Реферат по предмету "Государство и право"


Ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Историяуголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве:
1.1.    Уголовнаяответственность несовершеннолетних до 1990-х гг………………………………………………………………………………….3
1.2.    Уголовнаяответственность несовершеннолетних после 1990-х гг……………………………………………………………………………………7
Глава 2. Особенностиуголовной ответственности и наказания:
2.1. Общие и специальныеусловия уголовной ответственности…………….9
2.2. Применение кнесовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………..11
Глава 3. Освобождениенесовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания:
3.1. Общие и специальныеусловия освобождения от уголовной ответственности………………………………………………………………….16
3.2. Освобождениенесовершеннолетних от наказания……………………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемойлитературы……………………………………………...25

Введение
 
Актуальностьтемы исследования.
Выделениеспециального раздела «Уголовная ответственность несовершеннолетних»,а в нем главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказаниянесовершеннолетних» в Российском государстве было впервые осуществлено вУК РФ 1996 г. Также впервые в материальном праве законодательно определено самопонятие «несовершеннолетний» — лицо, которому исполнилосьчетырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).
Целесообразностьтакого выделения обусловлена: 1) тем значением, которое общество придает этойпроблеме; 2) социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до18 лет; 3) спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношениинесовершеннолетних; 4) необходимостью точно установить правовую регламентациюотступлений от общих правил уголовной ответственности.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении ответственности несовершеннолетних в российском уголовном праве.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. проследить историюуголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве;
2. рассмотреть особенностиуголовной ответственности и наказания;
3. рассмотреть освобождениенесовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Объект исследования – ответственность несовершеннолетнихв российском уголовном праве.
Предметом исследования являются общественные отношения,связанные с рассмотрением ответственности несовершеннолетних в российскомуголовном праве.

Глава 1.История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовномзаконодательстве
 
