Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский Государственный Технический Университет
Контрольная работа
по курсу
«Правоведение»
Волгоград 2010
Содержание
Введение
1. Право в системе общественных отношений
1.1 Понятие и сущность права
1.2 Правовые отношения
1.3 Правовая культура
1.4 Система права
1.5 Норма права
1.6 Источник права
1.7 Реализация права
1.8 Толкование правовых норм
1.9 Правонарушение
1.10 Юридическая ответственность
2. Отрасли российского права
2.1 Конституционное право
2.2 Гражданское право
2.3 Семейное право
2.4 Трудовое право
2.5 Административное право
2.6 Уголовное право
2.7 Экологическое право
2.8 Информационное право
3. Особенности правового регулирования будущей профессии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема построения гражданского общества и правого государстваявляется чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жилив тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства.Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.
Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время в России. Оносвидетельствует о возрастающей открытости общества, о расширении прав и свобод людей.Создается новое демократическое общество. Этот путь непрост, и длительный.
В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное насвободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Гражданскоеобщество — это спутник правового государства, т.е. правовое государство, появляетсяв той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишьна страницах зарубежных изданий, так как в советский период считалось хорошим тономвыискивать недостатки в организации общественного и государственного устройствастран Запада и преподносить их в средствах массовой информации.
Для многих людей в нашей стране понятие демократическое правовое государствов применении его к России несет в себе негативный смысл. Это связано с тем, чтос первых дней «Перестройки» и перехода к рыночной экономике люди, должныбыли ориентироваться на развитие собственной инициативы, активизацию трудовой активности,умение вписываться в новые условия жизни. Однако не все граждане смогли найти своеместо в экономических структурах. В обществе появились значительные слои неимущегонаселения, живущего ниже черты бедности.
право правоотношение правовая норма
Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальныецели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних условиях отсутствуетпредставление о контурах гражданского общества и правового государства, котороемы хотим построить. Поэтому раскрытие понятий и признаков гражданского обществаи правового государства, которое мы хотим построить, автору реферата в настоящеевремя представляется весьма актуальным.
1. Право в системе общественных отношений1.1 Понятие и сущность права
Право — один из видов регуляторов общественных отношений;общепризнанного определения права не существует. В «Энциклопедическом словареБрокгауза и Ефрона» указывалось: «Право есть совокупность правил (норм),определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе».
Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практическивсе теории признают следующие признаки:
· Нормативность.
· Общеобязательность.
· Обеспеченность государством.
· Носит объективный характер.
· Формальная определенность — нормы права выражены в официальной форме.
· Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридическиенормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретногоадресата, обращены ко всем.
· Справедливость содержания юридических норм.
· Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм.
· Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляетправомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.
1.2 Правовые отношения
Правоотношение — урегулированное нормами права общественноеотношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителямиюридических обязанностей.
Правоотношение характеризуется следующими признаками:
· Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
· Правовой связью между ними через субъективные права и юридическиеобязанности (у обеих сторон);
· Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективныхправ и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
· Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательнопутём применения мер юридической ответственности).
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление.Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения;
2) объекта правоотношения;
3) юридического содержания правоотношения.
Субъекты правовых отношений — это социально-правовые единицы,между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями,это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть:
· граждане;
· иностранцы;
· лица без гражданства;
· юридические лица;
· государственные и муниципальные образования.
Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладатьправоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяетгосударство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права,создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяютсядееспособностью.
Вопрос об объекте правоотношения в правовой науке являетсяспорным. В целом, под ними понимают материальные и нематериальные блага, по поводукоторых возникает правоотношение.1.3 Правовая культура
Правовая культура — система ценностей, правовых идей,убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членамиопределенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемыхдля регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существоватьодновременно несколько правовых культур. Особенно это характерно для многонациональныхи мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской,обособленная правовая культур у цыган и некоторых других этнических общностей. Приэтом можно говорить о правовой культуре как общности (общества) в целом, так и правовойкультуре отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочныйподход к зрелости правовой культуре: говорят о «высокой» и «низкой»,о необходимости повышения правовой культуры общества и личности, В то же время применительнок общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов правовойкультуры, самоценности каждой из них.
