Академия труда исоциальных отношений
Кафедра «Финансы истрахование»
Дисциплина «Основысоциального государства»
Реферат
на тему:
«Оценка эффективностисоциальной политики российского государства»
Выполнил студент 3 курса
Саарян Тигран
Проверил: проф. КосенкоО.И.
Москва, 2009 г.
Введение
ФедеральномуСобранию весной 2004 года бывший Президент РФ В.В. Путин сконцентрировалвнимание на самых насущных для граждан страны социальных проблемах — качестве идоступности медицинского обслуживания, образования, жилья – и наметил путисоциальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальных проектах» втех же сферах. С 2009 года их именуют государственными программами в социальнойсфере.
В чем жезаключались сформулированные в 2004 году задачи социальной модернизации?
Былопровозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широкихслоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатноймедицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительнаямедпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиватьсяпациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципамиобязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы дляразвития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизацииотечественного здравоохранения – повышение его эффективности и, как следствие –показателей здоровья нации.
Чтобы недопустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилитьего инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования кобразованию. Формулировать современные запросы к образованию способен толькорынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять попоказателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.
В жилищнойсфере старые методы и подходы – которые и раньше не решали «квартирный вопрос»для большинства – теперь вообще не работают. Поэтому для основной частиработающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья нарынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социальногожилья. Поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум третьграждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современнымтребованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Приопределении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальнымиприоритетными проектами (далее – ПНП), выбрана тактика конкретных шагов.Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения,жилищной сферы (а также сельского хозяйства). Приоритетные проекты – их можноназвать «ближними целями» — не отменяют определенные ранее стратегическиезадачи по модернизации здравоохранения и образования, формированиюплатежеспособного, массового рынка жилья.
В общемслучае реализацию ПНП можно представить в качестве государственной социальнойполитики в целом, т.к. существующие ныне проекты охватывают её самые ключевыестороны. По этой причине в данной работе будут рассмотрены ПНП, на основекоторых я постараюсь оценить эффективность социальной политики Правительства вцелом.
Чего мыдобились за последние годы и в какой степени сегодня реализуютсяпровозглашённые ПНП? Какие проблемы стоят сегодня перед социальной политикойроссийского государства, в чём её плюсы и минусы? В качестве рассмотрения данныхпроблем я возьму три ПНП: «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортноежильё – гражданам России» (или «Жильё»).
Приоритетныйнациональный проект «Здоровье»
Реализация ПНП«Здоровье» за 2008 год. Основные итоги
/>Вцелях обеспечения целевой базы ПНП Правительство составляет и при необходимостиредактирует Программы реализации ПНП на плановые периоды, где определяютсяосновные направления, задачи (подпрограммы и конкретные мероприятия) ПНП, атакже объёмы финансирования, ответственные органы, даются плановые показатели ит.д… Конечно, ПНП имеют под собой и законодательную базу, т.е. цели (основныенаправления), провозглашаемые в них, даются нормативно и при составленииконкретно программ социальной политики государства, однако зачастую они вомногом совпадают, поэтому я буду приводить в работе либо основные направлениясогласно вышеназванной Программе, либо законодательную базу ПНП, где также указаныглавные приоритеты.
Перечислимосновные направления реализации ПНП «Здоровье» согласно Программе егореализации:
1) развитиепервичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний
2) повышениедоступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичноймедицинской помощи
3) совершенствованиемедицинской помощи матерям и детям
4) формированиездорового образа жизни (с 2009 года)
Приведёмданные из опубликованного в конце 2008 года отчёта Министерства здравоохраненияи социального развития РФ о реализации данного проекта за 2008 год, а такженекоторую информацию на нынешний.
Нафинансирование проекта в 2008 году из федерального бюджета было выделено 132млрд. руб. (в 2006 году – 79 млрд. руб., в 2007 году – 103,2 млрд. руб.).
С началареализации нацпроекта «Здоровье» одной из его важнейших задач стало снижениетемпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В 2006–2008 годах на диагностику илечение этого заболевания было выделено 18,7 млрд. руб., на 2009–2011 годызапланировано более 30 млрд. руб. В регионах объем финансирования мероприятийпо борьбе со СПИДом увеличился практически вдвое.
В рамкахдополнительной иммунизации против вирусного гепатита В в 2008 году привито12,75 человек в возрасте 18–55 лет. Показатель заболеваемости снизился с 4 на100 тыс. населения в 2007 году до 2,81 тыс. в 2008 году.