1.1.Уголовная ответственность несовершеннолетних до 1990-х гг.
Уголовныйкодекс РСФСР 1922 года устанавливал, что наказание не применяется к малолетнимдо 14 лет, а также всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которыхпризнано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия (п.18)[1].
Уголовныйкодекс РСФСР 1960 года более развернуто установил ответственностьнесовершеннолетних. В ст. 10 указывается, что Уголовной ответственностиподлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.
Лица,совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет,подлежат уголовной ответственности лишь за убийство (статьи 102 — 106),умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья(статьи 108 — 111, 112, часть первая), изнасилование (статья 117), разбой (статьи91 и 146), кражу (статьи 89 и 144), грабеж (статьи 90 и 145), злостноехулиганство (статья 206, часть вторая), умышленное уничтожение или повреждениегосударственного, общественного имущества или личного имущества граждан,повлекшее тяжкие последствия (статьи 98, часть вторая и 149, часть вторая), атакже за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда(статья 86).
Еслисуд найдет, что исправление лица, совершившего в возрасте до восемнадцати летпреступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно безприменения уголовного наказания, он может применить к такому лицупринудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовнымнаказанием (статья 63).
Приналичии условий, указанных в части третьей настоящей статьи, несовершеннолетнийможет быть освобожден от уголовной ответственности и наказания с направлениемего в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса оприменении к нему принудительных мер воспитательного характера[2].
УКРСФСР 1960 г. предусматривал в гл. 3, 5, 6 и Особенной части пять видов(оснований) освобождения от уголовной ответственности, применявшихся кнесовершеннолетним:
— снаправлением в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) для рассмотрениявопроса о применении принудительных мер воспитательного характера (ч. 4 ст. 10,п. 3 ч. 3 ст. 50, ст. 63);
— всвязи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности(совершения преступления) (ст. 48);
— вследствие изменения обстановки (ч. 1 ст. 50);
— спередачей на поруки (п. 4 ч. 3 ст. 50, ст. 52);
— вслучаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК(примечания к пяти статьям Особенной части, что в Общей части неоговаривалось).
Трииз них сохранились в УК РФ, одно было исключено и не вошло в него, одно вошло,но в последующем утратило силу. При этом в УК РФ появилось три новых основанияосвобождения от уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним. Иесли институт амнистии был знаком УК 1960 г. в качестве основания освобождения от отбывания уголовного наказания, то институты деятельного раскаяния ипримирения с потерпевшим явились новыми.
Вместес тем предыдущий УК РСФСР предусматривал два основания освобождения отуголовной ответственности, применявшихся только к совершеннолетним:
— спривлечением к административной ответственности (п. 1 ч. 3 ст. 50, ст. 50.1);
— спередачей дела в товарищеский суд (п. 2 ч. 3 ст. 50, ст. 51).
Обаэтих основания были исключены и не вошли в УК РФ 1996 г. В общей сложности УК РСФСР 1960 г. предусматривал семь видов (оснований) освобождения отуголовной ответственности.
В приказе МВД СССР № 242от 1 сентября 1978 г. «О мерах по обеспече­нию расследования следственнымаппаратом МВД СССР преступлений, совер­шенных несовершеннолетними» подчеркнуто,что строгое соблюдение процессуаль­ных норм, регламентирующих производствопредварительного следствия по делам данной категории, имеет особое значение. Вприказе предложено «обеспечить по каждому уголовному делу о преступленияхнесовершеннолетних на основе неук­лонного исполнения норм уголовного процессапри строгом соблюдении гаранти­рованных законом прав обвиняемого на защитувсестороннее, полное и объектив­ное их расследование, имея в виду, что особоезначение при этом имеет воспи­тательное и предупредительное воздействие нанесовершеннолетних и других лиц, выявление и устранение причин и условий,способствующих совершению право­нарушений среди несовершеннолетних;установление всех взрослых соучастников преступления и лиц, вовлекающихподростков в преступную и иную антиобще­ственную деятельность».
На необходимость строгогособлюдения требований и положений закона, касающихся судопроизводства по деламнесовершеннолетних, постоянно обра­щал внимание Верховный Суд СССР. Впостановлении № 16 Пленума Верхов­ного Суда СССР от 3 декабря 1976 г.[3]говорится, что надо повы­сить требовательность к качеству предварительногоследствия, добиваться со­блюдения требований ст. 392 УПК РСФСР по выяснениюданных о личности обвиняемого, условий его жизни и воспитания, мотивовпреступления, причин и условий, способствовавших его совершению, а также повыявлению взрослых соучастников и лиц, вовлекающих подростков в преступную ииную антиобщественную деятельность.
