Реферат по предмету "Государство и право"


Политические права и свобода гражданина

Введение
Российская Федерация – демократическоегосударство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в РоссийскойФедерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основаниизакрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуютсяэти права на основании действующего законодательства и основного закона – КонституцииРФ, а также как основные политические права и свободы граждан в РоссийскойФедерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственнымиправами.
ЗначениеКонституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступатькак форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которыеставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Политические права исвободы относятся именно к конституционным правам и свободам, что говорит об ихвысоком приоритете и значимости. Политические права и свободы нацелены наактивное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами.Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком иобществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политическихправ и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя,реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения.Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, вовзаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
В отличие отосновных личных прав и свобод, которые по природе своей неотчуждаемы ипринадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободысвязаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право наобъединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут бытьотнесены как к личным, так и к политическим правам.
Связьполитических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что онивторичны, производны от воли государства. Политические права и свободывыступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократическогогосударства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзярассматривать в качестве установленных.
Конституция закрепляет наиболее важные исоциально значимые для отдельного человека, общества и государства права исвободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения егодостоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права научастие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членомкоторого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему дляудовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституциигосударства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой дляпроизводных, но не менее важных прав.
Целью даннойкурсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан вРоссийской Федерации.
Дляреализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1. Определитьпонятие политических прав и свобод граждан;
2. Изучитьвиды и содержание политических прав и свобод;
3. Описатьгарантии защиты политических прав и свобод.
Конституционныеправа и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, вкотором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такогоправоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – вобязанности предоставить эту защиту. В соответствии с Конституцией гражданинРоссийской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме своиправа и обязанности с 18 лет. Эта норма касается и политических прав и свобод.

1.Политические права и свободы
Политическиеправа подразумевают в первую очередь управление делами государства иосуществление местного самоуправления. Это положение закреплено в ст. 32Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют правоучаствовать в управлении делами государства как непосредственно, так и черезсвоих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ кгосударственной службе. Они также имеют право участвовать в отправленииправосудия».
Право каждогочлена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать вуправлении делами государства – неотъемлемое демократическое начало в еёорганизации.
ГражданеРоссийской Федерации имеют право участвовать не только в управлении деламигосударства, но и в осуществлении местного самоуправления. Эта втораявозможность вытекает из Конституции Российской Федерации (в ч. 2 ст. 130записано, что «местное самоуправление осуществляется гражданами») и прямоотражена в федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности в ст. 3«Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления».
Непосредственноеучастие в управлении делами государства и местном самоуправлении выражается вследующих возможностях граждан России:
1.  Участие в принятиигосударственного решения на референдуме Российской Федерации, а также решенияна референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме. Правопостановки вопросов перед государственными органами и органами местногосамоуправления в порядке народной инициативы (сбор подписей в поддержкупроведения референдума, для подготовки и принятия законопроекта и др.).
2.  Участие в формированиипредставительных и исполнительных органов власти Российской Федерации и еёсубъектов, избрание представительных органов и должностных лиц местногосамоуправления.
3.  Право занятьгосударственную должность, так как граждане России имеют равный доступ кгосударственной службе (ч. 4, ст. 32 Конституции РоссийскойФедерации), а также муниципальную должность (федеральный закон «Об основахмуниципальной службы в Российской Федерации» и соответствующие законы субъектовРоссийской Федерации).
4.  Право обсуждения проектоврешений государственных органов и органов местного самоуправления и направленияим своих предложений.
5.  Право участвовать вотправлении правосудия. Как известно, правосудие осуществляется от именигосударства, а для граждан выражается в возможностях быть судьями, присяжнымизаседателями, арбитражными заседателями.
1.1 Правона участие в референдуме
Право гражданна участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправленияможет осуществляться как непосредственно, так и через представителей. Право научастие в референдуме относится к непосредственной форме.
