Реферат по предмету "Государство и право"


Полномочия Президента Российской Федерации

Оглавление
Введение
1. Место президента РФ в системе органов государственной власти
2. Полномочия Президента РФ, связанные с формированиемдругих государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность
2.1 Назначение с согласия Государственной Думы Председателяправительства РФ
2.2 Право председательствовать на заседаниях Правительства РФ
2.3 Принятие решения об отставке правительства РФ
2.4 Представление Государственной Думе кандидатуры дляназначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации
2.5 Назначение на должность и освобождение от должностизаместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральныхминистров
2.6 Представление Совету Федерации кандидатуры для назначенияна должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а такжекандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерациипредложение об освобождении от должности Генерального прокурора РоссийскойФедерации; назначает судей других федеральных судов
2.7 Формирование Совета Безопасности
2.8 Утверждение военной доктрины Российской Федерации
2.9 Формирование Администрации Президента РФ
2.10 Назначение и освобождение полномочных представителей РФ
2.11 Назначение и освобождение высшего командованияВооруженных сил РФ
2.12 Назначение и отзыв после консультаций с соответствующимикомитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатическихпредставителей Российской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях
3. Полномочия Президента РФ, связанные с деятельностьюФедерального собрания
3.1 Назначение выборов в Государственную Думу
3.2 Роспуск Государственной думы
3.3 Назначение референдума
3.4 Внесение законопроекта в Государственную Думу
3.6 Обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиямио положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политикигосударства
4. Полномочия Президента РФ вобласти внутренней политики
5. Полномочия президента РФ в области обороны и внешнейполитики
5.1 Полномочия Президента в области внешней политики РФ
5.2 Полномочия Президента в области обороны
6. Другие полномочия Президента РФ
Заключение
Используемая литература

Введение
Президент РФ всоответствии с конституцией обладает широким кругом полномочий, необходимых дляреализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, посути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечномсчете ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственныхструктур. Такой обширный круг полномочий Президента РФ дает основания длявысказываемых иногда суждений о том, что по форме правления Россия являетсясуперпрезидентской республикой. В конституции РФ не определено, является лизакрепленная в Российской Федерации республиканская форма правленияпрезидентской.
 В Конституциях некоторыхгосударств такие определения содержатся. В одних фиксируется, что формаправления является парламентской республикой, в других – президентской.
Несмотря на обширностьполномочий Президента РФ, форма правления в России может быть охарактеризованакак полупрезидентская. Основанием для этого является то, что в отличие от президентскойреспублики, где не существует такого органа, как правительство, в РоссийскойФедерации Президент РФ не является главой исполнительной власти. Существуетправительство как высший орган исполнительной власти.
Кроме того, следуетучесть, что все полномочия Президента РФ основаны на Конституции, должныосуществляться в рамках Конституции и Федеральных законов, не могут выходить заих пределы.
Цель курсовой работы –раскрытие основных полномочий президента Российской Федерации, выделениепроблематики реализации главой государства своих полномочий в системегосударственных органов.
Для реализации целиработы необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть рольПрезидента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
Проанализировать функции,полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органовгосударственной власти.
Для этого в работерассматриваются вопросы:
— Местопрезидента РФ в системе органов государственной власти;
— Полномочия Президента РФ,связанные с формированием других государственныхорганов и по оказанию воздействия на их деятельность;
— Полномочия Президента РФ,связанные с деятельностью Федерального собрания;
— Полномочия Президента РФ вобласти внутренней политики;
— Полномочия президента РФ вобласти обороны и внешней политики;
— Другие полномочия ПрезидентаРФ.
Каждая из названных сфервключает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им какнепосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органамигосударственной власти и различными методами: в правовых формах посредствомиздания указов и распоряжений, определения приоритетных направленийдеятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ;проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителямиразличных органов, как федеральных, так и региональных, с представителямипартий иных общественных объединений и др.

1. Местопрезидента РФ в системе органов государственной власти
 
В ст. 80 Конституции РФопределена основная сущностная характеристика статуса президента РФ: онявляется главой государства. Такая дефиниция Президента является традиционной идля конституций многих зарубежных государств.
Однако в РоссийскойФедерации до принятия Конституции 1993 года Президент не именовался главойгосударства.
В Конституции РФ 1978года Президент характеризовался как высшее должностное лицо, главаисполнительной власти. Таким образом, президент был включен в систему органовисполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделениявластей системе «сдержек и противовесов». Он не имел права роспуска Съезданародных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судейКонституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральногопрокурора, Председателя Центрального банка. Президент был обязан представлятьне реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнениипринятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ,причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада. Указы и распоряженияПрезидента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного судаи Верховный Совет. Совет министров – Правительство было подотчетно Съезду,Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный совет осуществляли контрольза деятельностью подотчетных им органов. Съезд был уполномочен приниматьрешения об отставке правительства. Президент же мог принимать такие решения ссогласия Верховного Совета. Кроме того, в прежнюю Конституцию была внесена нормао том, что Верховный Совет давал согласие Президенту на назначение рядаминистров и рассматривал предложение Президента об образовании, реорганизации иупразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ.
Принципиально новаядефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ,означает, что президент занимает особое место в системе органов государственнойвласти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей.
Однако данное положениене дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую наддругими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционнозакрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими,обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.
Невключение КонституциейРФ напрямую президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст.10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основеразделения на законодательную исполнительную и судебную. Выделение этих ветвейвласти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,возлагаемое на Президента.
Кроме того, традиционно всистеме органов государственной власти любого государства должно быть лицо,персонифицированно представляющее государство в отношениях с другимигосударствами. В мировой практике таким лицом в большинстве стран являетсяпрезидент.
Статус президента РФ какглавы государства проявляется во всех его конституционно и законодательноопределенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государствасформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главыгосударства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека игражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушениеКонституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работалбесперебойно. Конкретные полномочия Президента закрепленные в Конституции,обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – правовето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в КонституционныйСуд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др.
В конституции заложенасистема гарантий, препятствующих превращению президента в авторитарногоправителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента короткимчетырехлетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативнымхарактером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд,в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующимиКонституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционногосуда и др.

