Содержание
Введение
Тема 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
Тема 3 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее.
Тема 5 Основное звено системы общих судов
Тема 7. Военные суды
Тема 9. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
Тема 11. Статус судей, народных и присяжных заседателей
Тема 13. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции
Заключение
Список литературы
Введение
Прошло немногимболее 10 лет со дня утверждения Верховным Советом РСФСР (24 октября 1991г.) Концепциисудебной реформы в РСФСР (далее — Концепции). В ней предложены радикальные мерыпо переустройству деятельности не только судов, но и других правоохранительных органов:прокуратуры, органов предварительного следствия, органов юстиции. Цель судебно-правовойреформы — привести структуру (организацию) и деятельность правоохранительных органовв соответствие с требованиями демократического правового государства, к числу основныхпризнаков которого относятся: верховенство права и закона, разделение властей, провозглашениечеловека, его прав и свобод высшей ценностью государства. Некоторые положения Концепциив настоящее время претворены в жизнь ~ по статусу судей, по институтам мировых судейи присяжных заседателей, по возрождению апелляционных инстанций и служб судебныхприставов, с 01.07.2002г. введен в действие новый УПК РФ.
Тема1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
1. Раскройтесодержание понятия «правоохранительная деятельность», приведите ее отличительныепризнаки и охарактеризуйте основные направления (функции).
Правоохранительнаядеятельность является одним из видов государственной деятельности, а в узком смыслепод правоохранительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченныхорганов по охране прав от нарушения, осуществляемая в установленной законом формев соответствии с предоставленной этому органу компетенцией (защита прав от нарушения,выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителяммер принуждения)
Несмотряна различие в правовом статусе, суд, прокуратура и вышеуказанные специализированныеорганы осуществляют однородную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина,прав и законных интересов общества и государства, осуществляют так называемую правоохранительнуюдеятельность. Поэтому изучение суда, прокуратуры и спецорганов в рамках единой учебнойдисциплины вполне оправдано. Здесь же традиционно рассматриваются нотариат и адвокатура.
2. Дайтеобщую характеристику правоохранительных органов.
Особое местов государственном механизме РФ занимает прокуратура, которая в сущности не относитсяни к одной из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ.
Правоохранительнымиорганами по своей юридической природе, в узком смысле слова, следует считать:
а) органыналоговой полиции;
б) таможенныеорганы;
в) службусудебных приставов и уголовно-исполнительную систему Минюста РФ;
г) органывнутренних дел и внутренние войска МВД РФ;
д) органыохраны основ конституционного строя и безопасности государства: ФСБ, ФПС, ОВР, федеральныеорганы государственной охраны, федеральные органы и войска правительственной связии информации.
3. Раскройтеосновы взаимоотношений правоохранительных органов с представительными и исполнительнымиорганами.
ОкружнаяДума и окружная администрация обеспечивает осуществление общих задач социально-экономическогоразвития округа, исполнение законов Российской Федерации, актов Президента и ПравительстваРоссийской Федерации. Окружная Дума и окружная администрация в своей работе основываютсяна разделении компетенции, взаимодействуют в пределах своих полномочий на основеКонституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава города и других нормативныхактов округа.
Тема 3 Судебная власть и система органов,осуществляющих ее
1. Раскройтесодержание понятия судебной власти и охарактеризуйте ее социальное назначение.
Историческигосударственный механизм России всегда был основан на принципе единовластия (самодержавиеи т.д.). Возникновение теории разделения властей связывают с именами английскогофилософа Д. Локка (1632-1704) и французского просветителя Ш. Монтескье (1689-1755).Впервые реальное воплощение в жизнь эта теория в современном ее понимании получилав США, где все ветви власти были признаны равноправными, была доведена до логическогоконца идея сдержек и противовесов и выделилась судебная ветвь власти. В США получилопрактическое развитие разделение властей не только по горизонтали (между конгрессом,президентом и судами), но и по вертикали (между США и входящими в их состав штатами).
