ПЛАН:
1. Тесты.
2. Политическаяпрограмма В.Мономаха.
3. Политическиеи правовые учения в Древнем Риме.
1. Тесты.
1. Веды-это:
А) своды законов;
Б) санкритское «ведение»,«знание», ритуальные книги ариев II тыс.до н. э.
Б) – верный ответ.
2. Либерализм — это:
A) идейно — политическое «культурное течение, опирающееся на идею
традиции и преемственности вобщественно — политической и культурной
жизни.
Б) движение за светскоеобщество;
B) идейное и общественно — политическое течение, провозгласившеепринцип политических, общественных и экономических свобод.
Г) идеология, защищающаясвободы и права личности.
Г) – верный ответ
3. «Салическая правда» — это:
A) коллекция франкских монет времён Хлодвина;
B) Б) сборник народных обычаев Франков;
C) хранилище рукописей;
Г) сборник законов Франков.
Б)-верный ответ.
4. Родоначальником утопического социализма нового временно является:
A) Т. Мор;
Б) Т. Компанелла;
B) Ф. Аквинский.
А) – верный ответ.
5. Автор программного документа Северного общества «Конституции»:
А) Н.М. Муравьёв;
Б) П.И. Пестель.
А)-верный ответ.
2.Политическая программа В.Мономаха.
Великий князь Владимир ВсеволодовичМономах (1053- 1125). Годы правления 1113- 1125.
После смерти СвятополкаИзяславича киевляне на военном совете звали на престол самого достойного изрусских князей, Владимира Мономаха. Мономах согласился только тогда, когдаубедился, что даже Святославичи, имевшие право на престол как дети болеестаршего сына Ярослава, ратуют за него.
Никто из русских князейдотатарского периода после Ярослава Мудрого не имел такой долгой благодарнойпамяти русского народа, как Владимир Мономах, выделяющийся из всехгосударственным умом, сильной волей и энергичной деятельностью. В те далекиегоды Древняя Русь, истерзанная междоусобной борьбой своих князей и частыми набегамииноземных кочующих соседей, нуждалась в личности, которая, с одной стороны,смогла бы установить порядок и согласие между князьями, с другой -объединила быих усилия в борьбе с иноземцами, Ближе всех к идеалу такой личности подходилВладимир Мономах.
Отец Владимира, Всеволод,был любимым сыном Ярослава Мудрого, а мать — дочерью греческого императораКонстантина Мономаха, от которого Владимир унаследование прозвище Мономах. Ещев годы правления отца Всеволода и Святополка II Владимир многое сделал для утверждения согласия на Руси изащиты ее границ от внешних захватчиков. Остается сожалеть, что престол онполучил только в 60 лет. Отчизна, вероятно, не понесла бы столь ощутимыхпотерь, если бы он возглавил государство раньше. Время его правления было самымцветущим в истории древней Киевской Руси. Удельные князья, чувствуя сильнуюруку великого князя, не устраивали кровавых распрей между собой, а если и возникалиотдельные междуусобицы, Владимир Мономах находил и умение, и волю их уладить.
Княжение ВладимираМономаха было временем усиления Киевской Руси, он сумел объединить до 3/4территории древнего государства.
Мономаху удалось удержатьпод своей властью всю русскую землю, несмотря на то, что признаки дробленияусиливались.
Участвуя за свою долгуюжизнь во многих памятных походах, Владимир Мономах так прославил свое имя, чтооно, по выражению летописцев, « гремело в мире, и страны соседственныетрепетали онаго».
При Мономахе усилилсямеждународный авторитет Руси.
В русскую историю Мономахвошел и как создатель законов. При нем в свод законов Ярослава «Русская Правда»были внесены дополнения и изменения. Устав упорядочил взимание процентовростовщиками, улучшил правовое положение купечества, ввел меры по охранеимущественных прав купечества, регламентировал переход в холопство. Уставкоторый не покушался на основы феодальных отношений, стремился хотя быдекларативно облегчить положение должников и «закупов». Большое место в этомзаконодательстве Мономах уделил именно правовому положению «закупов», чтоговорит о том, что закупничество стало очень распостраненным институтом изакабаление смердов шло более решительными темпами.
Ко времени правленияВладимира Мономаха относится составление нашей первоначальной летописи игуменомСильвестром, который соединил в один свод летописей существовавшие преждепредания, а также сказания о событиях, написанных самим Сильвестором.
Во времена Мономахамногое из греческой литературы было переведено на славянский язык, он такжепостроил много церквей и монастырей.
