Реферат по предмету "Государство и право"


Право как мера свободы личности

Курсовая работа
на тему:
«Право как мера свободы личности»
Москва
2002 г.

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.  Введение.Предпосылки происхождения права
2.  Понятиеи сущность права
      а) право и свобода
б) признаки права
в) сущность права
г) функции права
3.  Правовойстатус личности
а) понятие, виды
б) принцип и содержание правовогостатуса личности
в) права и свободы человека и гражданина
4.  Конституционныеправа и свободы человека и гражданина
5.  Гарантииправ и свобод личности
6.  Заключение

Существуетмного теорий, где право определяется в соот­ветствии с их собственнымипосылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право естьсовокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей. [1]
Право уже на этапе своего возникновения выполняет и функциюоформления (обеспечения, обоснования)государственно­го, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьмапроизвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юри­дическиоформляются функция насилия — такова реальность пра­вового бытия. Однако этафункция не характеризует основное соци­альное значение и назначение права, онавозникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних ивнутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результатненормального взаимоотношения правовой системы и государ­ственной власти,результат действия не только объективных, но и субъективных факторов. [2]
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,академический, но и политико-практическийинтерес. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его осо­бенности и черты; дает возможность проанализировать причины иусловия его возникновения и развития, четче определить все свойственные емуфункции — основные направления егодеятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.
Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного проис­хождения государства и права. На рубеже XII — XIII вековв Запад­ной Европе развивается, например, теория«двух мечей». Она исходит из того, чтооснователи церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе.Ибо не пристало церкви самой использоватьмеч. А вто­рой — они вручилигосударям для того, чтобы те могли вершитьземные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являет­ся слугой церкви. Примерно в тот же периодпоявляется и развивается учение широкоизвестного в просвещенном мире ученого-богословаФомы Аквинского (1226 — 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам«боже­ственный разум»,согласно учению Ф. Аквинского, управ­ляет всем миром, лежит в основе всейприроды, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Как показывает исторический опыт, главныепричины возникновения и развития государства и правалежат вовсе не в сфере морали илирелигии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.
Научныеисследования и выводы свидетельствуют о том,что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям.
Известные во всемирной истории крупнейшиеразделе­ния труда, связанные с отделениемскотоводства от зем­леделия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому роступроизводительных сил, кспособности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгоднымисполь­зовать чужой труд. Военнопленных, которыхраньше уби­вали или принимали наравных в свой род, стали превра­щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого дляпрокормления) продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разде­лениятруда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получитьдостаточно продукта, стал широко использоваться нетолько труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий,расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом,ус­тойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Пока не было имущественного разделениянаселения и социальногонеравенства, общество вполне могло обхо­диться и обходилось обычаями,опиравшимися на власть авторитетасоветов старейшин и регулировавших все об­щественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось,когда появились группы, слои и классысо своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдениесодержа­щихся в них правил, в новых условияхоказались бессиль­ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра­вилах — регуляторах общественных отношений,которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе­чивались бы нетолько силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. [10]

 Свобода — способность и возможностьсознательно-волевого выбораиндивидом своего поведения. Она предполагает определеннуюнезависимость человека от внешних условий и обстоятельств.Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра­ничивается определенными рамками.
Две группы факторов, ограничивающих свободуиндивида:
1. Природно-биологические, обусловленныебиологической при­родойчеловека: необходимость есть, пить, дышать, спать, отправ­лять естественные потребности и т. п.
2. Социальные, обусловленныесоциальной природой человека. Этопрежде всего правила общего характера (социальные нормы), устанавливающие, что можно, нужно и нельзя делать. К соци­альным нормам относятся мораль, религия, обычаи,мода, корпо­ративные правила, право и т.д. Все эти нормы так или иначе ограничивают произвол отдельного индивида(индивидов), уста­навливая пределыего индивидуальной (корпоративной) свободы.
С позиции правоведения человек свободен, но вопределенных правовых рамках.«Являясь организующим началом общественной жизни, право неможет выполнять этой функции иначе, как при помощиустановления известных обязанностей и границдля част­ного произвола» (П. Новгородцев).Правовые нормы определяютграницы индивидуальной свободы.
Право — официальная мера сво­боды, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, обществав целом.
Право — это всегда ограничение свободы личности. Нужно ли ограничивать индивидуальную свободу, представ­ляющую безусловную ценность как для самогоиндивида, так и для общества вцелом? А может предоставить каждому лицувозмож­ность действоватьисключительно по своему усмотрению, без каких-либоограничений?
