План
Введение
1. Понятие, структура и принципы избирательного процесса
2. Стадии избирательного процесса. Сроки в избирательномпроцессе
3. Основания и порядок назначения выборов. Сроки назначениявыборов различного уровня. Субъекты права назначения выборов
4. Правовые гарантии назначения выборов
Заключение
Библиографический список
Введение
Выборы как социальное явление,начиная с 1989 г., прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизнироссиян. Принятие новой Конституции РФ повлекло за собой принципиальноеобновление правовой базы выборов, а избирательный процесс с этого времени сталпоследовательно претерпевать все новые и новые качественные перемены.
В свете новой российскойКонституции реформирование всей системы органов государственной власти иместного самоуправления вызвало объективную необходимость регулярностипроведения выборов на федеральном, региональном и местном уровнях. В данныхусловиях возникла потребность глубокого научного осмысливания огромного опыта,который был получен за столь короткий, но насыщенный избирательной практикойотрезок времени. Выборная проблематика все более и более привлекает вниманиеученых и практиков. В юридической литературе появилось немало работ как в видеотдельных статей, так и в виде монографических исследований, посвященныхразличным аспектам организации и проведения выборов[i].Обилие работ по данной тематике вовсе не исключает, что некоторые вопросы этоймногогранной и многоаспектной проблемы еще пока остаются вне поля зренияюристов, другие же требуют более углубленного, а подчас комплексногорассмотрения. Сюда, в частности, можно отнести такой самостоятельный институтроссийского избирательного права, каковым является избирательный процесс: досих пор в специальной литературе отсутствует четкое его определение,охватывающее все стороны этого общественного явления, из каких стадий онскладывается, назначение каждой из них и т.д.
Главная особенность российскогоизбирательного процесса, выраженная в известном афоризме: неважно, какголосовать, важно, как подсчитывать результаты.
Актуальность темы исследованияподтверждается тем, что именно на стадии подведения итогов голосованияпроявляется всё несовершенство избирательного процесса, которое яркоиллюстрируют Решения избирательной комиссии Красноярского края о признаниинедействительными результатов выборов Губернатора Красноярского края[ii].
Целью данной работы являетсярассмотрение такой стадии избирательного процесса, как установление итоговголосования в свете нового Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации»[iii]и практики российский регионов, в том числе и Красноярского края, по признаниювыборов недействительными.
1. Понятие, структура и принципыизбирательного процесса
В отличие от избирательногоправа, являющегося системой правовых норм, регулирующих общественные отношенияпри проведении выборов, избирательный процесс является организационно-правовойформой реализации гражданами избирательного права и отражает технологиюнепосредственного формирования выборных органов.
Федеральное законодательство несодержит определения избирательного процесса. Поэтому нередко его отождествляютс избирательной кампанией. На самом деле понятие «избирательный процесс»,включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводится к ней,поскольку представляет собой довольно сложное явление, охватывающее рядпоследовательных и взаимосвязанных стадий, действий и процедур, выходящих за ееформальные временные рамки.
Избирательная кампания — этодеятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дняофициального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательнойкомиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующегобюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательный процесс — это часть политического процесса, происходящего в стране. Он непосредственносвязан с общими условиями развития институтов демократии и представляет собойне только юридическую технику организации голосования, но и институт,обеспечивающий в стране политическую стабильность, демократичность илегальность власти.
Таким образом, избирательныйпроцесс — это система взаимосвязанных и реализуемых в определеннойпоследовательности процессуальных, политических, административных, финансовых иинформационных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, иреализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными.
Наиболее часто в юридическойлитературе структуру избирательного процесса связывают со стадиямиизбирательной кампании. Но более точной представляется позиция, различающая всодержании понятия «избирательный процесс» три элемента: субъектную,технологическую и стадийную составляющие.
Субъектная составляющая включаетв себя участников избирательного процесса. Статус субъекта избирательногопроцесса предполагает наличие у него определенных прав и обязанностей, а такжеюридическое оформление механизма их реализации. К числу субъектовизбирательного процесса относятся избирательные комиссии, кандидаты,избиратели, средства массовой информации и так далее.
Технологическая составляющаявключает в себя временные и формальные элементы избирательной кампании. К нимотносятся сроки избирательных действий и документы, составляемые участникамиизбирательного процесса.
