Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы

1. Родственники Девиса добились выдачи приказа «Хабеас корпус». АрестованныйДевис предстал перед судьёй королевской скамьи Блером. Однако последнийотказался рассмотреть данное дело, сославшись на то, что наступили осенниеканикулы. Правомерны ли действия судьи
Решение:
Действия судьи не правомерны, т.к. согласно ст. X «Хабеас корпус» 1679г. «будет дозволеновсякому заключенному… делать заявления и получать свой… Habeas corpus… изсудов,. и если… лорд-канцлер… или судья… откажут хотя бы в вакационноевремя в каком-либо приказе Habeas corpus, который должен быть выдан согласно настоящемуакту,. то они будут каждый в отдельности подлежать штрафу в сумме 500 фунтов впользу потерпевшего лица… ». [1]2. Особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы
Франция.
Неизбежным результатом формирования капиталистическогоуклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. Впереходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластиякороля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVIIвв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них всвязи с ростом экономических трудностей и политического давления со сторонытретьего сословия укрепление и централизация государственной власти сталиединственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословныепривилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия,которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась вкоролевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке всвязи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости иобщественного порядка было заветной мечтой основной массы французскогокрестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной имилосердной королевской властью.
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе исо стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальноесамосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевскаявласть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе игосударстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся навозросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях переходак абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельностьпо отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивныйхарактер, поскольку королевская власть способствовала завершениютерриториального объединения Франции, формированию единой французской нации,более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системыадминистративного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодальногостроя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвитиясамих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается отнего, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политикеабсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значениереакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение кдостоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотякоролевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма ипротекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизмникогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, ониспользовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченныйисторией феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиямидворянства и духовенства.
Историческая обреченность абсолютизма стала особенноочевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привелк упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего пределадостиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленногорасточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другиеразвлечения) стал сам королевский двор, который называли «могилой нации».
Усиление королевской власти. Верховная политическая властьпри абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-тогосударственными органами. Для этого королям необходимо было преодолетьполитическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви,ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованныйбюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестаютфункционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре былираспущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотренияпроектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальнуюзнать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.
В качестве своеобразной политической оппозиции королевскойвласти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому временипревратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое праворемонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 годубыло установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течениеопределенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрацияне допускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент,собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периодуФронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году имже было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрациикоролевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практическиэто лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать и отклонятькоролевское законодательство.
Изменилось и общее представление о власти короля и охарактере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральныхштатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля сталарассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля:«король божьей милостью». Окончательно утверждаются представления осуверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинаетотождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение ввысказывании, приписываемом Людовику XIV: «Государство — это я!».
Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественномправе, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем болееотождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамкизаконного порядка, и считалось, что «король трудится для Государства».
Вообще французский абсолютизм основывался на концепциинеразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось,что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству инации. Юридически король признавался источником любой власти, которая неподлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полнойсвободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная властьпринадлежит только ему одному по принципу: «один король, один закон».У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность,хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлсяокончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Корольпринимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политикугосударства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителемгосударственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.
Создание централизованного аппарат управления. Приабсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальныеметоды управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственнойадминистрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новыегосударственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывалисьили упразднялись.
В XVI в. появляются должности государственных секретарей,один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним,выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должностьотсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственныхпоста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убираяиз своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическоевлияние.
Старые государственные должности ликвидируются (например,коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простыесинекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становитсяпосле короля вторым лицом в государственном управлении.
Потребность в специализированной центральной администрациипривела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей,которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военныедела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIVгосударственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играличисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль еголичных чиновников.
Расширение круга функций государственных секретарей ведет кбыстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводитсядолжности заместителей государственных секретарей, при них создаютсязначительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, сострогой специализацией и иерархией чиновников.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендантфинансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральныйконтролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера(1665 год), который не только составлял государственный бюджет: инепосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практическиконтролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлениюкоролевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем такжевозник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.
Неоднократной перестройке подвергалась и система королевскихсоветов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большойсовет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры,государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем вотсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главнымобразом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственныевопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторыхслучаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Дляобсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхнийсовет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным ивоенным делам, несколько государственных советников. Совет депешобсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся кдеятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывалфинансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств вгосударственную казну.
