************
**********************
Московский государственный университет культуры иискусствКУРСОВАЯ РАБОТА
по
правоведению
на тему:
«Права и свободыграждан»
Работу выполнила:
студентка I курса
экономическогофакультета
группы 5А
___________________
___________________
Проверил:
Слепокуров
Виталий Сергеевич
Москва
План
стр.
Введение 3
ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН 5
1. Основные права и свободы 5
2. Проблемы становления прав и
свобод граждан в современной России 12
3. Юридические гарантии прав и
свобод граждан 19
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Правовойстатус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина,отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционнозакрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод гражданинаможно сформулировать следующим образом: «Конституционные (основные) права исвободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу егогражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статусаличности».1
Перечисление в Конституции Российской Федерации основныхправ и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление другихобщепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ст.55ч.2 Конституции Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществилав 1948 году М. П. Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельностичеловека. Ее классификация включала следующие составляющие: а)социально-экономические права; б) равноправие граждан; в) демократическиесвободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационныеосновы, предложенные М. П. Каревой, выработала систему основных прав и свобод,куда вошли:
1)социально-экономические права и свободы граждан;
2) политические права и свободы граждан;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л. Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системыконституционных прав и обязанностей с основанием приведенной классификации.Ученый выделил следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:
1) права и обязанности граждан в сфересоциально-экономической и культурной жизни;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной иобщественно-политической жизни;
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальнойсвободы1.
Однако систему основных прав и свобод характеризует нетолько их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция вих последовательном расположении.
Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражаетсоответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовкесущности концепции правового статуса личности.
В действующей Конституции, основанной на новой концепцииправ человека, перечень прав и свобод установлен в следующейпоследовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за нимисоциально экономические.
Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларацииправ человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые былавоспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятойВерховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена вКонституции Российской Федерации 1993 года.
ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН
1. Основные права и свободы
В общей шкале гуманитарныхценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место идоминируют над всеми остальными Их приоритет и значимость неоспоримы, роль,назначение очевидны «Человеческое измерение» – оселок любых общественныхпреобразований, точка отсчета в решении глобальных и текущих задач, впроведении всевозможных реформ, разработке государственных программ. Именно сэтих позиций оцениваются сегодня все происходящие в стране и в мире события ипроцессы
При любом демократическом устройстве права и свободыграждан, а также их обязанности, составляют важнейший социальный иполитико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достиженийданного общества, показателем его зрелости, цивилизованности Он средстводоступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законнымформам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время этонепременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса,достоинства.
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства иличности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающейстепени зависели от характера общества, типа собственности, демократии,развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом ониопределялись также властью, законами, правящими классами, т. е. субъективнымифакторами
Главная трудность заключалась и заключается в установлениитакой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможностьбеспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), ас другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели – то,что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение вправах, свободах и обязанностях человека.
Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировоесообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсальногоидеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости истабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути
Права человека внетерриториальны и вненациональны, ихпризнание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того илииного государства Они давно стали объектом международного регулирования Праваличности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий,а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Этонравственный фундамент любого общества.
По мнению С. С. Алексеева, «именно в категории прав человекагуманитарная мысль и гуманитарное движение обрели стержень, глубокийчеловеческий и философский смысл»1. Вся рассматриваемая проблема являетсясложной и многоплановой, имеет множество аспектов.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанныеценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимостьпридерживаться в данной области общепринятых международных стандартов,закрепленных в таких широко известных актах, как:
- Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах (1966),
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966),
- Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этимхартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина,ставшая органичной частью новой КонституцииРФ, базой всеготекущего законодательства, касающегося личности.
Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающихидей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей Исходные их положениягласят, что права и свободы человека являются естественными инеотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носятисчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанностьгосударства.
Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасностьи неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мыслии слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства, можетприобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматьсяпредпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно
Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия,демонстрации, право избирать и избираться в государственные органы, получать ираспространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения(петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественныеорганизации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурнойобластях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальноетворчество).
Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто необязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемыйсчитается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке(презумпция невиновности).
Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашемзаконодательстве, их не было раньше ни в бывшей советской Конституции, ни вКонституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанностьгосударства защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).
При этом подчеркивается, что права и свободы человека игражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,содержание и применение законов, деятельность представительной иисполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст.18).
Права человека представляют собой ценность, принадлежащуювсему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностьюкаждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезныеконфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (ссанкции ООН) постороннего вмешательства.
Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которымкаждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защитеправ и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственныесредства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые,и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня – это безусловная норма.
Права и свободы человека в соответствии с общепринятойклассификацией подразделяются насоциально-экономические, политические,гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировойюридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числероссийской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.
