Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности финансово-правовых норм

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедраадминистративного и финансового права

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Финансовое право»
Вариант 16
Кемерово 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.   Финансовыеправовые нормы, их особенности
2.   Банкии банковская система
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Финансовое право – совокупностьнорм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность поаккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованныхфондов денежных средств, которые и дают возможность осуществлять реальноегосударственное управление.
Исходя из того, чтообщество – саморегулирующаяся само настраивающая система, можно сказать, чтогосударство – это также система, обеспечивающая само регуляцию и самонастройкуобщества, а финансовая система в целом, в том числе бюджетная система, обеспечиваетнормальное функционирование государства. Именно финансы, основой которогоявляется бюджет, — лучший информационный источник во всей государственнойдеятельности (если хорошо исполняется бюджет, в бюджетную систему в полномобъеме и в срок поступают налоги, в государстве в целом во всех областяхвовремя выплачиваются зарплата и пенсии и даже идет их рост).
Финансы – основасистемы прямых и обратных связей в государстве, они обеспечивают прозрачностьдеятельности государства, дают возможность осуществлять постоянный мониторинг –слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе. Борьба снарушениями в финансовой сфере остается актуальной и осуществляется с помощьюфинансового мониторинга.[1]

1.Финансовыеправовые нормы, их особенности
Отношения,возникающие в процессе финансовой деятельности государств, регулируются нормамифинансового права. Как и нормы других отраслей права, это писаные правилаповедения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке,по определенной форме и вводятся в действие в точно предусмотренныйзаконодателем срок. Финансово-правовые нормы регулируют содержание, права иобязанности субъектов участников правоотношений, и исполнение их обеспечиваетсяпринудительной силой государства. Основная особенность финансово-правовых нормсостоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер.Государство предписывает юридическим лицам, гражданам правила поведения вобласти финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовыхотношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений,урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписание нормыи условия ее применения.
Государственныеорганы, принимая законны и другие нормативные акты в области финансовойдеятельности, всегда ограниченны объективными экономическими возможностями.Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя издоходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня развитияматериального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяетпоступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды.Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовыхотношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав иобязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписанийгосударства.
Финансово-правовыенормы в зависимости от содержания могут быть материальными процессуальными.
Материальныефинансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетноеустройство виды и объем денежных обязательств юридических и физических лицперед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е.закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностейучастников финансовых правоотношений.
Процессуальныенормы финансового права устанавливают порядок применения и действия нормматериального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс какрегламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти,органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению,составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов разных уровней.
Каки норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит изгипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотезаопределяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовыеправоотношения, и указывает на субъектов – участников этих правоотношений.
Способамизащиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции.Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансовоговоздействия за нарушения предписаний государства в области финансов. Это пени иштрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных всрок платежей, применение кредитных санкций банком.
Всвязи с тем, что нарушение предписания финансово-правовой нормы влечет за собойматериальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеетнекоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию в областифинансового права пеню финансовые органы применяют автоматически, не устанавливаявины за правонарушения, например, при нарушении срока платежа.
Какправило, в статьях того или иного финансового законодательного акта могут несодержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но гипотеза, диспозицияи санкция содержатся в других статьях того же нормативного акта или в другихнормативных актах.
Похарактеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовыенормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающиенормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают вкатегорической форме совершать определенные действия, например, платить налоги.
Запрещающиефинансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовыхотношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовуюдисциплину и законность. Так, в настоящее время предприятиям и организациямзапрещается иметь в наличном обороте более 10 тыс. руб. Совершение сделок наналичные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовоенарушение.
Уполномочивающиефинансово-правовые нормы содержат дозволение определенным органам илидолжностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.
Вуполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписаниягосударства сочетается с определенными полномочиями участников финансовыхотношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правамив пределах нормы, исходя из общих правовых принципов.
Вусловиях становления рынка возросло значение уполномочивающих норм, чтопозволяет юридическим лицам избирать пути исполнения финансовых обязательств.Соответственно этому меняется и характер воздействия государства на участниковфинансово-правовых отношений. Довольно часто нормы предусматривают применениеэкономических мер с тем, чтобы нарушение велений государства отражалосьнепосредственно на нарушениях.
Кромевсех указанных признаков, финансово-правовые нормы обладают еще специфическимиособенностями в связи с тем, что они регулируют именно финансовое отношение.Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции:распределительную, контрольную и стимулирующую. Естественно, что и нормы права,регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе этинагрузки. Особенно важно в настоящее время обратить внимание на стимулирующиефункцию норм финансового права; они должны в принципе конструироваться так,чтобы служить не только аккумуляции средств в фондах денежных средств и ихперераспределению, но при этом содействовать развитию экономике и социальныхпроцессов в государстве. Разные финансово-правовые нормы несут на себе разныенагрузки.
