Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Государственное право»
по теме: «Порядок введения военного положения. Система политическихправ и свобод граждан России»

Содержание
1. Порядок введения военного положения в РоссийскойФедерации, возможные ограничения прав и свободграждан
2. Система политических прав и свобод граждан России
3. Предмет, метод и система источников конституционного права Российской Федерации
Список использованных источников
/>1. Порядок введениявоенного положения в Российской Федерации, возможные ограничения прав и свободграждан
Порядок объявления военного положения предусматриваетиздание указа Президентом Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.102Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актовСоветом Федерации. Президент РФ наделен правом введения военного положениясогласно ст.87 Конституции.
Незамедлительное сообщение о введении военного положениядоводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы. Нельзяисключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текстрассматриваемого и утверждаемого указа Президента. Вполне понятно, что этиизменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. Впротивном случае указ не может быть действующим актом. Следует иметь в виду,что вопросы об объявлении и введении военного положения в интересах обороныстраны и обеспечения правопорядка, законности и безопасности должны быть решенынезамедлительно.
Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессиипротив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой особыйправовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматриваетнаделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, атакже формируемых органов государственного управления военного времени, военныхвластей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностнымилицами и гражданами возложенных на них обязанностей.
В условиях военного положения органы государственной властии органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия,организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованиюв использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспеченияобщественного порядка и безопасности.
Детально режим военного положения должен быть определенфедеральным конституционным законом.30 января 2002 г. в РФ был принят Федеральныйконституционный закон №1-ФКЗ «О военном положении».
Закон (ст. ст.7, 18) предусматривает ограничения отдельныхправ и свобод граждан на время военного положения, а также дополнительныеобязанности оборонного характера граждан в условиях военного положения, которыеможно классифицировать по трем основным группам[1].
К первой группе по аналогии с соответствующими положениямиФедерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «Очрезвычайном положении» (ст.11-12) отнесены такие меры, как: а) введение иобеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военноеположение, и выезда, а также ограничение свободы передвижения по ней; б) запрещениеили ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий ипикетирования, а также иных массовых мероприятий; в) запрещение забастовок ииных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничениедвижения транспортных средств и осуществление их досмотра; д) установлениезапретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенноевремя суток (введение комендантского часа); е) предоставление федеральныморганам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, а также органам военного управления права осуществлятьпри необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личныйдосмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств (с предоставлениемдополнительного права, но только по основаниям, установленным федеральнымзаконом, осуществлять задержание граждан и транспортных средств на срок до 30суток); ж) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитыхвеществ, установление особого режима оборота лекарственных средств имедицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующиевещества, спиртных напитков; з) изъятие у граждан в случаях, предусмотренныхфедеральными законами, оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ.
Ко второй группе временных запретов и ограничений,применяемых в условиях военного положения, отнесены, с учетом особых целейвоенного положения, такие меры, как: а) запрещение работы приемопередающихстанций индивидуального пользования; б) введение военной цензуры за почтовымиотправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационныхсистем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры,непосредственно занимающихся указанными вопросами; в) интернирование (изоляция)в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного праваграждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; г) запрещениеили ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации; д) привлечениеграждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, квыполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий примененияпротивником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектовэкономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию вборьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; е) установление запретов иограничений на выбор места пребывания либо места жительства.
Третью группу временных мер, применяемых на территории, накоторой введено военное положение, исходя из требований Федеральных законов«Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации вРоссийской Федерации» и «О гражданской обороне», составляютследующие возлагаемые на граждан обязанности: а) выполнение требованийфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режимвоенного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам илицам; б) явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военногоуправления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военныекомиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнениепредписаний и распоряжений федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военногоуправления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц; г) участиев порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполненииработ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия,в восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, системжизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями иэпизоотиями, вступление в специальные формирования; д) предоставлениегражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороныимущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества).
Вместе с тем Федеральный конституционный закон (п.4 ст.1) предусматриваетвозможность ограничения прав и свобод граждан в период действия военногоположения только в соответствии с Федеральным конституционным законом и тольков той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны ибезопасности государства. Кроме того, в этот период могут быть предусмотренымеры, связанные с введением временных ограничений на осуществлениеэкономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободноеперемещение товаров, услуг, финансовых средств, на поиск, получение, передачу,производство и распространение информации, с временным изменением режиматрудовой деятельности (ст.8 Федерального конституционного закона).
