СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Важнейшие правовые акты II Всероссийскогосъезда Советов рабочих и солдатских депутатов. 4
1.1. Общая характеристика правотворчества впервые месяцы после революции. Обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!». 4
1.2. Декрет «О мире». 5
1.3. Декрет «О земле». 9
1.4. Другие акты II съезда.Постановление об образовании временного рабоче-крестьянского правительства. 12
Глава 2. Декларация прав народов России. 15
Глава 3. Советское право в условиях «военногокоммунизма». Положение «О рабочем контроле». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 23
ВВЕДЕНИЕ
Вождьреволюции В. И. Ленин, как известно, полагал, что государство понадобитсяненадолго, только на период строительства основ социализма и ликвидацииэксплуататорских классов, а затем, на этапе высшей фазы социализма – прикоммунизме – отомрет, как и все другие институты надстроечного характера, втом числе и право. В своих представлениях о сути государства переходногопериода Ленин проделал своеобразную эволюцию. Сначала он считал, что этосоциалистическое государство будет унитарным, построенным на основе принципадемократического централизма, но с широким местным самоуправлением, когда«каждая кухарка может управлять государством». В таком государстве будет ликвидированспециальный аппарат насилия, а кадровая армия заменена «прямым вооружениемвсего народа». Не понадобится и особый слой чиновников, разделение властей,станут лишними и другие государственные структуры.
Но к1917 году Ленин выдвинул новую идею – идею диктатуры пролетариата в видереспублики Советов.
Политикии историки дают разные оценки периоду социалистического строительства в нашейстране. Разговор об этом не входит в наши цели. Мы не будем касаться и того,считать ли события октября 1917 года революцией, переворотом и т.п. Непреложенсам факт – соответствующий период был в истории России, а власть более 70 летназывалась у нас официально «советской властью». В это время принимались актыконституционного значения и конституции.
Целью настоящей работы является анализпервых актов нового правительства.
Глава1. Важнейшие правовые акты II Всероссийскогосъезда Советов рабочих и солдатских депутатов1.1.Общая характеристика правотворчества в первые месяцы после революции. Обращение«Рабочим, солдатам и крестьянам!»
Октябрьскаясоциалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся вполитической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной формегосударство в соответствии с идеями В. И. Ленина было объявлено РеспубликойСоветов, то есть органами государственной власти в центре и на местах сталиСоветы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Впервые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию иупрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актамиконституционного значения. В первые месяцы советской власти все они всовокупности составляли неписаную конституцию Российского государства – допоявления единого официального текста[1].
Переходвсей полноты власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства, в рукиСоветов закрепил II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов.
Онпринял 7 ноября (по старому стилю – 25 октября) 1917 года обращение «Рабочим,солдатам и крестьянам!», в котором провозгласил программу социальных идемократических преобразований, прежде всего:
- демократическиймир всем народам;
- безвозмезднуюпередачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянскихкомитетов;
- рабочий контрольнад производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного правана самоопределение.
Съездсделал и первые шаги в практическом направлении. Он принял специальноеобращение «О полноте власти Советов» и постановил, что вся власть на местахпереходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Декретомот 8 ноября 1917 года «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» съездобразовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство,установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров иправо их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских исолдатских депутатов и его ЦИКу.
Такимобразом, решениями II Всероссийского съезда – и в этом их конституционноезначение – были созданы практически все главные звенья государственногоруководства страной, которые затем нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 года.1.2.Декрет «О мире»
Вдекрете «О мире» II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитическойдеятельности советского государства, базирующейся – если исходить из текста – намиролюбии, неприменении насилия и самоопределении наций в решении национальноговопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме исолидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождение«трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякойэксплуатации». Приведем текст документа:
«Справедливым или демократическиммиром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанныхвойной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самымопределенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне послесвержения царской монархии, – таким миром Правительство считает немедленный мирбез аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственногоприсоединения чужих народностей) и без контрибуций.
Такой мир предлагает ПравительствоРоссии заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать безмалейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждениявсех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всехстран и всех наций.
Под аннексией или захватомчужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообщеи трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильномугосударству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженногосогласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственноеприсоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталойявляется насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границахданного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далекихзаокеанских странах эта нация живет.
Если какая бы то ни было нацияудерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопрекивыраженному с ее стороны желанию – все равно, выражено ли это желание в печати,в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях противнационального гнета – не предоставляется права свободным голосованием, приполном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить безмалейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этойнации, то присоединение ее является аннексией, то есть захватом и насилием. Продолжатьэту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченныеими слабые народности,
Правительство считает величайшимпреступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимостьнемедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равносправедливых для всех без изъятия народностей условиях.
