Контрольная работа
«Понятие вещи и еёклассификация»
Введение
Под вещным правом можнопонимать право непосредственно и независимо от чьей-либо воли воздействовать навещь (владеть ей, пользоваться и распоряжаться).
В классический периодримское право выработало понятие вещей в его широком значении. Этим понятиемохватывались не только вещи в смысле предметов материальных, но такжеюридические отношения и права.
Когда лицо имеет право навещь, которое предоставляет его носителю возможность непосредственноговоздействия на вещь (когда предметом права является вещь), право называетсявещным (т.е. правом на вещь). Поскольку вещное право имеет объектом вещь,телесный предмет, а на телесный предмет может посягнуть каждый, вещное правозащищается иском против всякого нарушителя права, кто бы им ни оказался; вещноеправо пользуется абсолютной (т.е. против всякого нарушителя) защитой (actio in rem).
К вещным правам относитсяправо собственности (в связи с которым изучается также фактическое владениевещью) и право на чужие вещи. В последнюю группу входят: сервитутное право,залоговое право (или право залога), а также эмфитевзис (вещное праводолгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственнымучастком за вознаграждение) и суперфиций (вещное долгосрочное, наследственное иотчуждаемое право пользоваться за вознаграждение строением на чужом городскомземельном участке)./>
Классификация вещей
Общего представления о вещикак специфическом объекте прав субъекта, о вещи материальной, римское право несформировало: «Названием вещи охватываются также юридические отношения иправа». В интересах юридического регулирования римская правовая традициядвояким образом характеризовала вещь (re, res): это может быть отдельная материальносамостоятельная с четкими пространственными границами и физическими качествами– вещь (живая или неживая), обладающая признанием в качестве юридическисамостоятельной целостности; это может быть вообще любой предмет материальногоили нематериального качества, какой-то комплекс юридических прав илитребований, но также обладающий признанной самостоятельной правовойцелостностью. Таким образом собственно правовые характеристики вещей (илиобъектов прав) в римском праве предпосылались всем прочим их свойствам, поэтомуважная для интересов вещного права классификация вещей устанавливалась несобственными их свойствами, а установками правовой традиции (в упрощенном виде:не физика или биология определяют, недвижимая ли это вещь в интересах права, атолько юриспруденция).[1]
Вещи могликлассифицироваться и внутренне подразделяться на самые разные категории взависимости от только юридических критериев, юридических в сочетании сматериальными, способов возникновения на них прав субъекта и т.д.
1) Не все вещи могли бытьобъектами частного права по своему социальному предназначению, соответственноне все могли быть и предметами частного обладания: главное деление вещейсодержит два класса: одни подвержены божественному, другие – человеческомуправу». Вещи, подверженные божественному праву, определялись по своемупредназначению священным или религиозным целям – безразлично: всего лисообщества или индивидуального субъекта. Само их существование было связано сисполнением предписаний не jus, a fas. Поэтому законом только конкретизировались формынеприкосновенности этих вещей, а перечень основывался на традиции обычаев инравов общества. Такими были для римлян городские стены, ворота, предметысвященные и пользующиеся качествами благочествуемых, служащие объектамипоклонения, равно находящиеся в общем обладании народа, так и вызванныеиндивидуальными потребностями (гробница – но не памятник на могиле). Вещи,подверженные человеческому праву, определялись как служащие правовомуобращению; в свою очередь они подразделялись на те, что служат толькопубличному обращению (господство и обладание народа, а употребление каждомуиндивиду), и те, что служат частному обладанию (и господство, и употреблениеиндивидуально).
2) Не все вещи могли бытьобъектом вещного права по своей природе. «Кроме этого могут быть предметытелесные и бестелесные». Телесные вещи – такие, которые можно материально ухватить:земля, человек, одежда, золото, животное и т.п. Бестелесные – такие, которыесостоят только в праве и не имеют в собственном смысле материального выражения,но подразумевают осуществление некоторых действий в отношении предметов:наследство, узуфрукт, обязательство. Юридическое качество вещи первенствует надматериальным выражением при определении объектов вещного права – этакардинальная особенность римской правовой традиции стала наиболее важной длявсего последующего понимания вещей в частном праве.
