ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)Кафедра Экономической теории и Государственного управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Основы правового положения гражданскогослужащего
По дисциплине Государственная служба и кадроваяполитика
Благовещенск 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Основы правового положениягражданского служащего
1.1 Определение понятия «гражданский служащий»
1.2 Правовой статус гражданского служащего
1.3 Ответственность гражданского служащего
1.4 Экономическое обеспечение и гарантиигражданского служащего
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Государственныйгражданский служащий является главным действующим лицом в сферегосударственно-административного управления, той организационной единицей,которая обеспечивает исполнение политическими руководителями конституционных ииных государственных полномочий. Поэтому цель настоящей темы состоит в том, чтобыознакомить с установленными и гарантированными государством мерами должного ивозможного поведения гражданского служащего в профессиональной деятельности.
1ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1Определение понятия «гражданский служащий»
Долгоевремя понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правовогостатуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались внауке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учетукадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь триварианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием «служащий»обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальныегруппы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работниковгосударственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных ит.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных,комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).
Вместес тем с конца 1950-х гг., в литературе предпринималось немало попытокохарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном счете почти всеавторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственныйслужащий» в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственныйслужащий — это профессиональный работник умственного труда любойгосударственной организации (управленческого органа, армии, образования,здравоохранения и др.). В узком смысле — это профессиональный управленецорганов государственной власти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Обосновах государственной службы Российской Федерации» понятие «государственныйслужащий» приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкомусмыслу этого слова.
Внастоящее время понятие «государственный служащий» также означает особуюаппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе «О системегосударственной службы Российской Федерации» есть два определениягосударственного служащего: федерального и субъекта Федерации, которыесовпадают по содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить:федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий —это гражданинРоссии, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностифедеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежноесодержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета.Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: гражданинРоссии, осуществляющий деятельность на должности государственной службы,получающий денежное содержание. Аналогичное определение имеется и в Федеральномзаконе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13).
Вразличных статьях данных двух федеральных законов, помимо трех упомянутых,перечисляются различные признаки государственного гражданского служащего. Еслиих обобщить, то можно предложить следующее определение: гражданский служащий —это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет,владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование иисполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы заденежное вознаграждение.
Вданном определении перечислены шесть признаков работника, которые делают егогражданским служащим. Основным среди них, конечно, является исполнениеобязанностей по государственной должности гражданской службы. Все остальные такили иначе обусловливаются данным признаком.
Такимобразом, гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должностьтолько в органе государственной власти. В соответствии с федеральными законамине является гражданской службой деятельность политических руководителей —Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ,министров, президентов и председателей правительств национальных республик,губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, судей всехуровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихсяпредставителями государственного нанимателя, а также деятельность служащихгосударственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).
Можноли гражданских служащих как-либо классифицировать, т.е. разбить на основныегруппы (типы) по определенным признакам? Эта задача пока не имеет устоявшегосярешения. На основе современных знаний по данному вопросу можно предложитьследующие основания для классификации.
Делениегосударственных служащих по уровням государственного управления — наиболеестарый принцип. По большей части он возник вместе с возникновениемгосударственной службы. В России использовался в дооктябрьский период и всоветское время. Используется он и сейчас. Российская Федерация имеет двауровня управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации).Соответственно два уровня имеет и государственная служба.
Ссередины XIX в. особую важность приобрели структуры, связанные с делениемгосударственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную исудебную). В России в дооктябрьский период деление власти на три ветвипризнавалось. Однако после Октября 1917 г. при утверждении советской властиделение было осуществлено лишь на две ветви — законодательно-исполнительную исудебную. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. опять быловосстановлено тройственное деление, произошло отделение законодательной властиот исполнительной.
Внастоящее время деление государственной власти на три ветви проводитсядостаточно последовательно, хотя и не без перекосов по линии доминированияисполнительной власти. Во всех ветвях государственной власти государственнаяслужба (административная власть) является неотъемлемой частью властныхотношений.
Помимоуровней и ветвей власти гражданские служащие еще структурируются по различнымвнутриорганизационным формам. Например, работающие в министерстве, службе,агентстве; в структуре департамента, управления, отдела.
1.2Правовой статус гражданского служащего
Все,что связано с компетенцией гражданских служащих, обычно регламентировано всоциальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовыхнормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего. Онвозникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещениемдолжности гражданского служащего. Именно определенная должность является базойдля характеристики социально-правового положения гражданского служащего. Посвоей сути социально-правовой статус гражданского служащего — это установленныеи гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведенияработника в области государственно-служебных отношений. С изменениемгосударственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статусгражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка,выход на пенсию и т.д.).