Правовая культура человека проявляется в умении и навыках пользоватьсяправом, ориентации собственной деятельности на право, а также в оценке собственныхзнаний права.1.4 Система права
Система права включает в себя четыре компонента: нормыправа, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.
Правовой институт представляет собой обособленную группу юридическихнорм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отраслиправа или на их стыке.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтовобразуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское,жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налоговогоправа.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права.Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группуобщественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правовогорегулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, тоотрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главнымобразом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериями отличают одну отрасль права от другой.
Предмет правового регулирования принято считать общественныеотношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствуетсвой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием,спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складываетсяобъективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношениямогут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношенияотличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностьюобщества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовойформе и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностьюк внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так,внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтомуих трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования — это обусловленный предметомспособ воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулированияхарактеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прави обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями);в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии сэтими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования:императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным)основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методомжестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся внеравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерендля уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права иобязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариантповедения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения.Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
1.5 Норма права
Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений,содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательныев пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государстваи отражённые в источнике права.
Признаки правовой нормы:
· Норма права — правило общего характера, имеет неперсонифицированныйхарактер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком(например, пенсионерам).
· Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократноеприменение.
· Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.
Структура правовой нормы:
· Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает наусловие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется(адресаты, юридические факты).
· Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает направило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должныследовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).
· Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описаниенеблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения,наказания (меры юридической ответственности).
Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующиеопределённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормытакже группируются в правовые институты.
1.6 Источник права
Как правило, под термином "источник права" понимаетсята внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех нормправа, система права). В этом смысле источниками права являются:
· Правовой обычай — обычай, включённый государством в системуправовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычноеправо. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первуюочередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи деловогооборота.
· Нормативный договор представляет собой соглашение (как правило,хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из котороговытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор можетбыть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства,например, между федерацией и её субъектами.
· Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретномуделу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источникаправа прецедент доминирует в системах общего права.
· Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику,может становиться источником права, если санкционируется государством. Некотороевремя правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системеримского права.
· Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченнымгосударственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихсяк романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права.Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами,имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде другихстран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты,при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.1.7 Реализация права
Реализация права — способ осуществления им своей изначальноймиссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболееэффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институтуфункции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иныхнегосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественнойжизни. В теории права нет общей точки зрения на вопрос о право реализации.
Существует несколько классификаций форм реализации права. Наиболеераспространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующихдействий и того, какие предписания реализуются (субъективное право, юридическаяобязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование (осуществление),исполнение и соблюдение. В качестве особой формы реализации права выделяют применениеправа.1.8 Толкование правовых норм
Толкование (интерпретация) права — это интеллектуальныйпроцесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором(уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованныхлиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результатапроцесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничиваетсяуяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этогорезультата другим субъектам.
Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познаниясмысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для полученияясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способытолкования права делятся на:
· языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержаниеправовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уясненияправовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связимежду ними.
· функциональный.
· исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращенияк истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правовогорегулирования.
· систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравненияее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулированияи конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.
Толкование права дифференцируется и по его субъектам. Так, различаетсяобыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образованиядля собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами- судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности),доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).