Управление на местах отличалось особой сложностью изапутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились отпредшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленныеспециализированные службы на местах: судебное управление, финансовоеуправление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и ихфункции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенностиместной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частяхкоролевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковнойземельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводилакоролевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.
В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политикуцентра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем,но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. Кконцу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми отцентрального управления, что противоречило общему направлению королевскойполитики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военногоуправления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскорепоследние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд,администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов.Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящиеадминистраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральныештаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действийинтендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколькоограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.
В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, иони стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямыесвязи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролеромфинансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивалисьфинансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками,дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения,относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагаласьобязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами,вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, зарасквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, онимогли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от именикороля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.
Централизация коснулась и городского управления. Муниципальныесоветники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевскойадминистрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постояннойкоролевской администрации не было, а низовые административные и судебныефункции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условияхвсесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.
Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централизациюсудебной системы, она также оставалась архаичной и сложной. В некоторых частяхФранции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевскиеордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Иногда короливыкупали сеньориальное право суда, как, например в 1674 году в сеньориях,примыкающих к Парижу. Самостоятельную систему представляли собой церковныесуды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами.Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские,адмиралтейские и др.
Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшиесуды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды вбальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как ипрежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Дляразгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552году предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупныхбальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.
Германия.
Конец XV — первая половина XVI в. в Германии — периодэкономического расцвета. Однако развитие экономики происходило не — сколько поиному, чем в Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такойхозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическоеразвитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. Вто время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело кцентрализации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов поотдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политическойраздробленности. Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловинеXVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно — вероисповедание.Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформациясопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной былаКрестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена частьдуховенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало ввойне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективноперед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации иполитическое объединение страны. Положительное решение этих задач моглоспособствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающеезначение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособнымвозглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь длякнязей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения частидворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опорыу княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство. Тридцатилетняявойна. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиознымилозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманскиекнязья боролись против усиления императорской власти и создания единогонационального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть ещеболее усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти. По Вестфальскомумиру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и синостранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжествупартикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князейпродолжала усиливаться[2].
Сословно-представительные учреждения в большинстве княжествпрекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Княжескийабсолютизм. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм,отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами.Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не врамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределахотдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражениемполного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением иподчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждениеабсолютизма был результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Наиболеекрупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. Пруссияпостепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихсядруг с другом. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. УправлениеПруссией было централизовано. Высший орган управления — тайный совет должен былобъединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайныйсовет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстициии внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутреннихдел, который носил название «Генеральная высшая директория финансов, военныхдел и доменов», в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальныепалаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду сними действовали ландраты — земские советы, назначавшиеся королем из дворян. рекомендованныхдворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях.Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е.были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственныефункции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманиемналогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов),управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцампринадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью ишколой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиесясельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно.Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества,стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественнуюжизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попыткиобщественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественнуюжизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государствоможно назвать полицейским. Австрийский просвещенный абсолютизм. В XVIII в. вЗападной Европе получило развитие «просветительское движение», основанноена трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро,Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старыхгосударственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературыправители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновлениеобщественного и государственного строя. Распространение идей Просвещенияпришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлениемосуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрелоназвание политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики можетслужить политика Австрии. Австрия представляла собой многонациональноегосударство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживалосложную ситуацию. Это было связано с борьбой за престол. После смерти Карла VIединственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия, ногерманские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезиипришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявиласлабые стороны Австрийского государства и прежде всего в организации армии,Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военнойсферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерскихкадров учреждалась военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращенабарщина, введен контроль со стороны государства за судебной властью помещиков, созданысборники гражданского и уголовного права. Финансовая реформа выразилась во введениивсеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения. Значительноевнимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальныеучебные заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственногоаппарата, упразднением остатков сословно-представительной монархии. Продолжателемдела Марии-Терезии стал ее сын Иосиф III, выбранный в 1765 г. императором Германии.Иосиф II отменил крепостное право. Был создан свод законов, воспринявшийтребования просветителей в области судопроизводства: отменялись судебные пытки,ограничивалось применение смертной казни. Школьному обучению было дано светскоенаправление. Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принятэдикт о веротерпимости. Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и промышленности;были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины наввозимые товары; освобождены от налогов на 10 лет новые промышленные заведения.Было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями.Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальныхсил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Передсмертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успелидать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву длястановления капиталистических отношений.