Основусоциально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь группгосударственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности,ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность(экономическое обеспечение) и гарантии. Именно они предопределяют основноесодержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данныйработник.
Следуетподчеркнуть, что статусные нормы устанавливаются обычно не персонально длякаждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтомупроизводны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормыдифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В своюочередь особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные(дополнительные).
Общимистатусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданскимслужащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей.Особенными — те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. Приэтом особенные —основные статусные нормы определяются исходя из типовыхквалификационных характеристик, а особенные — неосновные — под влияниемпотребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусныенормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации».
Каковыосновные права гражданских служащих? В названном законе перечисляются 18 такихправ. Их характеристика дается в гл. 3, ст. 14. В соответствии с ними каждыйгражданский служащий имеет право:
1)на обеспечение надлежащих организационно-технические условий, необходимых дляисполнения должностных обязанностей;
2)ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими егоправа и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериямиоценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателямирезультативности профессиональной служебной деятельности и условиямидолжностного роста;
3)отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебноговремени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а такжеежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4)оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим федеральным законом,иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;
5)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых дляисполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений осовершенствовании деятельности государственного органа;
6)доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну,если исполнение должностных обязанностей связано с использованием такихсведений;
7)доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей вгосударственные органы, органы местного самоуправления, общественныеобъединения и иные организации;
8)ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами довнесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщениек личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9)защиту сведений о гражданском служащем;
10)должностной рост на конкурсной основе;
11)профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке,установленном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
12)членство в профессиональном союзе;
13)рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящимфедеральным законом и другими федеральными законами;
14)проведение по его заявлению служебной проверки;
15)защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включаяобжалование в суд при их нарушении;
16)медицинское страхование в соответствии с настоящим законом и законом омедицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17)государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своейсемьи, а также принадлежащего ему имущества;
18)государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Особенные— основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификойзанимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятиевторичных нормативных актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной практикойв отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихсяв данном органе документов и т.д. Среди особенных — дополнительных прав могутбыть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, засостоянием техники безопасности в помещении, использования различнойоргтехники, компьютеров и т.д.
Неменьшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимаютего служебные обязанности. В Федеральном законе в гл. 3, ст. 15 указывается 12пунктов, устанавливающих основные обязанности гражданских служащих. Согласно имкаждый гражданский служащий обязан:
1)соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы,федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации,конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2)исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3)исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах ихполномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4)соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересыграждан и организаций;
5)соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6)поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнениядолжностных обязанностей;
7)не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемуюфедеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи сисполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частнойжизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8)беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему дляисполнения должностных обязанностей;
9)представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным закономсведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных доходах иподлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектаминалогообложения, об обязательствах имущественного характера;
10)сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другогогосударства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданствадругого государства;
11)соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебномуповедению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим федеральнымзаконом и другими федеральными законами;
12)сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнениидолжностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, ипринимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданскийслужащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае егоисполнения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несутдисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность.
Гражданскийслужащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители»высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликтаинтересов в государственном органе не может представлять интересы гражданскихслужащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в периодзамещения им указанной должности.
Гражданскиеслужащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях ипорядке, установленных федеральным законом.
Помимоних на каждого гражданского служащего, в зависимости от специфики занимаемойдолжности, возлагается какое-то количество особенных (основных идополнительных) обязанностей. Обычно именно основные специфические обязанностии составляют сущность профессиональной деятельности гражданского служащего пообеспечению и реализации полномочий какого-либо государственного органа. Покачеству исполнения данных обязанностей, как правило, оцениваютсяпрофессионализм и компетентность гражданского служащего.
Ужеотмечалось, что наличие прав и обязанностей с необходимостью обусловливаетустановление различных общих и особенных ограничений в профессиональнойдеятельности гражданского служащего. По федеральному закону их 10. Этиограничения подкрепляются запретами, которых 17, и требованиями к служебномуповедению гражданского служащего (их 14), что отражено в гл. 3, ст. 16—18.
