ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГОПРАВА
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫМАЖОРИТАРНОЙ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ И СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Курсовая работа
студента I курса
заочного отделения 615гр
Бондарева А.В.
Научный руководитель
к.ф.н., доцент
Лавриненко Н.И
Дата сдачи курсовойработы
Дата защиты
Оценка
Ростов-на-Дону 2009г.
План
Введение
1.Мажоритарная избирательная система
1.1 Мажоритарная система квалифицированного большинства
1.2 Мажоритарная система относительного большинства
1.3 Мажоритарная система абсолютного большинства
1.4 Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса икумулятивного вотума
2.Пропорциональная избирательная система
2.1 Методы распределения мандатов
3.Смешанная избирательная система
Заключение
Библиографическийсписок
ВВЕДЕНИЕ
Всеобщая декларацияправ человека (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданинавыражать свою волю посредством выборов: «Воля народа должна быть основой властиправительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических инефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равномизбирательном праве, путем тайного голосования или же посредством другихравнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»[1].
Стоит отметить, что подвыборами в наиболее общем смысле понимается процедура формированиягосударственного органа или наделения полномочиями должностного лица,осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц. Сущность выборов — определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного законом срокабудут управлять государством, государственным образованием или административно-государственнойединицей.[2]
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях — широком и узком. В широком смысле избирательная система — это непосредственно порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, а также принципы и условия участия в формировании этих органов, организации и порядка выборов. Избирательная система в узком смысле — это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
С периода становления по настоящее время избирательные системы прошли длительный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.
Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.
Основная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году, а к началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. В настоящее время эта система существует в более чем 60 странах.
Следующая система –смешанная избирательная система. Данная система основана на сочетании двухсистем представительства – мажоритарной и пропорциональной. Она создается сцелью соединить выгоды от различных систем и избежать или хотя бы смягчить ихнедостатки.
Актуальность выбраннойтемы заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитииполитической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляетсяпроцесс формирования всей системы представительной власти — от местных органовсамоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из насесть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должныучаствовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, какбудет развиваться наше государство. И это мы можем осуществить через выборы.
Цель данной работысостоит в теоретико-правовом анализе разновидностей избирательных систем,благодаря которому можно будет сделать выводы относительно положительных иотрицательных черт этих избирательных систем.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовойанализ видов избирательных систем, дать им характеристику, исходя из чего,будут выявлены их плюсы и минусы.
1. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Название этой системыпроисходит от французского слова majorite (большинство), а суть состоит в том, что «По этой системе победителюдостаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но необязательно больше половины»[3]. В основном,мажоритальная система используется в одномандатных избирательных округах.Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентскихвыборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты ифедеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).
Более сорока стран мираиспользуют мажоритарную систему, и законодательством каждого конкретногогосударства определено, в зависимости от вида выборов (президентские,парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать- относительное или абсолютное. Соответственно, можно выделить 3 разновидности мажоритарнойсистемы: мажоритарную систему квалифицированного большинства, относительного большинстваи абсолютного большинства.[4] 1.1 Мажоритарная системаквалифицированного большинства
При мажоритарной системеквалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов,которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Этадоля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (например,в Чили для избрания в первом туре выборов депутат должен получить 2/3 голосовизбирателей). Если в первом туре выборов победитель не определен, то черезодну-две недели проводится второй тур, в котором на новое голосованиеизбирателей обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее числоголосов по сравнению с другими.[5]
1.2 Мажоритарная системаотносительного большинства
При этой системе дляпобеды на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чемкаждый из остальных кандидатов, даже если за него проголосовало менее половиныизбирателей. Такая система применяется, например, на парламентских выборах вСША, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Очень часто онаприменяется при местных выборах. Получается, что чем больше кандидатовбаллотируются на одно место, тем меньше голосов избирателей требуется дляизбрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат,за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. Кроме того, в законодательстверяда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательностьучастия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимаядля признания выборов действительными.[6] В Великобритании, например,если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным безголосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.
Мажоритарная системаотносительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическимпартиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат получает кандидат, набравшийотносительное большинство голосов, в то время как против него моглопроголосовать большее количество избирателей, чем за него. Это значит, что онизбран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Сутьпроблемы в том, что поданные против победившего кандидата голоса вообще неучитываются. В масштабе страны это может привести к тому, что партия, закоторую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинствомест. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают спискикандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.
Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод о том, что мажоритарная система относительного большинстваявляется одной из наименее демократичных избирательных систем, основными недостаткамикоторой являются:
1) значительное число голосовизбирателей (зачастую более половины) не учитываются при распределении мандатов;
2) искажается картина реальногосоотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосовизбирателей, получает большинство депутатских мест.
Потенциальная несправедливость,заложенная в данную избирательную систему, наиболее ярко проявляется всовокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившиминазвание «избирательная геометрия» и «избирательная география».
Суть «избирательнойгеометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобыпри сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимуществосторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий внебольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточитьв 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательныхокругов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальноечисло избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа,сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе вдругих округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранеепредопределяются результаты выборов.
Законодательство рядазарубежных стран (ФРГ, Франции, Японии, Великобритании, США), как и российскийзаконодатель, исходит из того, что практически невозможно образовыватьабсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальныйпроцент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателейот среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения«избирательной географии», цель которой состоит в том, чтобы сделать голосболее консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городскогоизбирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшимколичеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количествеизбирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней можетбыть образовано в 2—3 раза больше округов.
Пожалуй, единственным преимуществоммажоритарной системы относительного большинства является то, что голосованиепроводится в один тур, т.к. победитель определяется сразу же. Это значительноудешевляет выборы. Эта система имеет своих сторонников еще и потому, что обычнообеспечивает партии — победителю абсолютное большинство в парламенте, позволяяпри парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивоеправительство.
1.3 Мажоритарная системаабсолютного большинства
При этой системе выборы, как правило,проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набратьабсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50% плюс 1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (ачаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, черездве недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютногобольшинства голосов избирателей. Но законодательством для второго тура можетбыть установлено и требование относительного большинства.
Участвовать во второмтуре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемаяперебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие впервом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другимикандидатами.
На первый взгляд даннаясистема кажется более справедливой, но при более пристальном рассмотрении у неепрослеживается тот же дефект что и у мажоритарной системы относительногобольшинства: есть вероятность того, что и при этой системе партия, кандидатыкоторой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинствопарламентских мандатов. Такое может произойти в том случае, если голосующие затакую партию избиратели окажутся сосредоточенными в небольшом числеизбирательных округов, а «партия меньшинства» получит пусть даже крохотноепреимущество по количеству голосов в большинстве избирательных округов. Ведьпосле того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютноебольшинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.
Также следует отметить,что у мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфическийдефект – довольно частая нерезультативность, вероятность которой с увеличениемчисла кандидатов возрастает. Возможны случаи, когда ни один из баллотирующихсякандидатов (или списка кандидатов) не получил требуемого большинства из-зараскола голосов. Такая опасность увеличивается, если необходимое абсолютноебольшинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двухкандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберетабсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала противобоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютноебольшинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такомурезультату может привести только голосование части избирателей против обоихкандидатов. Естественно, при условии, что в голосовании принял участиеустановленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительнынезависимо от всех прочих обстоятельств.
Федеральный закон«О выборах Президента Российской Федерации»[7]предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее числоголосов в первом туре. По итогам повторного голосования избранным считаетсякандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее числоголосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числуголосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, помажоритарной системе относительного большинства).
В России избирательнаясистема двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глависполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.
Мажоритарнаяизбирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, непредполагает проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду скандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут инезависимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдаютпредпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии,а как заслуживающему доверия политику.
1.4 Мажоритарные системыединственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума
Очень редко используютсянаряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы:единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системеединственного непереходящего голоса, которую иногда называютполупропорциональной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает припропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одногокандидата из того или иного партийного списка, содержащегося в бюллетене.Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е.действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (числоизбранных соответствует числу мандатов по округу). Поскольку результат выборовопределяется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разновидностьюмажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.
При кумулятивном вотуме(кумулятивный означает совокупный; дат. cumulo — складываю) избиратель имеет не один, а несколькоголосов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, аможет распределить их между различными кандидатами одной и той же партии(например, три голоса из имеющихся четырех отдать кандидату, стоящему впартийном списке под № 1, а один голос — кандидату под № 4). Если используетсясистема кумулятивного вотума, то результаты определяются опять-таки по принципуотносительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам,баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше другихголосов избирателей (в соответствии с числом депутатских мест по данномуокругу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.
Голосование при системеединственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано напринципе предпочтения: избиратель выбирает наиболее подходящие для негокандидатуры, но из списка одной партии.[8]
Наиболее широкиевозможности для участия политических партий в выборах, непосредственного ихвлияния на распределение депутатских мандатов предоставляет пропорциональнаяизбирательная система, которая предполагает проведение выборов на строгопартийной основе.
2. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Система пропорционального представительства политических партий и движений сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.
Пропорциональная системапорождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелкихфракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежатьэтого, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, всоответствии с которой обязательным условием участия партии в распределениимандатов является получение ею не менее определенного процента голосовизбирателей»[9]. Одной из первых,заградительный пункт в виде 5-процентной оговорки установила ФедеративнаяРеспублика Германия, где закон допустил к распределению мандатов в Бундестагетолько партийные списки, собравшие не менее 5 процентов действительных голосов.В дальнейшем заградительный пункт стал применяться довольно широко, включаяпостсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5 процентов. Так, вФРГ действует 5%-й барьер, в Египте — 8%-й, в Турции — 10%. В Швеции, чтобыучаствовать в распределении мандатов, партия должна получить не менее 4%голосов по стране или 12% в избирательном округе; во вторичном же распределенииучаствуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии краспределению остаточных мандатов не допускаются партии, набравшие менее300.000 голосов по стране, в Австрии — не получившие ни одного прямого мандатана первой стадии.
Федеральныйзакон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатовдопускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь иболее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании пофедеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было неменее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосовизбирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательномуокругу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределениюмандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов,преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менеепроцентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаютсяпоследовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов,собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит всовокупности 60 % голосов избирателей.
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.
2.1 Методы распределения мандатов
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по нескольким схемам.
Одна из них заключается в определении избирательной квоты – того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.
Одна из избирательныхквот определяется «путем деления количества голосов на число выборных мест,приходящихся на данный избирательный округ»[10]. Она определяется послеподсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов.
Предположим, что визбирательном округе, от которого подлежат избранию 7 депутатов, баллотируютсясписки пяти партий и соотношение поданных за них голосов следующее:
А – 53 Б– 81 В – 99 Г – 129 Д – 13
Всего, таким образом,подано 375 голосов. Квота будет выглядеть так:
О = 375: 7 = 53,6.
Делим результаты партийна квоту и получаем:
А – 53: 53,6 = 0 мандатови в остатке 53 голоса;
Б – 81: 53,6 = 1 мандати в остатке 27,4 голоса;
В – 99: 53,6 = 1 мандати в остатке 45,4 голоса;
Г – 129: 53,6 = 2мандата и в остатке 21,8 голоса;
Д – 30: 53,6 = 0мандатов и в остатке 13 голосов.
Мы распределили 4 мандатаиз 7. Оставшиеся можно распределить разными методами. Один из них — применяемыйпри выборах в российскую Государственную Думу метод наибольшего остатка, прикотором нераспределенные мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшиенеиспользованные остатки голосов. В нашем примере оставшиеся два мандатаперешли бы к партиям А, Б и В. Итог был бы следующим:
А – 1 мандат, Б – 2, В – 2, Г – 2, Д – 1 мандатов
но таким образом, партияБ получила бы два мандата на 81 голос, а партия Г – на 129.
Другой метод — наибольшей средней — заключается в том, что число полученных партией голосовделится на число полученных ею мандатов плюс один (этот метод применялся воФранции до 1958 г.), а нераспределенные мандаты передаются партиям снаибольшими средними. Пример:
А – 53: (0 + 1) = 53; Б– 81: (1 + 1) = 40,5; В – 99: (1 + 1) = 49,5; Г – 129: (2 + 1) = 43; Д – 13:(0 + 1) = 13
Три нераспределенныхмандата в этом случае перешли бы к партиям А, В и Г. Итог бы изменился: А – 1 мандат,Б – 1, В – 2, Г – 3, Д – 0 мандатов. Но и здесь получается не совсемсправедливо: у партии А один мандат на 53 голоса, а у партии Б — на 81.
В некоторых странахприменяются улучшенные квоты. Улучшение достигается часто путем увеличениязнаменателя дроби или прибавления к ней единицы. Например, в Италии применяетсяследующая квота: О = х: (у+2), где х – общее число поданных голосов, а у — число мандатов. В нашем примере квота была бы О = 375: (7+2) = 41,7 и мандатыраспределились так:
А – 53: 41,7 = 1(остаток 11,3)
Б – 81: 41,7 = 1(остаток 39,3)
В – 99: 41,7 = 2(остаток 15,6)
Г – 129: 41,7 = 3(остаток 3,9)
Д – 13: 41,7 = 0(остаток 13)
Здесь удалось сразу распределитьвсе мандаты.
