Введение
Исполнениеуголовных наказаний – фундаментальная современная социально-правовая проблема,имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.
Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этапправоприменения, подводящий своеобразный итог всему функционированию уголовнойюстиции. От ее эффективности во многом зависит действенность многих органовгосударственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительнаясистема и сегодня призвана выполнять множество социально необходимых,оправданных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика егоприменения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современныхусловиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.
В современныхусловиях Российской государственности, когда роль иных средств воздействия напреступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанногона законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.
В процессе отбывания наказаний в виде лишения свободы,исправительных работ, возникают особые общественные отношения, которыерегулируются специально принимаемыми для этого нормами права. Большинство этихотношений образуют содержание самого процесса исполнения наказаний. Содержаниемуголовно-исправительных правоотношений является совокупность прав иобязанностей их субъектов. Одним из субъектов является государство в лицеучреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другой стороны – этоосужденный к уголовному наказанию. Содержание правоотношений охватывает всюжизнь осужденного, что особенно проявляется в исправительных колониях, тюрьмах.
Нормамиуголовно-исполнительного права регулируется, и порядок исполнения наказания ивыполнения правил внутреннего распорядка, и применение основных средствисправления и норм, определяющих коммунально-бытовые и другие сферыжизнедеятельности осужденных. Объектом уголовно-исполнительных правоотношенийявляется реальное поведение субъектов, подпадающих под регулирующее воздействиенорм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные отношения – урегулированныенормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие всвязи с реализацией правоограничений и осуществления меруголовно-исполнительного воздействия между государством в лице соответствующихучреждений и органов и осужденными.
Предметомисследования является современное законодательство в сфереуголовно-исполнительного права Российской Федерации.
Основная цельработы состоит в рассмотрении режима в местах содержания под стражей какзначимой сферы деятельности государства, основных средств его обеспечения, атакже мер поощрения и взыскания, применяемых к лицам, находящиеся в местахсодержания под стражей.
1. Режим в местах содержания под стражей и основные средства егообеспечения
1.1 Понятие режима в местах содержания под стражей и его сущность
Установленный законом особый порядок деятельности органовгосударства и осужденных является обязательным атрибутом реализации любогоуголовного наказания. Всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядокисполнения и отбывания (режим) наказания в современных условиях решает важныесоциально значимые задачи по достижению целей уголовного наказания, соблюдениюправ, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительныхправоотношений, обеспечению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания.
В соответствии нормами уголовно-исполнительного кодекса РоссийскойФедерации режим является обязательным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовныенаказания, причем не только в виде лишения свободы и ареста. Так, правомерноговорить, например, о режиме как о порядке исполнения наказания в виде исправительныхработ, обязательных работ, ограничения по военной службе и т.п. Однако в полноймере содержание всех элементов режима проявляется именно применительно к местамлишения свободы. Режим в местах отбывания наказаний, связанных с изоляцией осужденногоот общества, – категория социальная и правовая. В режиме отражается какотношение общества и государства к лицам, преступившим закон, мораль инравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам, таки способы реализации целей наказания, провозглашенных в ст. 43 УК РФ.Поэтому положения о режиме логически взаимосвязаны с нормами о правовом статусеосужденных и с положениями, регламентирующими условия отбывания наказанияосужденными в исправительных учреждениях различного вида. Действующееуголовно-исполнительное законодательство регламентирует режим в исправительныхучреждениях на уровнях «общее – особенное – единичное». Так, общие положения орежиме лишения свободы содержатся в нормах международного права, в гл. 1–3УИК РФ. «Целью и обоснованием приговора к тюремному заключению или вообще клишению свободы является, в конечном счете, защита общества и предотвращениеугрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае,если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности повозвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не толькоготовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование».Тем самым продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот периодпризваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправлениеосужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всехцивилизованных государствах мира. Отечественное законодательство в полной меревосприняло указанные международно-правовые подходы. Понятие режима пронизываетпринципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ),конкретизирует его задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), признается основнымсредством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), определяет весь характерправоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания в виделишения свободы.
