Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности государственного управления

содержание
1.Общественные функциигосударства, как субъекта управления. Покажите общественную обусловленностьгосударственного управления и выделите основные функции государства в каждой из управляемых сфер
2.Органы особой компетенциив системе государственного управления. Выделите задачи, функции Комитетагосударственного контроля и системы прокуратуры вРеспублике Беларусь
список использованнойлитературы 
1.Общественные функции государства как субъекта управления. Покажитеобщественную обусловленность государственного управления и выделите основныефункции государства в каждой из управляемых сфер
Функциигосударства выражаются в осуществлении государственного управления.Государственное управление – это целенаправленная деятельность государства влице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений вразличных сферах жизни общества.
Государствовыступает по отношению к обществу субъектом управления. Государственноеуправление обладает рядом особенностей:
1. Впроцессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства.
2.Функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемымигосударством. данные субъекты действуют по поручению государства.
3.Для осуществления своих функций субъекты государственного управления наделяютсянеобходимыми полномочиями государственно-властного характера.
4.Субъекты государственного управления действуют в рамках, устанавливаемых дляних государством в соответствующих нормах права.
Понятие«государственное управление» надо рассматривать с двух позиций. С первойпозиции под государственным управлением понимается управление деламигосударства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвяхвласти – законодательной, исполнительной и судебной.
Втораяпозиция – подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особойгруппы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическомисполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической,административно-политической и социально-культурной областями.
Функциигосударства реализуют все государственные органы, которые осуществляют единуюгосударственную власть. В рамках единства государственной власти существуетразделение труда, в основе которого лежат различия в формах и методахреализации функций государства. Соответственно выделяются самостоятельные видыгосударственной деятельности. Для каждого вида государственной деятельностихарактерно специфическое назначение. Например: особый субъект – государственныйорган, особые методы деятельности.
Также надо отметить, что государственная власть не может принадлежать одному лицуили одному государственному органу, так как это создаст угрозу тоталитарного,антидемократического режима. Следовательно, государственная власть должнастроиться на определенной специализации, не нарушающей ее принципиальногоединства. В связи в Республике Беларусь существуют три ветви государственнойвласти, отличающиеся определенной степенью самостоятельности [6, ст. 6]. Каждойветви власти соответствуют субъекты, ее выражающие.
Исполнительнаявласть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственнойвласти. Исполнительная власть тесно взаимодействует с законодательной исудебной ветвями власти.
Исполнительнаявласть – ветвь единой государственной власти, выраженная системой органовисполнительной власти, осуществляющих государственное управление деламиобщества на основе законодательства и реализующих государственно-властныеполномочия исполнительно-распорядительного характера [2, с. 14].
Государственноеуправление представляет собой вид государственной деятельности, в рамкахкоторого реализуется исполнительная власть. Исполнительная властьхарактеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находитсявсе наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшиесредства коммуникации, армия и воинские формирования, милиция, КГБ,исполнительно-трудовые учреждения.
Исполнительнаявласть как проявление единой государственной власти приобретает реальныйхарактер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемыхисполнительными органами, а по существу являющимися органами государственногоуправления.
Органыисполнительной власти можно классифицировать по:
— территории – центральные, местные, территориальные, межтерриториальные органывласти;
— порядку образования – на основании Конституции Республики Беларусь (Президент),органами власти, министерствами, государственными комитетами;
— характеру и объему компетенций – общей, отраслевой и специальной компетенции;
— способу разрешения вопросов;
— источнику финансирования – бюджетное финансирование и хозяйственный расчет.
ВРеспублике Беларусь задачи и функции государства находятся в ведении ПрезидентаРеспублики Беларусь. Президент является главой государства и исполнительнойвласти [7, с. 279].
Президенткак Глава государства наделен различными функциями и соответствующими имполномочиями. Основными из функций являются общегосударственные:
1. Олицетворениеединства народа.
2.Представление Республики Беларусь в отношениях с другими государствами имеждународными организациями.
3.Решение вопросов о приеме в гражданство республики Беларусь, о его прекращениии предоставлении убежища.
4.Ведение переговоров и подписание международных договоров.
5.Прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президентедипломатических представителей иностранных государств.
6.Введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайногоположения.
