ТЕМА:
ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМНОГОВАРИАНТНЫХ ПРОГРАММ ДОПРОСОВ
Научные основы методики многовариантногопрограммирования
Многовариантное программирование предполагаетнеобходимое преобразование и комбинирование имеющейся информации.
Методика многовариантного программированияпредставляет собой логически обоснованную цепь операций, которые основаны насистеме методов, обеспечивающих преобразование формы, структуры связей. Этопозволяет считать метод гибким, индивидуальным, глубоко адаптированным к личностиследователя и его партнера, а также к следственной ситуации.
Методика базируется на разнообразных по своей природеметодах: логических, статистических, психологических, математических и иных.
Методика программирования значительно отличается отиных методик тем, что она в известном смысле непредсказуема в ходеконструирования программы следственного действия.
Принципы разработки криминалистических прогнозов:
1. Системность прогнозирования (взаимосвязанность исоподчиненность прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона, а такжеих элементов).
2. Согласованность прогнозирования. Требуетсясогласование: исходных данных; версии; ожидаемых результатов; адекватныхпроцессуально — криминалистических решений и технологий.
3. Вариантность прогнозирования, требующая разработкивариантов прогноза исходя из многих вариантов
прогностического фона.
4. Непрерывность прогнозирования (корректировкапрогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования).
5. Верифицируемость прогнозирования (определениедостоверности, точности и обоснованности прогнозов).
6. Рентабельность (произведенный эффект отиспользования прогноза должен быть выше затрат на его разработку).
Программирование состоит в конструировании фрагментов(этапов) тактической программы путем отбора известных альтернатив (вопросов иприемов), их рационального комбинирования и преобразования (по форме,содержанию, структуре связей, направленности, интенсивности и т.д.).
Конструируемая программа одновременно постояннооценивается с позиций допустимости риска. Результатом является определениеследователем границ, в которых будет реализовываться программа следственнойситуации (допроса). Подготовка эвристической программы допроса предусматривает,таким образом, постоянный контроль за допустимостью риска предстоящих приемов ивопросов, оптимизирующих следственное действие.
Технология разработки(многовариантных) криминалистических программ
Разработка программ состоит из следующих этапов:
1-й этап:отбор криминалистических предписаний. В программы следует поместить такиепредписания, которые бы носили характер алгоритмов (однозначнаяопределенность). Однако лишь часть предписаний может быть изложена в видеалгоритмов. В программы могут быть помещены и такие предписания, которые носятфакультативный характер. Включение в программы предписаний необязательногохарактера преследует цель активизации поиска необходимых средств по аналогии.Предписания делятся по своему содержанию и по степени категоричности на:
-команды-предписания, которые указывают следователю,что ему надо выполнять действия определенным, только таким образом и не иначе.Команды не допускают различного толкования;
-рекомендации-предписания, сформулированные в видеобъяснений предпочтительности тех или иных действий в определенной ситуации;
-альтернативные советы, т.е. такие предписания,которые предполагают не одно, а два или более видов целесообразных действийследователя;
-объяснения, чей текст содержит разъяснения по поводукакого-либо существенного обстоятельства или даже группы обстоятельств;
-запреты, т.е. предписания, указывающие нанедопустимость каких-либо действий следователя.
2-й этап:систематизация криминалистическихпредписаний. Предписания делятся на три группы:
1. Начальная ситуация (условия задачи). Предписанияследователя по принятию информационного решения: что есть, что произошло.
2. Цель (конечное состояние). В этом разделесосредоточиваются предписания следователю о том, что должно быть установлено врезультате расследования данного вида преступления.
3. Методы (средства). В этом разделе сосредоточиваютсяпредписания, во-первых, о том, какого рода доказательства могут подтверждатькаждое из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по отдельным видамуголовных дел; во-вторых, о том, какие следственные действия должны бытьпроведены с тем, чтобы получить такие доказательства.
3-й этап:формирование программ. Форма программ должна отвечать следующимтребованиям: легкость восприятия и легкость поиска необходимого; точность;компактность; наглядность; безошибочность.
Технология многовариантного программирования можетбыть представлена в виде четырех стадий:
1 -я стадия:обнаружение и интерпретация проблемы висходных данных криминальной и следственной ситуациях: постановка всехвариантов вопросов.
2-я стадия: поиск и перебор вариантов программ решений проблем(комплекса вопросов), поставленных криминальной и следственной ситуациями.
3-я стадия: построение моделей программ решения поставленныхпроблем.
4-я стадия: адаптация и оперативная коррекция построенныхтактических программ в процессе их реализации и анализа.
На 1-й стадииследователь обнаруживает и интерпретируетпроблему, ставя все возможные варианты вопросов (« вопросное » содержаниепроблемы).
На 2-й стадииследователь формирует « поисковое поле »,на котором собирает все варианты возможных ответов. Причем ответов должно бытьнамного больше, чем вопросов, чтобы создать доказательственную «избыточность»,надежность, чтобы не было неожиданных вопросов в процессе (реализациипредстоящей тактической программы. На 2-й стадии происходит:
1) накопление приемов и методов для созданиятактической программы. Каждый поставленный на первой стадии вопрос долженвызвать к жизни тактический ответ. Следователь должен иметь сумму еще несистематизированных приемов, методов, операций для решениянесистематизированных вопросов, порожденных деятельностью в первой стадии. Этустадию можно сравнить со строительством дома, когда человек накапливаетстроительные материалы, заготовляет инструменты, чтобы уже затем оптимизироватьпроцесс строительства, учитывая ту реальность, в которой он Iнаходится, которую он для себя создал;
2) поиск оптимальных действий, их выбор. Основнымметодом переработки всех вариантов готовящейся тактической программы являетсяметод преобразования программы. Каждый прием, метод или программа в целомпоследовательно подвергается воздействию различных преобразований с цельюпроверки на «зрелость», способность к оперативной корректировке в процессереализации и т.д.
