Введение
Молодежь –это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, ноот которой непосредственно зависит будущее всех остальныхсоциально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечитьполный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременнойи успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. В современном мире,переживающем глобальный экономический кризис, вхождение молодежи в общество,занятие ею достойного места на рынке труда особенно сложно. Кроме того,возникли серьезные проблемы, связанные со здоровьем молодежи, ее социальнымсамочувствием и экономическим положением. Серьезные опасения вызываетупотребление молодыми людьми психоактивных веществ, раннее начало половойжизни, распространение различных форм девиантного поведения. Все эти и многиедругие проблемы молодежи должны являться объектом пристального вниманияправительства, озабоченного качеством жизни страны как в настоящий момент, таки в долгосрочной перспективе.
Особенноостро стоит молодежный вопрос в России, которая в ходе экономических иполитических преобразований конца прошлого века утратила большую частьмноголетнего опыта работы с молодежью, в то время как количество проблемподрастающего поколения неуклонно растет. Например, по данным статистики, 40%детей в нашей стране рождаются больными, причем по мере взросления потенциалздоровья молодого поколения не возрастает, а постоянно снижается, в результатечего школу оканчивают абсолютно здоровыми менее 10% юношей и девушек.
Поэтому внашей стране необходима тщательная разработка программ молодежной политики,направленной на решение всего спектра проблем молодежи. В связи с этимактуальным представляется изучение опыта организации работы с молодежью в техстранах, которые добились в этой сфере ощутимых успехов. Социал-демократическаямодель социальной политики, реализуемая в странах северной Европы, несомненно,позволяет добиться очень высоких результатов в решении проблем молодежи.
Цельюнастоящей курсовой работы является выявление особенностей молодежной политики встранах северо-западной Европы.
Достижениеданной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Определитьсущность понятия «социальная политика» как родового для молодежной политики.
2. Установитьособенности молодежи как социально-демографической группы и ее основныесоциальные проблемы.
3. Определитьсодержание молодежной политики как направления государственной социальнойполитики.
4. Установитьобщие характеристики социальной политики стран северо-западного регионазарубежной Европы.
5. Выделитьобщие и особенные черты молодежной политики страны северо-западной Европы.
Объектомнастоящей работы является молодежная политика как направления социальнойполитики.
Предметработы – общее и особенное в молодежной политике стран северо-западной Европы.
Основнымметодом исследования является сравнительный анализ литературных источников.
Практическаязначимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны дляспециалистов различных ведомств, реализующих на местном уровне государственнуюмолодежную политику.
1.Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения
1.1Социальная политика, ее сущность и основные направления
Наиболеезначимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика.Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономическогоразвития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия вэкономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мерестихийно.
Социальная политика – одно из важнейших направлений, составнаячасть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенноевоспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическуюстабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения,социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всехсфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя своисвойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политикина все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможностьпроникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способностьсочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами исферами). Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложноеявление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным,например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично даватьреальную и исчерпывающую оценку ее состояния.
Реальная социальнаяполитика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиямиэпохи, особенностями экономического, политического и культурного развитияобщества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте)обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий,направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от когоисходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующиевиды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д.Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзяисключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного пониманияэтого социального явления. При таком узком толковании социальной политики,например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствиисоциальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место нетолько чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело,социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированнойи т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер имероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальнымигруппами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечнаяцель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие,жизнеобеспечениеи социальная безопасность населения в целом.
Социальнаяполитика разрабатывается и реализуется посредством соблюдения ряда основныхпринципов: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенствосоциальных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенствоматериального положения, невозможное в принципе; социальная дифференциация;адресность поддержки слабозащищенных слоев населения; защита всех категорийнаселения от стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни – инфляции,безработицы, роста цен и пр.; социальное партнерство; социальное равновесие,при котором исключаются острые конфликты между различными слоями и группаминаселения; поддержание стабильности в обществе, без которой невозможнамобилизация усилий государства и всей общественности по реализации различныхсоциальных программ; толерантность как проявление понимания, сочувствия,внимания к социально незащищенным слоям населения; максимизация прожиточногоминимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты;гражданский мир и согласие различных слоев, групп населения, партий, другихобщественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочитьконсенсусные и скоординированные основы социальной политики.
Многообразие объектов социальной политики, ее задач и направлений может быть отражено в понятиио ее типах. Выделяется несколько основных типов социальной политики, каждый изкоторых имеет свою структуру:
1. Государственно-территориальный тип социальной политики. Вданном случае структура политики будет определяться административно-территориальнымделением государства. Так в РФ с этой точки зрения можно выделить федеральную,региональную и муниципальную социальную политику. Таким образом,структурированная социальная политика будет осуществляться с учетомгеографических и климатических условий регионов, численностью населения в них,его социально-культурными особенностями и т.д. Как отмечает Е.И. Холостова,«рассмотрение социальной политики, осуществляемой в системе уровнейгосударственного устройства позволяет утверждать, что деятельность по ееразработке и реализации будет продуктивной только в том случае, если все уровнибудут действовать в единстве целей и средств, если будет последовательнопроведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней ссозданием их непротиворечивой системы, и если всегда будет учитыватьсякомплексность социальной политики».
2. Сферный тип социальной политики. Сферный подход охватывает всюжизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов врамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферыи смежных областей деятельности. Объект и предмет сферного типа социальнойполитики являются далеко не линейными, а многоуровневыми и системными. Онисовпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупныйединый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентови частей (частных сфер), среди которых:
• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение,культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
• рынок труда, занятость, безработица;
• социальное партнерство;
• социальная защита;
• оплата и охрана труда;
• социальное страхование;
• пенсионная система и др.
Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитыватьвсе поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другиеучастки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, врамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования,культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионногообеспечения и т.д.
3. Демографический тип социальной политики. Для данного типахарактерна ориентация на различные социально-демографические группы населения.С одной стороны, такой подход позволяет рассмотреть в различных группахнаселения нечто особенное, то что отличает их от других. С другой стороны, онпозволяет сосредоточить в едином содержательном и организационном блоке всепроблемы, касающиеся конкретной социально-демографической группы и наметитьпути их разрешения, независимо от того, к деятельности какого ведомства ониотносятся.
