Контрольная работа №1
«Основы государственного управления»
Проанализируйтеодин из нормативно-правовых актов, содержащихся в Хрестоматии (по Вашемувыбору), используя алгоритм анализа и проектирования использования принуждения.
Дляанализа был выбран Федеральный Закон «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» и его анализ будет проходитьпо заданной схеме.
1. Идентифицировать результат, к которому стремятся органыпубличного управления
ВФедеральном Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» законодатель обозначил, что целью данного закона является определениеорганизационных и правовых основ предупреждение и пресечение:
· монополистическойдеятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РоссийскойФедерации;
· ограниченияконкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иныминаделенными функциями или правами указанных органов власти органами илиорганизациями.
Такимобразом, конечным результатом данного закона является обеспечение единстваэкономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержкиконкуренции, свободы экономической деятельности на территории РоссийскойФедерации а также создание условий для эффективного функционирования товарныхрынков.
2. Проанализировать имеющиеся ресурсы принуждения,позволяющие достигнуть поставленную цель по видам
Дляреализации целей и достижения результатов поставленных данным закономзаконодатель предусматривает создание антимонопольного органа. Данный органбудет наделен рядом полномочий в сфере принуждения для реализации положенийданного закона.
Статья12 Федерального Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» предусматривает, что в сфере защиты и реализации нормданного закона антимонопольный орган имеет право на употребление таких формпринуждения: принимать решения и выдавать предписания. И решения и предписанияобязательны для исполнение теми организациями, в отношении которых они быливынесены.
Крометого за нарушение норм Федерального Закона «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» в этом же законеустанавливается гражданско-правовую, административную либо уголовнуюответственность, которую несут виновные субъекты.
Такимобразом, наличные ресурсы принуждения в полной мере позволяют восстанавливатьнарушенные права субъектов экономической деятельности, реагировать на нарушениеправил конкуренции со стороны органов государственной власти и органов местногосамоуправления, а также восстанавливать в полной мере нарушенные права.
3. Определить, какие группы населения затронуты (будутзатронуты) при использовании прямого и косвенного принуждения. Здесь важноосознавать, что предпочтительнее для государства: максимальный охват населенияили наоборот, минимизация количества задетых групп
Прииспользовании прямого и косвенного принуждения предусмотренного нормамиФедерального Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» происходит охват таких слоев населения:
· должностные лицафедеральных органов исполнительной власти;
· должностные лицаорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· должностные лицаорганов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правамиуказанных органов власти;
· должностные лицагосударственных предприятий и организаций;
· коммерческие инекоммерческие организации или их руководители;
· физические лица,в том числе индивидуальные предприниматели.
Такимобразом, видим, что при использовании прямого и косвенного принужденияпроисходит охват очень большого социального пласта, по сути нескольких слоевнаселения: чиновников всех уровней, предпринимателей, а также физических лиц.Это говорит о том, что государство стремится к полному и всеобъемлющемуконтролю за соблюдением норм Федерального Закона «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках». Данный фактор можноохарактеризовать как положительный потому что, при таком обширном захвате слоевнаселения подпадающего под действие норм принуждения происходит многоуровневаязащита реализации права на свободную экономическую деятельность. В современныхусловиях развития рыночных отношений и при нынешних процессах интеграцииотечественной и мировых экономических систем такая защита конкурентного рынкапросто необходима.
4. Определить, что важнее для достижения поставленной цели(что позволяет достичь ее в максимальной степени): поддержка / безразличиенаселения (сложные, косвенные меры) или быстрота преобразований (простое ипрямое принуждение)
Вусловиях развития рынка и минимизации роли государства происходят сложные процессыперераспределения сегментов и преобразования конъюнктуры рынка. Поэтому прямыемеры принуждения намного эффективнее и позволяют достичь точной цели. Быстротапреобразований прежде всего позволяет:
· проводитьпостоянный мониторинг деятельности субъектов экономической деятельности напредмет соблюдения норм Федерального Закона «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках»;
· оперативнореагировать на нарушения действующего законодательства в области защитыконкуренции вообще и данного закона в частности;
· вести учет исистематизацию форм и методов нарушений с целью их изучения и последующегобыстрого распознавания и раскрытия;
· адекватно иправильно применять нормы принуждения ко всем субъектам нарушающим правилаконкуренции.