Особые вопросы режима в исправительных учреждениях регламентируютсяв гл. 12 Особенной части УИК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 82УИК РФ режимопределяется как установленный законом и соответствующими законунормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Внормах этой главы раскрываются основные требования режима и средства его обеспеченияприменительно ко всем видам исправительных учреждений. Режим выражает сущностьнаказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующихкаждому виду исправительного учреждения лишений или ограничений прав и свободосужденного. Поэтому частные, специальные вопросы режима в исправительныхучреждениях конкретного вида раскрываются как в других главах УИК РФ (например,в гл. 13, 16), так и в подзаконных нормативных актахуголовно-исполнительного характера (Правилах внутреннего распорядкаисправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательныхколоний и др.). При этом подзаконные акты не только конкретизируют предписаниязакона, раскрывая механизмы их реализации, по и содержат режимные требования,определяющие повседневный уклад жизни осужденных. Так, Правила внутреннего распорядкаисправительных учреждений устанавливают процедуры предоставления осужденнымсвиданий (гл. 14), приема и получения осужденными посылок, передач,бандеролей (гл. 16), приобретения осужденными продуктов питания, вещей и предметов(гл. 17) и др. Вместе с тем они содержат нормы, регламентирующие порядок:вывода осужденных на работу и съема с работы (гл. 6), приема осужденнымипищи (гл. 7), проверки наличия осужденных (гл. 9), передвижения осужденныхв пределах колонии (гл. 10) и т.д.
Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферыжизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного прававыделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции.Режимкак выражение наказанияпредставляет собой не только кару, но испецифический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы,основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Как ужеотмечалось, под карой традиционно понимают некий объем правоограничений,выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видовисправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенноизменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости отповедения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих,обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ). Требованиярежима здесь касаются ограничения социальных благ осужденных путемпредоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач,бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводомосужденных по положительным или отрицательным мотивам в другой видисправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2и 4 ст. 78 УИК РФ). Режим как одно из основных средств исправления осужденныхопределен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формированиеу них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам итрадициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушноеповедение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательностьобщественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 УИК РФ),соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналомучреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест и др.За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия.Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение имиустановленных правил поведения может служить основанием для поощренияосужденного. Режим как условие применения иных средств исправления осужденныхполучил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 УИК РФ. Безнадлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительноговоздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив,состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства,создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезноготруда, получения общего образования, профессиональной подготовки иобщественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях,предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3ст. 109 УИК РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получениеосновного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1ст. 112 УИК РФ). Формы выражения режима в исправительных учреждениях определяютсодержание его функций, т.е. основных направлений реализации режима, и способыреализации его потенциальных возможностей. В науке уголовно-исполнительного прававыделяют карательную, воспитательную, обеспечивающую и предупредительнуюфункции режима.
Карательная функциярежима реализуется путем установления различныхправоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишениясвободы (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительногоучреждения, права пользования имуществом, расходования денег, правараспоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром ит.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, авыступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать,что строгость наказания, которая переносится и физически, и морально тяжело,есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вредапреступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себякару вновь отказаться от совершения преступлений в будущем.
Воспитательная функциярежима осуществляется в большей мере посредствомпринуждения, поскольку оно воспитывает человека, приучает его к дисциплине,соблюдению правил поведения, приобщает осужденных к цивилизованным взаимоотношениям,а также путем стимулирования их правомерного поведения. Воспитание в осужденномсознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы другихграждан, общества и государства осуществляется в первую очередь средствамирежима, установленного в исправительном учреждении. Единое карательно-воспитательноевоздействие на осужденного для достижения целей наказания предполагает разумноесочетание методов принуждения и убеждения, использование различных формвоспитательной работы.
Обеспечивающая функциярежима представляет собой правовую основу примененияк осужденным мер исправительного действия. Нормы режима определяют порядок привлеченияосужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с нимивоспитательной работы, получения осужденными общего образования ипрофессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденныхи организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписанийобеспечивает режим лишения свободы, тем самым объединяя все средстваисправления осужденного, делает их реально осуществимыми.
Предупредительная функция (функция социального контроля) выражена в превентивномзначении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания,обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и другихправонарушений как осужденными, так и иными лицами. Режим, олицетворяя порядокисполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важнымфактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди лиц,отбывающих наказание, так и иных граждан, посещающих исправительные учреждения.Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществленияза осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83УИК РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 УИК РФ),обысковых (ч. 5 ст. 82 УИК РФ) и иных профилактических мероприятий висправительных учреждениях.
В отношении иных лиц, посещающих исправительные учреждения,режимные правила направлены на предупреждение как совершения правонарушений вотношении этих граждан, так и ими самими. В частности, администрация исправительногоучреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительногоучреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, их вещей, транспортныхсредств, а также изымать запрещенные вещи и документы (ч. 6 ст. 82УИК РФ). Функции режима реализуются в их единстве и взаимосвязаны между собой,в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы Режимлишения свободы в содержательном плане должен обеспечить:
а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. недопущение ихнесанкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнениюнаказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересахдостижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафнойизолятор, одиночная камера);
б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка,чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числепутем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают,досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей, проведенияоперативно розыскной работы, использования технических средств надзора иконтроля ;
в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правиламивнутреннего распорядка исправительных учреждений обязанностей;
г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одеждыустановленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК РФ); обжалование действийадминистрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК и др.); приобретениепродуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ);получение свиданий (ст. 89 УИК); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93УИК), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94 УИК);приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95УИК), а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ идругими законами и на которые не установлены ограниченияуголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК и др.);
д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК) и персонала (ст. 86УИК);
с) раздельное содержание разных категорий осужденных, разныеусловия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения,назначенного судом, продиктованные необходимостью обеспечения режима, адекватногоопасности осужденного и содержанию его антиобщественной установки. Строгоесоблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха вдостижении целей наказания в процессе его исполнения.
