Реферат по предмету "Государство и право"


Права и свободы человека в различные периоды развития Беларуси

/>/>/>/>/>Содержание
Введение
I Права и свободы человека в период становления белорусскойгосударственности
II Права и свободы белорусов в Российской Империи
III Права исвободы человека в условиях коммунистического тоталитаризма в БССР
Заключение
Литература
/>Введение
Современная Беларусь — этодостаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, своитрадиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системедуховных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека,которые в концентрированном виде отражают реальные экономические,социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования.Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, ксохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало воснове развития революционно-демократического движения в Беларуси.
Многочисленные источникипозволяют составить целостное представление о состоянии прав и свобод человекав различные периоды развития Беларуси. В истории конституционализации иреализации прав и свобод человека в Беларуси можно выделить четыре основных этапа,ограниченных между собой важными историческими событиями.
Первый — охватывает годыс момента возникновения белорусской государственности и завершается ликвидациейРоссийской империей государственной независимости Беларуси (Х-конец XVIII вв.). Второй этап в реализации прав исвобод белорусов начинается после полного присоединения белорусских земель кРоссийской империи и продолжается до Великой октябрьской революции (1795 — 1917).Третийэтап в имплементации прав и свобод человека в Беларуси охватывает период с1917года до середины 90-х годов ХХ столетия. Четвертый этап в развитии прав исвобод человека обозначился в 90-е годы ХХ столетия и продолжается в настоящеевремя.
Начало новому этапу былоположено принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитетеБелорусской ССР. 25 августа 1991года декларации был придан статус конституционногозакона. 19 сентября 1991 года утверждается новое название нашей сувереннойстраны — Республика Беларусь. 8 декабря в Вискулях (Беловежская пуща) былоподписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

/>/>/>/>I/>.Права исвободы человека в период становления белорусской государственности
Белорусская нация игосударственность, как известно, начинают складываться в I тыс. н.э. Анализ историческихисточников показывает, что основу белорусской нации образовали южные и западныеславяне, которые колонизировали землю Беларуси в VI — VIIIвеках. Те, которые поселились по рекам Двина и Неман, стали называтьсякривичами; которые разместились вдоль реки Припять — дреговичами; по верхнемуДнепру и Сожи — радимичами. До их прихода на этой земле жили балты (лиетувисы,латыши, вятичи, голяды). Позже белорусы ассимилировали и частично вытеснилибалтов. Эти племена переняли у белорусов язык и даже православную религию,обычаи и т.д.
Древние племенные союзы(кривичи, дреговичи, радимичи) постепенно переросли в государственныеобразования — княжества. Наиболее крупным из них было Полоцкое княжество.Первое летописное упоминание о нем относится к 980 году, называется князьРогволод, который княжил в Полоцке. Полоцкое княжество было первым древнимбелорусским государством со всеми соответствующими атрибутами: сувереннойвластью династии князей, вече, администрацией, собственным войском, денежнойсистемой.
Наибольшего могуществаПолоцкое княжество достигло во второй половине ХI века при правлении Всеслава Чародея. В это время в Полоцкебыл построен знаменитый Софийский собор, который символизировал равенствоПолоцка с Новгородом и Киевом. Полоцкому княжеству принадлежали земли вдольДвины до Балтийского моря, где начинался большой торговый путь «из варягов вгреки». Такое геополитическое расположение определило экономический иполитический расцвет княжества. Полоцкое княжество охватило большую частьсовременной Беларуси.
Важными государственнымиобразованиями на территории Беларуси в то время были Туровское и Смоленское княжества,затем Минское, Пинское и Витебское.
В середине XIII века Полоцкое княжество утрачиваетсвою ведущую роль в государственном строительстве. Центр политической жизни набелорусских землях перемещается в Понеманье, где проживали славянские племенакривичи и дреговичи, а также балтские — литва и ятвяги. Здесь возникло новоеславяно-балтское государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ).
События, что происходилив начале XIII века, усложнили дальнейшее развитиебелорусского государства. В 1201 году немцами в устье Двины была основана Рига,а через год здесь возник орден меченосцев (Ливонский орден). Все это создалонепосредственную угрозу для Полоцка, привело к потере выхода к морю,отрицательно повлияло на экономическое развитие княжества.
