Реферат по предмету "Государство и право"


Охрана прав несовершеннолетних и принцип гуманизма

/>/>СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раскройтепризнаки и правила квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершениепреступления
2. Проанализируйтесодержание принципа гуманизма в свете обеспечения уголовно-правовой охраны прав и свобод человека
Список использованныхисточников
1.РАСКРОЙТЕ ПРИЗНАКИ И ПРАВИЛА КВАЛИФИКАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВСОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Под несовершеннолетними вУК Республики Беларусь понимается лицо, которое на день совершения преступлениялибо на день вынесения приговора не достигло возраста 18 лет (п. 8 ст. 4). Несовершеннолетнийв связи с его физической и умственной незрелостью нуждается в специальнойохране и заботе. Охрана личности несовершеннолетних является важной задачейгосударства, которая обеспечивается продуманной социальной политикой. Важнымсредством реализации такой политики является уголовный закон, призванныйадекватно реагировать на наиболее грубые случаи нарушения прав и интересовнесовершеннолетних, предупреждать распространение негативных явлений средиподростков.
УК Республики Беларусьсодержит гл. 21, объединяющую нормы, призванные защитить правильноенравственное и физическое развития несовершеннолетних. Вовлечениенесовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 172 УК Республики Беларусь).Это преступление является одним из наиболее распространенных посягательстврассматриваемой группы.
Вовлечениенесовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления представляетповышенную опасность для общества не только потому, что расширяет кругправонарушителей, но и потому, что такие действия оказывают развращающеевоздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних, нарушают их нормальноедуховно — нравственное развитие, прививают им искаженные ценностные ориентации.Взрослым преступникам бывает выгодно привлекать в качестве непосредственныхисполнителей несовершеннолетних, так как они несут более легкую ответственностьпо сравнению со взрослым. Посылая на совершение преступлениянесовершеннолетних, взрослые надеются остаться вне поля зренияправоохранительных органов. С объективной стороны вовлечениенесовершеннолетнего в преступление может осуществляться различными способами:
— обещанием денег,подарков, развлечений и т.д.;
— обманом, т.е. когданесовершеннолетний, выполняя просьбу взрослого, не сознает, что совершаетпреступление, будучи введен в заблуждение;
— угрозами причинитьматериальный вред, опозорить в глазах сверстников и товарищей, исключить изсреды повседневного общения (неформальной группы) и т.д.
Иными способамивовлечения несовершеннолетнего в преступление могут быть действия, направленныена возбуждение неприязни или зависти к определенным лицам, разжигание корыстныхстремлений и жажды наживы.
Оконченным преступлениеявляется с момента склонения несовершеннолетнего к совершению преступлениянезависимо от того, совершил ли он какое-либо преступление. Если под влияниемвоздействия взрослого у несовершеннолетнего возник умысел на совершениепреступления, вовлечение состоялось [3, п. 18 «б»]. Субъектом преступленияявляется лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста. Нередко лица,вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступления, являютсярецидивистами. Действия таких лиц особенно опасны, поскольку, как правило, онипытаются создавать преступные группы.
С субъективной стороныпреступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный должен сознавать, чтововлекает в совершение преступления несовершеннолетнего, и желать этого. Есливзрослый не знал о несовершеннолетии вовлекаемого в совершение преступлениялица, он не может привлекаться к ответственности по ст. 172 УК [14, с. 131].
В случаях вовлечения всовершение преступления несовершеннолетнего, не несущего уголовнойответственности из-за недостижения 14 или 16 лет, виновный должен нестиответственность за приготовление к преступлению, в совершение которогововлекается малолетний, а при совершении последним преступления — за этопреступление как исполнитель.
При подстрекательственесовершеннолетнего к совершению преступления взрослое лицо должно привлекатьсяк ответственности и по ст. 172 УК, и за соучастие в совершении конкретногопреступления.