Еслиречь заходит об ограничениях в деятельности гражданского служащего, то они несвязаны с социальными, национальными, религиозными, половыми и другимиособенностями человека. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, агражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1)признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившимв законную силу;
2)осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностныхобязанностей по должности государственной гражданской службы по приговору суда,вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашеннойв установленном федеральным законом порядке судимости;
3)отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющимгосударственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнениедолжностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которойпретендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должностигражданской службы связано с использованием таких сведений;
4)наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или еепрохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядокпрохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключениямедицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
5)близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а такжебратья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, еслизамещение должности гражданской службы связано с непосредственнойподчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другогогосударства;
7)наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотреномеждународным договором РФ;
8)представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлениина гражданскую службу;
9)непредставления установленных федеральным законом сведений или заведомо ложныхсведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
Всвязи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1)участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческойорганизацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2)замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначении нагосударственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местногосамоуправления; в) избрания на самооплачиваемую выборную должность в органепрофессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзнойорганизации, созданной в государственном органе;
3)осуществлять предпринимательскую деятельность;
4)приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, покоторым может быть получен доход;
5)быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственноморгане, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотренонастоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
6)получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения отфизических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги,оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями,со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаютсясоответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РоссийскойФедерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, вкотором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленнымГражданским кодексом РФ;
7)выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территорииРоссийской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключениемслужебных командировок, осуществляемых в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности междуфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов РФ и государственными органами других государств, международными ииностранными организациями;
8)использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей,средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственноеимущество, а также передавать их другим лицам;
9)разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой,сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциальногохарактера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи сисполнением должностных обязанностей;
10)допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствахмассовой информации, в отношении деятельности государственных органов, ихруководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либогосударственного органа, в котором гражданский служащий замещает должностьгражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11)принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетныеи специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международныхорганизаций, а также политических партий, других общественных организаций ирелигиозных объединений, если в его должностные обязанности входитвзаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12)использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, атакже для агитации по вопросам референдума;
13)использовать должностные полномочия в интересах политических партий, другихобщественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а такжепублично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качествегражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14)создавать в государственных органах структуры политических партий, другихобщественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских ииных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений илиспособствовать созданию таких структур;
15)прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулированияслужебного спора;
16)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов,иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций идействующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации;
17) заниматься без письменного разрешенияпредставителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемойисключительно за счет средств иностранных государств, международных ииностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иноене предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации.
Вслучае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами,акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести кконфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценныебумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительноеуправление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Послеувольнения с гражданской службы гражданин не вправе:
1)замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условияхгражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственногоуправления данными организациями непосредственно входили в его должностныеобязанности;
2)разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лицсведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известнымив связи с исполнением должностных обязанностей.
Требованияк служебному поведению гражданского служащего:
1)исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональномуровне;
2)исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебнойдеятельности;
3)осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленнойзаконодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4)не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям,профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5)не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнениюдолжностных обязанностей;
6)соблюдать ограничения, установленные настоящим федеральным законом и другимифедеральными законами для гражданских служащих;
7)соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на своюпрофессиональную (служебную) деятельность решений политических партий, другихобщественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8)не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство;
9)проявлять корректность в обращении с гражданами;
10)проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РоссийскойФедерации;
11)учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальныхгрупп, а также конфессий;
12)способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13)не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации илиавторитету государственного органа;
14)соблюдать установленные правила публичных выступлений и представления служебнойинформации.
Гражданскийслужащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители»,обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию вдеятельности политических партий, других общественных и религиозныхобъединений.
1.3Ответственность гражданского служащего
Всостав мер должного и возможного поведения гражданского служащего снеобходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащееисполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. Ответственностьвыражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий инаказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаютсязапрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданскогослужащего: 1) дисциплинарную; 2) административную; 3) материальную и 4)уголовную.
Чтотакое дисциплинарная ответственность? Это применение мер дисциплинарноговоздействия к гражданским служащим в порядке служебного подчинения за виновныенарушения правил гражданской службы. Основы дисциплинарной ответственностигражданского служащего определяются ст. 57 Федерального закона «О государственнойгражданской службе Российской Федерации». В ней указывается, что занеисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его виневозложенных на него должностных обязанностей (т.е. совершение дисциплинарногопроступка), представитель нанимателя имеет право применить следующиедисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение онеполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должностигражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы на основании,установленном п. 2, пп. «а»—«г» п. 3, п. 5 и б ч. 1 ст. 37 настоящегоФедерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено толькоодно дисциплинарное взыскание.
Какаяразница между взысканиями 4 и 5? При освобождении гражданского служащего отзамещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием онвключается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы наконкурсной основе.
Доприменения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должензатребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случаеотказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт.Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не являетсяпрепятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Передприменением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Приприменении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенногогражданским служащим должностного проступка, степень его вины, обстоятельства,при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результатыисполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарноевзыскание применяется непосредственно после обнаружения должностного проступка,но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Оно не может быть примененопозднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатампроверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки —позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Копияакта (указа, постановления, распоряжения, приказа) о применении к гражданскомуслужащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применениявручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти календарных днейсо дня издания акта. Он вправе обжаловать это взыскание в письменной форме вкомиссии по служебным спорам государственного органа или в суде.
