Министерствообразования и науки Российской Федерации
АкадемияУправления ТИСБИ
Юридическийфакультет
Кафедраюридической дисциплины
КУРСОВАЯРАБОТА
Основыконституционного права США
Выполнила: студентка группы юч-51/2
АнвартдиноваЗ.С.
Научный руководитель:
К.И.Н., доцент ВалиевГ.Х.
г. НабережныеЧелны, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В США……………………………………………………...……….4
1.1. Принятие и структура Конституции………………………………...4
1.2. Основные черты и изменение Конституции………………………...5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВАКОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В США………………………………………….9
2.1. Законодательная власть…………………………………………….....9
2.2. Исполнительная власть………………………………………...…….12
2.3. Судебная власть………………………………………………………14
2.4. Местное самоуправление и управление………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Соединенные Штаты Америки— крупнейшая капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономическогои технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валовоговнутреннего продукта, первое — по доле ВВП на душу населения — 40 тыс. долл.США в год (в России — 9,3 тыс. долл.), четвертое — по размерам территории(после России, Канады и КНР), третье — по численности населения (после КНР иИндии — около 290 млн человек). США оказывают решающее влияние на международныеотношения, в различных обстоятельствах применяют свои вооруженные силы вомногих частях мира. По качеству (уровню) жизни населения США занимают шестоеместо в мире.
Целью курсовой работы является изучениеосновы конституционного права и качественные характеристикиконституционно-правового развития США.
В процессе изученияставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть основныеконституционные принципы США;
2. Изучить содержание иструктуру Конституции США;
3. Изучить системугосударственных органов и основные принципы построения механизма власти в США.
При подготовке курсовойработы широко использовались различные учебные издания В.Е. Чиркина, АвтономовА.С., Чудаков М.Ф и т.д. и периодические издания – статьи Власихина В., ИвановаВ. и т д.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В США
1.1.Принятие и структура Конституции
Действующая КонституцияСША была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом — своего родаучредительным собранием, состоявшим из представителей штатов — государств,которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимостьбританские колонии в Северной Америке. Тогда же в штатах были приняты первыеконституции (в некоторых штатах — раньше). Штаты создали конфедерацию США (13штатов). Ее конституционный документ — Статьи конфедерации — был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острогонедовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили дажевосстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой«веревки из песка», и прежде всего укрепление государственной власти. Однакона деле было учреждено новое государство — федерация США. После ратификациинеобходимым большинством штатов (3/4) в 1789 г. Конституция вступила в силу.[4, с. 385]
Конституция США —сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Онасостоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает этуконституцию в це/>лях создания более совершенногосоюза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместнойобороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи довольнопространных статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимаютнесколько страниц). Большинство статей делятся на разделы.
Важнейшимиконституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции. Декларация независимости 1776 г. заявила о независимости от британской короны и, исходя из концепции естественных прав, закрепляла некоторыенеотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Онавпервые провозгласила коллективное право народа на восстание против угнетения(имелись в виду колониальные угнетения со стороны короны Великобритании).Поправки к Конституции США обозначаются римскими цифрами. Они не включаются втекст Конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящемувремени принято 27 поправок, последняя из них — в 1992 г.
1.2.Основные черты и изменение Конституции
Конституция США — перваяв истории писаная конституция государства, прогрессивный документ, которыйоказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образованиесуверенного федеративного государства, произошедшее в результатеосвободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принципнародного суверенитета, определила демократические принципы организациигосударственности (народное представительство, республиканская формаправления, федерализм, разделение властей и др.), установила, что федеральноеправо имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции в мирестала распространяться доктрина конституционализма. [4, с. 386]
Вместе с тем Конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, и реакционные черты, обусловленные интересами правящихкругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов. В соответствии спредставлениями того времени Конституция ограничивалась регулированиемотношений государственной власти и человека (преимущественно в судебной сфере ив рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры ивзаимоотношений высших органов государства. В тексте Конституции не былоположений об основах общественного строя, статей о политических исоциально-экономических правах личности. Политические права были включеныпервыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения омногих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в текстеКонституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяяголосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин(последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) КонституцияСША пробельна. Иногда ее формулировки имеют казуальный, недостаточно обобщающийхарактер.
