Федеральнаяслужба исполнения наказаний
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Кузбасскийинститут
Дальневосточныйфилиал
Кафедра Гражданско-правовых дисциплин
Курсоваяработа
Дисциплина:Гражданское право России
Тема:Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждениевещи у покупателя
Выполнил:
А.А. Брюхин
Проверил:
кандидат юридических наук
В.Е. Васильев
Уссурийск
2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие «качества товара»
1.1 Качество товара (работы, услуги)
Глава 2. Обязанности продавца
2.1 Обязанности продавца по передачетовара
2.2 Обязанность продавца передатьтовар свободным от прав третьих лиц
Глава 3. Ответственность продавца ипоследствия не исполнения договора
3.1 Ответственность продавца в случаеизъятия товара у покупателя
3.2 Недостатки товара, за которыеотвечает продавец
3.3 Последствия передачи товара не надлежащего качества
3.4 Последствия передачи некомплектного товара
3.5 Последствия передачи товара без тары и (или) упаковкилибо в ненадлежащей таре и (или) упаковке
3.6. Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договоракупли-продажи
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность даннойкурсовой работы состоит в том, что она раскрывает должные особенности отношенийкупле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговых проблемсовременности связанных с неисполнением и(или) ненадлежащим исполнениемдоговора купле-продажи. Значение раскрытия данной темы: «Ответственностьпродавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя»,нам не обходимо для того чтобы, мы выяснили какими правами мы можем обладатьдля реализации своих прав если выступаем в виде покупателя и какая ответственностьна нас может возложиться при заключении сделок по купле-продажи какого-либоимущества, оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся встатусе продавца. Основными нормативными документами, определяющими правовыеосновы отношений между продавцом и покупателем и порядок их исполнения, внастоящее время являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ «Озащите прав потребителей», а так же различные постановления ПравительстваРФ регламентирующие правила торговли отдельными видами товаров на территориинашего государства.
Основный целью даннойкурсовой работы является — определить основные обязанности продавца,существующие в современном российском законодательстве, а также ответственностьпродавца, наступающую за неисполнение и(или) ненадлежащие исполнение договоракупле-продажи.
Для реализации даннойцели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучитьнормативно-правовые акты, регламентирующие правовые отношения между продавцом ипокупателем
2. Выяснитьопределение качества товара (работы или услуги), обязанности и ответственностьпродавца определенную российским законодательством
3. Сделать выводы поотработанным вопросам и закрепить их
Прирассмотрении данной курсовой работы нам необходимо обратиться к понятиюкачества товара которое содержится как в Гражданском кодексе РоссийскойФедерации так и в Федеральном законе: «О защите прав потребителей». Следующимразделом нашей работы является определение основных обязанностей продавца чтоявляется: обязанности по передаче товара и обязанность передать товар свободнымот прав третьих лиц. Что включает в себя: каким образом продавец долженпередать товар покупателю, а также информировании покупателя о свободном товареили о том что, товаром владеет третье лицо или имеет на данный товар какие-либоимущественные права. Самым обширным вопросом нашей курсовой работы являетсяглава предусматривающая ответственность продавца за неисполнение и(или)ненадлежащее исполнение обязанностей продавца. Данная глава включает в себяследующие подпункты: это ответственность продавца в случае изъятия товара упокупателя (в котором указываются как происходят действия продавца повозмещению товара или его стоимости); следующим под вопросом будет рассмотреното за какие недостатки товара отвечает продавец; далее мы будем изучать какиемогут наступать последствия в различных случаях а именно это какие наступаютпоследствия в случаи передачи товара не надлежащего качества, затем какие последствия наступают в результатепередачи некомплектного товара, и последствия передачи товара без тары и (или)упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке. А так же возможные пути ихрешения. Также в этой главе мы разберем случай извещение продавца оненадлежащем исполнении договора купли-продажи и что необходимо сделать длявыполнения продавцом своих обязательств по договору купле-продажи.
Глава 1. Понятие «качестватовара»
1.1 Качество товара(работы, услуги)
Статья 4 ФЗ РФ «Озащите прав потребителей» гласит:
1.Продавец (исполнитель)обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качествокоторого соответствует договору.
2.При отсутствии в договореусловий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязанпередать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный дляцелей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3.Если продавец (исполнитель)при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретныхцелях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказатьуслугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями
4.При продаже товара пообразцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, которыйсоответствует образцу и (или) описанию.
