Реферат по предмету "Государство и право"


Основы конституционного строя Канады

Введение
Политическое устройствоКанады является в некоторой степени комбинацией английской и американскойсистем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. Вотличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с прошлым; напротяжении 19 в. она шла за Великобританией по пути конституционной эволюции.При этом процесс формирования политического устройства Канады обогащался идеямии институтами, которые были заимствованы у США, включая принцип федерализма.
Канада – федеративноепарламентское демократическое государство с монархической формой правления.Было образовано 1 июля 1867, в соответствии с Актом о Британской СевернойАмерике, как федерация британских колоний. Страна получила своюгосударственность, но главой государства оставался британский монарх, а заВеликобританией сохранилось исключительное право на изменение конституцииКанады, право представлять ее в международных отношениях, заключать от ее именидоговоры и соглашения, решать вопросы войны и мира. Канада не имеласобственного гражданства. Такое государственное устройство получилонаименование доминиона. Согласно Вестминстерскому статуту 1931, Канада и другиебританские доминионы обрели политический суверенитет, внешнеполитическуюнезависимость и на них более не распространялись британские законы. Но лишь 17апреля 1982 Канада официально получила новую конституцию, в соответствии скоторой канадские органы получали право менять конституцию.
Данная тема особенноактуальна в современных условиях, так как изучение конституционного строязарубежных государств является важным моментов развитии Российской федерации,так как опыт зарубежных стран позволит избежать ошибок Российскому государству.
Объектом исследованиявыступает государство Канада, а предметом исследования является конституционныйстрой государства.
Основная цель работыизучение основ конституционного строя Канады, которая требует решения следующихзадач:
1. изучениеКонституции Канады и основных её положений;
2. описаниеисполнительной власти государства;
3. рассмотрениезаконодательной власти;
4. описаниесистемы судебной власти.
1. Конституция Канады
Первым прообразомконституции для Канады была Королевская прокламация 1763. Этот актпереименовывал Канаду в «Province of Quebec», преобразовывал её границы и учреждалпровинциальное правительство, назначаемое британским правительством.Прокламация фактически считалась конституцией Квебека, до того как в 1774британское правительство не приняло Квебекский акт 1774, устанавливавший вобласти Квебека многочисленные процедуры для коронных владений. Среди прочегоон расширил границы колонии и утвердил британский уголовный кодекс.
Колония Канада получиласвою первую настоящую конституцию в виде Конституционного акта 1791,установившего состав правительства. Позднее он был заменён Актом о БританскойСеверной Америке 1867, основавшим Доминион Канада.
В 1931 британскийпарламент голосует за Вестминстерский статут. Этот акт предоставил всемстранам-доминионам законодательные права, равные правам Соединённогокоролевства. В 1982 это получило логическое продолжение при голосованиибританского парламента за Акт о Канаде 1982, прекращающий все егоконституционные и законодательные связи, остававшиеся с Канадой, и принимающийзаконность Конституционного акта 1982. Конституционный акт 1982 был принят какПриложение B Акта о Канаде 1982.[1]
С введением Акта оКанаде и Канадской хартии прав и свобод, прилагаемой к нему, в канадскомконституционном праве многое изменилось. Конституционный акт включил в себя рядконституционных соглашений и сделал процедуру внесения изменений намногосложнее (см. Процедуры внесения изменений). Хартия произвела драматическуюперемену в конституционном праве, так что оно сосредотачивается теперь, главнымобразом, на личных и коллективных правах канадцев. До принятия Хартии в 1982личные права и свободы не имели в Канаде никакой крепкой конституционнойзащиты. Когда один из уровней власти принимал закон, вступавший, как казалось,в противоречие с политическими правами, канадские конституционные адвокатыдолжны были приводить изобретательные доводы, например, утверждая, что законнарушает разделение федеральных и провинциальных властей или приводятехнические недостатки, которые было сложно разглядеть в правах и свободахличности. Однако с 1982 Хартия стала наиболее цитируемой частью Конституции иукрепила защиту прав канадцев. Квебек так и не ратифицировал канадскуюконституцию.
Конституционный акт1867, был актом британского парламента и первоначально известен под названиемАкт о Британской Северной Америке 1867, он создал Доминион Канада из трёхотдельных провинций (Новой Шотландии, Нью-Брансуика и Соединённой Канады,состоящей из Нижней (Квебек) и Верхней Канады (Онтарио)) Британской СевернойАмерики и позволил после этого другим провинциям (колониям) присоединиться кэтому союзу. Он определяет образ правления Канады, сочетающий Вестминстерскуюмодель парламентского правления Соединённого королевства с разделением властей(федерализм). Хотя и последовал ряд Актов о Британской Северной Америке, именнопервый из них остаётся наиболее известным и считается основополагающимдокументом Канадской конфедерации (то есть союза провинций и колоний БританскойСеверной Америки). С репатриацией конституции в 1982 этот акт был переименованв Конституционный акт 1867.
Конституционный акт1982, был актом Парламента Канады, требующим полной политической независимостиот Соединённого королевства. Это соглашение было подписано без согласия однойиз провинций-основательниц страны и единственной официально франкоязычнойтерритории Канады — Квебека. Верховный суд Канады постановил, что односторонняяпатриация конституции без согласия Квебека законна, но несправедлива. Часть Vэтого акта создала процедуру конституционного изменения, которая не требуетголосования британского парламента. К тому же, часть I этого закона образуетКанадскую хартию прав и свобод, определяющую политические права и свободыкаждого канадского гражданина, в том числе свободу совести и отправлениярелигиозных культов, выражения мнения, право на передвижение и т. д. Часть IIпосвящена правам коренных народов Канады.
