1.Понятие и признаки правоотношения
Правоотношение – урегулированноенормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективнымиправами и являются носителями юридических обязанностей.
«Правоотношениепредставляет собой вид или форму, в которую облекается урегулированное правомобщественное отношение».
Правовоерегулирование не приводит к созданию каких-либо новых общественных отношений, алишь придает определённую форму (правовую) уже существующим.
Правоотношение– это взаимоотношение между субъектами, т.е. участниками по поводу объекта, прикоторых возникают взаимные права и обязанности.
Признаки правоотношения
Правоотношениевсегда характеризуется следующими признаками:
· Наличиемкак минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
· Правовойсвязью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеихсторон);
· Отрегулированностьюправовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей,а также условий возникновения самого правоотношения;
· Обеспеченностьювозможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридическойответственности).
Реализациянормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этогоправоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которыегарантируются Государством.
Правоотношениевозникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов:заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которымизакон связывает определённые правовые последствия и т.д.).
Взависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения,правоотношения могут подразделяться на:
· Гражданскиеправоотношения;
· Административныеправоотношения;
· Уголовныеправоотношения и др.
2.Механизмы защиты прав свобод человека и гражданина. Обращение в международныйсуд
правоотношениезащита суд свобода
Однойиз важнейших задач федеративного государства является обеспечение единыхстандартов осуществления и защиты, прав человека во всех субъектах Федерации.Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальныхмасштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических инациональных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных икультурных традиций населения.
Нарушениюэтих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законахмногих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречатКонституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторыхиз них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданинараспространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действиеправ и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляютсяопределенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данногосубъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суданеоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции РоссийскойФедерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан,право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Дляобеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФнеобходимо:
·федеральным органам государственной власти более активно использоватьсогласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иныминормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, право обращения вКонституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов инормативно-правовых актов в области прав человека и гражданина;
·органам Прокуратуры РФ систематически проводить обобщающие проверки законностиправовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территориисубъектов Федерации;
·органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации,координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом иинформационном обеспечении мероприятий в данной сфере;
·создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах,затрагивающих права и свободы человека.
Серьезнымущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций,которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практикеприводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданамисвоих прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняетсяфактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая внастоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам.
Длясовершенствования законодательства в области прав человека, развития ихюридических гарантий необходимо:
·провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовыхактов субъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ имеждународным стандартам в области прав человека и гражданина;
·принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовыхактов субъектов РФ федеральным законам», которым, в частности, предоставитьорганам Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации право обращения в судыэтих субъектов по данному вопросу;
·создать действенный механизм конституционного и другого судебного, а такжеиного контроля и отмены противоречащих Конституции РФ решений и действийорганов государственной власти субъектов Федерации;
·выявить пробелы правового регулирования прав и свобод человека и подготовитьплан законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов,которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов,относящихся к правам человека;
·подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества,уточнив предусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.процедуру обязательной государственной регистрации ведомственных актов.Исходить при этом надо из следующих критериев:
·ведомственные нормативные акты должны регулировать внутриорганизационныеотношения и технические вопросы и не противоречить конституционным нормам оправах и свободах граждан;
·регламентация механизма реализации прав граждан не должна сужать объема этихправ, предусмотренных законом.
Современноемеждународное право не только закрепляет перечень основных прав и свободчеловека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право напрямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защитысвоих прав.
В международно-правовые органы могут обращаться:
А) физические лица:
· гражданегосударства, не граждане, лица без гражданства, лица с двойным
гражданством, временные мигранты;
· совершеннолетние,дееспособные лица, душевнобольные, несовершеннолетние;
· группыфизических лиц, которые не зарегистрированы как юридические лица.
Б) юридические лица:
· коммерческиеюридические лица;
· религиозныеорганизации;
· ассоциации,включая профсоюзы;
· редакцииСМИ.
При обращении от имени юридического лица следуетиметь ввиду, что любое юридическое лицо может обращаться в случае нарушения егоправа на справедливое судебное разбирательство. Коммерческие фирмы, какправило, обращаются по поводу нарушения прав собственности и права на справедливоесудебное разбирательство.