5.Если законами или вустановленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательныетребования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязанпередать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующийэтим требованиям.,
В данной статьезакрепляются правовые способы определения качества товара, работы или услуги.Это важно, так как на практике нарушение права потребителя ненадлежащеекачество товара работы или услуги есть одно из самых распространенных. В связис этим в данном законе качеству товаров, работ и услуг уделяется многовнимания. Данная статья практически полностью повторяет положения ст. 469 ГК РФо качестве товара и ст. 721 ГК РФ о качестве работ по договору подряда. Здесьнадо заметить, что в силу ст. 783 ГК РФ ст. 721 ГК РФ принимаемые к отношениямпо возмездному оказанию услуг.
Понятие «качествотовара, работы или услуги» здесь определяется как совокупностьзакрепленных в стандартах, договоре, сформировавшихся требованиях к товару,работе или услуге требовании к товару, работе или услуге, которые: позволяютвыделить данный товар, работу или услугу из всей совокупности, так какпосредством качества фиксируются те или иные существенные свойства товара,работы или услуги; наличие качества в товаре, работе или услуге делает егополезным для потребителя и способным к использованию по целевому назначению, атакже безопасным при употреблении. Данное понятие «качество товара, работыили услуги» является центральным для понимания права потребителя нанадлежащее качество товара, работы или услуги. Содержание этого права состоитиз трех правомочий потребителя:
1. правомочие требованияот контрагентов передачи ему качественного товара, работы или услуги,
2. правомочие насобственные действия на приобретение качественного товара, работы или получениекачественной услуги,
3. правомочие на защитувсеми доступными и не запрещенными законодательством средствами в случаенарушения данного права.
Данная статья формулируетчетыре правовых способа определения качества товаров, работ или услуг:
# продавец (исполнитель)обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качествокоторого соответствует договору,
# при отсутствии вдоговоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель)обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодныйдля целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется,
# при продаже товара пообразцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, которыйсоответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном имипорядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования ккачеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передатьпотребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этимтребованиям. На практике приведенные в данной статье способы применяются сцелью ответа на вопрос: качественен ли, или нет тот или иной товар (работа,услуга). Практическая реализация этих способов такова. Вначале определяют,соответствует ли товар (работа, услуга) договорным положениям о качестве (еслиони указаны в договоре).
Далее осуществляетсяпоиск требований к качеству данного товара (работы, услуги), которое закрепленов законе или в установленном им подзаконном документе (например, в стандарте).При наличии таковых требований сверяют данный товар (работу, услугу) с этимитребованиями.
Если в условиях договорауказаны требования к качеству товара (работы, услуги), то проверяют, имеютсяли, или нет противоречия между требованиями стандарта и условиями договораотносительно качества. Если таковые обнаруживаются, то на основании п. 1 ст.422 ГК РФ руководствуются требованиями данного стандарта. Однако если поусловиям договора к качеству товара (работы, услуги) предъявляются болеевысокие требования, то на основании п. 2 ст. 721 ГК РФ должны выполнятьсяусловия договора. Другими словами, законодательство допускает, что в условияхгражданского договора могут предъявляться более высокие требования к качеству,чем это закреплено соответствующими государственными актами.
В соответствии с п. 5 ст.4 Закона «О защите прав потребителей», если стандартом предусмотреныобязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказатьуслугу), соответствующий этим требованиям. Закон «О защите правпотребителей» относит: государственные стандарты, санитарные нормы иправила, строительные нормы и правила и другие документы, которые всоответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров(работ, услуг).
Необходимо иметь в виду,что не все требования государственных стандартов являются обязательными. Всоответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993г. №5154-1«О стандартизации» к обязательным требованиям государственныхстандартов относятся требования устанавливаемые для обеспечения безопасностипродукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, дляобеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемостипродукции, единства методов их контроля и единства маркировки. При примененииправила указанной статьи необходимо также учитывать, что наряду сперечисленными в преамбуле Закона «О защите прав потребителей»документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательныетребования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральнымизаконами, иными правовыми актами (ст. 469, 721 ГК РФ), и именно этимтребованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров, работ,услуг.
Вывод: таким образом, вроссийском законодательстве качество товара, работы или услуги определяется каксовокупность закрепленных в стандартах, договоре, сформировавшихся требованияхк товару, работе или услуге требовании к товару, работе или услуге, которые:позволяют выделить данный товар, работу или услугу из всей совокупности, таккак посредством качества фиксируются те или иные существенные свойства товара,работы или услуги; наличие качества в товаре, работе или услуге делает егополезным для потребителя и способным к использованию по целевому назначению, атакже безопасным при употреблении.