В государствах,в которых действует принцип разделения властей, законодательная и исполнительнаяветви власти сдерживают друг друга. Например, в РФ Совет Федерации (законодательнаявласть) может отстранить от должности президента РФ, главу государства и исполнительнойвласти, а президент, в свою очередь, может распустить другую палату законодательнойвласти — Госдуму. В системе сдержек и противовесов получила свою нишу и судебнаявласть, которую наделили функциями конституционного контроля (правосудия). Реализуетсяэта функция в современной России Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ.
В целом,судебная власть — это способность и возможность специально уполномоченного государственногооргана (суда) осуществлять разрешение отнесенных к его полномочиям вопросов по применениюправа путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Проанализируйтепонятие судебной системы и укажите ее структуру.
Отличительныечерты (признаки) судебной власти:
— судебнаявласть является одной из ветвей государственной власти и выполняет свои специфическиефункции (правосудие, контроль и др.);
— судебнаявласть осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица не вправе приниматьна себя осуществление правосудия;
— судебнаявласть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: вынесениеобщеобязательных решений, определений, приговоров.
— исключительностьсудебной власти: заключается в особом порядке образования судов, в определении ихдействий Конституцией РФ;
— независимость,самостоятельность, обособленность: вмешательство в судебную деятельность являетсяпреступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность;
— властныйхарактер полномочий суда, возможность применения мер государственного принуждения(арест на имущество, привод в суд и др.);
— осуществлениесудебной власти на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.
3. Охарактеризуйтепонятие судебной инстанции, опишите ее виды и раскройте основные задачи
Судебнаяинстанция — это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющиестрого определенную функцию, связанную с рассмотрением или разрешением гражданскихи уголовных дел1 (рассмотрение дела по существу либо проверка в той илиформе законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Тема 5 Основное звено системы общихсудов
1. Опишите разновидности, полномочия и составсудов основного звена общих судов.
Суды РФ принятоделить на следующие подсистемы: по уровню они делятся на федеральные суды и судысубъектов РФ, а по компетенции на конституционные (уставные) суды, арбитражные судыи суды общей юрисдикции.
Федеральныесуды называются так потому, что осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьиназначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами государственнойвласти.
Суды субъектовРФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной областии автономных округов) в виде конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировыхсудей в настоящее время формируются. Они осуществляют правосудие от имени соответствующегосубъекта РФ.
Деление судовпо их компетенции основано на видах судопроизводства (ч.3 ст.118 Конституции РФ).Конституционное судопроизводство осуществляют конституционные и уставные суды; гражданскоеи административное судопроизводство в экономической сфере — арбитражные суды; гражданское,административное судопроизводство (в сферах, не входящих в компетенцию арбитражныхсудов) и уголовное судопроизводство — суды общей юрисдикции, среди которых особовыделяются военные суды.
2. Проанализируйтеаппарат суда основного звена.
Ст.26 ФКЗ«О судебной системе РФ » предусмотрено создание специализированных федеральныхсудов по рассмотрению гражданских и административных дел. Ими могут стать административныесуды, ювенальные суды, суды по делам о наследстве, налоговые суды и т.д.
3. Охарактеризуйтероль и значение судебного исполнителя, опишите его основные функции.
Судебныеисполнители:
— гражданеРФ;
— лица, достигшие25 лет;
— лица, имеющиевысшее юридическое образование;
-лица, имеющиестаж работы по юридической специгг ьности не менее пяти лет.
Для судейсреднего и высшего звена требования повыла отся (возрастной ценз, стаж и др.).
КонституциейРФ и федеральными законами установлен особый порядок назначения судей (Советом Федерации,Президентом РФ).
Судья, ужеисполняющий свои обязанности, не может быть депутатом или предпринимателем, принадлежатьк политической партии, своим поведением не должен умалять авторитет судебной власти.
4. Проанализируйтероль народных заседателей. Охарактеризуйте порядок и сроки их избрания, основныеправа и обязанности.
Статус народныхзаседателей. В соответствии с Ф3 «О народных заседателях федеральных судовобщей юрисдикции » ими могут быть граждане РФ, достигшие возраста 25 лет безограничения по полу, расе, национальности, происхождению, имущественному положению,отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям. Нонародными заседателями не могут быть: лица, имеющие судимость, недееспособные илиограниченные судом в дееспособности, государственные служащие категории «А»,прокуроры, следователи, дознаватели, лица, состоящие на учете в психонаркодиспансерах.