Англия.
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в другихстранах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистическихпроизводственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел своиособенности, благодаря чему получил в литературе название' «незавершенного».Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранениеПолитических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствиенекоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французскогообразца.
Основная особенность английской абсолютной монархии состоялав том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существоватьпарламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранениеместного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации ибюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англииотсутствовала и крупная постоянная армия.
Центральными органами власти и управления в периодабсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальнаявласть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.
Тайный совет короля, окончательно сложившийся в периодабсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера,лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.
Усилившаяся королевская власть не смогла упразднитьпарламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основыкоторого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволилкоролевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительныеучреждения в центре и на местах. [3]
Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом былооформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законампарламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут,преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.
Парламент продолжал сохранять за собой прерогативуутверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлениюновых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлинна ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегийкомпаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Этидействия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять наполитику королевской власти в этот период ослабли.
В связи с бурной колонизацией неанглийских территорийБританских островов английская система управления постепенно распространяласьна всю Британию. В 1536-1542 гг. в состав английского государства былокончательно интегрирован Уэльс. В 1603 году под власть английской короныперешла северо-восточная провинция Ирландии — Ольстер. С 1603 года в результатединастического престолонаследия в личной унии с Англией (под властью одногокороля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение былономинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственногообразования. .
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенствокоролевской власти над английской церковью. С целью учреждения в стране церкви,подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация,сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственнуюсобственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правомнамечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательнымпутем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядокбогослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь пересталазависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.
Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. Вее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другиедолжностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Онарасследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевскойвласти в церковных делах, «беспорядки духовного и церковного характера».Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви — какс католиками, так и со сторонниками наиболее радикальных и демократических формпротестантизма (например пресвитерианства, укоренившегося в Шотландии). Любыетри члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергатьнаказанию лиц, не посещающих церковь, пресекать ереси, смещать пасторов. Вдальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд сугубо светских дел — обродягах в Лондоне, о цензуре и т.п. Реформированная церковь, сохранив немалочерт католицизма как в структуре, так и в богослужении, превратилась в орган,одной из задач которого стала пропаганда теории божественного происхождениявласти короля.
С установлением абсолютизма система местных органовуправления стала более стройной, возросла их зависимость от Центральных органоввласти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились вучреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местнойединицы — церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графствонепосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностьюмировых судей и констеблей.
Приход представлял собой низовую самоуправляющуюся единицу,сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Собраниеприхожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дороги мостов и т.п. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (церковныхстарост, надзирателей за бедными и пр). Ведение церковных дел в приходеосуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена подконтроль мировых судей, а через них — под контроль органов управленияграфствами и центральных органов. Четвертные сессии мировых судей превратилисьв высшие инстанции по всем вопросам, относящимся к делам управления приходами. Собранияграфств, еще сохранившиеся от прежнего периода, окончательно теряют своезначение. [4]
При абсолютизме окончательно оформилась структура июрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости иВысшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды,такие как Звездная палата и судебные советы ц «мятежных» графствах.Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являласьорудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально — с непокорнымифеодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, арешения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата сталавыполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесениявердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданыв тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие»(Уэльс, Шотландия).
В период абсолютизма расширилась судебная компетенциямировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным имировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжныезаседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по законуЕлизаветы 1 был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.
Основные принципы организации армии изменились незначительно.Во время установления абсолютной монархии Генрих VII (1485-1509 гг.), чтобыподорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон озапрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короныиспользовать артиллерийские орудия. [5]
Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии неповлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей икоролевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжалаосновываться на ополчении в виде отрядов милиции.
Английское государство, занимая островное положение,нуждалось для защиты своей территории в сильном морском флоте. Военный флотстал основой вооруженных сил Англии, орудием господства на морях и колонизациидругих территорий.
Список использованной литературы
1.        Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М., 1999.
2.        Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.
3.        История государства и права зарубежных стран. Ч.1 / под ред. О.А. Жидкова.Н.А. Крашенниниковой. М., 1999.
4.        Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000.
5.        Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского.М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :