Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский юридический институт
Особенности производства предварительного расследования с участиеминостранных граждан в Российской Федерации
Учебное пособие
Белгород — 2005

Особенности производства предварительного расследования сучастием иностранных граждан в Российской Федерации: Учебное пособие. — Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2005. — 44 с.
Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры от05 октября 2004 года, протокол № 2
В работе анализируются проблемы, возникающие на стадиипредварительного расследования в связи с участием иностранных граждан, ивысказываются предложения автора по совершенствованию уголовно-процессуальнойдеятельности дознавателя, следователя и прокурора, осуществляемой на стадиипредварительного расследования с участием иностранных граждан.
Работа подготовлена в соответствии с Уголовно-процессуальнымкодексом Российской Федерации 2001 года с учетом внесенных в него изменений идополнений.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов,преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений, а такжепрактических работников правоохранительных органов.
© ООНИ и РИД БелЮИ
МВД России, 2005

Содержание
 
Введение
1. Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
2. Особенности производства следственныхдействий
3. Особенности применения меруголовно-процессуального принуждения
4. Особенности привлечения куголовной ответственности иностранных граждан
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостьютеоретического осмысления проблем реализации норм уголовно-процессуальногоправа в связи с участием иностранных граждан на стадии предварительногорасследования в России.
При увеличении притока иностранных граждан на территорию РФи, как следствие этого, увеличении количества преступлений с участиеминостранных граждан, до сих пор слабо осуществляется взаимодействие междугосударственными структурами, призванными обеспечивать безопасность иностранныхграждан и предупреждать, пресекать и расследовать преступления, совершенные какиностранными гражданами, так и в отношении них. Отсутствует единая системаинформационного обеспечения деятельности этих органов. Нет глубоких научныхразработок, крайне редко публикуются монографии и статьи по указаннойпроблематике.
Таким образом, и с точки зрения практики, и с позиции теориивопрос о производстве по уголовным делам с участием иностранных граждан встадии предварительного расследования в российском уголовном судопроизводствеприобретает достаточно острый характер.
Российское уголовно-процессуальное законодательство неадаптировано к сложившейся ситуации, поскольку не учитывает закрепленные внормах международного права особенности правового статуса иностранных гражданвообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности. Поэтому исследованиевопросов, связанных с правовой регламентацией участия иностранных граждан встадии предварительного расследования, требует выявления пробелов вуголовно-процессуальном законодательстве РФ, взаимообусловленности ивзаимодополняемости уголовно-процессуального законодательства РФ с нормамимеждународного права, устанавливающими особенности предварительногорасследования с участием иностранных граждан в России. В предстоящемисследовании будет уделено особое внимание именно особенностям предварительногорасследования с участием иностранных граждан в России.
Целью исследования является формулирование и обоснованиеположений, которые сформировали бы основу правоприменения, связанную сособенностями предварительного расследования с участием иностранных граждан вРоссии; а также разработка на данной основе рекомендаций по совершенствованиюуголовно-процессуального законодательства РФ и иных норм.
Объектом исследования являются общественные отношения,складывающиеся в ходе участия иностранных граждан на стадии предварительногорасследования.
Предметом исследования являются нормыуголовно-процессуального законодательства РФ и международно-правовых актов,регулирующие уголовно-процессуальную деятельность органов и должностных лиц,осуществляющих предварительное расследование с участием иностранных граждан, атакже сам механизм правоприменения, связанный с особенностями производства поуголовным делам с участием иностранных граждан на стадии предварительногорасследования в России.
Будут исследованы: Конституция РФ; УПК РФ; Федеральный законРФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ»; Венская конвенция одипломатических сношениях; Венская конвенция о консульских сношениях; Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод и др. международныедоговоры, консульские конвенции, соглашения, заключенные между РФ (СССР) ииностранными государствами; федеральные законы; ведомственные нормативные актыМВД, МЮ и МИД России; монографии; учебная литература; а также материалыпрактической деятельности.
Методологическую базу исследования составляют диалектическийметод научного познания, а также исторический, логический,сравнительно-правовой и другие частные методы научно-исследовательской работы.
Теоретическую базу исследования составляют трудыотечественных правоведов по проблемам уголовно-процессуальногозаконодательства, теории права, международного, конституционного, уголовногоправа и иным научным дисциплинам, относящимся к теме исследования. Использование,помимо правовых наук, других отраслей знания позволит избежать узкоспециальногоподхода к изучаемой проблеме.
Для решения задач используется комплекс теоретических ипрактических методов: изучение и анализ литературы, практический опытсотрудников ОВД, прокуратуры, анкетирование, методы обработки данных — количественный и качественный анализ.
Учебное пособие содержит рекомендации для сотрудниковорганов дознания и следствия ОВД по производству предварительного расследованияс участием иностранных граждан в российском уголовном процессе, а также дляпреподавателей, курсантов и слушателей вузов МВД России.
1. Особенности производства предварительногорасследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации
Расследование уголовныхдел с участием иностранных граждан имеет ряд особенностей, обусловленных,главным образом, наличием или отсутствием у иностранных граждандипломатического или иного иммунитета.
Рассмотренные нами впредыдущем учебном пособии «Проблемы возбуждения уголовных дел с участиеминостранных граждан в России» особенности статуса иностранных граждан вомногом определяют уголовно-процессуальные и организационные аспектырасследования по уголовным делам данной категории. Существует проблема созданияметодик расследования преступлений, осложненных наличием «иностранногоэлемента», а также эффективной системы защиты их прав и законных интересов[1]. Эта проблема долгонедооценивалась из-за убеждения, что преступления данной категории не оченьраспространены[2].В действительности достаточно давно в практике работников правоохранительных органови в статистике МВД России существовали понятия «преступления противиностранных граждан» и «преступления, совершенные иностраннымигражданами».
Исследование показало,что при расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан возникаетмножество вопросов и затруднений, так как действующим УПК РФ, к сожалению,многие из них до сих пор нормативно не урегулированы.
На практике нередковозникает вопрос о разграничении компетенции между следователями различныхправоохранительных ведомств. Статья 151 УПК РФ определяет вопросыподследственности, но, вместе с тем, законодатель умалчивает о том, какимипризнаками должен руководствоваться орган предварительного расследования припередаче по подследственности материалов о преступлении. Между тем, это имеетважное значение.
На наш взгляд, в светеисследуемой проблемы, вопрос о подследственности должен решаться в зависимостиот того, к какой категории относится лицо, совершившее это преступление. Думается,что в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом ипривилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществлятьсятолько в форме предварительного следствия, а не дознания (исходя изперсонального признака подследственности). Это обусловлено рядом причин. Во-первых,следователь по сравнению с дознавателем более квалифицированный специалист. Во-вторых,срок предварительного следствия позволяет делать запросы по поводу согласия напроизводство процессуальных действий. В-третьих, перевод процессуальныхдокументов на родной язык иностранных граждан, с участием которых ведетсяпроизводство по уголовному делу, также отнимает достаточно много времени, всвязи с чем более обоснованной формой производства предварительногорасследования будет являться предварительное следствие и др. Поэтому, на мойвзгляд, необходимо дополнить ст.151 УПК РФ: «ч.8. В отношении иностранныхграждан, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, по любым видампреступлений, расследование должно осуществляться только в формепредварительного следствия». Кроме того, целесообразно выделитьспециальное подразделение следователей, которое занималось бы исключительнопроизводством по уголовным делам с участием иностранных граждан, обладающихиммунитетом и правом неприкосновенности. Это необходимо в связи с тем, чтоследователь должен знать не только уголовно-процессуальное законодательство РФ,регулирующее производство по такой категории уголовных дел, но и уметьориентироваться в нормах международного права, регулирующих это производство.
