Курсовая работа
на тему:
«Право как мера свободы личности»
Москва
2002 г.
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Введение.Предпосылки происхождения права
2. Понятиеи сущность права
а) право и свобода
б) признаки права
в) сущность права
г) функции права
3. Правовойстатус личности
а) понятие, виды
б) принцип и содержание правовогостатуса личности
в) права и свободы человека и гражданина
4. Конституционныеправа и свободы человека и гражданина
5. Гарантииправ и свобод личности
6. Заключение
Существуетмного теорий, где право определяется в соответствии с их собственнымипосылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право естьсовокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей. [1]
Право уже на этапе своего возникновения выполняет и функциюоформления (обеспечения, обоснования)государственного, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьмапроизвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юридическиоформляются функция насилия — такова реальность правового бытия. Однако этафункция не характеризует основное социальное значение и назначение права, онавозникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних ивнутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результатненормального взаимоотношения правовой системы и государственной власти,результат действия не только объективных, но и субъективных факторов. [2]
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,академический, но и политико-практическийинтерес. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты; дает возможность проанализировать причины иусловия его возникновения и развития, четче определить все свойственные емуфункции — основные направления егодеятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.
Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. На рубеже XII — XIII вековв Западной Европе развивается, например, теория«двух мечей». Она исходит из того, чтооснователи церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе.Ибо не пристало церкви самой использоватьмеч. А второй — они вручилигосударям для того, чтобы те могли вершитьземные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Примерно в тот же периодпоявляется и развивается учение широкоизвестного в просвещенном мире ученого-богословаФомы Аквинского (1226 — 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам«божественный разум»,согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром, лежит в основе всейприроды, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Как показывает исторический опыт, главныепричины возникновения и развития государства и правалежат вовсе не в сфере морали илирелигии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.
Научныеисследования и выводы свидетельствуют о том,что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям.
Известные во всемирной истории крупнейшиеразделения труда, связанные с отделениемскотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому роступроизводительных сил, кспособности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгоднымиспользовать чужой труд. Военнопленных, которыхраньше убивали или принимали наравных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого дляпрокормления) продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделениятруда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получитьдостаточно продукта, стал широко использоваться нетолько труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий,расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом,устойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Пока не было имущественного разделениянаселения и социальногонеравенства, общество вполне могло обходиться и обходилось обычаями,опиравшимися на власть авторитетасоветов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось,когда появились группы, слои и классысо своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдениесодержащихся в них правил, в новых условияхоказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений,которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы нетолько силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. [10]
Свобода — способность и возможностьсознательно-волевого выбораиндивидом своего поведения. Она предполагает определеннуюнезависимость человека от внешних условий и обстоятельств.Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.
Две группы факторов, ограничивающих свободуиндивида:
1. Природно-биологические, обусловленныебиологической природойчеловека: необходимость есть, пить, дышать, спать, отправлять естественные потребности и т. п.
2. Социальные, обусловленныесоциальной природой человека. Этопрежде всего правила общего характера (социальные нормы), устанавливающие, что можно, нужно и нельзя делать. К социальным нормам относятся мораль, религия, обычаи,мода, корпоративные правила, право и т.д. Все эти нормы так или иначе ограничивают произвол отдельного индивида(индивидов), устанавливая пределыего индивидуальной (корпоративной) свободы.
С позиции правоведения человек свободен, но вопределенных правовых рамках.«Являясь организующим началом общественной жизни, право неможет выполнять этой функции иначе, как при помощиустановления известных обязанностей и границдля частного произвола» (П. Новгородцев).Правовые нормы определяютграницы индивидуальной свободы.
Право — официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, обществав целом.
Право — это всегда ограничение свободы личности. Нужно ли ограничивать индивидуальную свободу, представляющую безусловную ценность как для самогоиндивида, так и для общества вцелом? А может предоставить каждому лицувозможность действоватьисключительно по своему усмотрению, без каких-либоограничений?