Таким образом, обсуждавшаяся в течение длительного временивозможность ограничения прав и свобод граждан в период действия военногоположения получила законодательное закрепление с учетом, однако, того, что этиограничения[2]:
а) не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан;
б) могут допускаться только в той мере, в какой этонеобходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства;
в) с учетом международно-правовых норм не должны повлечь засобой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения по признакупола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественнымобъединениям, а также по другим обстоятельствам./>2. Система политическихправ и свобод граждан России
Политические права и свободы граждан, как и личные,признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическуюспецифику[3]:
а) это права в сфере политики (политика — областьдеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами,ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участиев делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности),неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;
б) поскольку в осуществлении государственной власти вРоссийской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случаеРоссия не была бы суверенным государством), политические права и свободы — этоправа граждан России. Например, право каждого на объединение получило внастоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может бытьпризнано политическим общественное объединение, устав которого предусматриваетчленство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан,иностранных или международных организаций;
в) поскольку политические права и свободы связаны ссознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этимиправами обусловлено наступлением определенного возраста.
Конституция Российской Федерации в ст.30-33 закрепляетследующие основные политические права и свободы граждан.
1. Право на объединение (ст.30).
Предусмотренное этой статьей право означаетбеспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Онопрепятствует узурпации власти государством, одним человеком или узкой группойлиц.
Согласно Международному пакту о гражданских и политическихправах (ч.1 ст.22) и Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод (ст.11) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими,включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всоответствии со Всеобщей декларацией прав человека никто не может бытьпринужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч.2 ст. 20).
Свобода деятельности общественных объединений, еегарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам инормам международного права.
Право на объединение базируется на принципах добровольности,равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности,гласности. Важнейшей формой объединения является политическая партия. Деятельностьобщественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительныхи программных документах — общедоступной.
Вмешательство органов государственной власти и их должностныхлиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательствообщественных объединений в деятельность органов государственной власти и ихдолжностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных даннымФедеральным законом.
Право граждан на объединение включает в себя право создаватьна добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов идостижения общих целей, право вступать в общественные объединения либовоздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить изобщественных объединений.
Свобода деятельности общественных объединений заключаетсятакже в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов,избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью,распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами поразличным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утратычленства, включая условия выбытия из членов общественных объединений повозрасту, определяются уставами общественных объединений.
2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31).
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия ивстречи является особым проявлением фундаментального конституционного положенияо свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и слова,необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. Государство,узурпирующее права граждан, пытается порой силой воздействовать на мирныесобрания, повлиять на их содержание, предотвратить, а то и разогнать их, еслиони посягают на привилегии должностных лиц. Напротив, правовое государствостремится гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественныйпорядок при проведении публичных массовых мероприятий.
В соответствии с ч.1 ст.20 Всеобщей декларации прав человека«каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».Конкретизация этого основополагающего положения дается в ст.21 Международногопакта о гражданских и политических правах: «Признается право на мирныесобрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех,которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы вдемократическом обществе в интересах государственной или общественнойбезопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населенияили защиты прав и свобод других лиц».
Практика государств с развитыми институтами гражданскогообщества выработала набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающихсвободу проведения массовых публичных мероприятий как способ демонстрации своейволи и мнений, а с другой — не допускающих подрыва правовых устоев общества,посягательства на стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развитияобщества и человеческого общежития.
Сравнительно новым для нашего законодательства являетсяпонятие пикетирования. Его не было в прежних основных законах России, хотямировая практика освоила его как распространенную форму выражения своего мнениянебольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться не толькодвижущимися людьми, но и стоящими без движения, держащими в руках идемонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи ивзгляды.
Органы милиции осуществляют охрану общественного порядка,предупреждают и пресекают противоправные действия во время уличных мероприятий,привлекают правонарушителей к соответствующим видам ответственности. Неправомерныедействия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений, должностных лиц, ущемляющие право на проведениепубличных мероприятий, могут быть обжалованы в суд на основании ст.46Конституции России.
3. Право на участие в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей (ст.32).
