Реферат по предмету "Государство и право"


Право и закон. Проблемы их соотношения

МОСКОВСКИЙГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа по Теории государства и права
Тема: Право и закон. Проблемы их соотношения
2009г.

Содержание
Введение
Понятие права и закона,их характеристики. Определение права, его признаки и принципы
Закон. Признаки закона
Проблемы соотношенияправа и законаПонятие правового закона, его основные компоненты
Соотношение права изакона
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Проблемасоотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейшихвремен, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множествораз в рамках и зарубежного, и отечественного права. В нашей стране последние,весьма острые и недостаточно успешные, судя по их конечным результатам, спорыприходились на 60-80-е гг. Каждая из спорящих сторон приводила своисобственные, самые убедительные, на ее взгляд, аргументы, стремилась приобрестикак можно большее число последователей. Однако в практическом плане всеоставалось без изменений.
Актуальностьпроблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она нетолько сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемыеусилением социальной напряженности в обществе периоды, значительно обостряется.Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо “кабинетная”,академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное,практическое значение.
Важностьпроблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостьюсоотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной иправоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством,имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему. Поэтому необходимчеткий критерий, в соответствии с которым можно было судить о законе какправовом или неправовом, в противном случае не будет понятно, когда законутрачивает характеристики правового и становится неправовым, или дажепроизволом.
Объектомисследования является проблема соотношения, совпадения понятий «закон» и«право».
Цельюнастоящей работы является рассмотреть проблему соотношения права и закона.
Задачиработы: изучение понятий «право» и «закон», их основных характеристик, а такжевзаимодействие этих понятий и формулирование определения правового закона, ибоэто определение является решением проблемы соотношения права и закона.
Методы,использовавшиеся при написании работы:
1.        общенаучные –анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация;
2.        частноправовые — формально-юридические методы.
Понятиеправа и закона, их характеристики./> Определение права, его признаки и принципы
Любоеопределение права неполно, относительно, так как не может охватить всегомногообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткоеопределение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признакиэтого сложного явления.
Право– это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм,выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством,направленных на урегулирование общественных отношений. Такое определение праваотносится к нормативному подходу правопонимания. Следует также иметь в виду,что нормативное понимание права сообразно современному уровню развитияюридической науки в России претерпевает существенные изменения, нуждается восмыслении новых для него моментов.
Вгосударственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности,механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и формраспределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право,трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельностипредставительных органов, органов государственного управления (конституционноеправо, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами насуществующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовноеправо, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностныхотношений (семейное право).
Правовыполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правовогосознания.
Обобщаяразвитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулироватьпризнаки права, те существенные характеристики права, которые позволяютутверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иныхсоциальных норм. Говоря о признаках права, необходимо, прежде всего,определиться с какой целью их необходимо выделить. Очевидно, что право, как илюбое явление обладает определенной совокупностью свойств, качеств, признаков,по которым можно отграничить это явление от другого.
Кнаиболее существенным признакам права относятся:
1)        волевой характер– возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти;
2)        общеобязательность– состоит в том, что норма права распространяют свое действие на всехсубъектов, находящихся в сфере действия данной нормы (общий характер), а так жев том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от ихотношения к данной норме (обязательный характер). Все иные разновидностисоциальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательнылишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательныхдля всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности иправопорядка, всей правовой системы общества.
3)        нормативность –направленность на урегулирование общественных отношений. Право выступает каксистема норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой(«если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы(рамки) дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Этисвойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародилисьеще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления праваприобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.
4)        связь сгосударством – т.е. принимается и санкционируется государством;
5)        формальнаяопределенность – состоит в том, что право содержится в определенных формах(нормативно-правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных иадминистративных прецедентах и правовых обычаях), а также точность, четкость,емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства,как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение)правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.
6)        системность – непросто совокупность, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью,взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.
Правов различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, нотеоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системеуказанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, чтоправильную характеристику новому основному пласту регулятивной системыраннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только всовокупности они определяют социальную ценность права.
Сущностьи социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах.
Принципыправа – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которыесоставляют нравственную и организационную основу возникновения, развития ифункционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование,динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права. Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизываютвсю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Принципы праваоказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, ихиздания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой,правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов.От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности,стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер,принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействияразличных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений,субъективного и объективного права.
Вюридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые),межотраслевые и отраслевые.
1)        Общеправовыепринципы действуют во всех отраслях права. К ним относятся:
Справедливость– это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием ивоздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различныхиндивидов (социальных групп) и их социальным положением и т.п.