В историческом контексте современные исследователи выделяюттри поколения прав:
первое – это политические, гражданские и личныеправа, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями изакрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской);
второе – социально-экономические права, возникшие подвлиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право натруд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнилисобой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;
третье поколение – коллективные права, выдвинутые восновном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движенийвправо народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальнуюцелостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойнуюжизнь и т.д.).
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно,но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данногоинститута, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
В нашей литературе подвергнута справедливой критикеконцепция иерархии прав по степени их значимости. В частности,намечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попыткиобъявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованнымстранам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемыхнорм». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснениесоциально-экономических прав на второй план как прав юге порядка в сравнении сличными неотъемлемыми правами, носимыми к «высшему разряду»
Однако вряд ли, думается, оправдано такоепротивопоставление прав – все они для личности важны и нужны, каждая их группапо-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские гражданена себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которыеранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются«несоциалистические» отношения.
Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах 1966 г. не рассматривает их как «второстепенные». Так что искусственноесоздание некоего «антагонизма» между различными категориями правнесостоятельно. Что касается различий между правамичеловека и правамигражданина, о чем также полемизируют в науке, то эти различия имеют подсобой определенные основания, которые заключаются в следующем.
Во-первых, права человека могут существоватьнезависимо от их государственного признания и законодательного закрепления,вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности,естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права жегражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежитданное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статусагражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формальноявляются обладателями правчеловека, но не имеют правгражданина.Иными словами, права человека не всегда выступают какюридическиекатегории, а только как моральные или социальные.
Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотябы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789г. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций.Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл,поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическимигосударствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве правгражданина.
Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на«два сорта» лишено практического значения. Тем более что даже апатриды,проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией еезаконов и международного права. Да и вообще, как писал И.Е. Фарбер, «междуправами человека, гражданина и лица нет абсолютной грани».
В лексиконе средств массовой информации, в обиходе, да и внауке под правами человека обычно понимается то же, что и под правамигражданина, личности, субъекта, индивида, лица. Не случайно некоторыеученые-правоведы либо не разделяют этой концепции, либо делают существенныеоговорки. Здесь многое заимствовано из прошлого, сохраняется по традиции.
Принятие нашей страной в 1991 г. Декларации прав человека игражданина, ставшей основой новой российской Конституции, имело огромноеобщественное значение, так как этот без преувеличения историческийполитико-правовой и нравственно-гуманистический акт определил принципиальнуюпозицию. России по вопросу, который на протяжении многих десятилетий был камнемпреткновения во взаимоотношениях СССР со всем цивилизованным миром, аренойидеологического противостояния. Путь к его решению был длительным и трудным. Воснове принятых документов (Декларации и Конституции) лежат известныемеждународные пакты о правах человека, принципы демократии, равенства, свободыи справедливости.
Как известно, Советский Союз воздержался при голосовании в1948 г. Всеобщей декларации прав человека и лишь позже присоединился к ней.Международный пакт о гражданских правах 1966 г. подписал, но никогда полностьюне выполнял. Только с вступлением разрядки, прекращением «холодной войны» (втораяполовина 80-х г.) эта позиция была пересмотрена.
Существенным прорывом в данной области было признание идейестественного права, которые ранее отвергались как неприемлемые для«социалистического строя» и марксистского мировоззрения. Это признание привелок переоценке всей гуманитарной политики государства, изменению его«идеологических позиций» на международной арене. Была устранена одна изкоренных причин долголетних разногласий между Советским Союзом да «остальныммиром». Теперь страна может беспрепятственно интегрироваться во все мировые иевропейские структуры в целях взаимовыгодного сотрудничества с другиминародами.
Итак, важнейшие отличительные особенности закрепленных вроссийской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что они данычеловеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают вкачестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими,находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.
В юридической науке, как было показано выше, все праваграждан именуются на сугубо профессиональном юридическом языкесубъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но икаждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразнойдеятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования темиили иными социальными благами, предъявления законных требований к другим(обязанным) лицам и организациям.
2. Проблемы становления прав и свобод граждан в современной России
Известно, что мало провозгласитьопределенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь.А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического,политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезнымиспытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость ибезусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих емуот рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное игарантированное осуществление.
Данное трудноразрешимое противоречие становится все болееострым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей,источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различатьтеорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируютсяна бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В президентском ПосланииФедеральному Собранию 1995 г. отмечается: «Нам удалось провозгласить многиеправа и свободы граждан. С гарантиями этих прав дела обстоят значительнохуже».
Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, таккак высокие идеи и суровая действительность расходятся. «Не секрет, что Россияв настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и рядсоциально-экономический прав человека, входящих в международный стандарт,государство физически не может обеспечить»1. В этом особенностьсложившейся ситуации.
Если раньше права личности нарушались тоталитарным режимом,то сейчас они страдают от анархии и неразберихи, издержек молодойпосткоммунистической демократии, разрушительных конфронтационных процессов.«Практика показывает, – говорится в упомянутом президентском Послании, – чтодаже те права и свободы, которые не требуют непосильного финансового;обеспечения, далеко не всегда надежно защищены». Гражданин чувствует себябеззащитным перед лицом стихии и неуправляем мости. При этом слабым утешениемявляется то, что ни в одной стране мира права человека не обеспечены на стопроцентов, в каждой есть свои проблемы. Но у нас они стоят особенно остро.
Мешают осуществлению прав все те неурядицы и катаклизмы,которые происходят в обществе, – социальная напряженность, политическаянестабильность, усложнение криминогенной обстановки, коррупция, юридическийнигилизм, трудности вхождения в рыночные отношения, другие аномалии. Вчастности, права и законные интересы граждан ущемляются проявлениями некоторыхформ неравенства и несправедливости. Пресса пишет о том, что у нас был период«обостренной борьбы с привилегиями. Он завершился, когда их приобрели те, ктос ними боролся».
Иными словами, для нормального функционирования института прави свобод граждан не создана пока надлежащая социальная среда. В экстремальныхже условиях даже традиционные элементарные возможности, предоставленныесубъектам законом, не могут быть- реализованы. Сплошь и рядом возникаютситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его недостигаются. Убедительный пример – невыплата зарплаты, пенсий, пособий. Этонапоминает известный каламбур «Я имею право? – Имеете. – А я могу? – Нет, неможете».
Не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (от рукпреступников ежегодно погибает свыше 30 тыс. человек, в несколько раз большеполучают телесные повреждения, резко возросло число самоубийств, смертностьпревысила рождаемость; эколого-демографический кризис, потери в межнациональныхи межэтнических конфликтах). Население России сокращается на 1 млн. в год. Всеэто сводит на нет указанные выше фундаментальные ценности. Под угрозойоказался генофонд нации
Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступными длязначительной части населения становятся высшее образование, медицинскоеобслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение Положениеусугубляется быстрым расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных».Разница между 10% тех и других составляет более чем в 20 раз. Ясно, что втораягруппа не может осуществить многие свои права. Появились такие непривычные длянас понятия, как бедность, голод, нищета, безработица, выживание. Резко упалжизненный уровень подавляющей массы людей.
Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свободчеловека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественноезначение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленныхобщих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях ижеланиях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политическийакт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но негарантированы. Не случайно в печати названную Декларацию нередко расцениваюткак «сладкую пилюлю». Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том,что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18)
В названном выше президентском Послании не без тревогиотмечается, что в настоящее время «зреет опасное для развития нашего обществаявление: права личности, никогда в отечественной истории не считавшиесяпрактическим государственным приоритетом, рискуют и впредь остатьсядекларированными. По-прежнему власть будет упоминать о них в официальных документах,а граждане – испытывать на себе собственную правовую незащищенность Опасностьсостоит в дискредитации понятия «права человека» в социальной и политическойпрактике»1.
Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходедемократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации иКонституции права необходимым жизненным содержанием. Сделать это чрезвычайнотрудно, ибо, как указывается в том же Послании, «государство наше не настолькобогато, чтобы все без исключения права и свободы человека и гражданинаматериально обеспечить на самом высоком уровне Минимальные стандарты жизнипока не сформулированы законодательно» Государство сегодня по сути самоявляется «банкротом», «должником», неспособным даже своевременно расплачиватьсясо своими гражданами за их труд.
Да, раздел в Основном Законе РФ о правах и свободах человекаи гражданина является в известной мере украшением правовой системы современнойРоссии, самым полным нормативным выражением ее демократических устремлений.Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса «Конституция– не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не втом, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовыхактов о правах человека Конституция должна опираться на традиции и реалиисобственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека,действительно призвана давать человеку возможность жить по меркамцивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной инеполноценной».
Русский дореволюционный юрист П.И. Новгородцев писал, чтосреди прав, которые обыкновенно помещаются в декларациях, нет одного, котороепо всем данным должно было бы найти место в символе веры современногоправосознания: это – право на достойное человеческое существование.Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическоезначение.
В наше время подобное право закреплено в соответствующиймеждународных документах. В частности, во Всеобщей декларации прав человека1948 г. говорится:
«Каждый работающий имеет право на справедливое иудовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человекасуществование для него самого и членов его семьи» (ст. 3);
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень,включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание,который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого ичленов его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни,инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим отнего обстоятельствам» (ст. 25).
