План
Введение
Коррупция как социально-правовоеявление
Детерминанты коррупции
Криминологическая характеристика коррупционной преступности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Несовершенство обществаи низкая эффективность государства способствуют обострению многочисленных проблемне только на государственном, но и на глобальном уровне. Не редко они пересекаютсяи переплетаются в связи с такими объективными факторами, как массовая информатизацияи коммуникация, индустриализация, культура и т.д., а также субъективными, в которыхудивительно сочетаются и противостоят человеческие достоинства и пороки. К последниммы относим коррупцию. По мнению многих исследователей этой темы, коррупция являетсянаибольшим из зол для переходных обществ. Разделяя их обеспокоенность по этому поводу,мы не склонны связывать проблемы только с ней, полагая, что она является одним иззвеньев в длинной цепи экономических, социальных, духовных проблем, в том числеи для России, у которой долгий путь социальных перемен сопровождается многолетнимиперманентным балансированием между кризисом и непродолжительными периодами относительнойстабильности, что провоцирует многочисленные социальные аномалии: криминализациюобщества, социальное неравенство и коррупцию, которые носят системный характер исвязаны с несовершенством общества и самого человека[1].
Если обратиться к историческомуаспекту явления, то видно, что коррупция во все времена была актуальной проблемойобщества и государства. По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне.Мздоимец-чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и жрецом — главныефигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в народных сказаниях двух- иличетырехтысячелетней давности[2].
Актуальность темы определяетсятакже:
1. общественной опасностью; Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика.В документах мирового сообщества подчеркивается, что коррупция оказывает исключительновредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственныхрешений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает довериеграждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости и беспристрастногоправосудия[3].
2. распространенностью; Согласно экспертным оценкам, практически все отечественныеи зарубежные исследователи единодушны: уровень коррупции в современной России чрезвычайновысок[4].Есть основания полагать, что он один из самых высоких в мире. Косвенно это подтверждаетсятем, что в правоохранительных органах — в центре и на местах — скопилось огромноеколичество материалов, ждущих своего часа до изменения политической обстановки[5].
3. высокой латентностью коррупции. Характерной чертой коррупционной преступностиявляется ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов размеров выявленныхслучаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределахот 0,002 до 5%[6].
В России в разработкепроблематики коррупции имеются значительные научные результаты. Так, ряд исследованийпосвящен феномену российской коррупции, зарубежная коррупционная деятельность такжеизучается представителями различных общественных наук[7].
Причина повышенного интересак феномену коррупции может быть связана с проблемами государственного управления,так как, не решив проблему коррупции, не возможно эффективно решить и задачи управления.Следует также отметить, что коррупция обычно возникает и развивается в период сменыполитических режимов, в условиях возникновения кризисных ситуаций в экономике иполитике, бюрократизации общества и государства. Объектом коррупции могут являтьсяпрактически все установленные и охраняемые законом общественные отношения.
Цель данной курсовой работы: дать понятие и криминологическуюхарактеристику коррупционной преступности, а также определить основные детерминантыобуславливающие коррупцию.
Задачи курсовой работы предопределены заявленной целью:
исследование феномена коррупции и коррупционных преступлений с позиций криминологическойтеории;
выявление детерминант коррупции в России;
исследование криминологически значимых характеристик коррупции и закономерностиеё проявления в России на различных этапах истории страны.
Коррупция как социально-правовое явление
«Коррупция»- понятие скорее социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надорассматривать не как конкретный состав преступления, а как явление[8].
Одним из серьезных проблемна пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция.Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической,правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходногопериода[9].
Коррупция существовалавсегда, это предопределено историческим развитием общества. Оно присутствует постоянно,поэтапно развивается и совершенствуется.
Пожалуй, первым термин«коррупция» применительно к политике употребил еще Аристотель, определяятиранию как коррумпированную («испорченную») форму монархии. О ней писалМакиавелли, Руссо и многие другие мыслители. По словам Ш. Монтескье, «известноуже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблятьею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела»9.
Так, уже памятники правастран Древнего Востока содержали нормы, направленные на пресечение коррупционногоповедения должностных лиц. Например, Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. дон.э.) содержали санкцию в отношении судьи, который злоупотреблял служебным положением9.Тема коррупции обнаруживается в документах в Иерусалиме в VI в. до н.э., в библейскихтекстах, в античной истории[10].Коррупция, по мнению И.А. Богданова, А.П. Калинина, стала одной из причин распадаРимской империи[11].