Внешняя угроза длянормального развития Полоцкого княжества привела к присоединению его в 1307году к Великому Княжеству Литовскому. Возникла крупнейшая средневековаяфеодальная монархия Европы — Великое Княжество Литовское. Город Новогрудок сталпервой столицей этого федеративного государства. Большую часть ВКЛ составлялиславянские земли, балтские земли занимали 1/5 часть всей площади. Славянскаячасть нового государства была более развитой в социально-экономическом икультурном плане. Балты в то время еще не имели своей письменности.
Доминантой эволюции ВКЛна протяжении ряда столетий была политическая и духовная культура Полотчины.Официальным государственным и повседневным разговорным языком в федеративном государствебыл старобелорусский язык. А как известно, государственным языком в любомгосударстве является язык господствующей, а точнее титульной, нации.
В1323 году князь Гедыминперенес столицу сначала в Троки, а потом в Вильню, которая оставалась политическимцентром ВКЛ до конца его существования. Вильня была основанаславянами-кривичами, затем здесь появились балты. Долгое время послеисчезновения ВКЛ для белорусов Вильня оставалась центром политической икультурной жизни. В октябре 1939 года Сталин единоличным решением передалВильню Литве.
В 1385 году, чтобыпротивостоять внешней агрессии со стороны крыжаков и татаро-монголов, ВКЛзаключило Кревскую унию, союз с Польшей, которая предприняла попытку установитьсвое господство над Княжеством. Восстановил самостоятельность ВКЛ великий князьВитовт (1392 — 1430). В14222 году к ВКЛ была присоединена Жемойтия —историческая территория современной Литвы. В середине XV столетия изменилось и название государства, оно сталоназываться Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Следовательно,белорусская нация сохранила свою самобытность и культуру и в Великом КняжествеЛитовском.
Между тем самостоятельныйпуть формирования белорусской нации и культуры, отличный от русской, польской илитовской наций, до сих пор оспаривают некоторые российские историки иполитологи, в том числе и белорусские ортодоксальные марксисты. Российскиеисследователи продолжают утверждать, вопреки историческим фактам, что в основеобразования белорусской нации лежит белорусский субстрат.
Первые памятники права, вкоторых нашли свое отражение права и свободы человека, появились в Беларуси в X — XII веках. В их ряду следует прежде всего отметить сводкняжеских постановлений этого периода под названием «Русская правда». Полоцкиеи Смоленские грамоты XIII —XIV веков закрепляли права отдельныхкатегорий граждан этих земель. Правом владеть и распоряжаться недвижимымимуществом, заниматься хозяйственной деятельностью и вести торговлю наделялисьдаже холопы, или рабы. В XIVвеке привилегии имели только феодалы-католики, поэтому наблюдался переход изправославия в католичество.
Привилеями 1432 и 1434годов юридически (но не фактически) были уравнены в своих правах православные икатолики. В это время в культуру привилегированного сословия Беларуси проникаютновые религии — протестантизм, кальвинизм и др. Последние были особеннопопулярны из-за республиканских моментов в этих учениях.
Существенным продвижениемна пути к решению вопроса прав человека явилось законодательство ВКЛ. Впамятниках права этого периода нашли отражение многие идеи, закрепленные позжево Всеобщей декларации прав человека. Так, уже в Судебнике Казимира IV 1486 года утверждался принциппрезумпции невиновности.
Наиболее значительнымипамятниками права Великого Княжества Литовского являются статуты (1529, 1566,1588). Прежде всего, следует отметить статут 1588 года, автором которого былвеликий канцлер ВКЛ Лев Сапега. Третий статут действовал на протяжении 250 лет,до 1840 года. Статут был первым в Европе сводом законов, куда вошли нормыместного государственного права. Статут заложил в ВКЛ основы правовогогосударства, где господствовал закон, а не личная воля властителя.Предусматривалось ограничение власти великого князя через такие институтывласти, как Сойм и Рада. В статье 1 раздела I провозглашался принцип единства права для всего населенияКняжества. Это было новым явлением в законодательной практике европейскихгосударств.
Большое значение вСтатуте придавалось созданию справедливого суда. В Полоцкой Руси прибегали кбольшому количеству присяжных. В1581 году были учреждены независимые суды вкаждом повете. Так, гражданин имел право обжаловать решения и действиядолжностных лиц[4]. Статут 1588 года закрепил гласность судебного процесса,участие защитников, состязательность сторон. В статье 2 Статута говорилось отом, что государство не имеет права наказывать по заочному обвинению, даже еслиэто касается государственной измены.
В Статуте 1588 годавпервые в законодательной практике европейских стран была разграниченазаконодательная и исполнительная власть. Законы могли создаваться выборнымисполнительным органом — Соймом, а великий князь их подписывал.
