Реферат по предмету "Государство и право"


ПРАВО НА ТРУД В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТАКАФЕДРА
«ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, ПРАВА»
 
 
 
 
 
 
 
 
 РЕФЕРАТ«ПРАВО НА ТРУД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
ПРОВЕРИЛ:                                                                                                   ВЫПОЛНИЛ:ДОЦЕНТ                                                                                              студент гр  эм-12
БЛИЗНЕЦ Г. И.                                                                                                  ЗАСУСКИЙ А. Н.
ГОМЕЛЬ
2003
Оглавление:

1. Введение   ……………………………………………………………..       2

2. Права и обязанности молодых специалистов ……………………      5
3. Служба в государственных органах ………………………………       7
4.Трудовые права и свободы  …………………………………………     10

5. Трудовое право конституции РеспубликиБеларусь…………….     15

6. Новейшее законодательство о труде и егооптимизация………..     23
 
7.Списоклитературы  …………………………………………………      29                                            Введение
Правачеловека — важнейший институт конституционного права. Особое развитие в сферекак внутригосударственного, так и международного права он получил во второйполовине ХХ в., что явилось одним из наиболее значимых итогов правовогоразвития человечества. Являясь показателем соответствия политической и правовойсистемы государства современным международным стандартам, он призван обеспечитьдостойную и безопасную жизнь личности, возможность ее свободнойжизнедеятельности в сложных условиях современного общества.
Нормы,гарантирующие права человека, признанные международным правом в качествеисходных, в национальном законодательстве относятся, прежде всего, к конституционномууровню, поэтому предметом нашего анализа в первую очередь является Конституция1994 г. (с изменениями и дополнениями 24 ноября 1996 г.).
ПринятиюКонституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовали обновление общественногостроя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразныхформ собственности, развитие плюрализма, непосредственная реализация властинародом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; внауке — переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции правчеловека. Конституция 1994 г. — принципиально новый документ, в которомзакрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдаетсяличности и общечеловеческим ценностям. Эта черта качественно отличает новуюконцепцию прав человека, отказ от характерного для социалистической теории
принципаприоритета государственных интересов над интересами личности.
Обоснованиемтакого подхода являлось положение, что государство призвано выражатьобщественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества вцелом, не может быть политических интересов, противоречащих государственным,олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это волянарода». Если же такие интересы формировались, то, в зависимости от формыих выражения, они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакциювласти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства¹.
Правона жизнь — одно из основных неотчуждаемых прав человека, принадлежащих каждомуот рождения. Оно закреплено важнейшими международными документами о правахчеловека². Это право является  стержневым в том смысле, что многие другиеконституционные права, как, например, право на благоприятную окружающую среду,на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на труд, имеют своейконечной целью обеспечение реализации права на жизнь.
Впервые в бывшем Советском Союзе иБССР  право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и КонституцииБССР 1937г.
Содержаниеэтого права раскрывалось как гарантии на получение работы с оплатой труда всоответствии с его количеством и качеством. В Конституции БССР 1978 г. былодобавлено право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии спризванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и сучетом общественных потребностей (ст. 38)3.
ВКонституции Республики Беларусь право на труд нашло совершенно новуюинтерпретацию. Статья 41 гарантирует гражданам республики право на труд какнаиболее достойный способ самоутверждения человека, т. е. право на выборпрофессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями,образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественныхпотребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда.
Государствосоздает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям иповышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие побезработице в соответствии с Законом.
Лица,работающие по найму, имеют право на вознаграждение за выполненную работу всоответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не нижеустановленного государством минимального размера. Женщины и мужчины, взрослые инесовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности(ст. 42).
Важнойгарантией права на труд является обеспечение гражданину реального отдыха,способствующего восстановлению его сил и работоспособности. В соответствии сКонституцией право на отдых для работающих по найму обеспечиваетсяустановлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращеннойпродолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодныхоплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст. 43).
  Новое содержание Конституции объективно обусловлено изменением ролигосударства, переставшего быть единственным собственником всех средствпроизводства, не могущим вследствие этого быть, как раньше, и единственнымработодателем, гарантом, обеспечивающим получение каждым гарантированнойработы.
Гарантииустанавливаются и для всех иных прав и свобод граждан, закрепленных в настоящейКонституции. К ним относятся экономические, политические, социальные,организационные, правовые, педагогические, воспитательные и внешнеэкономическиегарантии. В научной литературе обычно называются экономические, политические иидеологические гарантии прав личности. Иногда выделяют и другие виды общихгарантий, в частности общественные, социальные и духовные.4 Права и обязанности молодых специалистов
Молодые специалисты — наиболее динамичная часть общества. Термин «молодой специалист» имеет довольно широкое толкование. В обыденном понимании молодые специалисты — это практически все закончившие вузы, техникумы, независимо от дневной или вечерней (заочной) формы обучения, работающие сравнительно недолгий срок и имеющие небольшой практический опыт работы по полученной в учебном заведении специальности. Между тем с юридической точки зрения это совсем не так. В соответствии с п. 1.4 Положения о распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 1997 г. № 336 с последующими изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования № 33 от 26 января 1999 г; постановлениями Минобразования № 18, Минтруда № 81, Минэкономики № 28, Минфина № 64, Минюста № 21 от 21 июля 2000 г.; Минобразования, Минтруда, Минэкономики, Минфина, Минюста от 3 января 2001 г. № 1 (далее — Положение), выпускники, которые закончили полный курс обучения и направлены на работу комиссиями по персональному распределению (при наличии направления), считаются молодыми специалистами и обязаны отработать по направлению на работу 2 года со дня заключения трудового договора между ними и нанимателем. Следовательно, одним из основных условий, при котором выпускник вуза или техникума рассматривается как молодой специалист, является направление его на работу комиссией по персональному распределению после окончания дневного отделения государственного высшего или среднего специального учебного заведения. Выпускники государственных высших и средних специальных учебных заведений, оканчивающие их без отрыва от производства, персональному распределению не подлежат и могут быть направлены на работу только по их желанию, просьбе. В этом случае они также считаются молодыми специалистами со всеми вытекающими отсюда гарантиями, правами и обязанностями.