Если обратиться к историикоррупции в России, то достаточно вспомнить систему «кормления», существовавшуюв феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в XVIII-XIXвв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина[12].Одним из активных борцов с коррупцией в среде чиновничества выступал Петр I. Имбыла продолжена политика уголовно — правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией,в частности введена равная уголовная ответственность подкупателей и подкупаемых,а также сделана попытка привлечения для борьбы с коррупцией всего населения страны:было разрешено всем людям, независимо от чина, доносить лично ему о лихоимстве,а за справедливы донос определялась награда — движимое и недвижимое имущество преступникаи даже его чин[13].
Советский период былотмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы- время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы — период застоя и разложениясоветского строя.
В современных условиях,расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратилокоррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стализатрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира. Ни одно государствов мире не может считать себя застрахованным от факта коррупции. Коррупция свойственнавсем странам, независимо от географического расположения, политического устройстваи уровня экономического развития.
Таким образом, коррупцияявляется сложным социально политическим и социально правовым явлением, которое зародилосьв глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически вовсех странах мира. Как и у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственноговсеобъемлющего определения. В научной, учебной и публицистической литературе существуетогромное методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, даются различныеего трактовки. Поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции сложнопредложить единое понятие коррупции[14].
Этимологически термин«коррупция» происходит от латинского corruption — «порча»,«подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции[15].
Г.К. Мишин утверждает,что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов cor(сердце, душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтомусуть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушенииединства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числегосударственной власти. Более того, полагаю, что речь идет именно о распаде духовностичиновников, но не как развращенной группы, а как части социума[16].
«Хотя понятие коррупции,- говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятомГенеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., — должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либодействия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результатетребуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получениевсякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие»[17].В данном случае под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичныхслужащих) и из служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещаннымвознаграждением. Преимущественно как подкуп (активный и пассивный) рассматриваеткоррупцию Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятаяв Палермо 12-15 декабря 2000 г., и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственностиза коррупцию отнесено также злоупотребление влиянием в корыстных целях[18].
По мнению Б.В. Волженкина,коррупция — это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные(муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственныхфункций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должностив корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах[19].
А.И. Долгова определяеткоррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственныхили иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо вузкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанныхс ними авторитета и возможностей. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупциидругой известный криминолог — Н.Ф. Кузнецова[20].
Существует и иной подходк коррупционной деятельности, в параметрах которого она анализируется как социальноеявление в плане более широком, чем подкуп и взяточничество. Так, по мнению Д. Бейли,коррупция представляет собой злоупотребление властью как результат ее использованияв личных целях, которые не обязательно должны быть материальными, а К. Фридрих считает,что коррупция — это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей,что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет. Дж.Най определяет коррупцию более развернуто, — как поведение, которое отклоняетсяот формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальныхили статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды деятельностиотносительно частного влияния[21].
25 декабря 2008 годабыл принят Федеральный Закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья1 данного закона содержит законодательное понятие коррупции. Под коррупцией понимается:
а) злоупотребление служебнымположением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческийподкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положениявопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в видеденег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественныхправ для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанномулицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний,указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересахюридического лица[22].
Таким образом, коррупция- понятие не столько уголовно-правовое, сколько собирательное, охватывающее правонарушениясамого различного вида.
Некоторые авторы, однако,считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупциинаравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попыткизаключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действийокажутся за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона[23].
И все-таки, в настоящеевремя говорить о применении унифицированного определения коррупции еще рано. Выработкаединого понятия о коррупции, и определение универсального способа борьбы с ней- это сложный эволюционный процесс. Многообразие точек зрения на определение коррупциисвидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннегоего изучения. Во-первых, углубления теоретического уровня познания коррупции, аименно формирования четкого правового определения, исследования причин возникновениякоррупции и факторов, способствующих ее развитию. Во-вторых, изучения влияния коррупциина экономическую, социальную и политическую жизнь общества, и формирования системыпрактических мер по борьбе с этим явлением[24].