В целом можно сказать, что главное в рассматриваемойпроблеме в данный момент – это не теоретическая разработка прав и свободчеловека (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимыхусловии, гарантий и механизмов для их реализации, т.е. практическаясфера.
Именно это наиболее слабое звено в проблеме и именно на этодолжны быть направлены усилия науки и практики. Важно также устранитьпрямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на путизлоупотреблений и произвола в отношении интересов и достоинства граждан,упрочить их защиту и организационное обеспечение.
На «Круглом столе» журнала «Государство и право», посвященномобсуждению темы «Конституция РФ и совершенствование юридических механизмовзащиты прав человека», справедливо отмечалось (доклад Е.А. Лукашевой)1,что прямое действие Конституции вовсе не означает автоматической реализации еенорм о правах граждан, нужны конкретные процедуры, инструменты, содействие.Нынешнее государство, его структуры проявляют крайнее безразличие к правам исвободам человека. Чиновничья бюрократия даже не утруждает себя заверениями вприверженности им, чувствуя безнаказанность и свободу от любой ответственности.
Механизм пресечения произвола практически отсутствует.Отсюда – нарушения прав человека. Законы, указы Президента абсолютно бессильныперед беспределом бюрократии. Поэтому конституционные записи о правах исвободах человека как высшей ценности, об их соблюдении и государственнойзащите пока остаются на бумаге и резко контрастируют с действительностью.
Серьезные массовые нарушения прав человека были допущены входе восстановления «конституционной законности» в Чечне, и, в частности,такого фундаментального из них, как право на жизнь, без которого все другиеправа теряют свой смысл. Сначала это право в течение длительного времени грубонарушалось (особенно в отношении некоренного населения) самопровозглашеннымсепаратистским режимом, против которого надо было принимать срочные, нотщательно продуманные меры, адекватные ситуации.
С другой стороны, запоздалое и нево всем четко скоординированное «наведение конституционного порядка»вооруженным путем обернулось большой кровью, в том числе среди мирногонаселения. Внутренний конфликт перерос в международный, принял характержестокой войны с тяжелыми жертвами и разрушениями, морально-политическимипоследствиями. Все это оказало шокирующее воздействие на российскую и мировуюобщественность. Президент РФ был вынужден создать специальную комиссию понаблюдению за соблюдением прав граждан в зоне военных действий.
Сегодня совершенно очевидно, что научную мысль в гуманитарнойобласти необходимо повернуть в несколько иное русло – не широковещательныесловопрения и фанфары, не ликование и восхищение самим фактом признания,провозглашения прав человека, не любование их широтой, значимостью, неотчуждаемостью,приоритетностью и т.д., аоценка результатов этого долго ожидавшегосяповорота.
Необходимо сместить акценты в трактовке модной ныне темы впрактическую плоскость, в плоскость достижения конечных целей, фокусируемых наличность. Не права ради прав, а права ради возвышения и свободного развитияличности – «меры всех вещей». Последняя – критерий и оселок эффективности всегоинститута прав и свобод. Мудрое изречение гласит: «Все процессы реакционны,если рушится человек».
3.Юридические гарантии прав и свобод граждан
Конституция РФ не только провозглашает конституционные праваи свободы человека и гражданина, но и содержит ряд специальных норм,позволяющих каждому гражданину активно и действенно бороться за свои правапутем обращения в компетентные государственные органы.
Согласно ст. 45 Конституции, гарантируется государственнаязащита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои праваи свободы всеми способами, не запрещенными законом. В числе этих способовКонституция особо выделяет три наиболее действенных способа защиты прав исвобод человека:
1) право на судебнуюзащиту нарушенного права;
2) право наполучение квалифицированной юридической помощи;
3) право навозмещение ущерба, причиненного преступлением и иными противоправнымидействиями.
Ст. 46 Конституции предоставляет право любому человекузащищать свои права и свободы от неправомерных действий органов государственнойвласти и местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц иотдельных граждан путем обращения в суд. Как отдельная ветвь власти судявляется независимым и подчиняется только закону. Гласность, публичностьразбирательства, личное участие в судебном заседании заинтересованных лиц — всеэто обеспечивает наиболее объективное и беспристрастное рассмотрение жалобыгражданина и вынесение по ней обоснованного и законного решения.