Права и обязанности выпускников учебных заведений регулируются законодательством Республики Беларусь — как специальными нормативными актами, которые распространяются лишь на выпускников высших и средних специальных учебных заведений, так и актами общего значения.
Право на труд — основа всех социально-экономических прав граждан. Рассматривая право на труд как неотъемлемую часть активной социальной политики, государство в современных условиях принимает необходимые меры по обеспечению социальных гарантий занятости трудящихся и реализации каждым гражданином своего конституционного права на труд. В этих целях осуществляется комплекс организационных, социальных, экономических и правовых мер по кардинальному улучшению использования трудовых ресурсов, созданию целостной общегосударственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Важнейшей гарантией реального осуществления в Республике Беларусь права на труд для молодых специалистов, наряду с установленными общими правовыми гарантиями для всех граждан, являются дополнительные гарантии, установленные в специальных нормативных актах. Среди специальных нормативных актов, регулирующих правовое положение молодых специалистов, основное место занимает Положение о распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь.
Данное Положение является обязательным для исполнения всеми министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, предприятиями, учреждениями и иными юридическими лицами независимо от форм собственности (п. 1.2). В Положении предусмотрен порядок распределения и использования в народном хозяйстве выпускников государственных высших и средних учебных заведений.
Большое значение имеет также постановление Совета Министров Республики Беларусь «О распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений» от 2 апреля 1997 г. № 276 с последующими изменениями и дополнениями. Указанным постановлением с 1997/1998 учебного года введено обязательное распределение выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений, за исключением обучающихся в них на платной основе.5
  Служба в государственных органах
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов. Государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства. Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.
Необходимо отметить, что, например, в Федеративной Республике Германии законодательство различает два вида государственной службы. Это чиновники государственных органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные работники, которые заключают договор о службе. Это, прежде всего работники государственного сектора экономики. Таким образом, здесь
государственная служба рассматривается шире, как работа не только в государственных органах, но и на предприятиях, учреждениях и тому Государственная служба основных капиталистических стран.  Но внутри этого широкого понимания все равно различают
виды государственной службы, в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда — информация (являющаяся и средством воздействия), которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус). В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы, как правового института.
Государственная служба обязана своим возникновением государству. С его возникновением и развитием стала развиваться и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.
Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, пункт 3 статьи 4 в Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом 6.
Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Таким образом, государственная служба регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
Усложнение общественных отношений, повышение требований к государству потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности, как таковой.
Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации, функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления.
Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.
Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого работниками — государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного, под государственной службой следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов). Или как определяет Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в статье 2: “Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнением полномочий государственных органов”7.
Трудовые права и свободы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинацияхзакреплены в большинстве консти­туции мира, важны для лиц наемного труда,которые составляют основную часть работающего населения. Эти правараспространяются на значительное число находящихся в России имми­грантов, т.е.лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищаютчеловека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать своедостоинство и инте­ресы.
Рыночная экономикасущественно меняет правовое положение работников. При админи­стративно-команднойэкономике они были на словах полноправными, но отсутствие реальногособственника создавало безразличное отношение к излишествам рабочей силы напредпри­ятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат- низкая оп­лата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатахтруда при «полной занятости» и «неуклонном росте благосостояниятрудящихся». Но жизненный уровень, органи­зация труда все более и болееотставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы частоотстаивались на бумаге.
         Частный собственник организует работу своего предприятия по другому. Он стремитьсясократить ненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но иоплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая изправа частной собствен­ности, объективно способна творить произвол и приноситьинтересы людей в жертву при­­были. Экономически общество в этом заинтересовано,но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор,забвение которого способно привести к крупным со­циальным потрясениям(революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). За­щите интересовчеловека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а такжепризнаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений(коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры иконтракты).
Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствиисо ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда вопределенной мере уже нашел отражение в дейст­вующем законодательстве.
Конституция РФзакрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжатьсясвоими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело­веквправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении кадминистра­тивной ответственности за так называемое «тунеядство»,бродяжничество (бомжи) и т.д. Кон­­ституционной обязанности трудиться, как впрошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постояннуюработу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интерес­ную иливыгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую дея­тельность,в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.
Свобода трудасвязана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда,предусмотренный ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах.Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречаетсякрайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольнопринятых усло­виях или под угрозой какого-либо наказания.
Вместе с тем не считается принудительным трудомвыполнение обязанностей, вытекаю­щих из военной службы, в условияхчрезвычайного положения или по приговору суда. Прину­дительный труд запрещенКонвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексомзаконов о труде РФ (ст.2).
25 сентября 1992 г.в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числамер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на ниже­оплачиваемуюработу или смещение на низшую должность.