Правоограничивает свободу человека, чтобы эту свободу сохранить (защитить,гарантировать). Представим, что право пересталосуществовать, законы отсутствуют, все абсолютно сво­бодны. Очевидно, это приведет к анархии, хаосу, формированию «законовджунглей» и в конце концов — к распаду, гибели об­щества. Индивидуальная мерасвободы человека, его интересы, потребности, права и свободыдолжны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенныхобязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограни­чивает, и защищает свободу личности.Право охраняет права и свободычеловека от посягательств любых третьих лиц,включая государство. «Право естьвзаимное принуждение, охраняющее общую сво­боду»(И. Кант).
Итак, государство с помощью права винтересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До какихпределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованнымии допустимыми. В целом пределы ограниченийвыражены формулой, закрепленной французской Декларацией прав человека и гражданина (1978 г.):свобода состоит в возможности делатьвсе, что не вредит другим. По смыслу части, 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть огра­ниченатолько в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,обеспечения обороны страны и безопасностигосударства. Это соответствует общепризнанным принципами нормам международного права. Так, Всеобщая дек­ларация прав человекаот 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлениисвоих прав и свобод каж­дый человек должен подвергаться только таким ограничениям,какие установлены законом исключительно сцелью обеспечения должного признания иуважения прав и свобод других и удовлет­ворения справедливых требованийморали, общественного по­рядка и общегоблагосостояния в демократическом обществе. Чем: больше свободы предоставляют индивиду правовыенормы, тем демократичнее и справедливееданное государство. Таким образом, правовыражает определенное представление общества о спра­ведливости. Поэтому право —это официальная мера свободы и справедливости.[3]
Право — это системаустановленных или санкционирован­ныхгосударством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.
Признаки права:
1. Нормативность. Исходящие от государства властныепредпи­сания можно разделить на две группы —индивидуально-правовые инормативные. Первые — суть конкретные указания,вторые — правила общего характера. Право представляет собой именно сис­темунорм, то есть не конкретных указаний— кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именнопоэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями,масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведениекаждого лица, попавшего в нор­мативнорегламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторя­емостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.
Правовые нормы регулируют не какой-тоотдельный случай, а широкийкруг однородных обстоятельств, общественных отно­шений, распространяя свое регулирующее действие на всеслучаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или инойнормативно описанной ситуации, какоеповедение является правомерным, чтоможно, нужно или нельзя делать в определенном,урегулированном правом социальном взаимодействии.Таким образом, в отличие отиндивидуально-правовых предписанийнормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.
Адресатаминормативных правил выступают не конкретные перечисленныепоименно субъекты, а однородные категории лиц: военнослужащие,пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местногосамоуправления и т. п. Такимобразом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц,действует непрерывно (постоянно, вплоть до отмены или изменения соответствующейправовой нормы. При этом действиенормы носит не одноразовый характер; онане теряетсилу после однократной реализации,продолжая регулировать поведение лиц,оказавшихся в сфере ее действия.
2. Общеобязательность. Не правовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенномсообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося I нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадаетиз-под действия права. Все субъекты без исключениядолжны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер,распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, втом числеи для государства. Иногда нормы права регулируют узкий,ограни­ченный круг общественных отношений или субъектов,действуют строго определенный период времени; но это скорее исключение, поскольку изначально правопредназначено для бессрочного и всеобщегодействия, обязательного для всех и каждого.
Императивность, обязательность права не зависит отусмотрения или согласия отдельныхлиц подчиняться правовому воздействию.
Общеобязательность права создает основу для формально-юри­дического равенства субъектов перед законом исудом, для ликви­дации какой-либо дискриминации.Право по своей сути — это единые «правилаигры» для всех. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости,единства, равенства, принципиальнойодинаковости.
3. Формализованностъ. Для права характернадокументальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых поустановленной процедуре. Правые нормы официально закреп­ляются в законах,указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательныереквизиты (наименование, нумерация, дата,подпись уполномоченного лица и т. п.).Издревле правовые предписаниявыбивались на стенах храмов, на гранит­ныхстолбах, многократно зачитывались наплощадях.
Нормы права — это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественногосознания; они всегда внешне выражены (объекти­вированы)и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне,они должны быть приняты на основанииопределенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами,опубликованы. Таким образом, правоизлагается в определенной форме, нарушать кото­рую недопустимо. Принятиеисточников права осуществляется путемофициально установленных и строго обязательных процедур (правотворческий процесс). Процедурным (процессуальным)аспек­там в правоведении придаетсяогромное значение.