Канадская хартия прав исвобод, как отмечено выше, Хартия образует часть I Конституционного акта 1982.Хартия является конституционной гарантией личных и коллективных прав. Этоотносительно короткий документ, написанный простым языком для обеспечения егодоступности для среднего гражданина. Считается, что эта часть конституции оказываетнаибольшее влияние на повседневную жизнь канадцев и является формойконституционного права, расширение которой на протяжении нескольких летнаиболее стремительно.
После принятияКонституционного акта 1982 поправки к конституции должны производиться всоответствии с частью V Конституционного акта, предусматривающей пять различныхпроцедур изменения. Изменения могут быть предложены по статье 46(1) любойпровинцией или уровнем федерального правительства. Обычная процедура, описаннаяв статье 38(1) и известная под названием «формула 7/50», требует: а)одновременного согласия Палаты общин и Сената; б) согласия двух третейпровинциальных законодательных органов (по меньшей мере, семи провинций),представляющих в совокупности, по меньшей мере, 50 % всего населения (онинепременно включали бы, по меньшей мере, Квебек и Онтарио, принимая вовнимание, что это наиболее населённые провинции). Эта формула применяетсяособым образом к любому изменению, касающемуся пропорциональногопредставительства в Парламенте, полномочий, способа отбора и составленияСената, Верховного суда, а также добавления новых провинций или территорий.Другие процедуры изменения предусмотрены Актом в исключительных случаях:
- Вслучае изменения, касающегося положения Королевы, числа сенаторов, употребленияодного из двух официальных языков (о чём сказано в статье 43) или составаВерховного суда, изменение должно быть принято провинциями единогласно всоответствии со статьёй 41.
Однако в случаеизменения, касающегося провинциальных границ или употребления одногоофициального языка внутри одной провинции, оно должно быть принятозаконодательными органами, к которым это изменение относится (статья 43).
- Вслучае изменения, касающегося лишь федерального правительства, изменение нетребует согласия провинций (статья 44). Это также применимо к изменениям,касающимся лишь провинциального правительства (статья 45).[2]
2. Административно-территориальное деление иместное самоуправление
Новая КонституцияКанады, состоящая из конституционных законов, основными из которых являютсяКонституционные акты 1867г. и 1982г., устанавливает, что деятельность органовместного самоуправления регулируется законодательством провинций. Подобныйподход дает возможность создать в каждой провинции уникальную систему местногосамоуправления и учесть в законодательстве особенности конкретной местности.Такие факторы, как плотность и специфика национального состава населенияпровинции, географическое положение, экономическая и политическая ситуация врегионе — в совокупности влияют на определение структуры, порядка формированияи функционирование органов местного самоуправления в каждой провинции.
Система местногосамоуправления в Канаде определяется также административно-территориальнымделением провинции. Например, в провинции Британская Колумбия муниципалитетыподразделяются на четыре типа: муниципалитеты крупных городов, небольшихгородов, деревень и сельских округов.
В основу организацииместного самоуправления в Канаде положен поселенческий принцип. Приформировании структуры органов местного самоуправления принцип разделениявластей не применяется. В зависимости от численности населения и другихфакторов муниципалитеты имеют различные объемы предметов ведения, которыезакреплены в муниципальном акте.
Конституционные актыКанады устанавливают, что деятельность органов местного самоуправлениярегулируется провинциальным законодательством, а деятельность органовуправления двух территорий (Юкон и Северо-Западные территории) — федеральнымизаконами. Подобный подход к законодательному регулированию приводит к тому, чтов каждой провинции создается свое обособленное законодательство и во многомуникальная система органов местного самоуправления.
Проблемы местногосамоуправления Канады невозможно понять без учета районирования страны,национальных отношений и других факторов. Субъекты федерации именуютсяпровинциями, их всего 10. Кроме них, на Севере располагаются две территории — Юкон и Северо-Западные территории, — на которых проживает значительная частьиндейцев, инуитов (эскимосов) и метисов.
Хотя КонституцияКанады, как отмечалось, закрепляет за провинциями исключительное праворегулировать деятельность органов местного самоуправления, но нельзяигнорировать тот факт, что значительную часть бюджетов провинций и органовместного самоуправления составляют федеральные субсидии. Считается, чтозначительное финансовое участие федерального правительства в деятельностиорганов двух других уровней дает ему право участвовать в политическомрегулировании проблем местного самоуправления. В итоге многие важные проблемына практике решаются за столом переговоров на трехсторонней основе.
Предоставление индейцамполного самоуправления затрудняется большой разбросанностью индейских племен нетолько на огромных пространствах Севера, но тем, что значительная часть племенпроживает в канадских провинциях. Это накладывает на статус самоуправляемыхтерриторий, занимаемых индейскими племенами, определенный отпечаток. Преждевсего, следует отметить несогласованность положений Закона об индейцах сзаконодательством отдельных провинций. Так, в соответствии с федеральнымзаконом индейцы имеют право на неограниченное занятие так называемымитрадиционными видами деятельности: охотой, рыболовством. Практически жезаконодательство конкретной провинции устанавливает другой статус использованияблизлежащих от резервации водоемов, лесов, тундры. Подобная противоречивостьзаконодательства зачастую приводит к конфликтам.[3]
Уточнению этих и другихвопросов были посвящены четыре федерально-провинциальных конференции на высшемуровне, прошедшие после 1982 г. Исследованием проблемы и выработкойкомпромиссных путей ее решения занимались также многочисленные парламентские иправительственные комиссии. Эта проблема весьма болезненна. Так канадские аборигены,находящиеся под покровительством и защитой федерального законодательства,требуют, по крайней мере, 2/3 территории провинции, хотя коренные жителипровинции составляют менее 2% ее населения.
