План
1. Президент Республики Беларусь –глава государства. Порядок выбора Президента. Полномочия и функции Президента
2. Понятие и виды объектов гражданскогоправа. Имущество. Понятие и его виды. Вещи (понятии, классификация) Деньги.Ценные бумаги. Иные объекты гражданских прав
Задачи
Список используемых источников
1.Президент РеспубликиБеларусь – глава государства. Порядок выбора Президента. Полномочия и функции Президента
Президент РеспубликиБеларусь – глава государства.
Глава государства – это официальное лицо (или орган),занимающее, как правило, официальное высшее место в иерархии государственныхинститутов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитическойжизни страны и в отношениях с другими государствами. Глава государства может быть главой исполнительнойвласти, а может быть не связанным с исполнительной властью. Он являетсягарантом Конституции, символом национального единства, олицетворяетпреемственность и стабильность государственной власти, является посредникоммежду ветвями власти.
Как высший представитель государства внутри страныГлава государства имеет определенные полномочия в отношении Парламента,Правительства, а также судебной власти. Глава государства обычно так или иначеучаствует в формировании Правительства, часто в решении вопроса о его отставке.Участвует он и в формировании органов судебной власти.
Глава государства имеет определенные полномочия всфере так называемого личного статуса, т.е. в отношениях с гражданами ииностранцами, в сфере международных отношений. Кроме этого, он являетсяверховным главнокомандующим вооруженных сил и вправе принимать немедленные мерыпо обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентскимконтролем.
Из средневековья пришла к нам традиция единоличногоГлавы государства. Первоначально это был монарх, затем в ряде государств, установившихреспубликанскую форму правления, Главой государства стал президент. В отдельныхстранах сложились своеобразные формы данного института. Сейчас существуют такиеего формы:
— единоличный монарх;
— единоличный выборный Президент;
— выбранный Парламентом коллегиальный орган;
— на установленный срок лицо по совместительству(земли ФРГ);
— генерал-губернатор (представитель британскойкоролевы), имеющий статус доминиона;
— узурпатор – лицо, которое путем захвата, незаконнополучило власть, обычно безустановления срока.
Выборы Президента Республики Беларусь
Порядок выборовПрезидента РБ.
Выборы ПрезидентаРеспублики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего,равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Проведение выборовПрезидента Республики Беларусь обеспечивают комиссии, образуемые изпредставителей политических партий, других общественных объединений, трудовыхколлективов, а также представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путемподачи заявления. Комиссии осуществляют контроль за исполнениемзаконодательства о выборах.
Выборы ПрезидентаРеспублики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющемувсю территорию Республики Беларусь.
ПрезидентРеспублики Беларусь:
1)назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и определяеторганизационные мероприятия по обеспечению их проведения;
2)назначает очередные и внеочередные выборы в Совет Республики и определяеторганизационные мероприятия по обеспечению их проведения;
3)назначает очередные и внеочередные выборы в местные Советы депутатов и определяеторганизационные мероприятия по обеспечению их проведения;
4)назначает выборы в местные Советы депутатов во вновь образованных административно-территориальныхединицах;
5)при роспуске Советом Республики местного Совета депутатов назначает выборы вэтот местный Совет депутатов;
6)назначает республиканский референдум и определяет организационные мероприятияпо обеспечению его проведения.
Подготовкуи проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают Центральнаякомиссия, а также соответственно избирательные комиссии по выборам ПрезидентаРеспублики Беларусь.
Подготовкуи проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают следующиеизбирательные комиссии:
территориальныекомиссии по выборам Президента Республики Беларусь — областные, Минскаягородская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные вгородах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь; участковые комиссиипо выборам Президента Республики Беларусь.
Приназначении выборов Президента Республики Беларусь Палата представителей можетпринять решение не образовывать областные, Минскую городскую, районные,городские (в городах областного подчинения) комиссии по выборам ПрезидентаРеспублики Беларусь, а возложить осуществление их полномочий на действующиеобластные, Минскую городскую, районные, городские (в городах областногоподчинения) территориальные избирательные комиссии.