Квалифицирующимпризнаком, свидетельствующим о большой общественной опасности, являетсясовершение данного преступления родителем, педагогом либо лицом, на котороезаконом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. В этом случаевместо воспитания несовершеннолетнего в духе соблюдения нравственных принциповобщества и законопослушания лицо, являющееся авторитетом длянесовершеннолетнего, вовлекает его в совершение преступления, т.е. грубонарушает обязанность по надлежащему воспитанию несовершеннолетнего, возложеннуюна этого взрослого законом. Вовлечение несовершеннолетнего в преступную группуили в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренное ч. 3ст. 172 УК, оценивается как квалифицирующее обстоятельство особенно высокойстепени опасности. Несовершеннолетний может вовлекаться как в уже созданнуюпреступную группу, так и в создаваемую группировку. Такая группа может состоятьиз несовершеннолетних, но руководиться взрослым, который вовлекал в неенесовершеннолетних. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение(ст. 173 УК Республики Беларусь). Антиобщественными действиями закон признаетупотребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также занятиепроституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Употребление спиртныхнапитков или одурманивающих веществ в раннем возрасте наносит существенный вредфизическому и психическому развитию несовершеннолетних, нередко приводит кзаболеванию хроническим алкоголизмом.
Занятие проституцией нетолько вредно для физического развития подростков, но оказывает разлагающеевлияние на духовное формирование личности. Бродяжничество и попрошайничествотакже нарушают нормальное развитие и формирование личности несовершеннолетнего,препятствуют учебе, развивают паразитические наклонности. Вовлечениенесовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков илиодурманивающих веществ предполагает склонение несовершеннолетнего купотреблению таких напитков или веществ не менее трех раз в течениенепродолжительного времени, например раз в месяц. Вовлечение может выражаться вуговорах, угощениях, обещании каких-либо выгод. Вовлечение в занятиепроституцией, бродяжничеством или попрошайничеством может выражаться в обещанииматериальных выгод, угрозах лишить материальной поддержки или выгнать из дома,просьбах и уговорах с использованием личного авторитета у несовершеннолетнего итому подобных действиях. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо,достигшее восемнадцатилетнего возраста. С субъективной стороны преступлениесовершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что вовлекает несовершеннолетнего всовершение антиобщественных действий, и желает этого. Мотивы преступления могутбыть различными: корысть, личный интерес, стремление поднять свой авторитет вглазах несовершеннолетних. Для квалификации преступления мотивы значения неимеют, но могут учитываться при определении меры наказания [13, с. 133].
Если рассмотренныедействия совершены родителем, педагогом либо иным лицом, на которое закономвозложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, например опекуном,спортивным тренером, наставником на производстве, преступление квалифицируетсяпо ч. 2 ст. 173, предусматривающей более строгое наказание.
/>2. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СОДЕРЖАНИЕПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В СВЕТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЙ ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОДЧЕЛОВЕКА.
Принцип гуманизма преждевсего означает, что уголовное законодательство Республики Беларусь обеспечиваетбезопасность человека. Гуманизм как этическая категория есть уважениечеловеческой личности в любых условиях и обстоятельствах, т.е. человеколюбиезабота о благополучии человека. Исходя из этого, принцип гуманизма в уголовномправе наряду с положением ч. 7 ст. 3 УК Республики Беларусь включает требованиеминимизации уголовно-правовых мер, используемых для обеспечения защитыинтересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Инымисловами, гуманизм требует не расширения сферы уголовно-правовой репрессии каксредства борьбы с преступностью, а осторожного, сдержанного исполнения меруголовного наказания  этой связи. Принцип гуманизма в УК имеет две стороны: обеспечениебезопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение правлица, совершившего преступление. Во-первых, установление уголовнойответственности, в отдельных случаях достаточно суровой, должно оказыватьсдерживающее влияние на преступных членов общества, предупреждать совершениепреступлений, обеспечивая таким образом защиту общества и прав отдельногочеловека. Во-вторых, к лицам, преступившим закон и подвергнутым уголовнойответственности, не должны применяться пытки и другие действия, специальнопричиняющие физические страдания, что соответствует положениям Всеобщейдекларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 году [12,с. 56]. Принцип гуманизма выражен и в таких институтах, как условное осуждениеи условно — досрочное освобождение. Возможность смягчения наказания по мереисправления осужденного и возможность полного досрочного освобождения в случаеего исправления являются проявлением и гуманности, и справедливости, о чемсвидетельствует и институт помилования. Принцип гуманизма и принципсправедливости неразрывно связаны. Уголовное наказание должно быть и гуманным,и справедливым. УК закрепляется гуманность наказания преступника, и примененияк нему иных мер уголовно-правового характера. Эта сторона гуманизма проявляетсяв отрицании жестоких, мучительных и позорящих человеческое достоинствонаказаний. Поэтому строгие меры наказания, применяемые к опасным преступникам(например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применениемнаказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием институтаусловного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности инаказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления. Принципгуманизма предполагает также установление в уголовном праве и применениеминимума принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества игосударства от преступных посягательств и предупреждения преступлений.
Принцип гуманизма находитотражение и в положениях об обратной силе уголовного закона. Обратная сила уголовногозакона является исключением из правила, по которому применяется закон временисовершения преступления и которое содержит возможность применения нового законак деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решениепринимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законовпринят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международногопакта о гражданских и политических правах 1966 г., заключенного государствами под эгидой ООН [11, с. 45-46]. На практике и в доктрине возникалвопрос об обратной силе законов, не меняющих наказание, но устанавливающихболее длительные сроки давности уголовного преследования или более жесткиеусловия условно — досрочного освобождения осужденных, отбывающих наказание.Этот вопрос законодательно разрешен в ст. 9 УК Республики Беларусь, гдеуказано, что обратную силу имеет закон, не только смягчающий наказание, но и«иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление».Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либообразом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силыне имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы присмягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный законпредусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, а новыйзакон за это же преступление устанавливает санкцию в виде лишения свободы насрок от 3 до 8 лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовногоправа высказывались мнения, что более мягкий закон — это закон с более низкимминимальным сроком наказания и, наоборот, сопоставлять строгость законовследует по высшему, а не по низшему пределу их санкции [12, с. 52]. Последняяпозиция представляется предпочтительной, поскольку в необходимых случаях судможет назначить наказание ниже низшего предела санкции или даже назначить болеемягкое наказание, чем предусмотрено законом. Назначить же наказание болеестрогое, чем установлено законом, суд не может ни при каких обстоятельствах. Вслучаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то время какранее такие деяния подпадали под действие более общей нормы и влекли уголовнуюответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы.Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, покоторому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеетобратную силу, если же санкция специальной нормы более строгая, такой законобратной силы не имеет.
Таким образом, применениенового уголовного закона должно быть наиболее благоприятным для осужденного.Именно в этом заключается смысл обратной силы уголовного закона. В случаесовершения длящихся преступлений, т.е. когда преступное состояние продолжаетсянепрерывно, например дезертирство или незаконное хранение оружия, при измененииуголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяниепродолжается и после вступления этого закона в силу. Так же должен решатьсявопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние,направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из рядаотдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу былсовершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новыйзакон. Сущность принципа гуманизма заключается в признании ценности человека(однако не только преступника, но и в первую очередь того, кто пострадал отнего). В частности, он выражается в том, что уголовная мера, влекущая существенноеущемление правового статуса осужденного, преследует единственную цель — оградить интересы других, правопослушных граждан, от преступных посягательств.В целях положительного влияния на виновного к нему должна применятьсяминимально необходимая мера уголовного наказания. С этих позиций следуетпризнать вполне гуманным положение, согласно которому не влечет уголовнойответственности деяние, которое хотя формально и содержит в себе признакисостава преступления, но по своей малозначительности не является общественноопасным.