Неопубликованный закон применению неподлежит. Норма, не доведенная довсеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юриди­ческий язык,особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложениянормативного материала. Право должноточно фиксировать требования, предъяв­ляемые к поведению людей, рамки иусловия возможного, долж­ного изапрещенного поведения, подробно расписыватьвозмож­ные или требуемые вариантыправомерных поступков, последствия их нарушения. При этом закон долженбыть кратким.
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для вос­приятия,понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина.
Точность,конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то естьединообразное понимание и при­менениеправа всеми участниками правоотношений. Неопреде­ленность содержания правовойнормы, напротив, допускает воз­можность неограниченного усмотрения в процессереализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конф­ликтам.«Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требо­ваниям, то очевидно, что первым условиемупорядоченной жизни является определенность этих требований. Всякая неясностьпро­тиворечит самому понятию правопорядкаи ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, чтоисполнять и к чему приспособляться… Индивид, поставленный лицом к лицу с об­ществом,государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точноуказано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят». [4]
5. Государственная природа. Государствои право неразрывно связаны, взаимодействуют,взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различныхсоциальных норм. Но только правонепосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер.Нормы права формируются не стихийно,а в результате целенаправленной правотворческойдеятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.
Правовые нормы всегда устанавливаются илисанкционируются государством.Все государственные органы в рамках своей компе­тенции издают нормативные акты.Некоторые государственные органы, например представительные, специализируютсяименно на реализации нормотворческой функции.
Государствовыявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов,групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон некуюсогласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая,интегрирован­ия воля населения. При этом следует помнить, что право и зако­нодательство— не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующийдемократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам исвободам человека.
6. Государственная защита. Этот признак вытекает изобщеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные,корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаютсяисключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируетсягосударством. В случае необходимости правопорядок обеспечиваетсягосударственным при­нуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случаенарушения правовых норм, добровольного неисполнения юриди­ческих обязанностей изапретов применяются государственные
санкции.
Таким образом, государство контролирует соблюдениеправа ластиками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекаетнарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придаетсясудебным органам, разрешающим правовые кон­фликты и гарантирующим каждомузащиту его нарушенных прав и свобод.
7. Системность. Правопредставляет собой не случайную сово­купность, а стройную, целостную системунорм — организованное множество структурных элементов, определенным образомвзаимо­связанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система неисключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством,структурированностью, непро­тиворечивостью.
Право, как и государство, характеризуется двойственной при­родой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны,право выражает волю правящейэлиты, с другой — долговременные интересы всего об­щества.
Социальная составляющая. Социальные группировки, находя­щиеся у власти,всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных,корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощнымсредством форми­рования, реализации и защиты своих узкогрупповыхинтересов.
Общесоциальная составляющая. В любом государстве право яв­ляется не только узкоклассовым инструментом,но и выражением компромисса между различными социальными группами, прояв­лением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическоесложение ин­дивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.
Вдемократическом обществе право в большей степениявляется продуктом общественного согласия,выражая общую волю большинстванаселения о правомерно-дозволенном поведении.Эта воля реализуется через институты непосредствен­ной демократии и выборные органы государственнойвласти.
Таким образом, право (как и государство) одновременно вы­полняет иклассовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.
Сущность современного права — объективнообусловленная и нормативно закрепленная общаяволя всех членов общества как результат согласования индивидуальных иколлективных интере­сов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]
Что касается функций права, то под ними понимают вытека­ющие изего содержания и назначения основные направления правового воздействия наобщественные отношения.
Выделяют две главные функции права — регулятивную и ох­ранительную.
Регулятивная функция направлена на регулирование, упоря­дочениеобщественных отношений, установление правил пове­дения людей.
Охранительнаяфункция направлена на защиту, охрану наибо­лее важных для жизни обществаотношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные,чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.
Помимо названных право выполняет некоторые дополнитель­ныефункции. К ним можно отнести воспитательную, идеологи­ческую, информационную идр. [5]

Полное и реальноепредставление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составеправового статуса личности.
Во-первых, этакатегория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает всебя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица безгражданства; беженца; вынужденного переселенца.
Во-вторых, даннаякатегория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение егов системе многообразных общественных отношений.
В-третьих, праваи свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут бытьреализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правамюридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимыхслучаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности какопределяющих черт волевого и осознанного поведения человека.
В-четвертых,категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанностиличности в целостном, системном виде, дает возможностьпроводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статусличности — это правовое положение человека, отражающее его фактическоесостояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Классификацияправовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия иструктуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный(базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусыличности.
Общий(международный) правовой статус личностивключает в себя помимовнутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные вмеждународно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутреннимзаконодательством, так и международным правом.Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действуетКомиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросамнарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любыхлиц, исчерпавших все доступныевнутригосударственные средства правовой защиты.