Проводяработу на основании правовых норм по составлению бюджета, его принятия иисполнению, государство ведет постоянный контроль рублем за всеми сферами деятельности,как в экономике, так и в социальных процессах. Не поступают платежи в бюджетнуюсистему, следовательно, плохо работают промышленность и торговля. Нетдостаточных доходов в бюджете – не выплачиваются ассигнования на социальнуюсферу, например, нет зарплаты – не поступают платежи в бюджет по налогу нафизических лиц, сокращается спрос в торговле, следовательно, не поступают идругие платежи. Таким образом, нормы финансового права так регулируютфинансовую деятельность, что в государстве постоянно осуществляется, ипроявляются прямые и обратные связи с помощью денег и одновременноосуществляется глобальный финансовый контроль – контроль рублем.
Крометого, нормы финансового права несут на себе еще и стимулирующую функцию. Так,основными доходами бюджета являются налоги, они служат прежде всегоперераспределению прибыли юридических и физических лиц в бюджетную систему ивнебюджетные фонды. Однако налоговая норма должна быть составлена такимобразом, чтобы она, с одной стороны, регулировала перераспределение финансовыхресурсов государства, а с другой стороны – стимулировала бы развитиепроизводства. Чтобы налогоплательщик мог бы без особого ущерба для себя отдатьгосударству установленную налоговым законном долю, а затем стал бы спокойно иприбыльно работать, получая достаточную прибыль и делая, в том числе инвестициииз своих ресурсов в расширении своего производства. Существующееналогообложение привело к массовому бегству от налогов, что в свою очередь приводитк недобору доходов в бюджет.
Следовательно,законодателю при работе с нормами финансового права следует учитывать все трифункции, которые в них заложены.
 
2.Банкии банковская система
Центральный банк РФ икредитные организации – важнейшее звено финансовой системы государства.Нормальное функционирование банков – основа функционирования всей финансовойсистемы. С ликвидацией государственной монополии на банковскую деятельность ипоявлением негосударственных коммерческих банков основная физическая массаденег находится на их корреспондентских счетах и таким образом они направляютпотоки денежных средств. Однако деятельность их контролируется и регулируетсяЦентральным банком РФ. Этот контроль (надзор) и нормативное регулированиедеятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка – областьпубличного финансового — правового воздействия, цель которого – содействиерешению общегосударственных задач. Нужно отметить также, что банковскиекредитные учреждения по сути своей деятельности одновременно являются органами,осуществляющими финансовый контроль.
Современное состояниебанковской системы РФ характеризуется следующими особенностями:
1) наличиедвухуровневой банковской системы, включающей Центральный банк РФ (Банк России),кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;
2) определеннаянезависимость Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерациии субъектов Федерации;
3) преобладание вбанковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной формесобственности;
4) наличие отношенийгражданско-правового и хозяйственно правового характера между разными уровнямибанковской системы.
В этой связисущественно изменяются объем и пределы финансово-правового регулированиябанковской системы.
Банковская система –объект финансово-правового регулирования поскольку, связанна с общественными отношениями,возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечениябесперебойного осуществления его задач и функций, обслуживания интересов публичнойвласти.
Разветвленнаябанковская система – необходимое условие развития рыночной экономики.
Банковский сектор –важнейший элемент финансовой системы РФ. Банки многократно превосходят всехдругих финансовых посредников по величине активов и капитала.
В целях поступательногодвижения экономики, усиления функциональной роли банковского сектораПравительством РФ и Банком России принята Стратегия развития банковскогосектора Российской Федерации, реализация которой расчитанна на среднесрочную перспективу– пять лет. Стратегия определяет задачи развития банковского сектора и мерыгосударственной политики по их решению.
Основными целямидальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости,повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств иих трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и другихкредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращения использованиякредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.
В последние нескольколет российский банковский сектор развивается более высокими темпами, чемэкономика в целом.
Коммерческие банкивыполняют важную роль в проведении операций со средствами государственногобюджета и государственными внебюджетными фондами. Являясь объектом правовоговоздействия, банковская система в целом и все ее элементы в отдельностиоказываются активными участниками, субъектами финансово-правовых отношений.
Такого рода отношениявозникают между органами публичной власти и элементами банковской системы поповоду аккумуляции, распределения. Перераспределения денежных средствгосударства, направления их на нужды государства, осуществление контроля задвижением денежных средств, правильностью расчетных, кассовых и валютныхопераций и т.д.
