Реферат по предмету "Государство и право"


Подследственность уголовного дела

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ
Кафедра УП и К
Предмет:уголовный процесс
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ УГОЛОВНОГО ДЕЛА»

 
Содержание
 
лист
Введение.                                                                                                   3Глава 1.Общие понятие об общих условиях предварительного
расследования.                                                                            5
Глава 2. Понятия и видыподследственности уголовных дел.                   17
Заключение.                                                                                             22
Литература.                                                                                              23

ВВЕДЕНИЕ
Предварительноерасследование – это одно из наиболее важных действ уголовного процесса.Предварительное расследование – самая большая по срокам и количествусоставляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно наэтой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работысотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последнимиосуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной ипредыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процессаосуществляется деятельность органов  предварительного следствия и дознания, таккак их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и ихраскрытие и расследование.
Основанная на законе,принципах и общих условиях производства предварительного расследованиядеятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе спреступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонногособлюдения законов.
Вместе с темосуществление предварительного расследования без достаточных к тому основанийтак же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбужденияуголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящей большойвред обществу, государству, правам и законным интересам физических июридических лиц.
Пока еще нередки случаинарушения сроков предварительного расследования, осуществление таковогонекомпетентными органами, игнорирования процессуальной самостоятельностиследователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительномурасследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и безвозбуждения уголовного дела.
Необоснованноепроизводство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбес преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времениорганов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытиядействительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаяхбез наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговою полицию, иныеправоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.
Необоснованный отказ вприменении средств стадии предварительного расследования часто подрывает принципнеотвратимости ответственности, создает возможность не изобличеннымпреступникам совершать новые преступления, вовлекать в них других лиц. Подобныенарушения закона подрывают авторитет государственных органов.

Глава 1. Общие понятия и общиеусловия предварительного расследования.
Следующей за стадиейвозбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем неменее, о предварительном расследовании как о понятии, также как и  о возбуждении уголовного дела можно говорить в разных значениях.
Так предварительноерасследование это:
1)   вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия уголовного процесса;
2)   осуществляемая для решениястоящих в этот промежуток времени задач, (определенного вида)уголовно-процессуальная деятельность следователя или (и) органа дознания;
3)   уголовно-процессуальныйинститут;
Понятие предварительногорасследования как стадии не относится к числу дискуссионных в юридическойлитературе и определяется всеми процессуалистами, по существу, одинаково. Подпредварительным расследование понимается следующая за возбуждением уголовногодела стадия уголовного процесса со своими задачами и границами.
Однако иногда некоторыеученые не видят различия между понятиями «предварительное расследование» и«стадия предварительного расследования».
А.А. Гарницкий считает:«Предварительное расследование – стадия… уголовного процесса, в которой органыследствия или дознания опираясь на помощь широких масс общественности, вустановленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждениюпреступлений, проводя работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечениюк ответственности виновных, а равно по установлению отсутствия события илисостава преступления или основания для направления дела в суд».
«Под предварительнымрасследованием подразумевается одна из стадий … уголовного процесса, такжепишут Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткулин. Эта стадия судопроизводства начинается спринятия возбужденного дела в производство следователя или органа дознания изавершается составлением и утверждением по нему обвинительного заключения илипрекращением уголовного дела (в отношении невменяемых также направлениемматериалов в суд для применения мер принудительного лечения)». Данныеопределения применимы к характеристике временного промежутка (стадии), но недолжны использоваться в отношении осуществляемой  при этомуголовно-процессуальной деятельности.
Предварительноерасследование рассматривается в основном как деятельность. Поэтомупредварительное расследование принято считать, может осуществляться в двухформах. В форме дознания и в форме предварительного следствия.
П.С.Ефимычев считает,что существует и третья форма предварительного расследования – это протокольнаяформа досудебной подготовки материалов.
По-разному ученымивоспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме.Некоторые его называют разновидностью дознания, другие – порядком проверкиоснований к возбуждению уголовного дела, третьи – административнойдеятельностью, самостоятельной формой расследования. Более оптимальнымпредставляется определение понятия досудебной подготовки материалов впротокольной форме как особого досудебного производства.
Однако как бы неименовали эту деятельность, она, несомненно, включает в себя и определениеподведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признакиобъективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовкаматериалов в протокольной форме – это не форма предварительной проверкизаявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбужденияуголовного дела.