ПолномочияЦентральной комиссии по выборам Президента РБ:
1)организует проведение выборов Президента; осуществляет на всей территорииРеспублики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах; даетразъяснения этого законодательства в целях его единообразного применения,обращается в случае необходимости к субъектам, обладающим правомзаконодательной инициативы, с предложениями о толковании настоящего Кодекса ииных актов законодательства Республики Беларусь о выборах.
2)осуществляет руководство деятельностью комиссий по выборам Президента;
3)решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся запределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь.
4)регистрирует:
инициативныегруппы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь;
кандидатовв Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц и выдает им соответствующиеудостоверения;
5)обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельностиполитических партий, других общественных объединений, кандидатов в ПрезидентыРеспублики Беларусь.
6)выдает избранным Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республикиудостоверения об их избрании;
7)решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторныхвыборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должностиПрезидента, а также повторного голосования по референдуму;
Статья34. Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей,депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосованияоб отзыве депутата, формируемые из представителей политических партий,общественных организаций, трудовых коллективов(ст.11) образуются:
областные,Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь — президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минскимгородским исполнительными комитетами в составе 9-13 членов комиссии; указанныекомиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов;
районные,городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, — президиумамирайонных, городских Советов депутатов и районными, городскими исполнительнымикомитетами, а районные в городах комиссии по выборам Президента РеспубликиБеларусь — президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительнымикомитетами в составе 9-13 членов комиссии; указанные комиссии образуются непозднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов;
участковыекомиссии по выборам Президента Республики Беларусь — районными администрациямив составе 5-19 членов комиссии не позднее чем за 45 дней до выборов. В необходимыхслучаях состав участковой комиссии может быть увеличен или уменьшен.
ВыборыПрезидента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднеечем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца доистечения срока полномочий предыдущего Президента.
Еслидолжность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этомсокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаютсяЦентральной комиссией.
ПрезидентомРеспублики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь порождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постояннопроживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Недопускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей содновременным занятием должности Президента Республики Беларусь.
Кандидатыв Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь приналичии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выдвижениекандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчиваетсяза 50 дней до выборов.
Кандидатамив Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющиеправа в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должностив государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и непогашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Полномочияи функции Президента.
ПрезидентРеспублики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов.Согласно ст.79 Конституции Республики Беларусь, он является Главой государства,гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантируетреализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства,представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами имеждународными организациями.
ПрезидентРеспублики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь,ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечиваетполитическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействиеорганов государственной власти, осуществляет посредничество между органамигосударственной власти, выступает арбитром между властями. Таким образом,Конституция нашей страны возлагает на Главу государства важнейшие функции изадачи.
ПрезидентРеспублики Беларусь обладает неприкосновенностью, его честь и достоинствоохраняются законом. Публичное оскорбление Президента Республики Беларусь иликлевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средствмассовой информации, влекут установленную законом ответственность. Иски озащите чести и достоинства Президента Республики Беларусь предъявляются в суд впорядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
ПолномочияПрезидента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 КонституцииРеспублики Беларусь, а также в статьях Закона Республики Беларусь «О ПрезидентеРеспублики Беларусь» и других нормативных актах, в которых содержатся нормы,посвященные правам и обязанностям Президента Республики Беларусь. К ним относят:
Полномочия в области организации работы Парламента иместных представительных органов:
-Президент назначает очередные и внеочередные выборы вПарламент и местные представительные органы;
-распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренныхКонституцией;
— имеет право участвовать в работе Парламента и егоорганов, выступает перед ними в любое время с речью или сообщением;
— обращается с ежегодными посланиями к Парламенту,которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях палат Парламента.
2. Полномочия в области формирования ПравительстваРеспублики Беларусь и других центральных органов управления:
— назначает на должность Премьер-министра (с согласиянижней палаты Парламента);
-определяет структуру Правительства, назначает иосвобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и другихчленов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
— с согласия Совета Республики назначает на должностьГенерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка иосвобождает их от должности (Президент должен уведомить об этом Совет Республики);
— назначает и освобождает от должности ПредседателяКомитета государственного контроля;
— образует, упраздняет и реорганизует АдминистрациюПрезидента Республики Беларусь;
назначает шесть членов Центризбиркома, в том числеПредседателя Центризбиркома (с согласия Совета Республики). Освобождает их отдолжности (с уведомлением Совета Республики).