Вместе с тем Правительствозаявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными,то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь навозможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и наполнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайныпри предложении условий мира.
Тайную дипломатию Правительствоотменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговорысовершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полномуопубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительствомпомещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 года.
Все содержание этихтайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало,к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию илиувеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет безусловно инемедленно отмененным. Обращаясь с предложением к правительствам и народам всехстран начать немедленно открытые переговоры о заключении мира, Правительствовыражает с своей стороны готовность вести эти переговоры как посредствомписьменных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров междупредставителями разных стран или на конференции таковых представителей.
Для облегчения такихпереговоров Правительство назначает своего полномочного представителя внейтральные страны. Правительство предлагает всем правительствам и народам всехвоюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считаетжелательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, тоесть на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговорово мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций,втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочныхсобраний народных представителей всех стран для окончательного утвержденияусловий мира.
Обращаясь с этим предложениеммира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное рабочее и крестьянскоеправительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трехсамых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящейвойне государств, Англии, Франции и Германии.
Рабочие этих страноказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма, и великие образцычартистского движения в Англии, ряд революций, имевших всемирно-историческоезначение, совершенных французским пролетариатом, наконец, в геройской борьбе противисключительного закона в Германии и образцовой для рабочих всего мира длительной,упорной дисциплинированной работе создания массовых пролетарских организаций Германии– все эти образцы пролетарского героизма и исторического творчества служат нампорукой за то, что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачиосвобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочиевсесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогутнам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождениятрудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякойэксплуатации»[2]. 1.3.Декрет «О земле»
ДекретомII Всероссийского съезда «О земле» отменялась помещичья собственность наземлю немедленно и без всякого выкупа; признавались самыми справедливыми путямирешения земельного вопроса отмена, раз и навсегда, частной собственности наземлю и обращение ее во всенародное состояние; переход всех недр земли, руды,нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства. Тем самым вдекрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционногостроя России. Приведем отрывок из текста документа:
«Вопрос о земле, во всемего объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.
Самое справедливоеразрешение земельного вопроса должно быть таково:
1. Право частнойсобственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, нисдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Всяземля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная,посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние ипереходит в пользование всех трудящихся на ней. За пострадавшими отимущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку навремя, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
2. Все недра земли:руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющиеобщегосударственное значение, переходят в исключительное пользованиегосударства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользованиеобщин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.
3. Земельные участкис высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники,питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются впоказательные и передаются в исключительное пользование государства илиобщин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская исельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользованиинастоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога запользование ими определяется законодательным порядком.
4. Конские заводы,казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются,обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительноепользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.
5. Весьхозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит висключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины изначения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельныхкрестьян.
6. Право пользованияземлей получают все граждане (без различия пола) Российского государства,желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или втовариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемныйтруд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельскогообщества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановленияего трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественнойобработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившиенавсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею,но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7. Землепользованиедолжно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотряпо местным условиям, по трудовой или потребительной норме. Формы пользованияземлей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная,артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
8. Вся земля, по ееотчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее междутрудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократическиорганизованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральнымиобластными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам взависимости от прироста населения и поднятия производительности и культурысельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро наделадолжно остаться неприкосновенным. Земля выбывающих членов поступает обратно вземельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывшихчленов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения),поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должныбыть оплачены. Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажетсянедостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населенияподлежит переселению. Организацию переселения, равно как и расходы попереселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне,затем порочные члены общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию, либо посоглашению.
Все содержащееся в этомнаказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательныхкрестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь доУчредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а визвестных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должнаопределяться уездными Советами крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян ирядовых казаков не конфискуются»[3]. 1.4.Другие акты II съезда.Постановление об образовании временного рабоче-крестьянского правительства
II Съезд объявил низложенным Временноеправительство, а себя провозгласил высшим органом государственной власти. (Взнак протеста часть делегатов съезда от партий меньшевиков и правых эсеровпокинула его.) Для руководства государством в перерывах между съездами былизбран ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), вкоторый в блоке с большевиками вошли левые эсеры и эсеры-максималисты.Возглавил ВЦИК колеблющийся большевик Л. Б. Каменев, но уже в ноябре его сменилстойкий большевик Я. М. Свердлов.
