Реферат по предмету "Государство и право"


Права и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯАКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
СЕВЕРОДОНЕЦКИЙИНСТИТУТ
Кафедраменеджмента
Контрольнаяработа по дисциплине «Финансовое право»
на тему: Праваи обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами
Выполнила:
студентка 2 курса
гр. IН23-9-06 БУБ (4.Од)
Иващенко Ирина
Проверил:
ст. преподаватель Жук Т.А.
Северодонецк2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.        Общаяхарактеристика органов исполнительной власти в сфере управления финансами
2.        Права иобязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Важнойотраслью управленческой деятельности является управление финансами, котороеосуществляет специальный аппарат с помощью особенных средств и методов, в томчисле разных стимулов и санкций. Управление финансами осуществляется черезимеющуюся систему финансовых отношений. Управление предопределеноисторическими, экономическими и политическими условиями развития государства иподотчётно финансовой политике государства. В управлении финансами выделяютобъекты и субъекты управления. Как объекты выступают разные виды финансовыхотношений; субъектами являются те организационные структуры, которыеосуществляют управление (финансовые отделы предприятий, финансовыегосударственные органы налоговая администрация, страховые органы). Совокупностьвсех организационных структур, которые осуществляют управление финансами,образует финансовый аппарат. В управлении финансами выделяют несколькофункциональных элементов: планирование, стратегическое и оперативноеуправление, контроль. Планирование занимает важное место в системе управленияфинансами. Во время планирования субъекты ведения хозяйства оценивают состояниесвоих финансов, обнаруживают возможность увеличения финансовых ресурсов,направления их эффективного использования. Объектом финансового планированияявляется финансовая деятельность государства и субъектов хозяйствования, арезультатом — составление финансовых планов.
Стратегическоеуправление — это общееуправление финансами. Оно состоит в определении финансовых ресурсов черезпрогнозирование на перспективу, установлении объемов финансовых ресурсов нареализацию целевых программ и тому подобное. Стратегическое управлениеосуществляется высшими органами государственной власти и управления: ВерховнойРадой Украины, аппаратом Президента Украины, Кабинетом Министров Украины. Ксфере непосредственно государственного управления входят лишь государственныефинансы.
Оперативноеуправление финансамисоставляет комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основе оперативногоанализа финансовой ситуации, финансового планирования, контроля и регуляции,составления и выполнения финансовых планов. Оперативное управление — этоглавная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов Украины, финансовыхуправлений (отделов), министерств, ведомств, местных советов, финансовых службпредприятий и организаций. Общее управление финансами в соответствии сКонституцией Украины положено на высшие органы государственной власти —Верховную Раду Украины, Президента, правительство.
Актуальностьтемы данной контрольной работы состоит в необходимости создания системыпрофессионального финансового контроля в условиях формирования в Украинерыночной экономики, развития предпринимательства и становления рынка капиталов.
Цель работызаключается в изучении механизма финансового контроля, который осуществляюторганы исполнительной власти в сфере управления финансами и финансовымипотоками.

1.     ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Дляосуществления финансового контроля задействована целая система органов,наделенных соответствующей компетенцией (их формирование в Украине еще незавершено). Разнообразие и многовекторность этих органов неминуемо нуждаются вклассификации.
1.       Общегосударственные:Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины.
2.       Органы местногосамоуправления.
3.       Институты:налоговые органы, контрольно-ревизионные органы, органы государственногоказначейства, финансово-кредитные учреждения и тому подобное.
4.       Органы общейкомпетенции (для которых осуществление финансового контроля не являетсяостювной деятельностью).
5.       Органыспециальной компетенции (специально созданные для деятельности в сферефинансового контроля).
Рассмотримподробнее самые важные органы финансового контроля. Соответственно ст. 85Конституции Украины Верховная Рада Украиныосуществляет финансовыйконтроль во время утверждения государственного бюджета и внесения изменений внего, во время его исполнения, принятия решений по отчёту о его выполнении.Очень важен также парламентский контроль за использованием Украиной кредитов,полученных от иностранных государств, банков и международных финансовыхорганизаций и не предусмотренных Государственным бюджетом Украины. Следует отметить,что финансовый контроль Верховная Рада Украины осуществляет также и через своикомитеты и временные специальные комиссии. К их компетенции принадлежитзаконопроектная работа, подготовка и предварительное рассмотрение вопросов,отнесённых к полномочиям Верховной Рады. Естественно, что основная нагрузка восуществлении финансового контроля ложится на специализированные комитетыВерховной Рады Украины — Комитет по вопросам бюджета и Комитет по вопросамфинансов и банковской деятельности.