3. Полномочия в области законодательства и законности:
— имеет право отменять акты Правительства;
— подписывает законы;
— имеет право в порядке, установленном Конституцией,возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палатупредставителей;
— имеет право приостанавливать решения местных представительныхСоветов депутатов и др.
4. Полномочия в области внешних сношений:
— ведет переговоры и подписывает международныедоговоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РеспубликиБеларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
— принимает верительные грамоты и отзывает грамотыаккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
5. Полномочия в области обороны, обеспеченияправопорядка и защиты граждан:
— является Главнокомандующим Вооруженных СилРеспублики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности высшеекомандование Вооруженных Сил;
— формирует и возглавляет Совет БезопасностиРеспублики Беларусь;
— назначает на должность и освобождает от должностиГосударственного секретаря Совета Безопасности;
— вводит на территории Республики Беларусь в случаевоенной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичнуюмобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждениеСовета Республики;
— в случае стихийного бедствия, катастрофы,беспорядков, сопровождающихся насилием или угрозой насилия со стороны группылиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровьюлюдей, территориальной целостности и существованию государства, вводит натерритории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайноеположение.
6. Полномочия в области формирования судебных органов:
— с согласия Совета Республики назначает на должностьПредседателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда,Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда;
— назначает шесть судей Конституционного Суда (в ихчисле Председатель), иных судей Республики Беларусь.
7. Полномочия в области гражданства:
— решает вопросы о приеме в гражданство РеспубликиБеларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
— осуществляет помилование граждан;
— награждает государственными наградами, присваиваетклассные чины и звания.
Президент Республики Беларусь осуществляет и иныеполномочия, возложенные на него Конституцией и законами (п. 30 ст. 84Конституции Республики Беларусь)
2. Понятиеи виды объектов гражданских права. Имущество. Понятие и его виды. Вещи(понятии, классификация) Деньги. Ценные бумаги. Иные объекты гражданских прав
Понятие объектов гражданского права
Объект является элементом любого правоотношения. Подобъектами гражданских прав понимают материальные и нематериальные блага поповоду которых возникают субъективные права и обязанности участниковгражданских правоотношений. Статья 128 ГК выделяет следующие виды объектов гражданскихправ:
1. вещи, включая деньги и ценныебумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права;
2. работы и услуги;
3. охраняемая информация;
4. интеллектуальная собственность;
5. нематериальные блага.
Статья 129 ГК подразделяет объекты на три группы:
объекты, которые обращаются свободно;
объекты ограниченно оборотоспособные;
объекты, изъятые из оборота.
Изъятие объектов из гражданского оборота означает, чтоданные объекты вообще не могут быть предметом сделок и иным образом переходитьот одного лица к другому в рамках гражданских правоотношений. Изъятие объектовгражданских прав из оборота возможно только на основании закона. Примером такихобъектов являются объекты государственной собственности, находящиеся вобщественном пользовании (дороги, архивные материалы, недра, водные ресурсы,имущество Вооруженных Сил РБ и др.)
К ограниченным в обороте относятся объекты, которые,во-первых, могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского обороталибо, во-вторых, их приобретение допускается только на основании специальных разрешений.К первым можно отнести объекты, не изъятые из гражданского оборота, но которыемогут находиться только в собственности государства Ко вторым относятсяобъекты, которые могут приобретаться в собственность, но только по специальнымразрешениям, например огнестрельное оружие, сильнодействующие яды, летательныеаппараты и др.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться илииным способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какойоборот таких объектов допускается законодательством о земле и других природныхресурсах (п.3 ст.129 ГК).
Вещи и имущество как объекты гражданских прав
Большинство гражданских правоотношений связаны свещами. Вещи — это предметы окружающего материального мира, способныеудовлетворить потребности субъектов гражданских правоотношений.
Действующее гражданское законодательство устанавливаетопределенные правила поведения людей относительно вещи, т.е. ее правовой режим.Правовой режим вещи — это нормативно установленный порядок приобретения,пользования и распоряжения вещами как объектами гражданского права.
С учетом индивидуальных характеристик и назначениявещей, а также различие в их правовом режиме законодательство позволяет классифицироватьвещи по ряду признаков. Классификация делается на основании статей 128 — 142 ГКРБ.