Предварительноеследствие ведется следователями прокуратуры, органов внутренних дел,федеральной службой безопасности и федеральными органами налоговой полиции. Висключительных случаях его могут осуществлять начальники службы следственныхотделов ФСБ, а также прокуроры. В этом случае на них распространяются всеполномочия следователей.
Закон наделяетследователей необходимыми полномочиями. Он, как правило, самостоятельнопринимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальныхдействий. В предусмотренных законом случаях решения следователя приобретаютзаконную силу лишь после получения им санкций или согласия прокурора насовершение определенных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнятьуказания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде (ст.127УПК). Но закон предусматривает возможность для следователя, при несогласии суказанием прокурора, касающимися привлечения в качестве обвиняемого,квалификации преступления и объема обвинения, направления дела для предания обвиняемого суду или его прекращения, направить все материалы вышестоящемупрокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки письменныхдоводов вышестоящий прокурор либо отменяет приказание нижестоящего прокурора, скоторым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие другомуследователю.
Полномочия следователяносят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе даватьорганам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскныхдействий по конкретному делу, находящемуся в производстве следователя. Он можетв любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело,по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено ирасследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в егопроизводстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями,учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Дознание является формойпредварительного расследования. Его производство основывается на том жезаконодательстве, что и предварительное следствие, акты дознания имеют такое жеюридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Помимо выполнения общихс органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознаниявозлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целяхвыявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Этадеятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функцияморганов дознания, предусмотренным Законом об оперативно- розыскной деятельностии другими актами. ЕЕ выполнение возлагается только на те органы дознания, которыерасполагают оперативными подразделениями.
Законодатель различаетдве формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно производствопредварительного следствия. Оно начинается органом дознания и состоит изпроизводства неотложных следственных действий по установлению и закреплениюследов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск,выемка, задержание и допрос потерпевших и свидетелей. О начале производстватакого дознания немедленно уведомляется прокурор.
По делам, по которымпроизводство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводитрасследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительногозаключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознаниетакого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности сроктакого дознания – один месяц; по окончании дознания его материалы предъявляютсядля ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишьизвещаются об окончании дознания (ст. 120 УПК).
Выполнению задачпредварительного расследования служат определенные законом требования, которыепринято именовать общими условиями предварительного следствия. Онираспространяются и на дознание.
Общим условиям посвященагл.10 УПК. Они представляют собой законодательно закрепленные правила,соблюдение которых обязательно по всем без исключения уголовным делам.Соблюдение общих условий создает предпосылки полноты, всесторонности  иобъективности предварительного следствия и способствует реализации прав изаконных интересов участников уголовного процесса.
Существует несколькоклассификаций общих условий предварительного следствия. В соответствии с гл. 10УПК можно выделить следующие: подследственность и место предварительногоследствия; предпосылки для начала расследования; сроки расследования;процессуальную самостоятельность следствия; обязательность удовлетворенияходатайств, имеющих значение для дела; недопустимость разглашения данныхпредварительного следствия; соединение и выделение уголовных дел; использованиенаучно-технических средств и специалистов; принятие мер к выявлению иустранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, инекоторые другие.
В тесной связи с общимиусловиями предварительного следствия находятся требования обеспечения прав изаконных интересов участников предварительного следствия, нравственные основырасследования, а также привлечение общественности к участию в раскрытии ирасследовании преступлений.
 Систему общих условийпредварительного следствия составляет совокупность этих условий, закрепленных вуголовно-процессуальном законодательстве. К общим условиям относятся следующие.
1.Подследственность –это совокупность признаков, по которым расследование данного преступленияотносится к компетенции того или иного следователя либо органа дознания.
2.Начало производствапредварительного следствия связывается с этапом возбуждения уголовного дела ихарактеризуется тремя правилами: расследование проводится только послевозбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном порядке;следователь и лицо, производящее дознание, обязаны приступить к расследованиюнемедленно после принятия дела к своему производству.
Если уголовное деловозбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляетсяединое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своемупроизводству. Если дело возбуждено прокурором или судом,  следователь принимаетего к производству, выносит отдельное постановление о принятии к своемупроизводству. Копии этих постановлений следователь не позднее 24 часовнаправляет к прокурору.
Если расследуемое делохарактеризуется особой сложностью или большим объемом, то предварительноеследствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается впостановлении  о возбуждении уголовного дела и выносится отдельноепостановление. Один из следователей, являющийся руководителем группы, принимаетдело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случаепри разъяснении участникам процесса права на отвод объявляется весь составследователей (ст.129 УПК). Каждый следователь участник группы несетперсональную ответственность за свои процессуальные действия.
