни недостаточен для полного воплощения его в жизнь. Кроме того, следуетотметить, что нормы, относящиеся к охране и защите неприкосновенности частнойжизни несистематизированы, противоречивы, что влечет за собой пробелы вправовом регулировании. В целях упорядочения правового регулирования ипрактического обеспечения права на неприкосновенность частной жизни необходимспециально разработанный комплекс государственных мер, направленных нанормативное регулирование, охрану и защиту данного права. Кроме того,необходимо учитывать, что защита личных прав, в том числе и права нанеприкосновенность частной жизни, происходит не только на государственном, но ина межгосударственном, международном уровне. И с этих позиций необходимопринятие мер, направленных на приведение норм действующего законодательства исудебной практики Российской Федерации в соответствие с общепризнаннымипринципами и нормами международного права, а также международных договоров всфере прав и свобод человека и гражданина.
Степень научнойразработанности темы. Проблемы конституционного регулирования права нанеприкосновенность частной жизни недостаточно изучены в науке конституционногоправа, что объясняется относительной «молодостью» данного права. Российскимиучеными — специалистами в сфере теории права и государства и конституционногоправа исследованы проблемы правового регулирования и обеспечения основных прави свобод человека и гражданина. Так, проблемы прав человека исследованы внаучных трудах С.С. Алексеева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, А.И. Денисова, Л.И.Глухаревой, Е.А. Лукашевой, В.М. Марченко и других.
Проблемы обеспечения изащиты конституционных прав и свобод человека и гражданина раскрываются внаучных трудах В.В. Бойцовой, В.Н. Бутылина, Л.Д. Воеводина, Т.Д. Матвеевой,О.О. Миронова, М.М. Рассолова Ф.М. Рудинского, Н.Ю, Хаманевой, Б.С. Эбзеева идругих.
Отдельным вопросамотраслевого регулирования права на неприкосновенность частной жизни нормамигражданского, уголовного, процессуального права посвящены работы В.Н. Блоцкого,Н.Н. Волошкиной, Е.Е. Калашниковой, В.В. Воронко, Г.А. Митцуковой, И.Л.Петрухина,
Вместе с тем, существуетнеобходимость проведения комплексного, всестороннего исследования всехконституционных аспектов права на неприкосновенность частной жизни в РоссийскойФедерации как права каждого человека.
Теоретической основой данногоисследования являются труды отечественных ученых, специалистов в области праваи государства, таких как А.В. Васильев, Л.Н. Завадская, А.Д. Керимов, В.В.Лазарев, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.С. Матузов, А.С.Мордовец, В.А. Патюлин, А.В. Стремоухов, Д.М. Чечот, В.М. Чхиквадзе, Т.М.Шамба, а также видных конституционалистов — М.В. Баглая, И.Н. Барцица, Е.М.Ковешникова, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Т.Д.Матвеевой, В.А. Ржевского, В.Н. Руденко, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, И.С.Лценко и Других.
Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления,реализации и обеспечения защиты и охраны конституционного права личности нанеприкосновенность частной жизни.
Предмет исследованиясоставляют конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения всфере неприкосновенности частной жизни, нормы отраслевых нормативных правовыхактов Российской Федерации, а также нормы международного права, судебнаяпрактика.
Цель и задачиисследования заключаются в проведении комплексного правового анализа права нанеприкосновенность частной жизни как конституционного и международногоинститута.
Исходя из вышеуказаннойцели, предполагается решить следующие теоретические и научно-практическиезадачи:
— уточнить понятиечастной жизни лица как области правового регулирования;
— проанализироватьзаконодательные нормы, определяющие содержание права на неприкосновенностьчастной жизни;
— выявить субъекты,структуру и содержание права человека на неприкосновенность частной жизни;
— исследовать проблемыобеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни;
— изучить механизм защитыконституционного права на неприкосновенность частной жизни, проблемы егофункционирования на современном этапе государственного строительства;
— рассмотреть вопросылегитимных ограничений и пределов осуществления права на неприкосновенностьчастной жизни.
Методологическую базуисследования составляют общенаучные методы анализа и обобщениянормативно-правовых и эмпирических материалов, с помощью которых рассматриваетсясовременное состояние права на неприкосновенность частной жизни, систему ипринципы его реализации и защиты. В таком контексте конституционно-правоваяпрактика деятельности государственных и негосударственных институтов попредупреждению и пресечению нарушений права на неприкосновенность частнойжизни, а также его восстановлению в случае нарушения предстает как одно изусловий реализации принципа признания человека, его прав и свобод высшейценностью, как показатель демократизма государственного и политического режимаРоссийской Федерации.