Юридическая наука и правоприменительная практика выработали наборправил толкования правовых норм, важнейшими из которых являются следующие:
· «золотое правило» (терминам и иным словам текста законодательногоакта придаётся значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке,если нет оснований для придания им отличного значения);
· научным, техническим и иным специальным терминам, употреблённым втексте законодательного акта, придаётся то значение, которое они имеют в соответствующейобласти знания, если в законе не установлено иное содержание конкретного термина;
· при наличии аутентичного (то есть данного законодателем) или легального(то есть данного официальным уполномоченным органом) разъяснения термина, используемогов тексте закона, интерпретатор должен следовать этому разъяснению;
· при неясности, неоднозначности текста нормы при толковании должноотдаваться предпочтение наиболее справедливому, с точки зрения конкретной правовойсистемы и социальных отношений, возможному содержанию;
· при толковании необходимо учитывать аналогичные конституционные принципы,международные договоры, практику высших судебных органов государства, а также общепризнанныедоктринальные воззрения специалистов в данной отрасли права;
· в отдельных случаях при толковании должно быть установлено, какимицелями руководствовался законодатель, создавая толкуемую норму права.1.9 Правонарушение
Правонарушение — деяние (действие или бездействие), противоречащеетребованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом.
Структура:
· Субъект — лицо, совершившее нарушение нормы права.
· Субъективная сторона правонарушения — психическое состояние отношениялица, совершившего правонарушение.
· Объект — то, на что направлено правонарушение.
· Объективная сторона правонарушения — само деяние, обстоятельство.
Признаки:
· Правонарушением может быть как действие, так и бездействие.
· Противоправность: всегда представляет собой нарушение норм, содержащихсяв правовых актах. Впрочем, законом предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих противоправностьдеяния и освобождающих лицо от юридической ответственности.
· Общественная опасность — принесение вреда или создание угрозы вреда.При ее отсутствии правонарушение не считается таковым.
· Виновность — волевой выбор лицом варианта неправомерного поведения.
· Деликтоспособность лица, совершившего противоправное деяние.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступкии преступления. В свою очередь они могут быть дисциплинарными, административнымии гражданскими (деликтными).1.10 Юридическая ответственность
Юридическая ответственность — применение санкции правоохранительнойнормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю.
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм,закрепляющих такую ответственность, различаются:
· Дисциплинарная. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарноговзыскания властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в РФ — Трудовойкодекс, Дисциплинарный Устав ВС, Дисциплинарный Устав ОВД.
· Административная. Применение органами исполнительной властимер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяютсобственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и др.
· Материальная. Возмещение имущественного вреда, нанесенногов результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебныхобязанностей. Материальную ответственность часто рассматривают как разновидностьгражданско-правовой ответственности.
· Гражданско-правовая. Вытекает из нарушения имущественных иличных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданскийкодекс РФ.
· Уголовная. Применяется в судебном порядке к лицу, виновномув совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовнуюответственность — Уголовный кодекс РФ.
2. Отрасли российского права
Отрасль права — элемент системы права, представляющийсобой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественныхотношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.2.1 Конституционное право
Конституционное право — отрасль права, регламентирующаяорганизацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти,отношения государства и гражданина. Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридическойсилой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государстваи гражданина, а также является как политической, так и идеологической доктриной.
Конституционное право регулирует наиболее важные общественныеотношения и судоустройства, избирательной системы. Конституционное право также определяетосновные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируютсяв законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права. В Конституционномправе доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинствонорм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающийхарактер.
Также существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношенияпри наступлении соответствующих юридических фактов. Нормы-дозволения также применяются,в основном при регулировании правового статуса личности.
В отличие от других отраслей права в конституционном праве многонорм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственныхправоотношений, но, как правило, подробно раскрываются в нормах других отраслейправа.
Можно также выделить отдельные методы науки Конституционногоправа:
§ формально-юридического анализа;
— сравнительно-правовой;
— системный;
— правовогомоделирования;
— статистический;
— конкретно-социологический;
— диалектический;
К числу субъектов конституционного права относятся:
· физические лица (граждане, также иностранцы, лица с двойным гражданствоми лица без гражданства);
· государство (посредством государственных органов);
· субъекты федерации и административно-территориальные образования;
· социальные и этнические общности;
· общественные объединения граждан, партии;
Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующихинститутов:
Ø политическаясистема, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человекаи гражданина, включая институт гражданства;
Ø государственноеустройство;
Ø избирательноеправо и избирательная система;
Ø законодательнаявласть и статус депутатов;
Ø исполнительнаявласть, институт главы государства и функции правительства;
Ø судебная властьи статус судей;
Ø конституционныйконтроль;
Ø местное управлениеи самоуправление.
