Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Кафедра права
Контрольнаяработа
поправоведению на тему:
Понятие, видыи общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий
Краснодар,2009

Содержание
Понятие, виды и общая характеристикагосударственных (муниципальных) предприятий
Задача №1
Задача №2
Список используемой литературы

Понятие, виды и общая характеристикагосударственных (муниципальных) предприятий
В рамках каждой экономической системывидное место занимают государственные предприятия. Их отличают характер и объемпроизводимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства иуправления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку в ходеэкономических преобразований еще не в полной мере удалось создать условия дляих устойчивого развития. В работе предпринята попытка рассмотреть развитиестатуса государственных предприятий и особенности их организации идеятельности. Развитие правового регулирования организации деятельности государственныхпредприятий в нашей стране многократно менялись концепции государственныхпредприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых днейвозникновения Советского государства был взят курс на национализацию заводов ифабрик, создание государственных предприятий в промышленности, строительстве, апозже — в сельском хозяйстве и торговле. Постепенно удельный весгосударственного сектора в экономике превысил 90 процентов. Государственноепредприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение. Вусловиях централизованного планирования и управления действовали предприятияразличной подчиненности — союзные, союзно-республиканские, республиканские,областные, городские, районные.
В дальнейшем предпринимались меры поперестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством.Но лишь в конце 60-х годов более четко наметились подходы к повышению ролипредприятий как ключевого звена экономики. Выражением этого курса, правда,очень непоследовательного и противоречивого, явилось принятие ряда правовыхактов — Положения о производственном предприятии (1968 г.), Общего положения овсесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения опроизводственном объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г. было приняторешение «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственногомеханизма на повышение эффективности производства и качества работы», анесколько раньше, в 1976 г., — «О совершенствовании хозяйственного механизма встроительстве». В юридической науке подробно освещались эти вопросы.
Крупным шагом вперед стал принятый в1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», которым быларасширена самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда,управления и договорных отношений. Эти и другие решения, и практические меры поих реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере.Сохранялись жесткие административно — бюрократические методы руководства. Сизменением системы экономических отношений и признанием равенства формсобственности меняется и подход к государственным предприятиям. В развитииправового положения этих предприятий за последнее десятилетие можно выделитьтри этапа. Первый — условно охватывает 1990 — 1995 гг., когда коренным образомменялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы «Опредприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизациипредприятий» (1991 г.), открывшие простор главным образом для формирования иразвития субъектов предпринимательства. Государственные предприятиярассматривались скорее как объект для приватизации и акционирования, чему былпосвящен ряд указов Президента Российской Федерации. Кульминацией стал Указ от23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопросо прекращении создания новых федеральных государственных предприятий сзакреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственноговедения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральныхгосударственных предприятий и хозяйствующих учреждений создавать казенныезаводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на правеоперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий.Устанавливалось, что казенный завод самостоятельно реализует свою продукцию ииспользует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом. Продолжениемэтой линии явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 12августа 1994 года «Об утверждении типового устава казенного завода (казеннойфабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федеральногогосударственного предприятия». Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Порядок планирования ифинансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенныххозяйств)». Сужение правовой базы государственных предприятий стало одним изфакторов падения их роли и уменьшения удельного веса в экономике.Государственное имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевиднойпагубность такого курса, поскольку государственные предприятия должны былисохранять свое место в экономической структуре с учетом характера, значения имасштабов производимой ими продукции. Наступление второго этапа в развитииправового положения государственных предприятий связано с вступлением вдействие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.Статьей 113 было введено их новое нормативное понятие – «унитарное предприятие».Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственностина закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым,находится в государственной собственности и принадлежит этому предприятию направе хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГКопределили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на правехозяйственного ведения или оперативного управления. Обращает на себя вниманиесвоего рода отождествление статуса государственных и муниципальных унитарныхпредприятий в намеченном к принятию общем законе (ст. 113 п. 6 ГК РФ). Такаянормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли этооправдано. Курс на приватизацию был закреплен и продолжен Федеральным законом «Оприватизации государственного имущества и об основах приватизациимуниципального имущества в Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти вовсех его статьях государственное и муниципальное унитарное предприятиерассматривается в одинаковых режимах — при преобразовании их в открытое акционерноеобщество, 100 процентов акций которых находится в государственной илимуниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе иаукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталыхозяйственных обществ (ст. 23). Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя неотметить явное невнимание к государственным предприятиям в юридическойлитературе. Ученые — цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации идеятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминаютразве что при характеристике видов юридических лиц.