США в соответствии сКонституцией являются по форме правления президентской республикой, по формегосударственно-территориального устройства — относительно централизованнойфедерацией, страной с демократическим государственным режимом. [4, с. 387]
Вопросы конституционногоправа регулируются также конституциями штатов. Они более осовременены, подвижны,детальны (иногда излишне детальны). Конституции штатов должны соответствоватьКонституции США, но вместе с тем содержат многие важные институтыконституционного права, которых нет в Конституции США (отзыв депутатовзаконодательных собраний штатов и избранных должностных лиц, референдум,народная законодательная инициатива, положения о партиях и др.).|Нормыконституционного права содержатся в федеральных законах, законах штатов (поотношению к штатам), в решениях верховных судов штатов (они затрагивают и вопросыфедерального конституционного права, но их решения по этим вопросам неокончательны и могут быть обжалованы в Верховный суд США). Решения Верховногосуда США имеют особое значение для конституционного права. Своими толкованиямибез изменения текста Конституции США он создает новые конституционные нормы иконституционные доктрины («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественнымотношениям.
Конституция США относитсяк категории жестких. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палатвысшего законодательного органа — Конгресса — либо специальным конвентом,созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Ониподлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3Д штатов либоконвентами 3/4 штатов, созванных по решению федерального Конгресса. Врезультате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принятолишь 27 поправок, (были предложены тысячи поправок, Конгресс принял около 40 изних, штаты ратифицировали 27). Единичные поправки не имеют принципиальногозначения, так как посвящены частным вопросам, некоторые вводят, а затемотменяют какие-либо положения (например, 18-я и 21-я поправки вводят и отменяют«сухой закон»). [4, с. 388]
Впервые Конституция СШАбыла дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшиеполитические и личные свободы (рассматриваются, ниже). Из областисоциально-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантияхчастной собственности: никакая собственность не может отбираться для общегоблага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три«послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861 — 1865 гг. Это13-я поправка (1865 г.), отменившая рабство и признавшая бывших рабов-негровгражданами США, XIV поправка (принята в 1866 г., ратифицирована в 1868 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы,собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенныхдолжностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственногодолга и 15-я поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. 19-я поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, 24-я — запрещаетлишение избирательных прав за неуплату налогов, 27-я — запрещает данномусоставу Сената и Палаты представителей увеличивать размер своего жалованья(закон об изменении размера вознаграждения сенаторов и членов Палатыпредставителей не вступает в силу до следующих выборов в Палатупредставителей). Другие поправки касаются способа избрания Президента и сенаторов,преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочийпрезидентом, отдельных вопросов правосудия и т.д.
Поправки к конституциямштатов принимаются 2/3, 3/5 голосов, в полутора десятках штатов — простымбольшинством, но в последнем случае затем подлежат утверждению на референдуме.
Он осуществляется общимисудами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный судСША, по актам штатов — обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае пожалобе стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции)Верховный суд США может принять окончательное решение. Это решение может бытьпреодолено только путем принятия конституционной поправки! (имело трижды). [4,с. 388]
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В США
2.1.Законодательная власть
Конституция США исходитиз принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I Конституциипосвящена законодательной власти (Конгресс), ст. II — исполнительной(Президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США).Деятельность Президента и Верховного суда осуществляется на основе законов,принятых Конгрессом, но в то же время Президент имеет право отлагательного ветов отношении законов, а Верховный суд может признать законы неконституционными итем самым парализовать их действие.
Конгресс США состоит издвух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается надва года в составе 435 депутатов по одномандатным округам, кроме того, всостав палаты входят несколько представителей от тех территорий США, которыене являются штатами. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждогоштата, но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые двагода. [1, с. 358]
Члены Палатыпредставителей1 и сенаторы являются профессиональнымипарламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваныизбирателями.