Каждый элемент программы (вопрос, прием) проверяется,продумывается с точки зрения преобразования:
— формы;
— содержания микроэлементов;
— расположения элементов внутри программы;
— связей внутренних и внешних;
— направленности тактического воздействия надопрашиваемого;
— интенсивности тактического воздействия;
— носителя (предмета, документа, речи и т.д.)тактической информации;
— по аналогии;
— экспериментального исключения отдельных элементов;
— включения новых элементов в программу и проверки ихкачества;
— рекомендаций элементов и связей внутри системы, т.е.тактической программы.
На 3-й стадииследователь строит изсобранных на предыдущих стадиях приемов и методов варианты тактическихпрограмм.
На 4-й стадии следователь адаптирует построенные варианты тактической программы креальной следственной ситуации, которая подвижна, гибка, динамична.
Принципы построениямноговариантной криминалистической программы
Принципы составления многовариантнойкриминалистической программы следственного действия:
1. Программа должна строиться на системекриминалистических методов, синтезированных с системой криминалистическихзнаний.
2. Этапы многовариантного программирования должны бытьсочетаемы, взаимосвязаны. В этом проявляется действие логических методов.
3. Многовариантные программы должны быть адаптируемы кконкретному уголовному делу, к следователю и к меняющимся условиям развитияследственного действия, т. е. эвристическая программа должна бытьмноговариантна и достаточно гибка.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОВАРИАНТНЫХ РЕШЕНИЙ
Многоверсионность Прогнозность Оперативность Диагностичность исходных Адаптивность к ситуации данных Модульность Модельность Селективность Рефлексивность Многофункциональность
4. Элементы многовариантной программы должны быть ивидоизменяемыми по форме, содержанию, связям и другим направлениям, ивзаимозаменяемыми. Тактическая (эвристическая) программа должна легко «агрегатироваться», т.е. отдельные ее части должны легко «сниматься» и«ставиться» в нужных местах.
5. Многовариантная программа должна строиться насистеме альтернатив, точнее, на избыточном множестве альтернатив. Этообусловлено тем, что «избыточность» альтернатив создает широкое поисковое поледля выбора оптимального решения и путей его реализации.
Структура соотношениясубъектов, приемов, вопросов
и технологий в реализации типовойпрограммы допроса
В программировании различают три вида алгоритмов:
— параллельные,последовательностные и эквивалентные.
Параллельные — это алгоритмы, в которых определенапоследовательность действий, предназначенных для независимого, параллельного ихисполнения.
Последовательностные предназначены для строгого и последовательноговыполнения всех без исключения предписаний.
Эквивалентныеалгоритмы — это те, которые при каждомисходном данном (к которому применим хотя бы один из них) приводят к получениюодинаковых результатов.
Независимо от своей принадлежности к той или инойразновидности, алгоритмы (в т. ч. криминалистические) должны быть ясными,точными, емкими, наглядными. Они должны отличаться однозначностью, характернойструктурой и доступным языком. Эти свойства в совокупности придают алгоритмумассовый характер.
Процесс создания криминалистических алгоритмов ипрограмм состоит из пяти взаимосвязанных этапов:
1. идентификации,
2. концептуализации,
3. формализации,
4. апробации и
5. реализации.
На этапе идентификации следователь должен стремитьсяобнаружить проблему и сформулировать задачи, решение которых последовательноприведет к быстрому и полному раскрытию преступления, изобличению виновных и т.д. Затем он уточняет особенности каждой отдельной задачи, которую необходиморешить. К ним относятся характер, необходимые силы и средства ее решения.Наибольшие трудности, как правило, вызывает определение характера поставленнойзадачи. Нередко ее первоначальная формулировка отличается неоправданной широтойи сложностью. Поэтому вначале следует сосредоточиться на какой-либо подзадаче,определится со способом ее решения, а затем привести первоначально поставленнуюзадачу в соответствие со всеми реалиями.
Этап концептуализации связывается нами с определениемсовокупности практических рекомендаций, механизма их реализации при решениитиповых задач расследования. Здесь же исследуются подзадачи, уточняютсявозможные ограничения. Это нужно для того, чтобы субъект криминалистическойалгоритмизации и программирования мог четко определить уровень изложенияпрофессиональных знаний в разрабатываемых формализованных предписаниях. Какправило, до апробации криминалистического алгоритма или программы, полныйанализ предложенных путей решения следственной задачи еще ничего не дает.Формировать и оптимально направить процесс концептуализации поможет абстрактныйуровень детализации, обеспечивающий четкое выделение ключевых правил.
Формализация состоитв выражении профессиональность знаний формальным способом, формальным языком.Субъект формализации должен иметь полное представление о том, каким образом вкаждом отдельном случае следует формализовать решение следственной задачи. Так,для активизации поиска решения по аналогии, может быть рекомендована разработкапростейших формализованных предписаний необязательного характера. Их содержаниеи степень категоричности варьируются в зависимости от формы. Это могут быть:
— альтернативные советы, предполагающие не один, а несколько вариантовцелесообразных действий следователя;
— запреты, указывающиена недопустимость каких-либо действий;
— команды, недопускающие двусмысленного толкования, указывающие следователю определенныйобраз действий;
— объяснения, разъясняющиеотдельные обстоятельства;
— рекомендации, указывающиена предпочтительность тех или иных действий в зависимости от сложившейсяситуации.
