КРИМИНОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА № 8
ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КРИМИНОЛОГИИ
Время — 4 часа
План лекции:
1. Понятие и предмет политическойкриминологии
2. Преступная политика
3. Влияние тоталитарной политики наобщеуголовную преступность
4. Преступления против конституционногоосуществления политики
5. Криминологическая политика
6. Использование темы преступности вполитике
1. Понятиеи предмет политической криминологии
1. Термин политическая криминология в свое время работыбыл предложен профессором Д.А. Шестаковым для обозначенияформирующейсяв рамках общей криминологии отрасли, исследующей закономерности взаимосвязипреступности и политики. При этом в политике предполагалось рассматривать какправоохранительную, так и преступную ее стороны.
Первые научные публикации данной научной отрасли появились вРоссии в начале 90‑х годов в связи с возникшей в обществе потребностьюкриминологического осмысления преступных злоупотреблений коммунистическогорежима.
Предмет политической криминологии включает в себя преступную политику; влияние тоталитарнойполитики на общеуголовную преступность; преступления против конституционногоосуществления политики; криминологическую политику; политические спекуляциипроблемой преступности. В настоящее время эта отрасль стала учебнойдисциплиной.
2. Перед политической криминологией стоит задача по-новомуосмыслить суть и объем проблемы преступности в области политики.
Политическая преступность складывается из воспроизводствапреступлений как самого государства или, точнее выражаясь, преступлений,совершаемых от имени государства и олицетворяющих его преступную политику,так и против государства, против его конституционного строя.
2. Преступнаяполитика
1. Преступления государства, олицетворяющие собой одну изформ организованной преступности, совершаются конкретными людьми, которые, впринципе, должны нести уголовную ответственность. Теоретически эти преступлениямогут быть разделены на две подгруппы: внутренние и международные.
2. Внутренняя преступная деятельность государства, ксожалению, пока прямо не криминализирована, т. е. за нее специально неустановлена уголовная ответственность даже в новом УК РФ 1996 г.Обоснование соответствующих дополнений, которые следует внести в УК,представляет собой задачу, решение которой лежит на стыке уголовного права иполитической криминологии. При этом, естественно, должны быть учтеныисторические факты, в том числе имевшие место в России.
Так, осуществление под началом Ленина разрушительной антирусской,антироссийской политики красного террора, состоявшей в убийствах членов царскойсемьи, уничтожении элитарных слоев общества, разорении и физическом уничтожениисотен тысяч россиян. Ущерб национальной культуре, гонение на религию, растратаогромных культурных и материальных ценностей — все эти деяния компартииленинского периода с учетом их вредоносности и количества, являются,по-видимому, наиболее разрушительными преступлениями за всю российскую историю.
Известный исследователь С.П. Мельгунов произвел расчет числажертв ленинского террора. В 1920 г. в советской России действовалоприблизительно 1000 коммунистических застенков (чрезвычайные комиссии, особыеотделы, губернские революционные трибуналы, районные транспортные чрезвычайныекомиссии, железнодорожные трибуналы, трибуналы военизированной охраны, войсквнутренней охраны, войск внутренней службы и т. д.). В застенкесовершалось в среднем пять убийств в день. Число застенков росло срасширением советской территории. Из этого вытекает, что в год уничтожалосьприблизительно 0,5 млн людей, а за период с октября 1917 г. по октябрь1924 г. их было умерщвлено по меньшей мере 3,5 млн.
Вред для страны политических преступлений Ульянова-Ленина и егоокружения не идет ни в какое сравнение с вредом, приносимым общеуголовнымипреступлениями и может быть сопоставлен лишь с последствиями сталинскоготеррора, который, с одной стороны, стал продолжением и развитием ленинскогокрасного террора, а с другой — по целям и использованным для их достижениясилам качественно изменил направление преступной коммунистической политики.В отдельные годы сталинского периода казни ни в чем неповинных людейисчислялись в Советском Союзе сотнями тысяч. Согласно демографическим расчетамИ. Курганова, в невоенное время в процессе «революционных преобразований»с 1917 по 1959 г. народ СССР потерял 66 млн 700 тыс. человек. Близкие кэтим цифры приводятся и другими исследователями. Соотнесение сталинскогои ленинского этапов коммунистического террора в России — актуальная задачадля политологов, криминологов, правоведов.