В ходе исследованияиспользованы такие методы научного познания, как конкретно-исторический,формально-юридический, статистический, структурно-функциональный,теоретико-прогностический и другие. В частности, конкретно-исторический методиспользован при рассмотрении развития институтов государственной защиты правана неприкосновенность частной жизни; статистический — при сравнительном анализеэффективности использования отдельных механизмов для восстановления конкретныхличных правомочий, являющихся составными элементами права на неприкосновенностьчастной жизни. Теоретико-прогностический метод использован при подготовкерекомендаций по конкретным вопросам правовой практики и законопроектной работы;сравнительно-правовой — при анализе зарубежного опыта конституционно-правовогорегулирования и гарантий обеспечения доступа к правовой информации,составляющей персональные данные. Это позволило, опираясь на исторически имеждународно-апробированные подходы, рассмотреть проблемы обеспечения права нанеприкосновенность частной жизни в их динамике и исторической обусловленности,выявить элементы преемственности и этапности развития общества и государства.
Нормативно-правовую базуисследования составляют международные договоры, участником которых являетсяРоссийская Федерация (в первую очередь, Пакт о гражданских и политическихправах 1966 г. и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.); конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации); федеральные законы (в частности, ЗаконРоссийской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», ЗаконРоссийской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закон РоссийскойФедерации «О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации», Основы законодательства Об Архивном фонде Российской Федерации,Федеральный закон «О связи», Федеральный закон «Об информации, информатизации изащите информации», Федеральный закон «О персональных данных»); указыПрезидента Российской Федерации; постановления Правительства РоссийскойФедерации.
Важное значение имелиобобщение и анализ судебной практики (в том числе Конституционного СудаРоссийской Федерации, судов общей юрисдикции), а также решения Европейскогосуда по правам человека.
Научная новизнаисследования заключается в комплексном, всестороннем анализе понятия,структуры, содержания, способов и пределов осуществления права нанеприкосновенность частной жизни, а также механизмов его защиты и охраны вРоссийской Федерации.
1. Правона неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственногорегулирования
В современной юридическойнауке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание правана неприкосновенность частной жизни. Нет и четкого определения понятия«частная жизнь». Одни специалисты в области прав человека исходят изтого, что право на неприкосновенность частной жизни прямо связано со свободоймысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний иассоциаций, правом создавать семью. Другие включают в право на уважение частнойжизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайнукорреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личномустатусу.
Общей же во всехисследованиях является мысль о том, что право на неприкосновенность частнойжизни, подобно праву собственности или авторскому праву, является сложным посоставу правовым институтом и состоит из отдельных правомочий индивида.Перечень этих правомочий, закрепленный в законах и международных нормативныхправовых актах, не является исчерпывающим, прежде всего, в силу постоянногоразвития общественных отношений.
Отсутствие в федеральномзаконодательстве указания на конкретное субъективное право не означаетотсутствия самого правомочия, поскольку оно закреплено в нормах международногоправа, участником которых выступает Россия. «Все люди рождаются свободнымии равными в своем достоинстве и правах», — так начинается ВсеобщаяДекларация прав человека (ст. 1). Свобода каждого не требует законодательныхдозволений и разрешений, но равенство в достоинстве и правах с другимипредполагает ограничение степени своей личной свободы свободой других.Неприкосновенность частной жизни и уважение к ней есть одно из проявленийличной свободы и ее ограничения.
С учетом этих замечанийпредлагается определить содержание права на неприкосновенность частной жизничерез установление пределов допустимого вмешательства в частную жизнь индивидапри реализации им своей личной свободы.
Всеобщая Декларация правчеловека устанавливает: «Никто не может подвергаться произвольномувмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам нанеприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь ирепутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательстваили таких посягательств» (ст. 12).
Практически в том жеконтексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских иполитических правах (ст. 17).
В Европейской Конвенции озащите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человекимеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности егожилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственныхорганов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленныхзаконом.
2. Конституционно-правовыеосновы права на неприкосновенность частной жизни
Положения, закрепленные вКонституции РФ:
«Достоинстволичности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для егоумалений» (ст. 21). «Каждый имеет право на свободу и личнуюнеприкосновенность» (ст. 22). «Каждый имеет право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести идоброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускаетсятолько на основании судебного решения» (ст. 23). «Сбор, хранение,использование и распространение информации о частной жизни лица без егосогласия не допускаются» (ст. 24). «Жилище неприкосновенно. Никто невправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как вслучаях, установленных федеральным законом, или на основании судебногорешения» (ст. 25).