Референдум – формапрямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного,регионального и местного значения и принятия по ним решений посредствомголосования. Решения, принятые на референдуме, сами по себе обладаютюридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Суть изначение референдума обусловлены тремя исходными пунктами – волеизъявлениенарода, голосование, результат. Волеизъявление народа означает, что нареферендуме свою волю выражают совершеннолетние граждане страны илисоответствующей территории. При этом избиратель отдаёт предпочтение одному извариантов решения проблемы, если на референдум предложено несколько вариантов;если же предложено только одно решение, у избирателя есть возможность выразитьсвоё согласие или несогласие. Особенно важен третий аспект – результат,последствия. Референдум потому и назван выражением власти народа, чтообразовавшаяся в результате голосования воля большинства имеет обязательноезначение.
Базовыеначала референдума закреплены в Конституции Российской Федерации.
Законодательноезакрепление порядка проведения референдумов на федеральном уровне происходит вследующих нормативно-правовых актах:
1. Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).Он является важным для всех видов референдумов, проводимых в РоссийскойФедерации.
2. Федеральныйконституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме РоссийскойФедерации».[1]
Определённоезначение имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации – вчастности, постановление от 11 июня 2003 г. по делу о проверкеконституционности федерального конституционного закона о внесении изменений и дополненийв закон 1995 г. «О референдуме Российской Федерации».
В большинствесубъектов Российской Федерации есть отдельные законы о референдуме. В некоторыхсубъектах положения о референдуме включены в общий избирательный кодекс. Вотдельных субъектах действует единый закон о порядке проведения как референдумасубъекта, так и местного. Эти акты не могут противоречить федеральному законуот 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июня 2005 г.).
Референдумы вРоссийской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный иимперативный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный.Так, на федеральном уровне является обязательным референдум по решению конституционногособрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции; припринятии в состав Российской Федерации иностранного государства или его части.На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах РоссийскойФедерации, объединяющихся в новый субъект. В некоторых республиках предусмотренконсультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.
В Россиифедеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участиев референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.предусматривает возможность только императивных референдумов, хотя напрямую ине запрещает консультативные референдумы. В некоторых субъектах приняты законы,допускающие также и консультативные референдумы.
Достоинствомреферендума является обязательная альтернативность предлагаемых решений. Органывласти могут подготовить и вынести на референдум какой-либо документ, которыйнаселению надо принять или отклонить, то есть в данном случае граждане невлияют на содержания решения, а определяют, быть ему или не быть.
Как сполитической, так и с конституционно-правовой точек зрения, референдумыявляются высшим выражением власти народа. Проведение референдумов крайне важно,а иногда и просто необходимо, для развитого государства.
1.2Избирательное право
Правоизбирать и быть избранным в органы государственной власти и местногосамоуправления возникает у граждан согласно ст. 60 Конституции РоссийскойФедерации с 18 лет. В этом возрасте у граждан наступает полная дееспособность, т.е.способность самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права иобязанности. Применительно к осуществлению избирательных прав граждан говорятоб избирательной дееспособности которая не отождествляется с гражданскойправоспособностью гражданина. Общепринято различать избирательное право вобъективном и субъективном смысле. Избирательное право в субъективном смыслеесть совокупность юридических норм, регулирующих фактические отношения повыборам представительных органов и должностных лиц. Эти нормы содержатся вКонституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов РоссийскойФедерации, в различных избирательных законах. Субъективное избирательное право –это конституционное право граждан Российской Федерации избирать ПрезидентаРоссийской Федерации, депутатов представительных органов государственной властии местного самоуправления и право (возможность) быть избранным насоответствующий пост или в органы государственной власти и местногосамоуправления. Такое разграничение, принятое в науке конституционного права,сделано юридически в ст. 2 федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» от 12 июня 2002 г.
Новаяредакция указанного федерального закона детализировала избирательные правомочиягражданина, дополнив их правом участвовать в выдвижении кандидатов (списоккандидатов избирательными объединениями). Причём выдвижение кандидатов, списковкандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с федеральнымзаконом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с изменениями от 31декабря 2005 г.). В целом новая редакция рамочного избирательного законанаправлена на демократизацию практически всех стадий избирательного процесса:предвыборной агитации, контроля за проведением выборов, работы избирательныхкомиссий, установления итогов голосования, определения результатов выборов,ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Избирательныеправа граждан Российской Федерации осуществляются на основе универсальныхвсемирно признанных принципов:
1.  Равноправие избирателей.