Основное место конституционного права в системе отраслей правазакрепляется его основным источником — Конституцией государства. С принятием нареферендуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источникомроссийского конституционного права.
Кроме Конституции другими источниками конституционного праваявляются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — избирательныйзакон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве. Решения, принятыепутём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционногоконтроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.2.2 Гражданское право
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые, регулирующиеимущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения,которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическомравенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворениячастных потребностей, а также норм развития экономических отношений.
В настоящее время гражданско-правовые отношения регулируются прежде всего Гражданскимкодексом России, а также другими федеральными законами, затрагивающими вопросыгражданского права.
К общественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, преждевсего, товарно-денежные и иные имущественные отношения в связи с переходом правна имущество, отношения в области интеллектуальной собственности, личные неимущественныеотношения.
Действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения,в которых граждане вообще не принимают участия. Так, нормами гражданского праварегулируются отношения между организациями (юридическими лицами), возникающие впроцессе реализации произведенной продукции, перевозки её на железнодорожном, морском,речном или воздушном транспорте, страхования этого груза, осуществления расчётовза поставленную продукцию и так далее. Гражданским правом регулируются отношенияс участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, например, в случае завещаниягражданином своего имущества государству.
Гражданское право регулирует общественные отношения на основе диспозитивности,равенства и взаимной оценки участников гражданского оборота, неприкосновенностисобственности, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либов частные дела.
Диспозитивность означает, что правовые нормы регулируют гражданские отношениялишь в случае, если иное не установлено соглашением сторон, участвующих в конкретномправоотношении. Этим сторонам гражданских правоотношений обеспечивается свободаволеизъявления в определении своих прав и обязанностей, ограничиваемая лишь незначительнымколичеством императивных норм, в том числе запретов, установленных в целях защитыобщегосударственных интересов и интересов самих участников гражданских правоотношений.
Равенство сторон предусматривает невозможность предопределения поведения однойстороны отношений другой только в силу занимаемого ею в этом правоотношении положения,а взаимная оценка подразумевает недопустимость постороннего вмешательства в процессоценки сторонами выгод от заключаемого договора.
Участниками регулируемых гражданско-правовых отношений являются физические лица(граждане, иностранцы, апатриды и бипатриды), юридические лица, государство (в качествеунитарного, федеративного или конфедеративного центра и административно-территориальныхединиц), а также муниципальные образования.
По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы иприменяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Акт гражданскогозаконодательства распространяется на отношения возникшие до введения его в действиетолько в случае если это прямо в нём предусмотрено. По отношениям, возникшим довведения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правами обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Особенный порядок действия актов гражданского законодательства устанавливаетсядля договора: договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленнымзаконом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент егозаключения; в случае если после заключения договора принят закон, устанавливающийобязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключениидоговора, условия заключённого договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законеустановлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранеезаключённых договоров.2.3 Семейное право
Семейное право — отрасль права, регулирующая имущественныеи личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить,что вопрос о самостоятельности семейного права как отрасли является дискуссионнымв науке гражданского права. Значительная часть отечественных цивилистов (Иоффе О.С.,Толстой Ю.К., Суханов Е. А.) относят семейное право к подотрасли в системе гражданскогоправа. Во многих странах такой отрасли как семейное право вообще не существует,а методом правового регулирования семейного права выступает гражданско-правовойметод.
Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным: дозволительностьпроявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющиеучастников правоотношений определёнными правами, однако содержание этих прав определяетсяимперативно, то есть однозначно.