Последние десятилетия вКанаде обострилась проблема самоуправления крупных городов. В частности, однойиз причин обострения является рост численности населения.
В целом канадскоеместное управление относится к англо-саксонской системе с теми особенностями, окоторых речь пойдет ниже. То есть, по сложившейся терминологии, здесьустановлено самоуправление, поскольку на уровне муниципалитетов итерриториальных административных единиц (графств, округов и т.д.) отсутствуютназначаемые центральным правительством чиновники; управление осуществляютизбираемые местным населением органы. Только в двух Северных территорияхсуществует система местного управления, или так называемая относительноцентрализованная система местного самоуправления. Здесь, наряду с выборнымипредставительными органами, федеральное правительство назначает комиссаров,наделенных значительными властными полномочиями.
Система местногосамоуправления Канады определяется административно-территориальным делениемкаждой провинции. В административном отношении канадские провинции поделены награфства. Последние в свою очередь делятся на тауншипы и приходы. Несмотря напредпринимавшиеся в послевоенное время попытки осуществить единообразие вназваниях и выработать единые критерии в формировании административных единиц,все-таки сохраняется их значительная неоднородность. Прежде всего, сохраняетсятрадиционное деление на «городские» и «сельские» единицы.Наряду с этим в Восточных провинциях (Нью-Брансуик, Новая Шотландия) наиболеекрупные административно-территориальные образования (сельские) имеютнаименования графств, а на Западе (Британская Колумбия) подобные образованияназываются сельскими округами. В провинции Альберта одновременно употребляютоба названия: графство и округ. Менее крупные административные единицыименуются соответственно тауншипами и приходами. В Квебеке, например,встречаются оба названия: тауншипы и приходы. Однако, независимо от типаорганов местного самоуправления, их в Канаде принято называть муниципальными.
Организация местногосамоуправления в Канаде настолько разнообразна и не поддается детальнойсистематизации, что даже в пределах одного региона, образуемого благодаряотносительно одинаковым природным, экономическим и историческим условиям,зачастую невозможно уловить общую закономерность.[4]
3. Исполнительная власть
Елизавета II какКоролева Канады обладает исполнительной властью, которую она обычно неосуществляет. От её имени действует правительство. Для обозначениямонархической власти используется термин Корона. Министры правительстваявляются министрами Короны. Уголовное преследование выполняется прокурорамиКороны от имени монархии.
Поскольку королева непроживает в Канаде, она назначает генерал-губернатора, чтобы представлять её иисполнять её полномочия. Лицо отбирается по уведомлению Премьер-министра. Напрактике королева больше не отвергает «уведомления» Премьер-министра. С тех жепор, как монарх лишь следует уведомлениям, он не ответствен за решенияправительства. Генерал-губернатор не имеет предела своего мандата, но вдействительности правительство обновляет этот пост каждые пять лет.
Премьер-министрназначается генерал-губернатором, но для обеспечения стабильности правительстваэтому лицу Палата общин всегда должна оказывать доверие. На практике этот постзанимает глава политической партии, имеющей большинство депутатов в нижнейпалате.
Поскольку Канадаявляется монархией, в отсутствие Королевы генерал-губернатор ответствен заисполнительную власть. Однако на протяжении многих лет его роль изменилась ипонесла отпечаток неписаных соглашений, лишивших его власти, которую он имелранее. Несмотря на то что сегодня его роль аполитична и чисто символическая ипротокольная, генерал-губернатору всё-таки полагается Секретариатгенерал-губернатора, чтобы выполнять свой мандат и исполнять свои обязанности вкачестве главы государства и в том, что касается конституции, церемониала идругих традиционных ответственностей.
Тайный совет Королевыдля Канады был создан конституционным актом 1867, чтобы помогатьгенерал-губернатору и уведомлять его при управлении правительством. Этоосновной орган исполнительной власти после Короны. Министроммежправительственных дел является по традиции Председатель Тайного совета.Кроме кандидатов на министерские посты, Премьер-министр может рекомендоватьназначение других лиц в тайные советники, например, бывших членов правительстваили вовсе людей с почётным титулом.
Таким образом, Тайныйсовет последний раз собрал всех своих членов в 1981, чтобы официально датьсогласие на королевский брак Принца Чарльза Уэльского и Леди Дианы Спенсер.После объявления об обручении Принца с герцогиней Корнуольской, КамиллойПаркер-Боулс, в 2005 министр юстиции Канады сообщил, что Тайный совет не будетсобираться, поскольку этот брак не повлияет на потомство и поэтому не изменитпорядок наследования Короны Канады. По мнению Дэвида Брауна, управляющегоКанцелярией Тайного совета в 1981, если бы Тайный совет отклонил брак в 1981, вкоролевском потомстве, а также между другими членами Содружества произошёл быраскол. Следовательно, никакой потомок Принца Уэльского не был бы признанзаконным наследником Трона. Эта ситуация заставила бы Канаду создать своюсобственную монархию или сменить свой государственный режим на республиканский.