Таким образом, извышесказанного можно сделать вывод, что принцип гуманизма означает:
— закон обеспечиваетбезопасность личности, в том числе и лица, совершившего преступление, анаказание не может иметь своей целью причинение физических страданий илиунижение человеческого достоинства.
Принцип гуманизма,являясь уголовно-правовым выражением этической категории, исходит из признанияценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благучеловека как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этогопринципа специфично и предполагает его конкретизацию в двух взаимосвязанных ивзаимообусловленных аспектах.
Во-первых, проявлениегуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-правовойохраны личности.
Во-вторых, специфическоепроявление гуманизма по отношению к преступнику.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь(ред. от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -1999.- № 1.
2. Уголовный кодекс РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от08.07.2008 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2008. -№  170, 2/1464.
3. О судебной практике по делампреступлениях несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь от 28.06.2002 г. № 3 (с изм. и доп. от 28.09. № 9) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. № 167, 6/494.
4. О судебной практике по деламубийстве: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от17.12.2002 г. № 9 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2002. — №
5. Дьяченко А.П. Уголовно-правоваяохрана граждан в сфере сексуальных отношений. – М.: Изд. группа ИНОФРА · М – Норма. 1995.– 243 с.
6. Крымiнальнае права Беларусi(закон, злачынства, адказнасць): Вучэб. дапам. / Пад рэд. А.У. Баркова. – Мн.:Амалфея. 1997. – 466 с.
7. Конопелько, С.П. Уголовное право.Особенная часть: Учеб.-метод. Комплекс для студентов. – Новополоцк: ПГУ, 2008.– 332 с.
8. Несовершеннолетние в РеспубликеБеларусь: Основы правового положения, правовой защиты и ответственности:Науч.-практ. коммент. к законодательству и иным нормат. актам онесовершеннолетних / По общ. ред. И.О. Грунтова. Мн.: — Книжный Дом. 1999. 589с.
9. Примаченок А.А. Уголовное правоРеспублики Беларусь. Общая часть / А.А. Примаченок. – 2-е изд., доп. – Мн.:Молодежное. 2006. – 80 с.
10. Примаченок А.А. Уголовное правоРеспублики Беларусь. Особенная часть / А.А. Примаченок. – 2-е изд., доп. – Мн.:Молодежное. 2006. – 136 с.
11. Уголовное право. Общая часть.Учебник / под. ред. Н.И. Ветрова. – М.: Новый Юристъ, КноРус. 1997. – 592 с.
12. Уголовное право. Общая часть.Учебник для вызов / отв. ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. – М.: Изд.группа ИНОФРА · М – Норма. 1997. – 516 с.
13. Уголовное право РеспубликиБеларусь. Особенная часть / Под общ. ред. А.И. Лукашова. Мн.: Тесей. 2001. –808 с.
14. Уголовное право. Общая иОсобенная часть: Учеб. Для вузов / Под общ. Ред. Д.ю.н. М.П. Журавлева и к.ю.н.С.И. Никулина. – 2-е изд., перераб. И под. – М.: Норма, 2007. – 816 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рациональная организация системы бюджетирования на примере ООО "КХ Весна"
Реферат Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности железной дороги
Реферат Obsessive Compulsive Disorder Essay Research Paper Obsessivecompulsive
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Бухгалтерский учёт и анализ: экономический анализ» по направлению 080100. 62 бакалавр экономики профиль «Банковское дело» очной формы обучения
Реферат Военная карьера Франсиско Франко
Реферат Святой Исидор Севильский
Реферат ЗНО испанский язык 2010 с ответами
Реферат Чем угрожает России коррупция и как с ней бороться
Реферат How To Be A Typical Tourist Essay
Реферат Философия Л.Н. Толстого
Реферат The Patience Of Penelope Essay Research Paper
Реферат Правовые аспекты приемной семьи
Реферат Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
Реферат Операционные бюджеты
Реферат Восстание 1837-1847гг под руководством хана Кенесары