Глава 2. Обязанностипродавца
2.1 Обязанности продавцапо передаче товара
Обязанностипродавца по передаче товара предусмотрены в ст. 456 ГК РФ котораяпредусматривает: в пункте 1 продавец обязан передать покупателю товар,предусмотренный договором купли-продажи; и в пункте 2 если иное непредусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачейвещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы(технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.),предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Передачатовара — основная обязанность продавца по договору купли-продажи. Продавецдолжен передать товар, наименование, количество, качество, ассортимент,комплектность которого соответствуют договору и который затарен или упакован,как того требует договор.
Передачатовара покупателю осуществляется путем совершения продавцом действий, указанныхв ст. 458 ГК РФ. В ряде случаев для передачи товара покупателю помимо этихдействий продавцу необходимо совершить и иные. Так, для вручения товарапокупателю по договору розничной купли-продажи с условием доставки продавецобязан обеспечить его перевозку в место, указанное покупателем, а при поставкетоваров отдельными партиями в течение срока действия договора помимосистематической сдачи их транспортной организации для доставки покупателюпродавцу необходимо заключить с ней договор об организации перевозок.
Для тогочтобы обязательство по передаче было исполнено надлежаще, товар должен бытьпередан в срок и в месте, предусмотренных договором, а если они в договоре неуказаны, то в срок и в месте, определяемых по правилам соответственно ст. 314 ист. 316 ГК РФ. Стороны могут заключить договор с условием его исполнения кстрого определенному сроку.
Вместе стоваром продавец должен передать покупателю его принадлежности и относящиеся кнему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.Так, продавец предоставляет покупателю в случае, установленном п. 3 ст. 474 ГКРФ, доказательства проверки качества товара (документы с данными испытаний,анализа и т.п.), а в соответствии с Законом о защите прав потребителей —документы, подтверждающие проведение сертификации.
Правиламипродажи отдельных видов товаров, предусмотрено, что при продаже новыхавтомототранспортных средств покупателю передаются сервисная книжка, инструкцияо порядке ухода и эксплуатации, а также документ, удостоверяющий правособственности на автомототранспортное средство и необходимый для егорегистрации в ГИБДД РФ.
В целяхобеспечения государственной монополии и предотвращения оборотафальсифицированной алкогольной продукции определен комплект сопроводительнойдокументации, которым должна оформляться каждая отгрузка этой продукциипроизводителем и каждая последующая оптовая реализация.
Вдоговоре поставки может предусматриваться передача нормативно-техническихдокументов, в соответствии с которыми изготовлен товар, документов,удостоверяющих качество и комплектность товара (удостоверения о качестве,технического паспорта, акта приемки и т.п.), а также другой необходимойдокументации (инструкций по монтажу, испытанию, наладке, эксплуатации итехобслуживанию и т.п.). В договоре же определяются требования к содержаниютаких документов. Принадлежности и документы, относящиеся к товару, должныпередаваться вместе с ним. Иные срок и порядок их передачи могутпредусматриваться договором.
2.2 Обязанность продавцапередать товар свободным от прав третьих лиц
Продавецобязан передать товар свободным от права собственности другими лицами чтопредусмотрено в ст. 460 ГК РФ содержащей следующее:
В пункте1 продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьихлиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар,обремененный правами третьих лиц.
Неисполнениепродавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения ценытовара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, чтопокупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар; Впункте 2 правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, соответственноприменяются и в том случае, когда в отношении товара к моменту его передачипокупателю имелись притязания третьих лиц, о которых продавцу было известно,если эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.В этой статье указаночто обязывает продавца передать покупателю товар свободным от любых правтретьих лиц. Под третьими лицами понимаются лица, не являющиеся сторонамидоговора купли-продажи п. 3 ст. 308 ГК РФ, и под их правами — имущественныеправа, регулируемые гражданским законодательством п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ, вещные(право собственности или иное ограниченное вещное право) или обязательственные(права залогодержателя, арендатора и т.д.). Продажа товара, обремененногоправами третьих лиц, возможна при условии уведомления покупателя о них и егосогласия принять такой товар. Несоблюдение продавцом обязанности передать товарсвободным от прав третьих лиц влечет правовые последствия, указанные в абзац 2п. 1 ст. 460 ГК РФ. Эти последствия наступают, если не будет доказано, чтопокупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар. Бремядоказывания указанных обстоятельств лежит на продавце. Закон в ряде случаевпредусматривает требования, которые ограничивают право продавца распоряжатьсятоваром и заключать договор купли-продажи. К таким ограничениям правила ст. 460ГК РФ не применяются. Так, унитарные государственные или муниципальныепредприятия не вправе продавать недвижимость без согласия собственника ст. 295ГК РФ. Договор купли-продажи, заключенный продавцом без согласия собственниканедвижимости, является ничтожным согласно ст. 168 ГК РФ и влечет последствиянедействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ. Правила статьиприменяются не только при обременении товара правами третьих лиц, но и тогда,когда на товар имеются притязания третьих лиц — требование третьего лица о егоправе на товар, например в отношении продаваемого товара третьим лицомпредъявлен виндикационный иск к продавцу. Однако требование покупателя обуменьшении покупной цены либо о расторжении договора подлежит удовлетворениюпри условиях, что эти притязания после передачи товара покупателю признаны вустановленном порядке правомерными, и продавец не докажет, что к моментупередачи товара ему не было известно о них.
