СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
1. Понятие и виды формгосударства. 4
1.1.Форма правления. 8
1.2. Форма государственногоустройства. 14
1.3.Форма политического (государственного) режима. 19
2. Форма современного Российскогогосударства. 23
Заключение… 25
Глоссарий… 27
Список использованных источников… 28
Приложение А… 30
Введение
Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что средимножества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросыопределения понятия форм государства.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе ейтрадиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, в зависимости от того,как понимается форма государства и как она соотносится с другими ее сторонами,во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Проблема исследования: существование закономерностейсуществования между государствами разной типологии и формы? Всегда ли форма государствавыступает как непосредственное выражение его сущности и содержания? Зависит лисущность и содержание (функции) государства от его формы и наоборот? Каковыособенности российского государства?
Объектом исследования является государство, его типы иформы, строение, его основные составные части, внутренняя структура, основныеметоды становления и осуществления государственной власти. В качестве примерамною использовано государство – Российская Федерация.
Предметом исследования в данной работе являютсязакономерности возникновения, становления, развития и существования различныхтипов. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю иинтересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает изащищает. Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы«формообразования», организации и функционирования государства.Теория государства и права при помощи общего понятия раскрывает свойстваконкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах.Категория «форма государства» непосредственно связана с категорией«сущность государства», поскольку государство представляет собойпостоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана сопределенным видом государства как особого явления, представляющего единствосодержания и формы.
Цели исследования – в работе достигаются следующие цели:
— изучение типологии различных видов государств;
— определение их структурных частей и выявление закономерныхсвязей между структурным устройством государства, его политическим режимом иформой правления;
— исследование по обозначенной типологии государстваРоссийской Федерации.
Гипотеза исследования. Полагаем, что при разных формахгосударственного устройства закономерно будет существование определенных формполитического устройства и форм правления.
Поставленные в работе задачи решались с помощью следующихметодов исследования: теоретический анализ литературных источников, анализсостояния проблемы в практике, метод сравнительно-правовых характеристик.
Практическая ценность работы заключается в обобщении исистематизации сведений о существовании государств различной типологии. Вкачестве наглядного примера автором произведено исследование Российскогогосударства. Сведения научной работы могут быть использованы в качествеметодического материала в образовательном процессе при подготовке юристов,историков, социологов, психологов, дипломатов и других.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение,глоссарий, список использованных источников, приложение.
1. Понятие и виды форм государства
Форма государства, так же как его сущность и содержание,никогда не оставалось и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических ииных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось ипредставление о ней. За всю историю развития государства и права были выдвинутыдесятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самыеразличные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции иДревнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьмапротиворечивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формойгосударства, какие формы государства существуют, чем они различаются.
Один из величайших мыслителей античности, древнегреческийфилософ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления«идеального государства» как государства «лучших иблагородных» является «законная власть немногих» – аристократия.. Кроме того, им рассматривались «законная монархия» – царскаявласть, и «незаконная» – олигархия[1].Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу«испорченности человеческой натуры» ее формы. Идеальное государство иего аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство можетдеградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.
Аристократия, согласно учению Платона, приводящая кпоявлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов,может выражаться в так называемую демократию. Последняя, представляющая собойкритско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, можетпостепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, основанная на имущественномцензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия как властьнарода и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в«неразбавленном виде» может выражаться в свою противоположность –тиранию. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельногосподствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства –тиран захватывает от имени народа и выступает как «ставленник народа»[2].
На многообразие форм государства имел свои взгляды иАристотель – ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государствасистемой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определялее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) какмонархию, аристократию или политодемократию[3].Эти формы государства он назвал «правильными», ибо в них просматриваласьобщая польза правителей. Каждая из данных «правильных форм» моглалегко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную»форму – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовалисьправителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
В отечественной и зарубежной литературе нет единогообщепризнанного представления о том, что такое форма государства. Средиавторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мненияо понятии, видах и форм государства. Ученые высказывают различные точки зрения.