Конституционный(базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и ихгарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признакомявляется стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческойжизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка,предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны,темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитиеличности. Как любая основа, на которой образуются новые качества,конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должнодлиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне ибольшинстве своем.
Стабильностьконституционного статуса личности зависит от того, насколько полно онсоответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядокпринятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен взаконе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильностистатуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащихнормы о правах и свободах человека и гражданина.
Отраслевой статусличности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельнойили комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым,административным правом и др.
Родовой(специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельныхкатегорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные праваи обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников КрайнегоСевера и др.
Индивидуальныйстатус характеризует особенности положенияконкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия вуправлении государственными делами и т. п. [6]
Вопределении правового статуса личности имеют значе­ние не только закрепленныйза человеком фактический объ­ем прав и свобод, но и те начала, на основекоторых осуще­ствляется их использование.
Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.
Итак, принципы правового статуса личности —это при­знаваемые и охраняемые правом, государствомосновные начала, исходя изкоторых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.
ВКонституции закреплены следующие принципы право­вого статуса личности,непосредственно связанные с основ­ными, исходными началами утверждаемой вгосударстве концепции прав человека.
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуютсяна основе равноправия. Это главный принцип характеризующий правовойстатус личности.
Равенство всех перед законом и судомозначает, что за­кон,его предписания в равной мереобязательны для всехего адресатов,что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться толькозаконом, а не какими-либо посто­ронними соображениями, и не принимать вовнимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающего­ся засудебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, напримернедееспособность, состояние в граждан­стве, возраст и пр.
Равенство прав и свобод человека и гражданинаознача­ет,что они признаются за всемилюдьми в равной мере, не допускаетсядискриминация в пользовании правами по ка­ким-либо основаниям, зависящим отестественных особенно­стей личности и ее социального статуса. Конституция фик­сируетширокий, причем не закрытый, перечень таких осно­ваний.
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения,места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равенство прав, свобод и обязанностей человека и граж­данина —равноправие — Конституция понимает как равен­ство возможностей, а не какфактическое равенство, кото­рое в жизни недостижимо.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываютсяна их гарантированности.
Этотпринцип получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало,которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретныегарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Как общее начало правовогостатуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, вст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционно­го строя, чтопризнание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в РоссийскойФедерации призна­ются и гарантируются права и свободы человека и гражда­нина.
Субъектом,который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство.Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент явля­ется гарантом прав исвобод человека и гражданина. Феде­ральное Собрание осуществляет защиту прав исвобод, за­крепление их гарантий посредством законодательной деятельности. [7]
Главнаязадача государства состоит в фор­мулировании, обеспечении и защите прав исвобод человека. Только такое государство может считаться легитимным иправовым.
Признаки правчеловека:
1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека опреде­ляетсятем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либоиндивидуальных особенностей.
2.Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом,государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже всилу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование правчеловека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти:они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каж­домупо безусловному естественному основанию (в силу природ­ного факта рождения), ане в зависимости от диктуемых государ­ством условий, не по усмотрению, воле ирешению властей». [8]
3.Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человекасегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека— объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должнопридерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировоесообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жесткореагирует на их нарушения.
4.Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду правачеловека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправеограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересахгосударства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничениеправа собствен­ности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничнойполосе,военных городках, на территории особо охраняемых объек­тов, закрытых административно-территориальныхобразований.
5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.
6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрованследующим об­разом: «Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и граж­данина— обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека — один изглавных принципов современного права.
7. Непосредственно действующий характер. Основные права исвободы человека являются непосредственнодействующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной иисполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием (статья18 Конституции России). [3]
Вся совокупность прав человека и гражданина РоссийскойФедерации может быть подразделена на три большие группы.
Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (лич­ные)конституционныеправа и свободы(право на жизнь; свободу и личнуюнеприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайнупереписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений;право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своейнациональной принадлежности; право на пользо­вание родным языком, свободныйвыбор языка общения, воспи­тания и творчества; право свободно на территории РФвыбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ иправо гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания;свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).
К этой жегруппе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключениемправа граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политическийхарактер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжало­вание всуд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение деласудом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право наполучение квалифи­цированной юридической помощи; право на признание своей не­виновностидо того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будетустановлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпцияневиновности); право на пере­смотр приговора вышестоящим судом, на помилованиеили смягче­ние наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своегосупруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственнойвласти или их должност­ных лиц.
Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющембольшинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейшихиндивидуальных жизненных по­требностей человека и в своей основе осуществляютсясамостоя­тельно.