Вывод:таким образом, данная глава рассказывает нам об обязанности продавца в передачитовара покупателю совместно со всеми принадлежностями товара, а именно егодокументацией включающей в себя: технический паспорт, сертификат качества,инструкцию по эксплуатации и т.п. если этот предусмотрено товаром, и ещепредусмотренные правила торговли отдельными видами товаров. Также указываетсяобязанность передать товар свободным от права собственности другими лицами, иуказывает условия продажи такого вида товара и предусмотренные последствия наступающие,если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьихлиц на этот товар, бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на продавце.А также предусмотренное законодательством случаи ограничивающие право продавцараспоряжаться таким товаром и заключать договор купли-продажи.
Глава 3.Ответственность продавца и последствия не исполнения договора
3.1Ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя
Такжедля защиты покупателя предусмотрена ответственность продавца при изъятии товарау покупателя содержащееся в ст. 461 ГК РФ. Которая предусматривает что: а) Приизъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим доисполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателюпонесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знатьо наличии этих оснований; б) Соглашение сторон об освобождении продавца отответственности в случае истребования приобретенного товара у покупателятретьими лицами или о ее ограничении недействительно.
Продавецобязан возместить покупателю убытки на основании ст. 461 ГК РФ при наличииследующих условий: 1) товар подлежит изъятию у покупателя в установленномзаконом порядке, например в соответствии со ст. 349 ГК РФ для обращениявзыскания на заложенное имущество, по решению суда об удовлетворениивиндикационного иска и т.д.; 2) основания, по которым изымается товар, возниклидо исполнения договора, т.е. до передачи товара покупателю; 3) продавец недокажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований,т.е. тех обременениях товара, которые впоследствии могут повлечь его изъятие;4) продавец привлечен покупателем к участию в деле, если товар истребуетсятретьим лицом в судебном порядке.
Вотличие от ГК РСФСР 1964г., допускавшего освобождение продавца отответственности за изъятие вещи у покупателя или ограничение ее объемадоговором купли-продажи, п. 2 ст. 461 ГК РФ содержит императивную норму,согласно которой такое соглашение сторон недействительно.
3.2Недостатки товара, за которые отвечает продавец
Ответственностьпродавца также предусматривает и недостатки товара за которые он несетответственность перед покупателем. Что предусмотрено в ГК РФ, а именно этоуказано в ст. 476 ГК РФ содержание которой выглядит следующим образом:
п.1 Продавецотвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товаравозникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этогомомента.
п.2 Вотношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества,продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возниклипосле его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правилпользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либонепреодолимой силы.
Правило,предусмотренное п. 1 ст. 476, соответствует общим положениям ГК РФ о моменте переходаправа собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара.Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю правасобственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, нанем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара илипо причинам, возникшим до этого момента.
Принципиальноиной подход применяется к товарам, по которым договор предусматривает гарантиюкачества п. 2 ст. 476 ГК РФ. При обнаружении недостатков товара в пределахсрока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостаткивозникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец неотвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения,либо возникшим вследствие действий третьих лиц, например перевозчика, либонепреодолимой силы).
3.3 Последствия передачитовара не надлежащего качества
Вроссийском законодательстве также предусмотрено, какие последствия могутнаступить в результате передачи товара не надлежащего качества. О чемповествует ст. 475 ГК РФ, в которой сказано что:
1.Еслинедостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передантовар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерногоуменьшения покупной цены;
безвозмездногоустранения недостатков товара в разумный срок;
возмещениясвоих расходов на устранение недостатков товара.
2.Вслучае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружениянеустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены безнесоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либопроявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков)покупатель вправе по своему выбору:
отказатьсяот исполнения договора купли-продажи и потребовать ми трата уплаченной за товарденежной суммы;
потребовать замены товараненадлежащего качества товаром, соответствующим договору
3.Требования обустранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящейстатьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характератовара или существа обязательства.