Существуют различные точки зрения на понятие «формагосударства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) [4] или вшироком смысле (совокупность формы правления и формы государственногоустройства) [5],политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующеесущность государства[6],или область методов осуществления классового господства[7]. Интереснаточка зрения, согласно которой следует различать внутреннюю и внешнюю формугосударства; под первой понимается демократия, а под второй — конкретнаяорганизация политической власти. Так как демократия есть разновидностьполитического режима, то его необходимо понимать как внутреннюю форму государства,а совокупность форм правления и государственного устройства представляет собойвнешнюю форму[8].
Традиционным для отечественного государствоведения иправоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как обинституте, складывающемся из формы правления и формы государственногоустройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научнойлитературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяетформу правления, форму государственного устройства и форму политического режима[9]. Формагосударства, независимо от того, какой своей стороной она проявляется (формаправления, форма государственного устройства или государственный режим всегдаимеет самую непосредственную связь с государственной властью.
Под формой правления имеется в виду организация верховнойвласти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органовгосударства между собой и населением. Под формой государственного устройстваподразумевается административно-территориальная организация государственногоаппарата, соотношение территориальных частей государства в целом. Подполитическим режимом понимается конкретное проявление государственнойорганизации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политическойсвободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществлениядиктатуры политических сил, стоящих у власти.
Категория «форма государства» — это егоустройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми,между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управленияими (политический режим), в способах организации высших органов власти (формаправления) и в административно — территориальном делении государства (форматерриториального устройства).
Из всего сказанного следует, что, имея общее представление оформах государствах их чертах и признаках, для глубокого изучения необходимосоотносить данные формы с конкретным типом государства. Форму государства какобъективную реальность и как понятие следует рассматривать с различных сторон,характеризующих в целом ее свойства элементов: — форму правления, структурноотражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ееобразования; — форму государственного устройства (государственного единства) –совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннегоделения государства на части (в пределах его территории), взаимоотношенийорганов государства и его частей между собой; — политический режим(государственный режим) – совокупность приемов методов осуществлениягосударственной власти и их организационно-политическое воплощение вгосударственном строе. Каждая из форм государства имеет своюполитико-практическую значимость лишь в том случае, когда она берется не самапо себе, вообще, безотносительно ко времени и пространству, а соотносится сконкретным, вполне определенным типом государства. 1.1.Форма правления
Форма правления, как один из элементов формы государства,характеризует способ организации государственной власти, включающий порядокобразования и деятельности высших и местных государственных органов, порядоквзаимоотношения их друг с другом и с населением.
Основными формами правления, которые существовали вразличные исторические эпохи, является монархия и республика.
Монархия (с гр. monarchia –единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками: — существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.),пользующийся своей властью пожизненно; — наследственный порядок преемственностиверховной власти; — монарх представляет государство по собственному праву, непроизводному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положенияподчеркивается божественное происхождение монарха), выполняя и функции главыгосударства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительнойвластей, контролируя правосудие и местное самоуправление; — юридическая безответственностьмонарха[10].
Монархия весьма древняя форма правления. Она впервыезародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которыхзахватывали военноначальники, представители разросшихся семейных или соседскихобщин руководители храмов, жрецы. Свои истоки монархическая форма правленияимела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организацииобщества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге так называемой «неолитическойреволюции».
Различные сочетания выше перечисленных признаков даютразличные виды монархий: неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную,парламентская, дуалистическую). Перечисленные выше признаки полно выражены внеограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления характерна длястран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т.д.), Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции1789 г., Омана, Бахрейна, Кувейта в настоящее время.
Для абсолютной монархии характерно полное бесправие народа,отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочиямонарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом игосударственной казны с системой постоянных податей; ликвидируются или приходятв полный упадок сословно-представительные учреждения, утверждается политическоеи гражданское бесправие народа.
В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборныморганом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. Вбольшинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничениявласти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные такимспособом, принято именовать конституционными (парламентарными) [11].Ограниченная монархия имеет разные формы.
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуетсяследующими основными признаками: — правительство формируется из представителейпартий, получивших большинство на выборах в парламент; — лидер партии,получивший большинство депутатских мандатов, становится главой правительства; — власть монарха является символической, он “царствует”, но не правит; — правительство подотчетно в своей деятельности парламенту. Конституционными(парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинствомонархических государств: Великобритания, Дания, Испания, Бельгия, Швеция,Япония и др.
