КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»
Вопрос 1.Понятие и признаки нормы права
Правовая норма – это исходныйэлемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективноеправо и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее – каксистема и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства междусвойствами права в целом и свойствами ее элемента – правовой нормы (так же как,например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствамэлементов, из которых он состоит).
Свойства (качества, признаки)правовой нормы определяются двумя началами:
а) принадлежностью правовых норм кнормам социальным;
б) юридической природой норм права.
Юридическая природа правовых нормопределяет их следующие специфические признаки:
1. Норма права непосредственноисходит от государства или санкционируется им.
2. Представляет собойгосударственно-властное веление.
3. Охраняется силой государства,возможностью реализации на основе государственного принуждения.
4. Норма права – общеобязательноеправило поведения (она обязательна для всех тех лиц, которые являются ееадресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения кюридическим предписаниям и т. п.).
5. Норма права обладает качествомформальной определенности:
а) с точки зрения внутреннейорганизации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием;
б) в плане внешней формы она должнасодержаться в официальных источниках (формах) права (в нормативно-правовыхактах и др.).
6. Действует какинтеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первыйсвязан с самим механизмом действия правовых норм: правовые нормы могутрегулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальныймомент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевоймомент). Другой аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, чтоона, как и право в целом, выражает государственную волю.
7. Нормы права, которыенепосредственно регулируют поведение (а таких норм большинство), имеют предоставительно-обязывающийхарактер, то есть действуют через предоставление субъектам права юридическихправ и возложение на них юридических обязанностей.
Вопрос 2.Структура нормы права
Юридическая норма, будучи исходнойединицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собойсистему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связимежду элементами.
По давней традиции в норме прававыделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и«санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условиявступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция –это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения,то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С.Алексеев). Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры правовогопринуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такогоподхода выглядит следующим образом: «если..., то..., а в противном случае...».
Право на существование имеют и другиеподходы к строению юридической нормы. Ведь для того, чтобы возникло(изменилось, прекратилось) правоотношение, достаточно двух элементов:
а) указания на определенныеюридически значимые обстоятельства;
б) указания на те правовыепоследствия, которые эти обстоятельства вызывают.
Поэтому если задача анализа текстанормативно-правового акта ограничивается выяснением правовых последствий,которые вызывают те или иные юридические факты, то достаточно двухэлементнойконструкции правовой нормы по схеме: «если..., то...».
С другой стороны, если внимательнорассмотреть трехзвенную конструкцию нормы, то можно заметить, что в нейотсутствует еще один элемент, а именно – указание на условия действия санкции.Ведь правоотношения возникают как на основе диспозиции (позитивные,регулятивные правоотношения), так и на основе санкции (охранительные, защитныеправоотношения). А для того, чтобы правоотношение возникло, необходимо минимум,как уже было замечено, два элемента. Поэтому юридически целостная правоваянорма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее – из двухдвухэлементных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если..., то..., аесли..., то...». Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный)характер, а второе – охранительный (защитный, обеспечивающий). Поэтому, еслитребуется проследить логико-юридические связи на уровне нормы, то есть найти нетолько регулятивную норму, но и обеспечивающее ее юридическое предписание, тоследует использовать конструкцию взаимосвязи двух двухэлементных норм.
Вопрос 3.Способы изложения правовых норм
Соотношение нормы права и статьинормативно-правового акта – это часть общей проблемы соотношения системы праваи системы законодательства. Так же как не совпадают система права и системазаконодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Преждевсего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем:норма – исходный элемент системы права, статья – исходный элемент системы законодательства.
Статьи по отношению к нормамвыполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношениюк системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой истатьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержатьнесколько юридических норм, и наоборот – элементы одной и той же нормы могутнаходиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разныхнормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение – в однойстатье содержится одна норма.
Таким образом, проблема состоит втом, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм праваотыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостномвиде.
Законодатель использует следующиеспособы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1) прямой, когда все элементыюридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевиднойвзаимосвязи друг с другом;
2) отсылочный, когда в статье один изэлементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, какправило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3) бланкетный, когда статья указываетна элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретномузаконоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а какбы к другому порядку правового регулирования – правилам совершения какого-либовида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случаестатья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другимзаконом, другим источником права.
Вопрос 4.Классификация норм права
Правовые нормы делятся на виды поразличным основаниям.
Первая и наиболее очевиднаяклассификация – в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или инойотрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормытрудового права и т. д.
В зависимости от функций праваюридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивныенормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные – ихзащиту в случае нарушения.
По характеру изложения внормативно-правовом акте они делятся на управомочиваюшие, обязывающие изапрещающие. Это деление достаточно условно, ибо любая правовая норма,непосредственно регулирующая поведение, имеет предоставительно-обязывающийхарактер.
В системе права можно выделить группуспециальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно нерегулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связиправа. К таким нормам относятся:
а) общие нормы (например,устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы оправосубъектности);
б) дефинитивные (нормы-дефиниции),формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления,понятие юридического лица и др.);
в) декларативные (нормы-принципы);
г) оперативные, которые отменяютнормы права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действиеи т.д.;
д) коллизионные, которые призванырешать «коллизии» между нормами права, их столкновения, то есть регулироватьвыбор между нормами.
По сфере действия юридические нормыподразделяются на общие и местные.
По времени действия – на общие(установленные на неопределенный срок) и временные (действующие лишь наопределенном отрезке времени).
По степени свободы воли адресатов — на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания,которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, посколькуиное не установлено соглашением сторон.
По юридической силе – на нормы законаи нормы подзаконных актов.
Вопрос 5.Понятие системы права и системы законодательства
Системность права предполагает егоследующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность,дифференцированность, наличие элементов;
в) наличие структуры –целесообразного способа связи элементов;
г) наличие цели (каксистемообразующего фактора).
Элементы в системе права могут бытьвыделены как минимум на четырех уровнях:
а) на уровне отрасли права:
б) на уровне института права;
в) на уровне нормы права;
г) на уровне элементов нормы права.
Система права и системазаконодательства – это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разноецелевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение(элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечиваетдействие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательствахарактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том,чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.
Система законодательства (а под«законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всюсовокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных формвыражения права) – результат специальной деятельности полномочных органов(имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть болеесовершенна или менее. В теории этот момент характеризуется как зависимостьсистемы законодательства от субъективного фактора.
Если элементами системы права являютсянормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства –нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи,пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.
Структура системы законодательствастроится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали»(принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов(вертикальная структура) всегда лежит конституция. Горизонтальное строение характеризуетсяналичием разветвленной системы законодательных отраслей.
Своеобразием отличаются системызаконодательства в федеративных государствах. Примером здесь может служитьзаконодательство России, в состав которого входят как общефедеральноезаконодательство, так и законодательные подсистемы субъектов Федерации.
Списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство иправо. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в РоссийскойФедерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требованиязаконности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорскийнадзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право какэлемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общаятеория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право иличность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридическийэнциклопедический словарь. М, 2007.