Каждая палата создаетсвои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителейруководит спикер, в Сенате председательствует вице-президент. Спикер, как и вдругих странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями:определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии приразногласиях
палат, руководитвспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять
меры взыскания кдепутатам и т.д.
Конгресс создает из своихчленов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат, которыекоординируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянныеспециализированные комитеты каждой из палат, которые работают надзаконопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельностьадминистрации, министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работеих ведомств.
Особую роль играеткомитет всей палаты. Эта юридическая фикция означает, что любая палатапреобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных илибесспорных законопроектов. Председатели комитетов, обычно занимающие этот постпо старшинству пребывания в Конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которыеобладают некоторыми полномочиями комитетов.
При Конгрессе действуетмножество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штатпревышает 20 тыс. человек.
У Конгресса имеются общиеполномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеихпалат.
К числу общих полномочийКонгресса относятся полномочия: финансовые, в области экономики, в областиобороны, в области охраны общественного порядка. [1, с. 360]
В Конституции говоритсятакже и о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство(о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды,осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого районаместопребывания правительства, а также на территориях, приобретенных у __________________
1Члены Палаты представителей иначеименуются представителями и конгрессменами. Таким образом, конгрессменаминазываются члены не всего Конгресса, а только Палаты представителей.
какого-либо штата дляфедеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий Конгресса,записанных в Конституции, в настоящее время не соответствуют международномуправу и не осуществляются Конгрессом. Некоторые из них официально отмененымеждународными соглашениями!
Конституция устанавливаетдля Конгресса ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны безсоответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы обопале и с обрат ной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus вмирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; недолжно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другогоштата.
Главной формойдеятельности Конгресса является законодательствование. Законодательнаяинициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вноситьтолько законопроекте бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Нона деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиямиПрезидента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты попоручениям исполнительной власти. Особое значение в проталкиваниизаконопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов1.
При обсуждениизаконопроекта применяется три чтения (в США первое чтение имеет формальныйхарактер); между первым и вторым чтением над законопроектом работает профильныйпостоянный комитет. В ходе обсуждения важных законов соответствующий постоянныйкомитет организует парламентские слу/>шания, но окончательно вопрос овключении билля (законопроекта) в повестку дня решает особый рулевой комитет.
Голосование при принятиизаконов в Палате представителей происходит возгласами (силу возгласов в пользутой или другой стороны определяет спикер), сидя и вставая, бюллетенями,поименным голосованием, разделением на группы («за» и «против»), с помощьюэлектронных средств, в Сенате — возгласами или поименным голосованием. [1, с.360]
Законы в США подразделяютсяна публичные (общего характера) и частные. Ежегодно Конгресс принимаетнесколько тысяч законов и других актов. Обыкновенные законы принимаютсяпростым большинством состава
обеих палат. Текст законопроекта,согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут.Если согласительный комитет не пришел к согласию, проект считается отвергнутым.В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроектсчитается отвергнутым. Органических и чрезвычайных законов в США нет.
Конгресс принимает такжерезолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенногозакона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки.
2.2.Исполнительная власть
Согласно Конституцииисполнительную власть в федерации осуществляет Президент. В кабинете Президентавопросы решаются не голосованием: решения принимает Президент.
Под руководствомПрезидента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из нихимеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальнойбезопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральныхдолжностных лиц (Сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важныхназначений, включая послов в иностранных государствах, федеральных судей и др.
Вице-президентсущественных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует вСенате и выполняет отдельные поручения Президента. [1, с. 361]
_______________________
1 По закону 1995 г. лоббистами признаются лица, воздействующие не только на членов парламента, но и на другихлиц, принимающих решения.
Президент и вице-президентСША избираются косвенным путем — выборщиками сроком на четыре года (кандидатуравице-президента предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременнос кандидатурой Президента от соответствующей партии). Одно и то же лицо неможет быть избрано Президентом более двух раз (это автоматическираспространяется/> и на вице-президента, поскольку, какуже говорилось, они баллотируются в паре1.
