Содержание
Введение. 2
Право на забастовку. 3
Заключение. 15
Список использованнойлитературы: 16
Введение
Право назабастовку принято называть одним из основополагающих прав второго поколения,т. е. социальных прав человека.[1] Несмотря на это, в актахМОТ до сегодняшнего дня отсутствует закрепление права на забастовку, что несоответствует международным стандартам, принятым на более высоком уровне —ООН. Принятый ООН в 1966 г. Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах содержит указание на обязанность подписавших егостран обеспечить право на забастовку. Но порядок реализации этого права долженопределяться национальным законодательством. Как отмечалось выше, конвенции ирекомендации МОТ прямо не провозглашают право на забастовки, но тем не менееэто право упоминается в ряде конвенций. Например, Конвенция об упразднениипринудительного труда № 105 (1957) запрещает использование принудительногоили обязательного труда в качестве наказания за участие в забастовке.Контрольными органами МОТ — Комитетом по свободе объединения и Комитетомэкспертов по применению конвенций и рекомендаций сформирована практикаприменения принципов МОТ в отношении права на забастовку.
Между тем нево всех странах имеет место юридическое закрепление права на забастовку. Всвязи с этим ученые-трудовики обычно подразделяют государства на два вида:государства, где законом гарантировано право на забастовку (Германия, СШАи др.), и государства, которые признают свободу забастовок. В последних взаконодательстве право на забастовку в позитивной форме не выражено, нозабастовка в принципе не запрещается. Это право выводится из права наассоциацию (Бельгия, Великобритания, Люксембург и др.).
Право на забастовку
КонституцияРФ (ст. 37) признает право работников на забастовку, порядок реализацииэтого права предусмотрен ТК РФ.
Право назабастовку — коллективное по своей природе право. В этом смысле по своейсущности право на забастовку является коллективным правом и не укладывается врамки индивидуальных трудовых отношений, «является выражением коллективной волиработников, а для регулирования действий коллектива нельзя механическиприменять те правила и законы, которые имеют своим назначением регулированиеповедения отдельных лиц».[2] В связи с этим участиеработника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовойдисциплины и основания для расторжения трудового договора. Если забастовка какколлективный акт законна, то участие в ней не может рассматриваться какнарушение условий индивидуального трудового договора. Это действительно должныбыть «коллективная воля», коллективное решение о проведении забастовки.
Носителямиправа на забастовку являются коллективные субъекты: профсоюзы, работникиорганизации. Во многих странах право на забастовку понимается как право,принадлежащее исключительно профсоюзам. Поэтому забастовки, объявленные непрофсоюзом или не получившие поддержки, одобрения профсоюзов, называются неофициальнымии запрещаются законодательством (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция,Португалия и др.). В ряде других стран право на забастовку признается посвоей природе индивидуальным правом, поэтому им наделяются непосредственноработники (Италия, Нидерланды, Франция). Иногда в национальном законодательстверяда стран вводится количественный критерий, согласно которому право назабастовку предоставляется двум и более работникам (Намибия), трем и болееработникам (Гватемала, Коста-Рика), пяти и более (Панама).[3]
Комитет посвободе объединения разъяснил, что данное право распространяется на трудящихсяи их организации (профсоюзы, федерации, конфедерации). Как правило, право назабастовку признается МОТ за профсоюзными организациями. Между тем контрольныеорганы МОТ признали, что в национальном законодательстве возможно закреплениеданного права в качестве предмета договора, заключенного при участииопределенной части трудящихся независимо от их членства в профсоюзе.
В качественеобходимого условия реализации права на забастовку указанные органы называютобязательство иметь определенный кворум и получить согласие оговоренногобольшинства для принятия решения о забастовке. При этом особо подчеркивается,что требование о принятии решения о забастовке более чем половиной голосов всехзаинтересованных трудящихся является чрезмерным и может затруднить проведение забастовки,особенно на больших предприятиях, при наличии профсоюзов с большим числомтрудящихся. Иными словами, кворум и метод голосования и требуемое большинствоголосов не должны быть такими, чтобы повлечь за собой риск серьезногоограничения права на забастовку.
