Калачинскийфилиал
Автономногоучреждения среднего профессионального образования Омской области
«Техникум»Учебный центр «Ориентир»
Контрольнаяработа
Подисциплине: «Организация работы органов социального обеспечения»
Порядокуправления территориальными органами Пенсионного фонда России
Работу выполнила:
Студентка 4 курса
Группа СЗ 36
Отделение: заочное
Специальность:
Право и организация
социального обеспечения
2009
У Пенсионного фондаРоссийской Федерации более 100 миллионов клиентов – все работающее населениестраны, пенсионеры, страхователи, получатели ежемесячной денежной выплаты идополнительного ежемесячного материального обеспечения. Ежегодно в Фондпоступает более 87 миллионов документов. Около 99 % из них — в электроннойформе. Годовой объем информации, которой Фонд обменивается с клиентами,выражается в терабайтах. Учитывая количество клиентов и широкую номенклатурууслуг, такой объем информации невозможно было бы обработать в требуемые срокибез использования современных информационно-коммуникационных технологий. Именноактивное их внедрение и оптимальное применение является сегодня ключевымфактором успешной работы Пенсионного фонда. Информационно-коммуникационныетехнологии обеспечивают эффективную работу сотрудников Фонда во всех ситуациях:на их рабочих местах в офисах органов ПФР, во время приема страхователей играждан, в консультационных пунктах на предприятиях и в организациях. Автоматизированноерабочее место имеется у каждого специалиста ПФР.
Локальныевычислительные сети районного звена на региональном уровне объединены вкорпоративную сеть передачи данных, а корпоративные сети ПФР в регионахобъединяются с использованием магистральных каналов связи в глобальнуюкорпоративную сеть ПФР. Телекоммуникационная сеть передачи данных используетсяв целях эффективного управления деятельностью подразделений ПФР на всейтерритории страны, для онлайнового доступа сотрудников ПФР к информационнымресурсам, для выполнения производственных процессов, связанных с передачейзначительных объемов информации в ходе информирования застрахованных лиц.Единая сеть передачи данных Пенсионного фонда поддерживает услуги голосовойсвязи, электронной почты и удаленного доступа к базам данных.
Таким образом,именно информационно-коммуникационныетехнологии позволяют сотрудникам Пенсионного фонда справиться с огромным ипостоянно растущим объемом услуг, предоставляемых на всей территории странымиллионам граждан и организациям, добиваясь при этом необходимого качества иэкономичности в работе. Информационно-коммуникационные технологии позволяютгражданам получить информацию об их правах в сфере социальной защиты, причемкак информацию о юридических нормах, устанавливающих эти права, так и сведенияо конкретных правах конкретного человека. Кроме того, благодаря применениюинформационно-коммуникационных технологий становится возможным в сжатые срокиреализовать инициативы государства в области социального обеспечения исоциального страхования. Здесь, в частности, можно упомянуть реализациюФедерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым втечение пяти месяцев была создана и стала реально использоваться во всехрегионах страны информационная база получателей выплат по этому закону, вкоторой к настоящему времени содержатся данные более чем на 16 миллионовчеловек.
Конечно, процессразвития информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде неотделимот этапов становления и развития Фонда в целом.
Первый этап былсвязан с выделением бюджета ПФР в самостоятельный и независимый от федеральногои региональных бюджетов, созданием организационной основы Фонда, внедрениемтехнологии учета страховых взносов (работой со страхователями). Этот этапзакончился к середине 90-х годов.
Второй этапхарактеризовался развитием технологической и организационной базыпреобразований: внедрением персонифицированного учета и укреплениемфедерального характера пенсионной системы. В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системегосударственного пенсионного страхования», в соответствии с которымизменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан.Основное значение для определения размера пенсии приобретал не общий трудовой, аучтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересахработника его работодатель. А в 1997 г. были приняты изменения к Закону огосударственных пенсиях, согласно которым пенсии должны назначаться наосновании сведений персонифицированного учета. В том же году в системеПенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета,который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальнымиотделениями ПФР по каналам телекоммуникационной сети передачи данных, ведетбазу данных персонифицированного учета центрального уровня. Таким образом,второй этап преобразований в пенсионной системе заключался в формировании информационно-технологическойосновы дальнейших преобразований и конкретизации направлений предстоявшихработ, а также самого облика будущей пенсионной системы. Можно считать, чтоэтот этап завершился в 1997 г., когда система персонифицированного учета быларазвернута на большей части территории страны.