Пропорциональная системаимеет и другие способы определения пропорциональности депутатских мест числуполученных голосов. Так, довольно широкое распространение (Бельгия, Австрия, Португалия)получил метод д'0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждойпартией голосов делится последовательно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...).Частные от деления располагаются в убывающем порядке. Избирательной квотой(избирательным частным) будет число, порядковый номер которого соответствуетчислу мандатов, распределяемых в округе. Разделив голоса, полученные партиями,на избирательное частное, получают необходимое распределение мандатов.
Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим способам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле:
Q = X: Y
(где Х — общее число голосов избирателей, а Y — число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.
В рассмотренных примерах брался один избирательный округ. Однако бывает так, что распределение оставшихся мандатов происходит на более широкой территории — объединенных избирательных округов (Австрия) или даже всей страны (Италия).
В таких избирательных округах суммируются нераспределенные мандаты и неиспользованные остатки голосов из соответствующих земель, и распределение завершается применением метода д'0ндта. При этом партии, не получившие мандатов при первом распределении, из второго распределения исключаются.
Чтобы избежать второго распределения, в некоторых странах применяется метод делителей. Он заключается в том, что число голосов, полученных каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту. Число равных ей, или превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то число мандатов, которое она получает. В других странах делится число голосов, полученных каждой партией, на несколько иной ряд делителей: это либо только нечетные числа, либо вдобавок к этому первое число бывает дробным (например, 1,4) и так далее.
В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым больший риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.
В результате всехприведенных способов партия (преодолевшая в соответствующих случаяхзаградительный пункт) получает определенное число мандатов в представительноморгане. Обычно партия устанавливает очередность кандидатов в списке, всоответствии с которой кандидатам достаются мандаты. Очевидно, что чем ближекандидат находится к началу списка, тем выше его шансы стать депутатом. Первымипо списку идут лидеры партии, а затем остальные кандидаты, чье место определяетсястепенью их близости к лидерам или их ценностью для лидеров. Однако то, чтоизбиратель не может влиять на отбор кандидатов на так называемые мандатныеместа в списке, вызывает многочисленные нарекания, ответом на которые в рядестран явилось введение преференциального голосования.1
Суть этого институтазаключается в том, что избиратель, голосующий за партийный список кандидатов,получает право указать в нем кандидатов, избрание которых было бы для негоособенно желательно, то есть определить свои предпочтения (преференции) врамках списка. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, получитпредпочтения большинства избирателей, отдавших голоса за список данной партии,либо числа избирателей, равного действующей в стране избирательной квоте, емуобязаны дать мандат в первоочередном порядке, а кто-то, заранее помещенный намандатное место, этого мандата не получит. Казалось бы, институт вполнедемократический, но множество случаев злоупотребления им побудило итальянскогозаконодателя урезать в 1993 году соответствующее право избирателей, которыемогут теперь высказывать не более одного предпочтения. Ведь действительно,противники партии, не рассчитывая на избрание собственных кандидатов, могут проголосоватьза эту партию и с помощью преференциального голосования отнять мандаты у еелидеров в пользу будущих рядовых парламентариев. Таким образом, фракция, да исама партия, окажется обезглавленной.
Очень сложной с точкизрения механизма распределения мандатов внутри списков является системапередаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются нетолько первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при даннойсистеме применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одномусписку проходят кандидаты от различных партий. Таким образом, избирателюпредоставляется возможность одновременно голосовать и за партию, и законкретного кандидата.[11]
Способом искажениячистоты пропорциональности можно считать допускаемое в некоторых странахблокирование, или соединение списков. На любом этапе выборов партии могутобъединить свои списки, тогда голоса, поданные за каждый из этих списков,суммируются и считаются поданными за один список. Объединенный список участвуетв распределении мандатов, а полученные мандаты перераспределяются внутри блокапо правилу наибольшей средней. Такая система широко практиковалась напарламентских выборах во Франции в 50-е годы.
Однако следуетучитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может бытьсущественно снижен. Так, установление большой избирательной квоты в округеможет заранее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая, фактически,небольшие партии шансов на получение мандатов. В данном случае большаяизбирательная квота выполняет роль «заградительного барьера».
Против небольших партийможет быть направлена и практика образования небольших полиноминальных округов,от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, реальноведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. Иопять в выигрышном положении оказываются крупные партии.
Поэтому максимальноеиспользование демократического потенциала пропорциональной системы возможнолишь при максимальном укрупнении избирательных округов и выборе оптимальной системыопределения пропорциональности при распределении мандатов.
Признавая преимуществапропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратитьвнимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональнаясистема действует в условиях сложившейся, оформившейся многопартийной системы.Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партиивладеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишьформирование многопартийности, более целесообразным может стать использованиесмешанных избирательных систем.
3. СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Осмешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной итой же представительной палаты применяются различные системы. При этомстремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключитьили компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались поодномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительногобольшинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округупо пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второйполовины депутатского корпуса никак не было связано с результатами выборовпервой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах,в случае их избрания там исключались из федеральных списков.
Применение подобной системыпредусматривается и при выборах в законодательные органы государственной властисубъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил,что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном)органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палатраспределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательнымиобъединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосовизбирателей, полученных каждым из списков кандидатов.[12]
Избирательное право ФРГ,к примеру, характеризуется как пропорциональное с сильным элементоммажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестагполовина депутатов парламента избирается в избирательных округах попредложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные — по спискамкандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно приголосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый — для выборов депутата в одномандатном округе, второй — для голосования запартийный список.
Избранным в округесчитается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При равном количествеголосов вопрос решается жеребьевкой.
Распределение мест поземельным спискам производится по довольно сложной схеме. Для этогоподсчитываются вторые голоса избирателей, поданные за каждый земельный список.При этом не учитываются вторые голоса, поданные за кандидата, собравшего визбирательном округе наибольшее число первых голосов (это обусловлено тем, чтоодин и тот же кандидат может быть одновременно выдвинут и по округу, и всоставе земельного списка). Из общего числа депутатов, установленного длявыборов в Бундестаг, вычитается число победивших по избирательным округамкандидатов. Остающиеся места распределяются по земельным спискам. Для этогообщее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученныхземельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов,поданных за все учитываемые земельные списки.
Каждый земельный списокполучает столько мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затемместа распределяются между земельными списками в порядке убывания долей чисел,полученных в результате первоначально проведенного расчета. Однако, есликакой-либо список, на который выпало более половины всех поданных вторыхголосов, получает не более половины распределяемых мест, ему, в обходраспределения мест по долям, выделяется еще одно место.
По мнениюисследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всегокрупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры,выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.
Своеобразную, довольносложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешаннуюизбирательную систему применяют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствиис Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе,Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых помажоритарной системе относительного большинства по униноминальным округам, и до100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства пополиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. ДепутатыПалаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.
Для избрания 100 депутатовпо принципу пропорционального представительства учреждаются до пятиполиноминальным избирательных округов в стране.
При распределениидепутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:
а) система минимальногопредставительства;
б) системапервоочередной пропорциональности.
При системе минимальногопредставительства процесс распределения мандатов состоит из следующихэлементов:
а) минимального процента- партия, набравшая в полиноминальном избирательном округе как минимум 5% поданныхголосов, получает одно депутатское место;
б) натурального частного- после распределения депутатских мест посредством минимального процентавычисляется натуральное частное путем деления поданных голосов на числооставшихся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столькомандатов, сколько раз натуральное частное уложится в количестве голосов,поданных за партию;
в) наибольшего остатка — если после применения методов минимального процента и натурального частногоостаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением методанаибольшего остатка (под наибольшим остатком понимается самый большой остатокголосов, получившийся после распределения мандатов посредством натуральногочастного).
Процесс распределениямандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трехстадий:
а) ректифицированногочастного — ректифицированным частным является результат, полученный от деленияподанных по полиноминальному округу голосов на число подлежащих замещениюдепутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяютсяпоследовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосовкоторой упомянутое частное укладывается один или два раза, передаютсясоответствующие ей депутатские мандаты;
б) частного отсуммирования остаточных голосов — число голосов, оставшихся после примененияметода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенныхмандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полученное такимобразом частное укладывается в остаточных голосах:
в) наибольшего остатка — если после применения методов ректифицированного частного и частного отсуммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то онираспределяются с применением метода наибольшего остатка.
Вакантные места членовПалаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства,замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах всоответствующих региональных списках.
Применяемаяизбирательная система и количество избирательных округов могут быть различнымидля каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализаслужебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а такжеучитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах,оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о примененииизбирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы,которая будет применяться на данных выборах.
Несомненный интереспредставляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальныхвыборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго попартийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно помажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?
Вся территориямуниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политическиепартии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов,сколько депутатов избирается в муниципальный совет).
Половина мандатовраспределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатовполучил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.
Остальные мандатыраспределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорциональноколичеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившаяполовину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов попропорциональной системе наравне с остальными партиями.
Такая вариация смешаннойизбирательной системы не только дает возможность партии, пользующейсяподдержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатскихмест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органеоппозиции в лице депутатов от других политических партий.