Закон РФ околлективных трудовых спорах (1995) предоставлял право на забастовку какпрофсоюзным организациям, так и непосредственно работникам в лице органовобщественной самодеятельности. В ТК РФ позиция законодателя изменилась всторону ограничения самостоятельного независимого права профсоюзных организацийобъявлять забастовки. По ТК РФ этим правом наделены субъекты коллективноготрудового спора: работники организации, филиала, представительства, иногообособленного структурного подразделения. Решение об объявлении забастовки,принятое профессиональным союзом (объединением профсоюзов), должно утверждатьсядля каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации(ст. 410). Но при этом правом на забастовку наделены работники не толькоорганизации в целом, объявить забастовку могут работники филиалов,представительств иных обособленных структурных подразделений организации. Вовсех перечисленных случаях должны соблюдаться требования к кворуму:1) правомочный состав присутствовавших на общем собрании(конференции) — не менее 2/3 от общего числа работников, делегатовконференции); 2) принятие решения о забастовке, если за него проголосовалоне менее половины работников, присутствовавших на собрании (делегатовконференции).
Согласно ТКРФ признаются незаконными и не допускаются забастовки в следующих случаях.Во-первых, всем работникам запрещены забастовки в периоды введения военного иличрезвычайного положения. Во-вторых, забастовки запрещены в органах иорганизациях по перечню, установленному ТК РФ (правоохранительные органы,Вооруженные Силы РФ, станции скорой и неотложной помощи и др.). В-третьих,забастовки запрещены в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельностинаселения, но только если создается угроза обороне страны и безопасностигосударства, жизни и здоровью людей (ст. 413). При отсутствии такой угрозыработники названных организаций вправе объявить забастовку. Названный переченьоснований признания забастовки незаконной является общей нормой, правилом. Федеральнымзаконом право на забастовку может быть ограничено и в иных случаях. В случаях,когда законодательством забастовки не допускаются, решение по коллективномутрудовому спору принимает административный орган. По ТК РФ этим правом наделеноПравительство РФ (ст. 413), но рассмотрению коллективного спора названныморганом должны предшествовать, по общему правилу, примирительные процедуры.
Закон РФ околлективных трудовых спорах (1995) фактически запрещал политическиезабастовки, установив, что признаются незаконными забастовки, создающиереальную угрозу основам конституционного строя. ТК РФ названной формулировки несодержит. Но при этом в ТК РФ четко определена целевая направленностьзабастовки как способа разрешения конкретного коллективного трудового спора (ст. 409).Забастовки солидарности российским трудовым законодательством не предусмотрены,но и прямо не запрещены.
Законностьсредств забастовки связана с легализацией способов (форм) ее проведения.Забастовка состоит не в прекращении трудовых отношений, а в коллективном ихприостановлении.
В современномзаконодательстве зарубежных стран признаются не только традиционные видызабастовок в форме полного или частичного приостановления работы, но и иные такназываемые нестандартные, не связанные с прекращением работы: производительныезабастовки, сидячие забастовки, замедление темпов работы, «шахматные»,круговые, забастовки солидарности и др. В некоторых странах (Австралия,Южная Корея, Великобритания, Швеция) юридическое значение имеет не термин«забастовка», а более общий — «промышленная акция», когда подзаконодательную защиту подпадает и ряд иных действий работников, не являющихсясобственно прекращением работы.[4] Принципы Контрольныхорганов МОТ не содержат определения забастовки, которые позволили бы сделатьвыводы в отношении законности различных способов проведения забастовки. Однаконекоторые типы забастовочных действий (включая захват рабочих мест, снижениетемпов работы или «работу по правилам»), которые не являются типичными случаямипрекращения работы, признаются Комитетом по свободе объединений при томусловии, что они осуществляются мирным путем. Комитет считает, что какие-либоограничения относительно форм забастовочных действий оправданы только в томслучае, если данные действия выходят за рамки действий мирного характера.
В ТК РФлегализована одна из форм забастовок в виде временного отказа работников отисполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешенияколлективного трудового спора. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» содержал довольно широкую трактовкусредств разрешения коллективного спора. Согласно ст. 13 названного Законаесли примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудовогоспора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняетсоглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора,работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование,включая право на забастовку. Что касается пикетов, то контрольные комитеты МОТсчитают, что подобные действия не должны подлежать вмешательству со стороныгосударственной власти, и запрещение забастовочных пикетов оправдано толькотогда, когда забастовка перестает носить мирный характер. В зарубежной практикев некоторых странах пикеты считаются просто средством информирования и невключают действий, препятствующих проходу не бастующих на свое рабочее место, вдругих странах пикеты могут считаться формой права на забастовку, а захватрабочих мест — его естественным продолжением.