В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейныйкодекс Российской Федерации, регламентирующий такие аспекты, как:
Ø заключениеи прекращение брака;
Ø права и обязанностисупругов;
Ø права и обязанностиродителей и детей;
Ø алиментныеобязательства членов семьи;
Ø формы воспитаниядетей, оставшихся без попечения родителей;
Ø применениесемейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждани лиц без гражданства.
Кроме того, имеются другие законы о семье:
· Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданскогосостояния».
· Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиямипо временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательномусоциальному страхованию».
· Трудовой кодекс РФ, глава 41.
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ ребенка в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерахгосударственной поддержки семей, имеющих детей».
· Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банкеданных о детях, оставшихся без попечения родителей».
· Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантияхпо социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
· Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».2.4 Трудовое право
Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющаясобой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей,а также тесно связанные с ними иные отношения.
Цели:
Ø Установлениегосударственных гарантий трудовых прав и свобод граждан
Ø Создание благоприятныхусловий труда и безработицы
Ø Защита прави законных интересов работников и работодателей
Функции:
· охранительная;
· регулятивная;
· воспитательная (работодатель формирует трудовое поведение работника);
· производственная.
Задачи:
— Созданиенеобходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересовсторон трудовых отношений, интересов государства;
— Регулированиетрудовых и иных связанных с ними отношений.
Принципы регулирования трудовых отношений закреплены в статье2 Трудового кодекса Российской Федерации:
ü Свобода труда;
ü Запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере труда;
ü Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
ü Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;
ü Равенство прав и возможностей работников;
ü Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размеревыплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда;
ü Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминациина продвижение по работе и переподготовку и повышение квалификации;
ü Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защитысвоих прав и законных интересов;
ü Обеспечение права работников на участие в управлении организациейв предусмотренных законом формах;
ü Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношенийи иных связанных с ними отношений;
ü Социальное партнёрство;
ü Обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи сисполнением им трудовых обязанностей;
ü Установление государственных гарантий по обеспечению прав работникови работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
ü Обеспечение права каждого работника на защиту государством его трудовыхправ и свобод;
ü Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовыхспоров, права на забастовку;
ü Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключённоготрудового договора;
ü Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлятьпрофсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;
ü Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в периодтрудовой деятельности;
ü Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
В России основным источником трудового права в настоящее времяявляется Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ(с последующими изменениями и дополнениями).
Другими источниками трудового права являются нормативные правовыеакты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанныхс ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовыхактах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяютсянормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции,так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с КонституциейРФ и федеральными конституционными законами.2.5 Административное право
Административное право — отрасль права, регулирующая общественныеотношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнениюпубличных функций государства и муниципальных образований.
В управленческих правоотношениях в принципе исключено юридическоеравенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъектисполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властныхполномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим одностороннимволеизъявлениям.
В зависимости от субъектов административных отношений:
ü Отношениямежду вышестоящими и нижестоящими органами;
ü Различнымиорганами неподчинёнными друг другу;
ü Отношениямежду государственными и негосударственными органами;
ü Органами государственногоуправления и гражданами.
По областям деятельности:
ü В сфере управлениянародным хозяйством;
ü В сфере социально-культурногостроительства;
ü В сфере административно-политическогостроительства.
Метод административного права — это совокупность правовыхсредств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.Считается, что в административном праве используются три юридических возможности,первые две из которых, представляют собой «императивный», а третья — «диспозитивный метод административного права:
1) Предписание — возложение на лиц прямой юридическойобязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовойнормой;
2) Запрет — возложение на лиц прямой юридической обязанностине совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
3) Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях,предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершенияпо своему усмотрению.
К основным функциям административного права традиционно относятся:
Ø Правоисполнительнаяфункция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая формареализации исполнительной власти;
Ø Правотворческаяфункция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиямипо административному нормотворчеству;
Ø Организационнаяфункция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческойдеятельности, который постоянно „поддерживается“ нормами административногоправа;
Ø Координационнаяфункция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействиявсех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
Ø Правоохранительнаяфункция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственногоуправления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участниковрегулируемых управленческих отношений;
Ø Воспитательнаяфункция, направленная на формирование позитивного правосознания у граждан.