Сроки избирательных действийопределяют последовательность их совершения. Несоблюдение электоральных сроковявляется нарушением объективного избирательного права.
Стадийную составляющуюизбирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов. О нихречь пойдет в дальнейшем, а пока остановимся на принципах избирательногопроцесса.
Под принципами избирательногопроцесса следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающиедемократическую природу выборов как института народовластия, обеспечивающихреализацию и защиту электоральных прав граждан.
Среди принципов избирательногопроцесса можно выделить: обязательность выборов, справедливость, периодичностьвыборов, их полнота, допустимость различных избирательных систем, независимостьорганов, осуществляющих организацию и проведение выборов, альтернативностьвыборов.
Обязательность выборов. Воснове данного принципа лежат положения Конституции Российской Федерации,согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, либо черезорганы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшимнепосредственным выражением власти народа являются референдум и свободныевыборы.
Обязанность выборовпредполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправеуклониться от их назначения и проведения в установленные законодательствомсроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на болеепоздние сроки.
Проведение выборов вустановленные сроки является обязательным — это требование статьи 9Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральныйзакон об основных гарантиях), чем обеспечивается ротация составов органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, а значит, — гарантияреализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными ворганы публичной власти.
Справедливость. Международныестандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены вцелом ряде международных документов, начиная со Всеобщей декларации правчеловека, в части 3 статьи 21 которой записано, что «выборы должныпроводиться при всеобщем и равном избирательном праве». Эта правовая нормапредполагает, что все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального иимущественного положения, политических и религиозных убеждений имеют правоголоса и имеют право быть избранными.
Этому общему положению непротиворечит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: достижениеопределенного возраста, наличие гражданства и места жительства.
Для обеспечения справедливостивыборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных наэффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций. К такиммерам можно отнести реализацию права на судебную защиту и права на защиту отдискриминации, а также требования, касающиеся присутствия наблюдателей в ходеподготовки и проведения выборов, справедливого доступа к средствам массовойинформации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.
Периодичность выборов. Данныйпринцип связан с временными рамками полномочий представительных иисполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправленияи означает, что очередные выборы должны проводиться через определенныеинтервалы времени. При этом промежутки между выборами прямо зависят отпредусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов,которые должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильностьработы выборных органов и должностных лиц, а с другой, — гарантировать ихсменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборнымиполномочиями. Неслучайно в указанном Федеральном законе прямо зафиксировано,что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органовустанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышатьпяти лет.
Принцип полноты визбирательном процессе. Данный принцип предполагает обеспечение двухосновных условий.
Первое условие — обязательностьвключения всех стадий избирательного процесса в проведение тех или иныхвыборов, начиная с назначения и выборов и заканчивая официальным опубликованиемих результатов. Причем каждая стадия должна быть полной и завершенной посодержанию избирательных действий и процедур. Данное нормативное условиеобеспечивается положениями Федерального закона об основных гарантиях, которыене только устанавливают обязательные стадии для любого избирательного процесса,но и обязывают участников избирательного процесса обеспечить их выполнение.
Второе условие — соблюдениенормативных электоральных сроков выполнения тех или иных избирательных действий.
В рамках установленноговременного цикла должны быть определены сроки формирования избирательныхкомиссий, образования избирательных округов и избирательных участков,составления списков избирателей и их представления для ознакомления избирателям,выдвижения и регистрации кандидатов и так далее вплоть до определениярезультатов выборов и их официального опубликования.
Допустимость различныхизбирательных систем. Конституция Российской Федерации и федеральноезаконодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведениифедеральных региональных и местных выборов любых избирательных систем. Допускаетсяи признается правомерной организация всех видов выборов на основе мажоритарной,пропорциональной и смешанной избирательных систем, а также их вариантов.
Допустимость различныхизбирательных систем предусматривает самые широкие возможности для поисканаиболее оптимальных вариантов проведения выборов на всех уровнях власти. Вкачестве примера можно привести Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий,что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатовпредставительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяетсяуставом муниципального образования в соответствии с видами избирательныхсистем, установленными в законе субъекта Российской Федерации.