коррупция преступность россия
Как считает А.Н. Агыбаев,коррупция — это «типичный вид беловоротничковой преступности. Следовательно,она высоколатентна, часто отличается изощренностью и причинением крупного ущерба.Особая опасность коррупции состоит в том, что она как раковая опухоль перерождаетгосударственный аппарат, приводит к его необратимым изменениям»[25].
«Коррупция в органахвласти и управления, — отмечается в Указе Президента Российской Федерации»О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г., — ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок,дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности,препятствует проведению экономической реформы".
Таким образом, можноговорить об экономических, политических и социальных последствиях коррупции.
К экономическим последствиямкоррупции относится:
нарушение конкурентныхмеханизмов рынка и, как следствие, снижение эффективности рынка и дискредитацияидей рыночной экономики;
расширение сектора теневойэкономики, что, в частности, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет;
неэффективное использованиебюджетных средств при распределении государственных заказов и кредитов;
повышение цен за счеткоррупционных «накладных» расходов и др.
Среди политических последствийкоррупции следует указать:
уменьшение доверия населенияк власти, возрастания ее отчуждения от общества;
угроза разложения демократическихинститутов вследствие того, что граждане разочаровываются в ценностях демократии;
падение престижа страныи угроза ее экономической и политической изоляции и др.
Наконец, социальныепоследствия коррупции заключаются в:
дискредитации правакак основного инструмента регулирования жизни государства и общества;
закреплении и увеличенииимущественного неравенства, поскольку коррупция приводит к несправедливому перераспределениюсредств в пользу узких олигархических групп;
укреплении организованнойпреступности вследствие сращивания ее с коррумпированным государственным аппаратом,в том числе с правоохранительными органами, и др.
В результате всего этогоувеличивается социальная напряженность в обществе, что отражается на экономике иугрожает политической стабильности в стране[26].
Вместе с тем сторонникифункционального и институционального подходов к исследованию коррупции (М. Вебер,С. Хантингтон, Я. Таковский, Л.М. Тимофеев и др.) отмечают определенную положительнуюроль коррупции, особенно в развивающихся обществах, видя в ней способ устраненияили снижения различных бюрократических препятствий на пути экономического и политическогоразвития. Рассуждают о полезности коррупции и некоторые современные экономисты.Так, утверждается, что в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчившейтрудный переход от административно-командной системы к новому экономическому укладу,и что с помощью коррупции сохранилось «равновесие в экономике» (А.Л. Лившиц)[27].
Проблема разрастаниямасштабов коррупции представляет собой серьезную угрозу функционирования государственнойвласти, верховенству закона и права, демократии и правам человека, затрудняя формированиеправового государства и гражданского общества. В ежегодном Послании ФедеральномуСобранию РФ Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, «что, не смотря напредпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезныхпрепятствий на пути нашего развитии — коррупцию»[28].
Безусловно, коррупцияотносится к тем факторам, которые способны обострить политическую жизнь в государстве,а также экономические и социальные проблемы, а в сочетании с другими обстоятельствами- дестабилизировать жизнь общества. Поэтому не случайно в государствах с высокимуровнем развития, как властных структур, так и институтов гражданского обществаантикоррупционным мероприятиям уделяется самое пристальное внимание, что, конечно,не позволяет коррупционерам чувствовать себя комфортно. И в тоже время исключитькоррупцию из социальных практик так и не удается28.Детерминанты коррупции
Существование коррупционной преступности определяется, преждевсего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и иные видыпреступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов,ее детерминирующих и определяющих ее динамику, которые вряд ли возможно как-то ранжировать,определить их большую или меньшую значимость[29].
Причины, порождающиев странах находящихся на этапе демократических и экономических реформ, условно можноподразделить на три группы: экономические, правовые и социально-нравственные.
Среди указанных группна первое место следует поставить экономические причины. Именно экономическая, материальнаявыгода зачастую рассматривается обязательной составляющей такого вида правонарушениякак коррупция. По мнению ряда ученых, коррупция — это социальное явление, заключающеесяв разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица,уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебноеположение, статус и должностной авторитет в корыстных целях для личного обогащения[30].По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут быть объектом преступнойдеятельности коррумпированных должностных лиц.