Чтобы осознать глубину предстоящей следственной илисудебной ситуации, не стоит ждать ее непредсказуемого наступления, а надоискать корни завтрашних проблем в сегодняшних ситуациях. Необходимо видетьзавтрашний день в игровых моделях и их символах, так как вся следственная исудебная деятельность строится на оперировании моделями и носит игровойхарактер. Государственный обвинитель неуклонно становится «заложником» другихучастников состязательного судопроизводства: следователей, которые могутдопустить процессуальные, технические, тактические, стратегические,психологические, уголовно-правовые ошибки. Эти ошибки могут «прорасти» втактику обвинения. Поэтому значительно осложняется деятельность:
— прокурора, надзирающего за законностью следствия,который «завален» уголовными делами настолько, что качественный надзор — достаточно сложная сверхзадача;
— начальника следственного отдела, руководящегоследствием по делу, допускающего вместе со следователем все указанные ошибки, атакже не застрахованного и от своих собственных ошибок;
— защитника и обвиняемого, которые выявляют,отслеживают ошибки предварительного следствия.
Схема построениямноговариантной типовой программы расследования
Практическое построение и использование многовариантных типовых программ укладывается вследующую схему:
1. Предварительная диагностика происшествия:распознание существа и смысла криминальной ситуации;
— определение вероятностной картины происшествия,установление того, что произошло: где и когда, какие следы есть и какие следуетобнаружить;
— различение характеризующих признаков происшествия иотождествление происшествия с определенной группой происшествий.
2. Построение версий относительно механизмапроисшествия:
— по субъекту;
— по объекту;
— по субъективной стороне;
— по объективной стороне.
3. Выявление следов и закономерностей в механизмесовершения преступления и формализация суммы вопросов и приемов, необходимыхдля выявления этих преступных закономерностей в ходе предстоящих следственныхдействий.
4. Выбор типовых программ допросов, которые могутподходить к сложившейся следственной ситуации.
5. Установление аналоговых подобий установленныхданных и типовых моделей преступлений, в которых концентрируются закономерностипреступных действий.
6. Адаптация для расследуемого дела серии типовыхпрограмм и составление аналоговых цепочек.
7. Преобразование полученной информации для выявленияинформационных пустот и систем связей между известными фактами и неустановленными, но «вероятными» фактами.
8. Дополнение, селекция и адаптация типовых программ кособенностям конкретного происшествия.
9. Отбор приемов и методов, оптимизирующих работу сконкретным допрашиваемым.
10. Реализация адаптированных типовых программ впроизводстве допроса. «Оживление» программы допроса.
11. Анализ полученных результатов, суммирование данныхразных следственных действий и поиск совершенных ошибок.
12. Составление программы выявления, исправления ипредотвращения ошибок: криминалистических; уголовно-процессуальных;уголовно-правовых; психологических.
13. Формирование криминалистической защиты программы: алгоритмызащиты; коммуникативные приемы; поисковые приемы.
14. Контроль элементов программы с позиций УК, УПК, нормэтики.
Алгоритм формирования ииспользования многовариантной программы (технологии)
Вопросы: 1) общие, 2) частные, 3) свободные, 4)открытые, 5) прямые, 6) косвенные, 7) закрытые, 8) ассоциирующие, 9)дисассоциирующие, 10) психотерапевтические, 11) психотравмирующие, 12)нейтральные, 13) инструментальные, 14) агрессивные, 15) конфликтные, 16)контактоформирующие, 17)диссонансные, 18) консонансные, 19) оценочные, 20)вуалирующие, 21) утверждающие, 22) акцентирующие, 23) проблемные, 24)парадоксальные, 25) уточняющие, 26) дополняющие, 27) контрольные, 28)тупиковые, 29) стрессогенные, 30) фрустрационные, 31) простые, 32) преактивные,33) агрегативные, 34) аналитические, 35) латентные, 36) профилактические, 37)ситуативные, 38) рефлексивные, 39) явные, 40) узловые, 41) корректные, 42)соединительные, 43) разделительные, 44) смешанные.
Анализ исходной ситуации: логический,системно-структурный, аналоговый, индуктивно-дедуктивный, рефлексивный,инверсионный, концептуальный.
Тактическое поле выбора варианта действия:
— Аналитический выбор наиболее продуктивных решений ивопросов.
— Анализ ситуации с позиции ошибок и риска.
— Интеграция имеющихся аналитических приемов вразветвленный тактический модуль (технологии).
— Анализ личности, в адрес которой применяетсяпрограмма.
Формирование алгоритма реализации программы-модуля.
— Игровой, модельный анализ.
— Сценарий развития программы.
— Генерирование смысла выявленных исходных данных.
— Реконструктивный анализ.
— Аналитический и дискретный анализ ситуации.
— Преобразование проблемы в виде дерева встречныхрешений.
— Прогнозный, поисковый причинно-следственный анализ.
— Построение вопросов серии аналитических приемоврешения частных проблем.
Составление и применение многовариантной программыдопроса:
— Оценка работы программы-модуля и корректировка поканалам обратной связи.
— Прогнозируемый результат в деятельности (построениемодели): следователя, надзирающего прокурора, защитника, судьи, обвинителя.
Метод контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов применяется для активизацииследственного творчества, особенно когда имеютместо нераскрытыепреступления и тупиковые следственные ситуации. Цель метода — системой вопросовподвести следователя |к решению конкретной задачи. Метод контрольных вопросовпозволяет: совершенствовать стандартные приемы и методы применительно к реальносложившейся ситуации; создавать новые методы, рассчитанные на решениенестандартных ситуаций; разрабатывать оригинальные методы (приемы), ранее неприменявшиеся в следственной практике. Разработка осуществляется в результатесложного комбинирования элементов различных методов и форм деятельности, в томчисле и методов, относящихся к иным наукам; искать и находить методы (операции)для выхода из тупиковых следственных ситуаций; оптимизировать отдельныеследственные действия, особенно в начале следствия по делу, когда формируется«фундамент» дела и совершается множество следственных ошибок (в частности, приосмотре места происшествия).
Список контрольных вопросовпри анализе тупиковой следственной ситуации можетвыглядеть следующим образом:
1. Что следствием установлено? Что произошло? Каковмеханизм расследуемого преступления?
2. Каков механизм процесса расследования преступления?Какими путями, методами шло следствие?
3. Почему следствие зашло в тупик?