3. Международное политическое преступление или, точнеесказать, преступление, предусмотренное нормами международного права,представляет собой, как замечено А.И. Бойцовым,международно-противоправное деяние государства, нарушающее его исключительноважные международные обязательства; оно характеризуется общечеловеческойопасностью и международной противоправностью. Последняя представляет собойпротиворечие деяния международному обязательству.
Международные политические преступления отражены в УК РФ в главе34 «Преступления против мира и безопасности человечества». К ним относится:планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичныепризывы к развязыванию агрессивной войны; производство или распространениеоружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведениявойны; геноцид; экоцид; наемничество; нападение на лиц или учреждения, которыепользуются международной защитой (ст. 353–360). Известные с древнейшихвремен эти преступления отнюдь не изжиты и сегодня, например, НАТО в отношениисуверенной Югославии в 1999 г. вело агрессивную войну. Числопреступников, ответственных за данное тягчайшее преступление, весьма обширно.Очевидно, что оно не исчерпывается лишь президентом США Б. Клинтономи генеральным секретарем НАТО Х. Саланой.
3. Влияниетоталитарной политики на общеуголовную преступность
политический криминология преступность
1. Бытует представление, будто бы жесткий государственныйрежим, осуществляемый в обществах с тоталитарным политическим строем,обеспечивает сносный общественный порядок, позволяет держать преступность подконтролем. По-видимому, до какой-то степени это мнение соответствует истине также, как и распространенное суждение, согласно которому преступность — часть тойцены, которую люди вынуждены платить за высшие блага свободы и демократии.Подтверждением тому служит небывалый всплеск преступности в России,последовавший за крушением советского строя. Впрочем, следует заметить, чтопервоначальная реакция общественного организма на свободу и демократизацию впервые годы перестройки (1986–1987), точно так же как это случилось четвертьвека назад в первой половине 60‑х годов (1962–1965) во время хрущевскойоттепели, проявилась в виде заметного снижения преступного множества. И толькозатем, совпадая по времени с породившим у значительных масс населенияразочарование отсутствием ожидаемого значительного положительного сдвигахозяйства страны, соответствующего ее потенциалу, и с ухудшением материальногоположения (безработица, крайне низкая зарплата и пенсия) значительной частинаселения, включая квалифицированных специалистов, начиная с 1988 г.преступное множество России возросло аналогично тому, как это происходило помере нарастания «брежневского застоя» после 1965 г., но еще значительнее.
Преступность оживляется не только в ответ на расширение свободы иослабление контроля, но также в ответ на ломку привычного образа жизни приотсутствии (наверное, это особенно характерно для России) ясной объединяющейстрану цели и на крушение у определенной части населения надежд.
2. Однако анализируя взаимосвязь степени жесткости режимаи размеров преступности, необходимо задаться вопросами: не преступен лисам жесткий режим, удерживающий обычную уголовную преступность в определенных рамках?И если да, то какие преступления обременительнее для общества, те ли, которыеявляются делом рук обычных разрозненных уголовников, или же те, которыесовершены самим государством? Применительно к России ответить на эти вопросысовсем не сложно. Для этого достаточно обратиться к самому надежному изизвестных криминологических показателей, т. е. к числу противоправноголишения людей жизни. Ясно, что количество зарегистрированных обычных уголовныхубийств после перестройки достигло небывало большого числа. Изучение материаловМВД РФ показывает, что их ежегодное число во второй половине 90‑х годовколеблется около 30 тыс., а рассчитанный на 100 тыс. населениякоэффициент — около 20. Столь большого числа этих преступлений на территориибывшей РСФСР, по-видимому, никогда прежде не регистрировалось. Очевидно также,что в прежние, в частности в 30–50‑е годы, таких преступлений здесьбыло заметно меньше. Но в какое сравнение могут пойти эти несколько десятковтысяч убийств с сотнями тысяч и миллионами казней, инициированных в различныегоды в стране коммунистической партией?! Вот почему применительно к Россииутверждение о том, что тоталитарный режим в ней имел преимущества передпослеперестроечным в смысле обеспечения безопасности людей от преступныхпосягательств, ошибочно.