В 2008 году врамках программы развития Службы крови было закуплено новое оборудование длязаготовки, переработки и хранения крови и ее компонентов, создана единаяинформационная база данных по реализации мероприятий, связанных с обеспечениембезопасности донорской крови, проводились мероприятия по организации ипропаганде донорства крови. На эти цели из федерального бюджета в нынешнем годувыделено 4,2 млрд. руб.
По итогам реализациинацпроекта за 2008 год убыль населения составила 363,5 тыс. человек, или на 22,7%меньше, чем год назад.
Дополнительныеденежные выплаты в 2008 году получили более 155 тыс. медработников первичногозвена здравоохранения, около 141 тыс. сотрудников службы «скорой помощи» ифельдшерско-акушерских пунктов. На эти цели было направлено 30,2 млрд. руб.
Оценкаэффективности реализации ПНП «Здоровье»
Безусловно,проблема здравоохранения на современном этапе развития российского государстваявляется одной из ведущих проблем социальной политики. Здесь я приведу лишьнесколько фактов, с помощью которых в той или иной мере можно оценитьэффективность реализации всего ПНП «Здоровье» в целом, хотя, подчёркиваю,проблема шире.
На первыхэтапах реализации ПНП «Здоровье» был призван переломить негативные тенденции всфере здравоохранения, но сразу же вызвал недовольство в медицинском сообществе.Почему?
Вдействительности всего десятая часть врачей (участковые терапевты и педиатры, атакже врачи общей практики) получили весомую прибавку к заработной плате.Однако в противоречие с заявленной дифференциацией надбавки в зависимости откачества и объема оказанных услуг к ежемесячному размеру зарплаты каждой изупомянутых выше категорий врачей просто механически прибавили десять тысячрублей. При этом впопыхах забыли (потом, к счастью, все же вспомнили ипоправили) о «северных» надбавках и необходимости выплачивать единый социальныйналог с увеличенного фонда оплаты труда. Осенью 2005 года на своем съездерезкое недовольство сложившейся ситуацией проявили обиженные работники «скоройпомощи». Их, а заодно и персонал фельдшерско-акушерских пунктов, тут же«ублажили» — правда, надбавки стали выплачиваться с 1 июля 2006 года. И только«узкие» специалисты (офтальмологи, эндокринологи, невропатологи и остальные),медицинский персонал, занятый в стационарах и диспансерах, на преподавательскойи научной работе (которая зачастую совмещена с лечебной деятельностью), пока неуспели организованно возмутиться и потребовать дополнительных денег.
Теперьпосмотрим с другой стороны: наиболее затратная часть нацпроекта «Здоровье» — этозакупки медицинского оборудования. Здесь была воспроизведена советская модель слимитами и фондами, которая крайне неэффективна.
Чтопроизошло? Понятно, что уровень оснащения большинства медицинских учрежденийкрайне низкий. Чтобы поправить ситуацию (а именно это является одной из целейнацпроекта), нужно было сначала собрать информацию «снизу» — о конкретныхпотребностях каждой поликлиники. Суммировав все заявки, можно было приступать кзакупкам. Но все сделали ровно наоборот.
И это толькоотдельные примеры. То, что с перечисленными выше и другими насущными проблемамиздравоохранения надо разбираться, не подлежит никакому сомнению. Ведь общийзамысел – смягчить, а лучше полностью разрешить ситуацию в наиболее запущенныхсоциальных областях.
Приоритетныйнациональный проект «Образование»
Реализация ПНП«Образование» за 2008 году. Основные итоги.
СогласноПрограмме реализации ПНП «Образование» Правительство реализует его по следующимобщим направлениям:
1) модернизация институтовобразования как инструментов социального развития
2) развитие инновационногохарактера базового образования как основы становления экономики знаний
3) создание современнойсистемы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональныхкадров
В рамкахкаждого из перечисленных направлений принимаются конкретные задачи иорганизуются мероприятия.
Приведём ряд официальныхитогов реализации ПНП «Образование» за 2008 год согласно докладу-отчётуминистра образования РФ А.А. Фурсенко.
В рамках ПНП«Образование» за последние три года федеральное финансирование получили 57вузов страны на общую сумму 30 млрд. руб. и 250 учреждений начального исреднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд. руб.
Софинансированиеинновационных программ учреждений НПО и СПО со стороны регионов и работодателейв 2008 году превысило объем федеральных средств. Впервые со времен СССР началсяподъем в этой сфере. Началось формирование сети ресурсных центров повостребованным экономикой направлениям подготовки, закладываются основы дляпреодоления дефицита кадров. В 2008 году, по данным главы Минобрнауки, вресурсных центрах обучалось порядка 60 тыс. человек.