7.Отложение проведения забастовки или приостановление ее.
8.Выполнение обязанностей Главнокомандующего Вооруженными Силами РеспубликиБеларусь.
9.Введение на территории Республики Беларусь в случае угрозы или нападениявоенного положения, объявление полной или частичной мобилизации [6, ст. 84].
Субъектомгосударственного управления выступает государство в лице государственногоаппарата – ведомств, государственных органов, учреждений, организаций идолжностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферыобщественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие.Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасностьгосударства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободыграждан, международная деятельность [2, с. 16].
Управленческаядеятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практическивсе сферы общественных отношений. Основными формами государственного управленияявляются нормотворчество, правосудие и исполнительно-распорядительнаядеятельность. Функции государства — это основные, наиболее важные направленияуправленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначениегосударства на конкретном историческом этапе. При этом функции государства неотождествляются с функциями отдельных государственных органов и должностныхлиц.
Выделяюттакие признаки государственных функций, как объективно-обусловленный характер,конкретно-исторический характер, сочетание классовых и общесоциальных функций,базовый характер, специфические формы и методы осуществления. Из изложенногоможно сделать вывод, что функциями являются не все, а лишь основные направлениядеятельности государства. Главной функцией современного демократическогогосударства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свободчеловека.
Такимобразом, можно сделать вывод, что все ветви государственной власти закрепленыконституционно, имеют свое специфическое место в общем механизмегосударственного воздействия на общественные отношения.
Длягосударственного управления характерно то, что исполнительная деятельность,являющаяся его основным назначением и составляющая важную сторону егосодержания, тесно связана с осуществлением непосредственного руководствахозяйственным, социально-культурным и административно-политическимстроительством. При этом данное руководство сопровождается подчинением органамгосударственного управления соответствующих предприятий, учреждений иорганизаций.
Государственноеуправление представляет собой не что иное, как вид государственнойдеятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.Государственное управление осуществляется в рамках системы государственнойвласти, базирующейся на началах разделения властей. 2. Органы особой компетенции в системе государственного управления.Выделите задачи, функции Комитета государственного контроля и системыпрокуратуры в Республике Беларусь
Органы исполнительнойвласти особой компетенции учреждаются для осуществления преимущественно одной итой же функции государственного управления. К особой компетенции относятсяорганы, осуществляющие исполнительную, контрольно-надзорную, регулятивную,регистрационно-разрешительную функции. Одновременно эти органы обеспечиваютреализацию государственной политики в соответствующих сферах государственногоуправления.
Органы особой компетенцииосуществляют как отраслевое, так и межотраслевое функциональное государственноеуправление. Эти органы имеют в своем подчинении как предприятия и учреждения,находящиеся в их подчинении, так и структурные образования (учреждения),непосредственно подчиняющиеся другим органам исполнительной власти и входящие вих структуру в качестве самостоятельных подразделений.
Например, Государственнаясанитарно-эпидемиологическая служба Республики Беларусь входит в системуМинистерства здравоохранения Республики Беларусь и объединяет органы иорганизации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.
В непосредственномведении Министерства образования находится целый ряд организаций. Среди них –Республиканский институт контроля, Национальный центр усыновления,Республиканский институт профессионального образования, управления (комитеты)образования облисполкомов, Минского горисполкома [3, с. 289].
Комитет государственногоконтроля как система органов образуется Президентом. По решению Президентамогут быть образованны территориальные органы Комитета государственногоконтроля в городах и районах. Структура и штатная численность утверждаетсяПрезидентом.
Комитет государственногоконтроля Республики Беларусь возглавляет Председатель, который назначается надолжность и освобождается от должности Президентом [6, ст. 130]. Председательимеет заместителей, среди которых один первый заместитель. Заместителиназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом попредставлению Председателя Комитета.
Территориальные органыгосударственного контроля также возглавляют председатели, которые назначаютсяна должность и освобождаются от должности Президентом по представлениюПредседателя Комитета государственного контроля.
Правовой основойдеятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органовявляется Конституция Республики Беларусь, законы (Законом Республики Беларусьот 9 февраля 2000 г.) «О Комитете государственного контроля РеспубликиБеларусь», акты Президента, а также международные договоры Республики Беларусь.