1.2 Содержание режима в исправительных учреждениях
Содержание режимав исправительных учреждениях представляет собойустановленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему правил,определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, а такжеобеспечивающих применение к осужденным средств исправления. Традиционноразличаются правила, относящиеся: к персоналу исправительного учреждения(правила исполнения наказания); к осужденным (правила отбывания наказания); киным лицам, находящимся в исправительных учреждений и на прилегающих к нимтерриториях.
Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительныхучреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнениилишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон об учреждениях, исполняющихуголовные наказания, содержат предписания, адресованные в большей мере ксотрудникам исправительных учреждений. Сотрудники вправе (и обязаны)осуществлять как общие режимные требования, относящиеся к осужденным и инымлицам, так и требования, обращенные отдельно к каждой из этих категорийграждан. К общим требованиям по соблюдению режима, возложенных на сотрудниковисправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля засоблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений итерриториях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскнойдеятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей исоблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; применениепо отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия ипринуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей,транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятийэтих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установленырежимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов;производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядкеуголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы,специальных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.
В отношении осужденныхсотрудники дополнительно наделены полномочиямипо: осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино- ивидеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освидетельствованияс целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсическихвеществ, назначению медицинского обследования осужденных; введению режимаособых условий в установленном УИК РФ порядке. При обеспечении режима висправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также припроведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе(обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях,осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренныезаконодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведенииопераций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся ототбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотртранспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездновозможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершившихпобег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих кучреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установленырежимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать ихтам остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимныхтребований, защиты жизни и здоровья граждан. Кроме того, сотрудники исправительныхучреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободыв соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создаватьусловия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, атакже персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Режимные правила, относящиеся к осужденным (правила отбываниянаказания),можно разделить на несколько групп: 1) правила, регламентирующие поведениеосужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительномучреждении; 2) правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересовосужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным основных средствисправления.
Правила, регламентирующие поведение осужденных при отбываниилишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении, определяют образ жизниосужденного во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ иконкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Кним относятся раздельное содержание отдельных категорий осужденных висправительных учреждениях; создание в одном исправительном учрежденииразличных условий отбывания наказания; правила поведения осужденного во времяработы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персоналаисправительных учреждений; распорядок дня исправительного учреждения; порядокприема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии, проведения проверок,свиданий, получения посылок, передач и др.; перечень вещей и предметов, продуктовпитания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках,передачах, бандеролях либо приобретать.
Важное место в регламентации отбывания лишения свободыприменительно к конкретному исправительному учреждению занимает распорядок дня.Он включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятияпищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных испортивно-массовых мероприятиях и т.д. Подчинение распорядку дня обязательнодля всех осужденных, а за отступление от его требований осужденный может бытьпривлечен к дисциплинарной ответственности.
Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересовосужденных, сосредоточены в гл. 13 УИК РФ. Применительно к конкретномувиду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 УИК РФ, апроцедура их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядкаисправительных учреждений. Осужденные к лишению свободы могут без ограниченияприобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичномурасчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также засчет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Осужденныебеременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, инвалиды I и IIгруппы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях,могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счетсредств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения. Осужденным к лишениюсвободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа идлительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительногоучреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставлятьсядлительные свидания с проживанием вне исправительного учрежденияпродолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительногоучреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочныесвидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствиипредставителя администрации исправительного учреждения. Длительные свиданияпредоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой),родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами,дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительногоучреждения – с иными лицами.
В соответствии со ст. 90 УИК РФ осужденным к лишению свободыразрешается получение посылок, передач и бандеролей:
а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, безограничения количества;
б) мужчинам – в количестве, установленном ст. 121, 123, 125 и131 УИК РФ.
Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять засчет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре состороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного ссудом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС, а также с Уполномоченным понравам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека всубъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии сзаконодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит(ст. 91 УИК РФ). Федеральный закон от 08.12.2003 №161-ФЗ закрепил в ст. 92УИК РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. Приотсутствии технических возможностей администрацией исправительного учрежденияколичество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год.Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонныеразговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счетсредств их родственников.
Осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях,штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа,единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они неработают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительностькоторой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК РФ.
Согласно ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кромеотбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафныеизоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа иодиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного разав неделю.
Статья 95 УИК РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать впосылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать черезторговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты ижурналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь присебе не более десяти экземпляров книг и журналов. В настоящее время согласност. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежатобязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщинытакже обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленномПравительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденнымженщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.Все перечисленные правила направлены на реализацию прав осужденных к лишениюсвободы, а в ст. 96 и 97 УИК РФ определены условия обеспечения отдельныхзаконных интересов этой категории осужденных. В ст. 96 УИК РФ закрепленыусловия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя илисопровождения. Главными условиями реализации этого законного интереса являютсяположительная характеристика осужденного и необходимость выполнения имопределенной работы без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения.
Предусматривается возможность выезда осужденных к лишению свободыза пределы исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы,содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а такжеосужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах итюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешенывыезды за пределы исправительных учреждений:
а) краткосрочные – продолжительностью до семи суток, не считая времени,необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личнымиобстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающаяжизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущербосужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудовогои бытового устройства осужденного после освобождения;
б) длительные – на время ежегодного оплачиваемого отпуска, аосужденным – пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы, а также осужденным,не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равныйвремени ежегодного оплачиваемого отпуска.
Кроме того, осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенкаисправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределыисправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детскомдоме на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда иобратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов внеисправительной колонии, один краткосрочный выезд в год для свидания с ними натот же срок.
Правила, регулирующие применение к осужденным основных средствисправления, определяют особенности проведения с осужденными, отбывающимилишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы,привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного ипрофессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющиепорядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишениесвободы, будут рассмотрены в последующих главах.
Правила режима, относящиеся к иным лицам, находящихся висправительных учреждений и на прилегающих к ним территориях. В исправительныхучреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимныетребования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники ииные лица, прибывшие на свидания с осужденными, администрация и учителявечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ,учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподавателии мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иныелица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственныхорганов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющиеконтроль за деятельностью исправительных учреждений, и т.п. Все эти лицаобязаны при посещении исправительных учреждений соблюдать правила поведения,установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннегораспорядка исправительных учреждений. Их нарушение может повлечь применение мерадминистративной ответственности, в частности по ст. 19.3 КоАП РФ (занеповиновение законному распоряжению сотрудника органов УИС) или по ст. 19.12КоАП РФ (за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам,содержащимся в исправительных учреждениях). При наличии в действиях виновногопризнаков состава преступления возбуждается уголовное дело, и он привлекается куголовной ответственности.
1.3 Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Средства обеспечениярежима предназначены для обеспечения нормальногопорядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишениясвободы всеми участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средстваподразделяются на две группы: средства обеспечения режима общего характера испециальные средства обеспечения режима. Средства обеспечения режима общегохарактера пронизывают всю деятельность исправительных учреждений. К нимвозможно отнести соблюдение законодательства всеми участникамиуголовно-исполнительных отношений, правовое, трудовое, физическое и иноевоспитание, индивидуальную работу с осужденными, меры поощрения, стимулированиеправопослушного поведения, работу самодеятельных организаций, общественноевоздействие и т.п. Общими средствами обеспечения режима являются такжепредусмотренные законом формы государственного и общественного контроля.
Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободыявляется регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствиис Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами,работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также слицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к немутерритории. Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих натерриторию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во времянахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с инымилицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. Администрация вправепроводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, накоторые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортныхсредств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлензаконодательством РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительныхучреждений. Воздействие специальных средств обеспечения режима направленопреимущественно на осужденных и их применение не носит общеобязательногохарактера. Эти средства включают: охрану осужденных и различной интенсивностинадзор за их поведением (ст. 79–82 УИК РФ); меры взыскания, призванныесвоей принудительной силой обеспечить требуемое поведение осужденного (ст. 115–117УИК РФ); оперативно-розыскную деятельность (ст. 84 УИК РФ); техническиесредства надзора и контроля (ст. 83 УИК), возможность введения режимаособых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК); возможность применениямер безопасности в виде физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86УИК РФ). Наружная охрана исправительных учреждений осуществляется специальнымиподразделениями УИС, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющихнаказания. Надзор за осужденными представляет собой систему мер, направленныхна обеспечение порядка при исполнении наказания в виде лишения свободы путемпостоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах ихразмещения, учебы и работы с целью предупреждения и пресечения ихпротивоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденныхи персонала. Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всехсотрудников исправительного учреждения, за исключением службы охраны.Специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются надежурную смену и отделы безопасности исправительных учреждений. В соответствиисо ст. 84 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляетсяоперативно-розыскная деятельность. Согласно ст. 1 Федерального закона от12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» она определяется каквид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениямигосударственных органов, уполномоченных на то указанным Федеральным законом, впределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятийв целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,собственности, общества и государства от преступных посягательств. Задачамиоперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях являются: 1)обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учрежденийи иных лиц; 2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемыхв исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного
порядка отбывания наказания; 3) розыск в установленном порядкеосужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных,уклоняющихся от отбывания лишения свободы; 4) содействие в выявлении ираскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает исчерпывающийперечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых решаютсявышеназванные задачи: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов длясравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов идокументов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий,сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовыхотправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонныхпереговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативноевнедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. В ходе проведенияоперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео иаудиозапись, кино и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, ненаносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающейсреде. Статья 85 УИК РФ предусматривает возможность установления висправительном учреждении режима особых условий. Основаниями для его введенияявляются внешние по отношению к деятельности исправительного учреждения либовнутренние причины. К внешним причинам относятся: стихийные бедствия (пожар,наводнение, ураган и т.п.), введение в районе расположения исправительногоучреждения чрезвычайного, особого или военного положения. Внутренние причинысвязаны с массовыми беспорядками, захватом заложников, групповыминеповиновениями осужденных, а также случаями возникновения непосредственнойугрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц в самомисправительном учреждении. Режим особых условий дает основания принеобходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания,прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижениеосужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменныхпринадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений),вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора заосужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменятьраспорядок дня, ограничивать деятельность производственных,коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключениеммедико-санитарных. Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используетсядля предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных,находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаяхдля эвакуации осужденных в безопасные зоны.
Режим особых условий, необходимость введения которого вызванавнутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особоопасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказанияв виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Режим особых условийвводится на срок до 30 суток руководителем ФСИН России либо начальникомтерриториального органа УИС субъекта РФ, по согласованию с Генеральнымпрокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. В исключительныхслучаях действие режима особых условий может быть продлено указанными должностнымилицами дополнительно на 30 суток, если не устранены основания, по которым онвведен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов,приведших к введению режима особых условий; неустраненные последствия,вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режимаособых условий.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровьюосужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения можетсамостоятельно вводить меры, входящие в режим особых условий, с немедленнымуведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Приполучении доклада о введении в исправительном учреждении мер, относящихся крежиму особых условий, данное должностное лицо обязано в течение трех суток смомента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или оботмене введенных мер. Особое место в группе специальных средств обеспечения режимазанимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 УИКРФ). Сотрудники исправительных учреждений применяют физическую силу, специальныесредства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающихк ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемыхобъектах в порядке, предусмотренном ст. 28, 31 Закона РФ «Об учреждениях иорганах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Основаниями для их примененияв отношении осужденных являются оказание ими сопротивления персоналуучреждений, злостное неповиновение законным требованиям персонала, участие вмассовых беспорядках, захват заложников, побег или задержание бежавших изисправительных учреждений осужденных в целях пресечения их противоправныхдействий, а равно предотвращения причинения осужденными вреда окружающим илисамим себе.
2. Меры поощрения и взыскания в местах содержания под стражей
2.1 Меры поощрения
Одним из действенных средств воспитательного воздействия наосужденных к лишению свободы является применение к ним предусмотренных закономмер поощрений и взысканий (дисциплинарной практики). Порядок примененияуказанных мер, полномочия должностных лиц по их наложению на осужденных,условия содержания дисциплинарно наказанных в помещениях камерного типаподробно регламентируются уголовно – исполнительным законодательством (ст. 113–119УИК РФ).