Началом третьего этапапреобразований, который продолжается и сегодня, можно считать одобрение вначале 1998 г. Правительством Российской Федерации Программы пенсионной реформыи входящего в нее плана конкретных мер. В начале 1998 года вступил в действиеФедеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственныхпенсий» № 113-ФЗ, который усилил страховой характер пенсионногообеспечения в России. На этом этапе реформирования была укрепленаинституциональная основа пенсионной системы – в 1998 г. был принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах.
В сентябре 2000 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1709 „О мерах по совершенствованиюуправления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“.Указом было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации заключить с Пенсионным фондом соглашения о передаче территориальныморганам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате наканунеполномасштабной структурной реформы удалось унифицировать принципы и формыработы органов пенсионного обеспечения по всей территории страны, объединив вних весь цикл работы пенсионной системы — от регистрации страхователей изастрахованных лиц до выплаты пенсий. В процессе выполнения своих функций ПФРстал решать три взаимосвязанные задачи: формирование ресурсов дляфинансирования пенсий; фиксацию пенсионных прав застрахованных лиц (в том числеих расчетного пенсионного капитала) в процессе их трудовой деятельности;назначение, перерасчет и выплату пенсий.
Создание перечисленныхорганизационных, институциональных и технологических предпосылок позволило вконце 2000 г. радикально активизировать реформирование пенсионной системы. В2001-2002 гг. был принят блок новых пенсионных законов — »Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", «Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средствдля финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».Их реализация привела к серьезным структурным и технологическим изменениямсистемы пенсионного обеспечения России.
Стал полностьюиспользоваться информационно-технологический потенциал созданной в ПФР системыперсонифицированного учета: все процедуры назначения, перерасчета икорректировки пенсий основываются на информации о приобретенных соответствующимлицом пенсионных правах, отраженной в его индивидуальном лицевом счете всистеме персонифицированного учета ПФР. Законодательно был введен ежегодныйперерасчет страховой части трудовой пенсии, который охватывает около 6миллионов работающих пенсионеров и осуществляется в течение 2-3 месяцев.
Ежегоднопроизводится информирование десятков миллионов занятых в экономике гражданРоссии — застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системеобязательного пенсионного страхования, включая рассылку им писем с извещениямиПФР. В 2003 году в Пенсионном фонде создан Технологический комплекс печати ирассылки документов застрахованным лицам, на котором, с использованием данныхперсонифицированного учета, производится печать, конвертование и подготовка крассылке документов застрахованным лицам о состоянии их индивидуальных лицевыхсчетов в системе обязательного пенсионного страхования, а также документов длявыбора застрахованным лицом управляющей компании или негосударственногопенсионного фонда. Появился и новый информационный поток, связанный с приемом иобработкой заявлений граждан о выборе управляющей компании илинегосударственного пенсионного фонда для управления пенсионными накоплениямиэтих лиц. У Пенсионного фонда возникли новыефункции, связанные с взаимодействием (прежде всего информационным) с другимиорганизациями: организациями — трансферагентами, осуществляющими приемзаявлений граждан, управляющими компаниями, негосударственными пенсионнымифондами, органами исполнительной власти как федеральными, так и субъектовРоссийской Федерации, территориальными фондами обязательного медицинскогострахования, Фондом социального страхования Российской Федерации и егорегиональными отделениями. Потребовалось серьезное развитие информационноговзаимодействия с налоговой службой и Федеральным казначейством для учетастраховых взносов, уплаченных страхователями и поступивших на счета Пенсионногофонда. Во исполнение Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ создана система электронногоинформационного обмена с электронной цифровой подписью для регистрацииорганизаций и предпринимателей. С принятием функций назначения и выплаты пенсий на всейтерритории страны потребовалось оснастить в ПФР техникой и технологией десяткитысяч новых рабочих мест, обеспечить им доступ к информационным ресурсам Фонда,организовать соответствующие коммуникации. В соответствии с основными группамиклиентов в автоматизированной информационной системе (АИС) Пенсионного фонда сфункциональной точки зрения выделяются три взаимосвязанных человеко-машинныхподсистемы:
— подсистемавзаимодействия со страхователями;
— подсистемаперсонифицированного учета, работа которой базируется на программно-техническомкомплексе персонифицированного учета (ПТК СПУ);
— подсистеманазначения и выплаты пенсий.