Источниками административного права являются внешние формы выраженияадминистративно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административногоправа, если он содержит административно-правовые нормы.
Источники административного права классифицируют на:
ü Межгосударственныесоглашения;
ü Законодательныеакты (конституция, законы, Кодексы об административных правонарушениях);
ü Подзаконныеакты (указы, акты правительств, ведомств);
ü Акты руководителейгосударственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов);
А также по административно-территориальному уровню на:
· Федеральные акты;
· Акты субъектов федерации;
· Акты местного самоуправления.2.6 Уголовное право
Уголовное право — самостоятельная отрасль российскогоправа, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающаяоснования привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовнойответственности и наказания.
Задачи уголовного права в целом совпадают с задачами Уголовногокодекса РФ (ч.1 ст.2 УК РФ): охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности,общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционногостроя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества,предупреждение преступлений.
УК РФ выделяет 5 уголовно-правовых принципов. Содержание этихпринципов не является специфичным ни для уголовного права, ни для российского законодательствав целом, поскольку основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормахмеждународного права.
Принцип законности. Согласноч.1 ст.3 УК РФ, применительно к уголовному праву принцип законности означает, чтопреступность, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия деяния может устанавливатьсятолько уголовным законодательством.
Принцип равенства граждан перед законом.Ст.4 УК РФ так формулирует этот принцип: „Лица, совершившие преступления,равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств“.
Принцип вины. Согласност.5 УК РФ уголовная ответственность может быть только виновной. Объективное вменение,то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, в российском уголовномправе не допускается. Если в деянии нет вины лица в форме умысла или неосторожности,то это означает, что причинённый им вред на самом деле вызван действием внешнихсил, не подконтрольных субъекту; такой вред не может быть наказан, поскольку имеетхарактер аналогичный действию сил природы (штормов, лесных пожаров, наводнений).
Принцип справедливости. Регламентацияданного принципа в российском уголовном законодательстве состоит из двух частей.
Во-первых, наказание и иные меры уголовно-правового характера,применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то естьсоответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствамего совершения и личности виновного.
Во-вторых, согласно ч.2 ст.6 УК РФ, никто не может нести уголовнуюответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение восходит к римскомуправу и часто цитируется в форме „non bis in idem“. Если лицо былоосуждено или оправдано судом в ходе уголовного судопроизводства, то повторное привлечениеего к ответственности за то же самое деяние (даже при условии другой его квалификации)является недопустимым.
Принцип гуманизма. Ст.7УК РФ устанавливает, что уголовное законодательство обеспечивает безопасность человекаи что наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинениефизических страданий или унижение человеческого достоинства. В основе данного положениялежит конституционное положение, согласно которому человек, его жизнь, права и свободыпризнаются высшей социальной ценностью.
Большинство правоведов считают, что единственным источником российскогоуголовного права является кодифицированный уголовный закон (Уголовный кодекс РоссийскойФедерации), поскольку в ст.1 УК РФ указано, что новые законы, предусматривающиеуголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс. Другие авторыпредлагают более широкое определение источников уголовного права, включая в их числоКонституцию РФ и обязательные для России акты международного права.
Серьёзные споры в российской уголовно-правовой теории вызываетвопрос о включении судебной практики в круг источников уголовного права. Выделяютсятри вида судебных решений, которые могут повлиять на практику применения уголовно-правовыхнорм: решения Конституционного Суда РФ, решения международных судов и трибуналов, решенияВерховного Суда РФ.2.7 Экологическое право
Экологическое право — особое комплексное образование,представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношенияв сфере взаимодействия общества и природы.
В сегодняшней юридической науке существует два основных подходак тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природыследует включать в предмет экологического права. Первый из них заключается в том,чтобы рассматривать в качестве предмета эколого-правового регулирования только общественныеотношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Второй — в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического праваобщественные отношения в области использования природных ресурсов.