2.  Непосредственноеизбрание.
3.  Тайность голосования.
4.  Добровольность.
5.  Всеобщность.
Однакосуществуют определённые ограничения как для активного избирательного права, таки для пассивного (стоит отметить, что понятие «ценз» в российскомзаконодательстве при этом не используется):
1.  По принадлежности кгражданству.
2.  По возрасту.
3.  По проживанию.
4.  По количеству избраний.
5.  В связи с нахождением навыборной должности и претензиями на несколько мандатов.
6.  По возможности занятияопределённой должности.
7.  В связи с отбываниемуголовного наказания.
Референдум ивыборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственногоосуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайномголосовании граждан; их результаты обладают юридической силой. Отличиезаключается в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всехуровней представительных органов и Президент; при референдуме решаетсяконкретный вопрос государственного или местного значения. Выборы проводятсястрого периодически в установленные Конституцией, законами сроки; референдумы –в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных, оговоренных вКонституции и законах случаях. При выборах депутатов действует пропорциональнаясистема выборов (в субъектах не менее половины депутатов избирается попропорциональной системе, остальные по мажоритарной) по спискам кандидатов отполитических партий. При референдуме каждый участник голосует «за» или «против»по вопросу референдума.
1.3 Правона равный доступ к государственной службе
Всоответствии с федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системегосударственной службы Российской Федерации» определены виды федеральной службы:гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственнаягражданская служба субъектов Федерации[2].
Федеральныйзакон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступграждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданскойслужбе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными иделовыми качествами гражданского служащего. На гражданскую службу вправепоступать граждане Российской Федерации, достигнувшие возраста 18 лет,владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующиеквалификационным требованиям, установленным в законе. Предельный возрастпребывания на гражданской службе – 65 лет.
Законпредусматривает важную норму о поступлении на гражданскую службу и замещениедолжности гражданской службы по конкурсу. Для проведения конкурса создаётсяконкурсная комиссия. Если гражданин, поступающий на гражданскую службу, считаетотказ в приёме неправомерным, он может обжаловать отказ в комиссиюгосударственного органа по служебным спорам, а решение последней – в суд.
1.4 Правона обращение
Обращениеграждан – важное средство осуществления и охраны прав личности, укреплениясвязи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источникоминформации, необходимой для решения вопросов государственного и общественногостроительства, с другой – одной из важнейших форм и гарантий участия граждан вуправлении делами общества и государства.
Всоответствии со ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеютправо обратиться лично либо через своего законного представителя, а такженаправить индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы,органы местного самоуправления и к должностным лицам.
Конституционноеправо граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов. Так,ст. 26 федерального закона от 28 сентября 1995 г. «Об общих принципахорганизации местного самоуправления» закрепляет обязанность органов местногосамоуправления и их должностных лиц «дать ответ по существу обращений граждан втечение одного месяца».
Термин«обращения» носит обобщающий характер, объединяя изложенные в письменной илиустной форме предложения, заявления, ходатайства и жалобы гражданина. Каждый изэтих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения иразличные правовые последствия.

1.5 Правона участие в отправлении правосудия
Участиеграждан в отправлении правосудия есть один из демократических принциповорганизации и деятельности судебной власти. Это право устанавливается в первуюочередь в ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Часть 1 ст. 1федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»от 23 октября 1996 г. гласит: «Судебная власть в Российской Федерацииосуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленномзаконом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражныхзаседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себяосуществление правосудия»[3].
Федеральныйзакон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судовобщей юрисдикции» определяет условия и основания привлечения граждан к участиюв осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей; требования,предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и запасногосписка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение присяжныхзаседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности. Рассмотрениеуголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном СудеРоссийской Федерации, в федеральных судах всех субъектов Федерации, в окружных(флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанцииподсудных им уголовных дел.
Порядокформирования корпуса арбитражных заседателей установлен Федеральным законом от30 мая 2001. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РоссийскойФедерации». Федеральным законом от 14 марта 2002 г. «Об органах судейскогосообщества в Российской Федерации» предусмотрено участие установленного числапредставителей общественности в составе квалификационных коллегий судей.