В обоснование этойпозиции также отметим, что в отношении указанных категорий иностранных гражданУПК РФ устанавливает особый порядок привлечения их к участию в процессуальныхдействиях.
 2. Особенностипроизводства следственных действий
Одной из особенностейрасследования с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическимиммунитетом (дипломатической неприкосновенностью), является то, что всоответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лицпроизводятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производствопроцессуальных действий испрашивается через МИД РФ. Таким образом, до обращенияиностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом с просьбой обучастии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФсогласия на их участие в производстве процессуальных действий, следуетвыполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, незатрагивающие дипломатического иммунитета. Согласно Положению о дипломатическихи консульских представительствах такие лица не обязаны давать показания вкачестве свидетелей, а в случае их согласия дать показания — не обязаны дляэтого являться в судебные или следственные органы[3]. Этим правом, какпоказало изучение дел, заинтересованные лица достаточно широко пользуются. Излиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в 1998-2003 годах лишьоколо 50% пожелали принять участие в процессуальных действиях.
Вуголовно-процессуальном законе не установлена форма обращения лиц, обладающихдипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных ииных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному всвязи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающимдипломатическим иммунитетом либо в отношении данного лица. Поэтому в предыдущемучебном пособии я предложила ввести в УПК РФ бланк такого согласия. В связи сэтим и опираясь на данное исследование, полагаю, что при получении согласияиностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственногодействия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. А именно, вэтом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранныйгражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями,предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участникапроцесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовыхактах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производствапредварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачуложных показаний[4]).В этом случае протокол следственного действия, произведенного с участиеминостранного гражданина, будет иметь доказательственное значение. Кроме того,существует необходимость заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, напроизводство с его участием ряда процессуальных действий.
Так, например, еслипроцессуальные действия производились с участием свидетеля — иностранногогражданина, обладающего иммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицоприобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальныхдействий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием надальнейшее производство. А что касается подозреваемого и обвиняемого, то напроизводство каждого процессуального действия с их участием необходимо каждыйраз заручаться согласием на его проведение. В случае наличия у иностранногогражданина абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации,оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласияи соответственно без согласия аккредитующего государства.
Очевидно, чтоневозможность принудительного привлечения данной категории лиц для производстванеобходимых следственных действий значительно затрудняет производство поуголовному делу, отрицательно влияет на сроки возбуждения уголовных дел и ихрасследования. А, следовательно, результатом того, что потрачено время напереговоры и уведомления центральных органов, является возможная утрата следови вещественных доказательств. В этой связи от следователей требуется особоечувство такта, умение устанавливать необходимый психологический контакт синостранными гражданами, чтобы они сами пожелали принять участие в следственныхдействиях для установления истины по делу. Ведь от того, насколько быстро иполно будут раскрыты рассматриваемые преступления и будут соблюдены права изаконные интересы иностранных граждан, во многом зависит международный престижправоохранительных органов РФ и авторитет России на международной арене.
Другой особенностьюрасследования уголовных дел с участием иностранных граждан является также то,что в соответствии с нормами международного права помещения дипломатическихпредставительств неприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главыдипломатического представительства.
Помещениядипломатических представительств, предметы их обстановки и другое, находящеесяв них имущество, а также средства передвижения представительства пользуютсяиммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст.22Венской конвенции о дипломатических сношениях) [5].Такой же иммунитет установлен в отношении помещений международных организаций,имеющих представительства на территории РФ[6].
Содержание ст.22 Венскойконвенции о дипломатических сношениях[7]находит своё отражение в ст.3 УПК РФ, где установлены следующие правила: «Процессуальныедействия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающихправом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбеуказанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерствоиностранных дел Российской Федерации» (ч.2).
В законодательстве РФ неустанавливается особый порядок производства других следственных действий впомещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а, следовательно,они производятся в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, однако с применениемусловий ст.3 УПК РФ. Вместе с тем следственная практика идёт по пути производстваследственных действий в помещениях дипломатических представительств с участиемпредставителя МИДа РФ и должностных лиц дипломатических представительств. Этосвязано с тем, что должностные лица, осуществляющие производство следственныхдействий в таких помещениях, не знают норм международного права, регулирующихтакое производство. А соответствующие сотрудники МИДа обладают данными знаниямии могут влиять на производство следственных действий.
В консульских конвенцияхи соглашениях между Правительством РФ и международными организациями, имеющимипредставительства на территории РФ, установлена неприкосновенность консульскихпомещений и представительства ряда международных организаций.
Под консульскимипомещениями понимаются используемые исключительно для целей консульскогоучреждения здание или части зданий, включая резиденцию главы консульскогоучреждения, и обслуживающий данное здание или части здания земельный участок,кому бы ни принадлежало право собственности на них.
Следует иметь в виду,что в некоторых консульских конвенциях установлена неприкосновенность жилыхпомещений консульских должностных лиц и консульских служащих (например, ст.15Консульской конвенции между РФ и Республикой Польша) [8]. В некоторыхконсульских конвенциях в этой связи содержится оговорка, согласно которойнеприкосновенность распространяется на жилые помещения указанных лиц, если онине являются гражданами РФ или лицами, постоянно проживающими в РФ (например, ст.15Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией) [9].
Как правило, консульскиепомещения, предметы их обстановки, имущество консульских учреждений, средствапередвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции, а потому на нихне распространяется иммунитет от обыска и выемки.
В соответствии с нормамимеждународного права, закреплёнными в Венской конвенции о дипломатическихсношениях, консульских конвенциях между РФ и другими государствами, а также всоглашениях между Правительством РФ и международными организациями, официальнаякорреспонденция и архивы дипломатических и консульских представительств, атакже представительств международных организаций на территории РФнеприкосновенны. Это значит, что на корреспонденцию не может быть наложенарест, она не может быть изъята, а в архивах не могут производиться обыски ивыемки.
Как уже было отмечено,дипломатические представители и консульские служащие не обязаны даватьсвидетельские показания. В том случае, если консульский служащий согласилсядать свидетельские показания, то следует выяснить, как в международном праверешается вопрос о месте допроса. Так, например, в ст.20 Консульской конвенциимежду РФ и Республикой Болгарией[10]закреплено правило, согласно которому «согласие консульского служащегодать свидетельские показания не должно препятствовать выполнению им своихслужебных функций. В случаях, когда это допустимо и возможно, устные илиписьменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или наквартире соответствующего консульского служащего». Аналогичные нормызакреплены в консульских конвенциях между РФ и Республикой Беларусь (п.2 ст. 20)[11], между РФ иРеспубликой Молдова (п.4 ст.36) [12],между РФ и Литовской Республикой (п.2 ст. 20) [13],между РФ и Республикой Узбекистан (п.2 ст. 20) [14] и др.
Предварительноерасследование имеет некоторые особенности и тогда, когда в нём принимаютучастие иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим или инымиммунитетом. При этом особенности могут быть обусловлены как процессуальнымположением иностранных граждан, так и местом их пребывания во времяпредварительного расследования.
Иностранные граждане,находящиеся во время производства по уголовному делу на территории РФ,вызываются в органы предварительного расследования РФ по правилам,установленным в УПК РФ.