В то же время, использование данного подхода связано сопределенными рисками. Концентрация внимания на одной категории нуждающихсяграждан или на небольшом их количестве обычно бывает вызвана дефицитомсоциально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватнойсоциальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев.Однако такой подход может обернуться отсутствием единой социальной политики,дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает ихдейственность. Так, планируя политику в отношении пожилых людей, нельзязабывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве,укореняются в зрелом возрасте и лишь проявляются в пенсионные годы. Можносказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных группнаселения, чем на социальное развитие всего общества.
Тем не менее, именно демографический подход в соответствии с темойданной работы должен быть использован в качестве ее методологической основы.Учитывая рассмотренные его особенности, необходимо понимать, чтосоциально-демографический подход в социально и экономически развитых странахсеверной Европы не является основным для структурирования социальной политики. Вданных государствах преобладают территориальный и сферный типы политики. Поэтомумолодежная политика там обычно не выделяется как один из центральных элементовсоциальной политики, а как бы растворяется в основных социальных сферах.
1.2 Молодежькак социальная группа, ее социальные проблемы
Вотечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась каксамостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы неукладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества ипротиворечила официальной идеологической доктрине о его социально-политическомединстве.
Одно изпервых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь –поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зреломвозрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другиесоциальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастныекритерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определениебыло дано И.С. Коном: «Молодежь–социально-демографическая группа,выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностейсоциального положения и обусловленных тем и другим социально-психологическихсвойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна,но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус исоциально-психологические особенности имеют социально-историческую природу изависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществузакономерностей социализации». В источниках по социальной работе можновстретить такие определения: «молодежь – это социально-демографическая группа,в возрасте от 14 до 30 лет – от наступления физической зрелости до достижениятрудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономическойсамостоятельности), создания семьи и рождения детей»; «молодежь – это особаясоциально-демографическая группа, переживающая период становления социальнойзрелости, положение которой определено социально-экономическим состояниемобщества».
К своеобразиюособенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходногоположения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе)необходимо отнести:
во-первых,наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полномсмысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своимпрошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либосвоим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;
во-вторых,то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не толькоих формальной принадлежностью к различным структурам общества, но инепосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образомсоциокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные ит.д.) существенно различаются.
Разные авторывыделяют различные характеристики молодежи как социальной группы. Так,указывается, что отличительными чертами современной молодежи является то, чтоона, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, являетсяносителем нового образа жизни и социального динамизма. Кроме того, особенностимолодежи на современном этапе определяется не только способностью молодогопоколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становлениясоциальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активномсовершенствовании и преобразовании.
Т.С. Зубковаи Т.В. Тимошина выделяют следующие характеристики молодежи, определяющиеее роль в обществе: большая потенциальная общественная энергия; способностьвидеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе егоразвития; потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвестиих; максимализм и несклонность к компромиссам; отсутствие жизненного опыта;потребность в сильном лидере; неумение адекватно и объективно оценивать себя идругих.
Такимобразом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группамолодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработкиспециальных концепций и теорий среднего уровня. Учитывая относительностьсамостоятельности молодежи как социально-демографической группы, необходимо,во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, аво-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных,социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересови потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированылишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы,ставшие предметом научного анализа, принято подразделять на две большие группы:
1. Специфическимолодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественнойгруппы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев еевозрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способовдеятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализациимолодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации вколлективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений идвижений молодежи.
2. Проблемы,которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественнокасаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находятспецифическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи,эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной иполитической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).
Наиболеезначимые социальные проблемы молодежи связаны с «жизненным стартом» – сполучением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи,профессиональным ростом и продвижением. В современном обществе обозначенные проблемыобострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелостифизиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая,напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительностиучебы. К таким проблемам можно отнести проблему равных образовательныхвозможностей, проблему занятости и трудоустройства, проблему организациидосуга, проблему социализации и социальной идентификации и т.д.
1.2Молодежная политика как направление социальной политики
В настоящее времятермином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальныхфункций, осуществляемых в отношении молодого поколения. В.Т. Лисовский иего соавторы выделяют несколько аспектов в понимании данного термина.
Во-первых,это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большойперечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение смомента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование,социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательнаявоинская служба и т.д.).
Во-вторых,под«молодежной политикой» подразумевается деятельностьспециализированных центральных правительственных и муниципальных (местных)учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другимиструктурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы,преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.
В-третьих,термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободноговремени и образования молодежи. В некоторых регионах комитеты по делам молодежиобъединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, чтоотражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на даннойтерритории.
Как узкое,так и широкое трактование сути молодежной политики подвергаются критике состороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержанияэтого вида социальной политики или к ее «размыванию» в другихсоциально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальнымиорганами в отношении различных категорий населения.
Молодежнаяполитика – это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной),муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Онаможет осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Этосистема мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального(экономического правового, политического, этнического, культурологического ит.д.) статуса молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась илиможет оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению сдругими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не всостоянии улучшить свое положение.
Такимобразом, цель молодежной политики заключается в создании благоприятныхэкономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшитькачество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других группи слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:
– создание объективныхусловий для цивилизованного социального становления и развития подрастающегопоколения (как объекта молодежной политики);
– создание благоприятныхусловий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферахобщества и в интересах самого общества; практической отработки новыхобщественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (каксубъектов политики).
Можноутверждать, что государственная молодежная политика – это интегрированиеотдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилениирегулирующей роли современного государства.
Традиционновыделяются следующие направления молодежной политики:
– обеспечениесоблюдения прав молодежи;
– обеспечениегарантий в сфере труда и занятости;
– государственнаяподдержка молодой семьи;
– гарантированноепредоставление социальных услуг;
– поддержкаталантливой молодежи;
– формированиеусловий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
– поддержкадеятельности молодежных и детских объединений;
– содействиемеждународным молодежным обменам.
Указывается,что система формирования и реализации государственной молодежной политикивключает три основных направления деятельности: социальное законодательство;государственное регулирование; плановое и финансовое обеспечение.