2. Полномочия Президента РФ, связанные сформированием других государственных органов и пооказанию воздействия на ихдеятельность
 
2.1Назначение с согласия Государственной Думы Председателя правительства РФ
Согласно п. «а»статьи 83 Конституции РФ Президент назначает с согласия Государственной ДумыПредседателя Правительства Российской Федерации. Этой норме корреспондируют п.«а» ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 103 Конституции. Анализ положений ст. 103показывает, что согласие на назначение Председателя Правительства оформляется ввиде постановления Государственной Думы, которое принимается большинствомголосов от общего числа депутатов Думы. В соответствии с Регламентом Государственной Думыпредседатель палаты незамедлительно извещает депутатов о представленииПрезидента. Государственная Дума рассматривает кандидатуру в течение недели содня внесения предложения. Официально представляют кандидатуру на должностьПредседателя Правительства Президент или его полномочный представитель вГосударственной Думе.
По Регламенту в случаеотклонения Государственной Думой кандидатуры на должность ПредседателяПравительства Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклоненияпредставленной кандидатуры вносит на согласование палаты новую кандидатуру. Вслучае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент в недельныйсрок вправе представить третью кандидатуру. Процедуры обсуждения и согласованиявсех трех кандидатур одинаковы. Представляется, что в подобных случаях речьдолжна идти о повторении процедуры, а не об обязательном представлении всякийраз новой кандидатуры. Конституция не обязывает Президента Российской Федерациименять свой выбор, поэтому он по своему усмотрению может сменить кандидатуруили трижды представить одну или ту же.
Единственный случайназначения Председателя Правительства без согласия Государственной Думыпредусмотрен ч. 4 ст. 111 Конституции -назначение Председателя Правительствапосле трехкратного отклонения представленных кандидатур с одновременнымроспуском Государственной Думы и назначением новых выборов.
Предусмотренная п.«а» ст. 83 Конституции РФ процедура неоднократно применялась напрактике. Так, постановлением Государственной Думы от 17 мая 2000 г. «Одаче согласия Президенту Российской Федерации на назначение ПредседателемПравительства Касьянова Михаила Михайловича» по результатам открытогоголосования дано согласие на назначение представленной кандидатуры надолжность. Это постановление было направлено Президенту, и в тот же день, тоесть 17 мая 2000 г., Указом Президента на основании п. «а» ст. 83Конституции РФ был назначен Председатель Правительства Российской Федерации.
 
2.2 Правопредседательствовать на заседаниях Правительства РФ
 
В соответствии с п.«б» ст. 83 Конституции Президент имеет право председательствовать назаседаниях правительства. По смыслу этого положения Конституции Президент посвоему усмотрению выбирает заседания, на которых будет председательствовать,имеет право выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, даватьсправки по существу обсуждаемых проблем.
Согласно РегламентуПравительства Российской Федерации, под председательством Президента могутпроходить как заседания Правительства, так и его Президиума.
 

2.3Принятие решения об отставке правительства РФ
В соответствии с п.«в» ст. 83 Конституции Президент принимает решение об отставкеПравительства. Это — исключительная прерогатива Президента, и никакихсогласований, разрешений и предварительных консультаций в данном случае нетребуется. Правительство вправе подать в отставку по собственной инициативе (ч.1 ст. 117 Конституции), отставка Правительства может стать следствием выраженияему недоверия Государственной Думой (ч. 3 ст. 117 Конституции), а также отказаГосударственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции), ноокончательное решение вопроса остается за Президентом.
В соответствии сФедеральным конституционным законом «О Правительстве РоссийскойФедерации» решение о сложении Правительством своих полномочий перед вновьизбранным Президентом оформляется распоряжением Правительства РоссийскойФедерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
 
2.4Представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должностьПредседателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед ГосударственнойДумой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банкаРоссийской Федерации
 
Руководствуясь п.«г» ст. 83 Конституции РФ, Президент представляет ГосударственнойДуме кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РоссийскойФедерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении отдолжности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
По Федеральному закону«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,действующему с последующими изменениями и дополнениями, кандидатуру дляназначения на должность председателя Центрального банка Президент представляетне позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего; в случаедосрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка — вдвухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения предложеннойкандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одно и тоже лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроковподряд.
Председатель Центральногобанка освобождается от должности Государственной Думой по представлениюПрезидента в следующих случаях: истечения срока полномочий; невозможностиисполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением медицинскойкомиссии; личного заявления об отставке; совершения уголовно наказуемогодеяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушенияфедеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностьюЦентрального банка.
 
2.5 Назначениена должность и освобождение от должности заместителей ПредседателяПравительства Российской Федерации, федеральных министров
Президент РоссийскойФедерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерацииназначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ифедеральных министров (п. «д» ст. 83 Конституции). В данном случаеназначение производится на основе кандидатур, предложенных ПредседателемПравительства. В состав Правительства могут входить так называемые министры безпортфеля, т.е. лица, назначенные Президентом федеральными министрами, но невозглавляющие то или иное министерство.