3) Материальные качествавещей не важны для формирования на них индивидуального вещного права, котороеможет возникать на самые разные по своим свойствам, размерам и т.п. предметы. Вэтом смысле вещи дополнительно подразделяются на недвижимые (земельныеучастки, здания, растущие деревья и т.д.), которые не могут человеческимиусилиями без повреждения целостности передвигаемы быть с места на место, и надвижимые (животные, человек, предметы обихода, деньги и т.д.), которые легко сместа на место могут переноситься, среди недвижимых вещей дополнительно могутвыделяться вещи основные и вещи дополнительные (служащие принадлежностью кпервым). Среди движимых специально выделяется разновидность самодвижущихсявещей (человек, скот, птица), которые по собственной воле и за счет собственныхусилий могут перемещаться с места на место.
4) В интересах частноговещного права вещи могут подразделяться по способу возникновения над нимиобладания. В классическую эпоху одним из наиболее существенных в этом отношениибыло разделение вещей на манципируемые и неманципируемые, соответственно тому,требуют или нет подразумеваемые вещи исполнения специальных формальных обрядовпри их отчуждении. К манципируемым вещам относились рабы, земля в историческихтерриториях, скот, строения на землях Италии, к неманципируемым – все другиепредметы, безотносительно к их стоимости и иным свойствам. Деление наманципируемые и неманципируемые сохраняло значение и для бестелесных вещей.
В другом отношении вещимогли подразделяться на бесхозные (res nullius), или ничьи, которые наданный момент никому конкретно не принадлежат и принадлежать не могут (рыба вморе, звери в лесу, вещи военного врага и т.д.), и на вещи, находящиеся вправовом обладании (под господством) – любая вещь, включая все перечисленные,но имеющая конкретного владельца, признаваемая за такового римским правом.
5) Вещи моглиподразделяться по своему только материальному качеству в интересах реализациивещного права, а также предполагаемого правового объема этого права. В этом смыслевещи подразделялись на потребляемые (те, которые изменяли свою количественнуюхарактеристику в процессе пользования вплоть до того, что достижимо было полноеуничтожение без превращения качества вещи) и на непотребляемые (те, которые неизменяли своих основных характеристик в процессе использования), на сложные(те, которые включали в себя несколько самостоятельных элементов, могущих бытьпризнанными за отдельные вещи) и на простые; особый подвид представлялисоставные вещи (те, которые не уничтожали качеств простых элементов, в нихвключенных), на вещи, определяемые родовыми признаками (измеряемые мерой, весом– как то: зерно, вино, вода, песок, деньги), и вещи, индивидуально определенные(имеющие единичные свойства, помимо меры, веса, либо важные для обладателя в ихединичном качестве).
В общем, попредполагаемому субъекту правового над ними господства обладания вещи моглибыть: а) общими, т.е. не предполагающими вообще какого-либо конкретногоиспользователя обладания в отношении их; б) публичными, или государственными,обладателем которых считался весь римский народ, представленный в лиценосителей публичной власти или государя; в) корпоративными, т.е. принадлежащимиобществам, сословиям и иным юридическим лицам; г) ничейными, т.е. не имеющимипотенциально конкретного обладателя в своем первоначальном виде; д)принадлежащими частным лицам./>[2]
Правовая структура вещи
Вещь может представлятьобъект правовой регламентации не только как целое. Поскольку вещь права – этоне то же самое, что вещь материальная, физически законченная, то юридическимпонятием вещи охватываются и некоторые ее структурные элементы, которые вфизическом отношении могут представлять (могут и не представлять) совершенноотдельные предметы. В отношении правовой регламентации статус с позиций вещногоправа такого элемента может полностью сливаться со статусом вещи, можетсоставлять частично своеобразную ситуацию.
В большинстве своемхозяйственно полезные вещи подразделимы на некоторые части, каждая, из которыхв физическом отношении составляет в свою очередь отдельный (или совокупность)предмет. Юридически часть вещи (pars) – это такой предмет, который теряет своекачество единой хозяйственной полезности, будучи отделенным от вещи – например,ключ от замка, пробка от бутылки (при этом: и ключ, и пробка сохраняют вполнепредметную обособленность и даже могут представлять интерес использования, ноуже другой, нежели первоначальный) Часть следует отличать от квоты (portio), или доли, котораяхарактеризует вещи, определенные родовыми признаками, либо представляет собоючисто мысленную, абстрактную конструкцию в отношении индивидуально определенныхвещей.
Вещь может заключать в себе дополнения (accidentalia) которые всегда сохраняютсвое отдельное качество, но функционально служат основной вещи: например, рамадля картины, украшения мебели или дома и т.п. Совершенно особое значение такиедополнения приобретают когда главная вещь представляет функциональный комплекс:поместье, ферма, производственное предприятие. В этом особом случае дополненияквалифицируются как инструмент (instrumentum), статус которого может быть единым с вещью в целом, может отличатьсяв зависимости, в том числе от того, какое именно вещное право предполагается.Дополнения считаются частью вещи, если закреплены при ней постоянно еслиинструмент (или иное дополнение) зафиксирован при вещи на время (например,насос для откачки воды из-за необычного паводка), то он не считаетсяпринадлежностью основной вещи и ее общий статус на него не распространяется.
Функциональность полностью доминирует при определении статуса вещикак тары, которая всегда представляет полностью самостоятельный предмет. Невыработав точно логически – правовых установок римская юридическая практикарасценивала предмет как тару в том случае, если потребляемый предмет не можетбыть полезно использован вне такого дополнения (например, вино может бытьупотреблено только будучи разлитым в бутылки или кувшины; но бочки или корчагине считаются тарой в этом смысле). Впрочем, здесь большую роль игралаинтерпретация ситуаций и само назначение ситуаций: применительно кнаследственным правам квалификация бывала у римских правоведов иной, нежели притребованиях из хозяйственного оборота или договорного права.
Вещь может давать плоды (fructi), права на которые тесным образом связаны с правами на вещь, хотясами по себе составляют и самостоятельные предметы, и в собственном смыслеотдельные вещи плоды возникают в ходе эксплуатации вещи и могут бытьнатуральными и гражданскими. Важнейшее отличие плодов от части вещи – в ихвозобновляемости и потребляемости (поэтому дитя рабыни не включается в плоды).Отличие плодов натуральных от гражданских в том что первые порождаются самойсубстанцией основной вещи (фрукты дерева приплод животных), а вторые рождаютсятолько вследствие особого общественного употребления (доходы от аренды,проценты с капитала). Права на плоды непосредственно вытекают из прав на вещь,однако могут быть отделены от них и даже подвергаться несколько иному режиму,чем для основной вещи (главная вещь в собственности, а плоды от нее переданы вовладение или пользование).[3]
вещь право собственностьПроисхождение и правовая конструкция собственности
В зависимости от содержания (и подразумеваемых этим содержаниемправомочии) отношения субъекта права к самым разного рода вещам могущим быть виндивидуализированном обладании, формируются различные виды, или категории,вещных прав. Наиболее полное (из вообще возможных в человеческом обществе,вообще допускаемых правовой системой данного общества) правовое господство лицанад вещью традиционно квалифицируется как собственность. Вместе с тем этакатегория исторически конкретна: каждая юридическая традиция, каждая правоваякультура наполняет своим содержанием отвлеченное понятие собственности. Голаяабстракция и связанное с нею конструирование самых неограниченных возможностейлица обращаться с вещью, считающейся его собственностью, подчас может не иметьникакого отношения к тем реальностям, какие только и дозволяются правом ивообще мыслятся в данной ситуации юридической культурой сообщества. Одногонаименования «собственности» оказывается недостаточно, чтобы понять содержаниеотношений, связывающих лицо с вещью, а также это лицо с другими лицами поповоду этой вещи. Последнее особенно важно: бессмысленно в правовом отношенииконструировать собственность, не имея в виду прежде всего ограждение праводного лица, признаваемого собственником, перед другимилицами-несобственниками. Таким образом, собственность – как и другие категориивещных прав – это неразрывная совокупность больших или меньших по объемуправомочий субъекта в отношении вещи, а в реальной жизни, в реальныхправоотношениях только и наличествуют правомочия, подразумеваемые тем илидругим вещно-правовым институтом.