Правоограничивает свободу человека, чтобы эту свободу сохранить (защитить,гарантировать). Представим, что право пересталосуществовать, законы отсутствуют, все абсолютно свободны. Очевидно, это приведет к анархии, хаосу, формированию «законовджунглей» и в конце концов — к распаду, гибели общества. Индивидуальная мерасвободы человека, его интересы, потребности, права и свободыдолжны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенныхобязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности.Право охраняет права и свободычеловека от посягательств любых третьих лиц,включая государство. «Право естьвзаимное принуждение, охраняющее общую свободу»(И. Кант).
Итак, государство с помощью права винтересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До какихпределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованнымии допустимыми. В целом пределы ограниченийвыражены формулой, закрепленной французской Декларацией прав человека и гражданина (1978 г.):свобода состоит в возможности делатьвсе, что не вредит другим. По смыслу части, 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограниченатолько в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,обеспечения обороны страны и безопасностигосударства. Это соответствует общепризнанным принципами нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человекаот 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлениисвоих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям,какие установлены законом исключительно сцелью обеспечения должного признания иуважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требованийморали, общественного порядка и общегоблагосостояния в демократическом обществе. Чем: больше свободы предоставляют индивиду правовыенормы, тем демократичнее и справедливееданное государство. Таким образом, правовыражает определенное представление общества о справедливости. Поэтому право —это официальная мера свободы и справедливости.[3]
Право — это системаустановленных или санкционированныхгосударством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.
Признаки права:
1. Нормативность. Исходящие от государства властныепредписания можно разделить на две группы —индивидуально-правовые инормативные. Первые — суть конкретные указания,вторые — правила общего характера. Право представляет собой именно системунорм, то есть не конкретных указаний— кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именнопоэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями,масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведениекаждого лица, попавшего в нормативнорегламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.
Правовые нормы регулируют не какой-тоотдельный случай, а широкийкруг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на всеслучаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или инойнормативно описанной ситуации, какоеповедение является правомерным, чтоможно, нужно или нельзя делать в определенном,урегулированном правом социальном взаимодействии.Таким образом, в отличие отиндивидуально-правовых предписанийнормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.
Адресатаминормативных правил выступают не конкретные перечисленныепоименно субъекты, а однородные категории лиц: военнослужащие,пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местногосамоуправления и т. п. Такимобразом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц,действует непрерывно (постоянно, вплоть до отмены или изменения соответствующейправовой нормы. При этом действиенормы носит не одноразовый характер; онане теряетсилу после однократной реализации,продолжая регулировать поведение лиц,оказавшихся в сфере ее действия.
2. Общеобязательность. Не правовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенномсообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося I нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадаетиз-под действия права. Все субъекты без исключениядолжны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер,распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, втом числеи для государства. Иногда нормы права регулируют узкий,ограниченный круг общественных отношений или субъектов,действуют строго определенный период времени; но это скорее исключение, поскольку изначально правопредназначено для бессрочного и всеобщегодействия, обязательного для всех и каждого.
Императивность, обязательность права не зависит отусмотрения или согласия отдельныхлиц подчиняться правовому воздействию.
Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом исудом, для ликвидации какой-либо дискриминации.Право по своей сути — это единые «правилаигры» для всех. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости,единства, равенства, принципиальнойодинаковости.
3. Формализованностъ. Для права характернадокументальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых поустановленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах,указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательныереквизиты (наименование, нумерация, дата,подпись уполномоченного лица и т. п.).Издревле правовые предписаниявыбивались на стенах храмов, на гранитныхстолбах, многократно зачитывались наплощадях.
Нормы права — это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественногосознания; они всегда внешне выражены (объективированы)и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне,они должны быть приняты на основанииопределенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами,опубликованы. Таким образом, правоизлагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятиеисточников права осуществляется путемофициально установленных и строго обязательных процедур (правотворческий процесс). Процедурным (процессуальным)аспектам в правоведении придаетсяогромное значение.