Таким образом, объектомправа здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина,которая включает в себя:
право на свободурасполагать собой (в том числе находиться без контроля с чьей-либо стороны);
право на тайну частнойжизни (личная тайна, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений);
право на защиту личности(защита своего имени; защита своей чести, достоинства и деловой репутации;защита своей национальной принадлежности; защита права на пользование роднымязыком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества);
право на защиту жилища(неприкосновенность жилища);
право на тайнуголосования.
Последнее выступает какнеобходимое условие реализации свободы голосования гражданина, то есть какчасть его личной свободы.
К основным субъектамправа на неприкосновенность частной жизни относятся:
физические лица,независимо от возраста, гражданства и степени дееспособности;
правопреемники — физические и юридические лица, к которым перешли права на неприкосновенностьчастной жизни умершего правообладателя.
В отношении права натайну голосования в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 32) субъектамивыступают только физические лица, являющиеся гражданами РФ, полностьюдееспособные и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Право нанеприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека. Оноявляется одним из его основных конституционных личных прав, принадлежитчеловеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепцияестественных прав впервые была воплощена английским парламентом в Билле оправах 1689 года. В России в наиболее полном виде она реализована в КонституцииРФ (1993 г.).
3. Конституционно-правовоймеханизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
Информация о частнойжизни лица относится к информации с ограниченным доступом. Правовая охрана правна неприкосновенность частной жизни осуществляется, прежде всего, черезустановление конституционных гарантий. Сюда относятся:
а) запрет произвольноговмешательства в частную жизнь каждого;
б) запрет осуществлятьсбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лицабез его согласия;
в) запрет применять любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человекаи гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения;
г) право каждогоотказываться давать свидетельские показания против самого себя, своего супругаи близких родственников, круг которых определен федеральным законом;
д) право каждого наохрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и право навозмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями(бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
е) обязанность органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лицобеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами,затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
ж) допустимостьограничения прав на неприкосновенность частной жизни лишь на основаниисудебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямоустановленных федеральным законом. Конституционными основаниями такогоограничения прав могут быть необходимость защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечениеобороны страны и безопасности государства или чрезвычайного положения (для рядаправ).
В Европейской Конвенции озащите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен перечень ограниченийправа на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующиеслучаи:
1) законное содержаниелица под стражей после его осуждения компетентным судом;
2) законный арест илизадержание лица за неподчинение законному постановлению суда или с цельюобеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;
3) законный арест илизадержание лица, произведенные в целях его передачи компетентному судебномуоргану по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае,когда имеются достаточные основания полагать, что они необходимы дляпредотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помешать ему скрытьсяпосле его совершения;
4) задержаниенесовершеннолетнего лица на основании законного постановления длявоспитательного надзора или его законное задержание для передачи компетентномуоргану;
5) законное задержаниелиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а такжедушевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6) законный арест илизадержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну илилица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Наиболее подробноразработан перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.
Европейский Суд по правамчеловека своими решениями по пониманию и применению Европейской Конвенции озащите прав человека и основных свобод (РФ является ее участником с 1996 г.) признал, что «существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытоенаблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий,необходимым в демократическом обществе». Но при этом должны существоватьнеобходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Суд установилкритерии правомерности подслушивания (ограничения права на тайнукорреспонденции). В частности, вмешательство не противоречит требованиямКонвенции, если:
оно предусмотрено закономи необходимо в демократическом обществе в интересах государственнойбезопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, вцелях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья или защитынравственности или защиты прав и свобод других лиц;
осуществляется всоответствии с законом;
закон и принятые на егооснове подзаконные акты известны общественности и легкодоступны;
нормативные акты носятнастолько четкий и определенный характер, что, исходя из них, заинтересованныелица могут корректировать свое поведение;
в них фиксируются пределыкомпетенции государственных органов, уполномоченных принимать решения оподслушивании и осуществлять его, и ограничения на способы реализации этихправомочий;
вмешательство необходимодля защиты демократических ценностей и институтов;
оно осуществляется вцелях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных инаиболее опасных преступлений;
круг лиц, против которыхпредпринимаются означенные действия, строго ограничен;
подслушивание носитвыборочный, а не общепоисковый характер;
обеспечиваетсяинституализированный контроль за принятием решений о подслушивании, самимподслушиванием и его прекращением;
вмешательстворассматривается как временная мера;
в отношении информации,полученной в результате прослушивания телефонных разговоров, применяетсяправило конфиденциальности;
в случае прекращения преследованияили оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаютсяему, либо уничтожаются.