Списки народныхзаседателей формируются органами местного самоуправления на основе списков избирателейрайона, на территорию которого распространяется юрисдикция данного суда. Выдерживаетсясоотношение: 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Срок полномочий- 5 лет. Отбор народных заседателей из списка для участия в рассмотрении дел производитсяпутем случайной выборки председателем данного суда в соотношении: на каждого судьюрайонного суда 6 народных заседателей. Отбор народных, заседателей для рассмотренияконкретного уголовного дела в районном суде производится судьей, рассматривающимдело, путем жеребьевки из числа заседателей, отобранных председателем суда. Народныезаседатели участвуют в осуществлении правосудия и в других звеньях судебной системы,вплоть до Верховного Суда РФ. За время участия соответствующий суд выплачивает народномузаседателю компенсационное вознаграждение в размере 25% должностного оклада судьи,которое не облагается подоходным налогом. Кроме того, в это время на народного заседателяи членов его семьи распространяются гарантии независимости и неприкосновенностисудей.
Полномочиянародного заседателя могут быть приостановлены или прекращены только в особом процедурномпорядке.
Тема7. Военные суды
1. Проанализируйтеструктуру, полномочия и место в судебной системе военных судов.
Военные судыявляются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно замыкаютсяна Верховный Суд РФ. Создаются по территориальному признаку по месту дислокациивойск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях,где федеративным законом предусмотрена военная служба.
Военные судыподразделяются:
— дела рассматриваютсяпо первой инстанции в составе трех судей (считая двух народных заседателей) илиединолично.
— среднее(второе) звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных сил. групп войск.Здесь дела рассматриваются по первой инстанции только тремя судьями, а по второй(кассационной) инстанции дела рассматриваются в составе трех судей вышестоящеговоенного суда членов президиума, наиболее опытных судей и т.п.).
— высшее(третье) звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.
2. Охарактеризуйтеподведомственность гражданских и уголовных дел военным судам.
Военным судамподсудны дела:
— о всехпреступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождениясборов;
— о преступленияхпротив установленного порядка несения службы (для лиц начальствующего состава исправительныхучреждений);
— о шпионаже:
— о преступлениях,совершенных лицами, состоящими на военной службе в погранвойсках, ФСБ. внутреннихвойсках МВД.
Если по уголовномуделу проходят военнослужащие, дело рассматривается в военном суде.
3. Проведитеанализ системы судебного надзора за деятельностью военных судов.
/>Надзор судебный — />деятельность вышестоящих />судовпо проверке, в пределах своей компетенции, законности и обоснованности решений,приговоров определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций.Тема9. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
1. Проанализируйтедела, подведомственные арбитражным судам.
Арбитражномусуду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административныхи иных правоотношений:
а) междуюридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя,приобретенный в установленном законом порядке;
б) междуРФ и субъектами РФ, между субъектами РФ. К экономическим спорам относятся споры:
— о разногласияхпо договору, заключение которого предусмотрено законом;
— об измененииусловий или о расторжении договоров;
— о неисполненииили ненадлежащем исполнении обязательств;
— о признанииправа собственности;
— о возмещенииубытков;
— о признаниинедействительными ненормативных актов госорганов, не соответствующих законам и инымнормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций играждан;
— о защитечести, достоинства и деловой репутации;
— о возвратеиз бюджета денежных средств, списанных контрольными органами в бесспорном (безакцептном)порядке с нарушением требований закона;
— и др.
Арбитражномусуду подведомственны и другие дела, в том числе:
— об установлениифактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организацийи граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— о несостоятельности(банкротстве) организаций и граждан.
В оговоренныхАПК РФ случаях арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам ииные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан,не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В остальных случаях экономическиеспоры и дела, возникающие между гражданами, не имеющими статуса индивидуальногопредпринимателя, либо между юридическими лицами и гражданами, не имеющими статусаиндивидуального предпринимателя, рассматриваются не арбитражными судами, а судамиобшей юрисдикции.