Право на труд не означает чьей-то обязанностипредоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не всостоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или братьее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предпри­ятиями. Поступлениечеловека на работу в основном определяется договором с работодателем. Нонаемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий,а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, авознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и нениже установленного фе­­деральным законом минимального размера оплаты труда.Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работникана производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а вопределенных случаях и уголовную ответственность.
Соответствующие нормы предусмотрены Правиламивозмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,профессиональным заболеванием либо иным поврежде­нием здоровья, связанным сисполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными поста­новлением ВерховногоСовета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями,внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.). Действуют также Основызаконодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа 1993г., и ряд других нормативных актов.
Конституция обязывает законодательный орган приниматьзаконы о минимальном раз­мере оплаты труда, а работодатель выплачиватьвознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что подоговору (коллективному или индивидуальному)  размер оплаты может быть больше,что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной це­­ной  рабочейсилы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами дляучреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочис­ленныестатьи КЗоТ и других актов развивают и детально регламентируют указанные консти­туционныеположения. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижениеразмеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы,национальности, от­ношения к религии, принадлежности к общественнымобъединениям (ст.77). В регулировании трудовых отношений на основе социальногопартнерства на двухсторонней основе (между ра­ботодателями и работниками) итрехсторонней основе (т.е. еще и с участием государственных органов) важнуюроль играет Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992г.(с изменениямии дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.).
Право на защиту от безработицы предполагаетобязанность государства проводить эко­номическую политику, способствующую, повозможности, полной занятости, а также бес­платно помогать гражданам, неимеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника отнеобоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получитьгражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего за­работка,но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бес­платногообучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком­пенсируютсязатраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы пре­дусмотреныЗаконом о занятости населения а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.[1]с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г. Дляреализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющаяотделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.
Право на забастовку увязывается с правом наиндивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленныхфедеральным законом способов их разрешения. Забас­товка — это остановка работыработниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения ихэкономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании ра­ботниковразорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматри­ваетсякак форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также сМеж­­дународным пактом об экономических, социальных и культурных правах правона забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправезапретить забастовку в ряде от­раслей хозяйства  (транспорт, общественноеобслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, атолько тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоро­вью других лиц,безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях мо­жеттолько суд.
Действующим законом запрещены также некоторые видызабастовок. Коллективный тру­довой конфликт не обязательно приводит кзабастовке, прежде чем объявить ее, требуется ис­пользовать примирительныепроцедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешенияколлективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуюттакже комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовыеспоры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность длянедовольной стороны обратиться в суд.
Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, ктоработает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституциягарантирует установление федеральным законом про­должительности рабочеговремени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска(ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы(должности) и средней заработной платы, продолжительностью не менее 24 рабочихдней).
Действующий КЗоТ устанавливает максимальнуюпродолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорийработников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья ииных факторов устанавливается сокращенная продолжитель­ность рабочего временибез уменьшения заработной платы. Законом установлены все преду­смотренныеКонституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят иболее высокие стандарты.
Другойне менее важной категорией прав и свобод человека является защита материн­ства,детства и семьи.Всеобщая декларация прав человека констатирует:«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право назащиту со стороны общества и государства» (ч.3 ст.16).из общегоконституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего — определенные права матери и ребенка.

ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
 
 
1.           Конституция Республики Беларусь утверждает подлинно демократические праваграждан, активное использование которых способствует свободному развитиюкаждого и всех. Среди них на одном из первых мест находятся: права на труд(ст.41), отдых (ст.43), охрану здоровья (ст.35), материальное обеспечение встарости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47),право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством,качеством и общественным значением, но не ниже установленного государствомминимального размера (ст.42).
2.           Раскрывая содержание права на труд, законодатель включает в
 это понятиеправо на выбор профессии, рода занятий и работы в   соответствии с призванием,способностями, образованием и профессиональной подготовкой. В таком объемеподобное обязательство со стороны государства по отношению к своим гражданам невстречается даже в конституциях стран с традиционно демократическим строем. Темне менее следует отметить, что в силу происходящих в республике политических исоциально-экономических перемен, обусловленных становлением рыночных отношений,данное положение носит скорее декларативный характер, является как бы указаниемжелательной цели. Реальное же положение в экономике республики серьезноограничивает возможности граждан. Впервые в Конституции появилось такое понятиекак безработица. А право на пособие по безработице, зафиксированное все в тойже ст.41, само по себе ставит под сомнение полноту осуществления государствомвзятого им обязательства по созданию условий для полной занятости населения.Невольно напрашивается вопрос: коль скоро гарантируется право на труд,создаются все условия для полной занятости населения, откуда появится«незанятость лица по независящим от него причинам», т.е. безработица?И наоборот, если неизбежна безработица, то можно ли говорить о праве на   труд?
3.            Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель ставитреализацию составляющих прав на труд в зависимость от общественныхпотребностей. При этом остается неясной концепция самих общественныхпотребностей, неизвестно, кто будет их определять. Это лишний раз подчеркиваетво многом пока декларативный характер провозглашенного конституцией права натруд.