Главными правомочиямисубъекта в отношении вещей (главными – потому, что к ним сводятся все другиедопускаемые формы юридических действий в области вещного права) принятосчитать:
1) Право обладания (jus possidendi) подразумевает условноеили материальное обладание – господство лица над вещью, начиная с самого вбытовом отношении примитивного – возможности держать в руках, до права заявитьо принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребоватьгарантированности этого материального обладания.
2) Право использования (jus utendi) подразумеваетупотребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, в том числеиспользование, как субстанции вещи, так и приносимых ею плодов, доходов,употребление как непосредственно личное, так и через посредство других лиц.
3) Право распоряжения (jus abutendi) подразумеваетвозможность, не считаясь с требованиями третьих лиц, распорядиться вещью посвоему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или вюридическом (передав вещь на тех или других условиях третьему лицу).
Только в случаесовокупности этих трех прав принято говорить о праве собственности. Вместе стем все эти возможности права никогда – в силу интересов общества, реальногопересечения с правами и интересами третьих лиц – не были неограниченными.Абсолютность права собственности представляет скорее идеальный пределстремления, к которому тяготеют интересы обладателя, но которого они всоциальных условиях, по-видимому, достигнуть не в силах. И мера приближения кэтому пределу создает конкретное право собственности, признаваемое игарантируемое подсобными и дополнительными институтами, составляющимиконкретную конструкцию этого права.
И жизненный, иисторический, и правовой первоисточник собственности лица – присвоение,образующее элементарное, или фактическое, владение (possessio). «Владение содержит,прежде всего, фактический элемент». Но содержание вытекающих из этогопервоначального факта правомочий может быть различно, подразумевая тем самым иразличные категории вещных прав, получаемых в итоге. Владение фактическое можетне сопровождаться намерением обладать вещью как своей (она получена от другихлиц под каким-то условием, на время и т.д.), может быть владение в целях толькоиспользования вещи (извлечение плодов, доходов и т.д.), без всякого желанияопределять судьбу вещи – в этом случае принято говорить об особой категориивещных прав – держании (detentio). Владение с намерением сделать вещь своей, т.е.присвоить ее, подразумевая для себя право, как-то использовать вещь, распорядитьсяи т.д. Иначе говоря, для правовых последствий факта владения существенно еще иотношение субъекта к своему обладанию, существенно наличие своего родадуховного стремления (animus possidendi): «Мы приобретаем владение телесно идушой, но не либо душой, либо телесно». По раздельности только намерения (animo) или только телесногообладания (согроге) недостаточно, нужна их совокупность. Причем, чтобы изнатурального владения (природного, или possessio naturale) сформировалось правовоеобладание (possessio civile), необходимо: а) совпадение телесного идушевного элементов в одном субъекте-лице, б) подразумение строго материальногопредмета-вещи для последующего обладания.
Владение лица,соответствующее целому ряду других условий, связанных с требованиями поквалификации субъекта этого права, по происхождению обладания, по качествупредмета обладания и т.п., перерастало в правовое господство лица над вещью (dominium), связываемое сединством всех главных правомочий в отношении этой вещи. Отсутствие требовательныхограничений, исключающих какое-то из этих главных правомочий, возможностьоградить свое собственное обладание и собственную реализацию этих правомочий отдругих субъектов и делало вещь собственной (proprietas), а вещное право – собственностью.