Другие ученые выделяют в даннойпроблеме преимущественно публично — правовые аспекты. Между тем в течение 1996- 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно — правовоерегулирование отдельных сторон организации и деятельности государственныхпредприятий. Принят ряд решений Правительства Российской Федерации о передачефедеральных государственных предприятий в собственность субъектов РоссийскойФедерации и муниципальную собственность, об организации учета федеральногоимущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его использования,об утверждении уставов крупных государственных унитарных предприятий. Итак, вчем же заключается общая характеристика государственных (муниципальных)предприятий?
Государственное и муниципальноепредприятия (далее – унитарные предприятия) как юридические лица, преследующиекоммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектовроссийского гражданского права и соответствуют нормам Гражданского Кодекса РФ.Вместе с тем ст.ст. 113 — 115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их отдругих коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют наоснове лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, всвязи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации)или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъектаРоссийской Федерации права собственника имущества унитарного предприятияосуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта РоссийскойФедерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статусэтих органов. От имени муниципального образования, права собственника имуществаунитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления. В данномслучае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формысобственности. Собственник имущества, создавая унитарное предприятие и наделяяего необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие отучредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственныхкооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходепредпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая,по существу, принадлежит другому субъекту. Перечисленные особенности, а именно:полная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляетсякоммерческая деятельность унитарного предприятия, сохранение правасобственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у егоучредителя формируют унитарную (unitaire — франц., от латинского unitas- единство) природу этого юридического лица.
Предусматривая деятельность унитарныхпредприятий с использованием чужой собственности, ГК РФ в рамках даннойорганизационно-правовой формы наделяет субъект определенными полномочиями,которые носят вещный характер. Имущество принадлежит унитарному предприятию направе хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, но в любомслучае оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,паям), в т.ч. между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие невправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятиепутем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Оно может отсвоего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того,унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Различный посодержанию объем имущественных прав и оперативно-хозяйственнойсамостоятельности выделяет в составе унитарного предприятия следующиеразновидности:
Ø   унитарные предприятия, основанные направе хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие игосударственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие;
Ø   унитарные предприятия, основанные направе оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенноепредприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Имущество, закрепленное собственникомза унитарным предприятием, отражается в учредительном документе, каковым дляподобных предприятий, согласно ст. 113 ГК РФ, является устав. В нем необходимофиксировать предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придаетего право- и дееспособности специальный характер, а также фирменноенаименование унитарного предприятия, которое должно указывать на собственникаимущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственногоили муниципального предприятия.
Деятельность унитарных предприятийрегулируется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях. Такой Федеральный законпринят 14.11.2002, и этот законодательный акт существенно дополнил правовоеположение УП.