К экономической группепричин, порождающих коррупцию, следует отнести:
крайне низкие зарплатыгосударственных служащих;
сложную систему прохожденияразрешительных процедур;
отсутствие прозрачноститендеров и нежелание или боязнь бизнесменов добиваться их прозрачности;
неисполнение существующегозаконодательства в сфере налогов и отсутствие общественного контроля в данной областиправонарушений.
Среди причин касающихсягосударственно-правового регулирования, отметим:
несовершенство законов;
общую слабость органовгосударственной власти;
попустительство властейпо отношению к коррупции;
круговую поруку чиновников;
неэффективность механизмовзащиты государственной власти от коррупции.
В числе социально-нравственныхпричин можно выделить:
традиционный для нашейстраны способ решения проблем;
круговую поруку взяткодателейи взяткополучателей;
правовую неграмотностьнаселения;
преступное бездействиеи нежелание граждан отстаивать свои права, а нередко и невозможность их реальнойзащиты при круговой поруке, царящей в государственных структурах[31].
Важной причиной коррупцииявляется и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, не смотря на обилие широковещательныхпрограмм и заявлений по данному поводу. Что касается усилий правоохранительных,судебных, финансовых органов, органов юстиции и других центральных органов, то грустнаяправда состоит в том, что эти организации составляют звено в общей цепочке коррупции,и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающихв них чиновников[32].
Причинный комплекс коррупциикак социально-правового явления охватывает разнообразные факторы, коренящиеся какв самой природе государственной власти и государственного управления, так и в спецификереформ проводимых в современных условиях.
Следует отметить, чтосвязь между коррупцией и порождающими ее причинами двусторонняя. С одной стороны,эти причины усугубляют проявление коррупции, а их решение может способствовать уменьшениюкоррумпированности государственной и муниципальной власти. С другой стороны, разрастаниекоррупции способно обострить проблемы переходного периода и мешать их решению. Отсюдаследует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только решая проблемы,ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать одновременноерешительное противодействие коррупции[33].
Независимые социологические исследования показали, что относительнопричин возникновения коррупции мнения населения и чиновников расходятся. Населениев целом акцентирует внимание на моральных основаниях этого явления примерно в такойже мере, как и на институциональных; представители бюрократии в первую очередь- на институциональных. Так, среди населения 33,3% указывают на неэффективностьгосударства и несовершенство законов и почти столько же, 29,5%, — на жадность иаморальность отечественных чиновников. Реже россияне главной причиной коррупциисчитают сращивание интересов бюрократии и крупного бизнеса (23,8%) и еще менее- низкий уровень правовой культуры и слабое уважение к закону большинства своихсограждан (13,4%).
Среди чиновников относительное большинство, 41,6%, делают акцентна неэффективности, несовершенстве самой системы — государства и законов. От 20,2до 26,1% госслужащих в качестве основных причин коррупции отмечают общность интересовчиновничества и крупного бизнеса и слабо развитую правовую культуру большинствароссиян. Реже всего эта группа опрошенных видит причины в жадности и аморальностиотечественных чиновников (12,1%) [34].
Диаграмма 1
/>
Отметим, что среди населения на жадности и аморальности чиновниковакцентируют внимание те, кто считает, что законы нужно соблюдать только в том случае,если это делают представители органов власти, а на низком уровне правовой культурыроссиян — та доля опрошенных, которая убеждена, что законы нужно соблюдать в любомслучае, даже если они устарели и не вполне адекватны сегодняшним условиям.
Диаграмма 2
/>
Детерминанты коррупцииохватывают разнообразные факторы, одни из которых коренятся в особенностях российскойгосударственности, историческом наследии и национальных традициях; иные вызваныошибками и просчетами в сфере государственного строительства; другие порождены несовершенствомзаконодательства, правоприменительной практики, неэффективностью работы правоохранительныхорганов, контрольных и надзорных органов и т.д. Многие из них носят объективныйхарактер, но некоторые — субъективный, искусственно создаются и поддерживаются государственнымичиновниками-бюрократами в целях извлечения собственной выгоды[35].
Криминологическая характеристика коррупционнойпреступности
Основу криминологической характеристики коррупционной преступностиобычно составляют данные уголовной статистики о ее качественных и количественныхсвойствах.
Коррумпированность в России посостоянию на сентябрь 2009 года в ежегодном рейтинге восприятия коррупции TransparencyInternational (Индекс восприятия коррупции — ИВК) равен 2,2; на уровне Бангладеш,Кении и Сирии: 146-е место из 180[36].В 2010 году Россия набрала 2,1 балла и заняла 154-е место из 178 возможных.