В отношении правазаключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд поправам человека установили двойной стандарт:
а) право на переписку сюристом или судебным органом как главное средство защиты индивидом своих прав(в РФ согласно ст. 15 Уголовно — исполнительного кодекса жалобы осужденных,адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью учреждений и органовисполнения наказания, цензуре не подлежат, но это не распространяется напереписку заключенных с адвокатом, что противоречит нормам международногоправа);
б) право накорреспонденцию неюридического характера, которое может быть ограниченогосударством (в РФ в соответствии со ст. 91 УИК получаемая и отправляемаякорреспонденция заключенных подвергается цензуре).
Вмешательство в частнуюжизнь других лиц регламентировано в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ(ред. от 26.12.2008) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принятГД ФС РФ 05.07.1995). В соответствии с этим Законом проведение оперативно — розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан натайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иныхсообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также правона неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения итолько при наличии информации:
— о признакахподготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, покоторому производство предварительного следствия обязательно;
— о лицах,подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, покоторому производство предварительного следствия обязательно;
— о событиях илидействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые нетерпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, атакже при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозугосударственной, военной, экономической или экологической безопасностиРоссийской Федерации, на основании мотивированного постановления одного изруководителей органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность,допускается проведение таких оперативно — розыскных мероприятий с обязательнымуведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с моментаначала проведения оперативно — розыскного мероприятия орган, егоосуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно- розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Закон устанавливаетисчерпывающий перечень оперативно — розыскных мероприятий и органов,осуществляющих оперативно — розыскную деятельность (оперативные подразделенияорганов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой полиции, государственной охраны,пограничной службы, таможни, органов внешней разведки МО и ФАПСИ — длясобственной безопасности). Он разрешает иметь оперативно — технические силы исредства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратурепредприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации стехнических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могутпредоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений илимежведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно — розыскную деятельность.
Запрещено проведениеоперативно — розыскных мероприятий и использование специальных и иныхтехнических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных,запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными нато федеральным законом физическими и юридическими лицами. Разработка,производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за еепределы специальных технических средств, предназначенных для негласногополучения информации (перечень видов которых устанавливается Правительством РФ)не уполномоченными на осуществление оперативно — розыскной деятельностифизическими и юридическими лицами, подлежат обязательному лицензированию.
В законах, регулирующихоперативно — розыскную деятельность государственных органов, заложены дополнительныемеханизмы охраны и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни,которые предусматривают:
— право каждогообжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре,осуществляющей ОРД, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;
— право каждого наполучение информации, собранной в отношении него, если не доказано судомпреступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностныхлиц предоставить такую информацию;
— обязанность должностныхлиц структур, осуществляющих ОРД, их вышестоящих органов, а также судов ипрокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан вслучае незаконного вмешательства в их частную жизнь возместить причиненныйвред;
— запрет органам (должностнымлицам), осуществляющим ОРД, разглашать сведения, затрагивающиенеприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведенияОРД, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральнымизаконами.
Аналогичные нормы содержатсяв Федеральных законах «О почтовой связи», «О связи», гдеустановлено, что все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связисообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться толькоотправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушиваниетелефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка,осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции,получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаютсятолько на основании судебного решения.
4. Механизм государственной защитыконституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы насовременном этапе развития Российской государственности
Как представляется,государство должно определить степень своего участия в регулировании процессовсоздания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем,а также и соответствующих открытых систем в интересах защиты прав граждан.Возьмем, к примеру, нынешнюю ситуацию, когда банки, предприятия и организацииустанавливают у себя импортное оборудование цифровых АТС со встроенным блокомполицейских функций, позволяющим вести в автоматическом режиме запись всехтелефонных переговоров. Это, по мнению собственников таких систем, помогает имзащитить более надежно свои права на коммерческую, банковскую, служебную тайну,но, с точки зрения закона, такие приспособления грубо нарушают конституционныеправа граждан на тайну переговоров, особенно тех, кто не является работникомданной организации.