В ВКЛ по традиции,заложенной еще в Полоцком княжестве, действовал принцип, утверждающий, чтопредставители всех слоев общества — высших и низших, независимо от национальнойпринадлежности, объявлялись полноправными гражданами.
Великое княжествоЛитовское было полиэтнической страной — белорусы, балты, украинцы, поляки,евреи, татары.
В Великом Княжестве Литовскомреально соблюдалось право на свободу мыслей и вероисповеданий. Поэтому вбелорусской истории вплоть до XIXвека не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство,атеизм, а также проявление религиозного фанатизма. Напротив, здесь находилиубежище и защиту диссиденты из соседних стран.
Законодательство ВКЛотражало права и свободы различных слоев населения. И поскольку Статут 1588года явился памятником права феодального периода, то он, естественно, отразилвсе его противоречия. Равенство всех перед законом сосуществовало рядом ссохранением привилегий высшего шляхетного сословия, которое выполняло руководящуюи организующую роль в обществе. Несмотря на эти недостатки, Статут оказалзначительное влияние на развитие права во всей Европе. На его основе быласоставлена первая в Европе конституция — Конституция Речи Посполитой 1791года.
В 1569 году в результатеподписания Люблинской унии было создано новое конфедеративное государство —Речь Посполитая, куда вошли Великое Княжество Литовское и Королевство Польское.Создание конфедерации было нацелено на укрепление обороноспособности двухстран, на сохранение их независимости, которой угрожала агрессивность состороны московского государства. Достаточно сказать, что только за период с1500 по1564годы Московское княжество совершило более тридцати вооруженныхнападений на Беларусь. В это же время, по большей части согласованно снападением войск Московии, на Беларусь совершали свои опустошительные набеги иорды крымских татар. По хронологии они припадают на такие годы:1497, 1500,1502, 1503, 1505, 1506, 1521, 1523, 1527, 1529, 1538, 1539.
Государственноеобъединение ВКЛ и Польши создало предпосылки и для церковной унии. Какизвестно, главной религией ВКЛ было православие, а Польского королевства —католицизм. В 1596 году была заключена Берестейская уния, которая открыла путьдля объединения двух конфессий в одну религию, получившую название униатской. Вконце XVIII века униатами были уже 75% населенияРечи Посполитой. В1839 году российские власти Унию ликвидировали и сталинасаждать среди белорусов православие. В настоящее время в Беларусивосстановлена униатская конфессия, и она имеет хорошие перспективы для своегоразвития.
С помощью крымскихмусульман православные московские князья пытались вернуть «свою» православную«вотчину», на которую в действительности не имели никакого законного права.Московское княжество не было правопреемником княжества Полоцкого, поскольку вовремена Полоцкой державы Московское княжество вообще не существовало. Однаконекоторые российские политики и исследователи и сегодня заявляют о своих правахна православную «вотчину» в Беларуси и готовы спасать ее от римско-католическойверы и обуржуазившейся Европы.
Летописи зафиксировалисообщения о бесчисленных нарушениях абсолютно всех прав жителей белорусскогокрая, их полонах, опустошительных грабежах, разорении и сожжении не толькодеревень и мелких поселений, но и таких городов, как Берестье, Каменец,Бобруйск, Слуцк, Туров, Крево и его замок, Клецк, Новогрудок, Друцк, Витебск, Чечерск,Кричев, Полоцк, Мозырь, Речица и др.
Московия вела войну посуществу на уничтожение белорусов, на ликвидацию их элементарного права — правана жизнь и с 1654 по 1667 годы. За эти 16 лет были разрушены и разорены целыегорода и регионы. Сотни тысяч белорусов—мужчин, женщин и детей—были пленены ивывезены в Московию. Оккупация и насилие привели к возникновению в Беларусиосвободительного движения против поработителей, к борьбе за право нанезависимое существование белорусского народа.
Эта война Московскогокняжества с «братским славянским народом» стоила Беларуси 1 800 000 человеческихжизней. Погиб каждый второй житель края. После этой бойни, которую благословилироссийские церковные иерархи, Великое Княжество Литовское как держава уже несмогло подняться. Российская империя начала «осваивать» «вотчины». Это былоначалом трехвековой оккупации и колонизации Северо-Западного края, подавленияправ и свобод белорусов.
XVIII столетие принесет белорусам новыетяжелые испытания. Огнем и мечом будут подавляться нередкие бунты и народныеволнения против насилия и грабежа со стороны российских поработителей. Особойжестокостью в этом подавлении отличился русский князь Александр Суворов.