4.В случае ненадлежащегокачества части товаров, входящих в комплект (ст. 479 ГК РФ), покупатель вправеосуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и2 настоящей статьи.
5.Правила,предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом илидругим законом не установлено иное.
Правовыепоследствия, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, наступают, если покупательобнаружил в переданном продавцом товаре недостатки, о которых не был импредупрежден. В зависимости от характера различаются явные и скрытыенедостатки. К явным относятся те, которые могут быть обнаружены при обычномспособе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определеныспециальные методы контроля (например, лабораторные анализы или испытания).Скрытые — это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами,и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранениятовара.
Продавецобязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, еслиони ему известны. В противном случае он будет нести ответственность передпокупателем.
Покупательв случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе посвоему выбору предъявить ему одно из следующих требований: а) соразмерногоуменьшения покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товарможно использовать по прямому назначению, не устраняя недостатков, но приопределении его цены не было учтено снижение качества; б) безвозмездногоустранения недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется,когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, заменыкомплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанныхизделий производится за счет продавца; в) возмещения своих расходов наустранение недостатков. Покупатель может устранить недостатки сам либо поручитьэто третьим лицам. Расходы возмещаются в полном объеме, однако они должны бытьразумными, т.е. во всяком случае не превышать цену самого товара.
Иныеправовые последствия предусмотрены п. 2 ст. 475 ГК РФ для существенных нарушений требований к качеству товара, примерный перечень которых определен внем. По выбору покупателя продавец обязан либо заменить товар. На тот, которыйбудет соответствовать договору, а если качество договором не определено, —требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 469 ГК РФ, либо при отказе покупателя отисполнения договора возвратить ему уплаченную за товар денежную сумму.Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупательс учетом правил, закрепленных п. 3 ст. 475 ГК РФ, может предъявить продавцутребования, установленные п. 1 ст. 475 ГК РФ, вместо указанных в п. 2 ст. 475ГК РФ.
Требованияоб устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявленыпокупателем, если иное не вытекает из характера товара или существаобязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в такихтоварах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., аиндивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционныхтоваров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ниустранения обнаруженных в нем недостатков.
Еслипредъявление предусмотренных п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ требований не покрывает всехубытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества,покупатель в соответствии со ст. 15 и 393 ГК вправе потребовать от продавцавозмещения убытков.
Положенияп. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ применяются также к товарам ненадлежащего качества,входящим в комплект. Если какие-либо из этих товаров окажутся ненадлежащегокачества, покупатель вправе предъявить и отношении них требования,предусмотренные п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ.
Права,закрепленные п. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ, могут быть осуществлены покупателем, еслинедостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, ипокупатель известил продавца о них в порядке, определенном ст. 483 ГК РФ.
ГК РФили другие законы могут устанавливать иные правовые последствия передачи товараненадлежащего качества, чем предусмотренные ст. 475 ГК РФ. В этом случае котношениям сторон будут применяться не ст. 475 ГК РФ, а нормы этих законов.Так, ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусматриваютиные последствия такого нарушения.
3.4Последствия передачи некомплектного товара
В российскомзаконодательстве предусмотрена ответственность за передачу товара продавцомпокупателю неукомплектованного товара. Это заключено в ст. 480 ГК РФ котораясодержит следующее:
1.В случае передачинекомплектного товара (статья 478 ГК РФ) покупатель вправе по своему выборупотребовать от продавца:
соразмерного уменьшенияцены;
доукомплектования товарав разумный срок.
2.Если продавец вразумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара,покупатель вправе по своему выбору:
потребоватьзамены некомплектного товара на комплектный;
отказатьсяот исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежнойсуммы.
3.Последствия,предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются и в случаенарушения продавцом обязанности передать покупателю комплект товаров статья 479ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает изсущества обязательства.
Даннаястатья устанавливает одинаковые последствия нарушения продавцом обязанностипередать комплектный товар или товары в комплекте. При нарушении комплектноститовара либо передаче товаров не в комплекте, установленном договором,покупатель вправе потребовать от продавца либо уменьшения цены, либодоукомплектования товара в разумный срок. Лишь при невыполнении продавцомтребования о доукомплектовании товара покупатель получает право требовать заменынекомплектного товара комплектным либо возврата уплаченной за товар денежнойсуммы. Договором могут быть предусмотрены другие последствия нарушения условийдоговора о комплектности и передаче товаров в комплекте.