Собственностьподразумевала непосредственное, прямое господство лица над вещью,исключительное господство (т.е. исключающее права других на эту вещь), единствоправа на вещь (на одну вещь возможно только право собственности либо какие-тодругие вещные права, но не право собственности и право, например, держания,принадлежащие одному лицу), правообладание (т.е. не обязательно было владетьвещью фактически, но можно было обладать ею в юридическом смысле, передаввольно или невольно использование, фактическое владение, распоряжение другимлицам – но только по раздельности этих правомочий), возможно болеенеограниченное обладание, (гарантированное господство), т.е. подразумевалось,что лицо-собственник обладает, кроме того, специальными юридическими средствамидля охраны своего права и способами свободной реализации этих средств.
В зависимости от субъектаправа собственность могла быть индивидуальной, или частной, когдалицом-обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовымтребованиям статусом; могла быть публичной, или общественной, когдасубъектом-обладателем было юридическое лицо – корпорация публичного права илигосударственная казна (находившаяся на особом положении); могла бытьсовместной, когда одна и та же вещь была предметом господства несколькихравноправных лиц. В последнем случае образовывался специальный подвид права – condominium, или общаясобственность. Каждый из лиц-обладателей считался собственником некоейидеальной доли в этой совместной собственности, на которые вещь могла быть принеобходимости поделена; правомочия собственника осуществлялись по взаимномусогласию всех лиц-обладателей при гарантии запрета любого из лиц на действия,разрушающие право совместной собственности (например, продажа вещи другимлицам, ее уничтожение и т.п.).
В зависимости отпроисхождения и степени обладания собственность подразделялась (в классическуюэпоху) на законную, или квиритскую, когда обладание было достигнуто строгоформальными, признанными законами правовыми способами, и естественную, илибонитарную, когда обладание было достигнуто неформальными способами,признанными преторским правом справедливыми и отвечающими как интересамлиц-обладателей, так и интересам общества; последняя представляла, по сути,переходную категорию от юридического владения к полноправной собственности ибыла временным закреплением прав на имущество (in bonis, откуда и наименование).В эпоху реципированного права сложилось подразделение на собственность прямую,или полную (dominium directum), и на обладание-использование, или неполную (dominium utile). Полное правособственности предусматривало сосредоточение всех полномочий в одном лице какнекую условность, поскольку реальное владение и использование (причемнеограниченное и нерегламентированное, гарантированное, включая правонаследования) передавалось другим субъектам. Неполное право собственностиподразумевало господство, не посягающее на распоряжение вещью и на всестороннееее использование: в силу ленного права, права на поверхность и т.д. В рамках usus modernus сформировалось такжепонятие о делегированной собственности, где правомочия сводились в основном кдоверительному управлению вещью.
Заключение
Целью и содержанием тойсовокупности принципов, институтов и норм, которая традиционно именуется вещнымправом (в римской юридической культуре не было специального обозначения дляэтой области), является регулирование и правовая стабилизация с точки зренияинтересов общества отношений, вытекающих из имуществ, понимая под последнимипредметы окружающего мира, по своей природе могущие быть предметамииндивидуального человеческого распоряжения.
Всякое вещное правопредставляет непосредственную юридическую связь лица (субъекта этого права,который далеко не всегда идентичен единичной человеческой личности) с вещами, ивсе члены сообщества признают эту связь, ограничивая тем самым собственныепритязания на тот же предмет. Поэтому вещное право – по своему юридическомусодержанию – имеет абсолютный характер; вещное право абсолютно в том смысле,что вытекающие из него требования адресуются безусловно и без исключения всемчленам сообщества и представляют обособление прав индивида по поводу вещиотносительно всех прочих сочленов.
Фактическое содержаниевещного права заключено в конкретных и вполне реальных по своим жизненным проявлениямформах господства над вещью. Причем далеко не обязательно, чтобы господствующийсубъект извлекал из своего вещного права прямые и непосредственные (а нередко ивообще какие-либо определяемые) выгоды или блага материального характера изсвоих отношений с вещью. В этом смысле вещное право непрагматично и имеетбезусловный характер.
Литература
1. Новицкий И.Б. Римское право. Учебникдля вузов. – М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2002 – 256 с.
2. Омельченко О.А. Римское право:Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: ТОН – Остожье, 2000 –208 с.
3. Пухан И. Поленак-Акимовская. Римское право.М., 2003.