Можно выделить тригруппы финансово0-правовых отношений:
1.        Междуорганами государства и элементами банковской системы;
2.        Внутрибанковской системы между элементами разных уровней;
3.        Междуэлементами банковской системы и хозяйствующими субъектами.
В этих отношенияхотчетливо выступают две важные составляющие:
1.        Обязательныйсубъект, наделенный полномочиями государственно0властного характера;
2.        Отношениянеразрывно связанны с деньгами (имуществом).
Первая группа отношенийвозникает при определении органами государственной власти места и ролибанковской системы в финансовой системе государства, т.е. признание забанковской системой статуса финансовой правосубъектности. В первую очередь, этоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и Центральнымбанком РФ как важнейший элемент банковской системы. Так, Центральный банк РФвыступает в качестве субъекта финансовых правоотношений при выполнении имобязанностей по проведению совместно с Правительством РФ единой государственнойденежно-кредитной политики, операций с федеральным бюджетом и государственнымивнебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Федерации, перечислением вфедеральный бюджет части прибыли.
Центральный банк РФ –субъект финансовых правоотношений при возложении на него обязанностей пообслуживанию государственного долга РФ, при получении бюджетных средств назатраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговыхобязательств России. Кредитные организации могут вступать в финансово-правовыеотношения с органами Федерального казначейства при осуществлении операций сосредствами федерального бюджета.
Вторая группа отношенийвозникает между Центральным банком РФ как государственным учреждением,наделенным государственно-властными полномочиями в финансово-кредитной сфере, икредитными учреждениями.
Кредитные организациизанимают важное место в экономической системе любого государства, построенногос учетом принципов рыночной экономики. Основные функции кредитных организаций –обеспечение потребности хозяйствующих субъектов, в том числе государственныхорганов, в денежных средствах, предоставление кредитных ресурсов; сбережение инакопление денежных ресурсов; перемещение денежных средств. Кредитныеорганизации аккумулируют децентрализованные фонды денежных средств, являющиеся составнойчастью государственных финансов в целом. В этой связи, исходя из значимостикредитных учреждений, как организаций, обеспечивающих функционированиепубличной власти и государства, из значимости основного инструментария их деятельности- денег, государственные органы наряду с общим гражданско-правовым методамправового регулирования применяют императивный финансово-правовой метод. Врезультате часть отношений между Центральным банком и кредитными учреждениями вполной мере можно охарактеризовать как финансово-правовые.
Финансово-правовыеотношения возникают между Центральным банком и кредитными учреждениями поповоду определения статуса кредитных учреждений как элемента финансовойсистемы, лицензирования, установления обязательных финансовых нормативовдеятельности, надзора за соблюдением банковского законодательства.
Третья группа отношенийвозникает при возложении на Центральный банк и кредитные учреждения рядафункций государственных органов, связанных с обеспечением нормальногофункционирования финансовой системы в процессе деятельности хозяйствующихсубъектов. Это в первую очередь относится к отношениям, связанным сосуществлением Центральным банком функций органа валютного контроля, ауполномоченными банками – функций агентов этого контроля. Помимо Центральногобанка РФ к числу участников финансово-правовых отношений относятся коммерческиебанки, выступающие в качестве лиц, наделенных государством властнымиполномочиями в сфере государственных финансов. В этом качестве они наделеныправами по истребованию от хозяйствующих субъектов, осуществляющих валютныеоперации, необходимых документов и информации, соответствующих объяснений овалютных операциях.
Правовой статусЦентрального банка Российской Федерации.
Важнейший субъект,осуществляющий финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы.
Основной цельюдеятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числепокупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитиеи укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования системы расчетов.
Центральный банквыполняет следующие функции:
1.        Вовзаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единуюгосударственную денежно-кредитную политику;
2.        Монопольноосуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3.        Являетсякредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему ихрефинансирования;
4.        Устанавливаетправила расчетов в РФ;
5.        Устанавливаетправила проведения банковских операций;
6.        Осуществляетобслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное неустановлено федеральными законами, посредством расчетов по поручениюуполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетныхфондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7.        Осуществляетэффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8.        Принимаетрешение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитныморганизациям лицензии на банковские операции, приостанавливает их действие иотзывает их;
9.        Осуществляетнадзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10.      Регистрируетэмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральнымизаконами;
11.      Осуществляетсамостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций ииных сделок, необходимым для выполнения функций Банка России;
12.      Организуети осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательствомРФ;
13.      Определяетпорядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, атакже с юридическими и физическими лицами;
14.      Устанавливаетправила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
15.      Устанавливаети публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16.      Участвуетв разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежногобаланса РФ;
17.      Устанавливаетпорядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организациипроведения операций по покупке и продаже иностранной валют, осуществляетвыдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организациюпроведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18.      Проводитанализ и прогнозирование состоянии экономики РФ в целом и по регионам, преждевсего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикуетсоответствующие материалы и статистические данные;
19.      Осуществляетиные функции в соответствии с федеральными законами.