Последствияпоставки некомплектного товара поставщиком по договору поставки предусмотренытакже ст. 519 и 520 ГК РФ. В частности, покупатель вправе при невыполнениитребования о доукомплектовании товара приобрести у других лиц товары, входящиев комплект, либо приобрести у других лиц комплектный товар с отнесениемнеобходимых и разумных расходов на поставщика. Можно полагать, что такиепоследствия по аналогии могут быть применены и по другим видам договоракупли-продажи.
Крометого, покупатель вправе приобрести не переданные комплектующие изделия либотовары, входящие в обусловленный договором комплект, у других лиц на основаниист. 397 ГК РФ и потребовать от продавца возмещения понесенных необходимыхрасходов и других убытков.
3.5Последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей тареи (или) упаковке
Существуюттакже и нарушения продавцами об упаковки проданного товара и правильности ееоформления. Что регламентируется ст. 482 ГК РФ. Содержание которой выглядитследующим образом:
п.1. Вслучаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передаетсяпокупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке,покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либозаменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора,существа обязательства или характера товара.
п.2. Вслучаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, покупатель вправе вместопредъявления продавцу требований, указанных в этом пункте, предъявить к немутребования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (статья 475 ГКРФ).
Даннаястатья предусматривает последствия двух видов нарушений: передача товаров безтары и (или) упаковки и передача товара в ненадлежащей таре и (или) упаковке.
Передачатовара без тары и (или) упаковки признается нарушением в случаях, когдаобязательность затаривания предусмотрена нормативными документами постандартизации, договором или вытекает из обычно предъявляемых требований.
Подненадлежащей понимается тара (упаковка), не соответствующая условиям договораили обязательным требованиям государственных стандартов, а также необеспечивающая сохранность товара при обычных условиях хранения итранспортировки.
В первомслучае покупатель вправе потребовать от продавца затарить или упаковать товар,во втором — заменить тару и (или) упаковку.
В п. 2статьи предусмотрено неизвестное ГК РСФСР 1964г. и иным правовым актам окупле-продаже правило, согласно которому нарушения требований к таре и упаковкемогут вызвать те же последствия, что и передача товара ненадлежащего качества.
Из этойнормы вытекает, что выбор последствий предоставлен покупателю, который можетпредъявить к продавцу требования, предусмотренные либо п. 1 ст. 482 ГК РФ, либост. 475 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 475 ГК РФ покупатель может затарить и(или) упаковать товар своими средствами, устранить недостатки тары (упаковки) ипотребовать от продавца возмещения расходов.
Аналогичныенормы содержатся в Венской конвенции 1980г.
3.6Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи
Покупательвправе оповестить продавца продавшему ему товар о ненадлежащем исполнениидоговора и востребовать от продавца полного выполнения обязательств подоговору. Данное положение закреплено в ст. 483 ГК РФ содержащей следующее:
п.1. Покупательобязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи околичестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) обупаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами илидоговором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, какнарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходяиз характера и назначения товара.
п.2. Вслучае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи,продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требованийпокупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, несоответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или обассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара илио замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковкетовара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет,что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворитьего требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению стеми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушениидоговора.
п.3. Еслипродавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуютусловиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на положения,предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Предписанияэтой статьи распространяются практически на все основные случаи передачитовара, не соответствующего условиям договора. Это особенно важно с учетомтого, что Федеральный закон от 5 апреля 1995г. «О введении в действиеАрбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признал,утратившим силу Положение о претензионном порядке урегулирования споров,утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г.
Единоерегулирование порядка извещения покупателем продавца о несоответствии товарапредусмотрено и Венской конвенцией 1980г. Статья содержит правила по следующимвопросам:
а) срок,в течение которого должно направляться извещение;
б)последствия несоблюдения установленного срока;
в)случай, когда не применяются правила о сроке извещения и последствиях егонесоблюдения.
Общееправило сводится к тому, что извещение должно направляться в срок, предусмотренныйзаконом, иными правовыми актами или договором. Если такой срок не установлен,то извещение должно направляться в разумный срок после того, как обнаруженонарушение соответствующего условия договора.
Вправиле о последствиях несоблюдения установленного срока приведен конкретныйперечень требований покупателя, на которые оно распространяется. Этот переченьвключает только случаи, когда требование покупателя состоит в принятиипродавцом мер по приведению товара в соответствие с условиями договора (например,допоставка недостающего товара, устранение недостатков или заменанекачественного товара, доукомплектования или замена некомплектного товара ит.п.). Следовательно, такие последствия не применяются к иным возможнымтребованиям покупателя, вызванным несоответствием товара условиям договора(например, о размерном уменьшении покупной цены при передаче товараненадлежащего качества.