Вторуюгруппу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. Всвоем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечисленыранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией правочеловека на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы длязащиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание можетиметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектомкоторой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на терри­торииРоссии.
Основноеназначение политических прав и свобод — обеспе­чить участие граждан вуправлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственнойвласти.
Третьюгруппу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические икультурные права.К их числу можно отнести свободу экономическойдеятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, ираспоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право насвободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; правона жилище; право на охрану здо­ровья и медицинскую помощь; право наблагоприятную окружаю­щую среду; право на образование; свободу литературного,художе­ственного, научного, технического и других видов творчества.
Основноеназначение этого блока прав человека и граждани­на — обеспечить достойныесоциально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать егоинтеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятель­ности,оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.
Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеетсобственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детальнозакрепленных в нормах текущего законода­тельства. Например, содержание ипорядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законеоб образо­вании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер­жание инаправление развития целых отраслей российского зако­нодательства (например,трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).
Каждоеконституционное право и свобода реализуются с помощью экономических,социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собойсредства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных вконституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина. [9]
Гарантии — этосистема условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равныеправовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав исвобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.
По сфере действияразличают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамкахрегиональных международных сообществ, внутригосударственные и автономныегарантии.
Международно-правовыегарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международныхпактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, атакже организации, действующие под ее эгидой(ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты; Важноезначение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООНи специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правамребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав исвобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.
Гарантиирегиональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Советгосударств Балтийского моря, Организацияафриканского единства, Организация американских государств, Ассоциациягосударств Юго-Восточной Азии, Содружество НезависимыхГосударств) осуществляются также через различные учреждения на основесоответствующих нормативно-правовых актов.
Так, государства —члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенциейо защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколамик ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правамчеловека и Европейский суд по правам человека. Страны — члены СодружестваНезависимых Государств приняли ряд документов, которые способствуютосуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всехгосударств — членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека иосновных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав навозмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональнымзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением имитрудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основныхсвободах человека от 26 мая 1995 г.
Внутригосударственныегарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств,обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека игражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст.18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Ониопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнойи исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваютсяправосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита правграждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правамчеловека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придаетновый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышенияэффективности этой деятельности в нашей стране.
Под автономнымипонимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частейфедеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так,обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами исубъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФсодержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданинасогласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
По содержанию ивидам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закреплениесвободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальноепартнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение иравновесие властей, многопартийность, плюрализммнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой,национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основногообщего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитойсистемы законодательства, независимого правосудия, возможность полученияквалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права исвободы всеми способами, не запрещенными законом).
Правовые гарантиимогут быть материальными (нормативные установления, определяющие условияреализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридическиефикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедураприостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими(конструкции, отражающие предоставительно-обязывающийхарактер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).
В качествеправовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит вобязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенноеправонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридическихобязанностей. [6]
Видеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условиядля того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности идарования, ибо человек — высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. Вдействительности отношения между человеком и государством куда более сложны ивесьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывалисьотношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, атолько несли обязанности перед государством и поэтому не могли статьличностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прави свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. Нагосударство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права исвободы.
Наразвитие гражданских прав и свобод большое влияние оказалалиберально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание наличностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свободчеловека, на ограничении вмешательства государствав личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой нагосударство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализироватьотношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. Издесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придатокгосударственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты,социальной и национальной дискриминации.
ВСоветском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимсязначительных социально-экономических прав, но вцелом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинскийтоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделалего полностью беззащитным перед государством. И в послесталинскийпериод интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба быласудебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советскоегосударство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил,нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физическойкультурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне — все это и многое другоебыло реальностью.
КонституцияРоссийской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства,которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическомгосударстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек былзащищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал какполноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должнаобеспечивать охрану и защиту прав личности.
ВКонституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потомугосударственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность всоответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругомзакрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился.Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальнымитолько после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.

 
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  РоговВ.А. История государства и права России IX-началаXX веков. М., 1995.
2.  Теориягосударства и права. Ч. I.Ред. Венгерова А.Б. М., 1995.
3.  ДеминА.В. Теория государства и права. М., 2002.
4.  ПокровскийИ.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.
5.  МорозоваЛ.А. Основы государства и права. М., 2000.
6.  Теориягосударства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 1998.
7.  Государственноеправо РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 1996.
8.  НерсесянцВ.С. Общая теория государства и права. М., 1999.
9.  Основыправа. Ред. Лазарева В.В. М., 2001.
10.МарченкоМ.Н. Теория государства и права. М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.