Дуалистическая монархия характеризуется юридическимдвоевластием: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную –монарх. При этом монарх осуществляет управление страной через подчиненное ему иответственное только перед ним правительство (Япония до 1945 г). Дуалистическихмонархий в чистом виде в настоящее время не существует.
Монархию как форму правления весьма красноречивохарактеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки.Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что“каждый сам за себя, один царь — за всех”. Монархическая власть сопровождаетсядоверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему: надеждами нацаря-батюшку. Таким образом, монархия как форма правления – это сложныйконгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологическогосостояния общества.
Республика (лат. res publica – общественное дело) какформа правления отличается следующими признаками: — выборность органовгосударственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер; — выборность на определенный срок главы государства; — власть осуществляется отимени народа, который делегирует свои властные полномочия своим представителям;- юридическая ответственность государственной власти (в том числе и главыгосударства) [12].
В качестве современных форм республиканского правлениярассматриваются президентские (США, Франция, Мексика, Филиппины и др.) ипарламентские (Италия, ФРГ, и др.) республики.
Республика или республиканская форма правления такжеявляется весьма древней формой государственной организации общества. Уже впервых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н. э), как впоследствии в древнегреческихполисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет,дворец, храм). То или иное соотношение и взаимодействие различных органоввласти, те или иные способы образования (избрания) собраний, советов определяютразличные республиканские формы правления. Но всегда при этом республикахарактеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранныепредставители народа. Разумеется, республиканские, точно так же, как имонархические, формы правления определяются не только соотношением классовыхсил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатироватьдругие классы, но и историческими традициями, национальной психологией,экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающимигосударствами (подражания, завоевания) и т.п.
История государственно-организационного общества знаетнесколько основных разновидностей республиканской формы правления, которыезарождаются еще в условиях рабовладения.
Демократическая республика существовала в Афинскомгосударстве (V-IV вв. до н. э),что обуславливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, непризнающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения,существованием эффективной системы органов государственной власти, имеющихстрого определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводиласьдемократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот).Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н. э) и Римское государство (V-II вв. до н. э)
В эпоху феодализма существовала республиканская формаправления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция, Новгород и Псков,вольные города в Германии, Англии, Франции).
Эпоха капитализма и современная практика знает президентскуюи парламентскую республики – формы, неизвестные прежним эпохам.
Президентская республика представляет определенноесоотношение полномочий президента – главы государства, парламента –законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, прикотором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главыправительства (США, Мексика, Бразилия, Аргентина). В частности, законодательнуювласть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственнаядума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однакозакон не может вступить в силу без подписи Президента. В республике этого видагосударственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимаетзаконы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способомизбрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствиемответственности правительства перед парламентом[13].Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента ивозглавляет его (США) или назначает премьер-министра, утверждает составправительства, представленный премьером, контролирует деятельностьправительства (Франция, Россия). Правительство ответственно перед президентом.Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент можетвозбудить против президента процесс его отстранения от власти («импичмент»).Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью,совершает преступление, умышленно, грубо нарушает конституцию. Иной модельюпрезидентской республики является такое устройство формы правления, когдапрезидент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусомглавы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленныхконституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов –государственных и общественных – при Президенте, которые содействуют ему в выполненииего полномочий как главы государства, гаранта конституции.
Президентская республика является весьма гибкой формойправления, поэтому она и получила довольно широкое распространение Большинствогосударств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентскиесистемы правления.
Парламентская республика – разновидность формы правления,при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежитпарламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов,принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте,оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до техпор, пока пользуется его доверием. Главной функцией парламента являетсязаконодательная деятельность и контроль исполнительной власти, разработка иутверждение государственного бюджета, определение основных направленийсоциально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличиедолжности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент[14]. Впарламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом,но не перед президентом.
Парламентская республика является менее распространеннойформой правления, чем республика президентская, но она также весьмараспространена (ФРГ, Индия, Турция, Финляндия и др.).
Иногда встречаются смешенные формы правления,парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведеннуюклассификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской ипарламентской властей (Франция). Для республик смешанного типа правленияхарактерно отсутствие непосредственной юридической связи между президентом иправительством. Одним из признаков, присущим республикам смешанного типаправления, является возможность роспуска парламента или его нижней палаты поинициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта междуорганами исполнительной власти и парламентом.