Еслив течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащийне подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющимдисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарноевзыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взысканияпо собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего илипо ходатайству его непосредственного руководителя.
Другимвидом юридической ответственности гражданского служащего являетсяадминистративная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне состальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом обадминистративных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовымиактами.
Административнаяответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых награжданских служащих за административные правонарушения соответствующимиорганами и должностными лицами.
Каковыособенности административной ответственности? Чем она отличается от дисциплинарнойответственности?
1.Административную ответственность могут устанавливать не только органызаконодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органывсех ветвей власти.
2.Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебнойподчиненности, то наложение административных наказаний производится должностнымилицами исполнительной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаяхсудами (судьями).
3.Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мерезаформализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть линепосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет(достаточно самого факта нарушения).
4.В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяетсяне только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации,учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).
5.Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерамивоздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы:административно-предупредительные; меры административного пресечения;административные взыскания.
Такимобразом, административная ответственность занимает промежуточное положениемежду более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовнойответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретныеправонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.
Кодексоб административных правонарушениях подробно регулирует исполнениепостановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение являетсягарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административнойответственности.
Третьимвидом ответственности гражданского служащего является материальнаяответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наноситсяматериальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению.Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненногоим имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться вкачестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальнаяответственность гражданского служащего наступает либо в административномпорядке, либо по суду.
Куголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всемигражданами основаниях.
1.4Экономическое обеспечение и гарантии гражданского служащего
Праваи обязанности гражданского служащего только тогда имеют социальный смысл изначимость, если они обеспечены экономическими и правовыми гарантиями. ВФедеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»сделана попытка сформулировать и должным образом зафиксировать данные гарантиив гл. 10 и 11.
Согласност. 50 оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания,являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулированияпрофессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданскойслужбы.
Денежноесодержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащегов соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного окладагражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданскойслужбы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданскогослужащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размерыдолжностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственныхгражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлениюПравительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом ПрезидентаРФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежноговознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин иежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданскойслужбе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями,составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежноепоощрение.
Размерыдолжностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта РФустанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
Кдополнительным выплатам относятся:
1)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службев размерах от 10 до 30% за стаж от 5 до 15 лет;
2)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службыв размере до 200% этого оклада;
3)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями,составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемыхзаконодательством Российской Федерации;
4)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которыхопределяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функцийгосударственного органа, исполнения должностного регламента (максимальныйразмер не ограничивается);
5)ежемесячное денежное поощрение;
6)единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска иматериальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты трудагражданских служащих.
Размерыежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданскимслужащим, устанавливаются по федеральным государственным органамдифференцировано указами Президента РФ.
Порядоквыплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяетсяпредставителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средствфонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением,утверждаемым представителем нанимателя.
Вслучаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежномусодержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Размерыокладов денежного содержания по должностям федеральной и субъектов Федерации гражданскойслужбы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным исубъектов Федерации бюджетом на соответствующий год с учетом уровня инфляции(потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладовденежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимаетсяПрезидентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации,а по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится всоответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральнымгражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственноморгане, находящимся за пределами территории Российской Федерации, денежноесодержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах,установленных Президентом РФ и Правительством РФ.
Поотдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядокоплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится взависимости от показателей эффективности и результативности профессиональнойслужебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданскимслужащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, неприменяются условия оплаты туда, установленные иными частями настоящей статьи.
Встатье 51 дается описание фонда оплаты труда гражданских служащих и работниковгосударственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральныхгражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностныхокладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1)оклад за классный чин — в размере четырех должностных окладов;
2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе— в размере трех должностных окладов;
3)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы— в размере 14 должностных окладов;
4)ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями,составляющими государственную тайну,—в размере полутора должностных окладов;
5)премий за выполнение особо важных и сложных заданий —в размере двух окладовденежного содержания;
6)ежемесячного денежного поощрения — в размере, который устанавливается дляфедеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ;
7)единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска иматериальной помощи — в размере трех окладов денежного содержания.
Дляобеспечения социальной и правовой защищенности гражданских служащих, повышениямотивации в эффективном исполнении ими своих должностных обязанностей,стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядкекомпенсации ограничений, установленных настоящим федеральным законом и инымифедеральными законами, гражданским служащим предоставляются государственныегарантии, которых насчитывается 11.