Правительство состоитиз министерского кабинета, исполнительного органа Тайного совета, управляемогоПремьер-министром. В своих обязанностях последний поддерживается КанцеляриейТайного совета. В её главе стоит Заведующий канцелярией Тайного совета, высшеедолжностное аполитичное лицо правительства Канады. Как секретарь Правительствазаведующий канцелярией Тайного совета играет центральную роль в управлениигосударством, и в его обязанности входит беспристрастно советовать и помогатьпремьер-министру и Правительству и управлять государственной администрацией.[5]
Правительству Канадытакже помогает Государственное казначейство, комитет Правительства, состоящийиз Председателя Государственного казначейства и из министров. Государственноеказначейство занимается импутабельностью и этикой, управлением финансами,личным составом и администрацией, выполняет контроль и одобрение выплат ибольшинства декретов в совете. Так же, как и Канцелярия Тайного совета,Государственное казначейство играет центральную роль в управлении государством,но представляет собой политический орган, члены которого избираются.Государственное казначейство может вносить средства прямо на счёт Парламента.
Хотя каждоеминистерство ответственно лишь за собственный портфель, три министерства играютцентральную роль в управлении государственными финансами и выполняют, такимобразом, работу Государственного казначейства и других министерств.Министерство финансов отвечает за все вопросы, связанные с государственнымифинансами и не относящиеся к правомочиям Государственного казначейства,например, утверждение федерального бюджета и экономической и финансовойполитики страны. Агентство сборов Канады отвечает за контроль над применениембюджетно-налогового законодательства. Что касается Министерства общественныхработ и правительственных служб, то это орган всеобщих служб, призванныхпомогать министерствам выполнять свои программы. Глава этого министерства потрадиции является Безусловным акцептом Канады, ответственным за эмиссию ипринятие всех совершённых и полученных правительством платежей и за подготовкуи публикацию государственного бюджета.
В центральномуправлении и контроле государства существуют и другие органы, но онинепосредственно зависят от Парламента и независимы от правительства. Это,например, Служба комиссара по этике, Служба главного ревизора и Комиссариат поофициальным языкам.[6]
4. Законодательная власть
Законодательная властьправительства состоит из Короны и двух палат Парламента: Палаты общин и Сената.Палата общин насчитывает 308 мест, занятых депутатами, избранными своимисторонниками. 105 мест Сената — это посты, назначаемые действующимправительством и выбираемые в масштабе Канады.
В случае выборовнаселение высказывается при избрании кандидатов и политических партий, идеи ипрограммы которых различны и глобальны. Референдум же предлагает гражданамвысказаться скорее о какой-либо частной проблеме, чем о системе назначениядействующего правительства.
Канадская конституцияопределяет полномочия провинциальных законодательных собраний и федеральногопарламента. Таким образом, компетенции переданы различным уровням власти.
В Квебеке: выборысостоят в избрании депутатов, которые будут представлять население в Национальномсобрании. Законы, регулирующие коллективные и индивидуальные права квебекцев,выносятся там на голосование депутатами, затем утверждаютсялейтенант-губернатором. Национальное собрание становится, таким образом, местомобщественных прений и представляет собой саму сущность законодательной власти.Она исходит от многочисленных политических традиций, главной из которыхявляется британская парламентская традиция. Кроме выборов Избирательный законпредусматривает другую форму всенародного опроса — референдум. Это консультацияпо какому-либо важнейшему вопросу или по важной общественной ориентации. Двараза, на референдумах в 1980 и 1995, квебекцы участвовали в одном голосованиипо проекту общества независимости управления Квебекской партии. В Квебеке референдумособенно часто используется муниципалитетами, желающими знать мнение постоянныхжителей о конкретных проектах (план градоустройства, проект развития илиинвестирования). В отличие от Швейцарии, где референдум является обычнойпрактикой, эта опросная форма в Квебеке не используется правительствомрегулярно.
Председатель Палатыобщин ответствен за управление парламентскими делами Палаты. Он следит запорядком работы в Палате, за беспристрастным толкованием правил и за защитойправ и привилегий всех депутатов. Заседающий в центре Палаты вместе совспомогательными секретарями, помощниками секретарей и законоведами СекретарьПалаты общин подчиняется Председателю и беспристрастно толкует Председателю идепутатам парламентские правила, обычаи и образцы. Он также отвечает зарегистрацию решений и прений Палаты в Парламентском отчёте и за ихопубликование в официальной газете. Военный сержант ассистирует СекретарюПалаты общин в качестве коменданта парламентских зданий, в частности, в такихпротокольных функциях, как общий церемониал в начале и конце каждого заседания,безопасность и содержание парламентских зданий.
Сенат функционируетпримерно так же, как и Палата общин. Однако, поскольку это верхняя палатаПарламента, он более авторитетен. Как член внутренней службы королевского домапомощник с чёрным жезлом действует в качестве личного служителя Королевы ипарламентского глашатая для вызова депутатов на Тронную речь и на церемониюкоролевской санкции. Он отвечает за протокольные, служебные и административные деталиво время мероприятий государственного масштаба, таких как открытие легислатур,выдвижение генерал-губернатора, государственные похороны и приёмгенерал-губернатором иностранных должностных и официальных лиц.
При исполнении своихобязанностей парламентарии могут пользоваться Библиотекой Парламента,располагающей объективными службами правовой, бюджетной информации и подсчётаиздержек.
Что касаетсяминистерской ответственности, члены Правительства должны отчитываться задеятельность своего министерства во время ежедневных рабочих устных вопросов иответов в Палате общин. Такое время наступает тогда, когда все членыправительства, по мере возможности, находятся в Палате, чтобы отвечать навопросы Официальной оппозиции и других оппозиционных партий.
Подобный периодсуществует и в Сенате, где члены Оппозиции задают вопросы лидеру правительствав Сенате.