2.6 Представление Совету Федерации кандидатуры для назначенияна должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а такжекандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в СоветФедерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РоссийскойФедерации; назначает судей других федеральных судов
По п. «е» ст.83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры наназначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, ВысшегоАрбитражного Суда, а также Генерального прокурора. Назначение этих должностныхлиц осуществляет Совет Федерации.
Регламентом СоветаФедерации установлен единый порядок рассмотрения представленных ПрезидентомРоссийской Федерации кандидатур для назначения на должность судей КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Кандидатуры, представленныедля назначения на должности Конституционного Суда, предварительно обсуждаются вКомитете Совета Федерации по конституционному законодательству, а кандидатурына должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда — в Комитете поправовым и судебным вопросам. Комитеты готовят заключение по каждойкандидатуре.
Если кандидатура,представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должностьсудьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда ненабрала большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, онаотклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации.
Согласно ФедеральномуКонституционному закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» предложения о кандидатах на должности судей этогосуда могут вноситься Президенту членами (депутатами) Совета Федерации идепутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными)органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами ифедеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическимисообществами, юридическими научными и образовательными учреждениями.
В Законе РФ от 26 июня1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»,действующем с изменениями и дополнениями, установлено, что Президентпредставляет кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда сучетом мнения председателей этих судов. Прямо это требование закона из текстаКонституции не вытекает, однако оно представляется вполне разумным, посколькутрудно представить себе отбор кандидатур на должности судей вне судебнойсистемы, без сдачи квалификационных экзаменов, заключения квалификационнойколлегии судей и т.д. После получения необходимых материалов Президент вдвухмесячный срок представляет кандидатуры в Совет Федерации для последующегоназначения либо отклоняет кандидатуры, о чем сообщает председателюсоответствующего суда.
Порядок рассмотрениякандидатуры Генерального прокурора имеет определенные особенности по сравнениюс порядком назначения судей высших судов. Представленная Президентомкандидатура рассматривается в течение тридцати дней со дня, следующего за днемполучения представления. Если кандидатура, представленная ПрезидентомРоссийской Федерации либо по его поручению полномочным представителемПрезидента Российской Федерации в Совете Федерации, при голосовании не набереттребуемого числа голосов, Президент в течение 30 дней представляет новуюкандидатуру.
Судьи федеральных судовобщей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РоссийскойФедерации по представлению Председателя Верховного Суда и Председателя ВысшегоАрбитражного Суда. Судьи военных судов — по представлению Председателя ВерховногоСуда. В двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов Президентназначает судей федеральных судов либо отклоняет представленные кандидатуры исообщает об этом председателю соответствующего суда. Назначение кандидатов надолжности судей производится только при наличии положительного заключениясоответствующей квалификационной коллегии судей.
 
2.7 ФормированиеСовета Безопасности
На основании п.«ж» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет СоветБезопасности. Правовое положение Совета Безопасности определяется ЗакономРоссийской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» иУказом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 949 «Об утверждении Положенияо Совете Безопасности Российской Федерации».
Председателем СоветаБезопасности по должности является Президент Российской Федерации. В составэтого органа входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены СоветаБезопасности. Постоянные члены и члены Совета назначаются Президентом попредставлению Секретаря Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности поважнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения — протоколами.Организацию заседаний и обеспечение подготовки проектов решений осуществляетСекретарь Совета Безопасности.
Основные рабочие органыСовета Безопасности — межведомственные комиссии. Положения о комиссиях и ихсоставы установлены Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000г. N 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета БезопасностиРоссийской Федерации».
 

2.8Утверждение военной доктрины Российской Федерации
Пунктом «з» ст.83 Конституции РФ установлено, что Президент утверждает военную доктринуРоссийской Федерации. Этот документ представляет собой систему официальныхвзглядов по военным вопросам. В соответствии с Федеральным законом «Обобороне» от 31 мая 1996 г., разработка основных направлений военнойполитики и положений военной доктрины — составная часть организации обороны вРоссийской Федерации. Военная доктрина является одним из документов, на основекоторых формируется государственный оборонный заказ.
Военная доктринаРоссийской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21апреля 2000 г. Доктрина носит оборонительный характер. В ее положенияхсочетаются идеи последовательной приверженности миру и защиты национальныхинтересов.
Реализация Военнойдоктрины достигается за счет централизации государственного и военногоуправления, осуществления комплекса политических, дипломатических,экономических, социальных, информационных и других мер, направленных наобеспечение безопасности Российской Федерации и ее союзников.
 
2.9Формирование Администрации Президента РФ
В соответствии с п.«к» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует свою Администрацию. ВКонституции не установлен характер этого органа, поэтому представляется, чтостатус и основные функции Администрации должны определяться Президентом по егоусмотрению. При этом Администрация Президента должна действовать в пределахполномочий Президента и не может вторгаться в сферу компетенции другихгосударственных органов, определенную законодательством.
По действующему Положениюоб Администрации Президента Российской Федерации, утвержденному УказомПрезидента от 2 октября 1996 г. N 1412 (с последующими изменениями идополнениями), Администрация — это государственный орган, обеспечивающийдеятельность Президента. Общее руководство Администрацией осуществляетПрезидент Российской Федерации.
 
2.10Назначение и освобождение полномочных представителей РФ
 
В соответствием с п.«к» ст. 83 Конституции РФ Президент назначает и освобождает своихполномочных представителей, которые представляют его интересы в федеральныхорганах государственной власти, органах государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских,иностранных и международных организациях. Полномочные представители действуютна основе положений, утверждаемых Президентом Российской Федерации.
В настоящее время всоставе Администрации Президента введены должности полномочных представителейПрезидента в Конституционном Суде, Государственной Думе, Совете Федерации,федеральном округе. Полномочных представителей Президента, то естьгосударственных служащих, занимающих соответствующие должности в Администрации,следует отличать от официальных представителей Президента, назначаемых егораспоряжениями, при рассмотрении проектов законов, решении вопросов оназначениях на должности, рассмотрении дел в судах. Официальным представителемПрезидента может быть любое лицо, в том числе и не занимающее должности вАдминистрации Президента.
 