Съезд сформировал такжеиз одних большевиков во главе с Лениным Временное рабочее и крестьянскоеправительство в лице Совета народных комиссаров (СНК). Главнойзадачей его являлся созыв Учредительного собрания, от идеи которого большевикине рискнули отказаться сразу. Поначалу предполагалось, что комиссары будутпредставлять новое правительство в старых министерствах, но большевики сразупосле съезда приступили к организации вместо министерств новых органовотраслевого управления – комиссариатов.
Провозгласив переходвласти в центре и на местах в руки Советов, съезд признал их единственнойформой власти, непосредственно подчиненной новому правительству, и упразднилинститут комиссаров Временного правительства.
В течение последующих 3месяцев большевистская власть окончательно конституировалась. ВЦИК и СНКсвоими декретами упразднили все прежние органы управления: Сенат, Синод,Государственную думу, земские и городские управы. Были запрещены ушедшие вподполье буржуазные партии, прекратила свою деятельность несогласная с новойполитикой печать.
В начале января 1918 годабыло разогнано Учредительное собрание, в котором партия власти послепервых всеобщих выборов, проведенных по пропорциональной системе (по партийнымспискам) в ноябре 1917 года, не получила большинства. Из 707 мест большевикамдосталось только 175, 370 получили эсеры, остальные места распределились междупредставителями других левых партий националистического и социалистическоготолка.
Состав Учредительногособрания свидетельствовал о том, что и большинство населения не поддерживаетновую власть, несмотря на провозглашенные ею стремления к миру и начатый переделземли.
Эсеры отказалисьподдержать начатые большевиками преобразования. Предложенная правительством кутверждению в качестве программного документа «Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа», первый пункт которой гласил, что Учредительное собраниеподдерживает «установление коренных оснований социалистического переустройстваобщества», не была принята. После чего Собрание было распущено, а демонстрацияпротеста питерцев разогнана большевиками.
Конституционноезначение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшиепервой российской Конституции. Для удобства восприятия их можно разделить начетыре группы.
Первая– акты, направленныена создание экономических основ нового строя.
Это,в частности, «Положение о рабочем контроле», принятое ВЦИК 27 ноября 1917 года;декрет ВЦИК «О национализации банков» от 27 декабря 1917 года; «О социализацииземли» от 9 февраля 1918 года; декреты СНК «О национализации внешней торговли»от 22 апреля 1918 года; «О национализации крупнейших предприятий горной,металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслейпромышленности» от 28 июля 1918 года и др.
Второйгруппой декретовбыли заложены основы национально-государственного строительства.
Это,в частности, принятая СНК 15 ноября 1917 года «Декларация прав народовРоссии», обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от3 декабря 1917 года, постановление СНК «О Финляндской республике» от 31 декабря1917 года, декрет ВЦИК «О флаге Российской Республики» от 8 апреля 1918 года идр.
Третьягруппа декретовпосвящалась созданию механизма советского государства: декрет СНК «О порядкеутверждения и опубликования законов» от 12 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «Оправе отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года, декрет СНК «О суде» от 5декабря 1917 года, декрет ВЦИК «О Высшем Совете Народного Хозяйства» от 14декабря 1917 года, декрет СНК «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» от 28января 1918 года и др.
Четвертойгруппой декретоввласть пыталась установить основы правового положения граждан, организации всейобщественной жизни: постановление СНК «О восьмичасовом рабочем дне» от 11ноября 1917 года, декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от23 ноября 1917 года, декрет СНК «О печати» от 9 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «Огражданском браке, детях и о ведении книг актов состояния» от 31 декабря 1917 года,декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля1918 года, декрет ВЦИК «О праве убежища» от 28 марта 1918 года, декрет ВЦИК «Оприобретении прав российского гражданства» от 1 апреля 1918 года и др.
Глава 2. Декларация прав народов России
2 ноября 1917 годаСоветское правительство приняло «Декларацию прав народов России»,провозгласившую уничтожение национального гнета, предоставление народам Россииравноправия, полной свободы, самоопределения, вплоть до государственногоотделения. В Декларации были сформулированы важнейшие положения, определявшиенациональную политику советской власти: равенство и суверенность народовРоссии, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделенияи образования самостоятельного государства, свободное развитие национальныхменьшинств и этнических групп, населяющих территорию России. Приведем отрывокиз текста документа:
«Раскрепощаются крестьянеот власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю – она упразднена.Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералыотныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризови произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводамии фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народыРоссии, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должнобыть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведенорешительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народыРоссии систематически натравливались 40 друг на друга.
Результаты такой политикиизвестны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой. Этойпозорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне онадолжна быть заменена политикой добровольного и честного союза народовРоссии.
В период империализма, послефевральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытаяполитика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России,политике придирок и провокации, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе»и «равенстве» народов.