В конце XVIII века для Беларуси наступили ещеболее сложные и трагические события и времена, свидетельствующие о тотальномподавлении прав и свобод граждан со стороны Российской империи. В1772 годупроисходит первый разбойный раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией иРоссией, в результате которого от Беларуси была отторгнута и включена в составРоссии ее восточная часть. В 1793 году — второй раздел Речи Посполитой и захватРоссией центральной части Беларуси. В 1795 году — третий раздел Речи Посполитойи захват Россией западной части Беларуси.
Свои разбойные действия поотношению к Беларуси Российская империя проявит еще неоднократно. Еще будетразгон Учредительного съезда Белорусской Народной Республики (1918),расчленение Беларуси по так называемому Рижскому договору (1921),«добровольное» создание ССРБ (1919) и т.д.

/>/>/>/>II./>Права и свободы белорусов в Российской империи
 
В конце XVIII века Беларусь была насильственноприсоединена к Российской империи и стала ее провинцией — «Северо-Западнымкраем». Однако в этой огромной и богатой природными ресурсами стране так и небыли созданы условия для дальнейшей жизни людей. Народ здесь всегда находился врабской зависимости от власти, работал много и тяжело, а жил уныло и убого.
Белорусы после«добровольно вхождения их страны в состав Российской империи» потеряли право насамоопределение и самоидентификацию, право на свободное экономическое,политическое духовное и интеллектуальное развитие, а следовательно, право насвою государственность и достойную жизнь.
В Российской империибелорусы были лишены той правовой защищенности, которую они имели со временВеликого Княжества Литовского. Ибо, в этой стране в этой стране традиционно вобщественном сознании и на практике человек и его права имели второстепенноезначение и были подчинены интересам правящего класса и государства.
На интеллектуальноеразвитие, ценностные ориентации и духовную жизнь в целом стран Запада, какизвестно, оказала весьма благотворное жизнеутверждающее влияние Реформация,положившая начало духовному обновлению Европы и открывшая тем самым всемучеловечеству «дверь» в Новое время. Главное достижение Реформации состояло втом, что она коренным образом изменила существовавшие прежде отношения междуобществом и религией, предназначение последней в нем. Доминирующим в обществебыло признано светское начало.
Реформация изменилапредставления человека на его отношения с Богом. Если раньше утверждаласьизначальная зависимость человека от божественных сил, то отныне та же формулаприобрела прямо противоположный смысл. Стало подчеркиваться, что посколькучеловек создан по образу и подобию божьему, то, следовательно, в каждогоотдельного индивида заложена «искра божия», которая сопряжена с разумнойсвободой и творчеством. Свобода была признана естественным правом каждогочеловека, которая заканчивалась там, где начиналась свобода другого индивида.Государству отводилась роль регулятора отношений между свободными индивидами.
Новая философиясуществования человека, предложенная Реформацией, изменила способыжизнедеятельности свободных людей. Родился новый западный человек, нацеленныйна самоутверждение, созидание и возвышение. Этот человек в ходе буржуазныхреволюций, охвативших в XVII —XVIII веках Нидерланды, Англию, Францию,разорвал узы родовой, патриархальной общины, разрушил оковы феодального способапроизводства и утвердил новый общественный порядок. Новый человек взял на себя ответственностьза свое материальное и духовное благополучие.
Изменилась роль вобществе и коллективных экономических, политических, культурных иныхобъединений. Их цель состояла не в том, чтобы любыми способами и средствамиподчинить своему влиянию и своим правилам отдельного члена, к чему изначальностремились коммунитаристы. Общности стали, прежде всего, охранять, защищать ипоощрять право каждого человека на свободу во всех его проявлениях.
В России же, не прошедшейреформацию, еще целые столетия сохранялись коммунитаристские представления осути и предназначении человека в этом мире. В зависимости от пожеланий властион всецело зависел то от Бога, то от государства. Забота человека о собственномсамоутверждении, материальном и духовном благе не поощрялась, а наоборот,ограничивалась и осуждалась. Индивиду предписывалось ориентироваться в первую очередьна некую социальную тотальность — общину, коллектив, государство, общество. Всеэто суть противоположный либерализму взгляд на индивида и его роль в обществе.Отсюда и другой, патерналистский способ жизнедеятельности человека, инаяпсихология — рабская, иной менталитет людей и иные социальные результаты.