3. Срокипредварительного расследования различны. Дознание в полном объеме должнозаканчиваться, как правило, в месячный срок, предварительное следствие – вдвухмесячный (ст.120 и ст.133 УПК). Однако при наличии веских оснований этисроки могут быть продлены.
Срок предварительногоследствия исчисляется с момента возбуждения дела и заканчивается моментом(датой) направления дела прокурору с обвинительным заключением, днем вынесенияпостановления о приостановлении или прекращении уголовного дела либопостановления о направлении дела в суд для принятия принудительных мермедицинского характера.
Срок предварительногоследствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокуроромармии, флотилии соединения, гарнизона и приравненных к ним прокурором до трехмесяцев.
Прокурор республики,края, области, города, автономной области, автономного округа, военный прокурорвида Вооруженных Сил РФ, округа, групп войск, флота или их заместители могутпродлить срок предварительного следствия до шести месяцев. Дальнейшее продлениесрока предварительного следствия может производиться Генеральным прокурором РФили его заместителями в исключительных случаях. Пределов срока предварительногоследствия действующее уголовно процессуальное законодательство неустанавливает.
В случае направлениядела судом для производства дополнительного следствия, а также при возбужденииприостановленного или прекращенного дела срок дополнительного устанавливаетсяпрокурором, надзирающим за следствием и в пределах до одного месяца с моментапринятия дела к производству.
Если у следователяпоявляется необходимость продления срока следствия, то он составляет об этоммотивированное постановление и представляет его соответствующему прокурору доистечения срока предварительного следствия.
Время ознакомленияобвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при истечении срокаследствия не учитывается (ст.133 УПК).
4. Процессуальнаясамостоятельность следователя закреплена ст. 127 УПК. Она означает, что вседействия и решения о направлении следствия и о производстве следственныхдействий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когдазаконом предусмотрено получение санкции прокурора. При некоторыхобстоятельствах следователь вправе не выполнять  письменные указания прокурора.На него возлагается полная ответственность за законное и своевременноепроведение предварительного следствия.
После принятия дела ксвоему производству он определяет направление, объем и пределы расследования,планирует производство следственных действий, самостоятельно оцениваетдоказательства, определяет момент предъявления обвинения, применят меры пресеченияи т.д.
Полномочия следователя,указанные  в уголовно-процессуальном законодательстве, принадлежат всемследователям в равной мере, независимо от их ведомственной принадлежности.Непосредственное руководство расследованием и контроль за работой следователяосуществляют прокуроры, надзирающие за законностью расследования, а также впределах своей компетенции начальники следственных отделов (ст.127.1 УПК).
Названные руководителимогут проверять ход расследования, давать указания следователю, передавать делоот одного следователя другому, поручать производство следствия группеследователей, лично производить отдельные процессуальные следственные действия,самостоятельно производить расследование.
Указание начальникаследственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме иобязательны для исполнения Обжалование полученных указаний прокурору неприостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 127УПК.
Указания прокурора поуголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленнымиуголовно-процессуальным законом, обязательны для начальника следственногоотдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает ихисполнения. Следователь не вправе отказать подозреваемому (обвиняемому) изащитнику, а также потерпевшему и его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в удовлетворении ходатайств одопросе свидетелей, производстве экспертизы и других следственных действий присобирании доказательств, если обстоятельства, об установлении которых участникипроцесса ходатайствуют, могут иметь значение для дела. Это условие служитсредством реализации их прав и законных интересов (на защиту, на охрану чести идостоинства, имущества и пр.), а также на всестороннее, полное и объективноеисследование обстоятельств совершенного преступления.
Лицу, заявившемуходатайство, должно быть сообщено о результатах рассмотрения ходатайства. Приполном или частичном отказе в ходатайстве следователь выносит постановление суказанием мотивов отказа (ст.131 УПК). Лицо, заявившее ходатайство, которое неудовлетворено следователем, может обжаловать отказ в удовлетворении ходатайствапрокурору (ст.218-220 УПК), а затем – и в суд (ст.46 Конституции РФ).