Недвижимые и движимые вещи.
В соответствии со ст.130 ГК к недвижимым вещамотносятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все,что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых безнесоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетниенасаждения, здания, сооружения. По правовому режиму к недвижимости приравниваетсяи ряд движимых по своим естественным свойствам объектов, а именно: воздушные иморские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море»,космические объекты. Распространение на них режима недвижимого имуществаобусловлено высокой стоимостью данных объектов и связанной с этим необходимостьюповышенной надежности правил их гражданского оборота.
Законодательными актами к недвижимому имуществу можетбыть отнесено и иное имущество.
Все остальные объекты, т.е. объекты, не относящиеся кнедвижимости и не приравненные к таковым, являются движимым имуществом.
Правовой режим недвижимого имущества отличается отправового режима движимого имущества, прежде всего тем, что обращениенедвижимости связано с выполнением определенных формальностей. Правособственности и другие вещные права на недвижимые вещи, возникновение такихправ, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Государственнаярегистрация носит правоустанавливающий характер, что означает, что вещные правана недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственную регистрациюправ не следует смешивать со специальной регистрацией или учетом некоторыхвидов движимого имущества, что не имеет правоустанавливающего значения.
Делимые и неделимые вещи.
Такая классификация вещей осуществляется с правовойточки зрения, т.к. физически все вещи делимые. Делимыми признаются вещи,которые в результате их физического деления на отдельные части не утрачиваютсвоей сущности, свойств и хозяйственного по назначения ( лимонад в бутылкеможно разлить в стаканы, он останется тем же, чем был в бутылке). Когда же вещьв результате ее раздела в натуре утрачивает свое прежнее назначение, она считаетсянеделимой (ст.133 ГК) (бутылка сама по себе неделима, деление равнозначноуничтожению вещи).
Разграничение вещей на делимые и неделимые имеетзначение, прежде всего, при разделе имущества, находящегося в общейсобственности, и выделе доли из общего имущества. Неделимые вещи не подлежатразделу, выделяющийся собственник имеет право на денежную компенсацию. Крометого, обязательство, объектом которого является делимая вещь, может исполнятьсяпо частям. При неделимости предмета обязательства оно признается солидарным иза его неисполнение или ненадлежащее исполнение наступает солидарная ответственность.
Потребляемые и непотребляемые вещи.
К потребляемым относятся вещи, которые уничтожаются впроцессе их использования (продукты питания, бензин и т.п.). Непотребляемыевообще не уничтожаются (земля) или допускают более или менее длительноеиспользование с сохранением назначения (книги, машины, мебель и т.п.).Предметом некоторых видов сделок могут быть только непотребляемые вещи (аренда,лизинг).
Простые и сложные вещи.
Простые вещи определены однородными признаками иназначением (столы, книги и т.д.). Сложная вещь представляет собой совокупностьразнородных вещей, которые физически не связаны между собой и каждая из нихможет быть, как правило, использована по тому же назначению, что и сложная вещьв целом. В то же время части сложной вещи представляют собой единое целое ииспользуются по общему назначению (ст.134 ГК) (мебельный гарнитур, сервиз,предприятие как имущественный комплекс и т.п.). По общему правилу, сложная вещьявляется неделимой. Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи,распространяется на все ее составные части. Вместе с тем, участники конкретнойсделки могут предусмотреть, что передаче подлежат не все, а лишь некоторыевещи, входящие в состав сложной вещи.
Главная вещь и принадлежность.
Главная вещь имеет самостоятельное значение,независимое от других вещей. Принадлежность предназначена для обслуживанияглавной вещи, связана с ней общим назначением и сама по себе значения не имеет(ст.135 ГК). Физически главная вещь и принадлежность существуют самостоятельно,юридически — принадлежность следует судьбе главной вещи. Так, продажателевизора одновременно предполагает передачу пульта управления, картина продаетсяв раме и т.п.
Плоды, продукция, доходы.
Плоды — это результат естественного развития вещей.Это приплод скота, плоды фруктовых деревьев, пчелиный мед и т.п. Под продукциейпонимаются объекты, полученные в результате целенаправленного производственногоиспользования вещей (производимые предприятием товары). Доходы представляютсобой денежные и иные поступления от участия в гражданском обороте (проценты повкладу, арендная плата и т.п.).