2. Дайтехарактеристику системы арбитражных судов и порядка их образования.
Арбитражныесуды в РФ были образованы в октябре 1991г. в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991г.В настоящее время они действуют на основе Конституции РФ, ФКЗ " О судебнойсистеме РФ ", ФКЗ " Об арбитражных судах в РФ " от 28.04.1995г.,Арбитражным процессуальным кодексом РФ 1995г. Арбитражные суды являются судебнымиорганами по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции.
В дореволюционнойРоссии для разрешения таких дел существовали так называемые " коммерческиесуды. В период " военного коммунизма " такой необходимости не было и лишьв конце 20-х годов 20 века, в связи с НЭПом, стали создаваться специальные арбитражныекомиссии для разрешения имущественных споров между государственными учреждениямии организациями. При этом они создавались при органах исполнительной власти. 3 мая1931г. был создан государственный арбитраж, который разрешал споры между госпредприятиямиразличных ведомств, а также предприятиями обобществленного сектора (колхозами, кооперативами).При этом к функциям Госарбитража, помимо разрешения экономических споров, относилосьи предупреждение хозяйственных правонарушений.
Приближениеарбитража к суду наметилось в Конституции СССР 1977г., в которой была глава 20 «Суди арбитраж». В 1987г. законодательно Государственный Арбитраж был объявленединой централизованной системой, а уже в 1991г.
3. Охарактеризуйтетретейские суды, проанализируйте порядок их образования и обеспечения исполнениярешений.
В соответствиисо ст.23 АПК РФ 1995г. по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор,вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, допринятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суду.
Третейскиесуды не входят в судебную систему РФ и не осуществляют судебную власть.
Различаюттретейские суды, созданные для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующиетретейские суды. Первые действуют на основании Временного положения о третейскомсуде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением ВерховногоСовета РФ от 24.06.1992г. Согласно этому Положению число третейских судей должнобыть нечетным. При трех судьях каждая сторона выдвигает одного судью, которые всвою очередь назначают третьего.
Постояннодействующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами и инымиорганизациями, которые информируют об этом арбитражный суд субъекта РФ, на территориикоторого они расположены. Порядок организации и деятельности постоянно действующеготретейского суда определяются правилами организации, создавшей такой суд.
Третейскийсуд при разрешении спора руководствуется законами РФ и республик в ее составе, другиминормативными актами, международными договорами. Он принимает решение в соответствиис условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору.
Решения третейскихсудов исполняются участниками спора добровольно в установленный срок. В случае неисполненияответчиком решения в установленный срок арбитражный суд субъекта РФ, установив наличиесоглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выборазаконодательства для разрешения спора, выдает судебный приказ о принудительном исполнениирешения третейского суда. Однако в случаях, указанных в законе, арбитражный судможет и отказать в издании такого приказа. Тема 11. Статус судей, народных и присяжныхзаседателей
1. Охарактеризуйте статус судьи.
Основныминормативными актами, регулирующими данный вопрос, являются:
КонституцияРоссийской Федерации (ст. 119 — 122);
Федеральныйконституционный закон «О судебной системе» (глава II);
Федеральныйзакон «О статусе судей в Российской Федерации».
Все судьив Российской Федерации обладают единым/> статусом и различаются междусобой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторыхкатегорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных,- также законами республик в составе Российской Федерации.
Судьям взависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренныхзаконом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационногокласса не означает изменения его />статуса относительно других />судей в Российской Федерации.
Судья обязаннеукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Судьяпри исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегатьвсего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызватьсомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья невправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям,осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должностисудьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературнойи иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работатьв сфере правосудия.
2. Судейский корпус. Охарактеризуйте требования, предъявляемыек кандидатам в судьи.
В составсуда входит такое же число судей, как и число государств-членов в составе СоветаЕвропы. В 2002 году это число равнялось 44; каждое государство представлено, такимобразом, одним судьей. Однако слово «представлено» не означает, что судьяявляется «представителем» данного государства, как его часто, но неточноназывают в СМИ. Его статус иной, он участвует в работе Суда «в личном качестве»(Конвенция, ст. 21, п.2), и его деятельность не может иметь целью защиту интересовсвоего государства.