При наличии определенныхусловий, а именно при прекращении дела за отсутствием события преступления илиза недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, органдознания, следователь или прокурор обязаны разъяснить лицу,  в отношениикоторого дело прекращено, порядок восстановления его нарушенных прав и принятьпредусмотренные законом меры к возмещению ущерба (ст. 58.1 УПК), причиненногогражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности,незаконного применения мер пресечения
5. В настоящее время (всвязи с допуском защитника на ранних стадиях расследования уголовного дела)получило новое звучание условие о неразглашении данных предварительногоследствия. По общему правилу оно запрещено (ст.139 УПК).  Поэтому следователь,чтобы предотвратить негативные последствия разглашения (препятствиеустановлению истины по делу,  преждевременное создание общественного мнения идр.), предупреждает участников следственного действия о неразглашении известныхим данных предварительного следствия, а в необходимых случаях отбирает у нихподписку с предупреждением об ответственности. Подписка оформляется в видесамостоятельного документа либо отражается в протоколе следственного действия,при котором присутствует предупреждаемый.
Данные предварительногоследствия могут быть преданы гласности  лишь с разрешения следователя илипрокуратуры в том объеме, в каком они признают это возможным.
6. Соединение иливыделение уголовных дел является одним из основных положенийуголовно-процессуального закона и регламентировано ст. 26 УПК. В ней содержатсяправила сопутствующие производству данного действия: оно может, производится  сцелью обеспечения всестороннего полного и объективного исследованияобстоятельств дела, с учетом роли обвиняемых, их вины, невозможности производствапо делу со многими обвиняемыми и пр.
В ст. 26 УПК указаны триосновных соединения дел в одно производство. Прежде всего, в одном производствесоединяются дела по обвинению нескольких лиц в совершении одного или несколькихпреступлений. Речь здесь идет о соучастии в преступлении или преступлении,когда виновные объединены единством намерения. Кроме того, в одном производствемогут быть соединены дела по обвинению одного лица в совершении несколькихпреступлений. И, наконец, в одном производстве могут быть соединены дела пообвинению в заранее не обещанному укрывательстве и недонесении о преступлении.Соединение здесь осуществляется в отношении лица, совершившего преступление, илица, укрывшего преступника или орудия и средства совершения преступления, следыпреступления либо предметы добытые преступным путем, или лица, не сообщившего опреступлении органам власти.
Выделение деладопускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразитсяна всесторонности, полноте и объективности исследования дела. Так, в ст.195 УПКговориться о возможности выделения и приостановления дела в случаях, еслиобвиняемый скрылся от следствия или суда либо заболел психическим или инымтяжким заболеванием. В ст.396 предусматривается правило, согласно которому делов отношении несовершеннолетнего по возможности выделяется в отдельноепроизводство, если несовершеннолетний участвовал в преступлении вместе свзрослыми.
Дело выделяется вотдельное производство и в том случае, если соединение в одном производствематериалов на большее количество обвиняемых затрудняет исследованиедоказательства. В виде исключения допускается по многоэпизодным делам выделениев самостоятельное производство дел об отдельных эпизодах, следствие по которымокончено, и направление этих дел в суд. Однако такое выделение возможно толькопо постановлениям Генерального прокурора РФ или его заместителя.
Во всех перечисленныхслучаях речь идет  лишь о возможности выделения дела самостоятельноепроизводство. Действительная же необходимость принятия такого решения зависитот конкретных обстоятельств совершенных преступлений Соединение или выделениедел оформляется постановлением следователя или прокурора.
7. К числу общих условийотносится и использование в процессе расследования научно-технических средствдля обнаружения фиксации доказательств. Это регламентируется ст. ст. 141, 179183 УПК. Необходимость применения научно-технических средств определяется самимследователем. Об этом он извещает участников следственного действия и отражаетэто в протоколе. В необходимых случаях следователь вправе вызывать специалиста,чьи познания и навыки необходимы для обнаружения, закрепления и изъятиядоказательств (ст.131.1 УПК).
Закон упоминает оприменении в процессе расследования фотографирования, киносъемки, звукозаписи.К сожалению, в УПК до сих пор не нашла достаточной регламентации возможностьприменения видеосъемки, часто проводимой, например, при выполнении такогоследственного действия, как проверка показаний на месте.
К инымнаучно-техническим средствам, применяемым для обнаружения, фиксации и изъятиявещественных доказательств, относятся различные приборы, вещества и материалы,способные фиксировать следы (гипс, парафин, полимеры), химико-физическиесредства (реактивы, инфракрасные лучи) и другие.
8. важным условиемпредварительного расследования является выявление причин и условий,способствовавших совершению преступлений. Эти обстоятельства входят в предметдоказывания по уголовному делу (ч.2 ст.68 УПК). Обязанностью органа дознания,следователя, прокурора и суда является не только установление такихобстоятельств, но и принятия мер по их устранению такими мерами являютсяотстранение обвиняемого от должности (ст.153 УПК), применение мер пресечения,привлечение к ответственности лиц, создавших условия для совершенияпреступления. Последнему служит представление следователя о необходимостиустранения таких причин и условий (ст.21.1, 140 УПК).