Неопубликованный закон применению неподлежит. Норма, не доведенная довсеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык,особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложениянормативного материала. Право должноточно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки иусловия возможного, должного изапрещенного поведения, подробно расписыватьвозможные или требуемые вариантыправомерных поступков, последствия их нарушения. При этом закон долженбыть кратким.
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия,понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина.
Точность,конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то естьединообразное понимание и применениеправа всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовойнормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессереализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам.«Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требованиям, то очевидно, что первым условиемупорядоченной жизни является определенность этих требований. Всякая неясностьпротиворечит самому понятию правопорядкаи ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, чтоисполнять и к чему приспособляться… Индивид, поставленный лицом к лицу с обществом,государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точноуказано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят». [4]
5. Государственная природа. Государствои право неразрывно связаны, взаимодействуют,взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различныхсоциальных норм. Но только правонепосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер.Нормы права формируются не стихийно,а в результате целенаправленной правотворческойдеятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.
Правовые нормы всегда устанавливаются илисанкционируются государством.Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты.Некоторые государственные органы, например представительные, специализируютсяименно на реализации нормотворческой функции.
Государствовыявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов,групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон некуюсогласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая,интегрирования воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство— не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующийдемократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам исвободам человека.
6. Государственная защита. Этот признак вытекает изобщеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные,корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаютсяисключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируетсягосударством. В случае необходимости правопорядок обеспечиваетсягосударственным принуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случаенарушения правовых норм, добровольного неисполнения юридических обязанностей изапретов применяются государственные
санкции.
Таким образом, государство контролирует соблюдениеправа ластиками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекаетнарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придаетсясудебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждомузащиту его нарушенных прав и свобод.
7. Системность. Правопредставляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную системунорм — организованное множество структурных элементов, определенным образомвзаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система неисключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством,структурированностью, непротиворечивостью.
Право, как и государство, характеризуется двойственной природой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны,право выражает волю правящейэлиты, с другой — долговременные интересы всего общества.
Социальная составляющая. Социальные группировки, находящиеся у власти,всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных,корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощнымсредством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповыхинтересов.
Общесоциальная составляющая. В любом государстве право является не только узкоклассовым инструментом,но и выражением компромисса между различными социальными группами, проявлением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическоесложение индивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.
Вдемократическом обществе право в большей степениявляется продуктом общественного согласия,выражая общую волю большинстванаселения о правомерно-дозволенном поведении.Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственнойвласти.
Таким образом, право (как и государство) одновременно выполняет иклассовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.
Сущность современного права — объективнообусловленная и нормативно закрепленная общаяволя всех членов общества как результат согласования индивидуальных иколлективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]
Что касается функций права, то под ними понимают вытекающие изего содержания и назначения основные направления правового воздействия наобщественные отношения.
Выделяют две главные функции права — регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочениеобщественных отношений, установление правил поведения людей.
Охранительнаяфункция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни обществаотношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные,чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.
Помимо названных право выполняет некоторые дополнительныефункции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную идр. [5]
Полное и реальноепредставление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составеправового статуса личности.
Во-первых, этакатегория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает всебя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица безгражданства; беженца; вынужденного переселенца.
Во-вторых, даннаякатегория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение егов системе многообразных общественных отношений.
В-третьих, праваи свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут бытьреализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правамюридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимыхслучаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности какопределяющих черт волевого и осознанного поведения человека.
В-четвертых,категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанностиличности в целостном, системном виде, дает возможностьпроводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статусличности — это правовое положение человека, отражающее его фактическоесостояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Классификацияправовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия иструктуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный(базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусыличности.
Общий(международный) правовой статус личностивключает в себя помимовнутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные вмеждународно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутреннимзаконодательством, так и международным правом.Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действуетКомиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросамнарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любыхлиц, исчерпавших все доступныевнутригосударственные средства правовой защиты.