Экологическое право и формируемое на его основе экологическоезаконодательство основывается на ряде принципов:
Ø Право на благоприятнуюокружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закрепленов ст.42 Конституции РФ);
Ø Предотвращениевреда окружающей среде;
Ø Охрана жизнии здоровья человека;
Ø Демократизацияэкологического права;
Ø Гуманность;
Ø Обеспечениерационального использования природных ресурсов;
Ø Устойчивоеэкологически обоснованное экономическое и социальное развитие;
Ø Сохранениеи защита экологического равновесия;
Ø Свободныйдоступ к экологической информации (в России — одно из конституционный экологическихправ, закреплено в ст.42 Конституции РФ);
Ø Платностьприродопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как»Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде");
Ø Разрешительныйпорядок воздействия на окружающую среду;
Ø Плата за негативноевоздействие на окружающую среду;
Ø Экосистемныйподход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию;
Ø Ответственностьза нарушение требований экологического законодательства.
В системе экологического права России принято выделять:
¨ Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:
ü право собственности на природные объекты;
ü право природопользования;
ü государственное регулирование природопользования и охраны окружающейсреды;
ü эколого-правовая ответственность.
Особенная часть включает:
ü Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования,водопользования, лесопользования, пользования животным миром;
ü Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды:атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ;
ü Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовойрежим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов,рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения сотходами производства и потребления и т.д.2.8 Информационное право
Информационное право — отрасль права, совокупность правовыхнорм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотоминформации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием ифункционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворенияинформационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.
Основным предметом правового регулирования информационного прававыступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационнойсфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства,сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребленияинформации.
В информационном праве используется вся совокупность способоврегулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивноерегулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация),так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий,строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационногоправа не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросамзначительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, тольковыработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих вотношениях информационного свойства.
3. Особенности правового регулирования будущей профессии
Предполагается работа в области создания программных продуктов.
По данным Ассоциации производителей компьютерного обеспечения,уровень компьютерного пиратства в России составляет 94%.
Законодательство о защите программных продуктов. Принятыев 1992-93 гг. законы заложили правовую основу охраны указанных объектов интеллектуальнойсобственности. Речь идет о Законах РФ от 223 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» и от 9июля 1993 г. (с последующими изменениями)«Об авторском праве и смежных правах».В этих основополагающих актах сформулированы следующие положения:
· программы для ЭВМ и БД относятся к объектам авторского права;
· автору или иному правообладателю принадлежит исключительное правоосуществлять и (или) разрешать выпуск в свет, воспроизведение, распространение ииное использование программы для ЭВМ или БД;
· имущественные права на программные продукты могут быть переданы кому-либотолько по договору (лицензионному);
· за нарушение авторских прав на программы для ЭВМ законодательствомпредусмотрена гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность.
Гражданско-правовая ответственность правонарушителей. Важнейшаяроль в правовой охране программ для ЭВМ принадлежит судебной защите. Отсутствиесоответствующей судебной практики в настоящее время прежде всего объясняется отказомот обращения в суд со стороны правообладателей. Согласно ст.18 Закона РФ «Оправовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»,обладатель прав на программы для ЭВМ или базы данных, обращаясь за защитой своихнарушенных прав в суд или арбитражный суд, вправе требовать:
· признания прав,
· восстановления положения, до нарушения права, и прекращения действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,
· возмещения причиненных убытков, в размер которых включается суммадоходов, неправомерно полученных нарушителем.
Уголовная ответственность. Согласно ст.49 Закона РФ«Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторскихправ вправе также обратиться в органы дознания и предварительного следствия в соответствиис их компетенцией.
