Приволжскийфилиал
Государственного образовательногоучреждения
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙСИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине
«Конституционноесудопроизводство»
Отсылочныенормы в ФКЗ о конституционном суде РФ.
Выполнил:
Студент 5курса группы 04/з-1
заочной формыобучения
КудрявцевАлександр Сергеевич
Преподаватель:
НикифоровМаксим Владимирович
Н. Новгород2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Федеральный Конституционный закон «Осудебной системе РФ»
Отсылочные нормы изложения в правовыхнормах конституции
Заключение
Список литературы
Введение
Норма права (правовая норма) — формально определенное,общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённоев праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицейправа. В свою очередь, совокупность норм права, установленных исанкционированных государством, образуют право в целом, составляют системуправа. Основополагающие нормы устанавливает Конституция. Они содержатся нетолько в ст.125, специально посвященной Конституционному Суду, но и в целомряде других статей Конституции[1].
Предмет конституционного регулирования в данной сфере весьма широк.Конституция определяет состав Конституционного Суда (ч.1 ст.125), порядокназначения на должность его судей (п. «е» ст.83, п.«ж» ч.1ст.102, ч.1 ст.128), перечень органов и лиц, обладающих правом обращения вКонституционный Суд (ст.125). В ст.125 регламентируются полномочияКонституционного Суда. Ряд иных полномочий установлен в ст.ст. 100, 104Конституции. Существенно, что на конституционном уровне закреплено положение оюридической силе, правовых последствиях решений Конституционного Суда (ч.6ст.125). Особый статус судей Конституционного Суда подчеркивается положениемКонституции об их присутствии при принесении присяги Президентом РоссийскойФедерации (ч.2 ст.82).
Конституционной основой деятельности Конституционного Суда являются нетолько специальные нормы о нем, но и общие для всей судебной властиконституционные положения с учетом, естественно, специфики этого органа: обосуществлении государственной власти на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную; самостоятельности органов судебной власти (ст.10),об осуществлении судебной власти посредством конституционного судопроизводства(ст.118), о принципах правосудия (ст.ст.120-123), о финансировании судов(ст.124).
Федеральный Конституционный закон «Осудебной системе РФ»
Федеральный конституционный закон от15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ «О внесении дополнения и изменений вФедеральный конституционный закон „О судебной системе РоссийскойФедерации“/>. Принят ГосударственнойДумой 28 ноября 2001 года/>. Одобрен Советом Федерации 5 декабря2001 года/>.
В Федеральном конституционном законе»О судебной системе Российской Федерации" ряд норм, пряморегламентировавших порядок наделения полномочиями судей, заменен отсылочныминормами. Согласно новым положениям закона, порядок наделения полномочиями судейКонституционного Суда устанавливается Федеральным конституционным законом«О Конституционном Суде Российской Федерации», порядок наделенияполномочиями судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции — соответствующимфедеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей,порядок наделения полномочиями мировых судей, а также судей конституционных(уставных) судов субъектов РФ — федеральными законами и законами субъектов РФ.[2]
Установлено, что председатели изаместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет.
Установлен предельный возрастпребывания в должности судьи федерального суда (за исключением КонституционногоСуда) — 65 лет.
Положения Федеральногоконституционного закона в части порядка назначения, определения сроковполномочий председателей и заместителей председателей судов и предельноговозраста пребывания в должности судей, назначенных на должность до вступлениязакона в силу, вводятся в действие в порядке, предусмотренном федеральнымзаконом, регулирующим статус судей. Федеральный конституционный закон вступаетв силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Отсылочные нормы изложения в правовыхнормах Конституции
Непосредственное действие конституции — одно из свойствконституции как особого юридического документа. Означает, что если та или инаянорма конституции не имеет явно выраженного отсылочного или бланкетногохарактера, она должна применяться всеми субъектами конституционного права непосредственно,т. е. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих этунорму законодательных или подзаконных актов. В частности, суды могут ссылатьсяна нормы конституции для обоснования вынесенных ими решений. Принцип Непосредственногодействия конституции закрепляется в п. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причёмнорма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта.Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьяхнормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямомспособе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочномспособе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается,вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другогонормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элементнормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовымактам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения),к определённым отраслям права и даже к «действующемузаконодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права оностаётся неопределённым).
1. Отсылочные нормыпредполагают определенный временной отрезок, в течение которого общественныеотношения вообще не будут урегулированы вследствие того, что норма прямогодействия еще не принята. Этот временной лаг можно назвать периодом необычайновысоких дискреционных полномочий чиновников, полученных на совершенно законныхоснованиях.
Наиболее характерным примеромподобной коррупциогенности является п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г., согласно которому «государственный служащий обязан передавать в доверительное управление подгарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся вего собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческихорганизаций в порядке, установленном федеральным законом». но никто не станетотрицать, что эта норма, не будь она бланкетной, сыграла бы определенную роль вразрешении проблемы конфликта интересов. Но такой порядок до сих пор неустановлен.[3]
2. Отсылочные нормы допускаютвозможность ведомственного нормотворчества. Главной особенностьюнормотворчества этого вида является закрытость процедур подготовки и принятиянорм права. Другой его особенностью является непрозрачность: во многих случаяхлицо или организация, которое попадает под регулирование, не ознакомлено вдолжной мере с существующим законодательством или не имеет к нему доступа всилу ведомственной закрытости. Ведомственное нормотворчество часто являетсяисточником конфликта интересов. Госслужащие заинтересованы в том, чтобынаделить себя (своих коллег) возможно большими дискреционными полномочиями, иналожить на субъектов рынка чрезмерные ограничения, в том числе для того, чтобыизвлекать ренту.
Заключение
Конституционный cудориентирован непосредственно применять Конституцию при разрешении дел, когда ееположения не требуют дополнительной регламентации, когда федеральный закон илиакт субъекта Федерации ей противоречит. Когда же статья Конституции являетсяотсылочной, суд должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.В случае неопределенности суд обращается в Конституционный Суд с запросом оконституционности примененного или подлежащего применению закона.
Первостепенное значение имеет обеспечение соответствия всех правовыхактов Конституции. Это соответствие не сводится к простым сопоставлениям техили иных правовых норм. Соответствие Конституции означает совершение действий ипринятие актов прежде всего на основе идей конституционализма, отраженных вфедеральной Конституции. Отсюда — актуальность вопроса о критерияхконституционности правовых актов. Не только Конституционному Суду, но и другиморганам, организациям и гражданам приходится оценивать соответствие Конституцииготовящихся, принимаемых и реализуемых актов. Такую аналитико — информационнуюи оценочно — сопоставительную деятельность должны осуществлять все субъектыправа.
Список литературы
1.Комментарий к Федеральному конституционному закону «Осудебной системе Российской Федерации»/ Отв. ред. Первый заместительПредседателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательство Норма, 2003
2.www. garant. ru
3.Проблемы общей теории права и государства / под ред.В.С.Нерсесянца. М., 2002.
4. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применениюзаконов (практическое пособие). М., 1997.
5.Словарь Википедия М.2007г.
6.Петрухин И.Л. Проблема судебнойвласти в современной России // Государство и право. 2000. N 7