Контроль заиспользованием средств государственного бюджета Украины от имени Верховной РадыУкраины осуществляет Счетная палата(постоянно действующий органконтроля, созданный Верховной Радой Украины, подчиненный и подотчетный ей). Еёдеятельность регулирует Закон Украины «Про Счетную палату» от 11 июля1996 года. К заданиям Счётной палаты принадлежат:
·         организация иосуществлениеконтроля за своевременным выполнением расходной части государственного бюджетаУкраины, использованием бюджетных средств;
·         осуществление контроляпо созданию и погашению внутреннего и внешнего долга Украины, определениеэффективности и целесообразности расходов государственного бюджета, валютных икредитно-финансовых ресурсов;
·         контроль засоблюдением законности во время предоставления Украиной кредитов иэкономической помощи иностранным государствам, международным организациям,предусмотренных в государственном бюджете Украины;
·         контроль зазаконностью и своевременностью движения средств государственного бюджетаУкраины и средств в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченныхбанков;
·         анализустановленных отклонений от показателей государственного бюджета Украины иподготовка предложений относительно их устранения, а также обусовершенствования бюджетного процесса в целом.
Место ПрезидентаУкраиныв осуществлении финансового контроля определенно его статусомглавы государства. Например, Президент имеет право вето относительно принятыхВерховной Радой законов с возвращением их на повторное рассмотрение. Восуществлении контрольных полномочий Президент опирается на созданные имконсультативные и другие вспомогательные органы и службы.
КабинетМинистров Украиныкаквысший орган исполнительной власти ежедневно руководит государственнымифинансами и параллельно осуществляет общий финансовый контроль. КабинетМинистров разрабатывает и осуществляет общегосударственные программыэкономического, научно-технического, социального икультурного развитиястраны; осуществляет и координирует работу министерств, других органовисполнительной власти; обеспечивает проведения финансовой, ценовой,инвестиционной и налоговой политики. В сфере управления финансами к главнымполномочиям Кабинета Министров Украины принадлежат:
·         обеспечениеусловий проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политикигосударства;
·         разработка проектазакона о государственном бюджете Украины;
·         обеспечениевыполнения утвержденного Верховной Радой государственного бюджета Украины ипредставление отчета о его выполнении;
·         разработка иреализация стратегических направлений единой государственной финансовойполитики.
Министерствофинансов Украиныявляетсяцентральным специализированным органом государственной исполнительной власти, управляющими контролирующим финансы. Оно осуществляет контроль за исполнением банкамиправил кассового выполнения госбюджета относительно доходов, устанавливаетпорядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнениибюджетов, смет расходов бюджетных учреждений, координирует ведомственныйфинансовый контроль. Кроме того, Министерство финансов контролирует:сохранность и эффективность использования государственного имущества,закрепленного за предприятиями; выпуск и оборот ценных бумаг, выдаёт разрешенияна осуществление этой деятельности; ведет общий реестр выпуска ценных бумаг вУкраине. Основные функции Министерства финансов таковы:
·         реализацияфинансовой политики государства, обеспечения её воплощения в жизнь;
·         составлениепроекта и обеспечение выполнения государственного бюджета Украины;
·         обеспечениестабильности государственных финансов, активного влияния их насоциально-экономическое развитие страны;
·         концентрацияфинансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономическогоразвития Украины и её регионов;
·         анализпоказателей развития экономики, внедрения мероприятий по её оздоровлению;
·         анализ итоговвыполнения бюджетов всех уровней;
·         усовершенствованиеметодов финансово бюджетного планирования;
·         подготовкаинформационных материалов высшим органам власти и управления о ходе и итогахвыполнения бюджета, предложения относительно увеличения доходов;
·         осуществлениемероприятий по развитию финансового рынка;
·         планированиедоходов и расходов бюджета из экспортно-импортных операций;
·         осуществлениефинансового контроля за рациональным и целевым использованием бюджетныхсредств.
В системеМинистерства финансов действуют такие специальные контрольные службы, как:
1.        Государственноеказначейство.
2.        Главноеконтрольно-ревизионное управление.