2.11Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ
Президент назначает иосвобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п.«л» ст. 83 Конституции РФ). Это одно из полномочий ПрезидентаРоссийской Федерации как Верховного Главнокомандующего.
По Федеральному закону от31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» Президент утверждает единыйперечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированияхи органах, общее количество воинских должностей, подлежащих замещениюполковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах, других войсках, воинскихформированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает навоинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высшихофицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службыв порядке, предусмотренном федеральным законом.
 
2.12Назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами иликомиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителейРоссийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях
На основании п.«м» ст. 83 Конституции РФ Президент назначает и отзывает послеконсультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат ФедеральногоСобрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранныхгосударствах и международных организациях. Консультации проводятся комитетамиГосударственной Думы по международным делам и по делам Содружества НезависимыхГосударств и связям с соотечественниками, а также с комитетами Совета Федерациипо международным делам и по делам Содружества Независимых Государств.Предварительные консультации затрагивают вопросы назначения и отзыва главдипломатических представительств в иностранных государствах и главпредставительств при международных организациях.
Процедура консультаций посмыслу Конституции обязательна, но выводы комитетов носят для Президента РФрекомендательный характер. Кроме того, в Конституции не уточняется, с какимименно комитетом следует проводить подобные консультации.
Предложение о назначенииили отзыве дипломатических представителей вносится Министром иностранных дел.

3.Полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального Собрания
 
3.1Назначение выборов в Государственную Думу
ВзаимоотношенияПрезидента страны с нижней палатой Парламента, являющейся основнымзаконопроизводящим органом, роль главы государства в законодательном процессе ив процессе непосредственного выражения власти народа — референдума и свободныхвыборов служат правовой базой конституционного порядка в России.
При реализации данныхполномочий Президент наиболее ярко выступает как гарант Конституции,обеспечивая своей властью легитимацию воли народа.
Назначение выборовГосударственной Думы не оставляет большого поля для политического маневра.Данное полномочие является не правом, а обязанностью Президента, а, главное, поусловиям реализации и по срокам ограничено Конституцией Российской Федерации, атакже Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года (далее- Закон о выборах).
В Конституции четкоперечислены случаи, когда должны быть назначены выборы в нижнюю палатуПарламента.
Таким образом, ПрезидентРоссийской Федерации ограничен при назначении выборов Думы двумяконституционными условиями и соответствующими сроками. Дополнительныеограничения содержатся в Законе о выборах, который фактически конкретизируетсодержание данного президентского полномочия.
Во-первых, в ст. 5 Законао выборах говорится, что днем выборов является второе воскресенье послеистечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Думапрежнего созыва. Во-вторых, указывается промежуток времени, когда Президент РФдолжен объявить о выборах Думы нового созыва. Решение о назначении выборовдолжно быть принято не ранее чем за 11 дней и не позднее чем за 90 дней до дняголосования.
В еще большей степенивозможность политического маневра при реализации данного полномочия Президентаограничивает норма Закона о выборах, позволяющая Центральной избирательнойкомиссии назначить и провести выборы в конституционные сроки в случае, если самПрезидент не назначит эти выборы.
Форма назначения выборовдепутатов Государственной Думы — Указ Президента Российской Федерации.
 
3.2Роспуск Государственной думы
Одним из способовразрешения политических кризисов является роспуск Государственной Думы. Общиеограничения при принятии решения о роспуске Думы содержатся в ст. 109Конституции Российской Федерации.
 
3.3Назначение референдума
10 октября 1995 г. былподписан Федеральный конституционный закон «О референдуме РоссийскойФедерации», который конкретизировал конституционное содержание понятияназначения референдума — формы высшего и непосредственного проявления волинарода.
По Закону инициативареферендума принадлежит не менее чем 2 миллионам граждан либо КонституционномуСобранию, когда таковое будет образовано и созвано. В соответствии со ст. 12данного Закона Президент Российской Федерации обязан в течение 10 дней смомента поступления к нему инициативных документов и материалов к ним направитьих с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
Если Конституционный Судпризнает, что предусмотренные требования соблюдены, то Президент не позднее 15дней со дня поступления к нему решения Суда назначает референдум своим указом.Единственная возможность для Президента РФ учесть политическую илисоциально-экономическую реальность состоит в том, что он вправе назначить датуреферендума в промежутке между двумя и тремя месяцами со дня опубликованияУказа.
 
3.4Внесение законопроекта в Государственную Думу
Один из весомых рычаговвлияния Президента Российской Федерации на политическую реальность — его правозаконодательной инициативы, то есть внесение в Государственную Думузаконопроектов.
С момента принятияКонституции Российской Федерации это право практикуется главой государствадовольно широко.
Однако число вносимыхПрезидентом законопроектов год от года снижается (в 2002 году ПрезидентомРоссийской Федерации было внесено 33 законопроекта, причем 19 из них — оратификации международных договоров. Для сравнения: в том же году вГосударственную Думу всего было внесено 787 законопроектов). Такая тенденция кснижению объясняется пониманием президентом страны необходимости переносацентра тяжести в законопроектной работе на Правительство. Для президента жехарактерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимсягосударственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильноесуществование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.
 