Сущность основного политического права граждан: участвоватьв управлении делами государства. Управление делами государства охватываетдеятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти,управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права.
В ч.2 статьи 32 перечислен ряд прав, конкретизирующих ч.1. Кним относятся право граждан избирать своих представителей в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, право быть избранным вуказанные органы, право участвовать в референдуме.
Право избирать заключает в себе возможность приниматьрешение по формированию данных органов, обязательное для государственныхорганов, должностных лиц, граждан. Право избирать дает возможность участвоватьв управлении опосредованно, через представителей. Отдавая свое предпочтениепрограмме политической партии, общественному движению, независимому кандидату,избиратели предопределяют направленность законодательства и конкретнойдеятельности высших должностных лиц.
Для права избирать и быть избранным характерны периодичностьреализации и общие демократические принципы избирательной системы. Указанныепринципы относятся ко всем видам выборов. Согласно ч.4 ст.15 Конституции ст.32действует во взаимосвязи со ст.21 Всеобщей декларации прав человека и ст.25Международного пакта о гражданских и политических правах. Нормы международногоправа определяют права избирать и быть избранными на подлинных периодическихвыборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права притайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Провозглашенные ст.3 Конституции свободные выборыпредполагают также добровольность участия в них гражданина. Воля избирателясвободна, если имеются варианты выбора и возможность беспрепятственноговыражения своих предпочтений посредством свободной агитации в пользуопределенного кандидата или избирательного объединения. Российскоезаконодательство определило организационные формы, посредством которыхкандидаты выдвигаются партиями, избирательными блоками, общественнымиобъединениями, непосредственно избирателями.
Конституцией установлена строгая периодичность выборов,являющихся высшим выражением власти народа. Попытка нарушить эту периодичностьдолжна оцениваться как посягательство на политические права граждан. Присвободных демократических выборах проигравшие на выборах избиратели и кандидатыникак не ущемляются в своих правах. В этом случае действует выработанныйисторическим опытом механизм самосохранения демократии. В очередномизбирательном цикле прежняя политическая воля меньшинства может статьюридически признанной волей большинства.
Действующее законодательство определяет право избирать какактивное, право быть избранным — как пассивное[4].Установлены равные права и возможности быть зарегистрированным в качествекандидата и получить определенную сумму государственного финансирования,свободно агитировать в свою пользу или в пользу своего объединения, иметьдоступ к средствам массовой информации, учредителем или соучредителем которыхявляется государство.
Особым политическим правом является право на участие вреферендуме. Согласно ст.1 Федерального конституционного закона «Ореферендуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. референдумРоссийской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации позаконопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшимнепосредственным выражением власти народа.
Часть 3 статьи определяет правовые основания ограничений вобладании правами, указанными в ч.2. Недееспособность граждан, признаннаясудом, связанная со стойким психическим заболеванием, исключает возможностьсознательной реализации политических прав. Граждане, содержащиеся в местахлишения свободы по приговору суда, не могут пользоваться правами, указанными вч.2, в силу самой специфики наказания.
В ч.4 ст.32 Конституции особо выделяется государственнаяслужба как важный институт непосредственного участия граждан в управленииделами государства. Под государственной службой понимается профессиональнаядеятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов.
В соответствии с ч.4 ст.32 граждане России имеют равныйдоступ к государственной службе. Данное конституционное положение соответствуетп. «с» ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правахот 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой быто ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своейстране на общих условиях равенства к государственной службе. Принцип равногодоступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любойгосударственной должности в соответствии со своими способностями ипрофессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.
4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальныеи коллективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления (ст.33).
Статья 33 Конституции конкретизирует связь гражданина игосударства. Она обеспечивает возможность активного влияния гражданина надеятельность государства и органов местного самоуправления. В историиформирования демократии такая свобода определялась как «право петиций».В демократическом государстве граждане не просто пассивно исполняют велениягосударства. Они выступают как активная, инициативная сила, вызывающаяреформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотреблениявластей.
Другой аспект права граждан на обращения включает способызащиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств.
Реализация права на обращение исключает возможностьпреследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальныеобращения, поскольку согласно ст.45 Конституции государственная защита прав исвобод человека и гражданина гарантируется. Реализация этого права отдельнымигражданами, их обращения в Конституционный Суд Российской Федерацииспособствовали утверждению свободы передвижения и запрету института прописки,защите избирательных прав, права частной собственности./>3. Предмет, метод исистема источников конституционного права Российской Федерации
Критериями разделения массива правовых норм на отраслислужат два основных признака: предмет и метод правового регулирования.