В сферевысшего образования, благодаря мероприятиям национального проекта, удалосьзапустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники,машиностроения и других приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилосьновейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки – отнанотехнологий до авиастроения, студенты получили возможность всерьеззаниматься наукой.
В 2008 году увеличилсяприем на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения и другиевостребованные экономикой направления подготовки – в общей сложности на 5%. Запоследние 5 лет объем государственного заказа на специалистов в областиэкономики, менеджмента и других не очень востребованных специальностейсократился на 20%. Также в целом растёт количество бюджетных мест в расчете на1000 выпускников школ: в 2004 году было 442 бюджетных места, в 2008 году – 554.
Чтобыстимулировать приток молодых талантливых ученых в высшее образование и наукубыла принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогическиекадры», общий объем финансирования которой составил чуть более 50 млрд. руб.
В своёмдокладе А.А. Фурсенко также сообщает о дальнейшей работе по совершенствованиюсистемы профессионального образования. Так, в среднесрочной перспективенеобходимо решить следующие задачи: обеспечить дальнейшее расширение участияработодателей в создании образовательных стандартов, реализовать налоговыестимулы инвестирования в непрерывное образование, продолжить формирование наконкурсной основе сети крупных научно-образовательных комплексов мировогоуровня.
Оценкаэффективности реализации ПНП «Образование»
Прежде чемговорить о стратегии развития современного российского образования и, вчастности, об оценке эффективности реализации ПНП «Образование», необходимоохарактеризовать те объективные и субъективные условия, которые самымнепосредственным образом влияют на эту политику.
В глобальноммасштабе набирает силу так называемая «знаниевая» экономика, где знания,информация, высокие технологии становятся важнейшим фактором экономического развития.А это означает необходимость сосредоточения усилий государства на развитииобразования, науки, здравоохранения.
Современныеразвитые государства ставят во главу угла социальную политику, человеческийпотенциал, систему образования. Именно образование в условиях информационнойэпохи выступает главным источником колоссальных достижений в сфере экономики.
Изположительных моментов в сфере социальной политики можно отметить лишь то, чтообразование явилось той системой, которая в «лихие» 90-е годы оказалась меньшеразрушенной по сравнению с другими социальными сферами. Правящий режим во главес Ельциным делал неоднократные попытки её разрушить, но этому противостоялируководители учебных заведений (VII чрезвычайный съезд Cоюза ректоров России),противилось всё общество. Ведь система российского образования – это самаяценная часть русской культуры, это матрица, которая воспроизводит культуру.
Системуобразования неимоверными усилиями общественности удалось отстоять от разрушенияв более или менее приемлемом состоянии. Но нам надо ещё сократить и развитьдалее в новых социально-экономических условиях исторически сложившиеся иорганически присущие российскому образованию принципы: доступность, качество ифундаментальность.
И вот этооказалось самым сложным, так как доступность, качество и фундаментальностьроссийского образования продолжают снижаться. Нынешний курс власти, несмотря наприоритетный национальный проект «Образование», направлен на то, чтобыподчинить систему образования рыночным потребностям, встроить её в системурыночных отношений, что, на мой взгляд, является грубой методологическойошибкой (путают цели и средства). В связи с этим нарушаются конституционныеправа граждан на образование, так как растет их неравенство в этой области. Аведь страна переходит к всеобщему высшему образованию. Россия утратилалидерство по этому направлению.
Конечно же,позитивные моменты в развитии российского образования есть. Повысилисьзаработные платы учителей. Но вот опять плату за классное руководство не индексируют.Государственное базовое финансирование всё чаще подменяется то грантами, товыборочным предоставлением различных надбавок. Это очередная методологическаяошибка.
Снижается идоля бюджетных расходов на образование. Если в 2007 году доля образования врасходах федерального бюджета составляла чуть больше 5%, то в бюджете 2008 года– 4,79%, в 2009 году – 4,65%, в 2010 году – 4,53%.Математики это назвали бымонотонно – убывающей функцией (в советское время расходы на образованиеникогда не опускались ниже 7% от ВВП).