Но и втом случае, когда требование покупателя, который в установленный срок неизвестил продавца о допущенных нарушениях договора, чадит в упомянутыйперечень, продавец вправе полностью или частично отказать в его удовлетворении,только если докажет наличие названных в п. 2 обстоятельств. К ним отнесены:невозможность удовлетворить такое требование либо несоизмеримость для продавцарасходов по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременноизвещен о нарушении договора.
Продавецне вправе ссылаться на правила о сроке извещения о нарушении договора и опоследствиях его несоблюдения, если он знал или должен был знать, что импередан товар, не соответствующий условиям договора.
Вывод:данная глава ответственность продавца и последствия не исполнения договорапоможет нам разобраться в следующем, а именно рассматривая эту главу мы обратилиськ вопросам следующего содержания: ответственность продавца в случае изъятиятовара у покупателя здесь рассматривается то, каким образом продавец несетответственность перед покупателем в случае изъятия у него товара; следующимслучаем будет являться ответственность продавца за недостатки товара, в которыхнесет ответственность сам продавец перед покупателем; далее рассматриваетсявопрос о последствия передачи товара не надлежащего качества, то какие правовыепоследствия могут насупить и каким образом эту проблему необходимо решать; затемследует разбирательство по вопросу неукомплектованности товара и путь решениятакой проблемы между продавцом и покупателем, а также что происходит в путирешения данной ситуации и каким образом; следующее что нами было рассмотреноэто вопрос, какие последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо вненадлежащей таре и (или) упаковке могут или возможно их наступление и ктонесет ответственность в таких случаях, а также каким образом необходиморазрешать такую проблему в случае ее появления; и последним рассмотренным вэтой главе вопросом будет извещение продавца о ненадлежащем исполнении договоракупли-продажи здесь говориться о том что необходимо сделать для исполнениядоговора купли-продажи в полном объеме или исполнения невыполненных пунктовдоговора, а также каким образом продавец должен исполнять свои обязательства подоговору.
Заключение
Рассмотрев даннуюкурсовую работу она помогла нам раскрыть должные особенности отношенийкупле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговые проблемысовременного мира связанных с неисполнением и (или) ненадлежащим исполнениемдоговора купле-продажи. Также мы выяснили какими правами мы обладаем с случаяхнарушения наших прав и возможностью для осуществлении реализации своих правесли выступаем в виде покупателя и какая ответственность на нас можетвозлогаеться при заключении сделок по купле-продажи какого-либо имущества,оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся в статусепродавца.
Основными нормативнымидокументами, определяющими правовые основы отношений между продавцом ипокупателем и порядок их исполнения, в настоящее время являются Гражданскийкодекс РФ и Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей», а также различные постановления Правительства РФ регламентирующие правила торговлиотдельными видами товаров на территории нашего государства.
Реализовывая цельизучения были выполнены следующие задачи:
1. Изученынормативно-правовые акты, регламентирующие правовые отношения между продавцом ипокупателем
2. Уясненыопределение качества товара (работы или услуги), обязанности и ответственностьпродавца определенную российским законодательством
3. Сделаны выводы поотработанным вопросам и закрепление их
При работенад данной курсовой работы мы обратились к понятию качества товара котороесодержится как в Гражданском кодексе Российской Федерации так и в Федеральномзаконе: «О защите прав потребителей».
Следующимизученным разделом работы является определение основных обязанностей продавцачто является: обязанности по передаче товара и обязанность передать товарсвободным от прав третьих лиц. Что включает в себя: каким образом продавецдолжен передать товар покупателю, а также о, информировании покупателя в томчто товар находиться в свободном состоянии и что на него нет имущественных правтретьих лиц, и о том если товаром владеет третье лицо или имеет на данный товаркакие-либо имущественные права.
Самымобширным рассмотренным нами вопросом курсовой работы является главапредусматривающая ответственность продавца за неисполнение и (или) ненадлежащееисполнение обязанностей продавца. Здесь содержаться подпункты следующегосодержания: это ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя(в которой раскрывается как происходят действия продавца по возмещению товараили его стоимости); следующим разобранным вопросом является за какие недостаткитовара отвечает продавец; далее изучим какие наступают последствия в случаях, аименно какие последствия в случае передачи товара не надлежащего качества,какие последствия врезультате передачи некомплектного товара, и последствия передачи товара безтары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке. А также путиих решения. Также в этой главе мы разобран случай об извещение продавца оненадлежащем исполнении договора купли-продажи и что нужно сделать длявыполнения продавцом своих обязательств по договору купле-продажи.