Основныегосударственные гарантии гражданских служащих:
1)равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценкиэффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещениисоответствующих должностей гражданской службы, если иное не установленонастоящим федеральным законом;
2)право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получениеденежного содержания;
3)условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностныхобязанностей в соответствии с должностным регламентом;
4)отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебноговремени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а такжеежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
5)медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числепосле выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии сфедеральным законом о медицинском страховании государственных служащихРоссийской Федерации;
6)обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания илиутраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранениеденежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на времяпрохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохраненияв соответствии с федеральным законом;
7)выплата по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке иразмерах, установленных соответственно федеральными законами и законамисубъектов РФ;
8)возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условиякомандирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указомПрезидента РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ;
9)возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов егосемьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственныйорган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащемуустанавливаются соответственно постановлением Правительства РФ и нормативными правовымиактами субъекта РФ;
10)защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и другихнеправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей вслучаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;
11)государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленныхфедеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ,проходивших государственную службу, и их семей.
Вслучае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи сизбранием или назначением на государственную должность, избранием на выборнуюдолжность в органы местного самоуправления, избрания (делегирования) наоплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе ввыборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственноморгане, условия обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются поего выбору.
Гражданскимслужащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленныефедеральными законами.
Гражданскимслужащим при определенных условиях могут предоставляться дополнительныегосударственные гарантии и, в частности, право:
1)на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку ссохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежногосодержания;
2)транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностныхобязанностей, в зависимости от категорий и группы замещаемой должностигражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта вслужебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием, в случаеи порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами РФ инормативными правовыми актами субъекта РФ;
3)замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидациигосударственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствиисо ст. 31 настоящего федерального закона;
4)единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь периодгражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлениемПравительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ;
5)иные государственные гарантии.
Гражданскомуслужащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должностигражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпускгражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска идополнительных оплачиваемых отпусков.
Гражданскимслужащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы,предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35календарных дней.
Гражданскимслужащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляетсяежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Продолжительностьежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется израсчета один календарный день за каждый год гражданской службы.
Приисчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодныйосновной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительнымоплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодногоосновного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемогоотпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главныедолжности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, длягражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп,— 40календарных дней.
Дополнительныеотпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и(или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодногооплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью. По заявлению гражданскогослужащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, приэтом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарныхдней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставлятьсячасть отпуска иной продолжительности.
Ежегодныйоплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно всоответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемогоотпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до началауказанного отпуска.
Припредоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемогоотпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двухмесячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскомуслужащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производитсяединовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Припрекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемойдолжности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскомслужащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могутбыть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаевосвобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения сгражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения отзамещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считаетсяпоследний день отпуска.
гражданский служащий право обязанностьответственность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданскийслужащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и нестарше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональноеобразование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданскойслужбы за денежное вознаграждение.
Классификациягражданских служащих обычно проводится по уровням государственной власти, наоснове чего выделяют федеральных гражданских служащих и региональных (субъектовФедерации) гражданских служащих, а также по ветвям государственной власти, всвязи с чем делят их на гражданских служащих законодательной, исполнительной исудебной власти.
Социально-правовойстатус гражданского служащего заключается в установленных и гарантированныхгосударством мерах должного и возможного поведения работника в областигосударственно-служебных отношений. Основу социально-правового статуса гражданскогослужащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которыеопределяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования,ответственность, социальную защищенность и гарантии. Эти статусные нормы дифференцируютсяна две группы: общие и особенные. В свою очередь, особенные статусные нормы такжеделятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).
Ответственностьгражданского служащего выражается в применении к нему различных взысканий инаказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаютсязапрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданскогослужащего: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
Нормативно-правовыеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. — №237. – С 14.
2. Огосударственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон Рос.Федерации от 27 июля 2004 N 79-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации.– 2004. — №31, ст. 3215. – С.6952.
3. Осистеме государственной службы Российской Федерации: Федер. закон Рос.Федерации от 27 мая 2003 N 58-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. –2003. — №22, ст. 2063. – С.5413.
Учебные пособия
4. БарцицИ.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации И.Н.Барциц. – М.: РАГС, 2006.- 768 с.
5. ГражданВ.Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. – М.: КноРус, 2007. –496 с.
6. КирилинА.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации / А.В. Кирилин, Т.В.Нечаева. – М.: Деловой двор, 2010. – 310 с.
7. ОвсянкоД.М. Государственная служба Российской Федерации / Д.М. Овсянко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 497 с.