«Законностьсредств, методов» проведения забастовок связана с соблюдением порядка(процедур) их объявления, а именно:
а) порядкапроведения собрания (конференции) работников или сбора подписей в поддержкузабастовки (ст. 410 ТК РФ);
б) уведомленияо предстоящей забастовке (о начале предстоящей забастовки работодатель долженбыть письменно предупрежден не менее чем за 10 календарных дней, а в случаепредупредительной забастовки — не менее чем за три дня (ст. 410 ТКРФ);
в) установлениеминимального объема услуг в определенных случаях (при проведении забастовкидолжен быть обеспечен необходимый минимум работ (услуг) (ст. 412 ТК РФ).
При нарушениихотя бы одного из перечисленных требований забастовка признается незаконной(ст. 413 ТК РФ).
Согласно ТКРФ решение о забастовке принимается тайным голосованием при соблюдениитребований, предъявляемых к кворуму участников собрания (конференции) иработников, проголосовавших за проведение забастовки (ст. 410). Комитет посвободе объединения признает необходимым условием для осуществления права назабастовку принятие решения о забастовке именно тайным голосованием.
Право назабастовку предполагает использование процедур примирения, посредничества иарбитража до объявления забастовки, как правило, добровольных, за исключениемслучаев принудительного арбитража. Право на забастовку предполагаетпредварительное обращение в добровольном или принудительном порядке к процедуре«мирного» разрешения коллективного трудового спора. Как уже отмечалось, МОТрекомендует применять добровольные процедуры примирения и посредничества,добровольный арбитраж. Административный совет Международного Бюро Труда МОТотмечает, что основным принципом проведения забастовок в настоящее время служитих осуществление только в качестве крайней меры. Примирение, посредничество иарбитраж рекомендованы в качестве предварительного условия проведениязабастовки, причем соответствующие процедуры должны быть беспристрастными иоперативными, а заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать вних на всех стадиях.[5]
В ТК РФ вобязанности сторон коллективного трудового спора вменяется не толькообязательное прохождение примирительно-посреднической процедуры, но иобязанность продолжить разрешение коллективного спора и в период проведениязабастовки (ст. 412). Таким образом, забастовка не является основаниемпрекращения примирительных процедур.
Праву назабастовку должна корреспондировать обязанность государственных органов, а такжеработодателей воздержаться от каких-либо действий, направленных на подавлениезабастовок и наказание их организаторов и участников. Более того, право назабастовку должно обеспечиваться позитивными действиями государства по созданиюгарантий осуществления этого права. Комитет по свободе объединения МОТподчеркивает, что законное осуществление права на забастовку не должно повлечькаких-либо внесудебных мер наказания, означающих дискриминационные действияпротив профсоюзов и лиц, участвовавших в забастовке, причем эти гарантии должныносить пролонгированный характер. Комитет по свободе объединения отметил, чтоодним из вариантов защиты профсоюзных руководителей является положение,запрещающее увольнение таких трудящихся как во время пребывания на данном постув профсоюзе, так и в течение определенного периода после ухода с этого поста,за исключением случаев серьезных проступков. В соответствии смеждународно-правовыми нормами в ТК РФ в отношении членов выборных профсоюзныхорганов установлены специальные пролонгированные гарантии (ст. 374, 376ТК).
Дискриминационнымипризнаются увольнения трудящихся, членов профсоюза и профсоюзных руководителейза участие в забастовке. Применение таких мер, по мнению контрольных органовМОТ, является нарушением принципа свободы объединения. В отношении права назабастовку подчеркивается, что сохранение трудовых отношений являетсянормальным правовым следствием признания права на забастовку. Таким образом,особое значение придается гарантиям сохранения трудовых отношений.
В отношениивмешательства полиции во время забастовки Комитет по свободе объединенияотметил, что оно должно быть ограничено требованиями поддержания общественногопорядка и только такими случаями, когда существует реальная угроза дляправопорядка.