Библиографическийсписок
Нормативно-правовые акты
1. Конституции Российской Федерации 1993г. принятая навсенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета от25.12.1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994г. (часть 2принятая Государственной Думой 22 декабря 1995 года в редакции ФедеральногоЗакона № 147-ФЗ от 26.11.2001года с дополнениями и изменениями на 2008г.) //Собрание Законодательства Российской Федерации от 29.01.1996г. № 5 ст. 410
3. Федеральный закон Российской Федерации «О защите правпотребителей» № 212-ФЗ от 17.12.1999г. // Собрание ЗаконодательстваРоссийской Федерации от 15.01.1996г. № 3 ст. 140
4. Федеральный закон Российской Федерации «Остандартизации» №5154-1 от 10.06.1993г. // Российская газета №120 от25.06.1993г.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О введении вдействие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» № 96 от05.04.1995 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации от 29.07.2002г.№ 30 ст. 3013
6. Постановление правительства Российской федерации № 1222 от20.10.1998г. «Перечень товаров длительного пользования на которые нераспространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему напериод ремонта или замены аналогичного товара». // СобраниеЗаконодательства Российской Федерации от 26.10.1998г. № 30 ст.5357
7. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 ФЗ «Обутверждении Правил продажи отдельных видов товаров...» // СобраниеЗаконодательства Российской Федерации от 26.01.1998г. № 4 ст. 482
8. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1019«Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальностьпроизводства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территорииРоссийской Федерации» (ФЗ РФ, 1997, № 34, ст. 3976) // СобраниеЗаконодательства Российской Федерации от 25.08.1997г. № 34 ст. 3976
9. Венская конвенция 1980г. «О договорах международнойкупле-продажи товаров» // Вестник Высшего арбитражного суда РоссийскойФедерации №1 1994г.
Учебная литература
1. Белобров С.А., Бережная О.В.Статья «Ответственность за изготовление и продажу товаров ненадлежащегокачества». – Белгород, Белгородский Государственный ТехнологическийУниверситет им. В.Г. Шухова, 2005.
2. Брагинский М.И., Витрянский В.В.Договорное право. Книга вторая: Договоры по передаче имущества. — Москва, 2000.
3. Газета «ВедомостиРФ» № 19 1995г.
4. Гатин А.В. Гражданское право:учебное пособие. — Москва, 2008.
5. Гражданское право России. Часть 2.Обязательственное право. Курс лекций / Ответственный редактор. О.Н. Садиков. — Москва, 1997.
6. Гражданское право. Том 2. Полутом 1 / Под редакцией Е.А.Суханова. Изд. 2-е. — Москва, 1999.
7. Гражданское право. Том 2. Полутом 1. Учебник 2-е издание,переработанное и дополненное. Ответственный редактор доктор юридических наук,профессор Е.А. Суханов. — Москва, Издательство БЕК, 2000.
8. Гражданское право. Том 2-3 / Подредакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Изд. 2-е. – Москва, 1999.
9. Гражданское право. Часть 2 / Подредакцией А.С. Калпина. — Москва, 1999.
10. Гражданское право. Часть вторая:Учебник/ Под общей редакцией А.Г.Калпина. — Москва, «Юристъ», 2002.
11. Гуев А.Н. Гражданское право:Учебник том 2. – Москва, Издательство «Экзамен», 2006.- (Серия «Учебникдля вузов»)
12. Комментарий к Гражданскомукодексу Российской Федерации (Части второй) / Под редакцией О.Н. Садикова. Изд.3-е. — Москва, 1998.
13. Комментарий к Гражданскомукодексу Российской Федерации части 2 постатейный/ под редакцией О.Н. Садикова.- Москва ИНФРА-М 2006.
14. Комментарий к Гражданскомукодексу Российской Федерации части 2 постатейный/ под редакцией С.П. ГришаеваА.М. Эрделевского подготовлен для системы «Консультант Плюс, 2007»
15. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защитеправ потребителей» с постатейными материалами и приложенияминормативно-правовых документов/ Серия «Консультирует юрист» — Ростов-на-Дону, «Феникс» 2004.
16. Малиновская В.М. Судебная практика по спорам о защитеправ потребителей. – Москва, «Проспект», 2007.
17. Павлова О.П. Научная статья к главе 30Гражданского Кодекса Российской Федерации / для подготовки Практикума поГражданскому праву под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Д. Егороваи доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева. – Москва, 2002.
18. Суханов Е.А., Панкратов П.А.Научные статьи к § 1, 2, 3 гл. 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации /для подготовки Учебника Гражданское право 2 Тома Полутом 1. – Москва, 2000.
19. Ткачев В.Н. Защита правпотребителей в Российской Федерации. – Москва, 2005.