2.Публично-политические права и свободы
Помимополитических прав и свобод, предоставляющих возможность напрямую приниматьучастие в управлении делами государства и в осуществлении местногосамоуправления, существуют также политические права и свободы, смежные сличными. Это публично-политические права и свободы.
1.  Свобода мысли и слова.
2.  Право на информацию.
3.  Право на объединение.
4.  Право на манифестацию.
2.1Свобода мысли и слова
Право насвободу мысли и слово закреплено в ст. 29 Конституции РоссийскойФедерации.
Мышление имысль, как его результат, продукт, – естественное и неотъемлемое свойствочеловека, связанное с процессом постановки и решения им практических итеоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное жезакрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственныхмнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любогоидеологического насилия над личностью. Свобода мысли и слова символизируетсвязь личной жизни и индивидуальной свободы человека с его переходом в сферупубличной жизни.
Без свободымысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основедругих важнейших свобод, таких, как свобода печати, свобода творчества, свободавыбирать и быть избранным и др.
Однакосвобода слова не может быть абсолютной. В «Международном пакте о гражданских и политическихправах» говорится, что пользование свободой мнений налагает особые обязанностии особую ответственность, поэтому сопряжено и с некоторыми ограничениями. Оникасаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственнойбезопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
2.2 Правона информацию
Наиболеераспространённым способом поиска, получения, передачи, производства ираспространения информации являются средства массовой информации, под которымив соответствии с законом «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы,кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовойинформации, среди которых особое место занимает Интернет Граждане имеют правона оперативное получение через средства массовой информации. достоверныхсведений о деятельности государственных органов и организаций, общественныхобъединений, их должностных лиц. Эти сведения должны представляться средстваммассовой информации по запросам редакций, а также путём проведенияпресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в федеральном законе от15 декабря 1994 г. «О порядке освещения деятельности органовгосударственной власти в государственных средствах массовой информации».
Гражданенаряду с другими пользователями (органами государственной власти, органамиместного самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладаютравными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и необязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получениязапрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации являетсяосновой осуществления общественного контроля за деятельностью органовгосударственной власти и местного самоуправления, общественных, политических ииных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сферобщественной жизни.
2.3 Правона объединение
Закреплённоев ст. 30 Конституции Российской Федерации право на объединение являетсяправовой основой образования и деятельности политических партий, профсоюзов,молодёжных и детских общественных объединений, некоммерческих организаций,благотворительных организаций и др. Хотя в данной статье и не говорится ополитических партиях, но из содержания ст. 13 Конституции РоссийскойФедерации вытекает, что в Российской Федерации признаётся многопартийность иобщественные объединения равны перед законом.
Гражданин какчлен общественного объединения обладает всеми правами и несёт все обязанности,предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всехобщих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящиеорганы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений,кроме партий. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.Порядок их образования, регистрация уставов устанавливается законодательством.
Общественныеобъединения способствуют развитию политической активности и самодеятельностиграждан, удовлетворению их многообразных интересов.
2.4 Правона манифестацию
Право гражданРоссийской Федерации на проведение публичных мероприятий – собраний, митингов идемонстраций, шествий и пикетирований – является одной из гарантий свободымысли и слова, выражение мнений и убеждений, права на создание общественныхобъединений и др. Реальное осуществление этого права – залог народовластия,непосредственной демократии, поскольку публичное выражение требований, мыслей,убеждений имеет цель воздействовать на органы государственной власти илиинституты гражданского общества для решения определённых проблем.
С точкизрения предметной сущности, реализация права на манифестации может выражаться ввиде протеста против политики и действий власти, либо выражения солидарности свластями, либо не иметь отношения к властям. Манифестационные мероприятия, квластям отношения не имеющие, – это чаще всего собрания, где граждане обсуждаюттекущие дела, митинги, шествия, демонстрации, на которых выражают отношение ксвоим политическим противникам, а также к международным событиям[4].