Результаты такой политикиизвестны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия. Этойнедостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положенконец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полномувзаимному доверию народов России. Только в результате такого доверия можетсложиться честный и прочный союз народов России. Только в результате такогосоюза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционнуюсилу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистскойбуржуазии.
Исходя из этих положений,первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободноесамоопределение…
Исполняя волю этихсъездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельностипо вопросу о национальностях России следующие начала: 1) Равенство исуверенноcть народов России. 2) Право народов России на свободноесамоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельногогосударства. 3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозныхпривилегий и ограничений. 4) Свободное развитие национальных меньшинств иэтнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретныедекреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей»[4].
Глава3. Советское право в условиях «военного коммунизма».Положение «О рабочем контроле»
Введенные после октября1917 года демократические конституционные нормы, даже столь урезанные, сталисвертываться в условиях «военного коммунизма». Такое название получиласовокупность социально-экономических мероприятий большевистского руководства в1918–1921 гг. Они преследовали две цели: обеспечить победу новой власти вгражданской войне; ликвидировать капиталистические элементы в стране методомштурма и осуществить быстрый переход к строительству коммунистическогообщества.
Политика эта включала всебя ряд мер: 1) изъятие ценностей у «эксплуататорских» классов; 2) введениеКонституцией 1918 года всеобщей трудовой повинности, создание трудовых армий илагерей принудительных работ; 3) ускоренную национализацию не только крупной,но и средней, и мелкой промышленности; 4) ликвидацию товарно-денежных отношенийв результате максимальной централизации производства и распределения,продуктообмен между городом и деревней; 5) запрет торговли и введениепродразверстки – обязательной сдачи так называемых «излишков» хлеба и другихсельхозпродуктов, которая стала своеобразным методом насильственнойэкспроприации крестьянства; 6) ликвидацию денег, оплату труда продуктами итоварами, бесплатность (а скорее отсутствие) услуг; 7) «красный террор» поотношению к противникам режима со взятием заложников и массовыми расстрелами.
2 сентября 1918 года странабыла объявлена военным лагерем. Военный режим вводился не только в армии,но и на транспорте, в промышленности, в снабжении продовольствием и т.п.Руководство страной в условиях военного режима взял па себя Совет Рабочей иКрестьянской Обороны (в 1920 году переименованный в Совет Труда и Обороны –СТО), в который входили комиссары во главе с Лениным. Отныне СНК стал утверждатьдекреты ВЦИК, и все постановления рабоче-крестьянской власти исходили от ВЦИКи СНК. В сентябре после покушения на Ленина введен «красный террор» и борьба сконтрреволюцией приобрела чрезвычайные формы.
Чтобы обеспечить победу вборьбе с внешними и внутренними врагами, большевики создали мощную регулярнуюкадровую армию. Пришлось отказаться от провозглашенных в декабре 1917 года«выборных начал» власти в армии, от принципа «добровольности» при ее формировании,от «уравнения всех военнослужащих в правах», когда были отменены воинскиечины, звания, знаки отличия и пр. С апреля 1918 года армия комплектуется наоснове всеобщей воинской повинности, командиры назначаются, привлекаются старыеофицерские кадры, вводится форменная одежда, знаки различия и прочаяатрибутика. В армию призывались «трудящиеся», которым вручалось оружие, а«нетрудовые элементы» служили в нестроевых частях.
Во главе вооруженных силбыл поставлен Революционный Военный Совет республики во главе с Л. Д.Троцким, а на периферии – реввоенсоветы фронтов и армий. Введена должностьГлавкома и учрежден институт партийных комиссаров, без подписи которых приказкомандира считался недействительным. Для руководства ими создано ПолитическоеУправление Реввоенсовета республики. В сентябре 1918 года был учрежден первыйсоветский орден Красного Знамени. К концу гражданской войны под ружьем вКрасной Армии состояло около 6 миллионов человек.
В рамках политики«военного коммунизма» была проведена национализация промышленности, финансови транспорта. Национализация банков и крупной промышленности, а такжеречного флота и внешней торговли началась уже осенью 1917 года. На первомэтапе из рук частных собственников были изъяты особо ценные для республикипредприятия, а также предприятия, чьи владельцы эмигрировали или саботировали мероприятиявластей. Летом 1918 года в целях изъятия «ключей от производства» из руккапиталистов большевики перешли к национализации отдельных отраслей, а затем ивсей промышленности в целом.
Национализированныепредприятия на первых порах передавались в аренду их бывшим владельцам, которыеобязывались их финансировать и сохраняли за собой получаемую прибыль. Но навсех предприятиях, использующих наемную рабочую силу, вводился рабочийконтроль, который осуществляли рабочие комитеты, советы рабочего контроля,наблюдавшие за производством, устанавливавшие минимум выработки, определявшиесебестоимость продукции, контролировавшие деловую документацию. Решенияорганов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий.