Гарантиисохранения трудовых отношений. В некоторых странах с обычной системой правасчитается, что забастовки могут повлечь прекращение трудового договора ипозволяют работодателям заменить забастовщиков только что нанятыми работниками.В других странах в случае забастовки работодатели могут заменить на какое-товремя бастующих. Комитет по свободе объединения не одобряет такую практику.Однако Комитет по свободе объединения считает, что замена бастующих может бытьоправдана только в ограниченных случаях: в случае забастовки в жизненно важнойслужбе, в которой забастовки запрещены законом, и когда создается обстановкаострого национального кризиса.
Всоответствии с ТК РФ (ст. 414) участие работника в забастовке не можетрассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основаниярасторжения трудового договора. В этой части российское законодательствосоответствует международно-правовым стандартам и рекомендациям МОТ. Вместе стем в ТК отсутствуют ограничения прав работодателей на привлечение к работедругих работников взамен бастующих. На период забастовки работодатель вправезаключить срочные трудовые договоры с новыми работниками (срок договораограничивается событием — прекращением забастовки). Между тем Комитет экспертовМОТ в отношении замены бастующих новыми работниками заметил, что такая практикалишает права на забастовку своего содержания, национальное законодательстводолжно обеспечивать подлинную защиту этого права.
Согласно ТКРФ на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются местоработы и должность. Но работодатель вправе не выплачивать названным работникамзаработную плату, если коллективным договором или соглашением не предусмотреныкомпенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Комитет посвободе объединения отмечает, что такая практика не порождает никакихвозражений, выплата заработной платы работникам за период забастовки «неявляется обязательной и не запрещается».
Гарантииправа на забастовку должны также обеспечивать добровольность участия взабастовке и не исключать возможности добровольного отказа от этого права, атакже сохранение трудовых отношений. Участие в забастовке являетсядобровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия взабастовке. Лица, принуждающие работников к участию в забастовке или отказу оттакого участия, несут дисциплинарную, административную, уголовнуюответственность (ст. 409 ТК РФ).
Право назабастовку означает также и установление гарантий возможности работы для тех,кто не участвует в забастовке. Комитет экспертов МОТ разделяет принцип праваработать для лиц, не участвующих в забастовке, и дополняет его указанием на то,что в случае организации забастовщиками пикетов данное действие должно носитьмирный характер и не вести к актам насилия в отношении отдельных лиц. Крометого, Комитет по свободе объединения решил, что положения национальныхзаконодательств о закрытии предприятий, учреждений в случае забастовки являютсянарушением права на продолжение работы лиц, не участвующих в забастовке.
Согласно ТКРФ работникам, не участвующим в забастовке, оплачивается простой не по винеработников, в размерах, предусмотренных Кодексом, коллективным договором,соглашением (ст. 414).
Право назабастовку обеспечивается также и установленными законом гарантиями деятельностистачечных комитетов (органов, возглавляющих забастовку). Согласно ТК РФ органу,возглавляющему забастовку, предоставляются право созывать собрания(конференции) работников, получать от работодателя необходимую информацию,приостанавливать и возобновлять забастовку (ст. 411). Посколькупредставители этого органа участвуют в разрешении трудового спора, постольку имустанавливаются гарантии трудовых прав. Представители работников не могут бытьв период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарномувзысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателябез предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа(ст. 405 ТК РФ).
Забастовкапризнается незаконной только на основании решения независимого органа (суда).Комитет по свободе объединения МОТ особо подчеркнул, что ответственность заобъявление забастовки незаконной лежит не на правительстве, а на независимоморгане, пользующемся доверием заинтересованных сторон, особенно в тех случаях,когда само правительство является стороной в споре.
Согласно ТКРФ таким органом является суд. Суд вправе не только признать забастовкунезаконной, но и в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровьюлюдей не начавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, аначавшуюся — приостановить на тот же срок (ст. 413). ТК РФ определяетоснования, порядок признания забастовки незаконной, юридические последствиятакого признания в отношении работников и органа, возглавившего забастовку. До вступленияэтого решения в законную силу действует принцип законности проводимойзабастовки. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховнымисудами республик, краевыми, областными судами, судами городов федеральногозначения, судами автономной области и автономных округов по заявлениюработодателя или прокурора. Решение суда о признании забастовки незаконной,вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники,приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее, могут быть подвергнутыдисциплинарному взысканию. В этой части важно подчеркнуть единство, взаимосвязьколлективного права на забастовку и индивидуальных трудовых прав и обязанностейработника, вытекающих из трудового договора.