4.           Далее необходимо еще раз повторить, что по ст.41 право на труд включаетв себя право на выбор профессии и рода занятий, а также право на работы в соответствиис призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой. Темсамым Конституция закрепляет самые прогрессивные нормы, соответствующиемеждународно-правовым актам, включая конвенции МОТ. Но можем ли мы сегодня вполной мере реализовать эти положения на практике? На этот вопрос невозможнодать однозначный ответ. С одной стороны, при наличии различных формсобственности и современном состоянии рыночных отношений нельзя предоставитьвсем гражданам Республики Беларусь работу в соответствии с их пожеланиями иобразованием: экономические реалии порождают и безработицу, и использованиеграждан на работах не по специальности. Но, с другой стороны, положениесмягчается тем, что в соответствии с ч.2 ст.41 Конституции в случае незанятостилица по независящим от него причинам ему гарантируется не только выплатапособия по безработице, но и обучение новым специальностям и повышениеквалификации с учетом общественных потребностей.
5.           Обеспечение прав и свобод граждан РБ, в том числе свободы труда, гарантируетсягосударством, говорится в ст.21 Конституции РБ. Свобода труда провозглашена вст.23 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Только самгражданин может распоряжаться своим трудом, только он может выбирать ту илииную форму деятельности (предпринимательство, фермерство, индивидуальнуютрудовую деятельность, работу на государственных предприятиях, в учреждениях,организациях или коммерческих структурах и т.д.). Ст.41 (ч.4) Конституции РБзапрещает применение принудительного труда, кроме работы или службы,определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном ивоенном положении. Это важное положение закреплено в ст.8 Международного пактао гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, где, в частности,сказано:
      1.   Никто не долженсодержаться в рабстве; рабство и   работоторговля запрещены во всех их видах.
      2.   Никто не долженсодержаться в подневольном состоянии.
      3.   Никто не долженпринуждаться к принудительному или обязательному труду. Свобода труданепосредственно связана с правом на защиту своих экономических и социальныхинтересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключениеколлективных договоров (соглашений) и право на забастовку (ч.3 ст.41). Это соответствуетст.23 Всеобщей Декларации прав человека, которая закрепляет право каждогосоздавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и Конвенция N 98от 1 июля 1949 г. относительно применения принципов права на организацию изаключение коллективных договоров. Так, ст.1 этой Конвенции закрепляет правотрудящихся пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационныхактов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу.Такая защита применяется в особенности против актов, рассчитанных на то, чтобы:
      а)поставить прием на работу или оставление на работе; трудящегося в зависимостьот вступления его в профсоюз или выхода из профсоюза
      б)увольнять трудящегося или любым другим способом наносить ему ущерб на томосновании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзнойдеятельности вне рабочего времени или, с согласия предпринимателя, в рабочеевремя.
6.           Ст.45 Конституции РБ гарантирует право граждан на охрану здоровья,включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Онообеспечивается также мерами по оздоровлению окружающей среды, совершенствованиюправил и норм охраны труда, возможностью использоваться оздоровительнымиучреждениями, развитием физической культуры и спорта. Организация охраны труда- социальная и государственная функция. В условиях новых экономическихотношений в республике она обретает особую значимость. Рациональная организацияохраны труда достигается умелым применением экономических, социальных,правовых, моральных, психологических и других средств. Она представляет собойкомплексную проблему, которая находится на стыке экономики труда, социологии,социальной психологии, эргономики, юриспруденции и некоторых других наук. Врегулировании отношений охраны труда важную роль играет трудовое право. Онозакрепляет на основе прогнозирования, моделирования и экспериментированиянаиболее рациональные методы и формы охраны труда, впитывающие в себядостижения научной организации труда, общественных, естественных и техническихнаук.
7.           В последние годы нормотворческая и правопреминительная практикасущественно изменили организационно-правовые средства охраны труда. Важныесдвиги произошли в приемах правового воздействия на поведение участниковотношений по охране труда. Локальное регулирование этих отношений повысилоактуальность данной проблемы. Встал вопрос о критериях эффективностисоответствующих норм. Серьезные проблемы возникают и в связи с изменениями взаконодательстве о формах собственности. Современные условия труда, особенно нанегосударственных предприятиях (организациях), нередко сопровождаютсясокращением вложения средств в эту область, что может негативно сказаться набезопасности жизни и здоровья наемных работников.
8.           Международная конвенция N 148 «О защите трудящихся отпрофессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией нарабочих местах» от 20 июня 1977 г. устанавливает обязанность применения ееположений во всех отраслях экономической деятельности. Ст.4 этой конвенцииобязывает национального законодателя определять меры, направленные напредупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнениемвоздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от этих рисков.В соответствии с национальным законодательством предприниматели должны нестиответственность за неприменение предписанных мер в области охраны труда, атрудящиеся обязываются соблюдать правила техники безопасности, направленные напрофилактику и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнениемвоздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от них.Трудящиеся или их представители имеют право получать информацию,профессиональную подготовку и обращаться в соответствующие органы спредложениями для обеспечения защиты от профессиональных рисков в областиохраны труда, техники безопасности и производственной санитарии (ст.7). Припомощи совершенствования технических мер, применяемых к новым установкам или впроцессе их проектирования, а также при помощи дополнительных организационныхмер наниматели обязаны устранять любой риск, вызываемый нарушением правил инорм в области охраны труда работающих. Если же применяемые меры не приводят кснижению травматизма и профессиональной заболеваемости, то предприниматель (наниматель)обеспечивает работающих соответствующими средствами индивидуальной защиты(ст.9-10). Состояние здоровья трудящихся, которые подверглись или могутподвергнуться профессиональному риску, вызываемому нарушением правил и нормохраны труда на рабочих местах, константа, контролируемая через соответствующиепромежутки времени на условиях и при обстоятельствах, определяемых компетентныморганом власти. Такой контроль включает предварительное медицинскоеобследование перед приемом на работу и периодические осмотры, согласно тому,как это определено компетентным органом власти. Наемные трудящиеся не несутникаких расходов в связи с проведением контроля за состоянием охраны труда напроизводстве. Если нахождение трудящегося на рабочем месте, где он подвергаетсявоздействию загрязнения воздуха, шума или вибрации, противопоказано смедицинской точки зрения, должны быть предприняты все необходимые меры (включаяпереобучение), чтобы работник в соответствии с национальной практикой иусловиями был переведен на другое место работы с сохранением прежнего дохода(ст.11).