В 1919–1920 гг. былапроведена национализация средней и даже мелкой промышленности. Согласноположениям, принятым ВСНХ в ноябре 1920 года, в разряд государственных перешливсе частные предприятия с числом рабочих свыше пяти(при наличии двигателя) или десяти (без двигателя) человек.
Руководствонационализированной промышленностью осуществлял ВСНХ, при котором создавалисьуправления главки. Система главкизма лишила предприятия какой бы то нибыло самостоятельности. Главные управления ВСНХ осуществляли всю работу попланированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовойпродукции.
Специфической формойпривлечения к груду стала трудовая повинность, вводившаяся не только вцелях «организации хозяйства», но и «уничтожения паразитических слоевобщества». Распределением рабочей силы занимались специальные органы. С ноября1918 по октябрь 1920 п. обычными мероприятиями были мобилизации специалистовотдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожников, медиков, почтовыхслужащих, работников топливной, суконной, металлургической и другойпромышленности). Широко использовались трудовые армии – оригинальноесоветское изобретение, которые комплектовались из резервистов и «нетрудовыхэлементов». С ноября 1918 года на военный режим был переведен весь транспортстраны.
Произошло полноеогосударствление собственности, следствием чего стали сверхцентрализация управления,огромный рост чиновничьего аппарата и введение авторитарных методов управления.
К 1920 году около 40%трудоспособного населения Москвы и Петрограда составляли служащие различныхучреждений (главков, трестов, контор и т.п.). Функции управления от советовфактически перешли к этим учреждениям, с мнениями советов перестали считаться[5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характеризуяпервые декреты советской власти конституционного значения, закреплявшие основыповой социальной системы, следует отметить, что данная власть поступала так же,как это делалось до нее, а впрочем, и после нее: укрепляя себя, она боролась сосвоими противниками.
Вконституционно-правовом плане это выражалось в том, что лишались прав те, ктовыступал против советской власти или по своему социальному происхождению сразуже считался скорее ее врагом, нежели лояльным лицом и тем более союзником.Пресекались даже в зачатках выражение недовольства, а тем более действия,враждебные режиму.
Хотядо прихода к власти большевиков были довольно популярны идеи широкого («поголовного»)участия народа в управлении страной, охране общественного порядка и т.п.,эйфория очень быстро прошла, и оперативно были созданы не только общиеструктуры управления, но и специальные органы, включая милицию во главе с НКВД,и органы борьбы с контрреволюцией и саботажем во главе с ВЧК. Упоминавшимсядекретом «О суде» существовавшие прежде суды упразднялись и должны былизаменяться судами, формируемыми на основе демократических выборов. А решатьдела новые суды должны были именем Российской Республики и руководствоваться всвоих решениях и приговорах «законами свергнутых правительств» лишь постольку,поскольку «таковые не отменены революцией и не противоречат революционнойсовести и революционному правосознанию». История дала немало примеров того, насколькоусловными явились эти категории и к какому размаху произвола это привело.
Упоминавшимсядекретом о печати и другими актами запрещались многие враждебно настроенные кновой власти издания. Зачастую воспринимались с нетерпимостью и возводились вранг контрреволюционных действий любые попытки критиковать власти за их шаги,действительно направленные на ограничение демократии.
Повсюдуна местах создавались единые органы власти – Советы, стремления образовать иныемодели представительных учреждений пресекались.
Послефевраля 1917 года в России была довольно популярной идея Учредительногособрания как высшего представительного органа государственной власти. Несмотряна то, что в октябре 1917 года была установлена власть в форме Советов,большевики не выступали категорически против Учредительного собрания.Учитывались настроение населения, вселенная в него надежда на то, чтоУчредительное собрание способно обеспечить его интересы. Советскоеправительство сразу после Октября заявило, что оно созовет Учредительное собраниев назначенный срок, выборы состоялись в ноябре – начале декабря 1917 года.
Вероятно,была надежда на то, что поддержку на этих выборах будут иметь представителипришедших к власти сил. Однако этого не произошло, большевики не получилибольшинства. Стала вполне очевидной перспектива непризнания Учредительнымсобранием советской власти и происшедших в России событий, более того – провозглашенияим, в противовес Всероссийскому съезду Советов, своего предназначения каквысшего представительного органа государственной власти России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян А. С.Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000. 200 с.
2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России.Курс лекций. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. 216 с.
3. История СоветскойКонституции (сборник документов). М., 1976. 303 с.