Конституционный(базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и ихгарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признакомявляется стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческойжизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка,предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны,темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитиеличности. Как любая основа, на которой образуются новые качества,конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должнодлиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне ибольшинстве своем.
Стабильностьконституционного статуса личности зависит от того, насколько полно онсоответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядокпринятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен взаконе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильностистатуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащихнормы о правах и свободах человека и гражданина.
Отраслевой статусличности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельнойили комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым,административным правом и др.
Родовой(специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельныхкатегорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные праваи обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников КрайнегоСевера и др.
Индивидуальныйстатус характеризует особенности положенияконкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия вуправлении государственными делами и т. п. [6]
Вопределении правового статуса личности имеют значение не только закрепленныйза человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основекоторых осуществляется их использование.
Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.
Итак, принципы правового статуса личности —это признаваемые и охраняемые правом, государствомосновные начала, исходя изкоторых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.
ВКонституции закреплены следующие принципы правового статуса личности,непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой вгосударстве концепции прав человека.
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуютсяна основе равноправия. Это главный принцип характеризующий правовойстатус личности.
Равенство всех перед законом и судомозначает, что закон,его предписания в равной мереобязательны для всехего адресатов,что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться толькозаконом, а не какими-либо посторонними соображениями, и не принимать вовнимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося засудебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, напримернедееспособность, состояние в гражданстве, возраст и пр.
Равенство прав и свобод человека и гражданинаозначает,что они признаются за всемилюдьми в равной мере, не допускаетсядискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим отестественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксируетширокий, причем не закрытый, перечень таких оснований.
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина —равноправие — Конституция понимает как равенство возможностей, а не какфактическое равенство, которое в жизни недостижимо.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываютсяна их гарантированности.
Этотпринцип получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало,которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретныегарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Как общее начало правовогостатуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, вст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя, чтопризнание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в РоссийскойФедерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Субъектом,который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство.Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав исвобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав исвобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. [7]
Главнаязадача государства состоит в формулировании, обеспечении и защите прав исвобод человека. Только такое государство может считаться легитимным иправовым.
Признаки правчеловека:
1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека определяетсятем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либоиндивидуальных особенностей.
2.Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом,государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже всилу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование правчеловека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти:они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каждомупо безусловному естественному основанию (в силу природного факта рождения), ане в зависимости от диктуемых государством условий, не по усмотрению, воле ирешению властей». [8]
3.Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человекасегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека— объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должнопридерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировоесообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жесткореагирует на их нарушения.
4.Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду правачеловека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправеограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересахгосударства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничениеправа собственности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничнойполосе,военных городках, на территории особо охраняемых объектов, закрытых административно-территориальныхобразований.
5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.
6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрованследующим образом: «Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина— обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека — один изглавных принципов современного права.
7. Непосредственно действующий характер. Основные права исвободы человека являются непосредственнодействующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной иисполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья18 Конституции России). [3]
Вся совокупность прав человека и гражданина РоссийскойФедерации может быть подразделена на три большие группы.
Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные)конституционныеправа и свободы(право на жизнь; свободу и личнуюнеприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайнупереписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений;право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своейнациональной принадлежности; право на пользование родным языком, свободныйвыбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФвыбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ иправо гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания;свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).
К этой жегруппе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключениемправа граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политическийхарактер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование всуд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение деласудом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право наполучение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновностидо того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будетустановлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпцияневиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилованиеили смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своегосупруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственнойвласти или их должностных лиц.
Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющембольшинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейшихиндивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляютсясамостоятельно.
Вторуюгруппу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. Всвоем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечисленыранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией правочеловека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы длязащиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание можетиметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектомкоторой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на территорииРоссии.
Основноеназначение политических прав и свобод — обеспечить участие граждан вуправлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственнойвласти.
Третьюгруппу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические икультурные права.К их числу можно отнести свободу экономическойдеятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, ираспоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право насвободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; правона жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право наблагоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного,художественного, научного, технического и других видов творчества.