3.6Обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране,об основных направлениях внутренней и внешней политики государства
 
Вопрос о роли, статусе,правовых и политических последствиях президентских посланий — один из самыхсложных в современной российской конституционной теории и практике.
Этот институт не открытиенашего конституционализма. Институт посланий существует в государствах сразличной формой правления, хотя и не во всех. В то же время даже в республикахс полупрезидентской (смешанной) формой правления, к которым относится и Россия,роль и значение президентских посланий весьма различны.
Институт ежегодныхпосланий потенциально способен играть едва ли не ключевую политическую роль.Это связано с тем, что Президент Российской Федерации обладает мощными рычагамив отношении Правительства, вытекающими из ряда конституционных норм, вчастности: а) из полномочий исключительно Президента назначать ПредседателяПравительства (с согласия Государственной Думы); б) из права назначатьзаместителей Председателя Правительства и Федеральных министров и освобождатьих от должности; в) из права председательствовать на заседаниях Правительства(по усмотрению самого Президента); г) из права Президента принять решение оботставке Правительства.
Из конструкции нормы,содержащейся в п. е ст. 84 Конституции, не вытекает, должны ли представлятьсяотдельно послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней ивнешней политики государства; означает ли конституционная формулировкаобязательное описание приоритетов в каждой из сфер политики или речь идет оформулировании того или иного приоритета как направления; наконец, на какойсрок должна быть рассчитана реализация того или иного политическогонаправления.
Практика пошла по такомупути. Во-первых, каждое из посланий включает в себя анализ положения дел встране на соответствующий момент и основные задачи во внутренней и внешнейполитике. Во-вторых, эти задачи предполагают их решение как в течениесоответствующего года, так и за его пределами. В-третьих, в зависимости отсостояния дел в государстве Президент выделяет те сферы и направления, которыетребуют основного внимания и незамедлительной реакции государственных органов.

4.Полномочия Президента РФ в области внутренней политики
 
Закрепленное в ч. 3 ст.80 полномочие Президента страны ранее принадлежало Съезду народных депутатовРоссийской Федерации. Однако это не означает, что теперь Президент играет илидолжен играть такую же роль почти всемогущего правителя, на которую претендовалСъезд.
Во-первых, следуетучитывать, что в действующей Конституции последовательно и системно реализованамодель разделения властей. В прежней Конституции это лишь провозглашалось, нодо закрепления полноценного механизма «сдержек и противовесов» дело так и недошло.
Во-вторых, Президентопределяет не вообще всю внутреннюю политику (как было записано за Съездом в п.2 ст. 104 прежней Конституции), а только ее основные направления. Этозначительно меняет представления об объеме соответствующего полномочия.
В-третьих, реализацияданного полномочия ограничивается правовым условием — соответствием Конституциии федеральным законам.
Смысл этого полномочияПрезидента состоит в следующем. Президент является главой государства, ноодновременно имеет политический мандат, вручаемый народом на всеобщих прямыхвыборах. Президент, таким образом, не только занимает пост главы государства,но и является наиболее авторитетным (с правовой точки зрения) выразителемопределенных политических интересов, даже не будучи партийным Президентом.Однако анализируемое полномочие не позволяет признать, что определение основныхнаправлений политики носит директивный по отношению ко всем институтам власти характер.Особенно важно понять, какова роль данного полномочия применительно кФедеральному Собранию.
В системе разделениявластей парламент является одним из главных центров выработки политики,выражаемой в законах. Парламент не может быть юридическим оформителем воли,выражаемой иными институтами власти (равно как и сам не вправе безраздельновластвовать). Но в Конституции есть несколько положений, указывающих навзаимосвязанное функционирование разных ветвей власти. Одно из таких положений- рассматриваемое президентское полномочие.
Осуществляя его, главагосударства провозглашает собственное понимание государственных приоритетов.Формально, в соответствии с Конституцией, он не обязан ни с кем согласовыватьсвое мнение о политических направлениях. Но в реальности Президент не может несчитаться ни с положением дел в стране, ни с состоянием бюджета, ни срасстановкой сил в парламенте, ни с общественным мнением. Учет этих факторов,так сказать, «метаконституционная обязанность» Президента, вытекающаяиз самой природы его статуса, из совокупности основных его функций.
Сказанное не означает,однако, что основные направления политики, определяемые Президентом, должнывосприниматься как сугубо информационные, которые могут быть лишь приняты ксведению другими властными структурами. Прежде всего очевидна императивностьофициального президентского взгляда по отношению к федеральному Правительству.Это вытекает из ряда конституционных норм. В частности: а) из полномочияисключительно Президента назначать Председателя Правительства (с согласияГосдумы); б) из права назначать заместителей Председателя Правительства ифедеральных министров и освобождать их от должности; в) из правапредседательствовать на заседаниях Правительства (по усмотрению самогоПрезидента); г) из права Президента отправить Правительство в отставку.
Несколько сложнее вопросо степени императивности президентских позиций по отношению к парламенту. Какуже отмечалось, Федеральное Собрание не могло бы играть присущей парламентуроли, если счесть комментируемое президентское полномочие юридическиобязывающим обе палаты следовать по избранным Президентом направлениям иприоритетам. Однако Федеральное Собрание, будучи включенным в демократическиймеханизм власти, не может быть и абсолютно свободным от провозглашенныхПрезидентом акцентов во внутренней и внешней политике, от заявленных имконцепций тех или иных законодательных актов.
Поскольку в Россииинститут президента включен в систему, вырабатывающую политический баланс,постольку каждый иной властный институт, участвующий в создании такого балансана основе Конституции, попросту не может игнорировать другие. Этим иопределяется отношение обеих палат Федерального Собрания к направлениямвнутренней политики, определяемой Президентом. Отдельные депутаты Думы и членыСовета Федерации могут быть и не согласны с этими направлениями, но у них ужепоявляется предмет спора с президентским и правительственным видением проблем ипутей их решения. Главное же, для депутатов Думы и членов Совета Федерациипоявляются ориентиры, по которым им придется соизмерять свою деятельность.
В чем это проявляется? Покаким линиям Президент оказывает воздействие на парламент в связи сопределением основных направлений политики?
Во-первых, официальнозаявленные президентские позиции непосредственно влияют на составление планазаконопроектных работ, прежде всего в Государственной Думе. Объединеннаякомиссия по координации законопроектной деятельности, включающая в себяпредставителей всех ветвей власти, была образована как раз на основе одного изПосланий Президента РФ.
Во-вторых, парламентполучает достаточно ясную информацию о намерениях Президента — как текущих, таки на перспективу. Это заставляет парламентариев учитывать позицию главыгосударства, строить на этом линию своей деятельности.
В-третьих, становитсяизвестной «идеология» тех или иных законопроектов, законодательныхпредложений. Эта «идеология» может не разделяться парламентскимифракциями. Однако ее придется учитывать, поскольку право отклонения законовнаходится в руках Президента. И этим правом он пользуется на практике весьмашироко, хотя главным образом отклоняет законы по мотивам их юридическогонесовершенства.
В ч. 3 ст. 80 неговорится, в какой конкретно форме Президент определяет основные направленияполитики. Подсказку дает п. «е» ст. 84 Конституции, которыйзакрепляет полномочие Президента представлять Федеральному Собранию ежегодныепослания: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешнейполитики государства. Отсюда можно сделать вывод, что эти направлениясодержатся, главным образом, в посланиях Президента.
В послании ФедеральномуСобранию от 26 апреля 2007 года Президент РФ определяет приоритеты развития:культуры РФ – в основном направления развития русского языка и библиотечногодела; национальных проектов; инфраструктуры – электроэнергетики, транспортнойсистемы, железнодорожных, водных, воздушных путей сообщения; эффективногоиспользования природных ресурсов; авиационной техники; отечественной науки;укрепления вооруженных сил. Особое внимание уделено выборам в ГосударственнуюДуму, которые впервые пройдут по пропорциональной системе, т.е. в выборах будутучаствовать только политические партии.
Но исходя из точногосмысла упомянутой конституционной формулировки нельзя утверждать, что невозможныиные формы представления основных направлений внутренней политики.
Действительно на практикеосновные направления внутренней политики определяются Президентом вразнообразных формах.
1) Уже сталитрадиционными названные выше ежегодные послания парламенту, содержащие какоценку положения дел, так и задачи государства на будущее. Речь идет именно отрадиции, поскольку из текста Конституции нельзя с определенностью заключить,должны ли эти составные части быть изложены в разных документах или в одном. Начинаяс 1994 г. было принято решение о целесообразности единого ежегодного ПосланияПрезидента.
2) Традиционными стали ибюджетные послания Президента страны Правительству РФ. Посредством этихспецифических посланий глава государства также определяет основные текущиеприоритеты.
3) В практику входяттематические концептуальные документы Президента. Таково, например, послание понациональной безопасности Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию, направленное 13 июня 1996 г.
4) Отдельные направленияформулируются Президентом в его указах, а также в некоторых публичныхвыступлениях. К подобным указам можно отнести, например, Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 «Об основных положенияхвоенной доктрины Российской Федерации». Среди выступлений, включающихосновные направления политики, можно было бы отметить телевизионное Обращениеглавы государства и его интервью 31 марта 1996 г. о путях разрешения чеченскойпроблемы.