Другим примеромнеблагополучия в этой области может служить ситуация с цифровыми телефоннымистанциями общего пользования, ответственность за которые несет Госкомсвязи РФ.За пять лет число цифровых телефонных станций возросло с 2 до 76, а цифровыхканалов — до 70 тысяч. В этом импортном оборудовании не исключены закладкиобратной связи, позволяющие бесконтрольно снимать информацию в любое удобноедля поставщиков время без ведома российских пользователей. А это уже не тольконарушение конституционных прав граждан на тайну переговоров, но и прямая угрозадля безопасности страны.
Некоторая правоваянеопределенность возникла и в связи с переходом во многих регионах России напоминутную оплату телефонных переговоров, что предполагает учет всех исходящихзвонков на телефонной станции. При отсутствии определенного в законе правовогорежима сохранения этой конфиденциальной информации, возможно, ее использованиевопреки интересам граждан.
Рассматривая аналогичнуюситуацию, Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что передачазаписей учета звонков без согласия лица, звонки которого подвергались учету,представляет собой неоправданное вмешательство в осуществление права на неприкосновенностьчастной жизни.
Для повсеместногоисполнения конституционных гарантий прав на неприкосновенность частной жизнинеобходимо установить в федеральном законе исчерпывающий перечень случаевпрямого ограничения таких прав в соответствии с конституционными основаниями ирешениями Европейского Суда по правам человека; закрепить во всех законах,касающихся сбора, хранения, использования и распространения информации очастной жизни, дополнительные механизмы охраны и защиты прав; определитьмеханизмы установления ответственности должностных лиц и журналистов,превысивших свои полномочия.
Специальногозаконодательного закрепления требует ограничение права на неприкосновенностьчастной жизни для государственных и общественных деятелей, частная жизнь которыхвызывает особый интерес и повышенное внимание со стороны других лиц и средствмассовой информации.
В данной связипредставляет интерес Резолюция Консультативной Ассамблеи Совета Европы N 428(раздел «С»), в которой сформулированы два правила:
а) в случае противоречиямежду правом на свободу информации и на уважение частной жизни, приоритет имеетправо на свободу частной жизни;
б) частная жизньобщественных деятелей должна защищаться, как и частная жизнь других граждан, заисключением случаев, когда она может оказать воздействие на общественнозначимые события.
Отсюда вытекает задачаопределить перечень таких случаев, дабы не возникали ситуации, подобные той,когда в парламенте РФ велись бесконечные споры о состоянии здоровья ПрезидентаРоссии.
5. Тайнаголосования
Особое место в праве нанеприкосновенность частной жизни занимает право на тайну голосования. Оновозникает у субъекта при реализации им своего избирательного права во времяучастия в выборах органов власти.
Требование проведениявыборов «путем тайного голосования» прямо записано во ВсеобщейДекларации прав человека (п. 3 ст. 21), в Международном Пакте о гражданских иполитических правах (п. «b» ст. 25), в Европейской Конвенции о защитеправ человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Упомянутая статьяКонвенции предусматривает обеспечение «свободного волеизъявления народа ввыборе законодательной власти». На практике это означает, что жалобы,связанные с проведением президентских выборов либо выборов в органы местногосамоуправления, не подпадают под юрисдикцию контрольных органов этой Конвенции.Для России юрисдикция Европейской Комиссии и Европейского Суда по правамчеловека распространяется лишь на жалобы, приносимые на проведение выборов вГосударственную Думу, в представительные органы власти субъектов Федерации, атакже в главы исполнительной власти субъектов РФ — в связи с ихпредставительством в Совете Федерации. В остальных случаях правовая охрана изащита права субъекта на тайну голосования обеспечивается в соответствии снациональным законодательством.
В современном российскомзаконодательстве право субъекта на тайну голосования реализуется черезобязанность государства (в лице избирательных комиссий) обеспечить эту тайну ипредполагает:
- выдачуединообразных избирательных бюллетеней;
— заполнениеизбирательного бюллетеня в специально оборудованном кабинете (комнате, кабине),в котором не допускается присутствие других лиц; немедленное отстранение отучастия в работе членов избирательных комиссий, удаление из помещения дляголосования наблюдателей при нарушении ими тайны голосования.
Такие нормы содержатся в Федеральныйконституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «Ореферендуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) (ст. 33),в Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборахПрезидента Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) (ст. 51), в Федеральныйзакон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принятГД ФС РФ 22.04.2005) (ст. 58), в Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред.от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»(принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (ст. 36, 41), в Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФСРФ 22.05.2002) (ст. 30). Во всех случаях нормы законов, как и нормымеждународного права, прямо указывают, что гражданин обязан голосовать лично ибюллетень может быть выдан лишь при предъявлении документа, удостоверяющеголичность.