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, применяетсясамый широкий спектр дисциплинарных мер, которые в своем единстве образуютсистему поощрений и взысканий, направленную на стимулирование правопослушного иторможение негативного поведения осужденных. За хорошее поведение,добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работесамодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к осужденным к лишениюсвободы могут применяться следующие меры поощрения (ст. 113 УИКРФ): 1) благодарность; 2) награждение подарком; 3) денежная премия; 4)разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; 5) предоставлениедополнительного краткосрочного или длительного свидания; 6) разрешениедополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размераоплаты труда на покупку питания и предметов первой необходимости; 7) увеличениевремени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбываниянаказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок доодного месяца; 8) досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В порядкепоощрения осужденным в течение года может быть разрешено получениедополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно дочетырех краткосрочных или длительных свиданий. К осужденным, отбывающимнаказание в колониях – поселениях, может применяться мера поощрения в видеразрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничныхдней. Кроме того, положительно характеризующимся в течение определенногопериода осужденным может быть изменен вид исправительного учреждения либоусловия отбывания наказания в рамках одного учреждения. В соответствии с ч. 2ст. 78 УИК РФ такие осужденные могут быть переведены судом для дальнейшегоотбывания наказания: а) из тюрьмы в исправительную колонию по отбытии осужденнымив тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда; б) изисправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режимапо отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менееполовины срока, назначенного по приговору суда; в) из исправительных колонийобщего режима в колонию-поселение по отбытии осужденными, находящимися воблегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; г) изисправительных колоний строгого режима в колонию – поселение по отбытииосужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранееусловно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившиминовые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, по отбытии неменее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжкихпреступлений по отбытии не менее двух третей срока наказания. Согласно ст. 87УИК РФ по решению комиссии исправительного учреждения осужденным могут бытьулучшены условия отбывания наказания путем перевода на облегченные или обычные(со строгих) условия. В целях дальнейшего исправления положительнохарактеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой частинаказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной взаконе части срока наказания. Кроме этого, в отношении положительнохарактеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании.Высшей формой поощрения для осужденных выступает условно-досрочноеосвобождение, которое применяется судом к лицам, доказавшим свое исправление. Правона получение столь разнообразных поощрений, с одной стороны, существеннодополняет и индивидуализирует правовое положение осужденного, отбывающего лишениесвободы, с другой является действенным средством для стимулированияправопослушного поведения осужденного. Осужденные могут поощряться задобросовестное выполнение своих обязанностей, успехи в труде, учебе,общественной жизни, проявленную разумную инициативу в других общественнополезных делах. Инициаторами ходатайств о поощрении осужденных могут выступать сотрудникиисправительного учреждения, учителя общеобразовательной школы, преподаватели имастера профессионального обучения, представители общественности,самодеятельные организации осужденных.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливаетпорядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы. Поощрение ввиде благодарности осужденному может быть объявлено в устной или письменнойформе, остальные поощрения только в письменной форме. Об устной благодарностиначальник отряда делает соответствующую запись в дневнике индивидуальнойвоспитательной работы с осужденным. При объявлении благодарности и остальных поощренийв приказах и постановлениях из них делаются выписки, которые приобщаются кличным делам осужденных. Одновременно соответствующая информация заносится вдневник индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Изменение видаисправительного учреждения оформляется в виде определения суда, котороеприобщается к личному делу осужденного, а изменение условий отбывания наказанияпротоколом решения комиссии исправительного учреждения, выписка из которогоподшивается в личное дело осужденного. В соответствии со ст. 119 УИК РФправом применения перечисленных в ст. 113 УИК мер поощрения в полном объемепользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Вместес тем одну из основных ролей в воспитании осужденного играет начальник отряда, которыйлучше других знает особенности личности своих подопечных, может всестороннеоценить и своевременно повлиять на их поведение. Поэтому уголовно – исполнительноезаконодательство наделяет начальников отрядов правом применять следующие мерыпоощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно расходовать деньги напокупку продуктов питания и предметов первой необходимости; в) досрочное снятиевзыскания, ранее наложенного начальником отряда (т.е. устного выговора). Крометого, умелое применение отнесенных к его компетенции дисциплинарных мерпозволяет начальнику отряда влиять на процессы, происходящие в коллективе осужденных,способствует укреплению его авторитета. Особые требования в законепредъявляются к применению такого поощрения, как досрочное снятие ранееналоженного взыскания. Во-первых, к осужденному, имеющему неснятое илинепогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочногоснятия ранее наложенного взыскания. Поощрение такого осужденного другими мерамине допускается; отступление от этого требования закона не только являетсяправонарушением, но и оказывает негативное воздействие на процесс воспитанияосужденного. Во-вторых, в зависимости от тяжести проступка законодатель устанавливаетопределенные сроки снятия наложенного за их совершение взыскания. Эти срокивводятся для того, чтобы взыскание сыграло воспитательную роль, осужденныйосознал свою вину и раскаялся в содеянном. Досрочное снятие ранее наложенноговзыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения таких взысканий,как выговор и дисциплинарный штраф (а для воспитанников также лишение правапросмотра кинофильмов в течение одного месяца и водворение в дисциплинарныйизолятор на срок до семи суток с выводом на учебу), и не ранее шести месяцев содня отбытия остальных взысканий, указанных в ст. 115 УИК РФ.
2.2 Меры взыскания
стража режим поощрение взыскание
За нарушение установленного порядка отбывания наказания косужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а)выговор; б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; в) водворениеосужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в ШИЗО на срокдо 15 суток; г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителямиустановленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительныхколониях общего и строгого режимов, в ПКТ, а в исправительных колониях особогорежима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев; д) перевод осужденныхмужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбываниянаказания, в ЕПКТ на срок до одного года; е) перевод осужденных женщин,являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, вПКТ на срок до грех месяцев (ст. 115 УИК РФ).