Иностранные граждане,находящиеся во время производства по уголовному делу на территории государств-участниковЕвропейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959года могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в качествесвидетелей, экспертов и обвиняемых в порядке, установленном ст. ст.7-12, 14-15названной Конвенции[15].При этом следует иметь в виду, что государствами-участниками Европейскойконвенции от 20 апреля 1959 года являются Австрия, Бельгия, Болгария,Великобритания, Венгрия, Дания, ФРГ, Греция, Израиль, Ирландия, Исландия,Испания, Италия, Латвийская Республика, Литовская Республика, Лихтенштейн,Люксембург, Мальта, Республика Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша,Португалия, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария,Швеция и Эстонская Республика.
Иностранные граждане,находящиеся на территории СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова,Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) могут быть вызваны в органыуголовной юстиции РФ в качестве свидетелей, потерпевших, гражданских истцов,гражданских ответчиков, их представителей и экспертов по правилам,установленным в ст.7-11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях погражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минскаяконвенция) [16].
Граждане, находящиеся натерритории иных государств могут быть вызваны в органы предварительногорасследования РФ в том случае, если между РФ (СССР) и соответствующимгосударством заключен договор об оказании правовой помощи, в том числе и поуголовным делам. В настоящее время действуют договоры о правовой помощи,заключенные Союзом ССР и РФ с такими государствами как Албания, Алжир, Вьетнам,Грузия, Ирак, Йемен, Кипр, Китай, Корея, Куба, Монголия, Румыния, США, Тунис,Финляндия и др. Тексты договоров опубликованы в сборнике международныхдоговоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи[17]. Кроме того, 8апреля 2000 года ратифицирован договор между РФ и Республикой Индия о взаимнойправовой помощи по уголовным делам, подписанный в городе Дели 21 декабря 1998года[18].
Процессуальной формойвызова иностранных граждан в органы уголовной юстиции РФ является просьба овзаимной помощи или поручение об оказании правовой помощи, направляемые органамуголовной юстиции соответствующих государств.
Согласно ст.14Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года просьба о взаимной помощи должнасодержать следующие данные:
а) наименование органа,направляющего просьбу;
б) предмет и причинупросьбы;
в) по возможности,сведения о личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо,фамилию и местопребывание адресата[19].
Кроме того, впоручениях, касающихся уголовных дел и направленных в целях получениясвидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов идокументов, указывается определение преступления и содержится краткое изложениефактов.
Содержание просьбы овзаимной помощи (поручения об оказании правовой помощи) может бытьконкретизировано в договорах о правовой помощи, заключенных РФ с другимигосударствами. Например, в ст.7 Договора между РФ и Эстонской Республикой[20] закреплено правило,согласно которому в поручении об оказании правовой помощи должно быть указанонаименование запрашивающего учреждения; наименование запрашиваемого учреждения;наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена, фамилиисторон, обвиняемых, подсудимых или осуждённых, их гражданство, занятие ипостоянное местожительство или местопребывание; фамилии и адреса ихуполномоченных; содержание поручения, а по уголовным делам также описаниефактических обстоятельств совершённого преступления и его юридическуюквалификацию.
В соответствии со ст.7Минской конвенции[21]помимо названных реквизитов в поручении об оказании правовой помощи поуголовным делам должно быть указано также: дата и место рождения вызываемоголица (свидетеля, подозреваемого, подсудимого, осуждённого и потерпевшего) и, повозможности, данные о размере ущерба, если он был причинён в результате деяния.
К просьбе о взаимнойпомощи или к поручению об оказании правовой помощи прилагается повестка илисудебное постановление (по терминологии Европейской конвенции от 20 апреля 1959г. [22])или вызов (по терминологии Минской конвенции от 22 января 1993 г. [23] и рядадвухсторонних договоров об оказании правовой помощи) обвиняемому, свидетелю,потерпевшему, эксперту и другим лицам. При этом вызов или повестка,направляемые в соответствии с Минской конвенцией (п.4 ст.9) и отдельнымидоговорами о правовой помощи (например, п.2 ст.12 Договора между РФ и ЭстонскойРеспубликой[24])не должны содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки. В ст.8Европейской конвенции от 20 апреля 1959[25]годаэтот вопрос решается следующим образом: «свидетель или эксперт, который неответил на повестку, о вручении которой просила Договаривающаяся Сторона, неможет, даже если она содержит предупреждение о санкциях, быть подвергнуткакому-либо наказанию или применению меры пресечения, если только впоследствиион добровольно не окажется на территории запрашивающей Стороны и вновь не будеттам должным образом вызван повесткой».
Просьба о взаимнойпомощи (поручение об оказании правовой помощи) вместе с повесткой (судебнымпостановлением, вызовом) направляется в юридические органы соответствующегогосударства в порядке, установленном нормами международного права.
В соответствии со ст.15Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года подобного рода поручениянаправляются Министерством юстиции РФ Министерству юстиции запрашиваемогогосударства, и ответы на них возвращаются по тем же каналам (п.1).
В случаях, не терпящихотлагательства, поручения могут быть направлены непосредственно юридическиморганам запрашиваемого государства, однако ответы на них возвращаются через Министерствоюстиции государства (п.2).
Передача просьб о помощив проведении расследований до предъявления обвинения может осуществлятьсянепосредственно между юридическими органами (п.3).
В тех случаях, когдаразрешается прямая передача, она может осуществляться через Международнуюорганизацию уголовной полиции /Интерпол/ (п.4).
В двухстороннихдоговорах об оказании правовой помощи может быть установлен иной порядокнаправления просьб (поручений) об оказании правовой помощи.
Например, в договорахмежду РФ и Эстонской Республикой (ст.4) [26],между РФ и КНР (ст.2) [27]установлено, что при оказании правовой помощи юридические органы сносятся другс другом через Министерства юстиции и Прокуратуры республик.
В соответствии со ст.3Договора между СССР и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказанииправовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988года[28],при оказании правовой помощи юридические органы сносятся друг с другом черезсвои центральные органы: Министерство юстиции, генеральную прокуратуру иВерховный Суд. По вопросам пересылки и вручения документов, допроса обвиняемых,подсудимых, свидетелей и по другим вопросам, перечисленным в ст.4 этогодоговора, возникающим на приграничных территориях, их учреждения юстиции могутсноситься друг с другом непосредственно. В этой связи протоколом к данномудоговору устанавливается, что сношения по вопросам правовой помощиприменительно к РФ (по терминологии договора — СССР) будут осуществляться вТувинской и Бурятской республиках — министерствами юстиции и прокуратурамиреспублик, а в Алтайском крае и Читинской области — отделами юстиции ипрокуратурами. Применительно к МНР сношения будут осуществляться вБаян-Ульгийском, Убсунурском, Завханском, Хубсугульском, Булганском,Селенгинском, Хэнтэском и Восточном аймаках — судами и прокуратурами этихаймаков.
Некоторую сложностьпредставляет решение вопроса о том, на каком языке следует направлять просьбу овзаимной помощи юридическим органам государств участников Европейской конвенцииот 20 апреля 1959 года. Это объясняется тем, что в ст.16 данной Конвенциисформулированы следующие нормы: «Каждая Договаривающаяся Сторона может вовремя подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа оприсоединении посредством заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европысохранить за собой право потребовать, чтобы просьбы и прилагаемые документынаправлялись ей вместе с переводом на её родной язык или на один из официальныхязыков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. ДругиеДоговаривающиеся Стороны могут применять принцип взаимности (п.2). НастоящаяСтатья не затрагивает положений, касающихся перевода просьб или прилагаемыхдокументов, содержащихся в соглашениях или договоренностях, которые действуютили будут заключены между двумя или более Договаривающимися Сторонами (п.3)».Ратифицируя названную Конвенцию и Дополнительный протокол к ней РоссийскаяФедерация заявила, «что направляемые в Российскую Федерацию в соответствиис пунктом 2 статьи 16 Конвенции запросы о правовой помощи и прилагаемые к нимматериалы должны сопровождаться переводами на русский язык»[29].