При открытии каждойпарламентской сессии (дважды в год) генерал-губернатор в Совете произноситТронную речь в тронном зале, одновременно являющемся залом заседаний Сената.Эта речь оговаривает основные границы вмешательства правительства во времяпарламентской сессии. Эта речь впоследствии выносится на голосование депутатамии обычно получает вотум доверия. Этот вотум фактически может привести и котставке правительства, если голосование окажется отрицательным. В этом случаегенерал-губернатор в Совете должен распустить Палату общин и объявить всеобщиевыборы. Если же голосование положительное, правительство тем не менее можетприменить свои указания.
К тому же,законодательные работы, осуществляющиеся в Палате, различных сенатских ипалатных комитетах, служат для обстоятельного изучения вопросов. Эти комитетыпозволяют депутатам и сенаторам встретиться и побеседовать (по форме) сэкспертами или с группами граждан об обсуждаемом вопросе. Потом комитетыпредставляют свои отчёты Палате и Сенату для последующего изучения. Заисключением голосования по бюджету, необходимо одобрение обеих законодательныхпалат, для того чтобы генерал-губернатор санкционировал создание, изменение илиупразднение какого-либо закона.
Законодательноесобрание каждой провинции состоит из депутатов, избранных мажоритарнымголосованием за одного кандидата в один тур в каждом из провинциальныхизбирательных округах (отличных от федеральных округов, за исключение Онтарио,где провинциальные округа совпадают с федеральными с 1999). Все провинциальныезаконодательные собрания построены по однопалатной системе.
Демократическая ипарламентская система провинции по умолчанию определена в конституционном акте1867 по примеру системы федерального Парламента. Однако каждое законодательноесобрание может создать свою собственную провинциальную конституцию. В наши днилишь провинция Британская Колумбия имеет провинциальную конституцию. Тем неменее, в Квебеке есть квазиконституционные акты, такие как Хартия прав и свободчеловека и Хартия французского языка.[7]
5. Судебно-правовая система
Хотя в Канаде судебнаяи правовая системы относятся к юрисдикции двух уровней правительственнойвласти, в стране существует единая общая структура судоустройства, первичнымзвеном которой является провинциальная судебная система. Провинции обладаютсобственной законодательной властью, позволяющей им учреждать провинциальныесуды и организовывать их работу, а также устанавливать процессуальные нормы прирассмотрении гражданских исков. Однако уголовное право и судопроизводствонаходятся в исключительной юрисдикции федерального парламента. Кроме того,согласно конституции, парламент имеет право образовывать и формироватьГенеральный Апелляционный суд страны и учреждать другие суды. Судьипровинциальных судов назначаются федеральным правительством. Решениемпарламента в стране было образовано два суда, деятельность которых имеет оченьважное значение; Верховный суд и Федеральный суд. Верховный суд Канадынаходится в Оттаве и является последней и окончательной инстанцией прирассмотрении апелляций по всем гражданским и уголовным делам. В состав судавходят главный судья Канады и восемь судей. По меньшей мере три судьиВерховного суда должны представлять Квебек, поскольку гражданское право исудопроизводство этой провинции основаны на положениях старофранцузскогогражданского права, тогда как другие провинции руководствуются основамианглийского общего права. На пленарных заседаниях Верховного сударассматриваются только дела, касающиеся конституционных или юридическихвопросов первостепенной важности. Большая часть дел рассматривается Верховнымсудом в составе трех или пяти судей. При рассмотрении апелляций по гражданскимделам, поступившим из Квебека, судьи, представляющие эту провинцию, какправило, составляют большинство состава суда. Федеральный суд обычно разбираетапелляции, поступающие от федеральных управлений и служб, а также осуществляетнадзор за деятельностью провинциальных судов, издавая судебные приказы озапрещении производства по делу, истребовании дел и о выполнении требованийистца. Федеральный суд разделяет с провинциальными судами юрисдикцию повопросам уголовного права и судопроизводства, а также обладает«остаточной» юрисдикцией по всем вопросам, выходящим за пределыкомпетенции провинциальных судов. Кроме того, Федеральный суд занимаетсявопросами морского права и разбирает иски к федеральному правительству. В судеимеется специальный отдел апелляций, который возглавляет главный судья. Всостав отдела входят четыре судьи, в судебных разбирательствах дополнительноучаствуют еще восемь судей. Не менее четырех судей на заседаниях должныпредставлять Квебек. В стране существует три вида провинциальных судов.Провинциальные суды высшей категории включают суды первой инстанции иапелляционные суды. Они заслушивают дела о наиболее серьезных уголовныхпреступлениях, а также наиболее важные гражданские дела. К судам более низкойкатегории относятся суды графств и окружные суды, которые создавались в первуюочередь для того, чтобы обеспечить оперативное и не требующее больших затратрассмотрение мелких гражданских и уголовных дел. Кроме того, в провинцияхсуществуют и специальные суды, которые рассматривают дела о наследстве, омелких правонарушениях, а также исковые требования на небольшие суммы. В болеекрупных населенных пунктах имеются муниципальные суды, занимающиеся случаяминарушений постановлений местных органов. Уголовные дела рассматриваются судом всоставе судьи и 12 присяжных. Предварительные слушания обычно производятсясудьей нижестоящего суда. Обвиняемому предоставляется также возможность либопредстать перед судьей нижестоящего суда, который может провести рассмотрениедела по упрощенной процедуре (без участия присяжных), либо продолжительноевремя дожидаться следующей выездной сессии суда высшей категории. Требования,предъявляемые к лицам, заседающим в суде в качестве присяжных, несколькоотличаются в различных провинциях. (В Квебеке, например, только в 1972 женщинамбыло разрешено выполнять обязанности присяжных.)[8]
6. Избирательная система и политические партии6.1 Избирательная система
Когда три из оставшихсябританских колоний в Северной Америке объединились в 1867 году — в этом же годуБритания расширила свое избирательное право до 10 процентов избирателей — новыйдоминион Канады естественным образом принял британские институты избирательнойдемократии. Отцы-основатели Канады, в отличие от своих австралийских коллег, спустядва поколения, не задались вопросом, подойдет ли британская система, основаннаяна системе FPTP, для федеративной страны, распростертой по обширным регионам. Хотянекоторые эксперименты на местном и провинциальном уровне с различнымисистемами выборов проводились после того, как западные провинции вошли в составконфедерации в начале нынешнего века, они оказались недолговечными. Сегодня, нетолько 301 член Парламента избирается с использованием системы, основанной насистеме FPTP, но также и все члены законодательных органов десяти провинций идвух территорий. На самом деле, с годами, федеральная избирательная системапродвинулась еще ближе к системе, основанной на модели относительногобольшинства FPTP, поскольку то небольшое число двухмандатных округов, которыекогда-то существовали, постепенно были ликвидированы.