В самодержавной Россииправа и свободы человека распространялись только на отдельные сословия.Абсолютистская форма правления, сословный строй предопределили социальноенеравенство в правах и обязанностях различных категорий населения. Большинстворядовых граждан были лишены даже элементарных прав и свобод. В России целыестолетия господствовал принцип — права и свободы только для власть имущих.
Права и обязанностикаждого сословия закреплялись в правовых документах. В 1722 году первыйроссийский император Петр Iпринял Табель о рангах, где были определены ранги и титулы всех сословий —дворян, духовенства, крестьян, купечества, мещан. Самыми широкими правами исвободами в России пользовались дворяне. Они имели право на занятиегосударственных должностей, право на создание дворянских обществ.
Сословия соответствующимобразом титуловались. В Табели о рангах в российском обществе выделялосьчетырнадцать классов. Лица первых двух классов титуловались «Вашевысокопревосходительство», третьего и четвертого — «Ваше превосходительство»,пятого класса — «Ваше высокородие», от девятого до четырнадцатого — «Вашеблагородие».
Крестьяне в России былилишены каких бы то ни было прав и свобод, их называли рабами. Столетиясохранялось крепостное право. Крестьяне не имели права жаловаться на своегопомещика, за это они ссылались. Крестьяне продавались, избивались и убивались.Такое положение крестьян существовало до отмены в 1861 году крепостного права.
В России широко применялисьтелесные наказания — битье розгами, плетью, кнутом. Беглым сибирским поселенцамбрили головы. Телесным наказаниям не подвергались дворяне, духовные особы икупцы первой и второй гильдий. Только в 1863 году были отменены телесныенаказания для женщин, было ограничено применение розг.
Существовало неравенствограждан перед судом, неравенство женщин с мужчинами. Без согласия мужа жена,например, не могла наниматься на работу, женщины не имели избирательного права,не допускались в адвокатуру. Запрещалось создавать организации, общества,товарищества. В России не было свободы слова, печати и т.д.
Во второй половине XVIII в российском обществе усиливаетсявлияние идеологии западноевропейского и формирующегося русскогопросветительства. Идеи свободы, прав человека, всеобщего равенства исправедливости, выдвинутые буржуазными революциями, стали распространятьсяпередовыми мыслителями в России — писателями, историками, юристами (А. Н.Радищев, С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский и др.). Это заставляет российское государство предприниматьопределенные действия в области прав и свобод человека. Российская императрицаЕкатерина II (1729--1796) изучает французскую«Декларацию прав человека и гражданина». Она стремится демонстрировать своюприверженность идеям великих западноевропейских просветителей.
В 1767 году Екатерина II написала «Наказ» для депутатов, вкотором нашли отражение некоторые идеи о правах и свободах человека, равенствеи вольности граждан [2].Однако «Наказ» не получил широкой поддержки вправящих кругах России, которые не желали отказываться от своих привилегий.Вскоре этот документ был вовсе запрещен. Да и сам русский народ — безграмотный,задавленный крепостным правом и самодержавием, безгранично веривший в «доброгоцаря», не был готов к восприятию идей свободы и прав человека.
Правовое, экономическое иполитическое положение белорусов в составе Российской империи было еще болеетяжелым, чем простого русского народа. Сотни белорусских деревень были переданыв собственность российским помещикам и чиновникам, тысячи свободных белорусовоказались в крепостнической зависимости от российских угнетателей. Российскиесамодержцы проводили политику, направленную на полную ликвидацию национальнойсамобытности белорусов. Для полного замирения захваченных западных земель,указывала Екатерина II, необходимы тривещи: 1) русский чиновник, 2) русская школа и 3) православная вера.
Революционный переворот вРоссии в 1917 году, осуществленный лидерами большевистской,социал-демократической партии во главе с В. И. Лениным. Не внес радикальных измененийв правовое и политическое положение, как граждан России, так и гражданБеларуси. Провозглашенные большевиками принципы демократии, прав и свободчеловека по своей сути расходились с марксистской концепцией. Оценивая этотпереворот, современные российские исследователи подчеркивают, чтосоциалистический режим, установленный после Великой Октябрьской революции,исторически явился шагом назад, поскольку он отверг главные демократическиеценности — индивидуальную свободу, права человека, частную собственность и т.д.
В реальности всеобщимправилом социализма стало полное подавление индивидуальности человека, еготворчества, отрицание его права на свободу его мыслей и действий. Любыеотклонения человека от партийных установок и норм классифицировались как«чуждые социалистическому образу жизни». Преследование и запрещение, какого быто ни было инакомыслия индивида, было характерно для всего периодасоциалистического развития всех республик, входящих в состав бывшего СоветскогоСоюза.