Достойно внимания и «Поучение своим детям» или так называемая Духовная, в которой Мономахрассказывает о себе и дает советы детям: « О дети мои! Хвалите Бога! Любитетакже человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, ноблагоденствия. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние естьБожие и поручено вам на время…
Не убивайте ни правого,ни виноватого; жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имениБога: утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной Не оставляйтебольных; не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем…чтите старых людей, какотцов, любите юных как братьев».
З.Политические иправовые учения в Древнем Риме.
Древний Рим. Цицерон.
Философские иполитические взгляды Цицерона в основном электичны, на них сказалось влияниеПлатона, Аристотеля и других античных авторов. Для Цицерона основная цель изадача науки- воспитание гражданина, полезного государству.
Мировоззрение Цицеронаблизко к пантеизму: природа и бог у него то сливаются воедино, то дополняютдруг друга, они предстают основными субстанциями, к которым мыслитель постоянноапеллирует.
Первичной основойполитического мира, непосредственно связанной с богом, природой и разумом,является по Цицерону, справедливость. Справедливость у Цицерона имеетотчетливый общественный характер, направлена на установление гармонии вобществе.
В рассуждениях опроисхождении государства Цицерон близок к Аристотелю: государство возникает всилу общественной природы человека, люди объединяются, подчиняясь требованиюразума жить сообща. Важную роль в появлении государства играет природноежелание человека продолжить свой род.
По Цицерону, «государство есть достояние народа», народ же, по его мнению, это « не любоесобрание людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединениемногих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностьюинтересов».
Благополучие народаявляется залогом крепкого и разумного государства. Одно из главных условийстабильности государства — строгое соблюдение религиозных обрядов и поддержаниеуважения к богам. Другим основанием прочности государства является наличиеобщего для всех интереса, подчинение индивидуальных целей общему благу.
Для Цицерона государство — это высшая социальная ценность, своеобразный «земной бог», требующий поклоненияи жертв.
Много внимания Цицеронуделяет форме государства. Цицерон различает царскую власть ( монархию), властьоптиматов (аристократию), и власть народа (демократию).Все эти простые формы,сего точки зрения, заслуживают одобрения: царская власть привлекаетблаговолением, власть оптиматов- мудростью, власть народа- свободой. Вместе стем данные формы государства, по Цицерону, несовершенны, так как непредусматривают « ступеней общественного положения»; каждая форма даетпреимущества какой- либо одной группе граждан, забывая об интересах других.Следствием такого положения дел является отсутствие в государстве равновесия иустойчивости.
Лучшей формой государстваЦицерон считает смешанное устройство, возникающее в результате слияния трехпростых форм. Такое сочетание должно обеспечить по Цицерону, « великоеравенство», свободу и прочность государства. Разрабатывая свой политическийидеал, Цицерон имел в виду прежде всего римское государство; он рассчитывал,что смешенное устройство позволит Риму существовать вечно и обеспечит емустабильное процветание. Предложенная Цицероном модель – не плод чистогоумозрения, в известном смысле она была воплощена в республиканском Риме.
Цицерон- представительтеории естественного права. Так же, как и государство, право, по его мнению,коренится в боге, природе и разуме.
Среди определений закона,который дает Цицерон, выделяются два. Первое сформулировано так: « Истинныйзакон- это разумное положение, соответствующее природе, распостраняющееся навсех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга,приказывая; запрещая, от преступления отпугивает…» И второе: «Закон естьрешение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствиис древнейшим началом всего сущего — природой, с которой образуются человеческиезаконы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных людей».
Существенный признакзакона Цицерон усматривает в том, что он « принят и установлен для всех». Режимзаконности для него — одна из величайших ценностей; не насилие, а закон долженлежать в основе государственной жизни.
Строже других законовЦицерон призывает соблюдать право войны. По его мнению, война есть звериныйспособ разрешать споры и прибегать к нему надо только тогда, когда устранитьконфликт нельзя путем переговоров. Всегда следует заботиться о сохранении мира,который не таил бы в себе коварных замыслов будущей войны.
Используемая литература:
1.О.В.Мартышина. История политическихи правовых учений. Учебник, М, 2004 г.
2.А.Кулюгин. Энциклопедия Российскихцарей. М, 2001.
3.Л.М.Куликов. Основы социологии иполитологии, Учебное пособие, М, 2000
4.Б.Н.Чичерин. Философия права, СПб,1998.
5.К.С.Гаджиев. Политическая наука,Учебник, М, 1996.
6. Л.П.Борисов. Политология. Учебноепособие, М, 1996 г.