Орган дознания,следователь вносят в соответствующий государственный орган, общественнуюорганизацию или должностному лицу представление о выявленных в процессерасследования недостатках в охране материальных ценностей, в воспитательнойработе, в подборе кадров и т.д. В представлении излагаются обстоятельства дела;вскрытие причины и условия, которые способствовали совершению преступления,рекомендации по их устранению. В соответствующих случаях следователь можетставить вопрос об ответственности лиц, которые своими действиями (бездействием)создали предпосылки для совершения преступления. Руководство предприятияобязано в месячный срок с момента представления сообщить следователю орезультатах его рассмотрения.

Глава 2. Понятие и видыподследственности.
Подследственность – этосовокупность признаков преступления (общественно –опасного деяния), по которымего расследование в полном объеме относиться к компетенции строго определенногооргана предварительного расследования конкретной структурной единицы ведомства(например, не просто к компетенции следователя, а к компетенции  следователявоенной прокуратуры).
Иногда понятиеподследственности дается через категорию компетенции или разграниченияполномочий. Как видно из приведенного определения, понятие «подследственность»и «компетенция» взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция этоопределенная совокупность прав и обязанностей субъекта. Подследственность – этопризнаки, позволяющие определить, распространяется ли право органа расследоватьпреступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.
Обще принято выделятьследующие виды (признаки) подследственности:
-    предметная или иначе родовая;
-    альтернативная (смешанная);
-    персональная (специальная);
-    территориальная;
Предметнаяподследственность определяется признаками, относящимися к квалификациипреступления. Каждый состав преступления правомочен, расследовать в полномобъеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какоепреступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должнорасследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.
Предметнаяподследственность закреплена в ст. 126 УПК. Здесь изложен перечень составов, покоторым не обязательно производство предварительного следствия. К числу таковыхзаконодателем отнесены, например,  умышленное причинение легкого вредаздоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей илинетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производитсятолько в тех случаях, когда это признают необходимым суд и прокурор.
Этаже норма определяет,по каким составам преступлений предварительное следствие производитсяследователями органов прокуратуры, а по каким – также следователями органовфедеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, органоввнутренних дел. Названной статьей определены признаки предметнойподследственности применительно к предварительному следствию, «дознанию» впорядке ст.120 УПК и смешанному расследованию. В правовой литературе постояннодискуссируется вопрос об ограничении предметной подследственности органовдознания. Обосновывается необходимость запрещения производства расследованияими в полном объеме.
Смешаннаяподследственность. В ст. 126 УПК определены также признаки, составляющиеальтернативную и персональную подследственность. Смешанная (альтернативная)подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорийпреступлений в зависимости от тез или иных обстоятельств может входить либо вкомпетенцию одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма,контрабанды, не возвращения на территорию РФ предметов художественного,исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных странподследственно тому органу, который возбудил данное уголовное дело. Если прирасследовании этих дел, а также ряда других специально оговоренных в законепреступлений, будут установлены должностные преступления (ст. 285, 286, 289-293УК РФ), связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, то онирасследуются органом, возбудившим дело (ч.5 ст. 126 УПК).
Здесь же закрепленоправило, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 307-312, 316 УК РФ,предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственностиотносится преступление, в связи, с которым возбуждено уголовное дело.
Возбудить уголовное делопо преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем неменее, смешанная подследственность касается лишь органов предварительногоследствия. То есть органы дознания не наделены правом вести предварительноеследствие по преступлениям, предусмотренным ч.5 ст. 126 УПК.
Персональнаяподследственность – это совокупность признаков, зависящих от того, какойсубъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру,производство предварительного следствия обязательно по всем делам опреступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своихфизических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право назащиту. Более того, по всем делам о преступлениях, совершенныхнесовершеннолетними, предварительное следствие производится следователямиорганов внутренних дел. Дела же о преступлениях,  совершенных военнослужащими,подследственны следователям военной прокуратуры.
Территориальнаяподследственность. Признаки территориальной подследственности закреплены в ст.132 УПК. Здесь сказано, что предварительное следствие производиться в томрайоне, где совершено преступление. Оно может производиться по местуобнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого,обвиняемого или большинства свидетелей только в целях обеспечения наибольшейбыстроты, объективности и полноты расследования.
Установив, что данноедело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложныеследственные действия, после чего передать дело прокурору для направления поподследственности. Вопрос о подследственности дела решается прокурором поместу, где следствие начато. Споры о подследственности недопустимы.