Приведенные выше многообразные формы правления, ихзависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать туили иную из них. Как правило, республики представляют более прогрессивную формуправления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социальноструктурированным обществом. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависитне только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но имногих иных факторов.
Вопрос о форме государства – это прежде всего вопрос такомэлементе, как форма правления. Но не только. Это еще и вопрос онационально-государственном и административно-территориальном устройствегосударства, о связи центральных и местных органов власти и управления,распределении между ними полномочий. 1.2. Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимаетсясовокупность способов устройства государственной власти применительно ктерритории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения междуэтими частями[15].Форма государственного устройства представляет собой внутреннее делениегосударства на составные части: административно-территориальные единицы,автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Онаотражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.Форма государства носит самостоятельный характер, во многом определяетсясуществующими традициями, историческими особенностями возникновения и развитиягосударства.
Как и форма правления, территориальное устройство такжеуходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии –империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории ит.д. Имели территориальные образования и свои органы власти и управления.Собственно, так и должно было быть при переходе человечества в IV-III тыс. до н.э. к государственнойформе организации общества. Возникновение первоначально городов-государств, апотом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые былихарактерны для первобытного общества, территориальной организации общества.
По структуре различаются на: унитарное государство,федерация, конфедерация.
Унитарное государство (от лат. — единство) представляетсобой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могутобладать автономией (политико-административное устройство). Для унитарногогосударства характерно существование общих для всей страны высших органовгосударственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единойконституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованнойсистемы национальной безопасности единого гражданства. [16]
Большинство унитарных государств имеют определенноеадминистративно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.).Например, в Испании, наряду с историческими областями (страна Басков иКаталония), выделенных по национальному признаку, созданы и территориальныеавтономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственногосуверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов иединое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания,Венгрия, Китай, Монголия, Япония.
Федеративное государство (от позднелат. – союз, объединение)– сложное государство, субъекты которого, обладая государственнымсуверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочныхзадач[17].Федеративная форма правления государственного устройства является еще более многоликой,чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическимиособенностями.
Федеративная природа ряда государств обусловлена в первуюочередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада,Индия). Основой федеративного устройства государств являетсянационально-территориальный или территориальный принцип, что способствуетразрешению национального вопроса. В федеративном государстве существуютобщефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительнойи судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерациитолько в той мере, в которой определено в ее компетенции. В РоссийскойФедерации в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя.Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов,каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны.Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституцияхне признается, что обеспечивает целостность и федеративное единствогосударства.
Одним из формальных признаков федерации является наличиедвойного гражданства. В федеративном государстве функционирует правоваясистема, построенная на принципе централизации, единства, но субъекты федерациимогут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, импредоставляется право принятия собственной конституции. В федерациииспользуется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектафедерации. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенциимежду союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависитюридическое положение государственных образований и характер тех отношений,которые складываются между федерацией и ее членами.
В настоящее время Россия, США, Бразилия Индия существуют какфедеративные государства. Как правило, федерация возникает на основенормативного договора (например, образование СССР в декабре 19222 г) либоконституции (как это было в 1878 г. в США).
Одной из важнейших, хотя менее распространенных по сравнениюс другими формами государственного устройства, является конфедерация. Вотечественной и зарубежной литературе конфедерация как форма государственногоустройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время от временивозникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков ичерт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело втом, что если одними авторами конфедерация воспринимается исключительно какформа государственного устройства, то другими – как международно-правовоеобъединение, как субъект международного права. Сравнивая конфедерацию сфедерацией, еще в начале XX в.Ф. Кистяковский задавалсявопросом: чем же отличается союзное государство (федерация) от союза государств(конфедерация) [18]?
Конфедерация представляет собой союз государств, которыйсоздается на основе договора или соглашения для строго определенных целей(политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер[19]. Впоследующем конфедерация или перерастет в федерацию (США, Швейцария) илираспадется (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были ОбъединеннаяАрабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия,объединявшая Сенегал и Гамбию. Признаки конфедерации имеются и в СодружествеНезависимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации многие рассматривают Европейскийсоюз.
Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союзгосударств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование,объединение.
Конфедеративное объединение предполагает создание высшихорганов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектовфедерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации насвоей территории (право нулификации). Обычно центрального конфедеративногогосударственного аппарата не существует, а создаются высшие органыкоординирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом необладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей Конституции,единой денежной системы, единого гражданства. Порядок вступления в конфедерациюи выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан напринципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носитболее простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и наоснове одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей восновном носит лишь административно-управленческий характер, их органысамостоятельной политики не вырабатывают и выделиться в самостоятельныегосударства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органыгосударственной власти и управления как у государства в целом, так и у егосубъектов. Н а федеративные формы организации власти тип государства,соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.
1.3. Форма политического (государственного) режима
Понятие «политический режим» обозначает системуприемов, методов, форм, способов осуществления власть-отношений всоциально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство,общество, отдельные индивиды[20].
Как и другие составные части формы государства – формаправления и форма государственного устройства, государственный режим имеетнепосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется напрямую нис порядком формирования высших местных органов государственной власти илиорганизацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае сформой правления, ни с внутренним строением государства,административно-территориальной и национально-государственной организациейвласти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственныйрежим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, какпроцесс ее функционирования.
Истории известны два основных вида государственного режима:демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный.
Демократический политико-государственный режим – этосовокупность способов осуществления государственной власти на основе подчиненияменьшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства[21].Характерными признаками демократического режима являются: 1) основнымисточником власти в государстве являются граждане; 2) в государстве отсутствуетединая, обязательная для всех государственная идеология; 3) существование исвободное развитие гражданского общества, представляющего собойсоциально-политический орган относительно независимый от государства; 4)наличие у индивида комплекса неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод,которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при какихобстоятельствах; 5) в демократическом, правовом государстве человек долженподвергаться только ограничениям, какие установлены законом исключительно сцелью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других иудовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общегоблагосостояния в демократическом обществе; 6) наличие политических свобод(гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов ит.д.).
Антидемократический политико-государственный режим –этосовокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола,без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства. В процессехарактеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарный иавторитарные политические режимы.
Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистическиегосударства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическоегосударство от демократических государств и искали четкое определение социалистическойгосударственности[22].Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.
Тоталитарный режим характеризуется следующими отличительнымичертами: 1) в условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняетсебе общество; права и свободы отодвигаются на второй план по отношению кгосударственным интересам; 2) государственную власть осуществляется от именичасти общества (класса, сословия, иногда от имени конкретной личности); 3) воснове тоталитарного режима лежит единая государственная идеология,насильственно навязываемая всему обществу; 4) управление экономикойосуществляется при помощи административно-командной системы, предполагаетсяпрактически полная монополия государства в вопросах планирования и руководствапроцессом экономического развития; 5) государственная деятельность имеет ярковыраженный принудительный характер; правомерным поведение субъекта считаетсялишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис«кто не работает – тот не ест»); 6) государство – орган, творящий право;понятия право и закон тождественны; 7) в качестве методов государственногоуправления используются административный и судебный произвол, а в ряде случаев– открытый государственный террор; 8) тоталитарное государство не учитываетособенностей религиозных убеждений населения; 9) тоталитаризм характеризуетсявсеохватывающей милитаризацией общественной жизни, развитым военно-промышленнымкомплексом, довлеющим над мирной экономикой.
Авторитарный политический режим он рассматривается вкачестве своеобразной промежуточной формы между демократическим и тоталитарнымрежимом. При этом возможен переход как в сторону демократии, так и в сторонутоталитаризма. Основным признаками авторитарной формы политического режимавыделяются: 1) сосредоточение всех властных полномочий в руках ограниченногокруга лиц (властной элиты); 2) бессрочность исполнения властных полномочий,передача власти по воле самой власти; 3) юридическая безответственностьвластных структур за принимаемые решения; 4) внедрение в регулятивно-управленческиймеханизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой; перваярегулирует взаимоотношения среди представителей властной элиты, вторая –обеспечивает регуляцию общественных отношений среди подвластных; 5) допущениеотносительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частнойсобственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренциигосударственного и частного экономических секторов и т.д.); 6) определение июридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий вотношении гражданского общества; 7) жесткий государственный диктат видейно-политической сфере; 8) активное применение противоправных (нарушающихсубъективные права и свободы граждан) методов (административный и судебный произвол,политический террор).