Таким образом, принимаярешение о направлении просьбы о взаимной помощи, следует выяснить, каким образомбыл решён вопрос о языке таких просьб тем государством, юридическим органамкоторого она должна быть направлена. Если между РФ и соответствующимгосударством заключен двухсторонний договор о правовой помощи, то приоритетнымиявляются нормы двухстороннего договора. Данное положение можнопроиллюстрировать на следующем примере. Эстонская Республика являетсяучастницей Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года и одновременносубъектом Договора с РФ о правовой помощи от 26 января 1993 года[30]. Согласно ст.25этого Договора «Просьбы об оказании правовой помощи составляются на языкезапрашивающей Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором непредусмотрено иное». Следовательно, поручения об оказании правовой помощи,направляемые органами предварительного расследования РФ юридическим органамЭстонии, могут быть составлены на русском языке.
На русском языке можетбыть и повестка о вызове свидетеля или эксперта, прилагаемая к поручению обоказании правовой помощи. Однако в этой связи следует иметь в виду, чтосогласно ч.1 ст.9 этого же Договора «Запрашиваемое учреждение осуществляетвручение документов в соответствии с правилами, действующими в его государстве,если вручаемые документы составлены на его языке или снабжены завереннымпереводом. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемойДоговаривающейся Стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю,если он согласен добровольно их принять»[31].
Поручение об оказанииправовой помощи должно быть подписано и скреплено гербовой печатью органапредварительного расследования РФ.
Направляя просьбу (поручение)о вручении повестки, следует учитывать то, что в международно-правовых актах,на основании которых направляются просьбы (поручения), могут быть установленысроки передачи просьбы (поручения). В частности, в п.3 ст.7 Европейскойконвенции от 20 апреля 1959 года сформулирована норма следующего содержания:«Любая Договаривающаяся Сторона может при подписании настоящей Конвенцииили при сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа оприсоединении, путём заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы,просить о том, чтобы повестка для вызова обвиняемого, находящегося на еётерритории, передавалась компетентным органам за определённое время доустановленной даты явки. Это время указывается в вышеупомянутом заявлении и неможет превышать 50 дней. Это время учитывается при определении даты явки и припередаче повестки». В этой связи следует иметь в виду, что РФвоспользовалась таким правом и заявила о необходимости передачи поручения овручении повестки о явке лица не менее чем за 50 дней до установленной датыявки лица[32].
В двухсторонних договорахо правовой помощи может быть установлен иной срок передачи поручения о вызовелица, причём не только обвиняемого, но и свидетеля, потерпевшего и других лиц. Например,в ст.7 Договора между СССР и Финляндской Республикой[33] закреплено правило,согласно которому «Документ о вызове лица в учреждение подлежит передачезапрашиваемой Договаривающейся Стороне не менее чем за 90 дней до упомянутого ввызове дня рассмотрения дела».
В Минской конвенции инекоторых договорах установлено право иностранных граждан, вызываемых вюридические органы РФ на возмещение расходов, связанных с проездом ипребыванием на территории РФ, а также на возмещение неполученной заработнойплаты за дни отвлечения от работы, а эксперты, кроме того, имеют право навознаграждение за проведение экспертизы. Соответственно, в вызове должно бытьуказано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их ходатайствуорганы предварительного расследования РФ, от которых исходит вызов, выплачиваютаванс на покрытие соответствующих расходов[34].В соответствии со ст.9 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года «денежныевыплаты, включая суточные и транспортные расходы, возмещаемые свидетелю илиэксперту запрашивающей Стороной, исчисляются от места его проживания по нормам,по крайней мере равным нормам, предусмотренным тарифами и правилами,действующими в стране, где должно состояться рассмотрение дела». По смыслуст.10 данной Конвенции приблизительные размеры денежных выплат, а такжевозмещаемых транспортных расходов и суточных указываются в повестке тогда,когда запрашивающая Сторона считает личную явку свидетеля или эксперта особеннонеобходимой и указывает это в своей просьбе о вручении повестки Согласно п.3этой статьи запрашиваемая Сторона по просьбе запрашивающей Стороны может выдатьсвидетелю или эксперту аванс. Сумма аванса указывается в повестке и возмещаетсязапрашивающей Стороной.
В некоторыхмеждународно-правовых актах установлено правило, согласно которому документы,подлежащие вручению в связи с вызовом лица в юридические органы запрашивающейСтороны, должны направляться в юридические органы запрашиваемойДоговаривающейся Стороны в двух экземплярах[35].
Допрос явившегося поповестке (вызову) иностранного гражданина производится по правилам,установленным УПК РФ, за некоторыми исключениями. В частности, свидетели,потерпевшие и эксперты, вызванные в порядке, предусмотренном ст.9 Минскойконвенции, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачипоказаний и за дачу заведомо ложных показаний либо за дачу заведомо ложногозаключения. Это обусловлено тем, что согласно п.3 данной статьи такие лица немогут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, взятыпод стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениямив качестве экспертов либо в связи с деянием, являющимся предметомразбирательства. Аналогичное правило закреплено в большинстве двухстороннихдоговоров об оказании правовой помощи[36].
Органы предварительногорасследования РФ могут направлять юридическим органам соответствующихгосударств поручения: о допросе граждан в качестве обвиняемых и свидетелей; опризнании граждан потерпевшими и допросе их в качестве потерпевших; о полученииот граждан предметов и документов с последующей их передачей органампредварительного расследования РФ; о производстве осмотров; о производствеобысков; о наложении ареста на имущество; о проведении экспертиз и допросеэкспертов и др. Однако, при этом следует иметь в виду, что вмеждународно-правовых документах установлен различный объем правовой помощи[37].
В конвенциях и договорахоб оказании правовой помощи установлена юридическая сила документов,составленных или засвидетельствованных компетентными органами и определеннымилицами запрашиваемого государства в связи с исполнением просьбы (поручения) обоказании правовой помощи. Так, например, в ст.13 Минской конвенциисформулированы следующие нормы: «Документы, которые на территории одной изДоговаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением илиспециально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленнойформе и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории другихДоговаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы,которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются какофициальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторондоказательной силой официальных документов».
В ст.11 Договора междуСССР и МНР[38]приведенное выше правило распространяется на документы, составленныегражданами, если их подпись засвидетельствована по правилам, установленным натерритории соответствующей Договаривающейся Стороны.
В международно-правовыхдокументах иногда содержатся оговорки, связанные с выполнением определённыхпросьб (поручений) об оказании правовой помощи. Так, например, в ст.5Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года[39]установлено, что «Любая Договаривающаяся Сторона может, в момент сдачи нахранение ратификационной грамоты или документа о присоединении, путём заявленияна имя Генерального Секретаря Совета Европы, оставить за собой право исполнятьпоручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюденииодного или нескольких из следующих условий:
а) преступление, скоторым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающей Стороны, так ипо закону запрашиваемой Стороны;
b) преступление, с которым связано поручение,является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которымпредусматривается выдача;
c) исполнение порученияне противоречит законодательству запрашиваемой Стороны (п.1). КогдаДоговаривающаяся Сторона делает заявление в соответствии с пунктом 1 настоящейСтатьи, любая другая Сторона может применить правило взаимности (п.2)».