С точкизрения организационной сущности данного права, во-первых, соответствующеемероприятие проводится как специальное, целевое, во-вторых, проводится вобщественном месте – под открытом небом либо в нежилом помещении, в-третьих,предполагается определённое отношение властей к данному мероприятию.
Федеральныйзакон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях» использует обобщённое для всех видов манифестаций понятие«публичное мероприятие». Под ним понимается открытая, мирная, доступнаякаждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, илипикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая поинициативе граждан, политических партий, других общественных и религиозныхобъединений.
Цельюпубличного мероприятия согласно данному закону является свободное выражение иформирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросамполитической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросамвнешней политики.
Законсодержит определения каждого вида манифестаций, названного в ст. 31Конституции Российской Федерации.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление указанного праване должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этогоправа для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой,национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

3. Защитаполитических прав и свобод
Укреплениегарантий прав граждан и охрана их законных интересов – необходимое условиенормального функционирования политической системы, развития государственности.Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства и егоорганов создавать необходимые юридические и организационные условия дляреализации прав, свобод и законных интересов граждан. Конституционные нормыопределяют особое место человека в системе правовых отношений, выдвигают защитуего прав и интересов в качестве принципа, действующего в обществе игосударстве.
Особую роль взащите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органамиместного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти.Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой –Уполномоченный по правам человека.
3.1Судебная защита политических прав и свобод
КонституцияРоссийской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданинаопределяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способобеспечения этих прав и свобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая впредусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении иразрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушениемнорм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд являетсягарантом прав личности, в том числе политических прав. Каждому гарантируетсясудебная защита его прав и свобод (Конституция Российской Федерации ч. 1ст. 46).
Право на судебную защиту каждого означает, что имобладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защитыозначает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и,с другой стороны – обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять поней законное, справедливое и обоснованное решение.
В гражданском судопроизводстве средством защитыправ и законных интересов является иск. По своей структуре право на иск какправо на судебную защиту в исковом производстве состоит из права напредъявление иска и права на удовлетворение иска. При этом, одни авторырассматривают право на иск как неразрывное, органическое единство двухправомочий: права на предъявление иска и права на его удовлетворение. Другиепредлагают рассматривать право на иск в двух самостоятельных аспектах: впроцессуальном и материально-правовом. При этом под правом на иск впроцессуальном смысле понимается право на предъявление иска, а под правом наиск в материально-правовом смысле понимается право на удовлетворение иска.
3.1.1 Судебная защита избирательных прав
Отдельно стоит отметить судебную защитуизбирательных прав граждан, поскольку их защита весьма специфична.Избирательные споры по своей природе требуют особого процессуальногорегулирования, не совпадающего ни с исковым производством, ни с производствомпо делам, возникающим из административных правоотношений. Это суждение такжезаслуживает внимания в том смысле, что по этим делам суды не могут применятьпроцессуальные средства гражданского искового производства, так как спорвытекает не из гражданских, а из публично-правовых отношений. Отнесение кпроизводству из административно-правовых отношений исследуемых дел не бесспорнопотому, что здесь нет по сути административных правоотношений.
Все избирательные спорыможно разделить на две большие группы по предмету спора:
1. Споры, возникающие из избирательных правоотношений всвязи с нарушением организационно-процедурных правил организации и проведениявыборов и проведения референдума
2. Споры о нарушении нормативно-правового регулированиявыборов и проведения референдума.
Предметом защиты во всех случаях разрешенияправового конфликта из избирательных правоотношений будут политические праваизбирать и быть избранными и участвовать в проведении референдума гражданРоссийской Федерации.
По всем избирательным спорам предметомдоказывания будет совокупность юридически значимых фактов, подтверждающих илиопровергающих обстоятельства так или иначе повлиявшие на свободу волеизъявлениясубъектов избирательных правоотношений. Именно свобода волеизъявления гражданкак субъектов избирательных правоотношений пронизывает все законодательство овыборах как основополагающего принципа реализации конституционногоизбирательного права.
Подсудность избирательных споров определяется внастоящее время как нормами материального права, так и гражданского процессуальногоправа.