По общему правилу, собственником поступлений отиспользования вещи (плодов, продукции, доходов) является лицо, использующее этоимущество на законном основании.
Индивидуально-определенные вещи и вещи, определенныеродовыми признаками.
Индивидуально-определенными признаются вещи,обладающие особыми, только им присущими признаками, позволяющими отличить их отдругих вещей. К таким вещам относятся прежде всего единственные в своем роде,уникальные вещи (например, картина-подлинник), а также вещи, не являющиесяуникальными, но выделенные из рода им подобных различными способами, вчастности, нанесением специальных обозначений, осуществлением регистрации,отбором и т.д.
Родовые вещи характеризуются признаками общими длявсех вещей данного рода. Способом их определения служит установление числа,веса, меры (20 литров бензина, 4 кг яблок). Предметом ряда договоров могут бытьтолько индивидуально-определенные вещи (договор имущественного найма), других — только родовые вещи (договор займа).
Юридическое значение деления вещей наиндивидуально-определенные и определенные родовыми признаками заключается втом, что индивидуально-определенные вещи являются незаменимыми, вещи,определяемые родовыми признаками, — заменимыми.
В качестве особого объекта Гражданский кодекс выделяетживотных (ст.137 ГК). По общему правилу, по отношению к животным применяютсяобщие правила об имуществе, но законодательством установлены специальныеправила, обеспечивающие гуманное отношение к животным. Согласно п.2 ст.137 ГК,при осуществлении субъектом своих прав устанавливается запрет на жестокоеобращение с животными. Статьи 231-232 ГК предусматривают меры по защитебезнадзорных животных, а ст. 242 ГК устанавливает возможность принудительноговыкупа домашнего животного при ненадлежащем с ним обращении.
Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав
Деньги (валюта) являются разновидностью вещей (ст.141ГК). По своей природе деньги относятся к родовым, заменимым, делимым ипотребляемым вещам. Национальной денежной единицей Республики Беларусь являетсябелорусский рубль.
Под иностранной валютой понимаются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейскихбилетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежнымсредством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, атакже изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знакииностранных государств;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранныхгосударств и международных денежных или расчетных единицах.
Деньги могут выступать основным (самостоятельным)предметом гражданско-правовой сделки (кредитный договор, договор дарения), ночаще они выступают как средство платежа.
В соответствии со ст.143 ГК РБ ценной бумагой являетсядокумент, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательныхреквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможнытолько при его предъявлении.
Виды ценных бумаг.
· По способу легитимации, т.е. поспособу передачи:
а) Ценные бумаги на предъявителя. Законнымвладельцем такой ценной бумаги признается любое лицо, являющееся владельцемданной ценной бумаги.
б) Именные ценные бумаги — ценные бумаги, правона которые переходит путем регистрации передачи ценной бумаги уреестродержателя данных ценных бумаг на имя нового владельца.
в) Ордерные ценные бумаги — ценные бумаги,право на которые переходит на нового владельца путем совершения на самой ценнойбумаге передаточной надписи (индоссамента). Лицо, совершающее индоссамент,именуется индоссантом, а лицо, в пользу которого совершается индоссамент, — индоссатом.
· В зависимости от видовимущественных прав:
а) Облигация — ценная бумага, подтверждающаяобязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальнуюстоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное непредусмотрено условиями выпуска).
б) Вексель — ценная бумага, подтверждающаяничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или иногоуказанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлениюпредусмотренного векселем срока определенную денежную сумму векселедержателю.
в) Чек — составленное на специальном бланкеписьменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банкупроизвести перечисление указанной на чеке денежной суммы получателю средств(чекодержателю).
г) Депозитный и сберегательный сертификаты.
Депозитный сертификат — ценная бумага банка,удостоверяющая права вкладчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель)или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммывклада и начисленных по нему процентов в валюте вклада.
Сберегательный сертификат — ценная бумага банка,удостоверяющая права вкладчика (физическое лицо) или его правопреемника наполучение по истечении установленного срока суммы вклада и начисленных по немупроцентов в валюте вклада.