Таким образом, как видноиз вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на единомпринципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательныхсистем, — имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степеньюдемократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.
Но есть одно из наиболееценных качеств, присущих большинству этих вариаций, — возможность в условияхмногопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (попартийным спискам), а сочетать партийность выборов с борьбой отдельныхкандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К томуже, это лишает политические партии монополии на право выдвижения кандидатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории современных государстввыборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство неможет обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя вмировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношенияполитических сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовойкультуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и рольорудия в борьбе за власть различных политических блоков.
Многообразиеизбирательных систем объясняется существованием большого числа способовраспределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки.С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой извсех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательныхсистем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественногообщественного развития и потребностей людей найти оптимальную формуизбирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственногорежима каждой страны.
Установление той илииной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередкоопределяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те илииные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгоднымиотдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательноезаконодательство именно этих выгодных им способов.
Изучение положительныхи отрицательных черт основных разновидностей избирательных систем, используемыхв мировой практике, позволит составить более объективное представление обэффективности институтов непосредственной демократии в современной России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (сучетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//Российская газета. 1993. 25декабря.
2. Федеральный Закон«О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (впоследней ред. ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2003. N 2.Ст. 171.
3. Федеральный Закон»О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации" от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.02.09 №3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
4. Федеральный Закон«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в последней ред.ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
5. Федеральный Закон«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избиратьи быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 г. №138-ФЗ (вместе с «Временным положением о проведении выборов депутатовпредставительных органов местного самоуправления и выборных должностных лицместного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечившихреализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления») (в последней ред. ФЗ от12.07.06 № 107-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.
6. Всеобщая декларацияправ человека, принята10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН//Российская газета. 1995. 5 апреля.
Научная литература
1. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Норма, 2006.– 769с.
2. Баглай М.В.Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. – М.: Норма –Инфра-М, 2000. – 819с.
3. Безруков А.В. Реформированиеизбирательной системы при проведении парламентских выборов вРоссии//Конституционное и муниципальное право. 2007. – № 23. – С. 18-21.
4. Борисов И.Б., ЗаславскийС. Партии на выборах. – М.: Европа, 2007. – 126с.
5. Борисов И.Б.Гамма демократии: современная пропорциональная избирательная система РоссийскойФедерации. – М.: Европа, 2007. – 29с.
6. Веденеев Ю.А.Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовойинституционализации//Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 47-57.
7. Габричидзе Б.Н.Конституционное право России: учебник для вузов. – М.: Дашков и Кº, 2004.– 1121с.
8. Габричидзе Б.Н.,Эриашвили Н.Д., Чернявский А.Г. Основы органов государственной власти России:учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити, 2008. – 349с.
9. Глущенко П.П.Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2006. – 170с.
10. Голубок С.А. Конституционное правоРоссии: учебное издание. М.: РИОР, 2008. – 161с.
11. Енгибарян Р.В. Сравнительноеконституционное право: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. – 542с.
12. Избирательное право: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений./Под ред. К.К. Гасанова, А.С.Прудникова. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007. – 415с.
13. Избирательные системы и наблюдение завыборами: краткий обзор./Фонд Фридриха Науманна, Московское бюро. – М.: Комплекс-Прогресс,1995. – 80с.
14. Карапетян Л.М. Когда воля «партиивласти» становится выше Конституции//Конституционное и муниципальное право. –2007. – № 5. – С. 25-27.
15. Карапетян Л.М. Партии, национальныйлидер: политические и конституционно-правовые размышления//Конституционное имуниципальное право. – 2008. – № 8. – С. 7-13.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект. 2008. – 603с.
17. Лейкман Э., Ламберт Дж.Д.Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. – М.: Изд.Иностр. Лит., 1958. – 366с.
18. Маклаков В. В. Конституционное правозарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов ифакультетов. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 867с.
19. Нудненко П.В. К вопросу обопределении понятия избирательной системы//Конституционное и муниципальноеправо. – 2008. – № 5. – С. 23-27.
20. Нудненко П.В. Распределениедепутатских мандатов внутри списка кандидатов на пропорциональных выборах//Конституционноеи муниципальное право. – 2006. – № 12. – С. 7-8.
21. Нунденко Л.А. Практикум поконституционному праву Российской Федерации: учебное пособие для студентоввузов. – М.: Проспект. ТК Велби, 2008. – 574с.
22. Чиркин В.Е. Конституционное правоРоссии: учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 447с.
23. Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 567с.