Информационныетехнологии, предоставляемые отделениям и территориальным органам Пенсионногофонда России, являются не только настраиваемыми аппаратно-программнымикомплексами, но и технологическими агрегатами, позволяющими функциональным егоподразделениям вместе с отделениями «конструировать» технологическиепроцессы решения конкретных задач как в целом во всей системе, так и вконкретной территории. Развитие Автоматизированной информационной системы ПФРбазируется на ряде принципов, включая принцип открытости, принципметодологического, технического и информационного единства, принциписпользования в территориальных органах только рекомендованных в системе ПФРобщесистемных программных средств, принцип одноразового ввода данных имногократного их использования и другие. В процессе реализации указанныхпринципов обеспечивается достоверность циркулирующей в системе информации и еезащита от несанкционированного доступа и искажений. Хотя основная обработкаданных в Фонде выполняется во внутренней (Интранет) сети, есть необходимостьобеспечения доступа в Интернет. Основные потребности – почта Интернет и доступк Web-ресурсамдля обмена данными с внешними организациями, поиска информации. Кроме того,публикация материалов Пенсионного фонда на официальном сайте в Интернет (http://www.pfrf.ru/)позволяет оперативно информировать пользователей этой сети, в том числе исредства массовой информации, об изменениях в обязательном пенсионномстраховании, о ходе пенсионной реформы, о мероприятиях, проводимых Фондом, вчастности, о его международном сотрудничестве. Значимымфактором международного признания достижений Пенсионного фонда РоссийскойФедерации в области внедрения и использования информационно-коммуникационныхтехнологий стало предложение Международной ассоциации социального обеспеченияпровести в Москве XI международную конференцию МАСО поинформационным и коммуникационным технологиям в области социальногообеспечения, которая проходила в г. Москве 29 июня – 1 июля 2005 года. Всостоявшейся серьезной дискуссии по теме «Информационныеи коммуникационные технологии как ресурс и инструмент трансформирования системысоциального обеспечения» приняли участиепорядка 500 экспертов из 81 страны мира, представляющих около 200 национальныхорганизаций социального обеспечения. На Конференцию прибыли Президент МАСОКорасон Де Ла Пас, Почетный президент МАСОЙохан Верстратен, руководитель Технического комитета МАСО по информационным икоммуникационным технологиям Алонсо Феррерас, директор Департамента поподготовке и проведению мероприятий МАСО Алехандро Бонилья и другиепредставители руководства Ассоциации. В работе приняли также участиепредставители Федерального Собрания Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, нашиколлеги из стран Содружества Независимых Государств и приглашенные эксперты. Сосновным докладом на Конференции выступил Министр здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации М.Ю. Зурабов, который подчеркнул, что Московскаяконференция проходит в период изменений в самой парадигме социальной защиты исоциального страхования населения, а именно, изменений, предопределенных новымисерьезными тенденциями в демографической, экономической и технологическойситуации в странах – участниках МАСО. Доклад об интеграции системпредоставления услуг на примере некоторых проектов Пенсионного фонда РоссийскойФедерации представил Заместитель Председателя Правления Пенсионного фондаРоссии А.П. Колесник. В течение трех дней состоялось конструктивное обсуждениеактуальных проблем в социальном страховании, полезный обмен опытом достижений всфере применения информационных технологий для нужд социальной защиты населенияи результативные встречи с коллегами из других стран. Как и другие участникиконференции, Пенсионный фонд представил результаты, достигнутые в пенсионномобеспечении и страховании граждан России с использованиеминформационно-коммуникационных технологий. Анализ и обобщение передовогомеждународного опыта использования информационных технологий не толькообогащает всех его участников, но и способствует нахождению правильных решенийпостоянно возникающих новых задач в области социального обеспечения граждан. Особенностьюсовременных информационно-коммуникационных технологических проектов являетсято, что они не являются автоматизацией уже применяемых процедур обработкиинформации сотрудниками организаций социального страхования и социальнойзащиты, а порождают новое содержание в их работе и новое качество предоставленияуслуг. В этом контексте можно сказать, что на основеинформационно-коммуникационных технологических проектов осуществляетсяреинжиниринг действующих и создание новых бизнес процессов социальной защитынаселения.