4. Где наиболее уязвимые места цепочки доказательств?
5. В каких следственных действиях допущены ошибки,повлекшие дефектность расследования и вызвавшие тупиковую ситуацию?
6. Какая информация (в каком виде и о чем) необходимаследователю, чтобы раскрыть преступление?
7. Каким образом эта информация может быть получена?
8. Какие следственные действия проводились дляреализации поставленных целей и почему они не увенчались успехом?
9. В чем дефектность выполненных действий ицелесообразно ли их повторить, чтобы нейтрализовать допущенные ошибки, есливременные, пространственные и иные факторы внешней среды это позволяют?
10. Возможно ли решение проблемы иными путями,средствами, методами, тактическими приемами, операциями?
11. Можно ли преобразовать примененные приемы, методы,тактические операции путем:
— усложнения или упрощения структуры элементов приёма(метода);
— введения вещественных доказательств, документов,видеозаписей, звукозаписей и иных источников информации, направленных напреодоление позиции, занятой партнером следователя;
— изменения времени, места проведения следственногодействия, исключения внешних факторов, мешающих полному и всестороннемупроцессу приема-передачи информации;
— замены исполнителя следственного действия, введения вследственное действие нескольких исполнителей (следователей, оперативныхработников), обеспечивающих более интенсивное допустимое воздействие.
Алгоритм допроса
Подготовительная стадия. Подготовительная стадия допроса представляется в видеалгоритма:
1. Изучение материалов уголовного дела.
2. Определение объема обстоятельств, подлежащихустановлению на допросе.
3. Изучение личности допрашиваемого, его сильных ислабых мест.
4. Формулирование блока вопросов, подлежащихразрешению на допросе. Использование типовых программ допроса.
5. Выбор приемов и методов, подлежащих применению надопросе, их адаптация к ситуации.
6. Интегрирование приемов и вопросов; формированиегармоничной программы допроса; выбор подхода по формированию психологическогоконтакта.
7. Прогнозирование возможных ошибок, которые могутдопустить допрашиваемый и следователь. Формирование тактических средствкоррекции, исправления, профилактики, использования ошибок допрашиваемого.
8. Рефлексивный анализ предстоящего допроса,продумывание допроса за допрашиваемого, анализ возможных реакций и ихтактические последствия.
Перед допросом целесообразно провести биографическийанализ, который представляет собой сбор и систематизацию сведенийбиографического характера, характеризующих личность. Биографическому анализумогут подвергаться любые факты, имеющие значениедляхарактеристики личности в связи с расследуемым делом.
Биографический анализ позволяет:интерпретироватьжизнь как процесс; рефлексировать процесс с позиций субъектов расследуемой ситуации,т.е. думать за всех заинтересованных в деле лиц; диагностировать установленныежизненные факты с точки зрения влияния на совершенное преступление ирасследуемое дело.
Биографический метод — это синтетическийинтеграционный подход: к поиску фактов; к истолкованию и субъективнойпереработке; к оценке на основе независимых характеристик; к диагнозу отдельновзятого факта и интеграции смысла факта в анализируемое целое — жизнь человекав границах расследуемого дела.
9. Следующий этап — вызов допрашиваемого: повесткой,по телефону (при этом вкладывается определенная эмоциональная нагрузка).Например, подозреваемый получил повестку за пять дней до дня допроса. Он может:начать готовиться к допросу, произвести необходимые консультации с юристами,договориться с соучастниками, «перегореть» эмоционально, уйти в побег и т.д.Поэтому лучше провести допрос неожиданно или с минимальным диапазоном временимежду вызовом и фактом допроса.
10. Построение вариантов формулируемой тактическойпрограммы в зависимости от линии поведения допрашиваемого.
Многовариантная программа допроса предполагаетготовность следователя к любому режиму информации на допросе. Следовательдолжен прогнозировать формы контактного общения, которые можно разделить взависимости от целей, преследуемых участником следственного действия:
— вступление в психологический контакт с целями,которые совпадают с целями следователя. В такой обстановке человекпринимает объективно сложившуюся ситуацию, желает установления истины порасследуемому делу. Отношения со следователем носят бесконфликтный характер;
— вступление в психологический контакт с целями,которые полностью или частично не совпадают с целями следователя.Внешнеданные отношения не отличаются от ранее описанных, но внутренняя, сторонаотношений носит характер скрытого конфликта.
Программа допроса должна строиться с учетом возможногопротиводействия. Разветвленное дерево действий должно содержать алгоритмы длярешения всех проблем, которые возникают сейчас и могут возникнуть в будущем.Как элемент тактики, дерево решений должно предоставить криминалистамметодологический баланс между требованиями ситуации и ее криминалистическимразрешением.
Назовем основные линии интегративной тактикидопроса:
— персонологическая (центрированная на личность);
— ситуалогическая (центрированная на ситуацию);
— интерактивная (акцентированная на межличностныхконтактах, на процедурных элементах);
— позиционная (оборонительная, наступательная,нейтральная);
— интенсивная (массированная, систематизированная,однонаправленная);
— экстенсивная (направленная на расширение подходов,на выжидание);
— модульная (дезагрегатированная, вариационная,алгоритмизированная: прогнозная, настроенная на тактический перехват).
Начальная стадия допроса. Начальная стадия допроса состоит из следующихдействий:
1. Формирование эффекта первого впечатления,формулирование цели допроса.
Встреча и обмен контактоформирующими репликами.
2. Проверка документов допрашиваемого и разъяснениеему процессуальных прав и обязанностей в соответствии с законом.
3. Заполнение сведений о личности допрашиваемого вформальной части протокола. Контактоформирующая демонстрация заинтересованностив позитивных коммуникативных взаимоотношениях.
4. Анализ, оценка установок и позиций допрашиваемого:конфликт со следователем, дача ложныхпоказаний, сотрудничество со следователем, страх перед наказанием илисоучастниками.