6. Пределыи ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенностьчастной жизни
Информация, затрагивающаянеприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законныхоснованиях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны(если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональныхобязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой) и врежиме служебной тайны (если она получена представителями государственныхорганов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебныхобязанностей в случаях и порядке, установленном законом).
Защита прав нанеприкосновенность частной жизни может осуществляться в неюрисдикционной форме(самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме(в судебном порядке или в специальном — административном).
В последнем случаепотерпевший подает жалобу на должностное лицо (орган), нарушившие его права, ввышестоящий орган либо прокурору, которые обязаны принять меры повосстановлению нарушенных прав.
В судебном порядке различаютспособы гражданско-правовой, административно — правовой и уголовно — правовойзащиты.
К основным способамгражданско-правовой защиты прав на неприкосновенность частной жизни, какнематериальных благ, относятся права требовать через иск в суд:
— признания права;
— восстановленияположения, существовавшего до нарушения права;
— признания действийнезаконными;
— пресечения действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признаниянедействительным акта государственного органа либо органа местногосамоуправления;
— возмещения убытков;
— компенсации моральноговреда (физических или нравственных страданий);
— опубликования ответапотерпевшего;
— опровержения по судупорочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений (в том числе всредствах массовой информации), если распространивший такие сведения недокажет, что они соответствуют действительности.
Под моральным вредомпонимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями(бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силузакона нематериальные блага (в том числе неприкосновенность частной жизни).Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях всвязи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественнуюжизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространениемне соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство илиделовую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либоправ, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждениемздоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственныхстраданий и др. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007 N 24 «ОВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОТ 29 СЕНТЯБРЯ 1994 Г. N 7 „О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ“ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПЛЕНУМА ОТ 25 АПРЕЛЯ 1995 Г. N 6, ОТ 25 ОКТЯБРЯ 1996 Г. N 10, ОТ 17 ЯНВАРЯ 1997 Г. N 2, ОТ 21 НОЯБРЯ 2000 Г. N 32, ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 11, ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. N 6)»).
Под распространениемсведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, следуетпонимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- ителепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствахмассовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичныхвыступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной,в том числе устной форме, нескольким или хотя бы одному лицу.
Порочащими являются несоответствующие действительности сведения о нарушении гражданином действующегозаконодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка,неправильном поведении в быту и т.д.), которые унижают честь, достоинство иделовую репутацию гражданина.
В соответствии с ЗАКОНОМОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (вред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ)потерпевший может обжаловать такие действия (решения) и требовать их признаниянезаконными.
В отношениигосударственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанныенезаконными, суд определяет меру ответственности, предусмотренную ФЗ «Обосновах государственной службы РФ» и другими федеральными законами, вплотьдо представления об увольнении. При этом ответственность может быть возложенакак на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кемпредоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).
В случае административно- правовой защиты потерпевший через жалобу в суд может требовать привлечения кадминистративной ответственности лица, допустившего распространение ложныхсведений о кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния наисход выборов.
Уголовно — правоваяответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни можетнаступить в случаях, установленных в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, — заклевету, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушениетайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение тайны голосования.
Применение мер уголовно — правового воздействия не исключает права потерпевшего требовать от нарушителягражданско — правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсацииморального вреда, опровержения.
Сопоставление нормгражданско — правовой, административной и уголовной ответственности сдействующими законами позволяет сделать вывод, что далеко не все случаинарушения установленных в действующих законах правовых ограничений и запретовнашли отражение в кодексах.
Так, не наступает никакойответственности за разработку без лицензии специальных технических средств,предназначенных для негласного получения информации, хотя Федеральный закон от12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) «Об оперативно-розыскнойдеятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) прямо устанавливает такоеограничение. Не нашел отражения ни в одном из кодексов РФ конституционныйзапрет на хранение информации о частной жизни лица без его согласия. Требуетсявнесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
7. Проблемыобеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Участие России в открытыхинформационных системах и международном информационном обмене придает особуюактуальность и значимость задаче обеспечения неприкосновенности частной жизниграждан от тотального контроля со стороны государственных органов, коммерческихорганизаций и преступного мира.