Правовой статус БанкаРоссии носит комплексный характер. Он складывается из ряда «отраслевых»статусов (конституционный, административно-правовой, финансово-правовой,гражданско-правовой и др.).
Поскольку Банк России –юридическое лицо, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовыхотношений. Вместе с тем он обладает властными полномочиями, что не свойственногражданскому праву.
Анализ функций ипрактики деятельности позволяет сделать вывод, что правовой статус Банка Россиискладывается из двух составляющих – государственно властной (публично-правовой)и гражданско-частноправовой.
Публично-правоваясоставляющая статуса Центробанка реализуется через функции регулированиядеятельности денежно-кредитной и банковской системы, лицензирования банковскойдеятельности, установление экономических нормативов, нормотворчества, контроляи надзора за соблюдением банковского законодательства. Правоотношение междуЦентральным банком и коммерческими банками при реализации указанных функцийстроятся на принципах власти и подчинения. В этих отношениях отсутствуетравенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но этавертикальность основана не на организационной, а на функциональной подчиненности.
Особенностипублично-правового характера статуса Банка России определяют и еговзаимоотношения с органами государственной власти. Еще одним свидетельствомпризнания публичности статуса Банка России является его подконтрольность иподотчетность Государственной Думе. Это означает, что назначение на должность иосвобождение от должности Председателя Банка России производитсяГосударственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России представляетГосударственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторскоезаключение; два раза в год Председатель Банка России докладываетГосударственной Думе о деятельности Банка; о деятельности Банка могутпроводиться парламентские слушания.
Важнаяпублично-правовая функция Центрального банка – денежная эмиссия и организацияденежного обращения.
Таким образом, с точкизрения публичного назначения и обладания государственно властными полномочиямиБанк России можно охарактеризовать как орган государства по управлениюденежно-кредитной сферой.
Анализ правовогоположения Банка России в сравнении с теоретическими конструкциями различныхвидов юридических лиц, известных гражданскому кодексу, не позволяет однозначноотнести его ни к одной из них. Правовая природа Центрального Банка в том виде,в котором она следует из действующей редакции Законна о Центральном банке,может быть определенна следующим образом: Центральный банк – коммерческаяорганизация, которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом,находящимся в федеральной собственности, на особом вещном праве, не известномГК. Коммерческая деятельность Банка России совмещается им с осуществлениемфункций по управлению кредитной системой Российской Федерации.
Как представляется, спозиции традиционного подхода к определению органов государства и, исходя изсодержания действующего законодательства, невозможно однозначно определитьместо Центрального банка в действующей системе органов государства. Банк России– специфическое явление, сочетающее в себе черты государственного органа посвоему предназначению с отдельными элементами хозяйствующего субъекта(юридического лица).
В соответствии сдействующим законодательством система Центрального банка РФ включает в себя:центральный аппарат, территориальное учреждение, рассчетно-кассовые центры,вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другиепредприятия, учреждения, организации, в том числе подразделения безопасности иРоссийское объединение инкассации.
Руководство иуправление Банком России осуществляют коллегиальные органы – Национальныйбанковский Совет и Совет директоров.

Заключение
Среди многих новыхявлений, наблюдаемых в России последнего десятилетия, можно отметить бурноеразвитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслейправа и юридических наук весьма скромное место. До этого временизаконодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции,центральных финансово-кредитных органов.
В последние годы наблюдаетсяиная картина. Активно формируется законодательная основа регулированияфинансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороныуправленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органовгосударственной власти и местного самоуправления и граждан, особеннопредпринимателей.
И, тем не менее,российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулированияфинансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целомсоответствует новым условиям жизни общества, что предопределяет его важную рольв экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственногопотенциала и укреплении государственных финансов.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    КонституцияРФ 1993 года. (Текст): офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39,(1) с.
2.   Финансовоеправо: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2000. – 495 с.
3.   Финансовоеправо: Учебник. 3.-е изд., перераб. и доп. / Отв. Ред. О.Н. Горбунова.- М.:Юристъ, 2006. – 587 с.
4.   Финансовоеправо: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. Ф59 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2000. – 600 с.
5.   ПостановлениеПравительства РФ от 07.04.2004 №186 «ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУМОНИТОРИНГУ»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.