д) Коносамент — ценная бумага, выдаваемаяперевозчиком или его представителем, которая определяет условия перевозки,указывает на грузоотправителя, описывает груз, принимаемый к транспортировкеспособом, позволяющим его идентифицировать, и содержит обязательство передатьтовар в определенном месте грузоотправителю или лицу, которому будет переданконосамент.
Данный перечень ценных бумаг не является исчерпывающим.
Восстановление прав по утраченным ценным бумагам напредъявителя и ордерным ценным бумагам производится судом в порядке,предусмотренном процессуальным законодательством (ст.149 ГК РБ).
Иные объекты гражданских прав
Ст.128 ГК предусматривает в качестве объектовгражданских прав работы и услуги как разновидности действий. Работы и услугиявляются объектом гражданских прав преимущественно в обязательственныхправоотношениях, т.е. в обязательствах лица перед другим лицом, возникающих издоговора или иного юридического факта.
Так, в силу договора подряда подрядчик обязуетсявыполнить определенную работу по заданию заказчика, а заказчик — принять иоплатить выполненную работу.
Услуга как объект гражданского права – это действиеобязанного лица, не порождающее материального блага. Услуга заключается всовершении самих действий и ее ценность проявляется в результативности. Услугимогут воплощаться в материальных предметах (ремонт телевизора), не иметьовеществленного результата (перевозка пассажиров), а также могут выражатьсясугубо в юридических действиях обязанного лица в силу закона или договора (поверенныйобязуется совершить действия от имени доверителя).
Статья 140 ГК посвящена такому объекту гражданскихправ как информация, которая составляет служебную и коммерческую тайну. Общимпризнаком, которым должна обладать коммерческая или служебная тайна, являетсяее коммерческая ценность (действительная или потенциальная), т.е. способностьбыть объектом рыночного оборота. Этот признак предопределяется следующимифакторами: соответствующая информация не является общеизвестной; к ней нетсвободного доступа на законных основаниях; обладатель информации принимает мерык охране ее конфиденциальности.
Состав сведений, образующих служебную или коммерческуютайну, определяется самим субъектом хозяйствования в отношении коммерческойтайны и государственными органами управления в отношении служебной тайны сучетом установленных законодательством ограничений.
В качестве объектов гражданских прав могут выступатьрезультаты интеллектуальной деятельности, к которым относятся произведениянауки, литературы, искусства, фонограммы, исполнения, передачи организацийвещания, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционныедостижения и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализацииюридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (фирменныенаименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождениятоваров).
Субъекты результатов интеллектуальной собственностиобладают исключительными правами на результаты своей деятельности, а поэтомуиспользование последних может осуществляться третьими лицами только с согласияправообладателя.
Новый Гражданский кодекс Республики Беларусь 1999 годазакрепляет общие правила защиты личных неимущественных прав и другихнематериальных благ. Статья 151 ГК дает примерный перечень нематериальных благ,подлежащих защите: жизнь и здоровье, достоинство личности, личнаянеприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенностьчастной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбораместа пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личныенеимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданинуот рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемые и непередаваемыеиным способом.
Неотделимость неимущественных благ от личностипредопределяет непередаваемость этих благ, а, следовательно, и непередаваемостьличных неимущественных гражданских прав.
Задачи
Какиеправонарушения совершены в указанных случаях
— Вмагазине при проверке выявлены продукты с истёкшим сроком реализации (молоко),отсутствие щипцов салфеток для отбора хлебобулочных изделий
Выпусклибо реализация недоброкачественной продукции.
Выпускна товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции,заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомозагрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественнойпродукции), — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесятибазовых величин с конфискацией этой продукции, на индивидуального предпринимателя- от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции, а наюридическое лицо — до тысячи базовых величин с конфискацией этой продукции,статья 46-2КоАП)
Нарушениесанитарных норм, правил и гигиенических нормативов
Нарушениесанитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдатьэти правила, — влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовыхвеличин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, ана юридическое лицо — до двухсот базовых величин, (статья 42КоАП)
— Реализация продавцом палатки консервов без сертификатов качества
Нарушениеправил торговли и оказания услуг населению
Нарушениеправил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере отдвух до десяти базовых величин. Реализация товаров с истекшими срокамигодности, хранения, реализации влечет наложение штрафа в размере от двадцати допятидесяти базовых величин.