5. Корректировка ранее составленной программы допросас учетом оперативной диагностики ситуации, а также формированиепсихологического контакта.
6. Выявление личностных особенностей, характеризующихвозможные состояния и позицию участника следственного действия.
Углубление знаний об участнике следственного действияпутем постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иныхобстоятельствах, характеризующих личность. Это целесообразно делать в ходефиксирования в протоколе анкетных данных.
7. Формулировка вопросов и подготовка оптимальныхтактических приемов, направленных на формирование психологического контакта иобеспечивающих получение полной и правдивой информации.
Психологический контакт становится криминалистическойувертюрой ко всей следственной тактике. Более того, психологический контактпостоянно преобразуется для придания неповторимости криминалистической ситуациии ее партнерам (противникам). В этом смысле психологический контакт можетрассматриваться как сложный комплексный метод (модуль), содержание которогоможет рационально дозироваться применительно к поставленной следователем цели.Именно это обстоятельство возвышает технологию психологического контакта надвсеми иными элементами криминалистической тактики.
Увертюра тактическая — это формаприемов, открывающих тактическое взаимодействие процессуальных партнеров. Этоможет быть отдельный прием как самостоятельное, отдельное действие или серияприемов, имеющих единую направленность, единую цель — открыть процессрезультативного взаимодействия.
Интерпретация информации создает оптимальные формы общения с человеком. Подинтерпретацией понимают распознавание и истолкование сущности какого-либоявления. Криминалистическая интерпретация осуществляется методами, которыехарактерны для теории и практики расследования преступления, в частности,наблюдением, беседой, анализом, синтезом, моделированием и др.
Наибольший интерес представляет метод обобщениянезависимых характеристик, суть которого состоит в получении сведений обизучаемом лице из различных источников. На основании собранной информацииследователь может составить целостную характеристику исследуемого лица иподготовить наиболее эффективные приемы работы с ним.
Интерпретация строится с использованиемкриминалистического прогнозирования.Интерпретация сведений оличности позволяет установить закономерности и причинную обусловленностьповедения исследуемого лица до совершения преступления, во время совершения ипосле него. Если следователь дает объяснение собранным фактам, выявляет скрытыетенденции поведения лица, которое он собирается допрашивать, то он можетобъяснить и поведение этого лица на будущем допросе при определенных планируемыхследователем обстоятельствах.
Интерпретация как составная часть прогнозирования прирасследовании преступлений осуществляется посредством глубокого изучениямеханизма поведения человека, « путем тщательного изучения всех или основныхдействующих на него внешних и внутренних факторов».
Исследование личностных качеств будущегодопрашиваемого производится до непосредственного контакта с ним, что можноназвать предконтактной интерпретацией, а также во время допроса. Предконтактнаяинтерпретацияосуществляется с использованием собранных материалов,что позволяет переходить от восприятия описаний поведения исследуемого лица кмоделированию его личности и будущего поведения на допросе. Таким образом,предконтактная интерпретация — это основанное на изучении личности методомобобщения независимых характеристик заключение следователя о характере имотивах поведения данного человека на допросе и иных следственных действиях.
Предконтактная интерпретация практически можетосуществляться путем анализа протоколов допросов родственников, сослуживцев,знакомых и иных лиц, характеризующих будущего допрашиваемого; похарактеристикам с мест работы и учебы, но сведениям из детских комнат милиции икомиссий по делам несовершеннолетних; по копиям приговоров и личным деламосужденных, если изучаемый человек ранее был судим; путем анализа медицинскихкарточек из поликлиник и психдиспансеров; по сведениям, полученным оперативнымпутем; посредством анализа других материалов уголовного дела.
Среди установленных данных, характеризующих будущегоучастника следственного действия, следователь выделяет такие, которые могутбыть использованы тактически. Эти данные служат основанием для избрания илиразработки серии тактических приемов, обеспечивающих формированиепсихологического контакта и результативность действия в целом.
При изучении личностных качеств участникаследственного действия особое внимание надо уделять качествам, которые могутпроявиться в процессах противодействия следователю: подвижность иоригинальность мышления, агрессивность, эгоизм, смелость, устойчивость кстресс-факторам, склонность к риску.
Стадия свободного рассказа. Постановка первого (нетравмирующего) вопросаобеспечивает мотивацию на правдивые показания допрашиваемого.
Вопрос должен звучать нейтрально, чтобы сразу невызвать негативную реакцию допрашиваемого.
Для первой встречи необходимо подготовить первуюфразу, первые действия, которые могут вызвать положительные эмоциидопрашиваемого. В связи с этим можно проявить доброжелательность, выразитьсожаление по поводу причиненного допросом беспокойства, поинтересоватьсясостоянием здоровья допрашиваемого.
Первое впечатление о следователе часто играет решающуюроль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Например, еслидопрашиваемый оценил следователя негативно («Он мне сразу не понравился...»),то все последующее общение с ним будет подчинено этой мысли, тем более, чтосамо по себе процессуальное положение следователя по отношению к подозреваемомуне может вызывать никаких симпатий.
Значительную информацию можно получить из анализапоз, жестов, походки, различных действийпришедшего на допрос.
Анализу должна подвергнуться и речь допрашиваемого.В ней допрашиваемый выражает свои чувства и отношения к излагаемым фактам,проявляет свои волевые качества. В то же время по манере говорить можнопопытаться определить характер человека.
При встрече целесообразно учитывать и такой фактор,как взаимное расположение партнеров по допросу.
Большое значение для формирования контакта имеет правильныйвыбор темы разговора, предшествующего собственно допросу.Допрашиваемыйне должен почувствовать, что его «выводят» на заранее запланированную темуразговора.
Формирование контакта с детьмиимеетнекоторые особенности. Дети отличаются психологической незащищенностью, поэтомуони особенно нуждаются в гуманном и тактичном обращении.