Согласност. 119 Конституции Российской Федерации судьей может быть гражданин России, достигший25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридическойпрофессии не менее пяти лет. Закон «О статусе судей в Российской Федерации»(ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительнок тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат всудьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцатилет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35-летнеговозраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет.
3. Проанализируйте порядок подбора и выдвижения кандидатов в судьии наделения их судейскими полномочиями.
Конституцияопределяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов РоссийскойФедерации — Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новымздесь является сам принцип формирования />судейского состава этих судови круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.
Согласноп. “е” ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи КонституционногоСуда Российской Федерации, Верховного Суда российской Федерации и Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
Возрастаниероли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной властив лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлятьСовету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральныхсудебных органов и назначать судей иных федеральных судов в порядке, установленномзаконом. Это, несомненно, повышает авторитет судебной власти и ответственность самихсудей.
Особенностьюобразования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство,что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституцияотносит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания — СоветаФедерации.
Порядок образованиявысших судебных органов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционнымзаконом. К кандидатам в судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего АрбитражногоСуда помимо требований, установленных ст. 119 Конституции, могут быть предъявленыи дополнительные требования, указанные в федеральном законе: Судьями могут бытьграждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работыпо юридической профессии не менее 5 лет. При этом судьей вышестоящего суда можетбыть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего арбитражногосуда — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее10 лет. Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся на военнойслужбе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный экзамен и не допустившеепорочащих его поступков.
Порядок представлениякандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения в комитетах и комиссиях,а также процедура назначения их Советом Федерации установлены Регламентом СоветаФедерации.
Палата вправенеоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без нового представленияПрезидента назначение судьи состояться не может.
Кандидатурысудей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно. Часть 1 ст.9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»от 21 июля 1994 г., предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатурчленами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органамисубъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическимиведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебнымизаведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.
Вопрос оназначении на должность судьи Конституционного Суда рассматривается Советом Федерациив срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления ПрезидентаРоссийской Федерации. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядкепутем тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получилпри голосовании большинство общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Вслучае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначениидругого лица на вакантное место вносится Президентом Российской Федерации не позднеемесяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд вправе начать работу при наличиив его составе не менее 3/4 от общего числа судей.
4. Судейское сообщество. Охарактеризуйте его понятие, органы иполномочия.
СУДЕЙСКОЕСООБЩЕСТВО — совокупность всех судей в данном государстве. Согласно ст. 29 ФКЗ «Осудебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. высшим органомсудейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Советсудей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.Компетенция и порядок образования органов С.с. устанавливаются федеральным законом.Понятие «Судейское сообщество» примерно соответствует широко распространенномуза рубежом термину «магистратура».
5. Опишите состав, порядок формирования и полномочия квалификационныхколлегий судей.
Порядок формированияи полномочия квалификационных коллегий судей определены в Федеральном законе «Оборганах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ (извлечения).
Квалификационнаяколлегия судей субъекта Российской Федерации формируется по следующим нормам представительства:
— от судейверховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федеральногозначения, суда автономной области и суда автономного округа — два судьи;
— от судейарбитражного суда субъекта Российской Федерации — пять судей;
— от судейгарнизонных военных судов — один судья;
— от судейрайонных судов — три судьи;
— от судейконституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — один судья;
— от мировыхсудей — один судья;
— семь представителейобщественности; — один представитель Президента Российской Федерации.
В субъектахРоссийской Федерации, в которых общая численность судей судов, указанных в абзацахвтором — шестом настоящего пункта, менее 30, квалификационная коллегия судей формируетсяв количестве 11 членов коллегии по следующим нормам представительства:
— от судейверховного суда республики, краевого, областного суда, суда города
федеральногозначения, суда автономной области и суда автономного округа — один судья;
— от судейарбитражного суда субъекта Российской Федерации — два судьи;
— от судейгарнизонных военных судов — один судья;
— от судейрайонных судов — два судьи;
— от судейконституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — один судья;
— от мировыхсудей — один судья;
— два представителяобщественности; — один представитель Президента Российской Федерации.