Таблица 1
Индекс восприятия коррупции в России2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2,3 2,7 2,7 2,8 2,4 2,5 2,3 2,1 2,2 2,1
ИВК измеряет уровеньвосприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составныминдексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловыхкругах. ИВК ранжирует страны мира по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначаетсамый высокий уровень восприятия коррупции, а десять — наименьший[37].Transparency International принимает во внимание уровень взяточничества, степеньвовлеченности государственных служащих в бизнес, наличие независимого правосудияи законодательства по борьбе с отмыванием денег, прозрачность правительства и егоподконтрольность гражданскому обществу[38].
Как отмечается руководителемроссийского отделения организации Е. Панфиловой, в России существует «коррупционнаястабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге сильно не меняются,то есть кардинальных изменений ИВК в России не происходит.
Существует множествоформ, проявлений коррупции: взяточничество, фаворитизм, протекционизм, лоббизм,незаконное использование государственной и муниципальной собственности и др.
Как социальное явлениекоррупция конкретно проявляется в совершении различных коррупционных деяний, частьиз которых объявляются преступными и преследуются в уголовном порядке. ДействующийУголовный кодекс Российской Федерации дает основания относить к коррупционным такиепреступления, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованиемслужебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участиев предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствованиезаконной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд другихпреступлений[39].
Все коррупционные преступленияусловно можно поделить на относящиеся к главе 30, главе 23 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации и иные совершенные лицом с использованием своего служебного положении.
Таблица 2
Динамика должностных преступленийпо России[40]2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 27381 28580 33810 37621 39751 39078 43546
Как видно за указанныепериоды в основном наблюдается положительный прирост данных преступлений.
Практически аналогичнаякартина и по Сибирскому федеральному округу.
Таблица 3
Динамикадолжностных преступлений по Сибирскому федеральному округу2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 3544 4134 4147 4039 4878 5103 4660
Следует отметить, чтов силу повешенной латентности уровень преступлений коррупционной направленностив структуре зарегистрированной преступности невысок.
Как отмечал В.В. Астанин, более 500 лет тому назад уже в Псковскойсудной грамоте учитывалась такая характерная особенность коррупции, как латентность[41].Проявилась она в достаточно специфичной форме, в первую очередь через сложившуюсяна Руси традицию дарения, подношений, а фактически — взяток. По мнению С.В. Бондаренко,«взятка в те времена носила сакральный смысл. Придти без подношений к Великомукнязю считалось нарушением тогдашних этических норм. Посулы несли, когда необходимо было решить какой-либо вопрос, и просто так на всякий случай.Эта традиция до такой степени укоренилась в социальную практику, что в XVII-XVIIIв. коррупция стала характерной чертой власти. Существовала и узаконенная форма взяткичиновникам, которая называлась „почесть“»[42].
Свидетельствует о высокой латентности коррупционной преступностиданные о количестве осужденных за совершение этих преступлений.
Таблица 4
Данные о количествеосужденных за совершение коррупционных преступленийГоды 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Виды преступлений Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201-204 УК РФ) 357 448 599 641 580 794 Удельный вес в общем количестве осужденных, % 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст.285-293 УК РФ) 4148 5308 6634 7593 7878 8372 Удельный вес в общем количестве осужденных, % 0,5 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9
О латентности коррупционной преступности свидетельствуют данныеофициальной статистики. Преступления против интересов службы в коммерческих и иныхорганизациях, например, занимали в 2002 г. в общей структуре российской преступности 0,27% (были возбуждены 7033 уголовных дел этой категории, в том числе 2780- по коммерческому подкупу), в 2003 г. — 0,2% (6108 уголовных дел, в том числе 2495по коммерческому подкупу), в 2004 г. — 0,18% (5308 уголовных дел, в том числе 2020- по коммерческому подкупу), в 2005 г. — 0,16% (5817 уголовных дел, в том числе2178 — по коммерческому подкупу), в 2006 г. — 0,13% (4989 уголовных дел, в том числе 1751 — по коммерческому подкупу), в 2007 г. — 0,13% (4631 уголовных дел, в том числе 1786 — по коммерческому подкупу), в 2008 г. — 0,13% (4210 уголовных дел, в том числе 1712 — по коммерческому подкупу), за январь-июнь 2009 г. — 0,2% (3098 уголовных дел, в том числе 1348 — по коммерческому подкупу).