Гуманизм(человеческий, человечный) – состоит в правовом признании ценности человека,как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценкиобщественных отношений.
Демократизм– в правотворчестве он проявляется в широком участии людей и их различныхобъединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемыеими органы государственной власти и в других формах) формировании права. Вреализации права он проявляется в степени подконтрольности, доступностиправоприменительных органов гражданам, а также в уровне юридической помощинаселению.
Юридическоеравенство всех граждан перед законом и судом – все граждане государства равныперед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств.
Законность– точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектамиправа, всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.
Взаимнойответственности государства и личности – юридическую ответственность должнанести не только личность за нарушение норм права, но и государство (его органыи должностные лица) за нарушение своих обязанностей перед личностью.
2)        Межотраслевыепринципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Кним относятся: в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве –гласность и состязательность судопроизводства; в уголовном, гражданском,административном праве – неотвратимость ответственности; в гражданском исемейно-брачном праве – равенство сторон.
3)        Отраслевыепринципы обслуживают только одну отрасль права. Они включают в себя: в трудовомправе – свобода труда; в гражданском праве – всеобщность защиты гражданскихправ; в уголовной процессе – презумпция невиновности.
Принципыправа участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не толькоопределяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены вобоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогииправа).
Такимобразом, мы рассмотрели понятие права, его основополагающие идеи, принципы ипризнаки. Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложныхобщественных явлений. Под правом понимают многообразные общеобязательныеправила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемыегосударством. Иногда под правом понимают нечто, принадлежащее индивиду, чем онможет свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либовмешательства.Закон. Признакизакона
Всовременном обществе люди и различного рода их объединения постоянносоприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконныхактах — с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью ихсоблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступаютпри их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношенияхопределенный порядок, который с помощью законодательства и законностиформулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности,расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения помере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в ихобщении друг с другом.
Сейчасв нашей стране взят курс на формирование правового государства, что,несомненно, связано это с повышением роли в государственной и общественнойжизни основного юридического источника (формы) российского права – закона. Известно,отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главнымрегулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Онслужит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иныхсферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественнойобстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всехгосударственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе,поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальныхправовых актов, называемых поэтому подзаконными актами.
Закон– это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной властиили референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой ирегулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законв широком смысле слова — это в наши дни первостепенный, почти единственныйисточник права в странах романо-германской правовой семьи, к которойисторически относится и Россия. Все эти страны — страны “писанного права”.Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующимактам, принятым парламентом или правительственными и административнымиорганами. Задача юристов состоит главным образом в том, чтобы при помощиразличных способов толкования найти правильное решение, которое в каждомконкретном случае способствует воле законодателя.
Этимологически(по своему смыслу) слово “закон” в русском языке означает “правило”, “предел”,положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом “закон” всегдаимеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц иорганизаций.
Следуеттолько к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того,что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивныепредписания — поручения правительству, бюджетные или плановые показатели,программные положения, декларации. Например, закон о государственномфедеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включаети отдельные нормы обычного типа общих правил.
Итак,исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:
1)        принимаютсятолько органом законодательной власти или народом в ходе референдума. Законпредставляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласованияразличных социальных интересов. Это, в принципе, общепризнанная практика современныхгосударств.
2)        обладают высшейюридической силой, которая означает, что содержание иных нормативно-правовыхактов не должно противоречить законам. Ведущее и определяющее положение законов в системенормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требованийзаконности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оноозначает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия егоположениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться всферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен всоответствие с законом или отменен;
3)        никто не вправеотменить закон, кроме органа, его издавшего;
4)        регулируетнаиболее важные и основополагающие отношения, обеспечивает упорядоченное развитие экономических,политических и социальных сфер;
5)        содержит нормыпервичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основномдетализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
6)        принимается вособом процессуальном порядке.
7)        закон, регулируясоответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшейустойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования идействия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которыерассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежатконтролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.
Вокончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть,что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а втесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют лучшепонять природу и особенности закона, смысл всего законотворчества. Помогаютизбежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию иприменению закона.
Обобщаявсе вышесказанное, можно выделить наиболее значимые общественные отношения,регулируемые законом:
·          вопросыконституционного характера;
·          порядокобразования и деятельности органов государственной власти и органов местногосамоуправления;
·          права, свободы иобязанности человека и гражданина;
·          порядок созданияи деятельности общественных организаций;
·          ключевые вопросыв области экономики;
·          вопросы обороны ибезопасности;
·          международныеотношения;
·          принятие иизменение бюджета;
·          установлениеналогов и другие.
Изсказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъектаверховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, таки другие отношения, не имеющие юридического характера. Проблемысоотношения права и закона./> Понятие правовогозакона, его основные компоненты
Говоряо соотношении права и закона, прежде всего, необходимо решить проблему: чтопредставляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и праваполагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовымкритериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.
Во-первых,сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовымкритериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целаясерия вопросов, а именно: Каков же критерий правовых законов? Какие законыможно рассматривать как совпадающие с правом, а какие – нельзя?
Исчерпывающегоответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философамипредлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона,правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.
Ещев конце XIX – начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе вкачестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то естьволя всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовымиследовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватноотражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматическиоказывались бы в разряде неправовых.
Вцелях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такаякатегория, как правовой идеал. Некоторые авторы описывают его как «порождениеиндивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройствеобщежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природнойсреды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что«справедливость и благо есть закон законов», авторы приходят к выводу, чтоправовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и естьне что иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые несодержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра,справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.
Современноепонятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развитияправа и государственности как таковой. Юридическая сущность правовогогосударства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол идействует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, чтопод правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом.Следовательно, правовое государство – это, прежде всего, система разного родагарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, атакже основные права и свободы личности.
Легитимныйзакон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности,содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно игосударство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим– избранным народом – органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическоеизбрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе нев состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действияправа как продукта естественно-исторического развития юридические нормы,действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимонормотворческой деятельности органов власти.
Правовойзакон – властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированныйгосударством или иными социальными институтами, но и соответствующий(содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания,существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всейполнотой действия в пределах данной правовой системы.
Длясовременного общества понятие и концепция правового закона являются одним изфундаментальных принципов легитимации государственных актов и действийгосударственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемымправовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой.Наиболее простая и абстрактная формула правового закона представлена дефиницией«Правовой закон есть закон, созданный и функционирующий по праву». При этом длякаждой социально-политической системы существует собственная или специфическаяконъюнктура определения существующих или вновь создаваемых законов в качествеправового закона.
Понятиеправового закона многостороннее и гибкое, оно становится фундаментомсовременной концепции правового общества и государства.
Егоосновные компоненты:
1)        правовой законопирается на конституционные принципы и не может им противоречить ни формально,ни содержательно;
2)        процедураформирования и принятия правового закона всегда многоступенчата и предполагаетучастие всех установленных конституцией ветвей власти;
3)        общеобязательныйхарактер, т. е. правовой закон действует не только на всей территориигосударства, но и распространяется на все категории населения, исключаякакую-либо правовую дискриминацию;
4)        действиеправового закона распространяется на все властно-политические инстанции иинституты так, что любое действие любого государственного органа предпринимаетсяв соответствии с внутренними законами государства;
5)        эффективностьправового закона прямо зависит от уровня развития правосознания общества, отдоверия граждан и их готовности подчиняться предписаниям и ограничениям,налагаемым на них законами;
6)        правовомурегулированию подлежат лишь внешне-деятельные аспекты жизни граждан; духовнаяжизнь гражданина и его убеждения не подлежат властно-правовой регуляции;
7)        правовой законгарантирует сохранность и неприкосновенность неотчуждаемых прав и свобод личности,личное достоинство граждан и их безопасность;
8)        правовой закон неимеет «обратного действия» (т. е. его регуляции не подлежат действия,совершенные до момента вступления правового закона в силу);
9)        правовой законможет быть изменен или отменен только при соблюдении всех предусмотренныхКонституцией законодательных процедур;
10)     с содержательнойточки зрения, правовой закон направлен на обеспечение интересов большинстваграждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность тойили иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного примасштабности и разнообразии современных обществ.
Веськомплекс перечисленных признаков правового закона представляет собой оптимумсовременного правосознания, но говорить о реальной возможности достижения длякаждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальнойполитико-правовой жизни современных обществ следует говорить лишь о большей илименьшей степени приближения правовых систем к оптимуму правового закона. При этомнужно учитывать и саму зависимость его понятия и роли в жизни общества отконкретной социально-исторической ситуации, типа общественных отношений ивластно-политической организации общественной жизни.
Обобщаявышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон естьадекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательнуюсистему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следуетподчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающееправовое содержание. Данное определение носит общий характер и распространяетсяна все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, вкакой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиямправа и действительно отражают право, а не произвол.
Критериевправового или неправового характера закона много: учет в нем интересов людей;применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения;уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. Вобществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона какправового или неправового невозможна.
Соотношениеправа и закона
«Правоимеет тот, на чьей стороне сила;
границынаших сил – наши законы».