Федеральный закон «О государственныхи муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. — один из самыхожидаемых с момента принятия части первой ГК РФ. Ряд вопросов до появленияэтого Закона либо решался на подзаконном уровне, где не было единообразия, либовообще оставался открытым. Уже глава I кроме определения унитарного предприятияи ряда норм, отражающих признаки юридического лица, содержит ряд новелл,которые не только во многом меняют правовой статус государственных имуниципальных унитарных предприятий, но и способны оказать существенное влияние,как на количество таких предприятий, так и на сферу их деятельности. Итак, измененияи дополнения Закона применительно к нормам ГК РФ касаются следующего:
1) создание унитарного предприятия наоснове объединения имущества, находящегося в собственности РоссийскойФедерации, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
2) государственное или муниципальноепредприятие может быть образовано в случае необходимости: использованияимущества, приватизация которого запрещена, в т.ч. имущества, котороенеобходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; осуществлениядеятельности в целях решения социальных задач (в т.ч. реализации определенныхтоваров и услуг по минимальным ценам), а также организации проведениязакупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственнойбезопасности государства; осуществления деятельности, предусмотреннойфедеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; осуществлениянаучной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечениембезопасности Российской Федерации; разработки и изготовления отдельных видовпродукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающейбезопасность Российской Федерации; производства отдельных видов продукции,изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
3) учредителем унитарного предприятияможет выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации илимуниципальное образование. Решение учредить федеральное государственноепредприятие принимается Правительством РФ или федеральными органамиисполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию такихорганов. Решение учредить государственное предприятие субъекта Российской Федерацииили муниципальное предприятие — уполномоченным органом государственной властисубъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления всоответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
4) унитарное предприятие считаетсясозданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единыйгосударственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями Закона огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей иособенностями, предусмотренными Законом об унитарных предприятиях;
5) устав унитарного предприятия долженсодержать: полное и сокращенное фирменное наименование предприятия; указание наместо его нахождения; цели, предмет, виды деятельности; сведения об органе илиорганах, осуществляющих полномочия собственника имущества; наименование органаего управления (руководитель, директор, генеральный директор); порядокназначения на должность руководителя, а также порядок заключения, изменения ипрекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовымзаконодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативнымиправовыми актами; иные предусмотренные данным Законом сведения. Уставгосударственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержатьсведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках егоформирования, а также о направлениях использования прибыли;
6) имущество унитарного предприятияформируется за счет: имущества, закрепленного за предприятием на правехозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этогоимущества; доходов от его деятельности; иных не противоречащих законодательствуисточников. Право на имущество, закрепляемое за государственным илимуниципальным предприятием, возникает с момента передачи такого имущества, еслииное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решениемсобственника о передаче имущества. Особенности осуществления правахозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимогоимущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегосяфедеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся запределами Российской Федерации юридических лицах устанавливаются ПравительствомРФ. При переходе права собственности на государственное или муниципальноепредприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственногоили муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственноговедения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Порядокопределения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, а такжепорядок утверждения устава предприятия и заключения контракта с егоруководителем устанавливаются Правительством РФ, уполномоченными органамигосударственной власти субъектов Федерации или органами местногосамоуправления. Государственное или муниципальное предприятие должно иметьполное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименованиена русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование наязыках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Полное фирменноенаименование государственного или муниципального предприятия на русском языкедолжно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственноепредприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственникаимущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации илимуниципальное образование;
7) собственник имущества унитарногопредприятия в отношении указанного предприятия: принимает решение о создании государственногоили муниципального предприятия; определяет цели, предмет и виды деятельности государственногоили муниципального предприятия, а также дает согласие на участие государственногоили муниципального предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческихорганизаций; определяет порядок составления, утверждения и установленияпоказателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарногопредприятия; утверждает его устав и пр.
10) правомочия Российской Федерациикак собственника имущества государственного или муниципального предприятия немогут быть переданы ее субъекту или муниципальному образованию, а правомочиясубъекта Федерации как собственника имущества унитарного предприятия не могутбыть переданы иному субъекту Федерации или муниципальному образованию. Аналогичныеограничения прав предусмотрены для унитарных предприятий, созданныхмуниципальным образованием;
11) унитарное предприятие может бытьпреобразовано по решению собственника его имущества в государственное илимуниципальное учреждение;
12) государственное или муниципальноепредприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, атакже по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и инымифедеральными законами. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой егопрекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другимлицам.