Разумеется, приведенные цифры действительности не отражают. Обуровне латентности коммерческого подкупа, в частности, свидетельствует показателькриминала во взяточничестве. В 2002 г. в России зарегистрированы 7311 фактов взяточничества,в 2003 г. — 7346, в 2004 г. — 8928, в 2005 г. — 9821, в 2006 г. — 11063, в 2007 г. — 11616, в 2008 г. — 12512, за январь-июнь 2009 г. — 9141. Таким образом как показывает приведенные данные, уровень выявленного взяточничества вышеуровня выявленного коммерческого подкупа в 2002 г. — в 2,6 раза, в 2003 г. — в 2,9, в 2004 г. — в 4,4, в 2005 г. — в 4,5, в 2006 г. — в 6,3, в 2007 г. — в 6,5, в 2008 г. — в 7,3, за январь-июнь 2009 г. — в 6,8.
Сфера действия ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), между тем,много шире сфер действия ст. ст.290 УК РФ (получение взятки) и 291 УК РФ (дача взятки),поскольку число хозяйствующих субъектов в стране исчисляется миллионами и явно большечисла государственных органов, органов местного самоуправления, государственныхмуниципальных учреждений и других, представленных должностными лицами. С достаточновысокой степенью вероятности, исходя из близости коммерческого подкупа и взяточничества,можно предположить если не превышение первого в структуре преступности по отношениюко второму, то хотя бы их равенство.
Таким образом, следует признать, что в структуру преступностипопадает лишь один из двух-трех (по 2002-2003 гг.), один из четырех-пяти (по 2004-2005гг.), один из шести-семи (по 2006 — июнь 2009 гг.) реально совершенных фактов коммерческогоподкупа. Это означает уход от уголовной ответственности, по меньшей мере, двух-семичеловек на каждого привлеченного к таковой; появление у них, да и у общества в целом,ощущения безнаказанности подобного преступного поведения[43].
Анализ состояния и структуры данных свидетельствует, что средидолжностных преступлений преобладают такие, как взяточничество, служебный подлоги превышение должностных полномочий.
Диаграмма 3
/>
Диаграмма 4
/>
Преобладание доли служебного подлога среди должностных преступленийсвязано с тем, что данное преступление сопутствует, как правило, всем должностнымпреступлениям и квалификация проводится по совокупности преступлений.
Ядро коррупционной преступности, как известно, составляет взяточничество.
Таблица 5
Состояние получения взяткиГод Зарегистрировано получение взятки (ст.290 УК РФ) по России Темп прироста к предыдущему году, % Доля в структуре всех должностных преступлений по России, % Зарегистрировано получение взятки (ст.290 УК РФ) по Сибирскому федеральному округу Темп прироста к предыдущему году, % Доля в структуре всех должностных преступлений по Сибирскому федеральному округу, % 2002 4553 16,6 575 16,2 1 2 3 4 5 6 7 2003 4425 -2,8 15,5 501 -12,9 12,1 2004 5273 19,2 15,6 561 12,0 13,5 2005 5720 8,5 15,2 556 -0,9 13,8 2006 6546 14,4 16,5 641 15,3 13,1 2007 6788 3,7 17,4 627 -2,2 12,3 2008 7131 5,1 16,4 712 13,6 15,3 2009 (6 мес) 5633 18,0 663 19,0
Таблица 6
Данные о совершении деяний предусмотренных ст. ст.290-291 УКРФГоды 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Всего выявлено фактов 7346 8928 9821 11063 11616 12512 Удельный вес в общем количестве зарегистрированных преступлений, % 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4
Темп прироста (снижения), %:
к предыдущему году,
к 2003 г. 0,5
21,5
21,5
10,0
33,7
12,6
50,6
5,0
58,1
7,7
70,3
Совершены:
группой лиц 309 374 372 297 293 250 ранее совершавшими преступления 293 289 291 394 490 517 Направлены в суд 4964 7114 7772 9069 9625 9846
Осуждены за получения взятки 958 1211 1374 1472 1597 1576 к лишению свободы 146 171 231 253 309 417 к другим видам наказания 128 161 147 168 181 176 условно и с отсрочкой исполнения приговора (только ч.1 ст.290 УК РФ) 581 870 988 1050 1112 981
Осуждены за дачу взятки 1274 1719 2235 2757 3272 3763 к лишению свободы 59 107 175 199 279 431 к другим видам наказания 1205 1595 2056 2480 2985 3322
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать выводо необоснованном применении условного осуждения и отсрочки исполнения наказанияк лицам осужденным за получение взятки в 2003 г. (осуждены 958 человек, из них условно с отсрочкой исполнения приговора — 581 человек), что, возможно привело к резкомуувеличению количества осужденных за получение взятки, которые ранее уже совершалипреступления, 294 человек в 2006 г. до 490 человек в 2007 г. [44]
Однако статистическиепоказатели коррупционной преступности носят весьма неполный или некорректный характер,что может быть отчасти компенсировано результатами научных исследований. Показательныданные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по вопросу исследовалмнения россиян о причинах коррупции и о том, какие сферы наиболее поражены ею[45].