Независимость органов,осуществляющих организацию и проведение выборов. Этот принцип означает, чтодля подготовки и проведения выборов образуются специальные органы — избирательные комиссии.
Независимость предметноотображена в механизме формирования избирательных комиссий, основанном научастии широкой общественности в формировании избирательных комиссий,определении квот для назначения в состав комиссии государственных имуниципальных служащих, представителей политических партий и общественныхорганизаций.
Неслучайно этот принцип нашелсвое отражение среди принципов проведения выборов и референдума в РоссийскойФедерации, перечисленных в статье 3 Федерального закона об основных гарантиях,пункт 7 которой гласит: «Вмешательство в деятельность комиссий со стороныорганов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций,должностных лиц и иных граждан не допускается».
Альтернативность. Этотпринцип является своеобразным начальным и конечным условием проведенияизбирательных кампаний и юридического признания их результатов. Достаточнополно это понятие изложено в определении Конституционного Суда РоссийскойФедерации от 4 ноября 1996 года № 91-О «Об отказе в принятии крассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующеготребованиям Федерального конституционного закона „О Конституционном СудеРоссийской Федерации“, согласно которому альтернативность относится кчислу важнейших условий подлинно свободных выборов, так как обеспечиваетизбирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатовпосредством свободного волеизъявления. В ином случае выборы превращаются вформальное голосование.
2. Стадии избирательного процесса. Срокив избирательном процессе
Избирательный процесс вРоссийской Федерации включает в себя относительно самостоятельные, сменяющиедруг друга стадии, в совокупности образующие его структуру. Выделяютсяследующие основные стадии избирательного процесса:
назначение выборов;
образование избирательныхокругов и участков;
выдвижение и регистрациякандидатов (списков кандидатов);
информационное обеспечениевыборов и проведение предвыборной агитации;
голосование, определение итоговголосования, установление результатов выборов и их официальное опубликование.
Эти стадии рассматриваются вкачестве обязательных структурных элементов избирательного процесса на выборахлюбого уровня, а также при проведении досрочных, повторных и дополнительныхвыборов. Наряду с обязательными стадиями избирательного процесса различаютфакультативные стадии, которые могут иметь место в прямо предусмотренныхзаконом случаях и обстоятельствах. К ним следует отнести стадию дополнительноговыдвижения кандидатов, списков кандидатов, стадию повторного голосования и ряддругих.
Избирательный процесс включает всебя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретныхизбирательных действий и процедур, протекающих во времени.
Сроки выполнения избирательныхдействий и процедур играют в избирательном процессе правообразующую иправорегулирующую роль. С ними связано возникновение, изменение и прекращениеконкретных правоотношений.
В рамках сложившейся юридическойтрадиции деления системы права на материальные и процессуальные отрасли права,в самом общем виде можно выделить две основные категории электоральных сроков — материально-правовые и процессуальные сроки. Материально-правовые сроки связаныс возникновением и изменением субъективных прав и обязанностей физических июридических лиц, их юридической квалификацией. Процессуальные сроки связаны свременем приобретения и утраты участниками избирательного процессапроцессуальных прав и обязанностей, ими фиксируются конкретные периоды времени,в течение которых субъект избирательного права должен или может реализоватьпредоставленные законом права и обязанности. Различие между материальными ипроцессуальными сроками состоитв том, что отдельное физическое илиюридическое лицо может быть субъектом избирательного права, то есть обладатьматериально-правовым статусом, но не участвовать в конкретном избирательномпроцессе, например, не выдвигать свою кандидатуру на выборах, не участвовать вголосовании.
Принимая во внимание, что процессуальныесроки имеют более существенное значение в организации подготовки и проведениявыборов, остановимся на них более подробно.
Сроки в избирательном процессеопределяются различными способами, при этом различают:
сроки, устанавливаемые черезпрямое регулирование в нормативном правовом акте;
сроки, устанавливаемые черезсистемное толкование норм законодательства;
сроки, определяемые органамигосударственной власти и местного самоуправления, а также органами правосудия.