1.2.    Уголовнаяответственность несовершеннолетних после 1990-х гг.
ВУголовном кодексе РФ 1996 года устанавливается, что уголовной ответственностиподлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнеговозраста.
Лица,достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста,подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленноепричинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение среднейтяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126),изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера(статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162),вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или инымтранспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожениеили повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомоложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающихобстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либовымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств(статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств илипсихотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средствили путей сообщения (статья 267)[4].
Еслинесовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второйнастоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанномс психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния немог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасностьсвоих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовнойответственности[5].

Глава 2.Особенности уголовной ответственности и наказания
 
2.1. Общиеи специальные условия уголовной ответственности
Привлечениенесовершеннолетнего к уголовной ответственности происходит на общих основаниях.Так, ст. 19 Кодекса имеет прямое указание на признаки лица, способного всоответствии с законом нести уголовную ответственность. В соответствии с нейуголовной ответственности подлежит только физическое вменяемое лицо, достигшееустановленного законом возраста[6].
Первымобязательным признаком субъекта преступления, таким образом, является признакфизического лица.
Второйобязательный признак субъекта преступления определен как вменяемость лица.
Вовсех случаях возникновения (в ходе предварительного расследования или судебногоразбирательства) сомнений в психической полноценности обвиняемого илиподсудимого должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза.
Третьимобязательным признаком, характеризующим субъект преступления, являетсяопределенный возраст.
Встатье 20 УК РФ законодателем установлены две минимальные возрастные границыответственности: общая — в 16 лет и, в качестве исключения, пониженная — с 14лет за четко очерченный круг преступлений (их 20), предусмотренных 18 полнымистатьями и двумя частями статей. Перечень составов, по которым возможнопривлечение к ответственности с 14 лет, является исчерпывающим.
Вчисле зарегистрированных преступлений несовершеннолетних доля насильственныхсоставляет более 11%, а наиболее распространенными являются корыстные (около75%).
Из 13видов наказания, предусмотренных в ст. 44 УК, к лицам, совершившим преступлениев возрасте до восемнадцати лет, могут применяться в силу ч. 1 ст. 88 УК толькошесть видов наказания:
а)штраф;
б)лишение права заниматься определенной деятельностью;
в)обязательные работы;
г)исправительные работы;
д)арест;
е)лишение свободы на определенный срок.
Немогут назначаться несовершеннолетним такие наказания, как лишение специальноговоинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (такимизваниями, чинами и наградами подростки по общему правилу не обладают); ограничениепо военной службе (подростки в Вооруженные Силы не призываются); ограничениесвободы (такое наказание в силу ч. 1 ст. 53 УК рассчитано только на взрослыхосужденных); содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишениесвободы. Неприменение к подросткам упомянутых видов наказания обусловлено либосоциальным статусом несовершеннолетних, которые не обладают соответствующимиблагами или функциональными обязанностями, либо исключительно их недостаточнойгражданской и духовной зрелостью, не позволяющей прибегать к чрезмерно жестокимрепрессивным мерам в отношении этой категории лиц[7].
Изложенныесоображения позволяют сделать вывод, что ограничение наказаниянесовершеннолетних шестью видами и к тому же в меньших пределах, чем длявзрослых осужденных, создает необходимые возможности для оптимальной реализацииответственности несовершеннолетних за совершенные ими преступления и длядостижения целей наказания, определенных в ч. 2 ст. 43 УК.
 