Три четверти россиян(74%) отмечают высокую или очень высокую степень распространения коррупции в обществе(30% — очень высокая, 44% — высокая). Только 19% респондентов посчитали ее средней,лишь 1% — низкой, и никто не сказал, коррупции нет совсем.
Высокую степень коррумпированностичаще отмечают жители Северо-Западного (46%), Сибирского (43%) и Южного федеральныхокругов (41% соответственно). Причем чем крупнее населенный пункт, тем более коррумпированыразличные сферы и институты общества, по мнению наших сограждан. Так высокий уровенькоррупции отмечают 42% жителей обеих столиц и только 21% сельских жителей[46].
Особо следует отметить, что феноменальнаяживучесть коррупционных отношений, на наш взгляд, во многом объясняется двойственностьюобщественного сознания. С одной стороны, общество понимает пагубность коррупциии, негативно оценивая ее, мечтает вырваться из ее сетей, с другой, — многие гражданесмирились и не воспринимают коррупцию как какое-то серьезное зло: оно стало чем-тообыденным, привычным, само собой разумеющимся; бытует мнение, что если даже поменятьвсех чиновников на других, ситуация практически не изменится. Пройдя путь«коррупционной социализации» и будучи твердо уверенным, что только с помощьювзятки или подношения его проблема будет решена, человек, ощущая стыд (18% респондентов),унижение (17%) и даже негодование (около 20%), все-таки идет на сделку с совестью,лишь 11,5% вступивших в коррупционные связи никаких угрызений не испытывают, правда,около 5% из числа тех, кто давал взятки, испытывал страх.
Коррупция воспринимается как неотъемлемыйатрибут реальной действительности, чуть ли не как социальная норма. Поэтому, призываяна словах к решительной борьбе с коррупцией, люди либо безразлично, либо откровенносаботирует любые усилия в этом направлении. Вместе с тем, культивируется так называемаякоррупционная готовность. Не удивительно, что объектом коррупции при таком«благодушии» стали практически все мало-мальски значимые, охраняемые законом,общественные, хозяйственные и социально-бытовые отношения: политика, бизнес, образование,здравоохранение, межбюджетные отношения, призыв в армию, ЖКХ. И это при условии,что в антикоррупционном плане в стране делается немало, о чем свидетельствует разработкастратегии и механизма противодействия коррупции.
Заключение
Таким образом, «коррупция»- особое социальное явление, сущность которого заключается в использовании должностнымилицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения".Нормативно в российском законодательстве — это «злоупотребление служебным положением,дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуплибо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положениявопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в видеденег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественныхправ для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанномулицу другими физическими лицами», а также совершение указанных деяний от имениили в интересах юридического лица.
Особенностями коррупционной преступности являются:
несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы иналичие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершениепротивоправного деяния;
непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службыв органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершаютне только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащиекоммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступаютлюбые физические и юридические лица;
относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности,достигающей 90%;
тесная связь с организованной преступностью, представители, которых выделяютна подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
повышенная общественная опасность.
Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране,значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половиныроссийских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80%полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно. По вполне обоснованному мнениюсоциологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерностьэкономической жизни страны такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд.долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.
Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика.Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности,финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование,внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельнойреформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политическиепроцессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов,осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти,принятие и реализация государственных решений.