Принципиально важно, чтопрактически все сроки в избирательном процессе устанавливаются законами. Приэтом, как правило, закон устанавливает либо максимальный, либо минимальный срокосуществления избирательных действий и процедур. Их изменение волеизъявлениемучастников избирательного процесса не допускается. Процессуальные сроки немогут быть приостановлены или восстановлены, за исключением случаев прямоуказанных в законе. Например, согласно пункту 33 статьи 38 Федерального законаоб основных гарантиях, если ко дню голосования в многомандатном избирательномокруге число зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа депутатскихмандатов или равным ему, голосование в таком избирательном округе по решениюсоответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижениякандидатов.
Важнейшим элементом юридическогорежима установления электоральных сроков имеет порядок их исчисления,установленный статьей 111 указанного Федерального закона. Попробуемна конкретных примерах пояснить порядок исчисления сроков в избирательномзаконодательстве.
Текст соответствующего пункта статьи 111 Норма Федерального закона № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2005 года № 93-ФЗ Пример 1. Если какое-либо действие может или должно осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Пункт 10 статьи 29:
Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. В период избирательной кампании заявление о сложении полномочий члена участковой избирательной комиссии поступило в территориальную избирательную комиссию 1 сентября. В течение 10 дней, т.е. до 10 сентября включительно, территориальная избирательная комиссия не приняла решение о досрочном прекращении полномочий указанного члена комиссии. В связи с этим решение о досрочном прекращении его полномочий принимается участковой избирательной комиссией в период с 11 по 13 сентября.
Пункт 14 статьи 35:
Избирательная комиссия в трехдневный срок с момента представления заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.
Статья 111 не содержит конкретной нормы, регулирующей порядок исчисления срока, указанного в пункте 14 статьи 35 Федерального закона. Вместе с тем, исходя из принципа толкования закона с целью наиболее полного обеспечения прав кандидатов, представляется допустимым применение в данном случае по аналогии пункта 1 статьи 111 Федерального закона.
В таком случае, если список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, был представлен в избирательную комиссию 20 сентября, то избирательная комиссия может (должна) заверить указанный список кандидатов в период с 20 по 22 сентября. 2. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Пункт 7 статьи 10:
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Пункт 2 статьи 65:
Если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной или муниципальной комиссии за 15 — 4 дня до дня голосования.
Днем голосования на выборах в орган местного самоуправления является 12 марта 2006 года. Последний день, когда должны быть назначены выборы, — 21 декабря 2005 года.
Днем голосования на выборах главы муниципального образования является 12 марта 2006 года. Досрочное голосование может осуществляться в помещении избирательной комиссии муниципального образования с 24 февраля по 7 марта 2006 года. 3. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Пункт 2 статьи 65:
Помимо возможности проголосовать досрочно в вышестоящей комиссии избиратель имеет возможность проголосовать досрочно на участке
Но сделать это можно не ранее чем за три дня до дня голосования. Днем голосования на выборах главы муниципального образования является 12 марта 2006 года. Первым днем, когда досрочное голосование может осуществляться в помещении участковой избирательной комиссии является 8 марта 2006 года. 4. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним — день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Пункт 2 статьи 40:
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Кандидат был зарегистрирован 20 декабря. Обязанность по представлению заверенной копии приказа об освобождении его от выполнения должностных обязанностей может быть выполнена им в период с 21 по 26 декабря.
3. Основания и порядок назначениявыборов. Сроки назначения выборов различного уровня. Субъекты права назначениявыборов
Выборы депутатов законодательных(представительных) органов государственной власти, депутатов представительныхорганов и глав муниципальных образований назначаются по истечении сроков ихполномочий, установленных конституциями (уставами) субъектов РоссийскойФедерации, уставами муниципальных образований.
Исчисление срока, на которыйбыли избраны депутаты законодательных (представительных) органовгосударственной власти, депутаты представительных органов муниципальныхобразований начинается со дня их избрания. Днем избрания депутатов являетсядень голосования, в результате которого вышеназванные органы были избраны вправомочном составе.
Исчисление срока, на которыйбыло избрано выборное должностное лицо местного самоуправления, начинается содня его вступления в должность.