9.           Из ст.2 Конституции РБ, признающей человека высшей ценностью общества игосударства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению крезультатам производственной деятельности предприятий.
10.        Существенным моментом в деятельности соответствующих государственныхорганов по охране труда должно стать усиление контроля за созданием новогооборудования (прежде всего в процессе его проектирования и испытания) с цельюпредотвращения случаев ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов,не отвечающих требованиям техники безопасности. Практика требует глубокого ивсестороннего исследования правовых проблем охраны труда, разработки и научногообоснования мероприятий, проведение которых помогло бы эффективнее бороться снарушениями правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственнойсанитарии, а значит, обеспечить снижение травматизма и заболеваемостиработающих.
11.        В борьбе с производственным травматизмом, на наш взгляд, необходимопереходить от чисто внешнего надзора и контроля к более углубленнойаналитической работе — детально изучать причины каждого отдельного несчастногослучая, внимательно анализировать конкретные производственные моменты с точкизрения их опасности, творчески подходить к планированию мероприятий,направленных на ликвидацию причин, порождающих несчастные случаи. Важнейшимизадачами органов охраны труда являются:
      а)добиваться полного поступления извещений о всех без  исключения несчастныхслучаях, происшедших как на государственных предприятиях, так и в частномсекторе;
     б)поставить их систематическую обработку на научную      основу;
     в) болееуглубленно расследовать причины несчастных   случаев;
     г)наладить научную разработку комплексных проблем техники безопасности;
     д) усилить ответственность нанимателей за невнимание к  технической охране труда;
     е) обеспечивать активное изучение работающими правил и   норм техники безопасностии производственной санитарии.
12.        Таким образом, улучшение условий труда работников неразрывно связано собеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия труда.Успешной реализации этого права способствовало бы законодательноеурегулирование вопросов охраны труда работающих, в частности, быстрейшеепринятие Закона «Об охране труда в Республике Беларусь», в которомбыли бы закреплены принципы охраны труда, общие положения этого правовогоинститута, определена компенсация расходов нанимателя на создание здоровых ибезопасных условий труда, конкретизированы соответствующие правомочияработников.
13.        Статья 43 Конституции Республики Беларусь закрепляет право трудящихся наотдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочейнедели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночноевремя, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельногоотдыха. Трудовое право, являясь инструментом преобразования общественныхотношений, содержит ряд норм, с которыми эти отношения должны быть приведены всоответствие несмотря на действие препятствующих факторов. Таковыми, например,являются сегодня нормы законодательства о рабочем времени и времени отдыха,повсеместному и неуклонному соблюдению которых противодействуют явленияобъективного характера: излишек рабочей силы, недостатки в организациипроизводства, нарушения хозяйственных связей, устаревшее законодательство.Методом принуждения, проводником которого выступают органы надзора и контроляза соблюдением трудового законодательства, нельзя добиться выполнения тех нормправа, которые не отвечают реалиям жизни. Из сказанного можно сделать вывод онеобходимости установления более тесных связей между законодателем и органаминадзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Хотя на эти органыне может быть возложена функция систематической оценки эффективности действиянорм трудового права, они все же располагают наиболее полной и достовернойинформацией о тех нарушениях трудового законодательства, которые чаще всеговстречаются на практике. Информация о таких нарушениях должна оперативнодоводиться до высших органов власти и управления для принятия необходимых мер.Это может быть отмена или изменение отдельных норм, а в надлежащих случаях — напротив, их подкрепление дополнительными правовыми гарантиями, увеличениесанкций, усиление надзора и контроля за их         применением путем увеличениячисленности или  расширения полномочий соответствующих органов.  
14.        Статья 42 Конституции Республики Беларусь определяет право работника навознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качествоми общественным значением, но не ниже установленного государством минимальногоразмера. Здесь же закреплено право женщин и мужчин, взрослых инесовершеннолетних на равное вознаграждение за труд равной ценности. Важнымсредством повышения эффективности общественного производства, совершенствованияего организации является стимулирование высокопроизводительного труда, чтообусловливает необходимость совершенствовать законодательство о заработнойплате работающих путем устранения пробелов, замены норм, которые несоответствуют современному уровню развития экономики, новым рыночнымотношениям. Это касается отношений, связанных с премированием за экономиютрудовых и материальных ресурсов, совмещением профессий и должностей,совместительством, исчислением среднего заработка, оплатой труда, выполняемогов ночное время или во вредных для здоровья условиях, оплатой брака и простоя непо вине работника. Повышению эффективности труда, его производительности,улучшению качества выполняемой работы способствует расширение выплаты надбавокк заработной плате. В этой связи есть необходимость в нормативном порядкеуточнить правовую природу таких выплат, отграничить их от надбавок,установленных для достижения других целей, определить порядок выплаты. Было быцелесообразно разработать специальный нормативный акт, предусматривающийпорядок выплаты надбавок (доплат) к тарифным ставкам и окладам работающим(рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим) за профессиональноемастерство и высокую квалификацию. Основное направление совершенствованиязаконодательства о материальном поощрении работающих связано с необходимостьюнаиболее полно учитывать конкретный вклад каждого трудового коллектива иотдельного работника в достигнутые результаты. Большее внимание необходимоуделять стимулированию достижения высоких конечных результатов с наименьшимизатратами. В условиях новых экономических отношений возрастает значимостьэкономии ресурсов всех видов, в том числе и экономии труда. Для решения этойпроблемы важно развивать и стимулировать движение за расширение зонобслуживания в государственном секторе, совмещение профессий, освоение новыхсложных профессий и специальностей. Это обусловливает необходимость поощрять совмещениепрофессий и должностей, совместительство, выполнение обязанностей временноотсутствующих работников, сокращение численности персонала при увеличениипроизводственных показателей. Следует разработать и принять специальныенормативные акты, позволяющие устранить множественность правовых предписаний,ликвидировать несоответствие правовых решений экономическим потребностям,обеспечить надлежащую охрану труда совместителей, преодолеть имеющиеся взаконодательстве противоречия и пробелы.