Предметом регулирования конституционного права, как и любойотрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны,способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, винтересах общества требуют такого воздействия.
Общественные отношения, составляющие предметконституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющиевыделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом:
1. Отношения, регулируемые конституционным правом, возникаютво всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной,нравственной.
2. Конституционное право регулирует не все общественныеотношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения,составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данныеотношения являются своеобразным «каркасом», соединяющим в единоецелое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основныезадачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия наобщественные отношения.
Базовые общественные отношения, регулируемые конституционнымправом, касаются двух крупных областей правового регулирования. Это, во-первых,принципы отношения человека и государства и, во-вторых, устройство государстваи организация государственной власти.
Регулирование отношений человека и государства происходитпутем закрепления приоритета человека в системе ценностей общества, признания,соблюдения, гарантирования и защиты его естественных и неотъемлемых прав. Права,принадлежащие человеку от рождения, приобретают качественно новуюхарактеристику — они защищаются силой государства. Кроме того, существованиегосударства обусловливает существование комплекса прав человека, прежде всегополитических, которые напрямую связаны с государством и без него не существуют.Регулирование отношений человека и государства находит отражение в такихинститутах конституционного права, как основы конституционного строя и основыправового статуса человека и гражданина.
Регулирование устройства государства и организациигосударственной власти осуществляется через:
1) установление основных принципов устройства государства иорганизации государственной власти в числе основ конституционного строя — базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственныхинститутов;
2) установление формы государственного устройства: Россия,как известно, является федеративным государством, поэтому одним из наиболееважных аспектов регулирования российской государственности являетсяупорядочение отношений Федерации и ее субъектов, определение предметов ихведения и полномочий. Этот комплекс отношений и соответствующих им нормохватывается институтом федеративного устройства;
3) установление системы органов власти, разграничение этойсистемы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали: система органовгосударственной власти (федеральной и региональной) и система местногосамоуправления и его органов.
Отдельное место занимает Конституция Российской Федерации,которая является одновременно и источником и предметом конституционно-правовогорегулирования. В качестве предмета регулирования Конституция РФ выступает какконцентрированное внешнее выражение связи человека и государства, устройствагосударства и организации государственной власти. имеющее огромное значение длянормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенноговнимания со стороны конституционного права.
Таким образом, конституционное право — это отрасльроссийского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующихосновы взаимоотношений человека и государства, устройства государства иорганизации государственной власти, путем закрепления в Конституции РФ иконституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правовогостатуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организациисистемы государственной власти и местного самоуправления.
Своеобразие метода конституционно-правового регулированияопределяется двумя основными моментами. Во-первых, конституционное право являетсячастью публичного права, для которого характерен императивный методрегулирования общественных отношений, основанный на субординации (подчинении) междуучастниками общественного отношения. Во-вторых, как уже отмечалось,конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всехсферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразныеотношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Такимобразом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе чертыимперативного и диспозитивного методов.
Конституционное право имеет свою систему источников. Подсистемой источников конституционного права понимается их совокупность,характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренностьсуществования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся водних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источниковдругим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случаеих коллизии с другими источниками).
Система источников российского конституционного права обычнорассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иногоисточника права. Особенностью системы источников российского конституционногоправа является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ является основным источником любой отраслинационального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституциикак основного источника конституционного права выражается в следующем:
1) Конституция принимается народом или от имени народа, онаявляется высшей формой воплощения государственной воли народа. РоссийскаяКонституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшимнепосредственным выражением власти народа;
2) конституционные нормы имеют учредительный характер,устанавливая основные принципы существования государства (основыконституционного строя), основы организации государственной власти,устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормыпервичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы быласоответствовать;
3) Конституция определяет некоторые виды иных источниковправа;
4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой инепосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы ииные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;
5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большоеобщественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российскойгосударственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов,объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. КонституцияРФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существованияроссийского общества.
6) большинство конституционных положений имеют общийхарактер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества,затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.
Указанные черты присущи также конституциям республик всоставе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют натерритории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовыхактов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов РоссийскойФедерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации.Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.