Сегодня можно выделитьследующие основные направления (имеющие приоритетное значение для многих стран,и России в том числе) решения актуальных содержательных проблем социальнойзащиты населения с помощью информационно-коммуникационных технологий:
-обеспечениесвоевременности и полноты уплаты работодателями страховых взносов,обеспечивающих доходную часть бюджета Пенсионного фонда путем повышениякачества администрирования этого процесса;
— интеграция подсистем(организаций) социальной защиты населения – таких, как пенсионное страхование(обеспечение), медицинское страхование, страхование от несчастных случаев напроизводстве и т.п. в единую систему, использующую унифицированные процедурывзаимодействия с населением, страхователями, финансовой системой и органамивласти и управления; использование стандартов открытых информационных системдля реализации указанного взаимодействия;
-обеспечениеинформационных услуг населению в круглосуточном режиме по правовым иорганизационным вопросам деятельности органов социальной защиты населения;
-предоставление гражданамдоступа к информации индивидуального учета их прав по всем направлениемсоциального страхования и социальной защиты с соблюдением необходимойконфиденциальности и информационной безопасности.
Перед Пенсионнымфондом Российской Федерации стоят сегодня и такие важные задачи, какобеспечение полноценного функционирования вводимой в скором временипрофессиональной пенсионной системы (что потребует с нашей стороны серьезныхорганизационных и технологических усилий), постоянное совершенствованиеимеющихся и создание новых информационных реестров, например, общероссийскойбазы данных участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Приложение 1
Об утверждении порядка организации работы пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации постановления правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2005 N 174-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217 «Об утверждении Правил финансирования в 2006 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации» и в целях координации работы, рассмотрения и принятия решений по вопросам финансирования указанных расходов утвердить Порядок организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217.
Приложение 2
Порядок организации работы пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации постановления правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217
1. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется организация деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) и его территориальных органов по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217 «Об утверждении Правил финансирования в 2006 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации» (далее — Правила) и контроль за целевым использованием средств ПФР в 2006 году.
2. Территориальным органам Фонда при согласовании социальной программы субъекта Российской Федерации и составленной на ее основе заявки в соответствии с вышеназванными Правилами необходимо обращать внимание:
на соответствие включенных в нее мероприятий целям, указанным в пункте 2 Правил;
на обоснованность мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения (далее — учреждения социального обслуживания) и оказанию адресной социальной помощи;
на обоснованность указанного в заявке (Приложение 1) распределения объема средств ПФР между учреждениями социального обслуживания и по направлениям оказания адресной социальной помощи;
на критерии отбора получателей адресной социальной помощи и обоснования условий оказания данной помощи неработающим пенсионерам.
Размер адресной социальной помощи определяется исходя из целевого характера выплаты, сложившейся практики ее оказания в субъекте Российской Федерации, цен на товары и услуги.
3. Для рассмотрения заявок и социальных программ субъектов Российской Федерации и подготовки предложений по вопросам, связанным с выделением средств на финансирование социальных программ, включая расходы на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в Фонде создается Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией социальных программ субъектов Российской Федерации (далее — Комиссия). Комиссия действует на основании положения о ней, утвержденного постановлением Правления ПФР.
Комиссия ПФР в 10-дневный срок со дня поступления в Фонд заявок и социальных программ рассматривает их и выносит предложения Правлению ПФР для принятия решений.
4. Распоряжением Правления ПФР в соответствии с пунктом 5 Правил принимается решение о финансировании социальных программ и об утверждении лимитов расходов на их финансирование, в том числе на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
5. Территориальные органы Фонда взаимодействуют (входят в состав коллегиальных органов) с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными согласно социальной программе субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за ее реализацией и целевым расходованием средств ПФР (далее — уполномоченные органы).