В ряде странЗапада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегиисоциально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах наконкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовкуновой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход кмолодежной политике имеет конечной целью всестороннее развитие личности молодыхлюдей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества игосударства.
Средимножества глобальных проблем, находящихся в центре внимания ООН, забота омолодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших ее задач,особенно после принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации ораспространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения ивзаимопонимания между народами. Проблемы молодежи становятся постояннымобъектом внимания всей системы ООН, в том числе ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ.
Дляреализации молодежных программ ЮНЕСКО уделяет большое внимание соблюдениюосновных прав и свобод человека, прежде всего права на жизнь. В этих целяхЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих формсотрудничества на местном, региональном и международном уровнях. Молодежнаяполитика и деятельность ЮНЕСКО пользуются вниманием и поддержкой правительствмногих стран мира, общественных сил, в том числе молодежных объединений и ихруководящих органов. В решении проблем молодежи активное участие принимаетМеждународная организация труда (МОТ). В своих решениях и практическойдеятельности она учитывает долгосрочные перспективы в связи с ростом числа молодыхлюдей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертовМОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодолимыми,трудностями в поисках производственной занятости».
В развитыхстранах Запада реализуются две основные стратегии молодежной политики. Первая(ее называют иногда неоконсервативной) предусматривает государственную помощьлишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категорияммолодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихсяв помощи. Вторая, разработанная социал-демократическими правительствами рядастран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства заинтеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ,доступных для всех молодых людей.
В настоящеевремя в Европе наметилась тенденция перехода от всеобъемлющих, единых,централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежик локальным, целевым, централизованным, гибким проектам, при реализации которыхакцент делается на усилиях местных (муниципальных, районных) органов власти какболее приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические,социальные, экономические и политические особенности конкретной территории, гдеформируется и реализуется молодежная политика.
В качествеприоритетных целей современной государственной молодежной политики выступаетвыравнивание социального статуса различных групп молодежи и становление еесубъективности в сфере труда, духовного и физического развития. Сильнаямолодежная политика должна дать молодым людям не набор лозунгов, а хотя бынебольшой опыт победы, вселить веру в возможность реальных социальныхдостижений.
Молодежнаяполитика должна носить дифференцированный характер по направлениям:образования, воспитания, профессиональной подготовки, занятости,здравоохранения, социального обеспечения и т.п. и реализовываться специальнымигосударственными министерствами, ведомствами, структурами при участииобщественности. Кроме того молодежная политика дифференцирована по уровнямреализации.
Одним изважнейших элементов социальной политики в отношении молодежи является еесоциальная защита. Ведущая цель государственной системы социальной защитымолодежи – помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, верув свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивноожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальнойзащите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.
Социальнаязащита может быть рассмотрена в четырех аспектах:
1. Защита самого процессаформирования и развития личности молодого человека.
2. Защита средыформирования и развития личности.
3. Защита прав молодогочеловека.
4. Целевая социальнаязащита:
Во-первых,это помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам,работающим с молодежью, для решения строго определенных конкретных задач.
Во-вторых,это постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет напороге нищеты и бедности. В условиях всеобщего и ужесточающегося жизненногокризиса это направление становится наиболее важным и актуальным.
Подводя итогианализу социально-молодежнойполитики как элемента системы социальной защиты населения, можно резюмировать,что социальная политика – одно из важнейших направлений, составная частьвнутренней политики государства, которая призвана обеспечить расширенноевоспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическуюстабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения,социальные мероприятия и программы.
Выделяютсяразличные типы и направления социальной политики, в том числе демографическийтип, элементом которого является молодежная политика. Необходимость последнейобусловлена наличием ряда объективно существующих проблем молодежи каксоциально-демографической группы современного общества.
Цельмолодежной политики заключается в создании благоприятных экономических иполитических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизнимолодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоевобщества).
2. Общее иособенное в социально-молодежной политике стран северо-западной Европы
2.1 Общаяхарактеристика социальной политики стран северо-западной Европы
Понятиесеверо-западной Европы является спорным. Традиционно к северо-западной Европеотносят государства Скандинавского п-ова (Норвегия, Швеция, Финляндия),Исландию, Фарерские о-ва и Данию. Включение последнего государства в списоксеверных стран обусловлено тем, что в его территорию входит Гренландия –огромный остров, расположенный севернее полярного круга. При расширенномпонимании северо-западной Европы к ней относят также государства Прибалтики:Эстонию, Латвию и Литву.
Достаточночасто как синоним понятию северная Европа используется термин Скандинавия, хотяполностью на Скандинавском п-ове расположены только 2 государства – Норвегия иШвеция. Финляндия, часть территории которой также лежит на Скандинавскомполуострове, является еще менее «скандинавской» страной, чем Дания и Исландия,поскольку шведский, норвежский, датский и исландский этносы и языки родственнымежду собой, в то время как финны относятся к совершено иной этнической группе.
В последнеевремя в результате усиления интеграции всех северно-европейских государств,включая Россию, также получил широкое распространение термин Баренц-регион,произведенный от названия европейской региональной организации: Совет Баренцева /Евроарктического региона.
Посколькуполный список государств северо-западной Европы достаточно велик и включает от6 до 9 государств, в настоящей курсовой работе предметом анализа будет являтьсясоциально-молодежная политика трех ведущих стран данного региона: Норвегии,Швеции и Финляндии. Именно эти страны являются своеобразным «лицом» региона идемонстрируют типичный для него подход к решению социальных проблем.
Общимихарактеристиками данных государств являются следующие: малая численностьнаселения при достаточно больших в европейских мерках территориях; высокийуровень урбанизации; умеренный климат (несмотря на то, что значительная частьтерритории скандинавских стран находится за полярным кругом, достаточнокомфортные условия жизни в них создаются благодаря теплому течению Гольфстрим);наличие выхода к морю.
Социальноезаконодательство стран северной Европы характеризуется высокой степенью участиягосударства в определении направлений, планировании, финансировании и проведениив жизнь социальной политики. При этом значительную роль в предоставлениисоциальных услуг играют местные органы самоуправления, имеет место большойохват населения различными социальными услугами и видами помощи. Такая модельсоциальной политики получила название «бевериджской» илисоциал-демократической.