Политический (государственный) режим как свойство формыгосударства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через негоправящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоевправления и устройства, приспособить форму государства к меняющейсяполитической обстановке в стране.
Доминирующую роль политического (государственного) режимасреди элементов формы государства приводит некоторых ученых к выводу чтогосударственный режим – это свойство сущности государства, а не его формы.
Специфическая закономерность, характеризующая политический(государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменениегосударственного режима при известном соотношении общих или частных интересов вконечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройкаформы государства влечет изменение политического режима.
Отсюда следует, что межу элементами формы государствасуществует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодальногогосударства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной формегосударственного устройства и автократическому политическому режиму.Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия демократическогополитического режима, а при наличии двух — или многонационального составанаселения могут определять федеративное государственное устройство.
2. Форма современного Российского государства
Любое государство, в том числе и современное российскоегосударство, следует анализировать с позиций его сущности, содержания функций,форм, особенностей организации его аппарата, а также места государства вполитической системе общества.
В этом плане произошли серьезные изменения к формероссийского государства.
С принятием Конституции 1993 г. Россия сталасуперпрезидентской республикой. Президент стоит над всеми ветвями власти,обладая полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферахвласти. В законодательной сфере он не только обладает законодательнойинициативой и правом отлагательного вето, но и, что самое главное, правомиздания нормативных указов, которые, по сути, во многих случаях заменяютзаконы. Особенно велики полномочия Президента в сфере исполнительной власти.Он, по существу, единолично формирует Правительство. В отличие от ДумыПрезидент может отправить в отставку все Правительство или любого министра. Приэтом определяет основные направления внутренней и внешней политики, а за ееосуществление Президент несет ответственность. В сфере судебной власти главнаяроль Президента заключается в том, что он, по сути, назначает всех судейстраны. Ведь назначение Советом Федерации судей трех высших судов РФ(Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ), можетбыть осуществлено только по представлению Президента.
Россия является федерацией, но при этом она обладаетсущественными особенностями, которые специфичны именно для нее и не характерныдля других существующих федераций. Она образована по смешанному принципу.Большая часть ее субъектов (края, области, города федерального значения)образованы по территориальному принципу (национальный состав их населениязначения не имеет). Другие же субъекты (республики в составе РФ, автономныеокруга, автономная область) созданы по национальному принципу: в каждой из нихесть «титульная нация», которая дает название этому субъекту. Россия– ассиметричная федерация, т.е. существует неравенство ее субъектов: республикив составе России в самой Конституции, в отличие от других субъектов, названыгосударствами; некоторые субъекты (автономные округа, автономная область)входят в сосав других субъектов (краев, областей).
Все это определяет некоторую неустойчивость нашей страны какфедерации, способствует появлению национализма и сепаратизма. Однако меры,принятые в последние годы (создание федеральных округов, приведениезаконодательства субъектов в соответствие с законами России, преобразования вполитической системе и др.), несколько стабилизировали Россию как федерацию
Существует реальное идеологическое и политическоемногообразие, действует множество политических партий и объединений, в томчисле оппозиционных, более демократичными стали выборы (выдвижение несколькихкандидатов, свободная агитация за них, усиление контроля за поведением итоговвыборов и т.п.). С другой стороны, население, избрав своих представителей, вдальнейшем (до следующих выборов) не имеет реального влияния на них.
На сегодняшний день можно сделать вывод, что по своиосновным характеристикам наше государство не относится ни к одному изустоявшихся типов государства, является переходным и может определяться какпостперестроечное.
Заключение
В литературе форма государства рассматривается в связи с егосущностью. Излюбленным приемом западных политологов и государствоведов являетсярассмотрение внешних форм институтов государственной власти вне связи ссуществующей социальной структурой власти, реальным соотношением между формойгосударства и его сущностью.