То, что система FPTP,подходит для Канады принималось как должное, отчасти потому, что знакомствоканадцев с опытом избирательных систем за пределами Канады обычно ограничиваетсятолько США и Великобританией. И все же, это не объясняет полностью то, какимобразом страна, так сильно обеспокоенная реформой конституции, оказаласьзакрытой для изменения своих избирательных институтов — особенно, как мы увидимдалее, принимая во внимание аномалии, к которым это привело. Это не значит, чтореформы в сторону пропорциональной системы в большей степени никогда непредлагались; просто они не заняли свое место на политической арене. Комиссияпо канадскому единству (P pin Robarts Commission) в свой Отчет за 1979 годвключила рекомендацию о том, чтобы только чуть более двадцати процентов мест вПалате общин было предоставлено партиям, пропорционально их поддержкеизбирателями и от тех провинций, которые представлены в недостаточной степени.Немного отличное предложение было представлено Новой демократической партией,имеющей левые взгляды, которая является наименее представленной в соответствиис системой FPTP. И все же, когда правительство Трюдо бесцеремонно отвергло отчетКомиссии по канадскому единству (P pin Robarts), избирательная реформа ПалатыОбщин также была отложена на неопределенное время.
Тот факт, что этапроблема была снята с политической повестки дня, стал ясным спустя десять лет,когда Пьер Лорти, Председатель Королевской комиссии по избирательной реформе ипартийному финансированию, созданной правительством Малруни в 1990 году, яснозавил, что изменение избирательной системы как таковой выходит за рамкиполномочий Комиссии. Обсуждение реформы избирательной системы федеральных законодательныхорганов было сконцентрировано на предложении, поддержанном западнымипровинциями, превратить назначаемую высшую палату, Сенат, в избираемую палату. Нокогда реформа Сената приказала долго жить после отказа от предложения овнесении изменений в Конституцию во время референдума 1992 года, эта возможнаядорога избирательных систем, отличных от системы FPTP, была закрыта.
Как бы иронично это низвучало, но искажающее влияние системы FPTP на представительство в Палате общинвместе с тенденцией канадцев идентифицировать себя в политическом плане срегионами, возможно, никогда не было сильнее, чем во время проведения последнихдвух федеральных выборов. В 1993 году избиратели отвергли правящих ПрогрессивныхКонсерваторов, но избирательная система почти опустошила старейшую партиюКанады. Вместо избрания 46 членов из 295, что дала бы им пропорциональнаясистема, Тори удалось избрать только двух депутатов. В противоположность ей,две партии, базирующиеся в регионах, “Блок Ку би куа” и “Реформ”, набравшиесоответственно 13, и 19 процентов голосов избирателей, избрали 54 и 52 членапарламента.
В 1997 году из 301места в Парламенте, Либералы получили 155, “Реформ” 60, “Блок Ку би куа” 44,НЛП 21, а Тори 20. Если бы места были распределены в соответствии с поддержкойнарода, Консерваторы заняли бы третье место, имея 58 мест, сразу следуя за“Реформ”, имеющей 59 мест, а НДП и “Блок Ку би куа” имели бы по 33 места,оставив Либералам 118 мест. Две трети мест Либералов приходятся на Онтарио, вто время как Реформ доминирует в западных провинциях, а “Блок Ку би куа Квебек”- делит Канаду на четыре части, как писал об этом “Экономист”, создавая такимобразом “ Радужный Парламент”, как его называют канадские знатоки. Если быместа распределялись в соответствии с поддержкой, оказываемой партиям народом,Либералы, Консерваторы и НДП выиграли бы места во всех провинциях, Реформ вовсех, кроме Квебека. И это, конечно, без учета того факта, что при системепропорционального представительства партии имели бы стимул расширить попытки иресурсы за пределы регионов, где у них дела идут хорошо: Консерваторамнеобходимо было бы прилагать больше усилий на западе; НДП и Реформ должны былибы работать усерднее, чтобы получить поддержку в Квебеке. На самом деле, естьуважительная причина для того, чтобы предположить, что приход на избирательныеучастки только двух третей зарегистрированных избирателей связан с тем, что вбольшинстве случаев только одна или две партии были реальными конкурентами, асторонники других фактически были лишены голоса.