В Европе для охраны изащиты прав на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизированнойобработки данных о гражданах более 35 лет назад был введен особый институтправовой охраны личности — так называемый институт защиты персональных данных.Во многих европейских государствах приняты национальные законы о персональныхданных, в ряде стран введены независимые уполномоченные по защите этих данных.Отсутствие в Российской Федерации аналогичного национального закона сдерживаетвозможность международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе спреступностью, что получило подтверждение на Международной конференции,проведенной 25 июня 1998 года в парламенте РФ на тему «Международноесотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконнымпутем».
Федеральный законРоссийской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации» вводит понятие «персональныеданные»; относит персональные данные к конфиденциальной информации иустанавливает, что перечни персональных данных должны быть закрепленыфедеральным законом; требует, чтобы деятельность негосударственных организацийи частных лиц по обработке и представлению персональных данных, по проектированиюи производству средств защиты информации и обработки персональных данныхобязательно лицензировались в порядке, установленном Правительством РФ.
К персональным данныммогут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта — носителя персональных данных — может нанести вред его чести, достоинству,деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественныминтересам. В первую очередь здесь имеют значение биографические иопознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения, усыновления,развода); личностные характеристики (о личных привычках и наклонностях);сведения о семейном положении, об имущественном, финансовом положении (кромеслучаев, прямо установленных законом); о состоянии здоровья.
Субъектами права вобласти персонификации выступают:
— физические лица, ккоторым относятся соответствующие данные, а также их наследники;
— держатели персональныхданных — органы государственной власти и органы местного самоуправления,юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор,хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожениеперсональных данных (баз персональных данных).
Работа с персональнымиданными должна соответствовать следующим требованиям:
а) персональные данныедолжны быть получены и обработаны на основании действующего законодательства;
б) они включаются в базыперсональных данных на основании свободного согласия субъекта, выраженного вписьменной форме, за исключением случаев, установленных в законе;
в) они должнынакапливаться для точно определенных и законных целей, не использоваться впротиворечии с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним;
г) они должны бытьточными и в случае необходимости обновляться;
д) они должны хранитьсяне дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежатьуничтожению по достижении этой цели или при миновании надобности;
е) они охраняются врежиме конфиденциальной информации, исключающем их случайное илинесанкционированное разрушение или случайную утрату, а равнонесанкционированный доступ к ним, изменение, блокирование или передачу данных;
ж) для лиц, занимающихвысшие государственные должности, и кандидатов на эти должности может бытьустановлен специальный правовой режим, обеспечивающий открытость толькообщественно значимых персональных данных.
Правовая охранаперсональных данных начинается с момента их получения держателем и должнаносить бессрочный характер. При получении персональных данных в государственныхорганах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режимеслужебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уголовную,административную и гражданско — правовую ответственность за разглашение этихсведений или их незаконное использование.
Режим конфиденциальностиперсональных данных снимается в случаях их обезличивания, и по желанию субъектаможет быть установлен режим общедоступной информации — библиографическиесправочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т.д. Вобщедоступные базы данных могут включаться следующие установочные персональныеданные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес места жительства иместа работы, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения,предоставленные субъектом и/или полученные из открытых источников. В последнемслучае держатель должен проинформировать субъекта о содержании его персональныхданных, об источниках получения и цели использования.
Персональные данныеконкретного субъекта безотлагательно должны исключаться из общедоступной базыданных на основании распоряжения этого субъекта или решения полномочногогосударственного органа в случаях, указанных в законе. Должны запрещаться любыедействия с персональными данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение,национальную принадлежность, языковую, партийную, религиозную принадлежность,исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законеслучаев. Так, в ФЗ «Об основах государственной службы» (ст. 8) и в ФЗ«О службе в таможенных органах» (ст. 24) прямо запрещается сбор ивнесение в личные дела (реестры) государственных служащих (в том числесотрудников таможенных органов) сведений об их политической, религиознойпринадлежности и о частной жизни. Работа с персональными данными для юридическихи физических лиц должна осуществляться на основе лицензии, кроме случаев,исключающих передачу этих данных другим лицам.
Государство можетосуществлять регулирование действий держателей персональных данных в формах:
— лицензирования действийс персональными данными;
— регистрации базперсональных данных;
— регистрации держателейперсональных данных;
— сертификацииинформационных систем, предназначенных для обработки персональных данных.
Субъект персональныхданных в отношении своих данных имеет следующие права:
— предоставлять кому-либоперсональные данные по своему усмотрению;
— иметь доступ к своимперсональным данным;
— уточнять своиперсональные данные;
— блокировать (сниматьблокирование) какие-либо действия с персональными данными;
— обжаловатьнеправомерные действия в отношении персональных данных;
— требовать отгосударственного органа отказа в выдаче лицензии, отзыва лицензии у держателяперсональных данных.