Основу«бевериджской» модели составляет идея о том, что любой человек, независимо отего принадлежности к экономически активному населению, имеет право наминимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причинесокращения своих материальных ресурсов. В странах, которые выбрали эту модель,действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым являетсяавтоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всемпрестарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработнойплаты. Финансирование таких систем социальной защиты происходит через налоги изгосударственного бюджета. Приоритетным является принцип национальнойсолидарности, основанный на концепции распределительной справедливости.
Социал-демократическаямодель является разновидностью «бевериджской» и иначе называется скандинавской,или нордической. Главным признаком этой модели является универсализм:социальное обеспечение – это право всех граждан, гарантированное главнымобразом государственным сектором (бюджетом). Государственный сектор финансируетсоциальную политику через систему налогообложения, поэтому в скандинавскихстранах одни из самых высоких налогов в мире. Например, в Швеции уровеньналогообложения составляет около 67%.
Государственныеналоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажейтоваров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Часть налоговостается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание армии,полиции, университетов и т.д. Итогом такой активной перераспределительнойполитики явилось полное решение проблемы бедности. Однако, не решенной вскандинавских странах остается проблема так называемых «слабых» групп (дети до6 лет и «неправильно воспитанные» дети, трудные подростки, старики, инвалиды,безработные, нарко- и алкоголезависимые). В настоящий момент подход к решениюпроблем данных групп базируется на следующих принципах:
1. Одинаковаяценность всех людей независимо от возраста и производительности.
2. Добровольность(со стороны получателя) предоставления социальных услуг.
3. Непрерывностьи всесторонность социальной помощи.
4. Гибкостьи доступность социальной защиты.
Дляреализации данных принципов в государственных социальных службах занято большоеколичество работников, большую часть из которых составляют женщины. В целомсоциал-демократическая модель предполагает достаточно успешное использованиекорпоративности, результатом чего является контролируемая классовая борьба, гдепредставители различных групп интересов сотрудничают с государством. Эта модельимеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованноеобщество и является итогом политической приверженности принципаминституционального общества благосостояния.
Рассмотримнекоторые национальные особенности реализации социал-демократической модели вскандинавских странах.
В Финляндиивпервые специальные законы о социальной защите были приняты в 1936 г.Государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в жизниобщества административными мерами. С 1984 г. действует закон оборганизации обслуживания и оказания услуг социального характера, в которомсистематизированы прежние разрозненные законы в этой сфере.
В настоящеевремя важнейшее место в социальной политике отводится муниципальным властям.Коммуны обладают большой степенью самостоятельности и, опираясь на правовзимания местных налогов с населения и предприятий, сами решают вопрос оборганизации на территории коммуны сферы социальных услуг. Первичное социальноеи медицинское обслуживание населения осуществляется полностью за счетмуниципальных учреждений. Приоритетом для коммун является большое внимание бытунаселения, создание условий для воспитания и развития детей, повышениекомфортности жилья. В социальной политике принимают активное участие не толькоофициальные муниципальные власти, но и общественные движения.
Все 460финских коммун поделены на категории, в зависимости от сложившегося уровняобеспечения и необходимой поддержки и получают соответствующие субсидии отгосударства, размер которых в 90-х гг. колебался от 29 до 63% всех расходовкоммуны на здравоохранение и социальную помощь.
Финскаясистема />социального обеспечения имеет три основных элемента:профилактическая политика />социального обеспечения издравоохранения, />социальные услуги и услугиздравоохранения и третий – социальное страхование.
В целом завремя своего существования социальная политика Финляндии прошла три этападецентрализации. На первом этапе происходила передача прав на ее осуществлениеот государства к регионам и коммунам, на втором – от коммун к микрорайонам иобщинам, а на третьем – коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Шведскаямодель социальной защиты отличается универсальностью, т.е. охватом всех слоевнаселения. Основным принципом этой модели является принцип солидарности,который состоит в том, что все граждане равным образом и независимо отсоциального статуса принимают участие в финансировании системы социальнойзащиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Швеция – страна с одним изнаиболее высоких показателей числа социальных работников на душу населения вмире. Число профессиональных социономов в стране оценивается в 18 тыс. человек,причем вузы страны осуществляют ежегодный выпуск около 1000 специалистов. Крометого, в Швеции насчитывается несколько сотен тысяч социальных работников безвысшего образования.
В социальномзаконодательстве Швеции реализован интегральный подход к социальномуобслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальныеслужбы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетомфакторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинскогообслуживания, как и в Финляндии, относятся к компетенции муниципальных иобластных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию гражданвозложена на муниципалитет, на территории которого они постоянно проживают.
В каждоммуниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи,который при желании может организовывать и районные комитеты. Работа вмуниципальных и районных комитетах ведется по следующим направлениям:
– Планированиеи проектирование коммунального обслуживания в социальной сфере.
– Улучшениесоциальных условий конкретных групп населения.
– Индивидуальнаяработа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам.
Системасоциального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможностьдостойного существования и уверенность в социальной защищенности. Благодарянациональной солидарности и высокому уровню самосознания оказалось возможнымпроводить налоговую политику, которая в сочетании с социальной образуетмеханизм равномерного распределения личных доходов граждан.
Норвегия –это государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной назначительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы встране составляет около 30% государственного дохода, каждый десятый трудящийсязанят в социальной сфере или сфере здравоохранения. Организация социальнойзащиты основана на выделении трех уровней: государственного, регионального,муниципального.
В Норвегиисуществует три основных типа социальных служб: государственная служба,финансирование которой осуществляется на бюджетной основе. Службы региональногоуровня, получающие финансовую поддержку от крупных организаций илиправительства; социальные службы, образованные в результате частых начинаний ифинансируемые частными лицами или общественными организациями, движениями,церковью. Таких служб в Норвегии большинство.
Выделяютсяследующие приоритетные направления социальной политики в Норвегии: социальноестрахование и пенсионное обеспечение; контроль употребления алкоголя; защитадетей; охрана здоровья населения.
Коммуны в Норвегии обязаны оказывать экономическуюпомощь людям, которые не состоянии сами обеспечивать себя материально илизаботиться о себе. В каждой коммуне есть служба, которая оказывает социальнуюпомощь.