Назначение любых выборов какстадия избирательного процесса, включает несколько этапов, содержание которыхнаправлено на обеспечение гарантий принятия такого решения в установленныесроки. К числу таких этапов могут быть отнесены:
подготовка проекта решения оназначении выборов, его предварительное обсуждение в соответствующемпредставительном органе с участием органов государственной власти или органовместного самоуправления и выборных должностных лиц. В ходе данного этапаопределяется возможная дата проведения голосования на тех или иных выборах;
рассмотрение и принятие решенияо назначении выборов на заседании соответствующего представительного органа. Принятиеуказанного решения должно осуществляется в порядке, закрепленном регламентомработы указанного органа;
официальное опубликованиерешения о назначении выборов в соответствующих периодических печатных изданиях.На практике такие решения публикуются в тех периодических печатных изданиях,которые учреждены для опубликования нормативных правовых актов соответствующихорганов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решение о назначении выборов вфедеральный орган государственной власти (Государственная Дума, ПрезидентРоссийской Федерации) должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднеечем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в органгосударственной власти субъекта Российской Федерации (Законодательное СобраниеКраснодарского края) должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднеечем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в органместного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и непозднее чем за 80 дней до дня голосования.
Выборы назначаются следующимиорганами государственной власти и местного самоуправления:
выборы депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации — Президентом России (статья 84Конституции Российской Федерации);
выборы Президента России — СоветФедерации (статья 102 Конституции Российской Федерации);
выборы депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации — законодательным (представительным) органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации;
выборы депутатовпредставительного органа и главы муниципального образования — представительныморганом муниципального образования.
В некоторых случаях, например,при проведении повторных выборов, законом решение о назначении указанныхвыборов возлагается на соответствующую избирательную комиссию.
День голосования на выборах вфедеральные органы государственной власти определяется в соответствии сфедеральным законом, днями голосования на выборах в органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являютсявторое воскресенье марта, а в некоторых случаях — второе воскресенье октябрягода, в котором истекают сроки полномочий указанных органов. Исключением изэтого правила являются случаи, прямо указанные в законе.
Например, в случае досрочногопрекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления илидепутатов представительного органа, в результате чего данный представительныйорган становится неправомочным, выборы должны быть проведены не позднее чемчерез шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Крометого, в год проведения выборов Депутатов Государственной Думы очередногосозыва, в некоторых случаях выборы органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и выборы органов местного самоуправления проводятсяодновременно с указанными выборами.
Голосование на выборах можетбыть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования нанерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий занерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленномпорядке объявлено рабочим днем. В таких случаях выборы назначаются на первоевоскресенье марта. Аналогично решается вопрос при назначении выборов на октябрь.
Решение о назначении выборовдолжно быть официально опубликовано не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. Правовые гарантии назначениявыборов
Действующее законодательствоопределяет систему организационно-правовых гарантий назначения выборов.
Федеральный закон об основныхгарантиях определяет помимо общего и особый порядок назначения выборов. Этотпорядок уточняется в нормативных правовых актах о конкретных выборах, в нихзакрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которыхвозложена конституционно-правовая обязанность назначения выборов, в случае еслиих не назначит уполномоченный на то орган. К ним относятся избирательныекомиссии.
Так, согласно пункту 8 статьи 10Федерального закона об основных гарантиях если уполномоченный на то орган илидолжностное лицо не назначит в предусмотренные сроки выборы, а также еслиуполномоченный орган или должностное лицо отсутствуют, выборы федеральныхорганов государственной власти назначаются Центральной избирательной комиссиейРоссийской Федерации, выборы органов государственной власти субъекта РоссийскойФедерации — региональной избирательной комиссией, выборы органов местногосамоуправления — муниципальной избирательной комиссией. При этом в первых двухслучаях выборы назначаются в срок не позднее чем за 80 дней до дня голосования,а в третьем — не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решениеизбирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем черезсемь дней со дня истечения пятидневного срока на официальное опубликованиерешения о назначении выборов.
Рассмотрим действие данныхправовых норм на конкретном примере — назначение выборов депутатовпредставительного органа муниципального образования.