6. Территориальные органы ПФР после согласования дополнительных смет расходов учреждений социального обслуживания населения в разрезе статей и подстатей экономической классификации расходов, финансируемых за счет средств ПФР в 2006 году (Приложение 2), составленных учреждениями социального обслуживания в соответствии с пунктом 6 Правил, представляют один экземпляр в Фонд.
7. Территориальные органы Фонда осуществляют финансирование расходов учреждений социального обслуживания в соответствии с утвержденными дополнительными сметами расходов после представления учреждениями социального обслуживания документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг (накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи и т.п.).
Отбор поставщиков продукции и исполнителей (подрядчиков) выполнения работ (оказания услуг), размещение заказов должны осуществляться заказчиком социальной программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при этом отделения ПФР вносят предложение о включении своего представителя в состав конкурсной комиссии.
8. Территориальные органы Фонда осуществляют финансирование адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по направлениям, указанным в пункте 2 Правил, в соответствии со списками получателей адресной социальной помощи из числа неработающих пенсионеров, составленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявлений пенсионеров с учетом критериев отбора получателей адресной социальной помощи, установленных в субъекте Российской Федерации.
Списки на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и инвалидам в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида могут составляться без личного заявления получателя.
Территориальные органы Фонда согласовывают указанные списки, сверяя их с данными о получателях пенсий, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Списки получателей адресной социальной помощи должны содержать информацию о размере и способе получения данной помощи. К спискам прилагаются копии соответствующих документов.
Финансирование адресной социальной помощи на приобретение предметов первой необходимости и осуществление подписки на периодические печатные издания может осуществляться в виде целевой оплаты товаров или услуг поставщикам этих товаров (услуг) или полного (частичного) возмещения расходов, произведенных неработающим пенсионером на указанные цели.
Адресная социальная помощь на газификацию домовладений неработающих пенсионеров осуществляется при условии принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о проведении в 2006 году работ по газификации домовладений при наличии в населенных пунктах распределительных газовых сетей либо гарантий ввода их в эксплуатацию в сроки, позволяющие завершить весь комплекс запланированных работ до конца текущего года.
Территориальные органы Фонда осуществляют выплату адресной социальной помощи, как правило, в сроки и способом, установленными для выплаты пенсий.
9. Лимиты расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам утверждаются распоряжениями Правления ПФР после принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
10. Территориальные органы Фонда ведут учет получателей адресной социальной помощи и средств, выделенных на ее оказание.
Сведения о полученной пенсионером адресной социальной помощи хранятся в его пенсионном деле.
11. Направление средств на финансирование социальных программ и проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится Фондом путем перечисления денежных средств с текущего счета Фонда с символом «01» в 15 — 16 разрядах номера лицевого счета, открытого на балансовом счете N 40401 в ОПЕРУ-1 при Банке России, на лицевые счета отделений Фонда с символом «01» 15 — 16 разрядах номера лицевого счета.
12. Фонд и его территориальные органы в соответствии с пунктом 13 Правил осуществляют контроль за целевым расходованием средств Фонда на финансирование социальных программ и проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
При выявлении фактов нецелевого расходования средств ПФР, выделенных на финансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, как в текущем финансовом году, так и в предыдущие годы, Фонд вправе принять решение о приостановлении или прекращении финансирования социальных программ в данном субъекте Российской Федерации либо о корректировке лимитов расходов на финансирование социальных программ.
В установленный срок указанное решение направляется в отделение ПФР и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При принятии Фондом решения о прекращении финансирования социальной программы субъекта Российской Федерации отделение ПФР в месячный срок, но не позднее окончания финансового года, осуществляет возврат неиспользованных средств на централизованный счет ПФР.
13. Территориальные органы Фонда ежемесячно представляют в Фонд оперативную информацию о финансировании расходов на оказание социальной помощи в 2006 году (Приложения 3 — 4).
По завершении финансового года территориальные органы ПФР в установленный срок представляют отчет о финансировании расходов на оказание социальной помощи в 2006 году (Приложения 5 — 6).
Оперативная информация и отчет о финансировании расходов на оказание социальной помощи в 2006 году представляются с пояснительной запиской.
14. При неполном освоении средств Фонда, выделенных в текущем финансовом году на финансирование расходов на социальные программы, территориальные органы Фонда по окончании финансового года перечисляют остаток неиспользованных средств на централизованный счет ПФР.