Социальная служба по определенным условиям выдаетпособия ходатаям, которым они нужно для преодоления трудной жизненной ситуациии адаптации к ней. Помощь, в основном, дается в такой форме, чтобы онасодействовала данному лицу стать независимым в течении приемлемого времени.Социальная служба несет расширенную информационную ответственность, даетинформацию, советы и руководящие указания, которые могут содействовать решениюили предотвращению социальных проблем. Если социальная служба сама не можетоказать такую помощь, она по мере возможности должна проследить за тем, чтобыее оказали другие.
В заключение обзора социальной политикискандинавских стран следует сказать, что несмотря на значительные успехидостигнутые в области социального обеспечения и защиты, в современных условияхмирового кризиса даже скандинавские модели зачастую дают сбой.
2.3Сравнительный анализ подходов к решению проблем молодежи в отдельныхгосударствах северо-западной Европы
Основнойпричиной формирования />молодежной политики как отдельногонаправления социальной политики является трудность процесса социализациимолодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает изобщего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясьочагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в странахсеверной Европы ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную еечасть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14–18 лет до 25–27лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости отвозраста.
Общая цель />молодежной политики различных скандинавских государств – содействиебесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10–12 лет пребывания в />молодежной возрастной группе необходимо получитьобразование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права иобязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобывступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.
Внациональных концепциях молодежной политики европейских стран можно выделить 2основные стратегии. Перваяоснована на ведущей роли государства, а вторая – на паритете государства иструктур гражданского общества. В странах Скандинавского п-ова традиционнореализуется вторая из названных стратегий.
Средискандинавских стран Финляндия занимает особое место. Экономические успехи этойстраны достигнуты благодаря некоторым особенностям финскойсоциально-экономической модели и таким чертам национального характера кактрудолюбие, основательность, законопослушание, склонность к разумномупотреблению, к инновационной деятельности, высокий престиж образования ипрофессионального обучения, а также готовность к постоянномусамосовершенствованию и т.д.
В Финляндии молодежная работа делится на собственно гражданскуюработу молодых людей и различные общественные меры, направленные на улучшениеусловий деятельности молодежи, что дополняется сервисными услугами,связывающими эти два сектора. Согласно Закону о молодежи (72/2006), за общую разработку молодежнойполитики и работу с молодежью отвечает Министерство образования.
Работа с молодежью акцентируется на сотрудничестве со школьнымисообществами. Среди их ключевых партнеров Отдел общего образования департаментаМинистерства образования и научной политики и Национальный Совет пообразованию. Их общая сфера деятельности охватывает жизнь школьников послеуроков, грамотность школьников в области средств массовой информации и демократии,а также различные проекты по расширению возможностей молодежи (2003–2007 гг.).Ответственность за образование и обучение в молодежной работе лежит на ОтделахМинистерства по университетскому, политехническому и профессиональномуобразованию.
В настоящеевремя финские законы, регулирующие высшее образование, кроме традиционных видовдеятельности, ставят перед высшей школой новую задачу – контролироватьокружающую среду и потенциальный рынок труда. Решение этой проблемы достигаетсяпутем усиления контактов с местными компаниями и фирмами, общественными ичастными организациями как непосредственными заказчиками на подготовкусоответствующих специалистов. Почти каждый вуз имеет специальную службузанятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда.Кроме того, существуют национальные агентства, которые исследуют тенденции вэтой сфере на национальном уровне. Усиление влияния государства на системувысшего образования, повышение требований к специалисту и его положению нарынке труда обусловило одну из ведущих тенденций университетского образования –возрастание его профессиональной ориентации.
Основными организациями, занятыми в молодежное работыобщественного сектора – это местные власти (муниципалитеты). Их обязанностиопределены в Законе о молодежи, но муниципальное учреждение по своемуусмотрению определяет объем и проводит реализацию сервисов. На 1.01.2006 г.в Финляндии существовало 432 муниципальных учреждения.
В целяхрасширения гражданской и общественной активности молодых людей, определенной вЗаконе о молодежи в Финляндии (2006 г.) созданы 69 национальных молодежныхорганизаций и национальных служб по организации молодежной работы и 37национальных организаций по молодежной работе, получающих рабочие субсидии отМинистерства образования. Кроме того, Министерство образования выделяет рабочиесубсидии районным организациям.
Как и вдругих скандинавских странах, в Финляндии ведется активная борьба снаркотиками, которая является важным аспектом молодежной политики этих стран.Однако в этой />стране паника в обществе не достигла тогоразмаха, как в других скандинавских странах. Это связано со следующимифакторами: во-первых, Финляндия занимает окраинное положение и поэтому всеновые «веяния» доходят туда с опозданием; во-вторых, в Финляндии долгое времяпроблемой номер один был алкоголизм, поэтому наркотики отходили на второй план;в-третьих, решение большой части финских проблем с наркотиками берет на себясоседняя Швеция, в которой борьба с наркоманией – ведущий национальныйприоритет.
Как и вдругих скандинавских странах, в Финляндии имеет место активное вовлечениемолодежи в политическую жизнь страны. В Парламенте Финляндии регулярно один разв два года (с 1998 года) собирается «Молодежный парламент». 17 марта 2006 г.состоялось пленарное заседание «Молодежного парламента», что стало одним изключевых событий в рамках столетнего юбилея финского парламента. «Молодежныйпарламент» организован совместно с Центром школьных клубов.
ПарламентФинляндии проводит «игры в законодателей» – инновационный способ обучениязаконотворческой деятельности, навыкам парламентаризма и политики. Участникиигры узнают, как готовятся и принимаются законы, как проходит рабочий деньчленов парламента. Игра может проводиться на финском или шведском языке вгостевом центре; также возможно проведение игры в режиме он-лайн на сайтепарламента.
Норвежскиеорганы власти на протяжении многих лет уделяли большое внимание тому, чтобыобеспечить активную роль детей и молодежи в развитии общества. Какгосударственное законодательство, так и ратифицированная Конвенция ООН о правахребенка поддерживают право детей и молодежи на высказывание собственного мненияи право на то, что это мнение будет услышано. Благодаря этому дети и молодежьполучают возможность оказывать воздействие на свою жизнь и получают стимул дляактивного участия в жизни общества.