15.        На современном этапе экономической реформы и перехода к рыночнымотношениям важно реализовать все направления перестройки: формировать правовоегосударство, изменять политическую систему, развивать демократию, охранятьправо и законные интересы граждан, укреплять суверенитет республики. 8

НОВЕЙШЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ РБ И ЕГО                  ОПТИМИЗАЦИЯ
 
 
1.           Конституция РБ, законы озанятости, предприятиях, рассмотрении коллективных трудовых споров (конфликтов)и иные нормативные акты, принятые за последние годы, существенно изменилифункции (задачи), предмет, метод, систему, источники и другие важные элементытрудового права, правотворческие и правоприменительные процессы. В частности,все большую роль в системе данной отрасли права играют локальные правовыенормы. В соответствии со ст.3 КЗоТ заметно возросла роль договорногорегулирования трудовых и связанных с ними отношений.
2.            В трудовом праве появилисьпринципиально новые приоритеты. Если раньше оно обслуживало, главным образом,партийно-бюрократическую систему, сковывало инициативу предприятий и работниковжесткой централизованной регламентацией трудовых и иных отношений, то теперь насмену принципу разрешительности пришел принцип дозволительности в трудовомправе, а главным в данной отрасли права согласно ст.1 КЗоТ являетсяустановление и защита трудовых прав и развитие социального партнерства междуработниками и нанимателями при участии государства. Именно такая направленностьи свойственна многим нормам и институтам трудового права, ориентируянанимателей и работников на творческое плодотворное взаимозаинтересованноесотрудничество, а не на конфронтацию. Подобная ориентация участников трудовых исвязанных с ними отношений весьма важна для обеспечения дисциплины труда, ростапроизводительности и качества труда, усиления конкурентоспособности нанимателейи решения других кардинальных задач производства и социальной политики. Ксожалению, пока столь значимые новеллы не получили должного преломления как вправоприменении (особенно в локальном регулировании), так и в сознаниидолжностных лиц, работников правоохранительных органов. Ст.8 Конституциизакрепила приоритет общепризнанных принципов международного права, в частности,международного трудового права. С этой конституционной нормой стыкуется и ст.4КЗоТ, провозгласившая приоритет международного регулирования трудовыхотношений. Практически это означает, что при коллизии норм национальноготрудового права и международных договоров (соглашений, конвенций) высшаяюридическая сила признается за последними, например, за принятой ООН Всеобщейдекларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических,социальных и культурных правах, конвенциями и рекомендациями МОТ. Поэтому нынене только при правотворчестве, но и в правоприменении следует обращать вниманиена соответствие законодательства о труде РБ международному трудовому праву. Иесли при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствиинормативного акта Конституции или иному закону, в том числе и нормамимеждународного трудового права, то он принимает решение в соответствии сКонституцией (ее ст.8) и законом и ставит в установленном порядке вопрос опризнании данного нормативного акта неконституционным (ст.112 Конституции РБ).В связи с этим возникает задача подготовки к изданию наиболее важныхмеждународных документов, с которыми часто приходится иметь дело предприятиям,независимо от форм собственности, правоохранительным органам, должностнымлицам. Ведь кадровые и юридические службы предприятий, правоохранительныеорганы до сих пор крайне плохо обеспечены подобной литературой, что негативновлияет на локальное правотворчество и правоприменение, способствуетвозникновению трудовых споров.
3.           Другой особенностью трудовогоправа является то, что в его системе функционирует несколько крупных правовыхблоков, недостаточно взаимоувязанных между собою и развивающихся относительноавтономно. Это блоки международно-правовых нормативных документов,законодательство о труде РБ, локальные нормативные акты и нормативные актыбывшего СССР, отдельные из которых продолжают временно функционировать натерритории нашей республики. Несостыкованность указанных блоков порождает напрактике немало споров, ошибки при решении конкретных вопросов порой усиливаютсоциальную напряженность в коллективах, а также подрывают авторитетзаконодательства о труде среди населения. К тому же, на предприятиях далеко невсегда учитывается иерархия правовых норм, представляющих упомянутые правовыеблоки, а многие правовые нормы первого блока просто неизвестны большей частинанимателей. В ближайшие годы в данной сфере вряд ли наступит прочнаястабилизация и единообразие в правоприменении. В связи с этим желательно вправовой пропаганде и юридических курсах учебных заведений больше внимания уделятьданной проблеме, прогнозируя активизацию международно-правовых связей РБ состранами ближнего и дальнего зарубежья.