Ратифицируя названнуюКонвенцию, Российская Федерация заявила следующее: «Российская Федерация всоответствии со статьей 5 Конвенции оставляет за собой право исполнятьпоручения по проведению обыска или наложении ареста на имущество только присоблюдении условий, предусмотренных в подпунктах „а“, „b“ и „с“ пункта 1 указанной статьи Конвенции»[40]. Отсюда следует,что другие государства участники данной Конвенции могут применить такое же правилов отношении поручений органов предварительного расследования РФ.
В ст.11 Европейскойконвенции от 20 апреля 1959 года установлены особенности исполнения поручения овызове в качестве свидетеля или для очной ставки лица, находящегося под стражей.Согласно п.1 данной статьи такое лицо «временно передаётся на территорию,где должно состояться рассмотрение дела, при условии, что оно будет отправленообратно в сроки, указанные запрашиваемой Стороной, и при соблюдении положенийСтатьи 12 в той мере, в какой они применимы.
В передаче может бытьотказано:
а) если лицо,находящееся под стражей, не даёт на это согласия;
b) если его присутствие необходимо для уголовногосудопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемой Стороны;
с) если передача можетпродлить его содержание под стражей;
d) если есть другие веские основания не передаватьего на территорию запрашивающей Стороны».
 3. Особенностиприменения мер уголовно-процессуального принуждения
Одной из особенностейпроизводства по уголовным делам с участием иностранных граждан является то, чтов случае задержания или заключения под стражу иностранного гражданина, об этомизвещается дипломатическое или консульское представительство государства,гражданином которого является задержанный или арестованный. Это положение нашлосвое отражение в ч.3 ст.96 УПК РФ.
В соответствии со ст.36Венской конвенции о консульских сношениях консульское учреждениепредставляемого государства должно быть безотлагательно уведомлено о том, что впределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключен втюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, если гражданин этого потребует.
Порядок уведомления опроизведенном задержании или заключении под стражу до 1998 года устанавливалсяИнструкцией о порядке извещения иностранных дипломатических и консульскихпредставительств на территории СССР о задержаниях и арестах гражданпредставляемых ими государств, а также о порядке посещения консульскимидолжностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных иосуждённых к лишению свободы граждан[41].В соответствии с названной инструкцией извещения о задержании или арестеиностранного гражданина, с указанием его полного имени, фамилии, гражданства,даты и основания задержания или ареста, направлялись прокуратурой в МИД РФ длядоведения информации до сведения соответствующего дипломатического иликонсульского представительства.
В частности, призадержании и аресте иностранного гражданина в соответствии с межведомственнойИнструкцией[42]руководитель органа предварительного расследования обязан немедленно сообщитьоб этом телеграфно в Генеральную прокуратуру России, а копии протокола озадержании передать в МВД и ФСБ России. Кроме того, о задержании телеграфноуведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов припроизводстве расследования (наряду с этим уведомлением направляется иписьменное сообщение о произведенном задержании в порядке ст.96 УПК РФ). Законностьи обоснованность ареста такого гражданина в обязательном порядке проверяетсяпрокурором, вышестоящим над тем, который санкционировал арест, либо согласноУПК РФ при наличии жалобы — судьей в порядке ст.125 и 126 УПК РФ.
Извещения о задержанииили аресте иностранного гражданина, согласно п.5 Инструкции, Генеральнаяпрокуратура России немедленно направляет в МИД России, которое доводитполученную информацию до сведения соответствующего дипломатического иликонсульского представительства (но не позднее 12 часов с момента фактическогозадержания).
Сроки уведомления обарестах и задержаниях иностранных граждан установлены консульскими договорами иконвенциями, например, об аресте и задержании польского гражданинапредставительство Польской Республики уведомляется в течение 3 дней (Протоколот 27.05.1971 г., п.1[43]);об аресте или задержании гражданина Китайской Республики представительствоуведомляется в течение 7 дней (по новому Договору 1986 г. [44]); СоединенногоКоролевства Великобритании и Северной Ирландии — 1-3 дней, но не позднее (Протоколот 02.12.1965 г., п.1[45])и др.
Консульские должностныелица, сотрудники дипломатических представительств по разрешению прокуратурыимеют право посещать задержанного, арестованного или отбывающего наказание ввиде лишения свободы гражданина представляемого ими государства (если иное непредусмотрено международным договором), письменно сноситься с ним.
Периодичность посещенияконсульскими должностными лицами задержанных и арестованных граждан установленав консульских конвенциях между РФ и конкретными государствами. Разрешение напервое посещение даётся незамедлительно (если иное не предусмотреномеждународным договором). Разрешение на последующие посещения даются черезопределённые периоды времени, как правило, не реже чем раз в два месяца, либо,как установлено в п.2 ст.12 Консульской конвенции между РФ и РеспубликойМолдова, «через разумные промежутки времени». Следует, однако, иметьв виду, что реализация права на посещение согласно п.8 указанной Инструкциизависит от решения Генеральной прокуратуры России, согласованного с Федеральнойслужбой безопасности России.
Консульское должностноелицо имеет право посещать находящегося в заключении под стражей илизадержанного в иной форме гражданина представляемого государства для беседы сним, а также с целью передачи или получения от него корреспонденции и посылок ипринятия мер к обеспечению для него юридического представительства. Беседаконсульского должностного лица или сотрудника дипломатическогопредставительства наедине с гражданином представляемого государства непредусмотрена. Согласно п.10 вышеназванной Инструкции беседа должна происходитьв присутствии представителя органа, произведшего задержание или арестиностранного гражданина, и переводчика, либо в присутствии представителяадминистрации места предварительного заключения и переводчика. Во время беседыможет присутствовать прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов вместах содержания задержанных и арестованных.
Консульское должностноелицо воздерживается от принятия любых мер от имени находящегося под арестом, взаключении под стражей или задержанного в иной форме, если данный гражданин вприсутствии консульского должностного лица прямо возражает против такихдействий. В соответствии с нормами, закреплёнными в консульских конвенциях,органы предварительного расследования РФ обязаны проинформировать иностранногогражданина о том, что о его задержании или заключении под стражу вустановленный консульской конвенцией срок будет направлено уведомление вконсульское учреждение или дипломатическое представительство. Кроме того,данному лицу разъясняется периодичность посещения задержанного илиарестованного консульскими должностными лицами и их права[46].
Согласно закрепленномуположению в Федеральном законе Российской Федерации от 21 июня 1995 г. № 103-ФЗ«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений»[47],«размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом ихличности при размещении подозреваемых, а также осужденных в камерахобязательно соблюдение следующих требований: 2) отдельно от другихподозреваемых и обвиняемых содержаться: иностранные граждане при наличии условий для их содержания …» (ч.1 и 2 ст.33).
На практике эта норма неприменяется к гражданам государств СНГ, и они содержатся совместно с гражданамиРоссийской Федерации. Закон позволяет делать исключения, говоря, что отдельноесодержание этих категорий подозреваемых и обвиняемых осуществляется «приналичии условий». Иными словами эта норма не является императивной. Отделениеиностранных граждан объясняется некоторыми особенностями их правового статуса. Этилица вправе встречаться с представителями государств, гражданами которых ониявляются. При содержании в общих камерах у них могут возникнуть трудности,связанные с языковым барьером. В местах содержания их под стражей, а такжеколониях, где они содержатся, должны быть переводчики. Поскольку на них распространяютсяправила о цензуре, цензоры должны владеть иностранными языками[48]. Однако на практикев уголовно-исполнительной системе отсутствует штат переводчиков. Должностныелица, работающие в следственных изоляторах, общаются с подозреваемыми илиобвиняемыми иностранными гражданами с помощью жестов, интернациональных словили используя словарный запас иностранного языка, полученный во время обученияв школе, вузе и т.п. Но среди должностных лиц, работающих в системе уголовногоисполнения, есть и такие, которые владеют одним или несколькими иностраннымиязыками (как показывают данные нашего исследования, это в основном английскийязык) на достаточно высоком уровне. Поэтому в случае необходимости можноприбегнуть к их помощи.