Неправительственныедетские и молодежные организации проводят обучение детей и молодежи демократии,участию в общественной жизни и осознанию своей ответственности. Норвежскиеорганы власти полагают, что детские и />молодежныеорганизации являются выразителем детских и молодежных интересов и играютосновную роль в />политике по отношению к детям июношеству. На этом основании государство проводит активную деятельность поподдержке и укреплению неправительственных организаций такого типа.
Такженорвежское правительство придает большое значение мерам, способствующимповышению активной роли детей и молодежи в обществе. Таким образом, наряду сгосударственными мерами, уделяется также внимание учебному процессу, проведениюдосуга, обстановке в семье и культуре. Муниципальные органы власти постоянноорганизуют мероприятия, которые позволяют детям и молодёжи возможностьучаствовать в процессе планирования и принятия решения на местном уровне. 75процентов от общего количества коммун />Норвегии учредилидетские и />молодежные советы и другие подобныеорганизации. Помимо этого центральные и местные органы власти организуют собрания,семинары, слушания и конференции и прочие мероприятия, на которых дети имолодежь могут высказать свои идеи и предложения.
Работа смолодежью в образовательных учреждениях в Норвегии строится на основе отнесенияучащегося к одному из следующих типов личности:
– Человек,ищущий смысл жизни;
– Творческийчеловек;
– Работающийчеловек;
– Всестороннеобразованный человек;
– Человек,способный к сотрудничеству;
– Экологическиграмотный человек;
– Интегрированныйчеловек.
Такаяклассификация позволяет осуществлять учет личностных особенностей учащихся,способствовать их максимальной самореализации. Из всех скандинавских странНорвегия в этом отношении является самой передовой.
Норвегияявляется самой строгой страной в отношении к наркотикам на Скандинавском п-ове.При отягчающих обстоятельствах за такие преступления можно получить максимальнопредусмотренное законом наказание – 21 год лишения свободы. В Швеции иФинляндии максимальный срок равен 10 годам. Существующая в Норвегии системаконтроля за потреблением лекарственных средств, по всей видимости, является самойстрогой в мире, хотя на уровне потребления это никак не отражается, а уровеньпотребления алкоголя признан самым низким в Скандинавии.
Норвежскийпарламент (Стортинг) использует различные формы сотрудничества с молодымилюдьми и студентами:
– экскурсииво время заседаний парламента (4 экскурсии каждый день), встречи молодых людейс представителями в парламенте от их территориальных образований;
– организациялекций о законодательстве, функциях парламента, электоральной системе;
– предоставлениепомещений, помощь студентам в организации встреч, дебатов, лекций по актуальнымпроблемам;
– помощьшколам, которые участвуют в ролевых играх в парламенте.
Информация обэтих мероприятиях содержится в рассылаемых в школы и библиотеки брошюрах, атакже на сайте Парламента. На «молодежных страницах» сайта парламентапредлагаются различные варианты действий (например, взять интервью у членапарламента). В сентябре 2005 года был открыт учебный центр («мини-Тинг»), гдепроводятся трехчасовые ролевые игры для школьников старших классов, дающиезнания о работе парламента, />политике/> и демократии.
Шведская молодежная политика является эталонной иосвещена в литературе наиболее полно. Разработка единых национальных программ ипланов в той стране не практикуется, />молодежнаяполитика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шансна достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами,общественными организациями в рамках их компетенции. Деятельность по реализации/>молодежной политики координируется Министерствомкультуры, действует Государственный />молодежный совет и />молодежные советы на муниципальном уровне.
Повышениекачества и доступности образования как важного канала успешной социализации,увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания среднейшколы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучениев ВУЗах) является одним из главных направлений />молодежнойполитики в Швеции. Успешные образованные люди, получившие подготовку повостребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В />Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное,но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в видеподлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебыи устройства на работу).
К середине 90-хгг. в Швеции была завершена модернизация системы гимназического образования.Под модернизацией понимается введение школьного обучения для всех. «Болееконкретный смысл этого понятия означает, что в Швеции приняты законы,гарантирующие всем детям и молодежи страны бесплатный доступ к формальномуобразованию, независимо от того, к какой нации или этносу он принадлежит».
Профессиональноеобразование в Швеции в большой степени ориентировано на решение проблем детей имолодежи из тех групп населения, которые подвержены социальной изоляции,являются маргинальными. В основном к таким группам относятся семьи иммигрантов.Дети из таких семей часто не могут достичь минимального уровня образования, непродолжают учебу в старших классах, лишены доступа к обозначенным вышеобразовательным программам. Также вниманием охвачена молодежь с асоциальнымповедением, злоупотребляющая алкоголем, наркотиками. Для того, чтобы такие детисмогли в будущем стать полноценными гражданами и принимать активное участие вжизни общества, в шведских школах предпринимаются инициативы, содействующиеуспешной социализации учащейся молодежи.
Местныевласти отдают себе отчет в том, насколько сложным и противоречивым являетсяпроцесс вхождения учащейся молодежи в современное общество. Для оптимизацииэтого процесса они организуют в период летних каникул различные практикумы поизучению той или иной профессии. Летняя работа служит полем деятельности и тем,кто вплотную подошел к проблемам взрослой жизни и тем, кто еще выбирает,раздумывает, присматривается к будущей профессии или просто желает приобрестикакие либо умения, которые сделают его жизнь более наполненной.
Одним изважнейших направлений социальной политики Швеции, в том числе и молодежной,является решение проблемы межнационального общения и сотрудничества как внутристраны (многонациональность давно стала отличительной чертой шведскогообщества), так и в отношениях с другими странами. Всячески поощряются и находятотражение в учебных планах различные формы образовательного обмена, когдаучащиеся и учителя из шведских образовательных учреждений получают возможностьучиться и работать в других странах. В последние годы активно решается проблемаинтенсификации изучения шведского языка иммигрантами.