Для религиозных организаций характерны обращенияотносительно свободы вероисповедания, свободы слова и свободы ассоциаций.Следует отметить, что не все виды профессиональных организаций являютсяассоциациями по смыслу Европейской Конвенции, так те из них, которые выполняютконтрольные и административные функции, как, например, нотариальные палаты вРФ, не являются ассоциациями, что было установлено судом в деле ОВР против РФ.
Согласно российскому законодательству редакцииСМИ имеют самостоятельные права в области свободы слова, их самостоятельное положениетакже признается Европейским Судом и Комитетом по правам человека, и они могутвыступать заявителями, как в Европейский Суд, так и в Комитет по правамчеловека ООН.
Против кого можно обращаться к международныморганам? Против государства, а именно против тех государств, которые подписалии ратифицировали соответствующие международно-правовые договоры и призналиюрисдикцию соответственных международно-правовых органов.
Подписание и последующая в определенный срократификация Европейской Конвенции – одно из условий членства Совета Европы.Данное положение не действует применительно к признанию юрисдикции иныхконвенционных органов. Так, юрисдикция Комитета по правам человека ООН вчасти рассмотрения индивидуальных обращений признается государствами отдельно,поэтому некоторые государства, которые ратифицировали Международный Пакт огражданских и политических правах, не подписали и не ратифицировали первыйФакультативный Протокол к нему, который позволяет обращаться заяви гелям виндивидуальном порядке.
Следовательно, Комитет по правам человека ООН будетне вправе рассматривать индивидуальные жалобы против государств, которые непризнали юрисдикции Комитета по правам человека ООН в отношении рассмотренияиндивидуальных жалоб. Необходимо очень внимательно отслеживать этот аспект,когда готовится обращение в любые международно-правовые органы, рассматривающиеиндивидуальные жалобы.
«Иск» к государству можно предъявить в томслучае, если нарушение произошло в его юрисдикции, то есть на его территории, атакже, в определенных случаях на территориях, которые ему подконтрольны.
Когда надлежит обращаться? Этот вопрос включает всебя сразу три:
1. С какого момента граждане Российской Федерациии не граждане получили возможность обращаться в вышеназванныемеждународно-правовые органы?
2. В течении какого срока можно обращаться всоответствующие международно-правовые органы?
3. Какие средства внутренней правовой защитынеобходимо исчерпать для обращения в международно-правовые органы?
Второй вопрос, а именно в течение какого времени необходимообращаться в международно-правовые органы, имеет значение только дляЕвропейского Суда по правам человека. Европейская Конвенция по правам человекастрого ограничивает этот срок шестью месяцами. Это единственный срок, которыйне возможно ни каким образом продлить. Если был пропущен шестимесячный срокобращения в Европейский Суд, значит, упущена возможность обращения в принципе.Этот срок невозможно восстановить, не смотря на важность причин его пропуска.
Шестимесячный срок отсчитывается от одной из трехвременных точек: 1) получение последнего судебного решения, 2) непосредственныймомент нарушения права, 3) момент, когда человек узнал о том, что были нарушеныего права. Соответственно, при обращении в Европейский Суд заявитель долженопределить, от какой именно даты он намерен отсчитывать 6-ти месячный срок, иопределив это он должен доказать, что срок надлежит отсчитывать именно от этойдаты, так как Суд может не согласиться с позицией заявителя. Чаще шестимесячныйсрок отсчитывается от даты последнего судебного решения – в данном случае всеочевидно. При отсчете 6-месячного срока от даты нарушения, эта дата должна бытьчетко зафиксирована, т.е. заявитель должен сказать, в какой день и время с нимпроизошло то, что он расценивает как нарушение прав человека. Если заявительузнал о нарушении своих прав только через несколько месяцев с моментанарушения, то он вправе отсчитывать шестимесячный срок с момента, когда онузнал о нарушении.