3. Любое общественное устройство не совершенно, не свободноот противоречий, не может в полной мере удовлетворить все социальные слои, атем более всех людей и потому способствует прямо или опосредованнопреступлениям. Но у отдельных видов социального строя имеются свои особенныенаиболее ярко проявляемые возбудители преступности. У советского строя такжебыли специфические причины массового преступного поведения, действие которых нетолько продолжилось после обвала коммунистического устройства, но дажеусилилось в связи с расширением личных свобод и ослаблением контроля. Процессы,происходившие в советском обществе, воспроизводили причины обеих социальнонаиболее значимых разновидностей преступлений: насильственных и корыстных.
Причиной насильственных преступлений, характерной для советскогокоммунистического режима, как мы думаем, явилась, помимо прочего, егочрезвычайная жестокость, выразившаяся в политике массовых репрессий, внагнетании коллективной, «классовой» ненависти, в подавлении свободы человека.Все эти типичные для советской политики черты способствовали ощущению большогои малого страха, неполноценности, которые, как известно психологам, нередковымещаются в агрессивных поступках. Участие Советского Союза в войнах ивооруженных конфликтах, как неизбежно вынужденное, так и обусловленноенеразумной политикой (афганская война, чеченский конфликт), тоже еще долгоевремя будет откликаться всплесками насилия над личностью.
Причина корыстных преступлений, прямо вытекающая из коммунистическойполитики, состоит в подавлении традиционной для России духовности, разрушениикультуры и — пожалуй, самое главное — в ликвидации слоев общества,являющихся носителями высоких духовных ценностей. Ибо именно развитаядуховность, как было отмечено в главе о криминологической теории причинности,обладает свойством сдерживать корысть, вводя в разумные рамки, а то ивовсе устраняя естественное стремление людей к обогащению. Достиженияхудожественной литературы, живописи, а тем более музыкальной культуры советскойРоссии несопоставимы с дореволюционными культурные же интеллигентные слоиобщества не возникают на ровном месте в первом или втором поколении.
4. Преступленияпротив конституционного осуществления политики
1. Проведению в рамках установленного конституциейправопорядка политики могут препятствовать как преступления, посягающие на самиосновы конституционного строя, так и совершаемые в политической сферетерроризм и коррупция.
2. К преступлениям против основ конституционного строяУК РФ относит государственную измену, шпионаж, посягательство на жизньгосударственного или общественного деятеля, насильственный захват власти илинасильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы кнасильственному изменению конституционного строя, диверсию, возбуждениенациональной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственнойтайны, утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 275–284 УКРФ).
В России смертная казнь за эти преступления, исключаяпосягательство на жизнь государственного или общественного деятеля(ст. 277 УК РФ), уже отменена, но пока еще ждет решения ряд проблем,касающихся повышения эффективности и целесообразности реакции на них. К числуданных проблем относится, в частности, правовое регулирование особенностиуголовной ответственности и освобождения от наказания профессиональныхразведчиков. Как известно, существует практика межгосударственного обменаосужденными шпионами с освобождением их от отбывания наказания и возвратом народину. Очевидно, что в данной практике имеется здравый смысл и онануждается в законодательной легализации.
Политический терроризм — это совокупность насильственныхуголовно-правовых деяний, совершаемых субъектами политики в целяхизменения, прекращения деятельности конституционных органов государственнойвласти, высших должностных лиц государства либо видных политических деятелей(лидеров политических, религиозных, общественных объединений или международныхорганизаций), либо изменения границ государства. Терроризм имел место в РоссийскойИмперии. Так, политической организацией «Народная воля» совершено убийствоИмператора Александра II, «Боевой организацией» партии эсеров осуществленряд террористических актов против видных политических деятелей России.Практически отсутствовавший в условиях тоталитарного советского режимаполитический терроризм возродился после его падения. В политических целяхзахватываются заложники, производятся взрывы. Особенно много террористическихакций имеет место в связи с чеченскими вооруженными конфликтами.
3. Политическую коррупцию образуют взяточничество, подкупсубъектов политики, совершенные для достижения политических целей,злоупотребления властью в целях материального или финансового обеспеченияполитической деятельности. Ее следует рассматривать как систему социальныхсвязей и отношений, сложившихся по поводу незаконного приобретения, сохранения,упрочения, распределения или утраты государственной власти. В качестве целейданной разновидности преступной деятельности могут выступать получение,сохранение, распределение или утрата власти в соответствующих государственныхструктурах. Она осуществляется иногда не в личных интересах, а в интересахполитических партий, блоков, объединений, движений. Формы проявленияполитической коррупции весьма разнообразны; к ним относят, в частности,лоббирование нормативных актов, вымогательство материальных средств укоммерческих структур для политических партий, общественных фондов и т. п.(«бюрократический рэкет»), предоставление материальных средств в избирательныефонды поддерживаемых претендентов. К политической коррупции относятся подкупкак избирателей, так и избираемых.