В СССР был взят курс на построениеатеистического общества, а следовательно, лишения их права на свободу мысли,совести и религии. В 20-е годы начинают проводиться мероприятия по уничтожениюлюбых форм проявления религии: закрываются и конфисковываются молитвенные домавсех конфессий, подвергаются преследованию священнослужители (ксендзы, пасторы,раввины, муллы) и сами верующие, запрещается деятельность религиозных еврейскихшкол. В 30-е годы практически все религиозные организации были уничтожены.
Однако религия неумирает, она «уходит» в подполье. Источники того времени свидетельствуют, что,несмотря на жесткое противостояние государства и религии, определенная частьвсех республик СССР продолжала придерживаться религиозных верований. Польское,еврейское, латышское, татарское, литовское население активно посещало службы,выполняло религиозные обряды. Во многих республиках действовали так жеподпольные религиозные школы, молитвенные дома.
Между тем формальнополитическое руководство Союза признавало многие права и свободы человека, вособенности социально-экономические. Они были включены в полном объеме во всеконституции СССР — 1924, 1936 и 1977 годов. В Конституции СССР 1977 годаподчеркивалось, что советское государство в соответствии с коммунистическимидеалом — «свободное развитие каждого есть свободное развитие всех» — ставитсвоей целью расширение реальных возможностей для развития и применениягражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннегоразвития личности. Конституция и советские законы провозглашали и гарантировалигражданам СССР всю полноту социально-экономических, политических и личных прави свобод. Социалистический строй должен был обеспечить расширение прав исвобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программсоциально-экономического и культурного развития. Однако права и свободы,официально провозглашенные советскими конституциями, явились декорацией. Онаскрывала массовые политические репрессии коммунистического тоталитарного политическогорежима, направленные на пресечение любых попыток со стороны граждан наосуществление своего права на свободу мысли, права на свободу действий, правана достойное существование.

III/>. Права и свободы человека в условиях коммунистического/>тоталитаризма в БССР
 
В БССР, как и в бывшемСССР в целом, становление тоталитарного коммунистического режима связано суправлением после 1922 года (когда в среде крупнейшей оппозиционной большевикампартии эсеров были проведены массовые аресты) политического и идеологическогомонополизма. Коммунистическая партия превратилась в единственную и господствующуюполитическую силу, установившую тотальный контроль над всеми сферамиобщественной жизни. Идейно-теоретическую основу ее деятельности составиламарксистско-ленинская идеология, ставшая одновременно официальной идеологиейвсего общества.
После захватаполитической власти большевиками была установлена тотальная цензура,ограничивающая свободу слова и распространение информации. Борьбой синакомыслием, к которому относили любое несогласие с официальным курсом партии,занимались спецслужбы, имеющие для этой цели специальный политический розыск. В30-е годы эта борьба приобрела массовый характер, инакомыслие каралось какконтрреволюционная деятельность и каралось смертью. Приговор мог быть вынесен дажес помощью внесудебных органов — «троек», «двоек», трибуналов, коллегий. Ликвидировалисьне только политические оппозиционеры, но и духовенство. Свобода совестирассматривалась как свобода ведения атеистической пропаганды среди населения.
Уже в первой половине30-х годов произошло фактическое огосударствление всех общественных организаций.Разрешалась деятельность только тех, которые в своих уставах предусматривалиоказание помощи партии и государству в строительстве социализма. Руководителикрупных общественных объединений подбирались и назначались партийными органамии входили в партийно-государственный номенклатурный список.
Граждане БССР не имеливозможности свободно изменить свое место жительства. В1932 году был введенинститут прописки, который действует до сих пор. Абсолютное большинство жителейреспублики не имели возможности свободного выезда в другие страны.
Тоталитарнаякоммунистическая система предусматривала «расцвет и сближение» всех наций,формирование на этой основе «новой исторической общности» — советского народа.Белорусское партийное руководство в решении этой задачи опережало все союзныереспублики. Результаты этого эксперимента удручающие: сформировался «новыйсоветский человек», характеризующийся историческим беспамятством и почти полнымбезразличием к судьбе своей нации и своего государства.
Самым негативным образомна духовном развитии белорусского народа отразился государственно-партийныйконтроль над деятельностью национальной творческой интеллигенции. Формы этогоконтроля были разнообразными — от подкупа до физического уничтожениянепокорившихся.