В случае если при проведенииликвидации государственного или муниципального предприятия установлена егонеспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководительтакого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражныйсуд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятиябанкротом. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК и иныминормативными правовыми актами.
Имущественная ответственность государственногоили муниципального предприятия принципиально соответствует общим правиламгражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. Унитарноепредприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний – поего долгам и обязательствам. Российская Федерация, субъект РоссийскойФедерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствамгосударственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, еслинесостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником егоимущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имуществагосударственного или муниципального предприятия может быть возложенасубсидиарная ответственность по его обязательствам. Вместе с темответственность этого юридического лица в определенной степени зависит отобъема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником:на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Существующий сегодня сектор экономикив значительной мере основан на государственной и муниципальной формахсобственности, что предопределило достаточно большое число таких предприятий. Вчастности, в качестве государственных унитарных предприятий действуютбольшинство основных предприятий и организаций связи, атомной энергетики,водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства. Внастоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формыфункционируют, помимо норм ГК и Закона об унитарных предприятиях, на основеуказов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов.

Задача № 1
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, неисполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несетответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
ГК РФ сохраняет вину в качествеобщего условия гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.При этом понятие вины дается через определение невиновности. Лицо признаетсяневиновным, если оно при необходимой степени заботливости и осмотрительностиприняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Из условий задачивидно, что в данном конкретном случае имела место неосторожность работника(скотника) животноводческого комплекса. Гражданско-правовая ответственностьнаступает по общим правилам при наличии вины и в форме умысла, и в форменеосторожности, причем неосторожности как грубой, так и легкой. Поэтомууказанное обстоятельство, а именно недосмотр скотника, должно быть учтено судомпри вынесении решения.
Если продавец передал в нарушениедоговора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определенодоговором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либопотребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться отпереданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, — потребоватьвозврата уплаченной денежной суммы (ст. 466 ГК РФ). В 466 статье предусматриваютсяотдельные права покупателя при передаче ему продавцом товара в количестве, несовпадающем с количеством, определенным (определимым) в договоре. Подобногорода передача считается нарушением условия договора о количестве товара.Последствия такого нарушения могут быть весьма многообразными. В данном случае мясокомбинатпосредством обращения в суд потребовал выполнения условий договора, т.е.передачи недостающих свиней.
Исходя из обстоятельств данного дела,изложенных в задаче, арбитражный суд должен вынести решение об обязанииживотноводческого комплекса передать недостающий товар, т.е. 50 свиней, мясокомбинатусогласно договору, заключенному между сторонами.
Задача № 2
Прекращение трудового договора,заключенного на срок до 2 месяцев, допускается только по общим основаниям,предусмотренным Трудовым Кодексом РФ. Никаких изъятий гл. 45 ТК РФ неустановлено. Вместе с тем ст. 292 ТК устанавливаетособый порядок прекращения трудового договора, заключенного на срок до 2 месяцев.Так, по общему правилу, работник имеет право расторгнуть трудовой договор,предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели (ст. 80 ТК). Вто же время работник, заключивший трудовой договор на срок до 2 месяцев, обязанв письменной форме предупредить работодателя за 3 календарных дня о досрочномрасторжении трудового договора. В данном случае Иванов заявление об увольненииподал 17 сентября и только 21 сентября (т.е. через 3 дня) потребовал произвестирасчет и выдать ему трудовую книжку.
Таким образом, увольнение Иванова попп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ (за однократное грубое нарушение работником трудовыхобязанностей, а именно прогул) незаконно и действия работодателя неправомерны.

Список используемой литературы:
1.        Артеменков С.Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий/«Законность», № 5, 2003.
2.        Гражданскийкодекс Российской Федерации – М., 2008.
3.        Комментарий кГражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный)/ Под ред. О.Н.Садикова. – М., 2002.
4.        Косякова Н.И. Правовоеположение государственных предприятий/ «Законность», № 7, 2006.
5.        Трудовой кодексРоссийской Федерации (с комментарием) – М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.