В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание,и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населенияпроблемы. На уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантиейуспеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частьюжизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции сталоне только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправноенарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращениенаселения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическимфеноменом и не в состоянии ему противостоять.
Победить коррупцию трудно, но можно,по крайней мере, в наших силах снизить уровень до определенного минимума. Действоватьследует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всехстратегических направлениях, усиливая ответственность (принуждение), совершенствуяуправление (предотвращение коррупции), повышая правовую и нравственную культуруграждан (просвещение). Только тогда, как говорил Конфуций, в обществе начнет господствоватьдобродетель и строгость, «народ будет почтителен, предан и воодушевлен».
Однако, результат антикоррупционныхусилий пока незначительный, итоги, как считает Президент РФ, «пока сверхскромные»[47].Оценок и деклараций о намерениях пока больше, чем реальных результатов. Продвигатьсяк позитивному итогу семимильными шагами вряд ли удастся: уж очень большое количестволюдей втянуто в коррупционные сети (не менее 70% взрослого населения страны хотябы один раз в жизни сталкивались с необходимостью давать взятки).
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и иные официальныедокументы:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. — 2008. — № 52 (ч.1). — Ст.6228.
2. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. — 2008. — №21. — Ст.2429.
3. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от31 июля 2008 г. № Пр-1568).
4. Литература:
5. Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления.- Алматы: Жетi жаргы, 1997.
6. Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией:Учеб. пособие. — Алматы, 2003.
7. Аникин А. Противодействие коррупции // Законность. — 2006. — №11.
8. Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономическиеи правовые аспекты.М., 2001.
9. Бойлан С. (США) Коррупция стала стилем жизни для правительственныхчиновников в России // Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы:мат-лы науч. — практ. конф. — Владивосток. — 1999.
10. Бурлаков А.В. Состояние и тенденции должностной преступности в РоссийскойФедерации // Современное право. — 2005. — №11
11. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. — 1999. — №1.
12. Голиков Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации.- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
13. Криминология: Учебник / Под ред. проф.В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева.- СПб.: Издательский Дом С. — Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультетаС. — Петерб. гос. ун-та, 2005.
14. Криминология: учебное пособие / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей.- М., 2007.
15. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. — М. — 1991.
16. Нукенов М. О, Коррупционные преступления: криминологический и уголовно-правовойанализ. — Алматы: Международная академия права и экономики, 1999.
17. Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности.с 113-117 Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства.Межведомственный научный сборник / М. 2009.
18. Петрова Ю.А. Коррупция в бизнесе // Управление персоналом. — 2007.- №4.
19. Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативныхактов и литературы) // Предупреждение коррупции в полиции (милиции): Материалы международногонаучно-практического семинара (11-12 февраля 2002 г.). — М., 2002.
20. Саттаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого?// Брошюра в Российской газете. — М., 1998.
21. Ступина С.А., Савенков Р.С. Коррупционная преступность в России иСибирском федеральном округе // Актуальные проблемы профилактики коррупции в Россиина современном этапе: сборник материалов методологического семинара (г. Красноярск,18-19 февраля 2010 г.).
22. У Лубянки на заметке более 2000 казнокрадов и взяточников // Комсомольскаяправда, 1998, 14 июля.
23. Чершинцев В.С. Коррупция и российская уголовная политика // Российскийследователь. — 2007. — №7
24. Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закони право. — 2007. — №1.
25. Электронные источники информации:
26. [Электронный ресурс]. URL: en. wikipedia.org/wiki/File:
27. World_Map_Index_of_corruption_2009. svg (датаобращения: ноябрь 2010).
28. [Электронный ресурс]. URL: www.korrup.ru/index. php. (датаобращения: ноябрь 2010).
29. Степень коррумпированности отдельных сфер деятельности, опрос«Отношение россиян к коррупции», июль 2009 года. URL: cormap.ru/content/view/1774/107/.
(дата обращения: ноябрь 2010).
30. [Электронный ресурс] URL: www.kremlin.ru/appears/2009/03/10/1809_type63378type82634_213795shtmp
(дата обращения: ноябрь 2010).
31. [Электронный ресурс]. URL: www.ng.ru/economics/2010-10-27/4_corruption.html
(дата обращения: ноябрь 2010).