Советская тоталитарнаясистема полностью контролировала экономическое развитие общества.Распределительная система, основанная на государственной собственности, нестимулировала качественный и производительный труд. Повышение благосостояниялюдей было второстепенной задачей партийного руководства, которое призывало ихактивно трудиться во имя «советского будущего». Экономика республики взначительной мере была нацелена на развитие военно-промышленного комплекса СССР,что привело к деформации всей системы социально-экономических отношений.
Уже в первые годысуществования советской власти важное место в политической деятельностикоммунистической партии заняли репрессии. В 1917 — 1921 годы они былинаправлены главным образом против «классовых врагов», которые определялисьисходя из социального положения или партийной принадлежности. 6 июля 1923 годав Советском Союзе по указанию В. И. Ленина на Соловецких островах в Белом море былсоздан известный своими зверствами концлагерь для политзаключенных. В Беларуси,где по причине польской оккупации советская власть установилась значительнопозже, чем в России, главный удар был направлен против деятелей БелорусскойНародной Республики, православных и католических священников, сторонниковпартии белорусских эсеров.
Концентрационные лагерястали создаваться во всех губернских городах. В Минске такой концентрационныйлагерь был образован в августе 1920 года. Однако действительно массовыйхарактер репрессии приобрели в 30-е годы. Чтобы иметь «основания» дляпривлечения к уголовной ответственности представителей творческой и научнойинтеллигенции, органами Государственного политического управления Народногокомиссариата внутренних дел (ГПУ — НКВД, февраль — декабрь 1922 г.) в 1930 годубыли сфабрикованы дела контрреволюционных организаций — «Союза освобожденияБеларуси», белорусского филиала «Трудовой крестьянской партии», в 1933 — 1934годы — «Белорусской народной Громады», «Белорусского национального центра» идр. Были осуждены на «перевоспитание» в исправительно-трудовых лагерях и высланыв Сибирь и Казахстан более тысячи человек ученых, писателей, учителей,журналистов, преподавателей высших учебных заведений.
В 1933 — 1934 годы былирепрессированы практически все священники как католической, так и православнойконфессий, а так же церковные активисты, обвиненные в антисоветскойдеятельности. В этот период много было осуждено и расстреляно хозяйственников —руководителей и наемных работников разных отраслей народного хозяйства. Еслиинтеллигенцию, священников, крестьян обвиняли в основном по политическим мотивам,то хозяйственники «разоблачались как вредители». По делам вредительства былиосуждены тысячи людей.
В 1935 — 1936 годы осуществляется«очистка» рубежей БССР от «потенциальных врагов». В весьма «отдаленные» местаСССР были высланы более 20 тыс. человек. Однако наибольший размах репрессииприобрели в 1937 году, когда Беларусь «очищалась » от «контрреволюционныхэлементов и шпионов». Только при «разоблачении» так называемого «Объединенногоантисоветского подполья» к криминальной ответственности были привлечены иосуждены более 2,5 тыс. человек, значительная часть из них расстреляна.
В 1937 — 1938 годыпроводится массовая акция по «выявлению» польских, немецких и латышских«шпионов». Были арестованы около 23,5 тыс. человек, из них более 21 тыс.расстреляны. Следует заметить, что репрессии 1938 года затронули все социальныеслои общества, в том числе и самих организаторов этих репрессий. Ареступодверглись 99 секретарей райкомов КП(б)Б из 101, более 50 представителейрайисполкомов, а так же секретари ЦК КП(б) Б. Все эти процессы продолжались ипосле присоединения в 1939 году Западной Беларуси. В 1939 — 1941 годах за 624дня существования советской власти в Западной Беларуси были репрессированы87729 человек. Последняя репрессивная акция была проведена за два дня до началавойны — 19 — 20 июня 1941 года. Ежедневно репрессиям подвергались более 140человек. Приостановленные войной, репрессии приобрели в этой части территорииБеларуси широкий размах во второй половине 40-х годов в связи с проведениемтотальной коллективизации и продолжались до конца 1953 года [5].
В 1930 — 1934 годыуничтожению подверглось зажиточное крестьянство, или так называемые кулаки, атак же жители сельской местности, которые оказывали сопротивление созданиюколхозов. «Кулацкими идеологами» была названа значительная часть белорусскойнаучной и творческой интеллигенции. Сотни тысяч крестьян (по данным разныхисточников, от 4% до 15% всего белорусского крестьянства) были высланы висправительно-трудовые лагеря, их семьи выселены за пределы БССР.