Деяние,предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течениеодного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение,- влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Приобретение,хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров внарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых впредусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качествотоваров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение(поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующихдействительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ,оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроляРеспублики Беларусь – влекут наложение штрафа в размере от тридцати допятидесяти базовых величин с конфискацией товаров (выручки, полученной отреализации товаров, выполнения работ, оказания услуг), (статья 144КоАП)
— Завышение директором предприятия торговой наценки на мясные п/ф и варённыеколбасные изделия
Нарушениеустановленного порядка формирования цен
Нарушениеустановленного порядка формирования цен должностными лицами предприятий(организаций) и иных хозяйствующих субъектов — влечет наложение штрафа в размереот одной до десяти минимальных заработных плат.
То жедействие, совершенное лицом, которое в течение года уже подвергалось административномувзысканию за указанное нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от десятидо двадцати минимальных заработных плат, (статья 144-1 КоАП)
— Продавец специализированного магазина “ Охота “продала покупателю, не имеющемуразрешение внутренних дел на ношение и хранение гладкоствольного охотничьего оружия,и боевые припасы
Нарушение порядка продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия
Продажа работниками торговых предприятий (организаций) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к нему гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, не имеющим разрешения органов внутренних дел, — влечет наложение штрафа в размере от одной до трех минимальных заработных плат.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение, — влекут наложение штрафа в размере от двух до пяти минимальных заработных плат, (статья 146 КоАП)
ГражданинИванов с территории молочно-товарной фермы колхоза Пламя октябрьского районапохитил несколько мешков комбикорма на сумму 100.000.При попытке продатькомбикорм в соседней деревне Иванов был задержан заведующей молочнотоварнойфермы
Чтотакое хищение
Под хищениемв настоящей главе понимается умышленное противоправное безвозмездное завладениечужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа,разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями,присвоения, растраты или использования компьютерной техники.
Значительнымразмером (ущербом в значительном размере) в статьях настоящей главы признаетсяразмер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины,установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом вкрупном размере) — в двести пятьдесят и более раз, особо крупным размером(ущербом в особо крупном размере) — в тысячу и более раз превышающую размертакой базовой величины.
Какоеправонарушение совершил Иванов?
Ивановсовершил уголовное правонарушение, попадающее по статью статья 205 УК РБ, аименно — тайное похищение имущества (кража)
Действия данного лицпопадают под статью 205 Уголовного кодекса республики Беларусь
Родовой объект кражи — общественные отношения поповоду владения, пользования, распоряжения имуществом.
Объективная сторона : деяние, направленое напротивоправное безвозмное завладение имуществом. Противоправность означает, чтохищение осуществлено не только способом запрещённым законом, но при отсутствии увиновного права на это имущество.
С субъективной стороныхарактеризуется прямымумыслом и корыстной целью.
Субъект — общий с 14 лет.
Назовитевиды правонарушений против собственности?
Уголовнымкодексом Республики Беларусь предусмотрены следующие правонарушения противсобственности:
Cтатья 205 Кража
Статья206. Грабеж
Статья207. Разбой
Статья208. Вымогательство
Статья209. Мошенничество
Статья210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями
Статья211. Присвоение либо растрата
Статья212. Хищение путем использования компьютерной техники
Статья213. Повторное мелкое хищение
Статья214. Угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна
Статья215. Присвоение найденного имущества
Статья216. Причинение имущественного ущерба без признаков хищения
Статья217. Незаконное отчуждение вверенного имущества
Статья218. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
Статья219. Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности
Статья220. Недобросовестная охрана имущества
президент гражданское право вещь деньги
Списокиспользованных источников
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
2. КунцевичК.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2000г
3.Колбасин Д.А. Гражданское право – Мн. – “ Молодёжное” 2003г.
4. Обухович И.В. Курс лекций поконституционному праву Республики Беларусь. – Мн.: МИТСО, 2003.
5. Основы права: Учебник. Под ред. Г.Б.Шишко — Мн Книжный дом 2004 год
6. Кодекс об административныхправонарушениях — Мн.: Амалфея,2005 год.