2.2.Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия
Уголовныйкодекс РФ предусмотрел возможность освобождения несовершеннолетних от наказанияили от уголовной ответственности в целом с применением принудительных мервоспитательного воздействия.
Принудительныемеры воспитательного воздействия представляют собой альтернативные мерыуголовно-правового принуждения, применяемые в рамках уголовного закона судом отимени государства к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой,средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие, когда исправление этих лицвозможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания илибез привлечения к уголовной ответственности в целом[8].
Изприведенного понятия следует, что меры воспитательного воздействия обладают следующимиосновными признаками:
·       являютсямерами государственного принуждения;
·       назначаютсякак альтернатива наказанию;
·       применяютсяк лицам, не достигшим 18 лет;
·       назначаютсяза совершение преступлений небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях итяжкие;
·       приналичии предпосылок для исправления (перевоспитания) несовершеннолетнего безприменения к нему наказания.
Вчисле мер воспитательного воздействия уголовный закон называет следующие:
·       предупреждение(ч. 2 ст. 90 УК);
·       передачупод надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированногогосударственного органа (ч. 2 ст. 90);
·       возложениеобязанности загладить причиненный вред (ч. 2 ст. 90);
·       ограничениедосуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст.90);
·       помещениев специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управленияобразованием (ч. 2 ст. 92).
Приэтом подростку может быть назначено одновременно несколько из перечисленныхпринудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срокаприменения мер, указанных в п. «б» и «г», устанавливаетсяорганом, назначающим эти меры, в пределах от одного месяца до двух лет — присовершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — присредней тяжести содеянного[9].
Предупреждениекак принудительная мера воспитательного характера состоит в разъяснениинесовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторногосовершения преступления, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 91 УК).
Передачапод надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо наспециализированный государственный орган обязанности по воспитательномувоздействию и контролю за поведением несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 91).
Припередаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суддолжен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка,правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение иповседневный контроль за несовершеннолетним. Закон не требует согласияродителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего поднадзор, однако представляется, что такое согласие судом должно быть получено(п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике поделам несовершеннолетних»)[10].
УКпомимо этого предусматривает возложение обязанностей по воспитательномувоздействию и контролю за поведением подростка на специализированный орган,каковым может быть комиссия по делам несовершеннолетних[11].
Обязанностьзагладить причиненный вред возлагается на несовершеннолетнего с учетом егоимущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч.3 ст. 91). Речь идет о наличии у подростков реальной возможности устранитьнанесенный ими преступный вред своими средствами или своими силами.
Наконец,ограничение досуга и установление особых требований к поведениюнесовершеннолетнего предполагает возможность запрета посещать определенные места,использовать определенные формы досуга, в том числе связанные с управлениеммеханическими транспортными средствами, ограничение пребывания вне дома послеопределенного времени суток либо выезда в другие местности без разрешенияспециализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может бытьтакже предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либотрудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этотперечень не является исчерпывающим и может быть, с учетом конкретныхобстоятельств, дополнен органом, назначающим данную принудительную мерувоспитательного воздействия (ч. 4 ст. 91).
Приведенныезаконодательные решения затрагивают как раз те ситуации, когда «спецификасоответствующих мер объясняется не автоматической скидкой на возраст, ареальными особенностями личности подростка.
Во-первых,только всестороннее исследование и учет личности несовершеннолетнего позволяютприйти к обоснованному выводу о возможности исправления лица с помощьюпринудительных мер воспитательного воздействия, сопряженных с освобождениемтакого лица от уголовной ответственности. Во-вторых, освобождение подростка отуголовной ответственности с применением к нему принудительных мервоспитательного воздействия базируется на вероятностном прогнозе, всоответствии с которым собранные данные о личности субъекта, не достигшего 18лет, проецируются на его возможное поведение в будущем.
Поэтомуакт освобождения от уголовной ответственности в подобных ситуациях носит, содной стороны, факультативный характер и зависит от усмотрения органа,принимающего решение об этом, а с другой — в определенной мере условныйхарактер (хотя прямое указание по данному вопросу отсутствует в законе),поскольку позитивный прогноз нуждается в проверке временем на основе оценкиреального поведения несовершеннолетнего. Контроль за исполнением подросткомназначенной ему меры воспитательного характера возлагается по постановлениюсудьи на специализированный государственный орган, обеспечивающий исправлениенесовершеннолетнего[12].
Воспитательныйхарактер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего,на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводитсянедопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательнаяоценка их со стороны государства.
Принудительныйхарактер названных мер состоит в том, что правом их назначения обладают органы,наделенные властными полномочиями (суды). Поэтому меры воспитательноговоздействия назначаются вне зависимости от воли несовершеннолетнего, а ихисполнение обеспечивается принудительной силой государства. Кроме того, напринудительный характер воспитательных мер воздействия указывает положение ч. 4ст. 90 УК РФ. В соответствии с ней в случае систематического неисполнениянесовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера попредставлению специализированного государственного органа отменяется иматериалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовнойответственности.
Вслучае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной мерывоспитательного воздействия эта мера по представлению специализированногогосударственного органа отменяется и материалы направляются для привлечениянесовершеннолетнего к уголовной ответственности. Если несовершеннолетнему былиназначены несколько мер воспитательного воздействия, то их отмена возможна дажев том случае, когда он не исполняет хотя бы одну из них. Отмена принудительноймеры воспитательного воздействия допустима, если не истекли сроки давностипривлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности[13].
Такимобразом, принудительные меры воспитательного воздействия сочетают в себедействие методов убеждения и принуждения.