Также, Правиламивнутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системыМинистерства юстиции Российской Федерации[49]установлено, что «размещение по камерам осуществляется в соответствии стребованиями ст.33 Федерального закона на основании плана покамерногоразмещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальникомследственного изолятора …».
Кроме этого, п.16.7. вышеуказанныхПравил устанавливает, что «свидания подозреваемого или обвиняемого сзащитником осуществляются наедине без разделительной перегородки и без ограниченияих количества и продолжительности. Свидания проводятся в условиях, позволяющихсотруднику следственного изолятора видеть подозреваемого или обвиняемого изащитника, но не слышать». Беседа защитника наедине с гражданиномпредставляемого государства не предусмотрена. Согласно п.10 вышеназваннойИнструкции беседа должна происходить в присутствии представителя органа,произведшего задержание или арест иностранного гражданина, и переводчика, либов присутствии представителя администрации места предварительного заключения ипереводчика. Во время беседы может присутствовать прокурор, осуществляющийнадзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных. Налицонесоответствие указанного нами положения с положениями вышеуказанной межведомственнойинструкции 1987 г., что позволяет говорить об ущемлении прав и законныхинтересов иностранных граждан во время их нахождения в следственных изоляторах.
Думается, что положениео порядке свидания подозреваемого или обвиняемого — иностранного гражданина сзащитником должны соответствовать Правилам внутреннего распорядка следственныхизоляторов и только в случае явной угрозы безопасности, которая составляет«совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важныминтересам личности, общества и государства»[50] вправе применять киностранным гражданам положения Инструкции 1987 г.
В консульских конвенцияхмежду РФ и другими государствами установлена обязанность органов уголовнойюстиции уведомлять консульское должностное лицо о намерении органоврасследования принять принудительные меры и провести расследование на бортуиностранного судна, находящегося во внутренних водах, территориальных водах илина внутренних водных путях РФ с тем, чтобы консульское должностное лицо или егопредставитель могли присутствовать при осуществлении расследования. Есликонсульское должностное лицо не присутствует при этом, органы предварительногорасследования РФ по его просьбе информируют о расследовании в письменной форме.Если срочный характер мер, которые необходимо принять, не позволяет направитьзаблаговременное уведомление консульскому должностному лицу, органыпредварительного расследования информируют консульское должностное лицо вписьменной форме об этом факте и принятых мерах даже при отсутствиисоответствующей просьбы консульского должностного лица.
Консульское должностноелицо уведомляется также и тогда, когда органы предварительного расследованиявызывают капитана судна или какого-либо члена экипажа для дачи показаний наберегу по вопросам, касающимся судна (см., ст.53 Консульской конвенции между РФи Республикой Беларусь, ст.46 Консульской конвенции между РФ и РеспубликойУзбекистан, ст.46 Консульской конвенции между РФ и Литовской Республикой и др.).4. Особенности привлечения к уголовнойответственности иностранных граждан
Привлечение к уголовнойответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикцииРФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.
При этом органыпредварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующегогосударства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого вкачестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду,что судимости в других государствах не имеют значения для квалификациипреступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, какразъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ послепрекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания какотягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22января 1993 года (п.11 постановления №5 «О некоторых вопросах применениясудами законодательства об ответственности за преступления против собственности»от 25 апреля 1995 года) [51].
Если иностранныйгражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то дляроссийских органов предварительного расследования он, как правило, оказываетсянедосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как всегосударства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления вдругих государствах.
В то же время на этотслучай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами оправовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовногопреследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.
В соответствии снормами, закреплёнными в Минской конвенции идоговорах о правовойпомощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляюткомпетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу)об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществленииуголовного преследования должна содержать:
наименованиезапрашивающего учреждения;
описание деяния, в связис которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;
по возможности, болееточное указание времени и места совершения деяния;
текст положения закона запрашивающейСтороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также текстыдругих законодательных норм, имеющих существенное значение для производства поделу;
фамилия и имяподозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;
заявление потерпевших поуголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление овозмещении вреда;
указание размера ущерба,причинённого преступлением.
К поручению прилагаютсяимеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалыуголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деледокументов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительногорасследования.
При направлении органамипредварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование поэтому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемогогосударства в соответствии со своим законодательством.
Следует иметь в виду,что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовногопреследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государствучастников Конвенции.
В действующем УПК РФ невыделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления опрекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранногогражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российскогозаконодательства.
Как указано в предыдущемпараграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовнойответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовнойюрисдикции, а процессуальным основанием — отсутствие согласия аккредитующегогосударства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовнойюрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.
Конкретизацияматериально-правового и процессуального оснований принятия указанного решенияприменительно к определенным категориям иностранных граждан содержится вПоложении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государствна территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и членыдипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясновыраженного согласия на это аккредитующего государства[52]. Отсутствиеуказанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающеепроизводство по делу в отношении указанных лиц.
Таким образом, впостановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования вкачестве правового основания такого решения следует ссылаться насоответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения одипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случаелишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикциииностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
В связи с этимнеобходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращенияуголовного дела, уголовного преследования: «отсутствие согласияаккредитующего государства или международной организации на возбуждениеуголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самоголица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом».
Процессуальные действияв отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятсялишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается черезМинистерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Даннымправом может воспользоваться любой участник уголовного процесса — иностранныйгражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующеегосударство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать еговоспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатическойнеприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указываетсянеобходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.
В международном праве,как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласнокоторому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государстваесть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самогодипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным[53]. Так, Конвенция опривилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22)предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязаноотказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда,по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствуетотправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен безущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос оботказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие,то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. [54]
В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному вотношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делунеобходимо провести все следственные и иные процессуальные действия,направленные на установление виновного, собирание доказательств и установлениевсех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затемприостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясновыраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будетполучено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующеегосударство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо,производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовноепреследование по рассмотренным нами выше правилам.
На основании изложенного можно прийти к выводу онеобходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: «5) лицо, подлежащеепривлечению к уголовной ответственности — иностранный гражданин, обладающийдипломатическим иммунитетом», а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: "… Пооснованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи,предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока"и ч.5 ст. 208 УПК РФ: «До приостановления предварительного следствияследователь выполняет все следственные действия, производство которых возможнодо получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующегогосударства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическимиммунитетом, к уголовной ответственности».
Заключение
На основании вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы, связанные с основнымиособенностями предварительного расследования по уголовным делам с участиеминостранных граждан.
1. Необходимо внести дополнение в ст.151 УПК РФ «8. Вотношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом ипривилегиями, по любым видам преступлений, расследование должно осуществлятьсятолько в форме предварительного следствия».
2. Иностранные граждане, совершившие преступления натерритории РФ и покинувшие её пределы, по поручению юридических органов РФмогут быть подвергнуты уголовному преследованию в том государстве, где онинаходятся, при условии, что между РФ и этим государством заключен договор оправовой помощи и в нём предусмотрена возможность осуществления такогопреследования. Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенциисношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральнымипрокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.