«Спецпереселенцы»,которые были отправлены в «кулацкую ссылку», среди репрессированных белорусовсоставляли особую категорию. История спецпереселенчества в СССР берет своеначало с 1929 года, когда начался переход к широкой коллективизации в деревне.Чтобы «кулаки» не мешали рождению колхозов, их отправляли в специальноотведенные отдаленные районы. До 1934 года всех отправленных в «кулацкую ссылку»официально именовали «спецпереселенцами», в 1934 — 1944 годах —«трудпоселенцами», а после «спецпоселенцами».
В положении о высланных иссыльных, утвержденном НКВД СССР, указывалось, что высылка означалапоселение по выбору в определенных местах на срок от 1до 5 лет. Более суровоймерой наказания была ссылка, которая заключалась в выселении вотдаленные места на срок от 3 до 10 лет. В ноябре 1948 года различие междувыселенцами и спецпоселенцами было ликвидировано. Выселенцев перевели наспецпоселение навечно без права возврата к прежним местам жительства.
Изучение архивныхдокументов и материалов органов госбезопасности, МВД, судов и прокуратур РФпозволяет утверждать, что на Урале (ныне Пермская, Екатеринбургская, Тюменская,Челябинская области), куда высылались «раскулаченные элементы», былорепрессировано не менее 15 — 20 тысяч уроженцев Беларуси.
«Кулаки» размещались вспециальных поселках по 100 — 500 семей и находились фактически на положениирабов, лишенных элементарных прав человека. Административное управлениеспецпоселками осуществлялось районными и поселковыми комендатурами НКВД.Комендатуры должны были обеспечить соблюдение общественного порядка,предупреждать побеги, следить за соблюдением договоров о трудовом использованииспецпоселенцев. Без разрешения коменданта никто не мог переехать из барака вбарак или отлучиться за пределы поселка. Все личные документы у спецпереселенцевизымались, и выдавалась справка единого образца.
Многие спецпоселенцыпытались бежать с Урала, хотя побег карался 20 годами каторжных работ. Однако,по статистике НКВД, 93% из числа бежавших из спецпоселений в 40-е годызадерживались.
Спецпоселенцы были занятытяжелым физическим трудом. Они использовались на строительстве, в угольной иметаллургической промышленности, в леспромхозах. Материально-бытовые условия ихжизни были ужасными: холодные, сырые бараки, не хватало одежды и обуви,продуктов питания и медикаментов.
К тяжелым условиям трудаи быта добавлялось политическое и морально-психологическое подавление.Спецпереселенцы имели право участвовать в выборах только на районном уровне,они не призывались в армию, их не принимали в члены профсоюзов.
Бывших кулаков сняли сучета в течение 1941 — 1948 годов. К началу 1958 года на спецпоселенииоставались лишь члены семей националистического движения в Западной Украине иБеларуси, их освободили только в январе 1960 года.
В результате антинароднойдеятельности КП(б)Б — руководящей и направляющей силы тоталитарногокоммунистического режима — в Беларуси было ликвидировано наиболее деятельное,трудолюбивое и предприимчивое крестьянство, практически уничтожена творческаянациональная интеллигенция, разрушены или закрыты церкви, костелы и молитвенныедома. Нашей стране был нанесен огромный материальный, духовный и моральныйущерб, что самым негативным образом сказалось на всех сферах жизнедеятельностиобщества.
/>Заключение
 
Республика Беларусь спервых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженностимеждународному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля1990года было заявлено, что высший законодательный орган действует всоответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другимиобщепринятыми международными актами.
Декларация огосударственном суверенитете ознаменовала начало перехода нашего общества отадминистративно-командной системы власти к демократическому социальномуправовому государству. С этого времени начинается активный процессреформирования всей правовой системы республики с целью приведения ее всоответствие с международными правовыми стандартами.
15 марта 1994 годаВерховный Совет Республики Беларусь принял конституцию, закрепившую переходнашего общества в новое качественное состояние в области прав и свободчеловека. 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме принимается Конституция(с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека получаютболее полное и конкретное закрепление.
/>/>/>/>/>/>/>Литература
1.        Белякович Н.Н.Права и свободы человека: Практ. Пособие /Н. Н. Белякович — Мн.: «Молодежное научное общество», 2001
2.        История политическихи правовых учений. М., 1988
3.        Кохановский А.,Ходин С. Права человека в истории и традициях Беларуси // 50 лет Всеобщейдекларации прав человека: белорусская перспектива. Мн., 1998
4.        Котляр И. И.Права человека. Мн., 1996
5.        100 пытанняў і адказаў з гісторыіБеларусі. Мн., 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.