6. Дайте характеристику квалификационной аттестации судей. Опишитеклассные чины работников правоохранительных органов.
На судью,подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения составляется характеристика,которая должна отражать оценку его профессиональной деятельности, деловые и нравственныекачества.
Судья долженбыть не менее чем за две недели до аттестации ознакомлен с представленной на негохарактеристикой.
Подготовказаседания квалификационной коллегии обеспечивается ее председателем либо по егопоручению одним из членов квалификационной коллегии.
Заседаниеквалификационной коллегии правомочно при наличии не менее половины ее членов.
Квалификационнаяаттестация проводится в присутствии аттестуемого судьи в месячный срок со дня поступлениясоответствующего представления. При неявке судьи на заседание квалификационной коллегиибез уважительных причин аттестация может быть проведена в его отсутствие.
В заседанииквалификационной коллегии могут принимать участие руководители судов и органов юстиции,внесшие представление, а по усмотрению квалификационной коллегии и другие лица.
7. Охарактеризуйте роль присяжных заседателей, опишите порядоких отбора и полномочия.
В ходе судебногоразбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только те вопросы,которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 настоящего Кодексаи сформулированы в вопросном листе. В случае признания подсудимого виновным присяжныезаседатели также указывают в соответствии сo статьей 339 настоящего Кодекса, заслуживаетли подсудимый снисхождения.
Вопросы,не указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются без участия присяжныхзаседателей председательствующим единолично.Тема13. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции
1. В чемсуть организационного обеспечения деятельности судов, каково его содержание и основныенаправления.
История организационногообеспечения деятельности судов, или, по другому существующему определению, административногоуправления в сфере правосудия, по-своему отражает сложность проведения судебнойреформы в современной России.
На протяжениидлительного периода — со времен СССР — вопросы организационного обеспечения деятельностифедеральных судов общей юрисдикции находились в ведении Министерства юстиции и всилу широкого круга решаемых им задач оставались на периферии интересов ведомства.При этом суды находились в зависимом положении и фактически никак не могли контролироватьсвоего «куратора», в первую очередь в вопросах финансово-экономических.
Характернымявляется тот факт, что для обозначения деятельности Министерства юстиции в отношениисудов до середины 90-х годов использовался термин «/>организационноеруководство судами» (ст. 19 закона РСФСР от 8 июля1981года «О судоустройстве РСФСР»).И хотя положениями этого закона Министерству юстиции предписывалось «всемерно содействоватьосуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчиненияих только закону», в то же время органам юстиции предоставлялось право проверкиорганизации работы судов и руководства работой с кадрами судов. Кроме того, министрюстиции обладал правом внесения в Пленум Верховного суда РСФСР представления о дачесудам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР.
2. Охарактеризуйтероль Министерства юстиции РФ и иных органов юстиции, опишите их систему, основныеполномочия и главные задачи.
Российскиеорганы юстиции отмечены значительной динамикой своего развития, причем наиболеесложно размежевание интересов происходило у них с судебными органами.
Органы юстиции,начиная с созданного еще в 1802 г. Министерства юстиции, всегда относились к органамисполнительной власти. Процесс автономизации судов шел долгие годы и министрам юстицииРоссийской империи даже после судебной реформы 1864г. дозволялось надзирать за судамии принимать необходимые, с их точки зрения, меры для устранения обнаружившихся нарушений.Хотя от других государственных органов суды уже стали независимы, поднадзорностьсудов органам юстиции сохранялась даже регламентарно: Министр юстиции одновременноявлялся Генерал-прокурором страны. Министры юстиции имели право проводить сплошныеревизии всех сторон деятельности судов, в том числе по конкретным деглм.