Активное слушание свободного рассказа
При активном слушании свободного рассказа применяютсяследующие методы:
— внимательное наблюдение за допрашиваемым, егоречевыми и неречевыми реакциями, эмоциональной окраской текста показаний,акцентами, задержками, проговорками, логическими ударениями, паузами,оценочными категориями содеянного;
— интерпретация информации: содержания и формы;
— использование специальных криминалистических знанийдля распозна-вания информации;
— интерпретация функций защиты допрашиваемого;интерпретация ситуации допроса;
— морфологический анализ;
— наблюдение и рефлексивное погружение в личностьдопрашиваемого;
— накопление положительных потенциалов для решений одаче правдивых показаний;
— интерпретация речевого и неречевого поведения;
— дезагрегатирование (выделение узлов информации) и ихоценка;
— интеграционный анализ (соединение распознанныхблоков, анализ атрибуции криминалистического портрета допрашиваемого;
— анализ интер-информации (т.е., скрытой информации);
— анализ лжи;
— анализ причин и анализ следствий показаний;
— анализ через синтез выявленных факторов;
— анатомия доказательств с позиций применения втекущемдопросе;
— психологическое «поглаживание», т.е., поощрениедопрашиваемого контактоформирующими репликами;
— построение «дерева» дефектов показаний; Фильтрацияинформации (относимая, правдивая, ложная);
— преактивное прогнозирование развития полученнойинформации;
— «ветвление» аналитическое при оценке показаний;
— «примеривание» (интеграционный синтез) полученныхпоказаний применительно к имеющимся доказательствам.
В процессе активного слушания необходимо своевременнодиагностировать родившуюся на допросе ситуацию, а именно:
— определить негативное развитие элементовследственной ситуации, ворваться в проблему в момент ее рождения, захватитьтактическою инициативу;
— использовать внезапность, интенсивность истратегическую готовность;
— определить кульминационный момент криминалистическойситуации, тактически «взорвать» систему психологический защиты субъекта;
— преодолеть ситуацию, раскрыть и доказать;
— оценить личность преступника, его «Я-концепцию».
Сущность «личностного подхода» в криминалистикезаключается в конкретном анализе способа, механизма «включения» личности впреступное поведение в формировании и реализации цели и мотива преступления.Этот анализ является не самоцелью, а средством обеспечения эффективностираскрытия. Исходя из этой целенаправленности, определяются предмет и пределы изученияличности преступника.
Контактное взаимодействие на стадии свободногорассказа допрашиваемого. Приемыформирования и стабилизации контакта с допрашиваемым вплетаются в тактикудопроса, поэтому следователь выстраивает вопросы в определенной очередности сучетом всей процедуры формирования контакта и тактической программы допроса вцелом.
Восприятие свободного рассказа сопровождаетсянакоплением материала для того, чтобы поставить допрашиваемому вопросы посодержанию этого рассказа. Вместе с тем, следователь имеет возможность выявлятьпротиворечия между показаниями и иными доказательствами. При воспроизводстведопроса можно использовать рабочий план, имеющий следующую форму:вопросы допрашиваемому (последовательность и содержание); ответы (краткоесодержание); выявленные противоречия, которые могут быть использованы; доказательства,которые могут использоваться на допросе.
Итак, свободный рассказ допрашиваемого закончен.Следователь получает определенный объем информации о расследуемом преступлении.Допрашиваемый при этом демонстрирует свое отношение к расследуемому событию, онкак бы строит свою позицию, которую он будет защищать при ответах на вопросыследователя.
Кроме того, следователь имеет возможность продолжитьизучение личности допрашиваемого. Это позволяет откорректировать тактическийплан допроса и стиль дальнейших отношений с допрашиваемым. Следствие вступает всамую сложную стадию допроса, на которой следователь ставит вопросыдопрашиваемому и рефлексивными средствами регулирует режим контактноговзаимодействия.
Оперативная оценка показаний допрашиваемого осуществляется с применением следующих приемов:
1. Приемы (модули) аналитического характера,обеспечивающие оперативный анализ полученных показаний прямо в процессепроизведенного допроса.
2. Стимулирование снижения информационнойнеопределенности.
3. Распознавание правдивой информации.
4. Выделение ложных показаний, оценка степенинасыщения информации ложью (полная, частичная).
5. Определение относимой информации, подлежащейпроверке и дальнейшему использованию.
6. Рефлексивное «погружение» в ситуацию и позициюдопрашиваемого.
7. «Примеривание» на себя положения допрашиваемого икорректировка позиции.
8. Анализ целей преступных сценариев, демонстрируемыхдопрашиваемым.
9. Анализ «Я-концепции» допрашиваемого.
10. Наблюдение за реакциями на демонстрациюдоказательств.
11. Отслеживание смены позиций и направленияинициативы допрашиваемого.
12. Учет особенностей личности.
13. Фиксирование парадоксов, их использование иразвитие темы.
14. Перекодирование текста в зрительную информацию:планы, схемы, модели.
Эффективным средством формирования контактной позицииявляется проводимый следователем вслух анализ события преступления и поведенияподозреваемого (обвиняемого) на допросе. Следователь может предложитьдопрашиваемому чтобы тот посмотрел на себя как бы со стороны. Иногда этот приемможет дать положительный результат, поскольку допрашиваемый, подозреваемый(обвиняемый), как правило, рассматривает преступление и процедуру расследованиятолько со своей позиции. Этот прием можно применять и для коррекции действийдопрашиваемого, выходящего из психологического контакта со следователем.
Рефлексивно-диалоговое взаимодействие с допрашиваемымпутем реализации ранее составленной программы допроса. Контактное взаимодействие происходит в основной частиследственного действия (рефлексивная стадия). Следователь стремится укрепитьпсихологический контакт при постановке серии вопросов, направленных наполучение полных и правдивых показаний.