ИоганнКристоф Фридрих Шиллер
Вопросо соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе.Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточномногозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органомзаконодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любойисточник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором праворассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употребленв широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, исанкционированный обычай. Возвести волю в закон — значит придать ейобщеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту.Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае,когда термин «закон» понимается в широком смысле.
Соотношениеправа и закона – центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадаютправо и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативнымактам) или нет – эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки ипрактики.
Следуетотличать значение термина «право» от значения термина «закон» во избежаниенедоразумения, связанного с отождествлением и проявляющегося в представлении,что присутствие законов в стране уже означает в ней наличие правового порядка.
Формула«Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражаетразграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правовогосодержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовоесодержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, неявляется правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, еслисодержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законыможно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но несодержания.
Всовременной отечественной юриспруденции под правом понимается особый,независимый от воли законодателя социальный феномен со своими объективнымисвойствами и регулятивным принципом, под законом же – вся совокупностьофициально-властных установлений, общеобязательные акты и нормы, наделенныепринудительной (законной) силой.
Пытаясьпровести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориямморали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепцииследует, что государство в лице своих законодателей может превратить в праволюбую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрениягосподствующей морали.
Однако,по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость немогут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» — абстракция, и впроцессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него своесобственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Онодинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Крометого, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости доее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливостьвовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать вопределении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку,поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равныхсубъектов.
Такимобразом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначнымпроцессом, что полностью соответствует сложности реальных общественныхотношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативногозакрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательнойсилы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативноезакрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественныхотношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не всезаконы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватываетне только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, вдействии.
Заключение
Такимобразом, мы рассмотрели понятие права, его основополагающие идеи, принципы ипризнаки. Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложныхобщественных явлений. Под правом понимают многообразные общеобязательныеправила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемыегосударством. Иногда под правом понимают нечто, принадлежащее индивиду, чем онможет свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либовмешательства.
Проанализировалипонятие закона как, выражение воли субъекта верховной власти, и что содержаниемзакона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющиеюридического характера.
Обобщаявышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон естьадекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательнуюсистему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следуетподчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, незатрагивающее правовое содержание. Данное определение носит общий характер ираспространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в тоймере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективнойприроде и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол.
Критериевправового или неправового характера закона много: учет в нем интересов людей;применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения;уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. Вобществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона какправового или неправового невозможна.
Такимобразом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначнымпроцессом, что полностью соответствует сложности реальных общественныхотношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативногозакрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательнойсилы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативноезакрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественныхотношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не всезаконы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватываетне только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.
Смоей точки зрения, вопрос о проблемах соотношения права и закона на сегодняшнийдень является открытым, это обусловлено плюрализмом взглядов, теорий и идей огранях соотношения права и закона. Эта проблема будет стоять передчеловечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что когда-нибудь всезаконы будут правовыми. Но общественные отношения с течением временипретерпевают изменения, и форма и содержание – эти неотъемлемые характеристикиправа – также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегданеизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера. Приосуществлении правотворчества законодатель должен опираться на следующиепринципы:
ü  научности –использование достижений науки, приемов и методов научного анализа;
ü  законности –строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правилпринятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами;
ü  демократизм –учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов,отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормыпринимаемого акта;
ü  системность –учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права,отраслей, институтов).
Такимобразом, различие между правом и законом, выделение правовых и неправовыхзаконов, создание механизма отмены неправовых законов имеют хорошую перспективупри формировании правового государства.
Список использованной литературы
1.   Аванесян, В. В.,Андреева С. В., Белякова Е. В., Глазова Е. В., Дудкина Л. В., Исайчева Е. А.,Левина Л. Н., Смолина Л. В., Терехова Л. Н. Большая юридическая энциклопедия /М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 688 с.
2.   Алексеев, С. С.Общая теория права / М., 1981.
3.   Жилин Г.Соотношение права и закона / Г. Жилин // Российская юстиция. 2000, — № 4, с.8-10
4.   Керимов, Д. А.Философские проблемы права / М., 1972.
5.   Малько, А. В.Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях (учебноепособие) / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 144 с.
6.   Марченко, М. Н. Теориягосударства и права / М., 1987.
7.   Матузов, Н. И.,Малько, А. В. Теория государства и права (курс лекций) / 2-е изд., перераб. идоп. / М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
8.   Нерсесянец, В. С.Право и закон / М., 1983.
9.    Якушев, А. В.Теория государства и права (конспект лекций) / М.: А Приор, 2009. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.