Основноеназначение этого блока прав человека и гражданина — обеспечить достойныесоциально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать егоинтеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности,оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.
Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеетсобственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детальнозакрепленных в нормах текущего законодательства. Например, содержание ипорядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законеоб образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содержание инаправление развития целых отраслей российского законодательства (например,трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).
Каждоеконституционное право и свобода реализуются с помощью экономических,социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собойсредства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных вконституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина. [9]
Гарантии — этосистема условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равныеправовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав исвобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.
По сфере действияразличают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамкахрегиональных международных сообществ, внутригосударственные и автономныегарантии.
Международно-правовыегарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международныхпактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, атакже организации, действующие под ее эгидой(ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты; Важноезначение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООНи специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правамребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав исвобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.
Гарантиирегиональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Советгосударств Балтийского моря, Организацияафриканского единства, Организация американских государств, Ассоциациягосударств Юго-Восточной Азии, Содружество НезависимыхГосударств) осуществляются также через различные учреждения на основесоответствующих нормативно-правовых актов.
Так, государства —члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенциейо защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколамик ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правамчеловека и Европейский суд по правам человека. Страны — члены СодружестваНезависимых Государств приняли ряд документов, которые способствуютосуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всехгосударств — членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека иосновных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав навозмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональнымзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением имитрудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основныхсвободах человека от 26 мая 1995 г.
Внутригосударственныегарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств,обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека игражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст.18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Ониопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнойи исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваютсяправосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита правграждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правамчеловека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придаетновый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышенияэффективности этой деятельности в нашей стране.
Под автономнымипонимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частейфедеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так,обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами исубъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФсодержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданинасогласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
По содержанию ивидам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закреплениесвободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальноепартнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение иравновесие властей, многопартийность, плюрализммнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой,национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основногообщего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитойсистемы законодательства, независимого правосудия, возможность полученияквалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права исвободы всеми способами, не запрещенными законом).
Правовые гарантиимогут быть материальными (нормативные установления, определяющие условияреализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридическиефикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедураприостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими(конструкции, отражающие предоставительно-обязывающийхарактер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).
В качествеправовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит вобязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенноеправонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридическихобязанностей. [6]
Видеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условиядля того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности идарования, ибо человек — высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. Вдействительности отношения между человеком и государством куда более сложны ивесьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывалисьотношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, атолько несли обязанности перед государством и поэтому не могли статьличностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прави свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. Нагосударство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права исвободы.
Наразвитие гражданских прав и свобод большое влияние оказалалиберально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание наличностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свободчеловека, на ограничении вмешательства государствав личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой нагосударство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализироватьотношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. Издесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придатокгосударственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты,социальной и национальной дискриминации.
ВСоветском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимсязначительных социально-экономических прав, но вцелом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинскийтоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделалего полностью беззащитным перед государством. И в послесталинскийпериод интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба быласудебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советскоегосударство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил,нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физическойкультурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне — все это и многое другоебыло реальностью.
КонституцияРоссийской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства,которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическомгосударстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек былзащищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал какполноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должнаобеспечивать охрану и защиту прав личности.
ВКонституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потомугосударственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность всоответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругомзакрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился.Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальнымитолько после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. РоговВ.А. История государства и права России IX-началаXX веков. М., 1995.
2. Теориягосударства и права. Ч. I.Ред. Венгерова А.Б. М., 1995.
3. ДеминА.В. Теория государства и права. М., 2002.
4. ПокровскийИ.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.
5. МорозоваЛ.А. Основы государства и права. М., 2000.
6. Теориягосударства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 1998.
7. Государственноеправо РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 1996.
8. НерсесянцВ.С. Общая теория государства и права. М., 1999.
9. Основыправа. Ред. Лазарева В.В. М., 2001.
10.МарченкоМ.Н. Теория государства и права. М., 1996.