4.           Особенностью трудового праваслужит и то, что в нем все большее развитие получает локальное и договорноерегулирование, базирующееся на ст.3 КЗоТ и ряде других норм законодательства отруде. Такая тенденция иллюстрирует углубление дифференциации норм трудовогоправа по отраслевым, профессиональным и другим признакам, а также повозможности предприятий более гармонично учитывать в локальном правотворчествеи договорном регулировании интересы работника. Но многие наниматели(предприятия) оказались неподготовленными к данной миссии.
5.           Немалый интерес дляправотворчества и правоприменения представляет и положение о дозволенности. Егосуть состоит в том, что правообладатели — работник и наниматель — вправесовершать любые юридические действия, не запрещенные законодательством,выбирать из комплекса юридических возможностей (действий) наиболее приемлемыедля себя и партнера по трудовым отношениям. Положение о дозволительностиотражено в статьях 2, 3, 5, 15, 256 и других КЗоТ. Реализация рассматриваемогоположения требует высокой юридической квалификации, осмотрительности,соблюдения ряда отправных положений. В частности, нормы, способствующие осуществлениюположения о дозволительности, не могут ухудшать положение работника посравнению с законодательством (ч.1 ст.5 КЗоТ). Углубление принципадозволительности — не самоцель, а средство для развития инициативы сторонтрудового правоотношения, достижения работником и нанимателем определенныхпозитивных результатов в труде, качестве продукции и в иных сферах.Дозволительность в трудовом праве отнюдь не означает вседозволенности вдействиях работника и нанимателя. Напротив, реализуя свои субъективные права,работник и наниматель не должны нарушать при этом прав других лиц, работников,ущемлять чьи-то права. Вот почему в этом деле нужна особая осмотрительность,взвешенность, умение прогнозировать правовые последствия, наступающие врезультате реализации субъективных прав работника или нанимателя. Словом,дозволительность не должна ослаблять правовую защищенность сторон трудовогодоговора. Более рациональному использованию положения о дозволительностипрепятствует и консерватизм мышления ряда хозяйственных работников,представителей кадровой, юридической служб, правоохранительных органов. Прежнеепредставление о праве, когда в нем доминировало положение о разрешительности,еще нередко воспринимается более позитивно отдельными судебными и прокурорскимиработниками, профсоюзными деятелями.
6.            Нельзя не отметить и недостаткиновейшего законодательства о труде: его нестабильный характер, наличие в нембольшого числа отсылочных норм, их взаимная несостыкованность. На это есть иотдельные объективные причины: в условиях социально-экономической иполитической нестабильности весьма сложно обеспечить устойчивость законов отруде, стабильность трудового права, что, в свою очередь, негативно сказываетсяна отношении к праву населения, работников. Особое беспокойство, на наш взгляд,вызывает нестабильность законов, определяющих важнейшие «правилаигры» и правовое регулирование трудовых и связанных с ним отношений. Этиправила часто изменяются, что обычно усугубляет чувство недоверия, неуважения кзакону со стороны работников и нанимателей, снижает потенциальные возможностимногих институтов трудового права, ведет к возникновению трудовых споров.Отсылочные же нормы, когда они встречаются часто, засоряют трудовоезаконодательство, затрудняя правоприменительные процессы, усложняя профилактикуправонарушений в сфере труда.
7.            Каковы же направления оптимизациитрудового законодательства? Во-первых, предстоит привести в соответствие спрактикой международного трудового права и Конституцией РБ важнейшие нормы иинституты данной отрасли. Эта сложная и объемная работа рассчитана насравнительно длительный период времени и проводится по разным направлениям. Вчастности, необходимо качественно обновить (и создать ряд новых) глав и статейКЗоТ и других законов и подзаконных актов с позиций международно-правовогорегулирования труда и Конституции: ст.6 КЗоТ дополнить с учетом ст.ст.34, 58,61 и других Конституции и норм Всеобщей декларации прав человека. При этом речьидет о таких новых правах работника как право на достоверную и оперативную информациюоб условиях труда и оплаты, жилищно-бытового обслуживания и т.д.: право наматериальное возмещение морального вреда (ч.II ст.61 Конституции), право назаключение колдоговора ч.III ст.41 Конституции) и др. Не менее важно отменитьявно устаревшие нормы и статьи КЗоТ: ч.III ст.25, ч.I ст.96 и др. Эта работауже началась по линии Конституционного суда РБ и Верховного Совета РБ. Кпримеру, отменены ст.18-1 и некоторые другие нормы КЗоТ как дискриминационные иущемляющие права пожилых трудящихся, сняты ограничения по оплате днейвынужденного прогула и т.д. При этом наибольшую сложность представляетприведение в соответствие с нормами международного трудового права иКонституцией РБ ведомственных норм и локального правотворчества. Именно вданной сфере наиболее часто встречаются неправомерные решения тех или иныхвопросов. Во-вторых, предстоит существенно повысить теоретический уровеньнормативного материала, усилить его предварительную научную проработку.