Однако в случаенеобходимости производства следственных  или розыскных действий в другом районеследователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действийсоответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнитьпоручение в срок не свыше десяти суток.
Единственная формапредварительного расследования, на которую совершенно не распространяетсяпредметная, персональная, смешанная и даже территориальная подследственность –это расследование в порядке ст.10 УПК. Вынести постановление о направленииматериалов без возбуждения уголовного дела для принятия мер общественноговоздействия могут не только следователи по деяниям, содержащие признакиподследственного органу дознания преступления, но и наоборот, органы дознания — по фактам, согласно закону расследование, по которым может быть только  вформе  предварительного следствия; не только по месту совершения, но и по местуобнаружения признаков преступления.
 Предметная,территориальная и другие  виды подследственности распространяются и напротокольное расследование. В ст. 414 УПК закреплены признаки предметнойпоследовательности.  Здесь отмечено, что порядок производства по делам опреступлениях, предусмотренных статьями 112, 115.1, 122, 123, 133.2, частьюпервой 144, частью первой 147, частью первой 148.1, частью первой 148.2, 148.3,149 частью первой, 150, 150, 155, 156 частью первой, 156.4 частями первой ивторой и т.д.
Если сравнить ст.ст. 126и 414 УПК, видно, что по ряду преступлений кодексом одновременно предусмотренопротокольное расследование и какая-либо иная форма предварительногорасследования: «дознание» и предварительное следствие, а значит, и смешанноерасследование Это проявление смешанной подследственности в данной категориипреступлений. По всем этим дела будет законным осуществление дознания исоответственно предварительного следствия, если орган дознания, соответственноследователь приступит к производству такового.
Признак территориальнойподследственности должен строго соблюдаться при протокольном расследовании.Протокол об обстоятельствах совершенного преступления составляется по местусовершения преступления. Тем не менее, нельзя признать незаконным ипротокольное расследование, произведенное в целях обеспечения наибольшейбыстроты, объективности и полноты расследования по месту обнаруженияпреступления, а также по месту нахождения правонарушителя или большинстваочевидцев происшествия.
Сложнее дело обстоит сперсональной подследственностью. Действующее законодательство применительно кэтому виду расследования использует такие формулировки, которые зачастую немогут быть расценены иначе, как противоречащие друг другу. Так, применительно кдосудебной подготовке материалов в протокольной форме в законе закрепленоправило обязательного производства предварительного следствия, еслипреступление совершено несовершеннолетним или лицом,  которое в силу своихфизических или психических недостатков не может само осуществлять свое право назащиту.
Однако в предыдущейстатье (ч.5 ст.415 УПК) закреплено, что, признав возможным применение кправонарушителю мер общественного воздействия, начальник органа дознания ссогласия прокурора в соответствии  со ст. 10 УПК вправе передать материал вкомиссию  по делам несовершеннолетних. Последнее из положений позволяет сделатьвывод, что законодатель в данной ситуации считает возможным разрешать задачиуголовного процесса средствами стадии возбуждения уголовного дела, точнее, –путем производства протокольного расследования, игнорируя признаки персональнойподследственности, несмотря на обязательность производства по такого родапреступлениям по общему правилу (ст.ст.126 и 417 УПК) предварительного следствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы,хочется отметить, что в подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовныхдел в суде было бы невозможно без предварительного расследования. Для тогочтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимопредварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства,осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившегопреступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры,обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д. Именно вторая стадияуголовного процесса, а именно предварительное расследование  и является темэтапом этого процесса, на котором осуществляются все перечисленные действия.Это важная деятельность органов дознания. От того насколько тщательно, точно, всоответствии с законом будут выполнены все следственные действия зависит судьбаобвиняемого, т. к. на основании результатов предварительного следствиясоставляется обвинительное заключение, где отображены все результаты работыорганов дознания и следователей.

ЛИТЕРАТУРА
1.  Уголовно-процессуальный кодексРСФСР.
2.  П.А.Лупинская Уголовный процесс.– М.: «Юристь», 1995.
3.  Уголовный процесс./ Под редГуценко К.Ф. – М.: «ТЕИС», 1996
4.  Ларин А.М. Уголовный процессРоссии: Лекции-очерки. – М.: «БЕК», 1997.
5.  Рыжаков А.П. Предварительноерасследование. – М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1997.
6.  Уголовно-правовые ипроцессуальные гарантии. Меж.вузовский сб., 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.