Для пассивногоизбирательного права существуют повышенные требования по сравнению стребованиями к кандидатам в члены Конгресса: кандидат в Президенты, как ужеговорилось выше, должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению,проживать в США постоянно не менее 14 лет.
Кандидат в Президентысначала выдвигается на первичных партийных выборах, на этих же выборахвыдвигаются кандидатуры на национальный съезд той или иной партии. Кандидат,получивший большинство голосов в штатах, обычно выдвигается официальнокандидатом в Президенты на съезде партии. Для регистрации «третьих»кандидатов, не принадлежащих к двум главным партиям, ставятся дополнительныеусловия (сбор подписей и др.)
В общем виде Конституцияустанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяетполномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государствовнутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры.Он является главнокомандующим Вооруженными силами и национальной гвардией. Дляподписания закона Президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишетзакон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силубез подписи Президента. Если Президент
не подпишет закон доокончания сессии Конгресса, которому остается
заседать менее 10 дней,действует так называемое карманное вето: неподписанный закон на следующейсессии должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры.
Президент назначаетвысших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената. Президентруководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность заподготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующиедокументы Конгрессу. Для реализации своих полномочий Президент издает
указы, исполнительныеприказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.
Президент вправе временнопередать исполнение своих обязанностей вице-президенту.
Президент США политическойответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен им отдолжности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене,взяточничестве, других тяжких преступлениях.
/>Совета министров в США нет.Конституция США не знает также понятия «кабинет». Он существует по обычаю.Кабинет Президента США невелик, в его состав входят министры и те лица,которым Президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двухдесятков человек: руководители 14 министерств, три министра без портфеля, втом числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремя родамивойск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят — ониприглашаются на заседания по мере надобности. Членов кабинета Президентназначает из числа членов своей партии. [1, с. 362]
Юридическим советникомПрезидента и других высших органов является генеральный атторней (прокурор), онже — министр юстиции. ________________
1 До принятия соответствующей поправкик Конституции США (1947 г.) Ф.Д. Рузвельт избирался Президентом четыре раза.
2.3. Судебная власть
В США самое большое вмире число юристов надушу населения, а в среднем в год проводится 25 млнсудебных процессов. В стране существуют две судебные системы: федеральная иштатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации икаждого штата. Федеральная судебная система в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов иокружных судов в специальных судебных округах. Военные суды составляют особоезвено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса,их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, покаведут себя безупречно.
Дела по первой инстанциис применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции(по уголовным и гражданским делам)1. Их несколько, а иногда один вкаждом штате. В округах имеются также специальные суды: налоговые, таможенные,претензионные по искам к федеральным властям и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионныхсудов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционныйсуд. [1, с. 363]
Главную роль в судебнойсистеме стран играет Верховный суд США. Он состоит из девяти членов, которые,включая председателя, назначаются Президентом США с согласия Сената. Верховныйсуд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранныхгосударств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция сэлементами кассации. Верховный суд толкует Конституцию, проверяет конституционностьфедеральных законов и законов штатов, проверяет законность нормативных актовисполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты),если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные»,а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующийсудебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающейинстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не ввиде особого иска о конституционности.
В системе федеральныхсудов имеются специальные суды, которые рассматривают дела, вытекающие изадминистративных споров:
1) претензионный суд СШАрассматривает иски частных лиц к правительству США;
/>2) налоговый суд США, куда обжалуютсярешения федеральных налоговых ведомств.
Однако целостной системыадминистративных судов в США нет.
Суды штатов могутрассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебныесистемы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейскиесуды (по уголовным делам), много различных специальных судов и судей,рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних, безопасности дорожногодвижения, трудовых споров и др.; в прибрежных штатах — морские суды и т.д., нообычно судебная система штатов тоже состоит из трех звеньев:
1. мировые судьи, которыеназываются по-разному, иногда полицейскими судьями;
2. суды общейюрисдикции (суды графств, округов, которые одновременно являютсяапелляционными судами в штате);
верховный суд штата, иногдадействуют только два звена (например, в штате Айдахо нет среднего звена).