При этом применяются следующие тактические приемы:
— доминантное пресечение лжи;
— доминантный анализ ситуации;
— доминантный анализ качеств исследуемой личности;доминирование ориентиров поиска информации; допрос по «замкнутому кругу», т.е.материал рассматривается, фильтруется многократно: через субъекта, черезобъект, через субъективную сторону, через объективную сторону;
— допущение легенды;
— дробление аргументов:
— создание впечатления о неосведомленности; о хорошейосведомленности следователя;
— создание напряжения (для инструментальногоиспользования);
— создание психологических барьеров;
— создание управляемого конфликта на прогнознойоснове;
— создание эмоционального баланса;
— создание эмоциональной напряженности;
— создание эмоциональной неопределенности;
— сценарий тактический (жесткий, свободный);
— тактическое «раскачивание» ситуации и позициидопрашиваемого;
— формирование «безопасного» межличностногопространства;
— формирование активной борьбы мотивов, конкурирующихсмысловых систем, оснований для внутреннего конфликта-диссонанса, разрушающегоустановки на ложь;
— формирование установки на выжидание;
— форсированный темп или замедленный темп допроса;
— эмоциональная подстройка к позиции допрашиваемого:сверху; снизу; сбоку; внеположенно;
— эмоциональное матрицирование (эмоциональноеотражение действий партнера);
— эмоциональный баланс (выравнивание воздействий);
— эмоциональный эксперимент — вызов и анализ реакциидопрашиваемого на значимую информацию;
— эффекты тактические (неожиданности, первоговпечатления).
Можно рационализировать общение с помощьюреагентов-блоков информации, вызывающих прогнозируемые реакции. Рольпсихологического реагента могут играть: человек, предмет, явление, сообщение.
Если подозреваемый (обвиняемый) продемонстрировалстойкую установку на дачу ложных показаний,тоследователь может избрать два пути: а) применить серию приемов,направленных на допущение легенды. Этот вариант можно избрать, когдаследователь не располагает вескими доказательствами вины подозреваемого. Втаком случае психологический контакт сохраняется, а следователь даетдопрашиваемому запутаться в собственной лжи. Это также позволит выявитьнекоторые обстоятельства, положительно влияющие на процесс расследования; б)использовать приемы, направленные на пресечение лжи при сохранении контактныхотношений. Рациональным приемом, обеспечивающим проведение допроса в контактныхусловиях, является создание «эмоционального баланса» в состояниидопрашиваемого, т.е. некоторого равновесия между положительными иотрицательными реакциями. После свободного рассказа, когда допрашиваемый спомощью следователя преодолел некоторые сомнения и дал правдивые показания понекоторым эпизодам, можно его похвалить, ободрить, а затем задать вопрос,который вызовет положительные эмоции, например, уточнить некоторыеположительные моменты его биографии.
Затем следователь задает вопрос для выясненияобстоятельств преступления, но вызывающий отрицательную реакцию допрашиваемого.После этого следователь вновь нейтрализует негативную реакцию вышеуказаннымспособом, который можно сочетать с отвлечением внимания допрашиваемого нанейтрально оцениваемые обстоятельства дела.
Эффективным средством формирования психологическогоконтакта является трансформация отрицательно влияющих установок.Самойотрицательной является установка на ложные показания. Она может возникнуть поразличным мотивам. Чтобы оказать влияние на собеседника, следователь долженобнаружить и вскрыть эти мотивы. В ряде случаев само понимание этих мотивовможет дать положительный результат. Например, следователь может сказать, что онпонимает мотивы, по которым допрашиваемый не желает давать показания, но вданной ситуации эта позиция допрашиваемого может ему существенно повредить, таккак этим допрашиваемый подчеркивает свои негативные качества и нежеланиестановиться на путь исправления. При убеждении допрашиваемого в первую очередьследует обращаться к его чувствам. На любую информацию люди сначала реагируютчувственно, а затем уже обдуманно, рационально. Только будучи эмоциональноокрашенной, та или иная информация может побудить и действиям. Чувства отражаютнаиболее глубинные характеристики личности, ее потребности.
Формирование вопросов, направленных на преодоление информационной латентности.Формулируя вопросы, адресованныедопрашиваемому, следователь должен помнить, что каждый ответ станет отправныммоментом для дальнейшей работы с допрашиваемым. Поэтому личностные качествабудущего допрашиваемого должны истолковываться именно с позиций возможныхрешений, принимаемых им, и соответствующих решениям ответов.
Исследовательская деятельность следователя можетзанять несколько часов, но удачно проведенный допрос лица, показания которогоимеют особую значимость, окупают эти затраты времени, создают благоприятныеусловия для общения с подозреваемым (обвиняемым) на протяжении длительногопериода.
Вопрос — это предложение, выражающее недостатокинформации о каком-либо объекте, обладающее особой формой и требующее ответа,объяснения.
Следственный вопрос отягощается требованиями состороны уголовного процесса, нормами следственной этики. Следственный вопроссвязан с установлением круга обстоятельств, выяснение которых позволяетформулировать обвинение в совершении преступления, предусмотренного уголовнымкодексом. Поэтому следственный вопрос представляет собой интеллектуальный инструмент,который проникает в сознание преступника и жертвы, вскрывает скрытые негативныепроцессы. Вопросы делят на: 1) общие; 2) частные; 3) свободные; 4) открытые; 5)прямые; 6) косвенные; 7) закрытые; 8) ассоциирующие; 9) дизассоциирующие; 10)психотерапевтические; 11) психотравмирующие; 12) нейтральные; 13)инструментальные (несущие в себе прием, метод); 14) агрессивные; 15)конфликтные; 16) контактоформирующие; 17) диссонансные (разрушающие контакт);18) оценочные; 19) вуалирующие; 20) утверждающие; 21) акцентирующие; 22)проблемные; 23) парадоксальные; 24) уточняющие; 25) дополняющие; 26) контрольные;27) тупиковые; 28) стрессогенные; 29) фрустрационные; 30) простые; 31)преактивные (опережающие развитие событий); 32) агрегативные; 33) аналитические;34) латентные; 35) профилактические; 36) ситуативные; 37) надситуативные; 38)рефлексивные.