5.Полномочия Президента в области обороны и внешней политики
 
5.1Полномочия Президента в области внешней политики РФ
 
В статье 86 КонституцииРФ определены полномочия Президента Российской Федерации в области внешнейполитики. В соответствии с п. «а» этой статьи Президент осуществляетруководство внешней политикой, то есть разрабатывает внешнеполитический курсстраны и непосредственно руководит его выполнением.
Президентуподведомственно Министерство иностранных дел — федеральный орган исполнительнойвласти, осуществляющий государственное управление в области отношенийРоссийской Федерации с иностранными государствами и международнымиорганизациями. В Указе Президента от 12 марта 1996 г. N 375 «Окоординирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации впроведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»установлено, что МИД осуществляет общий контроль за выполнением международныхобязательств Российской Федерации, координирует деятельность других федеральныхорганов исполнительной власти в сфере международных отношений и международныесвязи субъектов Федерации. Предложения, затрагивающие внешнеполитическиеинтересы России, в том числе предложения о проведении переговоров и заключениимеждународных договоров России, включая договоры межведомственного характера, вобязательном порядке согласовываются федеральными органами исполнительнойвласти с МИД до их представления Президенту и Правительству.
Актами Президентарешаются важнейшие вопросы руководства внешней политикой Российской Федерации.
В частности, УказомПрезидента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 утвержденоПоложение о порядке присвоения и сохранения дипломатических ранговдипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации,дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации,представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации натерритории Российской Федерации, Указом от 7 сентября 1999 г. N 1180 — Положение о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранномгосударстве, Указом от 28 октября 1996 г. N 1497 — Положение о посольствеРоссийской Федерации.
Кроме того, Президентсамостоятельно осуществляет дипломатическую деятельность: проводит переговорына высшем уровне, посещает с официальными и неофициальными визитами зарубежныестраны, участвует в совещаниях и встречах глав государств.
Согласноп. «б» статьи 86 Конституции РФ Президент ведет переговоры иподписывает международные договоры. Президент может вести переговоры с главамигосударств и правительств других стран лично, а также назначать для этогоопределенное лицо или делегацию.
Согласноп. «в» ст. 86 Конституции РФ Президент подписывает ратификационныеграмоты. Ратификация — это окончательное утверждение договора высшим органомгосударственной власти. Ратификация международного договора осуществляется в форме федеральногозакона. Этот закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Подписаниератификационных грамот представляет собой один из этапов процедуры ратификации.На основании федерального закона о ратификации ратификационная грамотаподписывается Президентом. Она скрепляется печатью Президента и подписьюминистра иностранных дел.
Согласноп. «г» ст. 86 Конституции РФ Президент принимает верительные иотзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.Верительная грамота удостоверяет официальный статус главы дипломатическогопредставительства. Этот документ выдается главам представительств в рангечрезвычайных и полномочных послов или посланников. Верительная грамотаподписывается главой аккредитующего государства и адресуется главе государства,принимающего дипломатического представителя.
Отзывная грамотанаправляется главой государства, дипломатический представитель которогоотзывается. В этом документе сообщается о прекращении полномочийдипломатического представителя. Отзывная грамота вручается вновь назначеннымдипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами.Отзывные грамоты оформляются так же, как верительные.
 