Глава 3.Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
 
3.1. Общиеи специальные условия освобождения от уголовной ответственности
Всилу прямого предписания ч. 2 ст. 87 УК к несовершеннолетним, совершившимпреступления, могут быть применены принудительные меры воспитательноговоздействия либо им может быть назначено уголовное наказание, а приосвобождении от наказания их могут также поместить в специальноеучебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.Таким образом, предусмотрена альтернатива: подростки за совершенные имипреступления либо несут уголовную ответственность и подвергаются наказанию, либоосвобождаются от уголовной ответственности и тогда подвергаются принудительныммерам воспитательного воздействия.
Следуетиметь в виду, что согласно ст. 96 УК это правило, равно как и другие положениягл. 14 УК, может быть применено в исключительных случаях с учетом характерасовершенного деяния и личности к лицам, совершившим преступления в возрасте отвосемнадцати до двадцати лет (кроме помещения их в специальное воспитательноеили лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних)[14].
Так,Президиум Московского городского суда рассмотрел уголовное дело по надзорнойжалобе адвоката Бодровой Г.Н. в защиту интересов осужденного А. о пересмотреприговора Чертановского районного суда г. Москвы от 21 августа 2006 года икассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московскогогородского суда от 23 октября 2006 года.
ПриговоромЧертановского районного суда г. Москвы от 21 августа 2006 года А. осужден пост. 105 ч. 1 УК РФ к 3 годам лишения свободы в воспитательной колонии.
Определениемсудебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 23 октября2006 года приговор оставлен без изменения.
Постановлениемсудьи Московского городского суда от 6 декабря 2006 года отказано вудовлетворении надзорной жалобы адвоката Бодровой Г.Н. в защиту осужденного А.о пересмотре указанного приговора.
Внадзорной жалобе адвокат Бодрова Г.Н. в защиту осужденного выражает несогласиес состоявшимися судебными решениями и просит переквалифицировать действия А. наст. 107 ч. 1 УК РФ с прекращением уголовного преследования, так как он недостиг возраста уголовной ответственности за данное преступление. Также защитаполагает, что даже при квалификации содеянного А. по ч. 1 ст. 105 УК РФназначенное ему наказание нельзя признать справедливым и соответствующим целям,предусмотренным уголовным законом.
Какследует из приговора, суд указал, что принимает во внимание при назначениинаказания характер и степень общественной опасности совершенного преступления,смягчающие обстоятельства, личность подсудимого, влияние назначенного наказанияна его исправление, условия жизни и воспитания, отметив при этомнесовершеннолетний возраст А. и положительные характеристики, данные емуучителями и участковым инспектором.
Приэтом оценки суда не получило и не учтено, что преступление А. совершил врезультате длительного неправомерного поведения потерпевшего. Из заключениякомплексной психолого-психиатрической экспертизы видно, что А. находился всостоянии стресса, вызванного высокой интенсивностью переживаний инереализованным фрустированным стремлением к независимости и гармоничнымотношениям, что способствовало накоплению эмоционального напряжения,возникновение которого было обусловлено длительной конфликтной семейнойситуацией, воспринимавшейся им как психотравмирующей, связанной с поведениемпотерпевшего. Накопление отрицательно окрашенных переживаний было связано счувством страха за здоровье и жизнь матери. Факты неоднократных избиенийпотерпевшим самого осужденного, его матери и младшего брата нашли полноеподтверждение в материалах уголовного дела.
Такжеиз материалов уголовного дела видно, что по характеристике А. были допрошеныклассный руководитель Мордань Н.Ю., учитель Егорова Л.А., участковый инспекторГайдуков В.М., которые охарактеризовали А. спокойным подростком, переживающимза свою мать. На этой почве он с февраля 2005 года стал часто пропускатьзанятия, чтобы быть дома с матерью и защитить ее от сожителя, которыйзлоупотреблял спиртными напитками и часто избивал потерпевшую С.
Изложенное,по мнению президиума Московского городского суда, свидетельствует о том, что А.не является асоциальным лицом, склонным к совершению преступлений и ведениюпротивоправного образа жизни.
Притаких обстоятельствах вывод суда о возможности достижения целей наказаниянесовершеннолетнего осужденного только в условиях изоляции его от обществапредставляется сделанным без учета в полной мере обстоятельств дела и положенийст. 61 ч. 1 п. п. „б“, „з“ УК РФ, так как согласноприговору вывод этот сделан только на основании тяжести совершенногопреступления и количества нанесенных потерпевшему ударов, хотя этиобстоятельства сами по себе не исключают возможности применения к виновномулицу положений ст. 73 УК РФ, поскольку ч. 2 ст. 73 УК РФ обязывает приназначении условного осуждения учитывать характер и степень общественнойопасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающиеи отягчающие обстоятельства.
Исходяиз вышеизложенного, президиум Московского городского суда считает возможнымприменить к назначенному наказанию положения ст. 73 УК РФ, установив А. сучетом тяжести и общественной опасности совершенного преступления испытательныйсрок 3 года, в течение которого он должен своим поведением доказать своеисправление[15].
Такимобразом, в силу ч. 1 ст. 90 УК освобождение несовершеннолетнего от уголовнойответственности допустимо при наличии объективных и субъективных оснований:совершенное подростком деяние относится к преступлениям небольшой или среднейтяжести; наличие уверенности, что исправление несовершеннолетнего в данномконкретном случае может быть достигнуто путем применения к нему принудительныхмер воспитательного воздействия. Разумеется, суд, прокурор, а также следовательс согласия прокурора, принимая решение об освобождении несовершеннолетнего отуголовной ответственности и прекращая в отношении его уголовное дело по этимоснованиям, должны мотивировать достаточность в данной ситуации именновоспитательных мер, а не уголовного наказания.
 