Согласно Конституции, гражданин, иное лицо может обжаловатьв суд не только действия отдельных граждан, но и решения или действия органовгосударственной власти и местного самоуправления, общественных объединений идолжностных лиц. Обжаловано может быть любое решение, которое, по мнениючеловека, нарушает его права и законные интересы. За защитой нарушенного правалицо может обращаться как в общие суды, так и в Конституционный Суд РФ.Последний проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле, по жалобе потерпевшего.
Важной гарантией судебной защиты прав человека и гражданинаявляется конституционный принцип, заключающийся в том, что никто не может бытьлишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудностикоторых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). Действующеезаконодательство весьма детально регламентирует вопрос о компетенции судебныхорганов, их территориальной я персональной подсудности. И эти положения законанарушать нельзя. Необоснованный отказ суда в принятии дела к производству,равно как и задержка с его рассмотрением, могут быть обжалованы в вышестоящийсуд.
Обладая правом судебной защиты нарушенных прав, человек невсегда может разобраться, когда и кем нарушены его права, иначе говоря, датьправильную юридическую оценку действиям иных лиц. В вязи с этим ст. 48Конституции гарантирует каждому человеку право и получение квалифицированнойюридической помощи.
Обязанность оказывать действенную юридическую помощь лежитпрежде всего на органах государственной власти и местного самоуправления, а такжеорганах милиции и прокуратуры. Одновременно в напей стране действуютспециальные юридические учреждения, которые занимаются только тем, чтооказывают квалифицированную юридическую помощь. Это, в частности, адвокатура.Ее юридические консультации и иная помощь даются на платной основе.
Адвокаты обладают глубокими профессиональными юридическимизданиями и способны защитить любое нарушенное право гражданина. В необходимых случаях адвокаты выступают представителямипотерпевших истцов или ответчиков либо защитниками подсудимых в суде и иныхорганах. В случаях, когда лицо не имеет достаточных материальных средств,юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно. Это, в частности, всегражданские дела по трудовым спорам работников с предприятием, учреждением.
Конституция устанавливает принципы возмещения вреда лицам,понесшим материальный, физический или моральный вред от неправомерныхдействий других лиц. Согласно ст. 52 Конституции РФ, права потерпевших отпреступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государствообеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.Особо подчеркивается обязанность государства возмещать вред, причиненный егоорганами и должностными лицами. Ст. 53 Конституции закрепляет право граждан навозмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (илибездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Лицо, понесшее от преступления материальный или физическийвред, имеет право предъявить обвиняемому гражданский иск и требовать полноговозмещения причиненного ущерба. Моральный вред в на стоящее время возмещаютсредства массовой информации за публикацию недостоверных сведений,оскорбляющих честь и достоинство граждан, иных лиц. Вред возмещаетсянепосредственно лицам, потерпевшим от подобных действий.
Граждане, пострадавшие от незаконных действийгосударственных органов и должностных лиц, имеют право требовать отгосударства, а не от виновных лиц, возмещения причиненного материального ущерба.Так, государство наиболее часто возмещает вред, причиненный отдельным лицамнезаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности,незаконным содержанием под стражей и по некоторым другим основаниям.
Заключение
В заключение можно отметить, что права и свободы гражданможно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченныхзаконом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределахкак активно участвовать в социальной жизни общества, так и воздействовать наорганизацию и деятельность государства и его органов, иных субъектовполитической системы, то есть политическую область общественных отношений.Другими словами, права и свободы делают человека и гражданина полноценнымучастникам общественных и правовых отношений, определяют гражданско-правовойстатус личности
Конституционный статус личности в России — одно изважнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительноедоказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма,строит правовое государство. Многое сделано в сфере гражданских прав и свобод,особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности,информации, деятельности общественных организаций. Однако в целомконституционный статус личности реализуется далеко не полно инепоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека,несомненно, отражает переходный характер современного этапа развитияроссийского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только наэто было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все ещенепреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой инеотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства,страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующихгосударственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призванаспособствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Этоскоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основеКонституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с темкрайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества.Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав исвобод человека в стране.
Список литературы
1. АлексеевС. С. Теория права. – М., 1994.
2. ВоеводинЛ. Д. О формах конституционного закрепления свободы личности /Сов. государствои право. – 1982. – №4.
3. ДмитриевЮ. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. – М., 1994.
4. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 1995.
5. КонституцияРоссийской Федерации 1993 года
6. ЛукашеваЕ.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические,экономические, социально-психологические аспекты // Государство и право. –1994. – №10.
7. Российскаягазета. – 1995. – 17 февраля.
8. СпиридоновЛ. И. Теория государства и права. Учебник. – М.: «Проспект», 1999. – 304 с.
9. Сырых В.М. Основы правоведения. Учебное пособие. – М.: «Былина», 1996. – 160 с.
10. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. – 672 с.