5.2Полномочия Президента в области обороны/>
Соединение полномочийпрезидента и верховного главнокомандующего традиционно для многих стран. Вмирное время глава государства обычно осуществляет общее политическоеруководство вооруженными силами, в чрезвычайных обстоятельствах — он можетпринять на себя непосредственное управление вооруженными силами.
Полномочия ПрезидентаРоссийской Федерации как главнокомандующего закреплены в Конституции и рядезаконов. В соответствии с Конституцией Президент формирует и возглавляет СоветБезопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшеекомандование Вооруженных Сил, вводит военное положение, присваивает высшиевоинские звания.
Кроме того,непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия Президентаопределять основные направления военной политики, вести переговоры иподписывать международные договоры о совместной обороне, коллективнойбезопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участииВооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира имеждународной безопасности.
Более конкретнополномочия Президента определены в Федеральном законе «Об обороне».Согласно Закону Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами, другимивойсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии илинепосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтовобъявляет общую и частичную мобилизацию; принимает в соответствии сфедеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск,воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооруженияне по предназначению.
Президент утверждаетструктуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований дообъединения включительно, штатную численность военнослужащих, а такжепредельное количество военнослужащих на прикомандирование к федеральным органамгосударственной власти. Президент принимает решение о дислокации ипередислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований от соединения и выше.
К компетенции Президентазаконом отнесено утверждение ряда планов и программ по военным вопросам,например концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, другихвойск, воинских формирований и органов, Плана применения Вооруженных Сил;Мобилизационного плана Вооруженных Сил; федеральных государственных программвооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программ ядерных идругих специальных испытаний; планов размещения на территории России объектов сядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтоженияи ядерных отходов.
Президент издает указы опризыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении своенной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу попризыву в порядке, предусмотренным Федеральным законом «О воинскойобязанности и военной службе».
В пределах своихполномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, обязательныедля исполнения Вооруженными Силами, другими войсками и воинскимиформированиями.
Президент имеет правоввести военное положение на всей территории Российской Федерации или вотдельных ее местностях в двух четко установленных в Конституции случаях:агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

6. Другиеполномочия Президента РФ
 
Встатье 89 Конституции РФ названы полномочия, традиционные именно для главгосударств при любой форме правления.
Первым среди них неслучайно названо полномочие в сфере определения основы правового статусачеловека — гражданства. Конституция России, говоря о правах и свободах, а такжеобязанностях как человека, так и гражданина, подчеркивает тем самым, что объемправ, свобод и обязанностей в обоих случаях не всегда совпадает. В первуюочередь, это касается политических прав. Кроме этого, государство обязанозащищать гражданина, его права и законные интересы, где бы он ни находился.Защита своих граждан — один из существенных признаков цивилизованногогосударства.
Вопросы гражданства — этовопросы о приобретении и утрате российского гражданства. Нормативной базой длярешения этих вопросов служит Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г.«О гражданстве Российской Федерации».
На основе этого ЗаконаУказом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 былоутверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РоссийскойФедерации.
В соответствии с Закономо гражданстве Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:
а) приема в российскоегражданство;
б) восстановления вгражданстве Российской Федерации некоторых категорий лиц;
в) выхода из гражданства;
г) отмены решения повопросам гражданства.
Комиссия по вопросамгражданства при Президенте Российской Федерации имеет сугубо совещательныеполномочия.
В соответствии со ст. 63Конституции Российской Федерации Россия предоставляет политическое убежищеиностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанныминормами международного права. Причем в соответствии с Уголовным кодексомРоссийской Федерации лица, даже незаконно пересекшие Государственную границуРоссии, не подлежат ответственности, если они сделали это в поискахполитического убежища, разумеется, при отсутствии в их действия состава другогопреступления.
Политическое убежищеиностранным гражданам предоставляется в порядке, установленном Президентом РФ.Этот порядок закреплен в Положении, утвержденном Указом Президента РоссийскойФедерации от 21 июля 1997 г. N 746. />
Деятельность ПрезидентаРоссийской Федерации по награждению, присвоению званий, названных в п.«б» ст. 89 Конституции РФ, также упорядочена. Правовое регулированиеэтих полномочий осуществил сам Президент.
К полномочиям президентаРоссийской Федерации в данной области относятся: учреждение государственныхнаград, издание указов о награждении государственными наградами; вручениенаград.
Почетные звания являютсяразновидностью государственных наград и присваиваются в том же порядке. />
С принятием в 1996 г.Уголовного кодекса Российской Федерации институт помилования получилнормативную конкретизацию. В соответствии со ст. 85 Уголовного кодексаПрезидент Российской Федерации осуществляет помилование в отношениииндивидуально определенного лица, причем уже осужденного за преступление. Актомпомилования теперь можно также снять судимость.
Частьпервая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемыхПрезидентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут бытьнормативными и индивидуальными.
Указами главы государстваоформляются решения нормативного характера, решения о назначении и освобожденииот должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти инекоторых должностных лиц в составе Администрации Президента РоссийскойФедерации, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждениигосударственными наградами, присвоении высших воинских и высших специальныхзваний, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании.Указами оформляются и другие решения индивидуального характера, прежде всего вэкономической сфере, например, в сфере управления федеральной собственностью.
Распоряжениями Президентаоформляются, как правило, решения по оперативным, кадровым и организационнымвопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РоссийскойФедерации.
Такое разграничение междууказами и распоряжениями установлено распоряжением Президента РоссийскойФедерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также Порядокподготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РоссийскойФедерации. Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а такжесвязанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указомот 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации».
Вусловиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента РоссийскойФедерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве.Динамика происходящих в стране социально-экономических процессов настольковелика, что законодательный орган, ввиду длительности процессазаконотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Этоприходится делать Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципанепротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральнымзаконам.