Кответственности за незаконные забастовки привлекаются и представительные органыработников, как правило, профсоюзы. В Законе РФ о коллективных трудовых спорах(1995) предусматривалась имущественная ответственность профсоюзов за незаконныезабастовки, которая носила гражданско-правовой характер, возмещению подлежалине только прямые убытки, но и неполученные доходы в размере, определяемомсудом.
Всоответствии с ТК РФ в случае непосредственной угрозы жизненно важных интересовРоссийской Федерации или отдельных ее территорий Правительство РФ вправе приостановитьзабастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на10 календарных дней. В этой связи отметим, что контрольные органы МОТпризнают правомочность предписаний о выходе на работу (приостановлениизабастовки) в особо критической обстановке или для обеспечения работы жизненноважных служб в строгом смысле данного термина. Однако эти предписания не должнывести к злоупотреблениям таким средством возобновления работы.
Право назабастовку может быть уравновешено правом на локаут. Это положение концепцииправа на забастовку не является общепризнанным в зарубежной практике.Международная организация труда также не имеет однозначной позиции в отношениилегализации права работодателей на локаут, ограничившись в рекомендательныхактах лишь упоминанием о таковом. Европейская социальная хартия устанавливает вобщей декларативной форме право трудящихся и работодателей на коллективныедействия.
В Законе РФ околлективных трудовых спорах и ТК РФ локаут характеризуется как увольнениеработников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективномтрудовом споре или забастовке. Иными словами, локаут влечет прекращениетрудовых отношений. Как уже отмечалось, в действующем российскомзаконодательстве также нет запретов найма замещающих работников вместобастующих. В связи с этим работодатель вправе в случае забастовки работников,не участвующих в забастовке, приказом временно перевести на другую работу попроизводственной необходимости для устранения простоя (ст. 74 ТК РФ) илизаключить срочный трудовой договор с новым работником (ст. 59 ТК РФ).Таким образом, ТК РФ, с одной стороны, запрещает локауты, с другой —допускает иные формы противодействия работодателя реализации работниками правана забастовку.
Заключение
Таким образом, право на забастовку давно признано международнымсообществом в качестве права каждого работника на защиту своих прав. В этойсвязи право на забастовку занимает значимое место в структуре правового статусаличности и в Российской Федерации. Часть 4 статьи 37 Конституции Россиипризнает право на забастовку за каждым работником как крайнее средстворазрешения коллективного трудового спора. Однако, данное право, предоставленноеКонституцией государства, может быть ограничено федеральным законодательствомпо основаниям, предусмотренным Конституцией РФ.
Мировая и российская практика показывает, что забастовки могут иметьместо в любом предприятии (организации) при наличии коллективного трудовогоконфликта, независимо от социально-экономического состояния государства иметодов государственного управления. В России забастовки часто используютсяработниками не в качестве крайнего способа разрешения коллективного трудовогоспора, а в качестве средства оказания влияния на работодателя, администрацию предприятия,органы власти субъекта РФ, федеральные органы государственной власти.
Список использованной литературы:
1. КонституцияРоссийской Федерации. – М., 1993.
2. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г.). – М., 2002
3. Федеральный законот 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовыхспоров» (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2
4. Федеральный законот 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) //СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 148; от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093; от 29 июля 2002 г., N 30, ст.ст. 3029,3033;
5. Власов В.И.,Крапивин О.М. Разрешение коллективных трудовых споров // Гражданин и право. — N2, 3. — февраль, март 2001 г.
6. Комментарий ктрудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский – М.: ИНФРА-М,2002
7. Кузнецов М.В.Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. — №8. — август 2001 г.
8. Куренной А. М. Трудовые споры. Практическийкомментарий. М.: Дело, 2001
9. Лушникова М. В.,Лушников А. М. Курс трудового права. В 2 т. Т. 2. М., 2004.С. 4–46.
10. Лютов Н. Л.Забастовки и другие промышленные акции работников (международный исравнительно-правовой анализ) // Труд за рубежом. 2001. № 4.С. 96.
11. Соловьев Участиепрофсоюзного органа в конфликтной ситуации // Гражданин и право. — N 6. — июнь 2001 г.
12. Толкунова В.Н.Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО»ТК Велби», 2002
13. Трудовое право. Учебник. Издание второе,переработанное и дополненное. /Под ред. О.В. Смирнова. — М.: «ПРОСПЕКТ», 2003