Воспользуемся частью 2 статьи 6Закона Краснодарского края „О муниципальных выборах в Краснодарском крае“,согласно которой днем окончания срока, на который избираются органы местногосамоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срокполномочий указанных органов, и предположим, что выборы депутатовпредставительного органа муниципального образования должны быть назначены на 12марта 2006 года. Последний день, когда выборы должны быть назначеныпредставительным органом — 21 декабря 2005 года. Если представительный орган неназначает выборы в указанный срок, их не позднее чем за 70 дней до дняголосования должна назначить муниципальная избирательная комиссия. Решениекомиссии подлежит опубликованию в семидневный срок со дня истеченияпятидневного срока, отведенного представительному органу для опубликованиярешения о назначении выборов, который истекает 25 декабря 2005 года. Следовательно,комиссия должна принять и опубликовать указанное решение не позднее 31 декабря2005 года.
Назначение выборов в судебномпорядке — крайняя мера. Но таким образом избирательное законодательствозакрепляет один из элементов системы гарантий избирательных прав граждан научастие в свободных выборах, а именно: судебные гарантии.
Необходимо отметить, что вотличие от ранее действовавших правовых норм, суд не наделен правом назначениявыборов. Но вместе с тем он занимает исключительно важное место в механизмеобеспечения гарантий избирательных прав граждан, так как его решения являютсяобязательными для всех участников избирательного процесса.
С заявлением в суд о бездействии(уклонении от принятия решения) органа, уполномоченного назначит выборы, (избирательнойкомиссии) вправе обратиться избиратели, избирательные объединения, органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а также прокурор.
Рассмотрев указанное заявление,суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган илидолжностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательнаякомиссия должны назначить выборы. При этом суд вправе возложить на Центральнуюизбирательную комиссию Российской Федерации или региональную избирательнуюкомиссию (в зависимости от уровня выборов) обязанность сформировать временнуюизбирательную комиссию, а при отсутствии уполномоченного назначить выборыоргана или должностного лица — также установить срок, в течение котороговременная избирательная комиссия должна назначить выборы.
Заключение
В заключение данной темы следует отметить, что назначениевыборов — одна из основных стадий избирательного процесса. По существу этоотправной момент избирательной кампании, которая, как было ранее отмечено,начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Поэтомупринципиально важно, чтобы выборы были назначены в установленные законом сроки.Это позволит и кандидатам, и политическим партиям и иным участникамизбирательного процесса развернуть полноценную предвыборную кампанию, что всвою очередь повысит интерес к выборам избирателей и позволит рассчитывать наих явку в день голосования на избирательные участки.
В последнее время все большуюактуальность приобретает проблема признания выборов недействительными. Современнымизбирательным законодательством предусмотрено значительное количество основанийдля признания выборов недействительными, серьезно изменился порядок отменырешений о результатах выборов. С каждым годом растет число обращений ссоответствующими жалобами в суды. Для многих кандидатов, проигравших выборы,такого рода обращения превращаются в своеобразный способ продолженияизбирательной кампании. Сейчас уже имеется достаточно обширная практика решенияэтих вопросов избирательными комиссиями и судами. С учетом ее можно сделатьвыводы об оправданности существующего порядка признания недействительнымиитогов голосования и результатов выборов.
Нынешняя практика признанияитогов голосования, результатов выборов недействительными, а равно отменырешений избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборовубедительно доказывает: чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав гражданпри подведении итогов голосования, определении результатов выборов, требуютсявесьма существенные изменения в законодательстве. Назовем важнейшие из этих мер.
В законодательстве и преждевсего в Федеральном законе „Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ должны быть установленычеткие критерии признания недействительными итогов голосования. В настоящеевремя это самый уязвимый момент во всей конструкции пересмотра итоговголосования, результатов выборов. Без объективных (количественных икачественных) критериев признания недействительными итогов голосования возможноаннулирование результатов волеизъявления по избирательному участку на основеединичных незначительных нарушений избирательного законодательства, которыеникоим образом не повлияли и не могли повлиять на результаты выборов.
Следует однозначно определить,что признание выборов недействительными, отмена решения избирательной комиссиио результатах выборов, признание недействительным избрания кандидата (спискакандидатов) возможны только в случае, если допущенные нарушения избирательногозаконодательства не позволяют с достоверностью определить результатыволеизъявления избирателей. Сейчас в соответствии с Федеральным законом „Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации“ признание выборов недействительными, отмена решенияо результатах выборов возможны и в случае, когда признаны недействительнымиитоги голосования более чем на одной четверти избирательных участков. Последнееоснование аннулирования результатов выборов нередко рассматривается вправоприменительной практике как самодостаточное, действующее наряду с первымоснованием (невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявленияизбирателей). Игнорирование качественных оценок допущенных нарушенийизбирательного законодательства, невыяснение степени их влияния на результатыволеизъявления граждан при автоматической отмене результатов выборов наосновании, недействительности итогов голосования на четвертой частиизбирательных участков создает почву для манипулирования результатамиволеизъявления избирателей. Это тем более очевидно при отсутствии взаконодательстве объективных критериев отмены итогов голосования.