Заключение
Подводя итоги работыотметим, что Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственнойвласти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ.Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексныйхарактер.
В дискуссиях о пересмотреКонституции РФ важнейшим является вопрос о перераспределении полномочий междуПрезидентом, Правительством и палатами Федерального Собрания.
Все более очевиднымстановится вывод о том, что этапы конституционной реформы должны быть строгопоследовательными. И предварительно необходимо решить, можно ли осуществитьперераспределение полномочий, не затрагивая текст Конституции
На наш взгляд,значительную часть этой работы следует осуществить прежде всего путем принятиявытекающих из Конституции федеральных законов, и в первую очередь федеральныхконституционных законов, а также посредством внесения изменений и дополнений в федеральныеконституционные законы от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации» и от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О КонституционномСуде Российской Федерации», а также в законы о судебной системе. Дляпроведения административной реформы необходим закон о федеральных органахисполнительной власти и Кодекс о государственной службе.
С помощью пакетаупомянутых законов можно серьезно скорректировать полномочия и взаимоотношенияорганов государственной власти по горизонтали и вертикали, наладить работугосаппарата. Однако такие акты не смогут затронуть многие определяющие моментыих взаимоотношений, поскольку основные, первичные правовые нормы в этой области(как материальные, так и процессуальные) достаточно жестко зафиксированы вКонституции.
Нельзя, к примеру, ввестифедеральным законом контрассигнацию Правительством президентских указов всферах, затрагивающих в том числе предметы совместного ведения главыгосударства и высшего исполнительного органа государственной власти. Здесьтребуется как минимум внесение соответствующей поправки в ст. 90 Конституции.Именно в этой статье полезно указать, что акты Президента, изданные в пределахполномочий исполнительной власти в области внутренней и внешней политики,затрагивающие сферу регулирования экономики, финансов, налогов, управлениягосударственным имуществом, а также вопросы назначения и освобождения членовПравительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти,введения чрезвычайного и военного положений, контрассигнуются Правительством.Конкретизация круга полномочий главы государства, реализация которых возможнапри условии контрассигнации Правительства, несомненно, повысит роль иответственность Правительства в управлении государственными делами. В то жевремя контрассигнация, как было сказано, не распространяется на акты, изданныеПрезидентом в пределах его собственных полномочий, которые он не разделяет сПравительством, а осуществляет по собственному усмотрению в соответствии сКонституцией. Объем их может дифференцироваться в зависимости от тех целей изадач, которые будут ставиться при перераспределении полномочий Президента иПравительства.
Организацияцивилизованных взаимоотношений конституционно самостоятельных органов требуетстрогого разграничения их полномочий. В противном случае между ними«неизбежна политическая борьба, или совершенное уничтожение одного органадругим, или низведение его на степень мнимой величины или несамостоятельногооргана, либо, наконец, слияние обоих органов в один орган».
Президент может рекомендовать,но не вправе предписывать парламенту принять соответствующий закон — таковправовой аспект взаимоотношений и компетенции этих государственных институтов.Вместе с тем глава государства, используя свои полномочия по определениюосновных направлений внутренней и внешней политики, может «задать вектордвижения» законодательному органу и Правительству и тем самым существеннымобразом предопределить содержание будущих законов.
Конституция даетПрезиденту широкие возможности для политических маневров. Так, при определенныхобстоятельствах Президент может опереться на поддерживающее его большинстводепутатов Государственной Думы, которое преодолеет при голосовании возражения(несогласие) Совета Федерации по конкретному законопроекту, как уже случалось.
Конституция предоставилаглаве государства все необходимые полномочия для управления государственнымиделами. По этой причине нецелесообразно и далее усиливать власть Президентасверх пределов, обусловленных Основным законом. В противном случае мы получим новыйвид тоталитарного режима, несовместимый с идеалами демократии, социального иправового государства.

Используемаялитература
1.   Конституция РФ от12.12.1993 г.
2.   Федеральный законот 31.05.1996 г. «Об обороне».
3.   Федеральныйконституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве РоссийскойФедерации»
4.   Федеральный законот 10.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)»
5.   Федеральныйконституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации».
6.   Закон РФ от 26июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
7.   Закон РоссийскойФедерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности».
8.   Закон РоссийскойФедерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации».
9.   Указ ПрезидентаРФ от 2 августа 1999 г. N 949 «Об утверждении Положения о СоветеБезопасности Российской Федерации».
10. Указ ПрезидентаРФ от 1 сентября 2000 г. N 1603 «Вопросы межведомственных комиссий СоветаБезопасности Российской Федерации».
11. Указ ПрезидентаРФ от 2 октября 1996 г. N 1412 «Об утверждении Положения об администрацииПрезидента РФ».
12. Федеральныйконституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РоссийскойФедерации».
13. Указ ПрезидентаРФ от 12 марта 1996 г. N 375 «О координирующей роли Министерстваиностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитическойлинии Российской Федерации».
14. Указом ПрезидентаРФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрениявопросов гражданства Российской Федерации».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.