_________________________
1 По уголовным деламобъединительное заключение утверждает большое жюри присяжных (16—23 человека),но если обвиняемый не возражает, суду достаточно обвинительного заключенияпрокурора (атторнея).
Суды штатов формируются по-разному:судьи избираются населением, назначаются губернаторами, мэрами городов,муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Избранныйгаржаднами судья может быть досрочно отозван. Срок исполнения обязанностейсудьи — 6—10 лет, иногда пожизненно (до достижения 70-летнего возраста).
В учреждениях естьадминистративный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишьпредварительные решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестованов общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.
Нередко в судебнойпрактике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи наобращение сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, азатем подать иск или отказаться от этого).
2.4.Местное самоуправление и управление
Система местногосамоуправления и управления в штатах строится на основеадминистративно-территориального деления, а последнее входит в компетенциюштатов.
Большинство штатов (кромедвух) делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств. В некоторыхграфствах советы не избираются, а состоят из должностных лиц сельских районов.
В 3/4 штатов в графствахизбирается совет комиссионеров, обычно пять-семь человек. Члены совета невправе состоять в исполнительных органах и занимать другие должности. Онипопеременно избирают председательствующего и коллегиально решают местные вопросы,распоряжаются финансами.
Города выделены изграфств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют разные системыгородского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет —управляющий. Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр толькопредседательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью.Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист —чиновник-менеджер. [1, с. 370]
Графства подразделяютсяна тауны и тауншипы. В мелких административно-территориальных единицахпроводятся собрания жителей, на которых решаются обшие вопросы и избираетсяисполнительный комитет. В более крупных единицах собрания жителей проводятся попоселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитетасобрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля— ответственного за общественный порядок, Надзирателя за бедными и др. Естьместные омбудсманы (главным образом в городах). Одна из их задач — защитабедняков, безработных,/>/>/>/> иммигрантов, потребителей. Вграфствах есть шерифы, избираются атторнеи графств и городов (юридическая служба),коронеры. Контроль за местным самоуправлением осуществляют департаментыместного самоуправления при губернаторах штатов.
Вадминистративно-территориальных единицах, городах населением или городскимсоветом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам(школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся,библиотечные советы и др.
Местное самоуправлениеиграет большую роль в США. На службе в его органах занято более половиныработников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупностиравны приблизительно 40% федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляютсяналоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органоврасширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаютсясоциальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.
Кромеадминистративно-территориальных единиц в США создано множество специальныхокругов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадаютс административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинамии природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты(советы), либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюдачиновников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
США одинаково и активнозащищают тех и других, но националы не участвуют, например, в выборахпарламента США.
Концепция прав человека,лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи оестественных и неотчуждаемых правах человека.
Конституция США закрепляетличные свободы в конкретизированной, каузальной форме. Кроме чрезвычайныхситуаций, она запрещает приостанавливать действие правила habeas corpus,предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжныхзаседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебногоразбирательства) и законы, имеющие обратную силу.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономов А.С.Конституционное (государственное) право зарубежных государств: Учебник. – М.:Проспект, 2005.- 548 с.
2. Алебастрова И.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / под ред. КашкинаС.Ю.- М.: Юрайт, 2001.- 640 с.
3. Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. – 9-е изд.,испр., доп.- М.: Юстицинформ, 2002.- 490 с.
4. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 4-изд., перераб. и доп. –М.: Юристъ, 2005. — 669 с.
5. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб., доп. –М.: Юристь, 2002.- 622 с.
6.Чудаков М.Ф. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – Минск: Новоезнание, 2001.- 574 с.
7. Власихин В. //Новоевремя, 2003, -№7, — с. 13
8. Иванов В.//Государство и право, 2004, -№3, — с. 20
9. Оболонский А.//Общественные науки и современность, 2001, -№2, — с. 4
10. Пешков М.//Законность, 2004, -№5, — с. 7
11. Романов Р.А.//Конституционное и муниципальное право, 2003, — №10, — с. 5