2. Законы.
В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными)органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. Кисточникам конституционного права относятся законы, содержащиеконституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространеннымисточником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ,юридической силой.
Конституция РФ предусматривает следующие виды законов,принимаемых федеральным Собранием — федеральным представительным органомгосударственной власти:
1) федеральный конституционный закон. Федеральныеконституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотреннымКонституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральныхконституционных законов о чрезвычайном положении (ст.56), о принятии в РоссийскуюФедерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст.65), об изменениистатуса субъекта Российской Федерации (ст.66), о государственном флаге, гербе игимне Российской Федерации (ст.70), о референдуме (ст.84), о военном положении(ст.87), об Уполномоченном по правам человека (ст.103), о Правительстве РФ (ст.114),о судебной системе Российской Федерации (ст.118), о Конституционном Суде,Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст.128), оКонституционном Собрании (ст.135).
Федеральные конституционные законы имеют приоритет передфедеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральныеконституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;
2) федеральный закон. Источниками конституционного праваявляются, например, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»,Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;
3) закон Российской Федерации о поправке к КонституцииРоссийской Федерации.
3. Институт федеративного устройства.
Нормы данного института закрепляют федеративные отношения,лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данногоинститута отражены в Конституции РФ (гл.2), а также в конституционно-правовыхдоговорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведениямежду Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов — адресатов норм институтафедеративного устройства — состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
4. Институт референдума и выборов как высшихнепосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядокреализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массивнорм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных ифедеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации).
5. Институт системы органов государственной власти иместного самоуправления. Структура института включает следующие части:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации;
3) Правительство РФ:
4) конституционно-правовые основы организации судебнойвласти в Российской Федерации;
5) конституционно-правовые основы организации органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, таки в иных актах (например, федеральные конституционные законы о КонституционномСуде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так иконкретные правоотношения, в институте организации государственной власти иместного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные»нормы, определяющие полномочия государственных органов.
6. Институт местного самоуправления.
Нормы данного института определяют организацию местногосамоуправления, которое наряду с государственной властью является формойосуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения оместном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральныезаконы об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерациии др.).
7. Институт Конституции.
Конституция — самостоятельный объектконституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так какименно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственномдействии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделенияэтого института обоснована важностью для конституционного права такого объектарегулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так какобъектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данныйинститут содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятияпоправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного институтаявляется сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия ивступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Многие институты конституционного права имеют межотраслевойхарактер и регулируются нормами других отраслей права. Например, врегламентации института избирательного процесса принимает участиеадминистративное право; институт общественных объединений широко регулируетсятакже гражданским правом.
Систему конституционного права можно построить и по другомуоснованию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное правои процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционногоправа определяют содержание правового регулирования тех или иных общественныхотношений. Нормы процессуального конституционного права направлены навоплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации.В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:
1) законодательный процесс — совокупность правовых норм,регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силузаконодательных актов;
2) избирательный процесс — порядок организации и проведениявыборов как формы реализации избирательных прав граждан;
3) производство по делам о гражданстве — порядокрассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращениемгражданства Российской Федерации;
4) конституционное судопроизводство — порядок осуществленияКонституционным Судом правосудия по конституционным делам.
От системы конституционного права следует отличать системуконституционного законодательства, то есть структурированную совокупностьнормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Системаконституционного законодательства определяется системой конституционного права,но не совпадает с ней.
Список использованных источников
1.   Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993 г.
2.   Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 2005.
3.   Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридическихинститутов и факультетов. Том I / Под ред. О.Е. Кутафина. — М., 2000.
4.   Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридическихинститутов и факультетов. Том II / Под ред. О.Е. Кутафина. — М., 2003.
5.   Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. — М., 2004.
6.   Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курслекций. 2-е изд. — М, 2000.
7.   Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Отв. ред. В.А.Четвернин. — М., 2005.
8.   Миронов О.О. Равенство — это миф, если есть неприкасаемые // Парламентскаягазета. 2004.9 июля.
9.   Пчелинцев С.В. Экспертное заключение на Федеральный конституционныйзакон «О военном положении» (о возможных ограничениях прав и свободличности в условиях военного положения). // Государство и право. 2002. №3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.