Вернёмся к приоритетномунациональному проекту «Образование». Налицо тенденция его медленногосвёртывания. Многие проблемы ещё далеки от решения. Министерству образования инауки в ближайшее время необходимо принять следующие стратегические решения:
1) восстановитьсистему дошкольного образования (она сократилась вдвое)
2) решитьпроблему с беспризорностью и всеобучем детей школьного возраста (2,5 млн. детейне учатся)
3) обеспечитьдостойную заработную плату всем работникам образования (до уровня госслужащих)
4) восстановитьобщеобразовательные передачи по радио и телевидению
5) решитьпроблему доступности высшего профессионального образования
Но, ксожалению, государство не только не увеличивает финансирование национальногопроекта «Образование», а, наоборот, сокращает его. Так в 2008 году нареализацию данного проекта выделено 43 млрд. руб.; в 2009 году – 22 млрд. руб.,а в 2010 вообще ничего (дескать, кризис).
Ежегодносокращается численность и доля студентов, обучающихся на бюджетной основе. Только40% студентов учатся на бюджетной основе (в ФРГ – 90%). Кроме того,Министерство образования и науки заложило в свои планы сокращение российскойвысшей школы. Министр А.А. Фурсенко считает, что необходимо оставить толькооколо 200 вузов, а остальные преобразовать в учреждение среднего и начальногопрофессионального образования.
Огромноесоциальное напряжение вызвал ряд федеральных законов. Например, 122-ой законотменил налоговые льготы вузам; закон «Об автономных учреждениях»предусматривает дальнейшую коммерцинализацию и приватизацию учреждений образования.
Таковынекоторые факты, которые позволяют указать важнейшие проблемы реализации ПНП «Образование»и российского образования в целом.
Приоритетныйнациональный проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России».
Реализация ПНП«Доступное и комфортное жильё – гражданам России» за 2009 год.
В качествемеханизма реализации приоритетного национального проекта «Доступное икомфортное жильё – гражданам России» используется федеральная целевая программа«Жилище» на 2002 – 2010 годы. Эта программа имеет в своём составе четыре подпрограммы:
1) «Обеспечениеземельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищногостроительства»
2) «Модернизацияобъектов коммунальной инфраструктуры»
3) «Обеспечениежильём молодых семей»
4) «Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан,установленных федеральным законодательством»;
К последнемупункту, в частности, относятся подпрограммы:
а)«Государственные жилищные сертификаты на 2004 – 2010 годы»;
б)«Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищногофонда»;
в)«Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий икатастроф»;
г)«Обеспечение жильём граждан Российской Федерации, подлежащих отселению скомплекса «Байконур»;
д)«Обеспечение жильём беженцев и вынужденных переселенцев в РоссийскойФедерации»;
е) и другие.
Программаосуществляется по двум основным направлениям: ипотечное жилищное кредитование(приоритетное направление) и субсидирование приобретения жилья. Только напервом этапе реализации мероприятий перечисленных подпрограмм государством былоистрачено более 59 млрд. рублей.
Каковынекоторые итоги реализации данного проекта?
За первыйквартал 2009 года в России построено 10,4 миллиона квадратных метров новогожилья.
В этом годуболее 20 тысяч семей получили разрешение направить материнский капитал напогашение ипотеки. Материнский (семейный) капитал – это дополнительнаягосударственная финансовая поддержка при рождении (усыновлении) ребёнка(детей), имеющего российское гражданство, определённых групп граждан. К этимгруппам согласно ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,имеющих детей» относятся: женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, а такжепоследующих детей, начиная с 1 января 2007 года и заканчивая 31 декабря 2016года; мужчины, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенкаили последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные мерыгосударственной поддержки (если решение суда об усыновлении вступило в законнуюсилу, начиная с 1 января 2007 года и заканчивая 31 декабря 2016 года).
В прошломгоду также 8,9 млрд. руб. из федерального бюджета было направлено наобеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей умершихинвалидов и участников ВОВ. Сегодня продолжается активное обеспечение жильёмграждан РФ, как-то связанных с войной.
При этоммного сделано для обеспечения жильём молодых семей и иных групп граждан,модернизированы в немалой степени объекты инфраструктуры и др.
Оценкаэффективности реализации ПНП «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»
В процессеразработки приоритетного национального проекта особняком встала проблема егообеспеченности земельными ресурсами. Как оказалось, подходящие для жилищногостроительства земельные участки в необходимом количестве отсутствуют. Поэтому вкачестве таковых были использованы находящиеся в федеральной собственностинезадействованные земли. Вместе с тем только по официальным даннымРоснедвижимости 92,3% территории Российской Федерации находится вгосударственной и муниципальной собственности и только 7,3% – в собственностиграждан. Даже несмотря на то, что более 64% земельного фонда нашей странысоставляют леса, неиспользуемые земли остальных категорий могут быть без потерьвовлечены в реализацию приоритетного национально проекта, тем более еслиосновной акцент будет сделан на развитии малых форм хозяйствования на земле(личных подсобных хозяйств, садоводства и дачного хозяйства). Вместе с тем встране искусственно поддерживается дефицит земли для строительства жилья, в товремя как согласно социологическим исследованиям жилищная проблема стоит перед61% российских семей, в той или иной степени не удовлетворённых жилищнымиусловиями. При этом каждая четвёртая семья имеет жильё, находящееся в плохомили очень плохом состоянии.