Такимобразом, это дает определенную государственную гарантию на развитие открытого ичестного рынка, что привлекает больше хозяйствующих субъектов на данный рынок.
5. Определить господствующий по отношению к затронутымгруппам тип легитимности власти
Отношенияв сфере контроля за ведением рыночной деятельностью и реализацией правилконкуренции регулируются в большей степени административной системой на всех уровняхиерархии. В большей степени участие в контроле за соблюдением нормзаконодательства в этой сфере осуществляют органы исполнительной власти, аименно специально созданные антимонопольные органы. Кроме того, прямое участиев реализации принципов конкурентной борьбы принимает законодательная системагосударства. Именно законодательным органом устанавливаются рамки правовогоповедения, определяются правонарушения, устанавливается ответственность иметоды принуждения. Исполнительная власть лишь является непосредственной контролирующейсистемой.
Чтокасается органов судебной власти они помимо контролирующей функции выполняютфункцию принуждения, однако, следует отметить, что система исполнительнойвласти, а именно некоторые ее элементы (специальные антимонопольные органы) также могут выполнять функцию принуждения, поскольку наделены определеннымиполномочиями в этой сфере.
6. Исходя из результатов, сформулированных в пп. 2-5,определить основной механизм принуждения, необходимый (использованный) длядостижения поставленной цели
ЦельюФедерального Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» является определение организационных и правовых основпредупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции на товарных рынках в Российской Федерации; ограничения конкуренциифедеральными органами исполнительной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иныминаделенными функциями или правами указанных органов власти органами илиорганизациями.
Механизмпринуждения необходимы для реализации данных целей закреплен в самом нормативноправовом акте. Ему предшествует анализ и мониторинг деятельности экономическихсубъектов.
Собственномеханизм принуждения таков:
· обнаружениеправонарушения;
· осуществлениеболее детального анализа и мониторинга действия субъекта нарушившего нормузакона;
· рассмотрениеспециальным антимонопольным органом действий приведших к нарушениям;
· принятие решенияили выдача предписания нарушившему субъекту;
· выполнениеданного предписание.
Вслучае невыполнения и применения других санкций в частности антимонопольныйорган может прибегнуть к помощи суда, в данном случае субъект понесетгражданско-правовую, административную или уголовную ответственность и механизмприменения принуждения в таком порядке будет определен соответствующимпроцессуальным кодексом, а также нормами исполнительного права.
Вконечном итоге система придет к виду, определенному правом как правомерноеповедение.
7. Определить, где и как будут использованы (былииспользованы) другие, второстепенные механизмы принуждения
Вданном случае при рассмотрении Федерального Закона «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» целесообразно применятьвторостепенные механизмы принуждения при покушении на нарушении норм права, атакже при рецидивном поведении хозяйствующих субъектов.
8. Разработать (проанализировать) процедуры легитимациииспользуемого механизма принуждения
Преждевсего необходимо отметить, что легитимизация любого принуждения можетпроисходить только в законодательном порядке. В соответствии с нормамиконституции ограничение права может происходить только в установленных иобоснованных законом объемах и случаях. Таким образом, законодательная власть. Вданном случае процедура легитимизации механизма принуждения закрепляетсячастично в Федеральном Законе «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках». Статья 12 данного закона предусматриваетполномочия антимонопольного органа в частности в сфере применения нормпринуждения, кроме того в законе закреплено и поведение субъектовхозяйствование в случае применения к ним норм принуждения антимонопольнымиорганами.
9. Составить план-схему акции: меры принуждения, время ихиспользования, исполнители, ожидаемые результаты
/>
10. Обеспечить (проанализировать) распределение финансовых,нормативных и человеческих ресурсов
/>
Каквидно из схемы человеческие ресурсы присутствуют на всех стадиях механизмаприменения принуждения, нормативные ресурсы определяют рамки правонарушений имеханизм наложения мер взыскания, а финансовые ресурсы связаны прежде всего и снарушением норм права (в пользу правонарушителя) и с применением мерпринуждения (не в пользу правонарушителя).