При этом осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех летв доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденныеот работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами Iгруппы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещениякамерного типа не переводятся. Свои особенности имеют перечни взысканий,применяемых к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и ввоспитательных колониях. Специфика отбывания лишения свободы в колониях-поселенияхтакова, что осужденные находятся в условиях полусвободы, т.е. содержатся безохраны, но под надзором. В связи с этим в указанных учреждениях отсутствуютпомещения, предусматривающие длительную строгую изоляцию осужденных, что непозволяет применять взыскания, связанные с переводом в ПКТ и ЕПКТ (п. «г» – «е»ч. 1 ст. 115 УИК РФ). В то же время к этой категории осужденных могутприменяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещениявыхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней. Косужденным, отбывающим лишение свободы в воспитательных колониях, применяютсявиды взыскания, обладающие небольшим карательным потенциалом: выговор;дисциплинарный штраф в размере до 200 рублей; лишение права просмотракинофильмов в течение одного месяца; водворение в дисциплинарный изолятор насрок до семи суток с выводом на учебу. Такой «щадящий» подход объясняетсяприоритетом мер убеждения в воспитательном процессе с осужденными, возрастомвоспитанников, особенностями их психики. Большое значение для реализации мервзыскания имеет закрепление в уголовно-исполнительного законе понятий «злостноенарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишениюсвободы» и «злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания».Определение этих терминов в ст. 116 УИК РФ позволяет не только на практикедифференцировать применение взысканий к определенной категории осужденных, но ичетко установить критерии изменения условий отбывания наказания в худшуюсторону для осужденных внутри исправительного учреждения (ст. 120, 122,124, 127, 130, 132 УИК РФ), а также их перевода в исправительное учреждение сболее суровыми условиями содержания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ). Так, еслиосужденные проявили себя как злостные нарушители установленного порядкаотбывания наказания, то они могут быть переведены: из колонии-поселения висправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; изколонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительнуюколонию общего режима; из исправительных колоний общего, строгого и особогорежимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося сроканаказания к исправительной колонии того вида режима, откуда они были направленыв тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которымсмертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, атакже осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат. Злостным нарушениемосужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказанияявляются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств илипсихотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителямадминистрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаковпреступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или отобязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активноеучастие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных,направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равноактивное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительныхпричин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного годаповторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждоеиз этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафнойили дисциплинарный изолятор. Осужденный признается злостным нарушителемустановленного порядка отбывания наказания при совершении злостного нарушения иназначения ему за это взыскания, связанного с изоляцией осужденного в ШИЗО,ПКТ, ЕПКТ, одиночной камере, а воспитанника в дисциплинарном изоляторе (п. «в» –«е» ч. 1 ст. 115; п. «б» ст. 136 УИК РФ).
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядкаотбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения попредставлению администрации исправительного учреждения одновременно сналожением одного из указанных взысканий. Статья 117 УИК РФ определяет порядокприменения мер взыскания к осужденным к лишению свободы.
При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободыучитываются: 1) обстоятельства совершения нарушения; 2) личность осужденного;3) его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствоватьтяжести и характеру нарушения. Только учет всех этих обстоятельств делаетвзыскание справедливым, способным достичь поставленных перед ним целей.Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. При этом возмещениеосужденным причиненного ущерба в порядке ст. 102 УИК РФ взысканием неявляется, поэтому оно может быть применено наряду с наложенным дисциплинарнымнаказанием.
В ч. 2 ст. 117 УИК РФ регламентируется соответствующеедисциплинарное производство. Обязательным условием привлечения к дисциплинарнойответственности является получение до наложения взыскания от осужденногописьменного объяснения по поводу нарушения. Осужденным, не имеющим возможностидать письменное объяснение (инвалидам, иностранным гражданам, иным лицам, слабовладеющим русским языком, и др.), оказывается содействие администрациейисправительного учреждения. В исключительных случаях, при отказе осужденного отдачи объяснения составляется соответствующий акт, подписываемый тремясотрудниками исправительного учреждения. Акт приобщается к материалампроизводства.
Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружениянарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка со дня ееокончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взысканиеисполняется немедленно, а в исключительных случаях (при заболевании, завершениине терпящей отлагательства работы, отсутствии мест в штрафных изоляторах,помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камер ит.п.) не позднее 30 дней со дня его наложения. Выговор объявляется в устной илиписьменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагаетсяпостановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно, запись о котором делаетсяв дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Если в течениегода со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнутновому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Дисциплинарный штрафналагается только за злостные нарушения установленного порядка отбываниянаказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Взысканная суммадисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет. Перевод осужденных впомещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, атакже водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указаниемсрока содержания в них. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа,могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерноготипа, а к осужденным, переведенным в ЕПКТ, могут применяться все меры взыскания,кроме перевода в ПКТ и ЕПКТ. УИК РФ (ст. 118) устанавливает условиясодержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещенияхкамерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Наиболеежесткие условия содержания осужденных установлены законодателем в штрафномизоляторе. Осужденным запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретениепродуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют правопользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Осужденным,переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа илиодиночные камеры в порядке взыскания, предоставляется право: 1) ежемесячнорасходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимостисредства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 50% установленного закономминимального размера оплаты труда; 2) получать в течение шести месяцев однупосылку или передачу и одну бандероль; 3) пользоваться ежедневной прогулкойпродолжительностью полтора часа; 4) осужденным, не допускающим нарушенияустановленного порядка отбывания наказания в период их нахождения в помещенияхкамерного типа, единых помещениях камерного типа, время прогулки попостановлению начальника исправительного учреждения может быть увеличено додвух часов в день на срок до одного месяца; 5) с разрешения администрацииисправительного учреждения иметь в течение шести месяцев одно краткосрочноесвидание. К осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерноготипа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбеприглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным вустановленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерноготипа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных. В случаеперевода осужденных из штрафных изоляторов, помещений камерного типа, единыхпомещений камерного типа или одиночных камер в лечебно-профилактическиеучреждения УИС срок их нахождения в указанных лечебных учрежденияхзасчитывается в срок отбывания взыскания.
Заключение
Таким образом,подытоживая рассмотренный вопрос о порядке содержания лиц, находящихся подстражей можно сделать выводы, что режим исполнения и отбывания наказаниявыполняет следующие функции:
а) реализация кары, т.е.восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляетсовокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободыпередвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом,расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общенияс внешним миром и т.п.);
б) воспитание восужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважатьинтересы других граждан, общества и государства путем кары, т.е. средствамирежима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должнареализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средствразъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть платаза страдания, причиненные преступлением невинным людям, которые имипереносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным;
в) ресоциализация – привитиеосужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых дляадаптации после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретениютрудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честныйтруд служит источником нормаль ной жизни человека. В ст. 9 УИК общественнополезный труд не случайно отнесен к средствам исправления осужденного, так какпри отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либовообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезныетрудовые навыки;
г) создание условий для применениядругих средств исправления. Эта обеспечивающая функция объединяет все средстваисправления осужденного, делает их реально осуществимыми.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародномголосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993, 25декабря.
2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях иорганах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениямиот 7 февраля 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и ВерховногоСовета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., №33, ст. 1316.
3. Федеральныйзакон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 30 октября 2007) //Российская газета 1995 г., 20 июля.
4. Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изменениями от 7февраля 2011 г.) // Российская газета, 1997, 16 января, №9.
5.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174– ФЗ (с изменениями от 20 марта 2011 г.) // Российская газета от 22декабря 2001, №249.
6.Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»/Российская газета, 19 октября 2004 года, №230.
7. Приказ МВД РоссийскойФедерации от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннегораспорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органоввнутренних дел» (с изменениями от 16.03.2009).
8. Приказ Минюста РФ от26 декабря 2006 г. №383 «Об утверждении Административного регламентаисполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений,заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей». Российская газетаот 25 января 2007 г. №14
9. Приказ Минюста РФ от14 октября 2005 г. №189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядкаследственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Бюллетене нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2005 г. №46.
10. Бриллиантов А.В.,Горяинов К.К., Дубровицкий Л.П. Комментарий к Федеральномузакону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений» (постатейный). – М.: «Проспект», 2010. С. 624.
11. И.А. Коновалов.Уголовно-исполнительное право. М.: МИЭМП, 2004. — С. 143.
12. И.Л. Трунов.Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник/ – М.: Изд-воЭксмо, 2005. – С. 768.
13. А.И. Зубков.Уголовно-исполнительное право. Учебник./ – М.: Издательство «Норма», 2005. – С. 460.
14. А.С. Михлин.Уголовно-исполнительное право./ – М.: Высшее образование, 2008. – С. 320.
15. Ю.М. Ткачевский.Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы./ Журнал«Законодательство» 2006, №2.
16. В.И. Селиверстов.Уголовно-исполнительное право России. Учебник./ – М.: Инфра-М, 2010. – С. 576.
17. В.Б. Малини, Л.Б. Смирнов.Уголовно исполнительное право./ М.: – Издательство «Волтерс Клувер Контракт»2010. – С. 368.
18. Ю.М. Ткачевский.Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний./М.:Издательство «Городец». 2009. – С. 240.
19. Ю.М. Ткачевский.Новое в уголовно – исполнительном законодательстве. Журнал «Законодательство»/2009, №1.