Реформа избирательнойсистемы в сторону большей степени пропорциональной системы была предложенарядом обозревателей и авторов передовых статей в начале выборов в обоихслучаях, этот вопрос также поднимался руководителями ПрогрессивнойКонсервативной партии, но только в мечтах. А в ноябре 1997 года был представленчастный законопроект одним из ведущих членов НПР, в котором предлагалось ввестипропорциональное представительство и создать комиссию с участием всех партийдля проведения общественного опроса по этому вопросу и представить отчет сконкретным предложением, которое затем будет предложено канадцам для одобренияна референдуме. Однако, как и другие частные законопроекты, этот также будетпылиться на полке. Вообще говоря, политики считают реформу избирательнойсистемы “мертвым делом”, в которое они не желаю вкладывать драгоценныйполитический капитал.
Единственнымиположениями по реформированию избирательной системы, которые попали наполитическую арену, были положения, принятые в западных отдельных провинциях,предусматривающие отзыв законодателей. Что касается реформы избирательнойсистемы, реальной единственной перспективой для Канады является следованиеопыту Великобритании. Если Великобритания окажется готовой серьезнорассматривать изменения избирательной системы, которой она одарила Канаду,канадцы могут последовать ее примеру.[9]
избирательнаяполитическое канада конституция6.2 Политические партии
В Канаде действуетмногопартийная система, однако на протяжении всей ее истории у власти сменяютдруг друга две партии – либералов и консерваторов, причем различия в программахмежду ними минимальны.
Либеральная партияКанады (ЛП) оформилась как общеканадская в 1873. Первоначально объединялазащитников «прав провинций», сторонников свободной торговли и большейсамостоятельности по отношению к Великобритании; опиралась на теоретическоенаследие английского манчестерского либерализма, североамериканскогорадикализма и французской революции 1848. Либералы отстаивали государственнуюсобственность на средства сообщения и связи, но противились расширениюгосударственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Однако с 1930-х ЛПперешла к более активной социальной политике, включая помощь безработным,выплаты субсидий фермерам и т.д. Продолжая защищать свободноепредпринимательство, либералы допускали государственное экономическоерегулирование, «канадизацию» экономики и введение государственных программсоциального обеспечения. ЛП декларирует свою приверженность либеральнымпринципам «индивидуальной свободы, ответственности и достоинства человеческойличности в рамках справедливого общества и политической свободы в рамкахподлинного участия для всех», а также правового государства. Либералыпровозглашают равенство шансов для всех членов общества, поощрение культурногоразнообразия и двуязычия. ЛП находилась у власти в 1873–1878, 1896–1911,1921–1926, 1926–1930, 1935–1957, 1963–1979, 1980–1984 и с 1993. Входит вЛиберальный Интернационал.
Консервативная партияКанады (КПК) основана в 1854. В 19 в. отстаивала протекционистскуюэкономическую и торговую политику, чтобы защитить канадскую промышленность ирынок от зарубежной конкуренции. Консерваторы подчеркивали свою приверженностьидее сильного правительства и близость к британской короне. Они традиционноотстаивали свободное предпринимательство, однако с 1930-х допускали возможностьболее активного государственного вмешательства в экономическую жизнь, контролянад ресурсами, защиты инвестров и потребителей. В духе времени КПК была в 1942переименована в Прогрессивно-консервативную партию (ПКП). Однако, признаваяэкономические и социальные функции государства, партия стремилась ограничить ихи свести к минимуму. В 1980–1990-х она проводила неоконсервативный политическийкурс, добивалась сокращения социальных расходов, развития свободной торговли иукрепления политического сотрудничества с США
Консерваторы находилисьу власти в Канаде в 1867–1873, 1878–1896, 1911–1921, 1926, 1930–1935,1957–1963, 1979 и 1984–1993. В 1987 в ПКП произошел раскол: правые консерваторыиз Альберты и Британской Колумбии создали Партию реформ, критиковавшую налоговуюполитику федерального правительства и приток иммигрантов из стран Азии. С1990-х годов Партия реформ, преобразованная в 2000 в Канадский реформистскийконсервативный альянс, была ведущей оппозиционной силой в Палате общин. В 2004ПКП и альянс воссоединились в КПК. Она выступает за сокращение налогов(особенно, на фирмы и прибыли) и государственного долга, за бездефицитныйбюджет, «более эффективное» правительство и «более ответственную» социальнуюполитику, а также за укрепление традиционных семейных. политических инравственных ценностей. В основу экономики, по мнению КПК, должна быть положенасвободная рыночная конкуренция, а государство призвано лишь поощрять частнуюинициативу, вкладывать средства в образование и исследования, защищатьобщественные нормы и законы и оказывать помощь лишь наиболее нуждающимся. Всфере государственного устройства консерваторы выступают за введение выборов вСенат и системы пропорционального голосования на выборах в Палату общин, заиспользование практики народных референдумов и т.д.
Квебекская партия (КП)– создана в 1968. Добивается признания квебекской нации и ее права насамоопределение, осуществления политического отделения франкоязычной провинцииКвебек от Канады при сохранении экономической «ассоциации» между обоимигосударствами. В социально-экономической области программа партии была близка ксоциал-демократии, выдвигая требования обеспечения полной занятости,прогрессивной налоговой реформы, расширения государственного сектора и контроляв экономике и прав профсоюзов на производстве (включая участие в управлениипредприятиями). Позднее эти лозунги были смягчены, но общаясоциал-демократическая направленность КП сохранилась. В сфере духовной жизниквебекские сепаратисты выступают за сосуществование культур при одновременномпоощрении развития французского языка, как единственного государственного вКвебеке. Квебекская партия находилась у власти в провинции в 1976–1985 и с1994. В федеральных выборах не участвует. Лидер партии и премьер-министрпровинции Квебек – Люсьен Бушар.