В октябре1917г. это министерство было упразднено, его место с 8 ноября 1917г. занял Народныйкомиссариат юстиции. Название изменилось, а функции даже расширились. Наркомат подготовилДекрет №1 о суде, занимался кадровой политикой по судебным органам и надзорнымиделами, создавал и упразднял суды. Обособление судов намечалось судебно-правовойреформой 1922-24 годов, но не было реализовано. Сохранилось не общее, как намечалось,а прямое и повседневное руководство судами. В 1928г. Наркому юстиции стали непосредственноподчиняться в качестве заместителей и Прокурор РСФСР, и Председатель ВерховногоСуда РСФСР. В 1929г. Верховный Суд РСФСР вообще был введен в состав аппарата НаркомюстаРСФСР. Такое положение сохранялось еще долго, несмотря на продекларированную в КонституцииСССР независимость судей и подчинение их только закону. Зато в шестидесятые годы20века органы Министерства юстиции вообще были упразднены на всей территории страныи только в 1972г. вышло Постановление СМ РСФСР об утверждении Положения о Министерствеюстиции РСФСР.
3. Охарактеризуйтеполномочия и направления деятельности органов юстиции, не связанных с организационнымобеспечением деятельности судов.
Основнымизадачами Минюста РФ, согласно п.5 Положения о Министерстве юстиции, являются:
1) реализациягосударственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечениеправ и законных интересов личности, общества и государства;
3) обеспечениеправовой защиты интеллектуальной собственности;
4) обеспечениеустановленного порядка деятельности судов;
5) обеспечениеисполнения актов судебных и других органов;
6) обеспечениеисполнения уголовных наказаний. Для реализации государственной политики в сфереюстиции на Министерство юстиции РФ возложены следующие функции:
— координациянормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
— юридическаяэкспертиза проектов законодательных и иных правовых актов, вносимых на рассмотрениеПрезидента РФ и Правительства РФ;
— обеспечениедеятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думеи Конституционном Суде РФ;
— государственнаярегистрация нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти,контроль за их опубликованием;
— представлениеПравительству РФ предложений об отмене действующих нормативно-правовых актов в случаеих несоответствия Конституции РФ;
— участиев подготовке Свода законов РФ;
— участиев разработке и реализации программ автоматизированных систем информации;
— обмен правовойинформацией с иностранными государствами по линии СНГ. В сфере международных отношенийна Минюст РФ возложены функции:
-санкционироватьзаключение международного договора;
-представлятьзаключение о соответствии или несоответствии международного договора российскомузаконодательству и о юридических последствиях при вступлении договора в силу;
-представлятьнеобходимые материалы в Европейский суд по правам человека;
-выдаватьразрешения на открытие представительства иностранным юридическим организациям натерритории РФ.
Заключение
Итак, в российскомзаконодательстве пока не сложилось четкого определения понятия «правоохранительныеорганы». В этих условиях к правоохранительным принято относить такие органы, которыеобладают следующими признаками:
1. они уполномочены законом и реализуют своюдеятельность
2. в соответствии с ним;
3. деятельность их процессуально регламентированаи осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которыхведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
4. лица, состоящие на службе в этих органахдолжны иметь
5. специальную подготовку и в процессе своейдеятельности они имеют право применять установленные законом меры государственногопринуждения к лицам, допустившим правонарушение;
6. обязательность решений этих органов дляисполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.
При наличии довольно громоздкойсистемы правоохранительных институтов эффективность борьбы с преступностью остаетсянизкой. Почти ежедневно совершаются акты терроризма, бандитизма, разбоя, мошенничестваи мафиозных разборок. Многие из потрясших общество уголовных акций, характеризующихсяочевидной «организованностью», к сожалению, остаются нераскрытыми. Приходитсяконстатировать, что мы смиряемся с этим. Убийство, разбой, аферы и коррупция становятсянормой жизни, а их спутником — безнаказанность. В обществе утверждается невериев институты государственной власти.
В этой связи обостряется проблемаразграничения компетенции государственных органов, наделенных правом ведения оперативно-розыскнойдеятельности в сфере борьбы с преступностью.
Списоклитературы
1. Конституция РоссийскойФедерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // «Российскаягазета» от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Водько Н., «Разграничитькомпетенцию правоохранительных ведомств» // «Российская юстиция»,1997, N 7
3. Лукичев Ю.А., ВахмистроваС.И. Правоохранительные органы РФ Полный курс Спб.; 2005.
4. Научно-практическийкомментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/ Под ред. В.В.Николюка, М.: «Спарк», 2005.
5. Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник. М.: Юридическая литература, 2001.