Наиболее тревожное положение в данной области сложилось в сфере теориисубъективных трудовых прав работников. Достаточно сказать, что даже в КЗоТмногие элементы субъективных прав работника (скажем, в ст.6) крайне неудачносформулированы, не учитывают реальной действительности. А отдельные нормы имеютчисто декларативный характер, как право на «достойное вознаграждение»за выполненную работу. Четкая правовая регламентация субъективных прав, условийих возникновения, изменения и прекращения, правовых последствий реализации иправовой защищенности правообладателя — все это необходимые компоненты теории ипрактики защиты субъективных прав работников. Если с таких позиций оценитькачество отечественного правотворчества в отношении большинства трудовых прав,то балл окажется не столь уж и высоким. Ряд субъективных прав оторван отреальной жизни и возможностей государства. Между тем четкая правоваярегламентация субъективных прав, всех их элементов предполагает четкиеформулировки названия, содержания и других компонентов, что исключаетразночтение правовых норм и обеспечивает высокий уровень правовой защищенностиправообладателя. Однако до последнего времени указанного правила строго непридерживаются в правотворческой и правоприменительной практике. В связи с этимпредстоит качественно реконструировать ст.6 КЗоТ, обеспечив преемственность сдругими статьями КЗоТ и нормативными актами, резко сократить отсылочныйматериал. В-третьих, требует серьезной разработки и вопрос о системе трудовогоправа, поскольку за последние годы в ней произошли заметные изменения, возникли,к примеру, новые институты: занятости, контракта, разрешения коллективныхтрудовых споров и т.д. Отдельные юристы среди институтов данной отраслиназывают институт дисциплины труда, социального партнерства и некоторые другие.Нормы, обеспечивающие соблюдение дисциплины труда, социальное партнерство, ростпроизводительности и качества труда и некоторые другие, образуют несамостоятельные институты. Указанным целям служат фактически нормы всехинститутов трудового права. Понятие института связано не с функцией трудовогоправа, не с его задачами, а с предметом правового регулирования,соответствующими общественными отношениями. Именно с помощью этогообщепризнанного в науке и практике критерия и происходит построение системыправа и ее отраслей. По такому критерию должна происходить и дифференциациянормативного материала, его систематизация. В-четвертых, необходимо снятьнеоправданные ограничения на пути к реализации ряда субъективных прав,обеспечив при этом согласованность всех субъективных прав работника инанимателя. В частности, обладая правом на труд, правом распоряжаться своейспособностью к труду и правом на выбор вида занятости, гражданин вправевыбирать по согласованию с нанимателем и вид трудового договора. Вот почемупредставляются малоконструктивными попытки отдельных юристов искусственносузить сферу действия контракта под видом защиты интересовправообладателя-работника, ввести в этот институт установку о разрешительности.Такие подходы, нередко пропагандируемые в средствах массовой информации,ориентируют практику на возврат к прошлому, жесткой регламентированностиповедения работника и нанимателя и не соответствуют духу проводимой правовойреформы. При этом забывается и то, что никто кроме самогоправообладателя-работника не должен определять за него выбор юридическихвозможностей, наиболее приемлемого для него варианта поведения. Что касаетсяопасения в возможных злоупотреблениях со стороны ряда нанимателей призаключении трудовых контрактов, то здесь есть мощный правовой заслон — ч.1 ст.5и ст.256 КЗоТ. За строгим выполнением требований этих статей (обеспечениемадекватности льгот и преимуществ работника его дополнительным трудозатратам,возникающим в связи с выполнением обязанностей по этому договору) и призваныследить государственная инспекция труда, правоохранительные органы. К тому жепризнание возможности за каждым работником заключить контракт отнюдь неозначает призыва к массовому и повсеместному использованию этой правовой моделинайма. Контракт чаще всего заключают с ключевыми фигурами производства, лицами,от усилий которых может быть достигнут заметный эффект,высококвалифицированными специалистами. Именно по такому пути изначально и шлоразвитие практики заключения контрактов. Всякие принуждения в этой сфере,появившиеся в последнее время, также малоэффективны и не соответствуют линиидемократизации трудового законодательства РБ. В-пятых, желательно шире итворчески использовать опыт международноправового регулирования трудовых исвязанных с ними иных отношений, не допуская механического подражания моделямнорм Международного Кодекса труда. Уровень правовых гарантий работника вомногом зависит от социально-экономических и социально-экономических иполитических факторов, которые в совокупности и обусловливают возможностиустановления тех или иных гарантий для работника, его материальногостимулирования и т.д. Вот почему сегодня мы еще не в состоянии полностьювоспринять международный уровень гарантированности трудовых прав. Для этого нетдостаточных экономических возможностей.
8. Высказанные соображения отнюдьне исчерпывают всего комплекса проблем, связанных с совершенствованиемтрудового законодательства. Они касаются правотворчества, правоприменения,правовой пропаганды
и правового воспитания населения. Наше стремление — привлечь внимание юридической общественности к указанным проблемам. 9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
1.Белорусский журнал
международногоправа и международных отношений
международноеправо№ 5, 98.
2.Международный пакт о гражданских и политических правах 1966, ст 6.
3.Конституция (Основной закон Белорусской Советской
Социалистическойреспублики). Мн., 1978.
4.См.: Ростовщиков И. В. Обеспечение прав и свобод личности в
СССР// Вопросы  теории. Саратов, 1988. С. 50.
5.Журнал №4 (15) от 01.04.2002 Законодательство о труде.
6.См.: Савицкий В. М. Укрепление законности и гарантии прав личности //   
 Вопросы государства и права. Мн, 1978. С. 142.
7. Собрание законодательстваРосийской Федерации  1995.№ 31.-ст.299
8,9.Право 2000 Законодательство Республики Беларусь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.