3. До обращенияиностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом с просьбой обучастии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФсогласия на их участие в производстве процессуальных действий, следует выполнятьнеотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающиедипломатического иммунитета.
4. Необходимо заручатьсясогласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием рядапроцессуальных действий. Так, например, если процессуальные действияпроизводились с участием свидетеля — иностранного гражданина, обладающегоиммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статусподозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участиемподозреваемого необходимо снова заручиться согласием на дальнейшее производство.А что касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждогопроцессуального действия с их участием необходимо каждый раз заручатьсясогласием на его проведение. В случае наличия у иностранного гражданинаабсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно неможет быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия исоответственно без согласия аккредитующего государства.
5. При получениисогласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производствоследственного действия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. Аименно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как ииностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами иобязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данногоучастника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными вмеждународно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться надопрос к месту производства предварительного расследования, отсутствиеуголовной ответственности за дачу ложных показаний[55]). В этом случаепротокол следственного действия, произведенного с участием иностранногогражданина, будет иметь доказательственное значение.
6. В соответствии снормами международного права помещения дипломатических представительствнеприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатическогопредставительства. Поэтому мы рекомендуем производить следственные действия впомещениях дипломатических и консульских представительств с участиемпредставителя МИДа РФ и должностных лиц (глав) дипломатических и консульскихпредставительств.
7. На официальнуюкорреспонденцию и архивы дипломатических и консульских представительств, атакже представительств международных организаций на территории РФ не может бытьналожен арест, она не может быть изъята, а в архивах не могут производитьсяобыск и выемка.
8. Граждане, находящиесяна территории иных государств могут быть вызваны в органы предварительногорасследования РФ в том случае, если между РФ (СССР) и соответствующимгосударством заключен договор об оказании правовой помощи, в том числе и поуголовным делам. Процессуальной формой вызова иностранных граждан в органыуголовной юстиции РФ является просьба о взаимной помощи или поручение обоказании правовой помощи, направляемые органам уголовной юстициисоответствующих государств.
9. Руководитель органапредварительного расследования обязан немедленно сообщить о задержаниииностранного гражданина в Генеральную прокуратуру России, а копии протокола озадержании передать в МВД и ФСБ России. Кроме того, о задержании уведомляетсяпрокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при производстверасследования. Извещения о задержании иностранного гражданина, с указанием егополного имени, фамилии, гражданства, даты и основания задержания, направляютсяпрокуратурой в МИД РФ для доведения информации до сведения соответствующегодипломатического или консульского представительства.
10. Необходимо дополнитьч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела,уголовного преследования: «отсутствие согласия аккредитующего государстваили международной организации на возбуждение уголовного преследования лица,пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным)иммунитетом».
11. Необходимо дополнитьч.1 ст. 208 УПК РФ: «5) лицо, подлежащее привлечению к уголовнойответственности — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом»,а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: "… По основаниям, предусмотренным пунктами 3,4и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может бытьприостановлено и до окончания его срока" и ч.5 ст. 208 УПК РФ: «Доприостановления предварительного следствия следователь выполняет всеследственные действия, производство которых возможно до получения ответа назапрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своегогражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовнойответственности».
12. В раздел XVIII части пятой УПК РФ необходимо включить новую главу «Производство поуголовным делам с участием иностранных граждан в Российской Федерации», котораябудет содержать нормы, касающиеся особенностей возбуждения и предварительногорасследования уголовных дел, с участием иностранных граждан.
Библиографический список
Нормативный материал:
1.Конституция РФ. — М.: Юридическая литература, 1993.64 с.
2.Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. / Историязаконодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу. 1955-1991 гг.: Сборникправовых актов. — М.: Спарк, 1997. С.214-225.
3. Венская конвенция о консульскихсношениях от 24 апреля 1963 года // Международное публичное право: Сборникдокументов. Т.1. — М.: БЕК, 1996. С.188-206.
4.Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участниковСовещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. — М., 1989. С.15.
5.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Вступилав силу 29 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1997. №5. Ст.613.
6.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгария. Вступилав силу 15 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №23. Ст.2665.
7.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша. Вступилав силу 28 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1998. №14. Ст.1515.
8.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Вступилав силу 19 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1999. №5. Ст.604.
9. Консульская конвенция междуРоссийской Федерацией и Туркменистаном. Вступила в силу 21 июля 1998 г. // СЗРФ. 1999. №12. Ст.1408.
10.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.Вступила в силу 29 августа 1998 г. // СЗ РФ. 1999. №20. Ст.2412.
11.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Литовской Республикой. Вступилав силу 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 2000. №5. Ст.464.
12.Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Молдова. Вступилав силу 11 мая 1997 г. // СЗ РФ. 2000. №6. Ст.612.
13.Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля1946 года. Россия участвует с 22 сентября 1953 г. // Международное публичноеправо. Т.1. С.237-241.
14.Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. УтвержденаГенеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года. Россияучаствует с 10 января 1966 г. // Международное публичное право. Т.1. С.279-310.
15.Соглашение об учреждении Европейского Банка реконструкции и развития. Вступилов силу 25 марта 1991 г. // Международное публичное право. Т.1. С.330-350.
16. Соглашение между ПравительствомРоссийской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении вРоссийской Федерации объединенного Представительства Организации ОбъединенныхНаций. Вступило в силу 15 июня 1993 г. // Международное публичное право. Т.1. С.367-373.
17. Соглашение между ПравительствомРоссийской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Вступилов силу 6 октября 1992 г. // Международное публичное право. Т.1. С.383-388.
18.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Банкомреконструкции и развития о Постоянном представительстве ЕвропейскогоБанкареконструкции и развития. Вступило в силу 29 марта 1993 г. // Международноепубличное право. Т.1. С.392-398.
19.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международнойорганизацией по миграции. Вступило в силу 13 марта 1992 г. // Международноепубличное право. Т.1. С.398-400.
20.Соглашение между Правительством Российской Федерации и ОрганизациейЭкономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетахОрганизации в Российской Федерации от 8 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1996. №20. Ст.2324.
21.Положение о Штабе по координации военного сотрудничества государств — участниковСодружества Независимых Государств. Утверждено решением глав правительствучастников СНГ от 24 декабря 1993 г. // Международное публичное право. Т.2. С.488-494.
22.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. Вступила в силу для России в 2002 году. // Российская газета. 2002. апрель.
23.Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.Вступила в силу для России 2 марта 2000 г. // Участие органов внутренних дел ивнутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов.Выпуск 2. — М., 2000. С.229-240.
24.Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающегодостоинство обращения и наказания от 26 ноября 1987 г. // Российская газета. 1995.5апреля.
25. Конвенция о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Подписана вМинске 22 января 1993 г. Вступила в силу для РФ 10 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1995.№17. Ст.1472.
26.Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и ФинляндскойРеспубликой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным иуголовным делам // Международное публичное право. Т.2. С.129-131.
27.Договор между РФ и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовыхотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Сборникмеждународных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. — М.,1996.
28.Договор между Российской Федерацией и Эстонской республикой о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Вступил в силу 20марта 1995 г. // СЗ РФ, 1998, №2. Ст.229.
29.Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовойпомощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. // Участие органоввнутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборникдокументов. Выпуск 2. — М., 2000, С.41-46
30.Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и МонгольскойНародной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским,семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 г. // Участие органов внутреннихдел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборникдокументов. Выпуск 2. — М., 2000. С.54-66.
31.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии оторговом судоходстве. Вступило в силу 6 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №25. Ст.2834.