Система органовгосударственного контроля построена по принципу централизма. Они образуютединую систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Комитеты областейи г. Минска по горизонтали не подчиняются соответствующим местным Советамдепутатов, исполнительным и распорядительным органам. Комитет государственногоконтроля подконтролен только Президенту.
Работа Комитетов строитсяна основе коллективного обсуждения результатов проверок (ревизий), принятиянеобходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений и попривлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.
Органы государственногоконтроля осуществляют свои полномочия по вопросам восстановления нарушенныхправ юридических и физических лиц и привлечения к ответственности лиц,допустивших нарушения законодательства, во взаимодействии с правоохранительнымиорганами, Национальным банком и иными государственными органами. Взаимодействиесуществует и с Советом Министров, местными исполнительными и распорядительнымиорганами.
В Законе «О Комитете государственногоконтроля Республики Беларусь» закреплена независимость сотрудников комитетовгосударственного контроля. Сотрудники комитета государственного контроля приисполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятсяпод защитой государства.
Сотрудники комитетов немогут быть членами политических партий и других общественных объединений,преследующих политические цели.
Органы контроля призваныосуществлять контроль за деятельностью государственных органов, юридических лици индивидуальных предпринимателей. Комитет государственного контроляосуществляет свои полномочия на всей территории республики, а еготерриториальные органы – на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц.
Комитет государственногоконтроля и его территориальные органы в праве осуществлять контроль заиспользование республиканского бюджета, использованием государственнойсобственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, СоветаМинистров и других государственных органов, регулирующих отношениягосударственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения[9, ст. 2].
Комитеты государственногоконтроля наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля. Сюдаотносятся такие полномочия как:
1.        Проведениепроверок (ревизий).
2. Получение необходимойинформации для проведения проверок (ревизий).
3. Применение мерпринуждения.
4. Защита прав и законныхинтересов государства и юридических лиц государственной формы собственности.
5. Участия в заседанияхгосударственных органов.
Прокуратура республикиБеларусь осуществляет общий надзор за субъектами административного права.Надзор является общим потому, что ведется за всеми субъектами административногоправа, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советыдепутатов.
Прокурорский надзор каквид государственного контроля проявляется в точном и единообразном исполнениизаконов семи юридическими и физическими лицами.
Система органовпрокуратуры Республики Беларусь включает в себя: республиканскую прокуратуру,областные прокуратуры и прокуратуру г. Минска, городские (районные)прокуратуры, транспортную прокуратуру, военную прокуратуру. Система органовпрокуратуры носит единственный и централизованный характер. Система органовпрокуратуры возглавляется Генеральным прокурором, назначаемым Президентом мсогласия Совета Республики [6, ст. 126].
Прокуратура невмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учрежденийи организаций.
В соответствии сКонституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О прокуратуреРеспублики Беларусь» основными направлениями деятельности прокуратуры являетсянадзор:
1. За точным иединообразным исполнением законов республиканскими, местными органамигосударственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советамидепутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями иучреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции,субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности,политическими партиями, иными общественными и религиозными организациями,должностными лицами и гражданами.
2. За исполнением законоворганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие.
3. За соответствие законусудебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административныхправонарушениях.
4. За исполнением законовв местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнениинаказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
В целях обеспечениязаконности в сфере управления органы прокуратуры используют такие методы, как:
— проверка правовыхактов, издаваемых поднадзорными органами;
— проверка исполнениязаконов поднадзорными органами;
— участие прокурора взаседаниях органов государственной власти и управления;
— изучение и обобщениеписем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;
— проверка действийдолжностных лиц.
Прокурор обладаетширокими полномочиями в сфере осуществления надзора. Прокурор имеет право:
— беспрепятственновходить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;
— требовать отруководителей и иных должностных лиц представления, издаваемых ими правовыхактов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;
— проверять исполнениезаконов;
— выделять и направлятьспециалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности;
— истребовать отдолжностных лиц декларации об источниках доходов;
— вызывать должностных лици граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.