Особымподразделением Министерства финансов Украины, которое специально занимаетсявыполнением государственного бюджета Украины, является государственноеказначейство Украины. Оно было создано Указом Президента Украины от 27 апреля в 1995 г. для обеспечения четкого контроля за поступлением средств вгосударственный бюджет и их использования. Функции государственногоказначейства:
·         организация иосуществление выполнения государственного бюджета на основе принципа единогоказначейского счета;
·         осуществлениеруководства подведомственными территориальными органами;
·         ведения сведенныхреестров распорядителей средств государственного бюджета, государственныхвнебюджетных фондов;
·         осуществлениеуправления доходами и расходами государственного бюджета;
·         проведениеопераций с имеющимися бюджетными средствами, включая иностранную валюту;
·         организация иосуществление прогнозирования, кассовое планирование средств государственногобюджета;
·         управлениегосударственным внутренним и внешним долгом;
·         организация учетавыполнения государственного бюджета, составление отчета о состоянии выполнениягосударственного и сведенного бюджетов;
·         проведениеконтроля за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетныхфондов.
За основудеятельности государственного казначейства положен принцип единого счетагосударственного бюджета в совокупности с централизацией, через которуюобеспечивается ежедневный анализ государственных средств. Казначейство проводитоплату счетов учреждений, которые содержатся из государственного бюджета, сосвоих счетов. Обеспечивается жесткий контроль казначейства за поступлениемсредств в бюджет, их целевым и предметным использованием. Это вполне отвечаетцели создания казначейства — внедрение в жизнь единого казначейского счета вНациональном банке Украины и его региональных управлениях, проведения через нихвсех операций распорядителей средств государственного бюджета. Таким образом,Министерство финансов Украины организовывает выполнение государственногобюджета через государственное казначейство и его территориальные органы.
К основнымзадачам Главного контрольно-ревизионного управления принадлежат: подготовкапредложений относительно формирования государственной политики в сферегосударственного финансового контроля и обеспечение организации этой политики вдеятельности министерств, центральных и местных органов исполнительной власти,органов местного самоуправления, других бюджетных учреждений, предприятий иорганизаций, которые получают средства из бюджетов государственных целевыхфондов. При этом Главное контрольно-ревизионное управление организовываетревизии и проверки финансовой деятельности относительно использования средств,материальных ценностей и их сохранности; состояния и достоверностибухгалтерского учета и финансовой отчетности; проводит ревизии и проверкииспользования и сохранности государственного и коммунального имущества (в томчисле имущества, переданого в пользование); проводит проверки использованиябюджетных средств и средств государственных целевых фондов; надлежащеговыполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетныхсредств.
Основнымкритерием, на котором базируется выполнение бюджетов, является обеспечениепоступлений налогов в бюджеты всех уровней. Эта функция возложена нагосударственную налоговую администрацию Украины (НАУ) и налоговую милицию,которая выведена из подчинения Министерства внутренних дел Украины. Этиструктуры подчинены Президенту Украины. НАУ была создана на основании УказаПрезидента Украины от 22 августа в 1996 г. Она является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим региональное поступление средств вгосударственные фонды финансовых ресурсов. Главным заданием НАУ являетсяконтроль за четким выполнением законодательных и нормативных актов по налогам,правильностью подсчёта, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов идругих платежей, установленных законодательством Украины. ФункцииГосударственной налоговой администрации:
·         проведение иорганизация работы областных, городских, районных налоговых администраций поконтролю над выполнением законодательства по налогам и другим платежам в бюджетюридическими и физическими лицами;
·         разработкапредложений относительно совершенствования налогового законодательства;
·         разработка и изданиеинструктивных, методических указаний о порядке удержания налогов;
·         разработка формналоговых расчетов, деклараций и других документов;
·         проведениеразъяснительной работы среди населения, предприятий и организаций относительнопорядка, сроков и методов расчетов налогов и других платежей в бюджет;
·         проведение вминистерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях всех формсобственности проверки денежных поступлений, документов, бухгалтерских книг,отчетов, смет, деклараций, документов относительно начисления и оплаты налогови других платежей в бюджет;
·         принятие решенийо применении финансовых санкций и наложении административных штрафов нанарушителей действующего законодательства.
В целомгосударственная налоговая администрация воплощает в жизнь налоговую политикугосударства. Министерство финансов Украины как орган государственногоуправления проводит в жизнь финансовую политику государства, которая являетсясовокупностью мероприятий по акумуляции финансовых ресурсов в государственномбюджете.