Часть 2 ст. 63 федерального закона «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» от 12 июня 2002 г. определяет родовую подсудностьизбирательных споров соответственно уровню проводимых выборов. Решения идействия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностныхлиц обжалуются в Верховный Суд РФ; Решения, действия (бездействие)избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и ихдолжностных лиц – в суд субъекта РФ. Решения, действия (бездействие) всех иныхизбирательных комиссий и комиссий референдума обжалуются в районные суды.
Гражданское процессуальное законодательство в ст. 233ГПК новой редакции содержит отсылочное положение о подсудности избирательныхспоров (ст. ст. 114–116 ГПК). Материальное право регулирует подсудность сбольшей определенностью. Однако, судебная практика не отмечает серьезныхпроблем в определении подсудности.
Таким образом, большинство избирательных споровразрешают суды общей юрисдикции в соответствии с определенной процессуальнымзаконодательством подсудностью избирательных споров.
3.1.2 Роль Конституционного суда в защитеизбирательных прав
Деятельность Конституционного Суда РФ и уставныхсудов субъектов по защите избирательных прав граждан имеет специфическуюнаправленность. Эти суды не разрешают избирательных споров как таковых. Ихкомпетенция – проверка соответствия Конституции РФ, уставам субъектовизбирательного законодательства.
3.2 Внесудебная защита политических прав и свобод
В части 1 статьи 45 Конституции РоссийскойФедерации говорится: «Государственная защита прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной защитойправ и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвейгосударственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая изних, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия нато, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге,а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежитПрезиденту Российской Федерации, как гаранту прав и свобод человека игражданина (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Как главагосударства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большиевозможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчиненииимеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуютему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека игражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РоссийскойФедерации и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства иведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью,обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права отпосягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектахФедерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующиеполитические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав(пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб изаявлений в государственные органы, органы местного самоуправления,общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официальнодействуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых вкачестве цели ставится защита прав человека.
Действенным способом защиты гражданами своих прави свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио,телевидение и т.д.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать ивосстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. Вчастности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами незапрещенными законом, – от обращения за помощью к судам, правоохранительныморганам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международныеорганизации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенныхправ, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и моральногоущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 идр.).

Заключение
Таким образом,можно сделать вывод, что политические права и свободы граждан можнорассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных закономосновных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах какактивно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов,иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественныхотношений, так и участвовать в социальной жизни общества.
Политические права и свободы гражданинаобуславливают его возможность влиять на политическую обстановку в стране, аследовательно на собственную жизнь и судьбу. Для России, которая стремитсястать правовым государством и создать развитое гражданское общество,обеспечение политических прав и свобод является одной из важнейших задач.Необходимо совершенствовать специальные процессуальные механизмы, гарантирующиемаксимальное обеспечение четкого, законного рассмотрения и разрешения этих дел,и обеспечения исполнения судебных актов. В условиях одной и той же формациимогут существовать различные отношения к правам человека и правовомугосударству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зренияцивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадиюсоциально-экономического развития и положение классов, социальных групп вобществе.
Формационный подход не раскрывает место человекав обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав.Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамкахцивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идеяценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры обществана право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему состороны власти.
В цивилизованном обществе суду принадлежитцентральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинноеправо, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия вцелом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд вовзаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем вышеуровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможныхпосягательств права и свободы граждан.
Если учесть, что становление демократическихпреобразований происходит в России в очень сложных условиях явно недостаточнойполитической, правовой культуры, то вопросы должного, своевременного, и юридическибезупречного судебного разрешения дел о нарушениях избирательных прав гражданвесьма актуальны и важны.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основахмуниципальной службы в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «Ореферендуме Российской Федерации».
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11июля 2001 г. «По делу о проверке конституционности Федеральногоконституционного закона «О внесении изменения и дополнения в федеральныйконституционный закон «О референдуме Российской Федерации» федеральным законом«О политических партиях»».
7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации».
8. Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «Осудебной системе Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжныхзаседателях федеральных судов общей юрисдикции».
10. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. «Об арбитражныхзаседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органахсудейского сообщества в Российской Федерации».
12. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. «О средствахмассовой информации».
13. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.