Если обнаружены нарушениязакона, то, в зависимости от их характера, прокурор или его заместительнаделены правом:
— опротестовать актыорганов, решения и действия должностных лиц;
— выносить предписания обустранении нарушений закона; официально предупреждать должностных лиц и граждано недопустимости нарушения ими закона;
— решать вопросы опривлечении нарушителей закона к уголовной или административнойответственности;
— возбуждать дисциплинарноепроизводство;
— предъявлять в суды искии заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий,учреждений и организаций государственных форм собственности [10, ст. 22].
В заключение данноговопроса следует повторить, что к особой компетенции относятся органы, осуществляющие исполнительную,контрольно-надзорную, регулятивную, регистрационно-разрешительную функции. Органыособой компетенции имеют в своем подчинении  предприятия и учреждения,находящиеся в их подчинении и структурные образования (учреждения),непосредственно подчиняющиеся другим органам исполнительной власти и входящие вих структуру в качестве самостоятельных подразделений.
 Комитет государственного контроля каксистема органов образуется Президентом. К функциям органов государственногоконтроля относятся: вопросы восстановления нарушенных прав юридических ифизических лиц; привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушениязаконодательства. Свои функции Комитет государственного контроля осуществляетво взаимодействии с правоохранительными органами, Национальным банком и инымигосударственными органами. Задачами Комитета государственного контроля и еготерриториальных органов входит: осуществление контроля за использованиереспубликанского бюджета, использованием государственной собственности,исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров и другихгосударственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Прокуратура РеспубликиБеларусь осуществляет общий надзор за субъектами административного права.Задача Прокуратуры Республики Беларусь осуществлять государственный контроль вточном и единообразном исполнении законов всеми юридическими и физическимилицами. Функции Прокуратуры – это обеспечение верховенства закона; укреплениязаконности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересовгосударства, субъектов хозяйствования, учреждений, общественных объединений. Кформам реагирования прокурора на выявленные нарушения законодательстваотносятся: протест, представление, постановление, предписание, официальноепредупреждение.
/>список использованной литературы
1. Административное право РеспубликиБеларусь: Курс лекций / Под ред. Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004.– 416 с.
2. Административное право: Учебноепособие / Под ред. Л.М. Рябцева. – Мн.: Книжный Дом. 2007. – 320 с.
3. Административно-правовые основыгосударственного управления: Учебное пособие /  под ред. А.Н. Крамника – Мн.:Тесей, 2004. – 704 с.
4. Вишневский А.Ф. Общая теориягосударства и права: Учеб. пособие. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея.2004. – 688 с.
5. Дедюля И.И., Дикун И.П. Особеннаячасть административного права: Курс лекций. – Мн.: Институт управления ипредпринимательства. 2001. – 50 с.
6. Конституция Республики Беларусь(ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -1999.- № 1.
7. Крамник А.Н. Курсадминистративного права Республики Беларусь. 2-е изд., исправ. и доп. – Мн.:Тесей. 2006. – 616 с.
8. Мельник В.А. Республика Беларусь:власть, политика, идеология: Практическая политология. – Мн.: Тесей. 2002. –240 с.
9. О Комитете государственногоконтроля: Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. (под ред. 20.07.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2006. №122, 2/1259.
10. ОПрокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 апреля 2007 г. (ред. от 8.05.2007 г.) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. -2007. № 220-3.
11. Оборганах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27июня 2007 г. (под ред. 17.07.2007 г.) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. -2007.  № 263-З
12. О мерахпо совершенствованию системы органов Комитета государственного контроляРеспублики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 (под ред. 30.11.2006 г. № 706) // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -2006. № 201, 1/8124.
13.Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть: Учеб.пособие. – Мн.: Финадо. 1997. – 567 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Построение организационных структур
Реферат Древняя римская мифология
Реферат Рационализация обслуживания рабочих мест
Реферат Система управления как объект исследования
Реферат Пути повышение рентабельности предприятия
Реферат Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания, и их характеристика.
Реферат Разработка и обоснование реализации инновационного проекта
Реферат Рекомендации по совершенствованию системы управления
Реферат Совершенствование системы управления риском на предприятии
Реферат Современные теории лидерства
Реферат Разработка стратегии для УКЦ
Реферат Ситуационный подход к менеджменту
Реферат Системный подход и ситуационный анализ
Реферат Социально-психологические проблемы управления
Реферат Сетевые матрицы как организационный инструмент менеджмента