Национальныйбанк Украины в системеорганов финансового контроля занимает особенное место. Действующимзаконодательством на него положено осуществление банковского регулирования иприсмотра; осуществление сертификации аудиторов, которое проводит аудиторскиепроверки банков; организацию и осуществление валютного контроля; анализсостояния денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений.
Государственнаятаможенная служба Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютныхценностей через таможенную границу Украины, за точной и своевременной уплатойпошлины и других таможенных платежей.
Министерствосвязи Украины осуществляетконтроль за соблюдением установленных правил во время выдачи и приема денежныхпереводов.
2.        ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Государственноерегулирование в сфере финансового контроля осуществляется с целью:
·         обеспечениевыполнения законодательства в сфере финансового контроля;
·         обеспечениеэффективности работы субъектов финансового контроля, устранение параллелизма идублирования в деятельности путем разделения их функций;
·         налаживаниекоординации деятельности субъектов финансового контроля (между собой, сгосударственными органами и органами местного самоуправления);
·         утверждение единыхнорм и стандартов финансового контроля.
Государственноерегулирование в сфере финансового контроля обеспечивается путем просмотра ианализа деятельности субъектов финансового контроля со стороны органовзаконодательной и исполнительной власти и принятия соответствующих решений повопросам финансового контроля в пределах полномочий органов, которые проводилитакой анализ.
Правовоерегулирование финансового контроля осуществляется на основе законодательной инормативной базы. Законодательная база финансового контроля заложена на уровне КонституцииУкраины и законов, которые регулируют основные фундаментальные экономическиеотношения (Законы «О собственности», «О предпринимательстве»).Эти документы опосредствовано регулируют контрольные отношения, они содержаттолько определяющие положения, которые конкретизируются в законах, которыерегулируют деятельность контролирующих органов, их задания, функции, структуру,полномочия, права, обязанности, ответственность. К таким законам принадлежат ЗаконыУкраины «О контрольно-ревизионной службе», «О государственнойналоговой службе», «О Счётной палате», «Об аудиторскойдеятельности» и другие. Они конкретизируются в постановлениях и положенияхКабинету Министров о деятельности контролирующих органов и осуществлениифинансового контроля. Конституция Украины закладывает фундаментальные принципыформирования конкретных правовых норм, которые определяют сферу, объём, границыгосударственного финансового контроля, организационную структуру, полномочия,обязанности контролирующих органов, формы и методы проведения финансовогоконтроля. К этим фундаментальным принципам следует отнести конституционные нормы:
1.        Принципиальные положения,которые касаются отношений собственности в Украине, изложенные в ст. 13, 41,116 Конституции Украины, а именно, что от имени украинского народа права владельцаосуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, чтособственность не должна использоваться во вред человеку и обществу, чтогосударство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности ихозяйствования, социальную ориентированность экономики, что все субъекты правасобственности равны перед законом, никто не может быть противоправно лишёнправа собственности, право частной собственности является нерушимым законом; КабинетМинистров обеспечивает равные условия развития всех форм собственности,осуществляет управление объектами государственной собственности.
2.        Каждый обязан платить налоги и сборы вустановленном законом порядке.
3.        Контрольвыполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контролядеятельности Кабинета министров.
4.        Территориальные громады села, посёлка, городанепосредственно или через созданные ними органы местного самоуправленияуправляют имуществом, которое находится в коммунальной собственности,утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц иконтролируют их исполнение, осуществляют контроль за их деятельностью.
Законом Украины «О собственности»от 07.02.91 субъектами права собственности являются народ Украины, граждане июридические лица, государство; что государство непосредственно не вмешивается вхозяйственную деятельность субъектов права собственности. Этим Законом также установлены:
·          перечень форм собственности(индивидуальная, коллективная, смешанная, а также их равноправие;
·          определеныобъекты правагосударственной и других форм собственности; установлено, что контроль надэффективностью использования и сохранения государственного имуществаосуществляют государственные органы, которые уполномочены управлять этимимуществом.
Важным дляправового регулирования финансового контроля являются законодательные акты, которыеопределяют понятия коррупции и бюджетного правонарушения. Согласно с ЗакономУкраины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.95. Под коррупцией подразумеваетсядеятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства,направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий дляполучения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.Коррупционными действиями являются:
·         незаконноеполучение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи сисполнением функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, втом числе принятие или получение предметов (услуг) путём их приобретения поцене (тарифу), которая является существенно более низкой в сравнении сфактической стоимостью этого предмета;
·         получение лицом,уполномоченным на исполнение функций государства, кредитов или займов, покупкуценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этомльгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.