Минимизация />молодежной безработицы является другим направлениеммолодежной политики. В />Швеции проблема трудоустройстваи профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетомособенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. Частный бизнес вШвеции принимает активное участие в профессиональной подготовке учащихсястаршей школы. Деловой мир, заинтересованный в пополнении энергичной,профессионально подготовленной молодежью, с готовностью откликается на призывшколы к сотрудничеству. Существуют даже варианты собственных образовательных программпредприятий, учитывающих современные требования к формированию профессиональныхумений, необходимых для производства той или иной продукции. Шведскиеспециалисты считают, что в настоящее время слишком быстро меняются технологии,а информация устаревает и перестает иметь практическое значение. Поэтому сутьподготовки квалифицированного работника они видят в овладении им принципамисовременного бизнеса и технологии, которое позволит выпускникам в дальнейшемнаходить себе применение в различных сферах и на различных рабочих местах.
Важное местозанимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать своиправа, но и воспитание социально-политической активности в целом. В настоящеевремя Агентство образования Швеции проводит анализ деятельности школ,направленный на поиск новых методов борьбы с антагонизмом в сфереобщечеловеческих ценностей. Усилия системы народного образования, нацеленные наинтеграцию молодежи в современный мир взрослых, позволяют молодым людям суверенностью смотреть в будущее. Большое внимание также уделяется половому исексуальному воспитанию молодежи. Шведская образовательная программа «Любовь!Вы можете это почувствовать» в 1997 г. была признана «лучшейобразовательной программой по сексу».
Шведскаясистема молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти,где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественныхорганизаций, являющихся полноправными партнерами государства.
Важноенаправление молодежной политики – борьба с наркоманией. В Швеции действуетуспешно работающая система борьбы с наркоманией. С этой целью в 2001 г.была подготовлена образовательная программа «Сохраните ваше здоровье». Основнаяработа ведется на уровне губерний и коммун. В коммунах к подобной деятельностипривлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, образования, полиции,исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научныеинституты. Головным звеном является Социальная комиссия коммунальногоуправления, в составе которой находится специальное подразделение попротиводействию наркомании. Непосредственная помощь наркоманам оказываетсячерез межрайонные группы численностью 8–10 человек, под опекой которыхнаходится 5–6 городских районов. Основные задачи таких групп – это выявлениенаркоманов, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, распространениеантинаркотической пропаганды.
Для выявлениялиц, имеющих проблемы с наркотиками действуют специальные наркопатрули, которыепосещают общественные места, места традиционного скопления молодежи. Привыявлении наркоманов с ними ведется разъяснительная работа, направление вмедицинское учреждение возможно только при соблюдении принципа добровольности.
Важноенаправление борьбы с наркоманией в Швеции – издание и распространениепропагандистской литературы. Это брошюры, листовки, плакаты, в простой идоходчивой форме рассказывающие о вреде алкоголя и наркотиков и о том, где икаким образом можно получить консультацию и помощь специалистов. Эта литературапечатается за счет бюджета коммуны и распространяется в учебных заведениях, поместу жительства, в больницах, на рабочих местах. Кроме того, эксперты,привлекаемые социальными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельностьв школах, высших учебных заведениях. Такая работа проводится не только средиучащихся, но и с родителями, которым на специальных занятиях даются основныезнания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотическихсредствах, навыки оказания несложной помощи в экстренных ситуациях.
Так же вШвеции действуют программы по обеспечению доступного жилья для молодежи, дающиевозможность молодежи жить обособленно от родителей, по поддержке на федеральноми местном уровнях организаций по досугу молодежи.
В ШвецииОтдел информации и управления знаниями Риксдага отвечает за организациюобразовательных экскурсий в парламент для школьников (каждый год около 20 тысячшкольников посещают парламент). Во время экскурсий обсуждаются проблемы,актуальные для общества и парламента, школьники могут задавать вопросы о работеи организации Риксдага. Также проводятся экскурсии для школьных учителей,студентов и преподавателей колледжей и университетов.
Риксдаг в2004 году с целью повышения активности молодых граждан в четвертый раз провелакцию «Молодежный парламент». 349 учеников старших классов один день могли«побыть» членами парламента – работали в комитетах, участвовали в дебатах,голосовали, обращались к министрам. Заседание вел спикер парламента. Следующаятакая акция планируется в 2007 году.
В Швецииимеется сеть специализированных учреждений социального обслуживания длямолодежи. К основным из них относятся:
– Молодежныецентры преодоления кризиса («молодежные дома»). В них помещают правонарушителейв возрасте 16–21 года. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенноне похожа на камеру исправительного учреждения. В центре есть все, что нужнодля организации интересного и здорового досуга молодежи. Вокруг такихучреждений отсутствует колючая проволока, ограда. Воспитанники могут посещатьродственников, без охраны передвигаться по городу. Однако в таких центрахдостаточно жесткий режим. Воспитанники работают по 7–8 часов в день. Основнымиспособами исправления и реабилитации является построение с воспитанникамидоверительных отношений, привитие им трудовых навыков, создание условий дляпереосмысления жизни, формирование правил культурного, социально приемлемогообщения.
– Приютыдля подростков, ушедших из семьи. Работники приюта не спешат возвратитьподростка в семью или поставить на учет в полицию. Они пытаются, опираясь наиндивидуальный подход, разобраться в характере подростка, мотивах егоповедения. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейсяситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни,что послужит предпосылкой для преодоления кризиса.
– Такжеразвита сеть наркологических служб: А-клиники, станции помощинесовершеннолетним, вытрезвители, интернаты-лечебницы, интернаты-общежития,диспансеры и т.д. Общими признаками данных учреждений является следование принципамдобровольности, гуманизма, высокий уровень обслуживания, опора на положительноев клиентах, вера в их возможности.
В заключениеобзора молодежной политики скандинавских стран нельзя не упомянуть о молодежнойпрограмме Баренцева региона, которая является первым шагом в выработке здоровойрегиональной молодежной политики в Баренцевом Евро-Арктическом Регионе (БЕАР).Официальное молодежное сотрудничество на региональном уровне в Баренцевомрегионе началось со Встречи молодежи Баренцева региона, которая состоялась вКируне в период 4 – 6 сентября 1998 года. Это сотрудничество получилоформальный статус путем организации в 2000 году Баренцева Регионального МолодежногоФорума. Специальная рабочая группа молодежной политике под началом БаренцеваЕвро-Арктического Совета была создана по финской инициативе в мае 1999 года ииграет важную роль в решении молодежных проблем в рамках Баренцевасотрудничества.