В настоящий момент наиболее рациональным являетсянаправление обращения в Европейский Суд по правам человека и в другиемеждународно-правовые инстанции после кассационной инстанции, так как с датывынесения кассационного определения удобно отсчитывать шестимесячный срок.Одновременно следует обжаловать решение в надзорном порядке, который заявительсможет исчерпать в течении того времени, когда его жалоба уже зарегистрированаСекретариатом Европейского Суда, но еще не рассмотрена на предмет приемлемости.При исчерпании надзорного порядка у представителя Российской Федерации не будетвозможности упрекнуть заявителя в том, что тот не исчерпал надзорный порядок, итем самым нарушил правила приемлемости. Как обращаться в международно-правовыеорганы? Этот вопрос самый сложный, самый трудоемкий, и требующий большоговнимания к юридической технике написания жалобы. Жалоба, обращенная в любоймеждународно-правовой орган, состоит из нескольких частей: вводной, гдеуказывается заявитель, а также государство, против которого тот жалуется, двухосновных частей – описания фактов и описание нарушений, а также заключительнойчасти, которая включает просительную часть и список приложений.
Особого внимания требуют две центральные частижалобы – описание фактической, событийной стороны дела, включая предоставлениедоказательств, и описание нарушений, то есть того, какое именно право былонарушено, и в чем выразилось нарушение. Следует отметить, что факты не следуетперемежать с юридическим обоснованием позиции. Во внутренних правовыхдокументах, и в частности в жалобах допустимо перемешивать факты и обоснования.Европейский Суд, Комитет по правам человека ООН и Комитет против пыток ООНработают в другом алгоритме разделяя факты и юридическую мотивировку, поэтомуюристы этих органов могут оказаться перед необходимостью сначала переделатьжалобу, отделив факты от доказательств, а затем направить ее далее длярассмотрения. Именно на этой стадии «переделки» жалобы может
отделять факты от доказательств.
В заключительной части обращения в Суд следуетуказать, что заявитель просит признать его право нарушенным, перечислить списокприложений.
Наконец остались формальные условия, которые тоженеобходимо соблюдать. Жалоба в Европейский Суд не может быть анонимной. Дажеесли заявитель по каким-то причинам не хочет, чтобы его имя было публичноизвестно, он может попросить Страсбург об этом. В некоторых случаях ЕвропейскийСуд по своей инициативе может зашифровать имя заявителя, если дело касаетсясемьи, сексуальных отношений или иных интимных моментов в жизни человека. Темне менее, Европейский Суд, как и правительство всё равно должен знать данныезаявителя.
Нельзя подавать жалобу одновременно в два и болеемеждународно-правовых органа по одним и тем же основаниям.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Общаятеория права. Т. 2. – М.: Юрид. Лит. 2002.
2. Алексеев С.С. Проблемытеории права. Т. 1. – Свердловск: СвЮрИнститут, 2002.
3. Азаров А.Я. Правачеловека (Новое знание). М., 2005.
4. Баглай М.В. Конституционноеправо российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов ифакультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2007.
5. Бережнов А.Г. Праваличности: некоторые вопросы теории. М., 2001.
6. БеджауиМ. Международный Суд ООН: прошлое и будущее/ Московский журнал международногоправа, 2005, №2.
7. Воеводин Л.Д. Юридическийстатус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2007.
8. Голунский А. и М. Строгович.Теория государства и права. – М., 2005.
9. Дмитриев Ю.А. Правовоеположение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.:Манускрипт, 2002.
10. Иоффе О.С. Избранныетруды по гражданскому праву: Правоотношение по советскому гражданскому праву.Спорные вопросы учения о правоотношении – М.: «Статут», 2005.
11. Красавчиков О.А. Теорияюридических фактов по советскому гражданскому праву. Автореферат… канд. дисс.Свердловск, 2006.
12. Кожевников Ф.И.,Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН: организация, цели,практика. – М.: Международные отношения, 2007.
13. Оппенгейм Л.,Международное право, т. II, п/т I. – М., 1949, c. 55Организация Объединенных Наций сборник документов, Наука, Москва, 2008.
14. Энтин М.Л. Международныесудебные учреждения. – М.: Международные отношения, 2004.