Ограничение прав субъектана свои персональные данные возможно только в случаях, прямо установленных взаконе, в том числе:
1. В отношении правапредоставления своих персональных данных — для субъектов, допущенных ксведениям, составляющим государственную тайну, — в пределах, установленныхЗаконом Российской Федерации «О государственной тайне».
2. В отношении правадоступа субъекта к своим персональным данным, внесения уточнений в своиперсональные данные, блокирования своих персональных данных:
для лиц, в отношениикоторых персональные данные получены в результате оперативно — розыскной деятельности,за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушениемдействующего законодательства либо если судом не доказано преступление,задуманное или совершенное определенным лицом;
для субъектов,задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявленообвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения допредъявления обвинения.
Защита прав субъектаперсональных данных может осуществляться в административном порядке (черезподачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам субъектовперсональных данных — при создании такой службы) или в судебном порядке(аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни).
Выводы
Всеобщая декларация прав человека в ст. 12провозглашает: «Никто не может подвергнуться произвольному вмешательству вего личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенностьего жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человекимеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, каждый гражданинимеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Этомуправу корреспондируют положения части 1 ст. 24 Конституции РФ, устанавливающие,что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизнилица без его согласия не допускаются.
Статья 137 Уголовного Кодекса представляет собойуголовно-правовую гарантию этих конституционных прав граждан.
Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ правоваяконструкция состава перетерпела существенные изменения.
Во-первых, исключены такие обязательные признакисостава преступления, как совершение его из корыстной или личнойзаинтересованности, относящиеся к субъективной стороне рассматриваемогосостава. В настоящее время такой заинтересованности не требуется, чтосовершенно справедливо, так как возможность причинения реального вредаинтересам потерпевшего не может быть поставлена в зависимость от побужденийвиновного.
Во-вторых, исключены и материально-правовыепоследствия совершения преступления в виде реального причинения вреда правам изаконным интересам граждан. Вследствие этого конструкция состава сталаформальной.
Литература
1. Гольдман Р.,Лентовска Э., Франковски, С. Верховный суд США: Права и свободы граждан /Ред.Т. Карпович. -БЕГА.
2. Кутафин О. Е.Неприкосновенность в конституционном праве. М.: Юристъ, 2001.
3. Малеина М. Н.Личные неимущественные права граждан: Понятие, осуществление, защита. М.:МЗ-Пресс,2000.
4. Петрухин И. Л.Личные тайны (Человек и власть). М.: Институт государства и права РАН, 1998.
5. Петрухин И. Л.Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989.Описание книги на ЮридическойРоссии
6. Романовский Г. Б.Право на неприкосновенность частной жизни. М., 1997.Описание книги наЮридической России
7. Романовский, Г.Б. Нормативное закрепление права на неприкосновенность частной жизни//Юрист.2000. № 11. С. 3 — 5.
8. Романовский, Г.Б. О полномочиях государственных органов, ограничивающих неприкосновенность частнойжизни //Конституционные основы организации и функционирования институтовпубличной власти в Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001. С.255—257.
9. Хужокова И. М.Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность частной жизнив РФ/Под ред. докт.юрид.наук, проф. Е. В. Колесникова. М.: Юрлитинформ, 2008.
10. Хужокова И. М.Право на неприкосновенность частной жизни в системе прав человека //Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2.Аннотация статьи на сайтежурнала
11. Хужокова, И. М.Право на частную жизнь в юридической доктрине США //Закон и право. 2007. № 8.С. 109—111. Описание статьи на Юридической России
12. Мамедов С.Н.Конституция России о праве граждан на неприкосновенность частной жизни //«Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2007. — № 6. 0,3 п.л.
13. Мамедов С.Н.,Савельева О.Е. Актуальные проблемы правового регулирования отношенийгосударства и религиозных объединений в России // Сб. научных статей «ПроблемыРоссии: история и современность» / Под ред. В.В. Гуляевой, Владимир, 2003 г., 164 с.
14. Мамедов С.Н.Некоторые вопросы государственного обеспечения безопасности граждан //Материалы международной научно-практической конференции «Творческий подход кобучению в высшей школе», 3—4 октября 2001 г. — Владимир, 2002. — 196 с.
15. Мамедов С.Н.Отграничение преступлений в сфере лесопользования от иных правонарушений //Вестник Международного института управления. — 2005. — № 10—12. — 0,5 п.л.