Одной из форм рационального анализа являетсянейтрализация неопределенностей в ситуации допроса. В ряде случаев уместно включить в допрос прослушиваниеи звукозаписи речи важного свидетеля, к которому допрашиваемый относится ссимпатией; можно прослушивать звукозаписи показаний признающихся соучастников,чтобы вызвать желание дать правдивые показания.
Уместно использовать и документы, положительно характеризующиедопрашиваемого, например, характеристики, вырезки из газет, почетные грамоты.Это позволяет еще раз подчеркнуть положительные качества, которые допрашиваемыйможет проявить на допросе. Значительное место среди факторов, влияющих наформирование психологического контакта, занимают вещественные доказательстваи их аналоги.Н.А. Селиванов справедливо отмечает: «Важнейшей формойиспользования вещественных улик в связи с допросом является их демонстрациядопрашиваемому. Вещественные доказательства предъявляются на допросах восновном с двумя целями: для того чтобы сделать показания более конкретными идетальными, а также с тем, чтобы оказать на человека, пытающегося скрытьистину, соответствующее воздействие и склонить его к правдивости».
Допустимость применения на допросе предметов-аналоговобосновывает и Н.А. Селиванов, описывающий случай, когда подозреваемый вубийстве и изнасиловании несовершеннолетней высказал близкому человекупредположение, что он на месте происшествия потерял свой складной нож, накотором были выцарапаны инициалы, что может послужить доказательством его вины.Следователь, узнав об этом, подобрал нож-аналог и положил его навспомогательный стол, чтобы допрашиваемый мог его заметить, но не могразглядеть детали. Подозреваемый сразу обратил внимание на нож и стал даватьпоказания, в которых полностью признал свою вину.
Повторность тактических подходов к решаемой задаче(проблеме)
Тактические подходы предполагают повторность имногократность решения одной и той же проблемы. Повторность направлена наактивизацию:
— вопросов, программ;
— приемов, операций и их преобразований; «погружения»в ситуацию;
— «погружения» в личность (проектирование ситуацииглазами партнера).
Повторности требуют следующие приемы:
— позитивно-негативная интерпретация аргументов(«промывание информации»);
— поиск доказательственной информации: вертикальная,древообразная программы;
— поиск смысла позиции, занятой допрашиваемым.
Вопросы могут стимулировать тактическую модуляцию.Тактическая модуляция — запрограммированное изменение состояния тактическогосредства (приема, метода) по заданным характеристикам, отражающим требованиясложившейся криминалистической ситуации.
Применение приемов, активизирующих аргументацию иборьбу мотивов. К этому последнемуповороту, колеблющему основания мышления, приходят многие люди. Они отрекаютсяот всего, что им дорого, что было их жизнью. Другие, аристократы духа, тожеотрекаются, но идут к самоубийству мышления, откровенно бунтуя против мысли.Усилий требует как раз противоположное: сохранять, насколько возможно, ясностьмысли, пытаться рассмотреть вблизи образовавшиеся на окраинах мышленияпричудливые формы. Упорство и проницательность — таковы привилегированныезрители этой абсурдной и бесчеловечной драмы, где репликами обмениваютсянадежда и смерть.
Рефлексивное управление допрашиваемым. Рефлексивное управление это: демонстрациядоказательств, оперативный анализ данных показаний, уличение во лжи; передачадопрашиваемому информации, которая вызывает в нем прогнозируемые речевые реакции,необходимые для реализации тактических целей.
Интегрирующая цепь — это система последовательного,целенаправленного преобразования стимулов, исходных данных, приемов и методов вединую интеллектуальную композицию инструментального воздействия на поставленнуюситуацией проблему.
Тактическая инициатива. Тактическая инициатива — это реакция, возбужденнаявнешним воздействием. Завладение инициативой реализуется в следующих формах:
1. Прогнозный захват инициативы до появления партнера(преактивный вариант занять позицию до вступления партнера в противоборство).
2. Перехват инициативы, если партнер уже занялглавенствующие позиции, укрепил свою систему доказательств, исключил для себяварианты тактических неожиданностей.
3. Потеря инициативы в результате тактической ошибкиили тактической беспомощности, вызванной отсутствием средств воздействия. Этоможно сравнить с отсутствием боеприпасов при наступлении противника.
4. Отказ от инициативы в рамках Фактической программы,операции, комбинации или стратегии, чтобы противник повел за собой, «раскрываякарты и маршруты», замыслы и имеющиеся тактические средства.
5. Использование инициативы — эксплуатация позиции,дающей возможность диктовать условия проигрывающей стороне, фиксироватьобнаруженные доказательства, использовать их в смежных следственных действиях.
6. Передача инициативы — рационально обусловленноедействие, направленное на оптимизацию извлечения ин формациидоказательственного характера.
Меры профилактики следственных ошибок:
1) повышение качества выполняемых стандартныхследственных действий, что исключает условия для возникновения следственныхситуаций с высоким уровнем неопределенности;
2) повышение эффективности и результативностиотдельных следственных действий, чтобы иметь избыточный доказательственныйпотенциал;
3) постоянный инициативный поиск ситуаций, которыепотенциально могут содержать информационную неопределенность, проблемность дляследователя;
4) прогнозирование развития следственных ситуаций вразличных плоскостях и с различных точек зрения в поиске возможных проблемныхситуаций и методов профилактики неопределенности этих ситуаций;
5) использование разработанных логических методовпоиска решений сложных проблемных ситуаций;
6) комбинирование элементов широко применяемых методови создание индивидуального комплекса поисковых методов, чтобы исключитьвозможность непредсказуемого новоявления проблемных следственных ситуаций вэкстремальных условиях.