В последниегоды началось активное «развитие» ипотечного жилищного кредитования. При этомтолько на первом этапе реализации национального проекта общий объёмзадолженности по выданным ипотечным кредитам и займам увеличился за 2002 – 2004годы с 3,6 млрд. рублей до 25 – 30 млрд. рублей, то есть более чем в 7 раз. Приэтом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья,предоставленных кредитными организациями, на 1 января 2005 года составила 54,4млрд. рублей.
В условияхроссийской действительности механизм ипотечного кредитования жилья большеухудшает положение, чем реально помогает решить жилищную проблему. Для любогоздравомыслящего человека очевидно, что попадание в многолетнюю финансовуюкабалу, переплата нескольких стоимостей приобретаемого жилья, отсутствие чёткихгарантий его перехода в свою собственность и другие подобные последствия некомпенсируются радостью от проживания в заложенной под ипотеку квартире илидоме. Поэтому принимаемые в этом направлении властями меры объективного немогут быть восприняты как действенная помощь в решении жилищного вопроса, темболее в масштабах всей страны.
Представляется,что решение насущного «жилищного вопроса» не может рассматриваться в отрыве отпроблемы освоения незадействованных обширных земельных ресурсов. И именно вэтой области следует сосредоточивать все предпринимаемые политические усилия. Нашастрана занимает особое место среди других государств планеты уже в силу того,что обладает самыми обширными природными и, в первую очередь, земельнымиресурсами в мире.
Заключение
Делая вывод,скажу, что сегодня много провозглашённых целей, плохо реализующихся в силуразличных причин либо вообще не реализующихся на практике. Ведь национальныепроекты необходимо сделать – не на словах, а на деле – лишь первой ступенькой вделе давно назревших социальных реформ, аккуратное проведение которых,возможно, растянется на несколько лет. Для этого надо совместно с экспертнымсообществом, специалистами из всех связанных областей сформулировать корректныецели и задачи грядущих преобразований, критически взглянуть на содержаниенацпроектов, поправить их, подстроить под реальное положение дел, наполнивсистемным смыслом.
Сформулированныев 2004 году задачи для здравоохранения, образования и жилищной сферы носятстратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпыбудет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе. Вместес тем, это задачи, которые реально могут быть решены за несколько лет приэффективности государственного механизма, при «запасе прочности» по основныммакроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе.
В прошломгоду на финансирование приоритетных национальных проектов было направлено 264,5млрд. руб. Однако в этом году объём финансирования лишь немного увеличился посравнению с прошлым.
Сегодня вразгаре мировой валютно-финансовый кризис. Но 24 декабря 2008 года ПрезидентД.А. Медведев в Заседании Совета при Президенте России по реализацииприоритетных национальных проектов и демографической политике, понимаяисключительную важность социальной политики российского социальногогосударства, провозглашаемого таковым в Конституции, сказал следующее: «Глобальныйкризис, еще раз подчеркиваю, несмотря на необходимость корректировать планы, неможет быть основанием для сворачивания социальных программ. Правительстводолжно профинансировать все обязательства в полном объеме». Что ж, будемнадеяться на лучшее.
Списоклитературы
1. Официальный сайтСовета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов идемографической политике.
www.rost.ru/
2. Евгений Гонтмахер «Приоритетныенациональные проекты (попытка политэкономического осмысления)».
www.polit.ru/research/2007/02/25/gontmaher.html
3. Открытая электроннаягазета. «Приоритетный национальный проект «Здоровье»: слова и дела».
www.znopr.ru/media/digest/4528.html
4. Анатолий Балбеко.«Стратегия развития современной российской образовательной политики».
www.institutra.ru/blog/gos-pravo-uprav/strategiya-razvitiya-sovremennoj-rossijskoj-obrazovatelnoj-politiki/
5. Максим Звягинцев.«Национальный проект «Жилище»: итоги».
www.institutra.ru/blog/dom/nacionalnyj-proekt-zhilishhe-itogi/