Подарок(вознаграждение), полученный указанными лицами при обстоятельствах,предусмотренных пунктом «а» части второй этой статьи, в том числетакого, что получен без их ведома, а также стоимость незаконно полученных услугподлежат взысканию (возмещению) в доход государства.
Закоррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией несутответственность те лица, которые уполномочены на исполнение функцийгосударства:
·         государственныеслужащие;
·         народные депутатыУкраины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских,поселковых, городских, районных, областных советов;
·         должностные лицаорганов местного самоуправления.
Государственныйслужащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, неимеет права:
·         содействовать,используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам восуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получениисубсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного полученияза это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ;
·         заниматьсяпредпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников илиподставных лиц, быть поверенным третьих лиц по делам государственного органа, вкотором он работает, а также выполнять работу на условиях совмещения (кроменаучной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики);
·         входитьсамостоятельно (кроме случаев, когда государственный служащий осуществляетфункции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству ипредставляет интересы государства в совете общества (наблюдательный совет илиревизионная комиссия хозяйственного общества), через представителя илиподставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятия,кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и организаций, союзов,объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
·         отказыватьфизическим и юридическим лицам в информации, предоставление которойпредусмотрено правовыми актами, преднамеренно задерживать её, предоставлятьнедостоверные данные или неполную информацию.
Государственныйслужащий, который является должностным лицом, не имеет также права:
·         способствовать,используя свое должностное положение, физическим и юридическим лицам восуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-банковской и другойдеятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг,льгот или других преимуществ;
·         неправомерновмешиваться, используя свое должностное положение, в деятельность другихгосударственных органов или должностных лиц с целью препятствования выполненияими своих полномочий;
·         быть повереннымтретьих лиц по делам государственного органа, деятельность которого онконтролирует;
·         предоставлятьнезаконные преимущества физическим или юридическим лицам во время подготовки ипринятия нормативно-правовых актов или решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К общимфункциям органов исполнительной власти принадлежат планирование, регулирование,руководство, организация, координация и контроль. Одной из наиболее важных функцийгосударственного управления финансами является контрольная деятельность, и вчастности, финансовый контроль. Рассматривая соотношение финансового контроля игосударственного управления, становится понятно, что финансовый контрольявляется средством достижения конкретного задания, которое стоит передгосударством, — установление правопорядка и законности. Финансовому контролюприсущие черты, которые вообще принадлежат контрольной деятельности кактаковой, а именно:
·         оперативность;
·         целенаправленность;
·         непосредственность;
·         обоснованность;
·         действенность.
Следуетотметить, что финансам как экономической категории, кроме распределительной ирегулирующей, принадлежит также и контрольная функция. Она проявляется как вовремя контроля деления валового внутреннего продукта, так и во времяиспользования общественных денежных фондов в соответствии с их целевымназначением. Все это свидетельствует о том, что контрольная функция финансовявляется объективной основой финансового контроля. В современных непростыхусловиях становления рыночной экономики, контрольная функция органовисполнительной приобретает особую актуальность. Это связано с определеннойспецификой деятельности, которая позволяет активно влиять на экономическиепроцессы. Эффективный финансовый контроль способствует ускорению экономическогои социального развития страны, рациональной организации использования всехимеющихся ресурсов, обеспечению сохранности общегосударственной и муниципальнойсобственности. Признавая особенности финансового контроля, следует отметить,что сегодня происходит его усложнение, все более четко выявляющееся в егомногоаспектности, потому что сфера контрольной деятельности становится болеемногогранной, распространяясь на негосударственные предприятия и граждан,которые занимаются коммерческой деятельностью. Контроль в сфере управленияфинансами становится более многоплановым и разнообразным. Некоторые контрольныеорганы ликвидированы, возникли новые органы, поэтому систему органовфинансового контроля ещё нельзя назвать полностью завершённой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Методика таорганізація фінансового контролю: Підруч. для сту. вищ. навч. закл. / БазасьМ.Ф. – К.: МАУП, 2004.
2.        Фінансове правоУкраїни: Підручник / Г.В. Бех, О.О. Дмитрик, І.Є. Криницький; за ред. М.П.Кучерявенка – К.: Юрінком Інтер, 2006.
3.        Близнюк О.П.,Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред… Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб.– К: Знання, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.