Влияние сущности государства на его форму носит сложный,опосредованный характер. Государственная власть политических сил формируется сучетом интересов из союзников, то есть сама государственная власть обладает вкаждый данный период определенным содержанием, в которое входит учет этихинтересов. В форме государства получает воплощение политическая властьэкономически господствующих сил, обладающих этой властью. В этом – одна изглавных причин того объективного факта, что при одном и том же типе государстваего формы могут быть различны, причем не только в разных странах, но и в однойи той же стране. Таковы типичные изменения формы для каждого феодальногогосударства на различных этапах его существования: ранние централизованныемонархии, феодально-раздробленные, сословно-представительные, абсолютные. Болеетого, даже облик абсолютных монархий может быть различным в отдельные периоды,как это имело место в России: в XVII в. – боярскаямонархия, в XVIII – чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.
Таким образом, во-первых, изменения в форме государства самипо себе не означают, что меняется его классовая сущность. Она развиваетсявследствие изменений в данном экономическом базисе или в социально-классовойструктуре общества. Во-вторых, форма государства неодинакова для различныхтипов государства – рабовладельческого, феодального и т.д. В-третьих, формагосударства видоизменяется в пределах одного и того же типа государства вразличных странах в различные исторические периоды. В-четвертых, основнымифакторами изменений в форме государства являются наряду с типом государства:состояние экономического базиса; изменения социально-классовой структурыобщества; международная обстановка; исторические традиции; взаимовлияниегосударств одного и того же типа, существующих в разных странах.
Глоссарий
№
п/п Понятие
Содержание 1 Форма государства совокупность формы правления и формы государственного устройства 22 Форма государственного устройства совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями 3 Политический режим система приемов, методов, форм, способов осуществления власть-отношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство, общество, отдельные индивиды 4 Монархия (с гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками: — существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующийся своей властью пожизненно 5 Унитарное государство (от лат. — единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). 6 Республика (лат. res publica – общественное дело) как форма правления отличается следующими признаками: — выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер; — выборность на определенный срок главы государства; — власть осуществляется от имени народа, который делегирует свои властные полномочия своим представителям; — юридическая ответственность государственной власти (в том числе и главы государства) 7 Федеративное государство (от позднелат. – союз, объединение) – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочных задач 8 Конфедерация как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение. 9 Демократический политико-государственный режим совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства 10 Форма правления организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением /> /> /> />
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). КонституцияРоссийской Федерации [Текст] офиц. текст. – М. Маркетинг, 2006. – 46 с. – ISBN 5-94463-025-4.
Научная литература
1. Гражданское право [Текст]: учебник / Е. А Суханов. – М.:Дашков и К, 2006. – 677 с. – ISBN 5-94798-158-9.
2. Гражданское право [Текст]: учебник / О.Н. Садиков. – М.:Юридическая фирма «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006. — 493 с. – ISBN 5-89123-010-7.
3. Гражданское право [Текст]: учебник / А.П. Сергеев, Ю.К.Толстой. – М.: Проспект, 2006. -655 с. – ISBN5-8639-0016-5.
4. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие / Г.М Назаренко. – М.: Ось, 2006. — 312 с. — ISBN5-89145-2001-051-2.
5. Теория государства и права в вопросах и ответах [Текст]:учебно-методическое пособие / В.А. Малько. — М.: Норма, 2004. — 478 с.
6. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.В.Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – 278 с.
7. Происхождение государства и права [Текст]: Учебноепособие. / Т.В. Кашанина. — М.: Высшая школа, 2004. — 455 с.
8. Общая теория государства и права [Текст] / С.А. Комаров.– М., 1998. -411 с.
9. Сущность, содержание и форма государства [Текст] / В.С.Петров. — Л., 1971. – 286 с.
10. Сущность общенародного государства [Текст] / Д.А.Керимов // Вестник Ленинградского Университета, 1971. — №23. – 260 с.
11. Лекции по общему государственному праву [Текст] / Ф.М.Кистяковский. – М., 1967. – 412 с.
12. Возникновение и развитие форм социалистическогогосударства [Текст] / А.Г. Лапшинин. — М., 1965. – 390 с.
13. Сущность и формы государства [Текст] / А.И. Денисов. — М., 1960. – 238 с.
Приложение А
Схема «Классификация государств по виду политическогорежима»
/>/>