Целью даннойпрограммы является создание основ:
· дляулучшения условий жизни молодежи в Баренцевом регионе путем придания />молодежным вопросам приоритетного характера в Баренцевомсотрудничестве;
· длявозрастающего участия молодежи в основной деятельности в рамках контактныхсетей Баренцева региона;
· дляуделения большего внимания молодежным вопросам в различных приоритетных сферахсотрудничества;
· дляукрепления чувства принадлежности молодых людей к Баренцеву региону посредствомустановления контактов через культурные и географические границы;
· длябольшей привлекательности Баренцева региона для молодых людей путем улучшенияих условий жизни с тем, чтобы молодежь оставалась в регионе или возвращалась врегион после окончания учебы.
Приоритетныеобласти программы:
· Образованиеи предпринимательство.
· Культураи спорт.
· Окружающаясреда.
· Социальныевопросы и здоровье.
· Коренноенаселение и меньшинства.
Такимобразом, каждая из скандинавских стран обладает своей, достаточно четкоотработанной моделью политики в отношении молодежи. В то же время усиливающаясяинтеграция северных государств (в том числе и России) послужила основой дляобъединения их усилий в области молодежной политики.
Заключение
Предметомданной курсовой работы являлась молодежная политика стран северной Европы(Норвегии, Швеции и Финляндии).
В ходерешения поставленных задач, в первой главе курсовой работы раскрыта сущностьсоциальной политики и установлены ее основные типы(государственно-территориальный, сферный и демографический); показаныприоритетные направления социальной политики в современном мире. В курсовойработе рассматривается сущность молодежи как социально-демографической группы ианализируются основные социальные проблемы современной молодежи; определяетсясущность и назначение молодежной политики, ее цель, основные задачи инаправления.
Во второй главеработы на конкретных примерах устанавливаются общие характеристики социальнойполитики стран северной Европы (социал-демократическая модель), а такжеанализируется молодежная политика трех государств северной Европы: Норвегии,Швеции и Финляндии. Данный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Несмотряна наличие некоторых национальных особенностей, в молодежной политикескандинавских государств больше общего, чем отличий. Ведущим государством всоциальной политике и ее молодежном аспекте в частности является Швеция.
2. Наиболеезначимыми направлениями молодежной политики в скандинавских странах являютсяследующие: социализация подрастающего поколения с акцентами на активнуюгражданскую позицию и толерантность; содействие профессиональной социализации итрудоустройству молодежи; борьба с употреблением алкоголя и наркотиков вмолодежной среде.
3. Стратегиямолодежной политики скандинавских государств основана на паритете государства иструктур гражданского общества.
4. Впоследние годы четко обозначилась тенденция сотрудничества в сфере молодежнойполитики государств Арктического региона Европы.
Такимобразом, цель работы можно считать достигнутой, а задачи решенными. Анализмолодежной политики ведущих государств северной Европы показывает его большую актуальностьдля современной России. Построение региональной концепции реализациигосударственной молодежной политики в Мурманской области и других регионахроссийского севера должно строиться с обязательным учетом достиженийскандинавских стран, а также с ориентацией на сотрудничество с ними.
Литература
1. Аксенова Э.А. Инновационныепрограммы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции/Э.А. Аксенова //Педагогика. – 2007. – №6. – С. 87–93.
2. Антюшкина Н.М. СевернаяЕвропа: дивергенция или конвергенция? Анализ двух региональных инструментов(СГБМ и СБЕР) и перспективы третьего («Северное измерение») /Н.М. Антюшкина– М., 2001.
3. Антропов В.В. Шведскаямодель социальной защиты/В.В. Антропов // Народонаселение. – 2005. – №4.– С. 122–130
4. Воробьев Н.Е. Особенностисистемы образования в Финляндии/Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова //Педагогика. – 2006. – №2. – С. 112–117.
5. Гриншпун С.С. Подготовкаучащихся к жизни и труду в школах Швеции/С.С. Гриншпун // Педагогика.– 2007. – №3. – С. 71 -79.
6. Гриншпун С.С. Современныетенденции развития школьного образования в Скандинавии/С.С. Гриншпун //Педагогика. – 2006. – №8. – С. 100–106.
7. ЗаконФинляндии о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/136/
8. ЗаконШвеции о молодежи. Режим доступа:www.fadm.gov.ru/information/16/124/
9. Зубкова,Т.С. Организация и содержание работы по социальной защиты женщин, детей,семьи: Учеб. пособие/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М., 2003.
10. Кон И.С. Молодежь //Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – Т. 16. – С. 478.
11. Краткий словарь посоциологи / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева,Н.Ф. Наумова. – М., 1989. – С. 164.
12. Краткое содержаниесистемы социальной защиты Финляндии. Режим доступа: www.safework.ru/international_collaboration/Country/Finl/Ministry_social.htm
13. Кристи Н., Бруун К.Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии. Режим доступа: www.prison.org/lib/christy6_2.shtml
14. Леонов Ю.С. Стратегииевропейской государственной молодежной политики: основные направления итенденции. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2007/VSF_NEW200705021440/VSF_NEW200705021440_p_003.htm
15. Лисовский В.Т. Ключевыепринципы социальной защиты молодежи/ В.Т. Лисовский // Социальнаяработа. 1994. №1. С. 57–59.
16. Молодежная программаБаренцева региона. Режим доступа: www.pomorsu.ru/Departments/ovr/news/barens.shtml/
17. Осадчая Г.И. Социологиясоциальной сферы: Учеб. пособие – М., 1999.
18. Основы социальной работы:Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2000.
19. Римашевская Н.М. Качественныйпотенциал детей и молодежи: методологические аспекты измерения/Н.М. Римашевская //Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 85–91.
20. Северная Европа/ Режим доступа:dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/18216
21. Сидорина Т.Ю. Социальнаяполитика – между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина // Общественныенауки и современность. – 2005. – №6 – С. 111–121.
22. Социальная политикаНорвегии. Режим доступа: www.info-com.org/socpol.htm
23. Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2003.
24. Социальная политика:парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М.,1999.