3.2.Освобождение несовершеннолетних от наказания
Как илюбые осужденные, несовершеннолетние обладают правом на освобождение их ототбывания наказания и на погашение судимости, но решение этих вопросов по деламо преступлениях подростков характеризуется рядом особенностей, которыеобъясняются спецификой личности таких осужденных, их определенной духовной игражданской незрелостью, проявлением в отношении них более гуманного подхода,чем к взрослым преступникам.
Дляосужденных несовершеннолетних законом установлено два специфических видаосвобождения от наказания.
Всоответствии с ч. 1 ст. 92 УК несовершеннолетний, осужденный за преступлениенебольшой или средней тяжести, может быть освобожден по обвинительномуприговору суда от наказания с применением принудительных мер воспитательноговоздействия, предусмотренных в ч. 2 ст. 90 УК, т.е. предупреждения; передачипод надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированногогосударственного органа; возложения на подростка обязанности загладитьпричиненный вред, а равно ограничения досуга и установления особых требований кповедению несовершеннолетнего[16].
Второйвид освобождения несовершеннолетнего от наказания (ч. 2 ст. 92 УК)предполагает, что такое лицо, осужденное за совершение преступления среднейтяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобождено судом отнаказания, если будет признано, что цели наказания в данной конкретной ситуациидостижимы только путем помещения его в специальное учебно-воспитательноеучреждение закрытого типа органа управления образованием. При этом срокпребывания в указанном учреждении не может быть более трех лет и ограничендостижением лицом 18-летнего возраста. Анализируемый вид освобождения запрещенк применению по делам о преступлениях, включенных в перечень ч. 5 ст. 92 УК(квалифицированных по ч. 1 и 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122 и 127, ст.126 и др.).
Пребываниев названном учреждении может быть прекращено судом до истечения указанногосрока, если выявится, что несовершеннолетний не нуждается более для своегоисправления в применении данной меры. Вместе с тем допускается по постановлениюсудьи продление пребывания в учебно-воспитательном учреждении после истеченияуказанного выше срока, но только: 1) по ходатайству несовершеннолетнего и 2) вслучае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки(ч. 4 ст. 92 УК).
Нарядус этим к несовершеннолетним осужденным могут быть применены на льготныхусловиях такие виды освобождения от наказания, как условно-досрочноеосвобождение и освобождение за истечением давности[17].
Несовершеннолетнийможет быть освобожден условно-досрочно от отбывания лишения свободы, если судпризнает, что для своего исправления такой осужденный не нуждается в полномотбывании ранее назначенного наказания. При этом условно-досрочное освобождениедопускается после фактического отбытия:
а) неменее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшойили средней тяжести либо за тяжкое преступление;
б) неменее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкоепреступление (ст. 93 УК).
Вместес тем на несовершеннолетних распространяется предусмотренная ч. 7 ст. 79 УКвозможность отмены условно-досрочного освобождения от наказания в случаенарушения условий такого освобождения.
Когдаже речь идет об освобождении несовершеннолетнего от наказания за истечениемдавности обвинительного приговора (ст. 83 УК) или освобождении его от уголовнойответственности за истечением давности уголовного преследования (ст. 78 УК), тонадо иметь в виду, что в силу ст. 94 УК сроки давности, истечение которыхнеобходимо при положительном решении этих вопросов, сокращаются для подростковнаполовину и, следовательно, составляют: по преступлениям небольшой тяжести — один год, по преступлениям средней тяжести — три года, по тяжким преступлениям- пять лет и по особо тяжким преступлениям — семь с половиной лет.
Наконец,несовершеннолетним осужденным по прямому предписанию закона (ст. 95 УК)установлены сокращенные сроки погашения судимости, которые соответственноравны:
а)одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или среднейтяжести;
б)трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкоепреступление.
Приведеннаянорма позволяет лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, в болеекороткие сроки, чем взрослым осужденным, аннулировать все неблагоприятныеправовые последствия, связанные с судимостью[18].
Такимобразом, можно указать на то, что в случаях осуждения несовершеннолетних засовершение преступлений таким лицам предоставляются уголовным законом болеельготные, чем взрослым, возможности освобождения от отбывания назначенногонаказания и погашения судимости, включая введение для подростков двух новыхвидов подобного освобождения, соединенных с применением воспитательных мер.
Ксожалению, в судебной практике также не часто встречаются дела, когданесовершеннолетние освобождаются от наказания с помещением их в специальноеучебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.Одной из причин этого является
ограниченноечисло таких учреждений, которые имеются далеко не в каждом субъекте РоссийскойФедерации. А ведь в соответствии с ч. 1 ст. 73 УИК РФ даже совершеннолетние,осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях впределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали илибыли осуждены. Соответственно, для реализации требований ч. 2 ст. 92 УК РФнеобходимо создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типаоргана управления образованием в каждом субъекте Российской Федерации. Впротивном случае несовершеннолетние, освобожденные от наказания, в части связис родственниками оказываются в худшем положении, чем совершеннолетние,осужденные к наказанию в виде лишения свободы. К тому же из-за отсутствия меств подобных учреждениях возникают проблемы с исполнением приговора.
Обращаетвнимание, что как при освобождении от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ),так и при освобождении от уголовного наказания (ст. 92 УК РФ) с применениемпринудительных мер воспитательного воздействия ограничение в виде совершенияпреступления впервые отсутствует. Однако правоохранительные органы и судебнаяпрактика пока упорно не воспринимают указанные нововведения.
Такимобразом, несмотря на усилия законодателя в части сокращения возможностинаправления несовершеннолетних в места лишения свободы, практика пассивна кприменению альтернативных мер[19].