Квебекский блок (КБ) — партия социал-демократического толка, образована в 1990 квебекскимисепаратистами специально для участия в федеральных выборах. В провинциальныхвыборах в Квебеке не участвует; поддерживает Квебекскую партию. Блок отстаиваетидею самоопределения квебекской нации и политического суверенитета Квебека. КБобвиняет федеральные власти в ущемлении прав и интересов Квебека вэкономической, финансовой, социальной, политической, международной и культурнойобластях. Выступая за «устойчивое развитие» общества и повышение качестважизни, квебекские сепаратисты заявляют о «провалах неолиберализма» инеобходимости «преобладающей роли государства» в условиях «квебекской модели» и«динамичного отношения между государством, рынком м гражданским обществом», безкакой-либо гегемонии одного из этих факторов и при сокращении разрыва междубогатыми и бедными. Пока Квебек остается в составе Канады, КБ выдвигаеттребования сокращения федеральных налогов на лиц со средними (а не крупными)доходами, развития и расширения системы страхования от безработицы, увеличенияфедеральных трансфертов для нуждающихся лиц и категорий населения, а также нанужды здравоохранения, отказа от сокращения расходов на социальные нужды,запрета на использование штрейкбрехеров на федеральных предприятиях,ратификации международных соглашений в области экологии и прекращения практикиограничения гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом. В областивнешней политики квебекские сепаратисты призывают к увеличению помощи странам«Третьего мира», ограничению интервенций за рубежом строгими нормамимеждународного права, а также созданию американской континентальной валюты.[10]
В 1993–1997 КБ былведущей оппозиционной партией в канадском парламенте. На федеральных выборах2000 получил 10,7% голосов и 38 мест в Палате общин. Лидер – Жиль Дюсепп.
Новая демократическаяпартия (НДП) оформилась в 1961 на базе существовавшей с 1932 Федерациикооперативного содружества и части профсоюзов, входящих в Канадский рабочийконгресс. НДП – социал-демократическая партия, член СоциалистическогоИнтернационала. Выступает за осуществление программы «экономических, политическихи социальных перемен» и развитие общества «к равенству, социальнойсправедливости и демократии». Новые демократы намереваются построить«социальное демократическое общество», в котором сочетаются «устойчивыйпрогресс и социальное, экономическое и политическое равенство». Производство ираспределение должны быть «ориентированы на общественные и индивидуальныепотребности в рамках окружающей среды и устойчивой экономики, а неруководствоваться извлечением прибылей». НДП требует взять под контроль монополиив области производства и распределения с помощью экономического и социальногопланирования. Она обещает «расширить применение принципа общественнойсобственности», укрепить достоинство и свободу человеческой личности.Добивается проведения Канадой более независимой и мирной внешней политики идостижения большей социальной справедливости в мире.
Наиболее прочнымипозициями НДП обладает в провинциях Саскачеван, Манитоба, Британская Колумбия иОнтарио, где она неоднократно находилась у власти.
Зеленая партия Канады(ЗПК) выросла из экологического, правозащитного, женского, антивоенного и иныхсоциальных движений. Первая зеленая партия в Канаде была основана в 1983 вБританской Колумбии, а затем зеленые распространили свою деятельность на всюстрану. Партия выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с окружающейсредой, социальную справедливость, развитие «демократии снизу», ненасилие,децентрализацию, равноправие между полами, сохранение биологического икультурного разнообразия. В хозяйственной области зеленые – за экономическуюсистему, ориентированную на местные нужды, «самопомощь» и человеческиепотребности в рамках «естественных границ Земли».
Помимо основных, вКанаде действует множество других партий самого различного толка: Партияхристианского наследия (правая, основана в 1987), Партия естественного закона,троцкистские организации (Социалистическая левая, Социалистическаяальтернатива, Интернациональный рабочий комитет, Социалистическое действие,Новая социалистическая группа. Интернациональные социалисты, Партиясоциалистического равенства, Рабочее сопротивление), маоисты (Коммунистическаяпартия Канады (марксистско-ленинская), Марксистско-ленинская партия Квебека.(Марксистско-ленинский альянс) и др.[11]
Заключение
Канада – федеративноепарламентское демократическое государство с монархической формой правления.Было образовано 1 июля 1867, в соответствии с Актом о Британской СевернойАмерике, как федерация британских колоний. Страна получила своюгосударственность, но главой государства оставался британский монарх, а заВеликобританией сохранилось исключительное право на изменение конституцииКанады, право представлять ее в международных отношениях, заключать от ее именидоговоры и соглашения, решать вопросы войны и мира. Канада не имеласобственного гражданства. Такое государственное устройство получило наименованиедоминиона. Согласно Вестминстерскому статуту 1931, Канада и другие британскиедоминионы обрели политический суверенитет, внешнеполитическую независимость ина них более не распространялись британские законы. Но лишь 17 апреля 1982Канада официально получила новую конституцию, в соответствии с которойканадские органы получали право менять конституцию.
Список использованныхисточников
1. Конституциизарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков — 2-е изд.,ис-прав. и доп.— М.: Издательство БЕК. — 584 с.
2. Конституционноеправо зарубежных стран: Учебно-практическое пособие [Текст]/Сизько И.А., Чепурнова Н.М… — М.: МЭСИ, 2007. 184 с.
3. МелкумовА.А. Особенности государственно-политического устройства Канады / А.А. Мелкумов// Вестник Московского университета, серия 12, политические науки. – 2000. – №3. – с. 103 – 120.
4. ПолитикаКанады [Электронный ресурс]// www.canada.ru/about/politics
5. РодинИ. реформа системы государственной службы в Канаде[Текст]/государственнаяслужба — № 1 (21) – 2003.
6. ТихомировЮ.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Издательство НОРМА, 1996. — 432с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.