Статья 146 УК РФ предусматривает ответственность за незаконноеиспользование объектов авторского права, если эти деяния причинили крупный ущерб,в виде штрафа от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда, или вразмере зарплаты, или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев,либо лишением свободы на срок до вух лет. Причем санкция за их совершение существенноповышается в случае их совершения неоднократно либо группой лиц по предварительномусговору, или организованной группой (вплоть до пяти лет лишения свободы).
Уголовная ответственность за компьютерное пиратство наступаетпри наличии крупного ущерба, причиненного правообладателю.
Административная ответственность. С 1 января 1997 г., вступила в силу правовая норма, согласно которой продажа, сдача в прокат или иное незаконноеиспользование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях,если:
· экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствиис законодательством РФ об авторском праве и смежных правах,
· на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информацияоб их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая можетввести в заблуждение потребителей,
· на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знакохраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные обладателемавторских или смежных прав.
Влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десятиминимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцатиминимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрактных экземпляров произведенийили фонограмм.
К таким мерам административной ответственности прежде всего привлекаютсялица, торгующие пиратскими компакт-дисками.
Ответственность по таможенному законодательству. Посколькув большинстве случаев пиратские программные продукты ввозятся в нашу страну из-зарубежа, важная роль в борьбе с компьютерным пиратством принадлежит таможенным органам.Одной из функций этих органов согласно Таможенному кодексу РФ признается пресечениенезаконного ввоза в РФ объектов интеллектуальной собственности (ст.10). В связис этим данным кодексом предусмотрена возможность запрета ввоза товаров, исходя изсоображений защиты права собственности на объекты интеллектуальной собственности.Указанные товары подлежат немедленному вывозу за пределы территории РФ, «еслине предусмотрена конфискация этих товаров» (ст.20 ТК).
Наложение штрафов с возможной конфискацией объектов правонарушенийможет быть применено в случаях недекларирования или недостоверного декларированиятоваров, а также перемещения товаров через таможенную границу РФ с обманным использованиемдокументов или средств идентификации (ст. ст.278, 279 ТК). Но даже если таких нарушенийне допущено, таможенный орган вправе, руководствуясь ст.50 Закона РФ «Об авторскомправе и смежных правах», принять меры к аресту экземпляров произведений, вотношении которых предполагается, что они являются контрафактными, включая в необходимыхслучаях их изъятие и передачу на ответственное хранение.
Заключение
Правовое государство — это такая форма организации и деятельностигосударственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различнымиобъединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль если оно выступаетмерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народаи государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществеправовой государственности.
Экономической основой правового государства являются производственныеотношения, базирующиеся на различных формах собственности как равноправных и в одинаковоймере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственнопроизводителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступаеткак собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственностиреализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которыеэкономически обеспечивают господство права, равенство участников производственныхотношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующеесягражданское общество. В центре внимания такого государства находится человек, егоразнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связейсоздаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих,трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.Правовое государство — это одновременно и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческиепринципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства.Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценностичеловека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произволи насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственногоуправления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношенияхс государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениями т.п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяетнравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм всоциально-экономических и политических, отношениях.
Не абсолютируя роли права, следует реальнее относиться к самойидее правового государства, так как «в действительности политическая властьвсегда стремиться вырваться из правовых рамок и „правовое государство“- это, скорее, идеальный тип».
Список использованной литературы
1. Правоведение: учебник для вузов / Под ред. М.И. Абдуллаева. — СПб.: Питер,2003. — 640 с.
2. Демичев Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. — Мн.:Высшая школа, 2004. — 351 с.
3. Гражданское право. Диаконов В.В. Гражданское право РФ (Общая часть): Учебноепособие. // Allpravo.ru — 2003.
4. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум. Москва. Юриспруденция2005.
5. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина;под науч. ред. А.В. Наумова.3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.С. 20.
6. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М., 2008.
7. Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие. М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2007.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М.: изд. Норма, 2002.
9. Беляцкин С.А.Новое авторское право в его основных принципах. — СПб.Издание юридического книжного склада «Право». — 1912.