Статья
Потребительвсегда прав
Гарантийныйремонт — права потребителя
Нередко внашей жизни случается так, что совсем новые бытовые товары: мобильный телефон,телевизор, холодильник и т.п. ломаются, не отслужив нам — потребителям иполовины от «обещанной гарантии». И самое грустное в этой ситуации, то, чтопотребителю помимо душевных переживаний связанных с поломкой дорогостоящеготовара придется столкнуться (в большинстве случаев) еще и с массой различныхпроблем. Ведь, магазин-продавец, как правило, отказывается принимать сломанныйтовар на гарантийный ремонт и отправляет потребителя в сервисный центр, а тот всвою очередь находит массу отговорок, чтобы отказать потребителю в бесплатном исвоевременном ремонте. Кроме того, очень часто сервисные центры по-своемутрактуя законодательство о защите прав потребителей, включают в квитанции оприеме товара на гарантийный ремонт ничем не обоснованные формулировки. Например,одна из них: «срок ремонта товара увеличивается в случае отсутствия запчастей».Заставив потребителя расписаться в квитанции с подобной формулировкой,сервисные центры могут затянуть гарантийный ремонт на несколько недель, а то имесяцев.
Поэтому,для того, чтобы не только избежать конфликтных ситуаций, но и добитьсяположительного для себя результата важно знать о своих потребительских правах ио некоторых важных моментах. В этой статье я и постараюсь изложить самые важныеиз них.
Гарантийныйремонт
Момент I
Всоответствии со статьей 8 ЗУ «О защите прав потребителей» потребитель имеетправо по своему выбору обратиться с требованием о бесплатном устранении недостатков,то есть о выполнении гарантийного ремонта, либо к продавцу, у которого былприобретен товар либо к производителю или предприятию, удовлетворяющему этитребования по месту нахождения потребителя. А это значит, что в случае поломкитовара в течение гарантийного срока, потребителю не нужно (если он сам этого нежелает) самостоятельно искать и посещать сервисные центры, мастерские и т.п. Емудостаточно всего лишь обратиться к продавцу с требованием о бесплатномустранении недостатков. Для того чтобы продавец более «охотней» согласилсяпроизвести бесплатный и своевременный ремонт потребителю лучше предъявить своитребования в письменном виде, например, в виде претензии на имя директорамагазина или предприятия, у которого был приобретен товар. Претензия составляетсяв произвольной форме в 2-х экземплярах, один из которых передается продавцу, адругой с отметкой о её получении и датой остается у потребителя. К даннойпретензии обязательно нужно будет приложить копии товарного чека и гарантийноготалона. Если вдруг претензию откажутся принять, её следует отправить по почтезаказным письмом, желательно с уведомлением о вручении, в таком случае потребительбудет знать, кто и когда получил его претензию.
Момент ІІ
Втой же статье 8 ЗУ «О защите прав потребителей» указано, что при предъявлениипотребителем требования о бесплатном устранении недостатков товара они должныбыть устранены в течении 14-ти дней со дня предъявления данного требования. Закаждый день задержки устранения недостатков свыше установленного срока (14-тьдней) потребителю выплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.Поэтому, если потребитель не хочет чтоб гарантийный ремонт затянулся надолго,ему необходимо в своей претензии указать, чтобы выявленные недостатки в товаребыли устранены в течении 14 дней (это очень важно, ведь даже если ремонт ипродлится свыше 14 дней, у потребителя будет право получить неустойку).
Момент III
На времяремонта товара потребитель имеет право в письменной форме потребоватьпредоставления аналогичного товара надлежащего качества, т.е. товара,обладающего теми же основными потребительскими свойствами, что и приобретенныйим товар. С этой целью продавец или предприятие, удовлетворяющее требованияпотребителя (сервисный центр) обязаны создать (иметь) обменный фонд товаров.
Момент IV
Еслипотребитель все же решил обратиться непосредственно в сервисный центр с цельюгарантийного ремонта своего товара, то ему следует обращаться в те из них, которыеуказаны производителем в эксплуатационных документах или сообщенные потребителюпри покупке товара. Обращения потребителя к сервисному центру желательно излагатьв письменной форме, как и в случае с продавцом (описано выше).
Условиявыполнения работ по гарантийному ремонту регулируются Порядком гарантийногоремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовыхтоваров, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля2002 г. № 506.
Какпоказывает практика, чаще всего потребители при устранении недостатков товара,сталкиваются с неприятностями, связанными с нарушением исполнителями процедурыприема товара на гарантийный ремонт. Поэтому, для того чтобы обезопасить себяпо максимуму от подобного рода неприятностей, потребителю следует знать и незабывать содержание пункта 30 вышеназванного Порядка, в котором четко прописанатакая процедура и звучит следующим образом: принимая товар для проведениягарантийного ремонта, исполнитель в присутствии потребителя проверяетпотребительские свойства товара, его комплектность, внешний вид, заводской номер,дату изготовления, наличие пломб изготовителя (если они должны быть),гарантийных талонов и устанавливает наличие заявленного потребителемнедостатка. Далее приняв товар на гарантийный ремонт, исполнитель обязан выдатьпотребителю квитанцию №7 – гарант. Этот документ должен содержать сведения оборганизации-исполнителе, наименование и описание товара – марка, модель,заводской номер, внешний вид (наличие или отсутствие царапин, повреждений),цену, дату изготовления, перечень недостатков, дату принятия товара в ремонт исрок выполнения ремонта. Что касается срока выполнения гарантийного ремонта, токак уже говорилось ранее он должен быть произведен в течении 14-ти дней.Следует отметить, что указанный срок может быть увеличен лишь при согласиипотребителя. Поэтому, если в квитанции о приеме товара в ремонт указан,например, срок ремонта 25 дней, потребитель вправе не подписывать её итребовать устранения недостатков в срок, не превышающий 14 дней.
Одинэкземпляр квитанции исполнитель передает потребителю. После выполнениягарантийного ремонта потребитель возвращает исполнителю квитанцию о приеметовара на гарантийный ремонт. При выдаче отремонтированного товара исполнительдолжен продемонстрировать потребителю его работу. Товар должен бытьопломбирован (если это предусмотрено эксплуатационными документами), после чегопередается потребителю.
От всейдуши желаю Вам не попадать в конфликтные ситуации. С праздником дорогиепотребители! Если у кого-то из Вас возникнут вопросы по поводу данной статьи,звоните по этому номеру:0664259497, буду рада ответить.
Ванжула Мирослава