С.С. Босхолов сообщает, что в 90‑е годы ХХ столетия порейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия оказаласьв десятке самых неблагополучных стран мира наряду с такими, как Венесуэла,Камерун, Индия и Индонезия. Сформировавшиеся преступные сообщества сделалиставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти,местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов.
Политическая коррупция обладает высокой степенью латентности; вРоссии она чрезвычайно распространена и отрицательно сказывается надеятельности власти, оказывающейся в итоге в зависимости от лиц, вкладывающих внее деньги и направляющих ее деятельность.
5. Криминологическаяполитика
1. Криминологическая политика представляет собой избраниегосударством концепции и последующее проведение им стратегии и тактикиконтроля преступности. Она включает в себя два основных направления:уголовно-правовое и собственно криминологическое. Первое связано с развитиемматериального уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительногозаконодательства и практическим обеспечением уголовной ответственностилюдей, совершивших преступление. Второе собственно криминологическоенаправление в узком смысле слова заключается в обеспечении государствомсистематического осмысления закономерностей развития преступности,предупреждения преступлений, оказания материальной и психологической помощи изащиты как потенциальным, так и реальным жертвам преступления(виктимологическая политика), создания лицам, совершившим преступления,условий, способствующих их включению в нормальную, законопослушную общественнуюжизнь.
2. Собственно криминологическая политика предполагает учет ипомощь имеющимся в обществе «группам риска» — беженцам, безработным, бездомным,алкоголикам и наркоманам, а также освободившимся из мест лишения свободы и др.,— для которых существует повышенная угроза оказаться преступниками или жертвамипреступления. К ней же относится криминологический контроль за развитиемзаконодательства, который должен осуществляться посредством экспертизы проектовзаконов на предмет того, не повлечет ли их принятие обострения преступности.
3. Важной формой проведения криминологической политики служатгосударственные и региональные программы противодействия преступности.
6. Использованиетемы преступности в политике
1. Проблема преступности заинтересованно воспринимаетсяширокими массами, поскольку она затрагивает их интересы. Только в Россииежегодно с ней непосредственно сталкиваются миллионы людей. Есть в этойпроблеме и нечто «щекочущее нервы», извечно притягивающее внимание обывателя.Неудивительно поэтому, что карта преступности разыгрывается политическими деятелямии партиями для приобретения авторитета, завоевания поддержки политическогокурса избирателями.
Ни одна более или менее серьезная предвыборная программа сегодняне обходится без включения в нее направленных против преступности положений. Вовторой половине ХХ в. умение сдержать рост преступности стало одним изосновных доказательств политической дееспособности властных структур.16 Всякийпретендент на высокий государственный пост допустит ошибку, если предложитпротиворечащие криминологическим закономерностям меры контроля запреступностью. Оценивая же предвыборные обещания, не следует забывать, чтонередко они, не являясь результатом основательно разработанной стратегии, носятчисто популистский характер. В первую очередь сказанное относится к различногорода ужесточениям, подобным Программе «трех ударов» Президента СШАР. Клинтона или же противоправному Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина«О борьбе с бандитизмом и организованной преступностью» от 14 июня1994 г. Такие скоропалительные меры, идущие под призывом «усилить борьбу»,основанные на понимании психологии пристрастия народа к разного родаразоблачениям и скорому возмездию, обычно заканчиваются нулевым или ничтожнымрезультатом.
2. В политических интересах рисуемая перед населением картинапреступности нередко искажает истинное положение вещей. Так, например, всоветское время преступность социалистического общества представлялась какпринципиально менее опасная, по сравнению с капиталистическими странами, иимеющая якобы тенденцию к снижению и в конечном счете отмиранию. Излишняя жедраматизация проблемы преступности может служить цели получить дополнительныематериальные средства для силовых ведомств либо — если она исходит от оппозиции— опорочить действующую власть, представляя ее как неспособную к решению важныхобщественных проблем.
В круг задач политической криминологии, таким образом, входитвзвешенная оценка отображения преступности в политических решениях, программахи высказываниях, а также предлагаемых мер по противодействию ей.