Заключение
Итак, мы проследили историю уголовнойответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве, рассмотрелиособенности уголовной ответственности и наказания, а также освобождениенесовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Из всеговышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Внастоящее время назрела необходимость внесения изменений в уголовноезаконодательство на основе учета специфики механизма осознанияуголовно-правовых запретов несовершеннолетними, которые прямо связаны сособенностями их социализации. Факт осознания уголовно-правовых запретовнесовершеннолетними как элемент вины является составляющей основания уголовнойответственности в случае совершения несовершеннолетними деяния, содержащегопризнаки состава преступления.
Однаков силу формальной определенности уголовного права, как, впрочем, и любых другихотраслей права, и в силу индивидуальных социально-психологических особенностейсамих несовершеннолетних, специфику механизма осознания уголовно-правовогозапрета, его демонстрационные признаки достаточно сложно отразить в уголовно-правовыхнормах. В силу этого законодательно закреплен лишь возраст, с которогодействует презумпция того, что несовершеннолетние могут осознавать общественнуюопасность тех или иных преступлений (их перечень обычно также определяетсязаконодательно) и должны нести уголовную ответственность за совершениепреступления.

Списокиспользуемой литературы
 
Нормативныеправовые акты:
 
1.        »Уголовныйкодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) //«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
2.        ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам опреступлениях несовершеннолетних» (ред. от 06.02.2007) // «Российскаягазета», № 50, 14.03.2000.
3.        ПостановлениеПрезидиума Московского городского суда от 01.03.2007 по делу № 44у-199/07«Судебные решения по делу об убийстве изменены: назначенное наказание признаносчитать условным в связи с возможностью достижения целей наказаниянесовершеннолетнего осужденного без изоляции от общества, так как материаламидела подтверждается, что виновный не является асоциальным лицом, склонным ксовершению преступлений и ведению противоправного образа жизни, преступлениесовершено в результате длительного неправомерного поведения потерпевшего».
4.        ПостановлениеВЦИК от 01.06.1922 «О введение в действие уголовного кодексаР.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным кодексом Р.С.Ф.С.Р.») //«СУ РСФСР», 1922, № 15, ст. 153.
5.        Закон РСФСР от27.10.1960 «Об утверждении уголовного кодекса РСФСР» (вместе с«Уголовным кодексом РСФСР») // «Ведомости ВС РСФСР», 1960,№ 40, ст. 591.
6.        Постановление ПленумаВерхов­ного Суда СССР от 3.12.1976 г. № 16 «О практике применения судамизаконодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении ихв преступную и иную антиобщественную деятельность» // Бюллетень Верховного СудаСССР, 1977, № 1.
Литература:
 
1.        Абземилова Р.З.Об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних //«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, № 2.
2.        Дуюнов В.Уголовное право. Общая и Особенная части. М., 2008. С. 656.
3.        Казанцев С. Я.,Кругликов Л. Л., Мазуренко П. Н., Сундуров Ф. Р. Уголовное право. М., 2007. С.304.
4.        Киреева Н.Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних// «Уголовное право», 2006, № 4.
5.        Косевич Н.Р.Уголовная ответственность и ее роль в предупреждении преступностинесовершеннолетних // «Российский судья», 2005, № 10.
6.        Малинин В.,Чапурко Т., Кашуба Ю. Энциклопедия уголовного права. Том 11. Уголовнаяответственность несовершеннолетних. М., 2008. С. 450.
7.        Маркунцов С.А.Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственностинесовершеннолетних. М., 2007. С. 160.
8.        Сверчков В. В.Уголовное право. Общая и Особенная части. М., 2008. С. 576.
9.        Уголовное правоРоссии. Общая часть / Под редакцией А. И. Рарога. М., 2009. С. 496.
10.     Уголовное правоРоссийской Федерации / Под редакцией В. С. Комисарова. М., 2008. С. 432.
11.     Шиян В. И., ГрибВ. Г., Ильин И. С. Уголовное право России. Общая часть. М., 2008. С. 232.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.