При решении судами дел об отменерезультатов выборов учет разницы голосов, поданных за кандидатов, получившихнаибольшее число голосов (а равно и по позиции „против всех кандидатов“),создает объективные предпосылки для выяснения возможности или невозможности сдостоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Для признаниявыборов недействительными, отмены решения о результатах выборов требуетсядоказать, что имевшиеся нарушения повлияли на волеизъявление избирателей такимобразом, что и с учетом имеющейся разницы голосов невозможно с достоверностьюопределить его результаты. Только такой подход к решению этих вопросов взаконодательстве и в правоприменительной практике способен защитить правокаждого избирателя на то, чтобы в результатах выборов был обеспечен учет егоголоса.
Библиографический список
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г. (сизменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001года N 679) // Российская газета, N 111, 14.06.2001.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002года N 67-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002года N 176-ФЗ) // Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002,N 3, 9.01.2003.
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ // Российскаягазета, N 241, 25.12.2002, Парламентская газета, N 242-243, 25.12.2002, Собраниезаконодательства РФ, N 51, 23.12.2002, Приложение к „Российской газете“,N 3, 2003 год, Ведомости Федерального Собрания РФ, N 36, 21.12.2002
4. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.1.2003N 19-ФЗ // Российская газета, N 6, 16.01.2003, Парламентская газета, N 8-9, 16.01.2003,Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 13.01.2003, Приложение к»Российской газете", N 4, 2003 год
5. О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае: ЗаконКрасноярского края от 10 февраля 2000 г. N 9-625 (в ред. законов Красноярскогокрая от 12.07.2000 N 11-865; от 25.09.2000 N 12-890; от 01.02.2002 N 1-28) // Красноярскийрабочий N 39, 02.03.2000.
6. О выборах губернатора Красноярского края: Закон Красноярского края от 22сентября 1997 года N 15-569 (в ред. законов Красноярского края от 29.06.1999 N7-416; от 06.05.2002 N 2-221) // Красноярский рабочий N 203-204, 26.10.97.
7. О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края: ЗаконКрасноярского края от 17 июля 2001 года N 15-1423 // «Красноярский рабочий»,N 139, 31.07.2001, N 140, 01.08.2001, N 141, 02.08.2001.
8. О жалобах Л.А. Борисовой, Т.И. Горячевой, М.Ю. Кулева, В.С. Романенко, В.А.Юденко на решение Избирательной комиссии Красноярского края от 3 октября 2002года N 574 «Об определении результатов выборов губернатора Красноярскогокрая»: Постановление Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации от 4 октября 2002 года N 160/1400-3 // «Российская газета»,N 191, 9.10.2002.
Специальная литература:
9. Бабич М.Д. Проблема достоверности итогов выборов // Вест. Моск. ун-та. Сер.18:Социология и политология. — 20003. — N4. — С.90-98.
10. Баглай М.В. Конституционное правосудие и избирательный процесс // Избирательноеправо и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда РоссийскойФедерации (1992-1999) / Авт. концепции и сост. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко, Б.А.Страшун/ Отв. ред.А. А. Вешняков; Центр. избират. комис. Российской Федерации.- М.: Изд-во НОРМА, 2000. — С.6-7.
11. Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник С. — Петербургского ун-та. Сер.6.Философия, политология, социология, психология, право. 1993. № 4. С.93-101
12. Бурмистров Л.В. Выборы в странах СНГ: некоторые итоги и уроки для России// Политолог: взгляды на современность. — 2003. — N6. — С.146-158.
13. Вешняков А.А. Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Установлениерезультатов выборов и их опубликование // Избирательное право и избирательныйпроцесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко; науч.ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. — М.: Изд-во НОРМА, 2005. — С.390-408.