32.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: ЮРКНИГА, 2003.568 с.
33.Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 1997.
34.Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 2002.
35.Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., 2001.
36.Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2-х томах, Т.1. — М.: НОРМА,2000.856 с.
37.Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2-х томах. Т.2. — М.: НОРМА,2000.470 с.
38.Федеральный закон РФ от 23 февраля 1996 г №20-ФЗ «О присоединенииРоссийской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетахСовета Европы и протоколам к нему» // СЗ РФ. 1996. №9. Ст.775.
39.Федеральный закон РФ от 25 октября 1999 года «О ратификации Европейскойконвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительногопротокола к ней» // Российская газета.28 октября 1999 г.
40.Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года № 62-ФЗ //Российская газета от 5 июня 2002 г. № 100 (2968).
41. Федеральный закон РФ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от25 июля 2002 г. // Российская газета, 31 июля 2002 г. № 105 (2973).
42.Полное собрание законодательства. Т.1. № 408.
43.Устав гражданского судопроизводства // СЗ РФ. 1964.Т. XIV.
Специальная литература:
44.Белозеров Ю.Н., Нагаев Е.А. Гарантии прав и законных интересов иностранныхграждан в уголовном процессе / Ю.Н. Белозеров, Е.А. Нагаев; Ин-т защитыпредпринимателя. — М.: ИЗП, 1999.135 с.
45.Бирюков П.Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовойсистеме Российской Федерации. — Воронеж: Воронежский государственныйуниверситет, 2000.228 с.
46.Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международногосотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: «Юрлитинформ», 2002.528с.
47.Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. — СПб.: «Юридический центр Пресс»; Санкт-Петербургский юридическийинститут Генеральной прокуратуры РФ, 2001.359 с.
48.Давитадзе М.Д. Зарубежный опыт урегулирования межнациональных отношений: Монография.- М.: ВНИИ МВД России, 2000.120 с.
49.Карлеба В. Возбуждение уголовного дела: Учебно-практическое пособие /В.А. Карлеба,И.В. Сирица. — Краснодар, 2000.150 с.
50. Межгосударственный розыск лиц натерритории государств участников СНГ: Сборник нормативно-правовых актов. — М.: ВНИИМВД России, 2000.107 с.
51.Международно-правовые аспекты экстрадиции: Сборник документов. — М.: Юридическаялитература, 2000.320 с.
52.Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов / МВДРФ, ВНИИ. — М., 2000.124 с.
53.Сизов А.А., Рябинина Т.К. Уголовная политика государства по предупреждениюпреступности среди иностранных граждан — Курск, 2000.10 с.
54.Толстик В.А. Иерархия российского и международного права / Нижегородскаяакадемия МВД РФ. — М.: Юрайт-М, 2001.128 с.
55.Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международномсотрудничестве: Сборник документов. Вып.4. — М.: МВД РФ. 2000.470 с.
56.Цибарт Е.Э. Процессуальное положение подозреваемого в российском уголовномпроцессе. — Оренбург, 2001.
57.Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. — М.:«Юрлитинформ», 2000.232 с.
Научные статьи
58.Белов В.А. Правовой статус иностранцев, обучающихся в Российской Федерации // ВестникРоссийского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. — М., 2000. №1. С.73-86.
59.Вандышев В.В., Лиманский В.А. Новый УПК РФ: шаг вперед или назад? // «Юридическаямысль». 2002. № 2 (8). С.68.
60.Корсик К.А. Иностранные граждане в сфере уголовной юстиции: некоторые замечанияпо поводу законодательства и российской действительности // Право и жизнь. 1999.№ 20. С.69-75.
Диссертации и авторефераты:
61.Виноградова О.И. Международное сотрудничество Украины в сфере борьбы спреступностью (уголовно-процессуальный аспект): Автореф. дис. д. ю. н. — Харьков, 2000.23 с.
62.Жукова Н.А. Производство по уголовным делам с участием иностранныхграждан в досудебных стадиях в Российской Федерации: Дисс. … к. ю. н.: (12.00.09)/ МВД России, СПбУ. — СПб., 2003.186 с.
63.Кобец П.Н. Криминологическая характеристика и профилактика ОВД преступлений,совершаемых жителями стран СНГ в Московском мегаполисе: Автореф. дис. к. ю. н.:(12.00.08) / ВНИИ МВД РФ, М., 2000.24 с.
64.Кузнецов В.А. Процессуальные проблемы осмотра места происшествия по делам онезаконном пересечении государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис.к. ю. н.: (12.00.09) / Университет дружбы народов России. — М., 2000.19 с.
65.Мамаев А.А. Международная судебная юрисдикция по гражданским делам с участиеминостранных лиц: Автореф. дис. к. ю. н. (12.00.03, 12.00.15) / МГЮА. — М., 2001.21с.
66.Посельская Л.Н. Методика расследования грабежей и разбоев, совершаемых вотношении иностранных граждан (по материалам Восточно-Сибирского региона): Дисс.… к. ю. н.: (12.00.09) / МВД России, СПбУ. — СПб., 1999.277 с.
67.Прохоров М.Ю. Гражданско-правовые споры с участием иностранных лиц: Дисс. … к. ю.н.: (12.00.15) / МВД России, СПбУ. — СПб., 2001.193 с.
68.Путова И.В. Международный розыск преступников (правовые, организационные,оперативно-тактические аспекты): Автореф. дис. к. ю. н.: (12.00.09) / ЮИ МВД РФ.- М., 2001.23 с.
69.Стригалев Д.К. Неприкосновенность частной жизни как международно-правовой иконституционный принцип деятельности органов предварительного следствия системыМВД: Автореф. дис. к. ю. н.: (12.00.09) / СПб университет МВД России. — СПб,2002.24 с.
70.Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России (втор. пол.17 — нач.20 вв): Автореф.дис. к. ю. н.: (12.00.01) / УГЮА. — Екатеринбург, 2000.19 с.
71.Харламова Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по российскому уголовномуправу: Автореф. дис. к. ю. н.: (12.00.08) / МВД России, МЮИ. — М., 1998.25 с.
72.Хмелев С.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых в отношениииностранных граждан: Автореф. дис. к. ю. н.: (12.00.09) / МВД России, ВА. — Волгоград, 2000.29 с.
73.Щелокаева Т.А. Правовой статус иностранных военнопленных в СССР (1939-1956 гг.):Автореф. дис.к. ю. н.: (12.00.01) / Министерство общего и профессиональногообразования, Уральская государственная юридическая академия. — Екатеринбург,2000.22 с.
74.Шурухнова Д.Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств (права,законные интересы личности и их гарантии): Автореф. дис. к. ю. н.: (12.00.01) /ЮИ МВД РФ. — М., 2001.23 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вьетнам в XVI-XIX вв.
Реферат Управление многомерными автоматическими системами
Реферат Федеральные округа и полномочные представители Президента роль и значение в системе исполнитель
Реферат Форми і методи здійснення екологічної освіти молодших школярів на уроках курсу "Я і Україна"
Реферат Doré, Gustave
Реферат Произведения Аркадия и Бориса Стругацких и нравственность
Реферат Алексей Викторович Иванов
Реферат Отчет по преддипломной практике на АТП
Реферат Анализ финансового состояния МУП ЖКХ "Металлург"
Реферат Системы органов государственной власти субъектов Российской Федера
Реферат Дмирий Донской (исторический портрет)
Реферат Электродуговая сварка технология процесса и безопасность труда
Реферат Куликово поле
Реферат Общие элементы SQL
Реферат ВВ Налимов и межфакультетская лаборатория статистических методов