Реферат по предмету "Государство и право"


Основные законы Российской империи 23 апреля 1906г, их роль в историко-правовой науке

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАМБОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА
Институтвторого высшего и параллельного образования
Кафедраистории государства и права
ОвчинниковаЛюдмила Юрьевна
«Основныезаконы Российской империи 23 апреля 1906 г и их роль в историко-правовой науке»
Курсоваяработа
Студентка 1г/о
Научныйруководитель:
Свиридов В.В.к.и.н.
Тамбов 2008
Содержание.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Основные законы Российской империи23 апреля 1906г.,
 их характеристика..................................................................................................6
1.1. Исторические предпосылки созданияОсновных Законов
 Российской империи 23 апреля 1906г..................................................................6
1.2. Основные положения законовРоссийской империи 23 апреля
1906г.......................................................................................................................10
Глава 2. Роль Основных законов висторико-правовой науке.........................14
2.1. Основные законы Российской империи –первая Конституция
России.....................................................................................................................14
2.2. Недостатки Основных законовРоссийской империи
 23 апреля 1906г.....................................................................................................20
Заключение...........................................................................................................26
Список использованных источниковлитературы.......................................30
Приложение............................................................................................................31

Введение
 
СовременнаяРоссия переживает переход к демократической политической системе, происходитпроцесс формирования гражданского общества и новой государственности,основанной прежде всего на приоритете прав человека. Наиболее актуальнымипроблемами современного социально-политического и конституционного развитияРоссии являются вопросы конституционного оформления статуса и полномочий политическихинститутов общества, соотношения законодательной и исполнительной власти.
Смомента возрождения российского парламентаризма прошло всего 10 лет. В связи сэтим, исключительный практический интерес и историческую ценность представляетпроцесс политико-правовых реформ в России начала XX в. Длительное время вотечественной государственно-правовой науке господствовало мнение онезыблемости самодержавия, вплоть до февральской революции 1917 г… иотсутствии существенного влияния на форму правления новых институтов иучреждений, возникших вследствие реформы 1905-1906 гг. Российская правовая иполитическая действительность указывает на широкое использованиеконституционных институтов и учреждений, которые возникли и получили своепервое правовое оформление в ходе реформы 1905-1906 гг. Речь идет омногопартийной политической системе, участии народных представителей взаконодательном процессе, контроле с их стороны за бюджетом и исполнительнойвластью и т.д. Поэтому актуальность работы обуславливается тем, что исследованиеначального периода конституционного развития России даст возможность понять,как происходила реализация основных элементов конституционного государства вначале XX в.
Длядетального понимания современных конституционных норм огромное значение имеетизучение Основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г.как первой российской конституции, которые определяли, помимо всего прочего,соотношение законодательной и исполнительной власти. В современных условиях,когда политические партии и общественные объединения выдвигают разнообразныеконцепции политического и экономического устройства общества, тем важнее знатьистоки формирования и развития истинных идей российского конституционализма.
Объектом исследования являются рассмотрение Основных Законов Российскойимперии в 1906г. как основного фундаментального закона, положившего началоизменению конституционального строя России.
Предметом исследования является становление дуалистической монархии,согласно Основным государственным законам Российской империи.
Целью курсовой работы является изучение политико-правовой основы Основныхзаконов Российской империи, первой конституции.
При написании даннойработы использовались:
— библиографическиеисточники: Графский Б.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Норма,2005. Зуев М.Н. История России. – М.: Дрофа, 2005. И.К.Кирьянов, М.Н.Лукьянов/Парламентсамодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906-1917/Пермь:Издательство Пермского университета, 1995 Максимов Ю.И. История Отечества. –М.: Дрофа, 2005. Хрестоматия по Истории России/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А.Георгиев, И.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Изд-во Проспект, 2006;
— монографии: Сводзаконов Российской империи, т. 1, ч. 1. СП б, 1906.
Полный сводзаконов Российской империи. Спб.,1911. Кн. 1. Стр. 1-30
— научная литература:Тихомиров Л.А. О недостатках Конституции 1906 года. М. 1907, Тихомиров Л.А. Креформе обновленной России. М. 1912;

Глава 1. Основныезаконы Российской империи 23 апреля 1906г., их характеристика.
 
1.1. Историческиепредпосылки создания Основных законов.
 
15 июля1904 г. эсером Е.С. Сазоновым был убит министр внутренних делВ.К. Плеве. Смерть настигла высшего сановника, с которым Николай IIсвязывал надежды «не только на твердость, а и крутость» во внутреннемкурсе. Близкий ко двору генерал А.А.Киреев называл покойного «последнимнашим козырем» [1]. Трагическаякончина В.К. Плеве означала не только уход из политики одного из умнейшихи решительнейших защитников старого режима, но и символизировала завершениеэпохи «бескомпромиссного консерватизма». Это событие продемонстрировалобесперспективность силовых методов борьбы с «крамолой», отождествлявшейся как среволюционным движением, так и с весьма умеренной либеральной оппозицией.
СвятополкМирский, назначенный более чем через месяц после смерти В.К. Плевеминистром внутренних дел, заявил о необходимости «доверчивого отношения» кобщественным и сословным организациям, к населению России, тем самым,сформулировав одну из центральных идей нового курса. Либерально настроеннаяобщественность быстро отреагировала на эти высказывания: в ее среде стали чащепоговаривать о конституции.
Еще в первыхчислах ноября 1904 г. Мирский приступил к подготовке всеподданнейшего доклада,в котором намеревался изложить собственную «программу преобразованиявнутреннего строя империи».
В докладеподчеркивалось, что общественное развитие страны переросло административныеформы и приемы, применявшиеся до этого, и общество не подчиняется больше вдостаточной мере их воздействию, и правительству стоит, отказавшись от мыслипереломить общественное движение полицейскими мерами, твердо взять его в своируки.
Срединасущных мер в докладе указывались: укрепление законности, созданиеобъединенного министерства, разрушение общины и изменение правового положениякрестьян и др. В качестве ключевого преобразования намечалось по назначениюцаря ввести в состав Государственного Совета и его департаментов от34 земских губерний — от остальных местностей Российской империи.
Вместе стекстом доклада Николаю II был предложен и проект указа. Для обсужденияуказа было созвано Особое совещание под председательством императора [2].
Характер играницы предполагавшихся в условиях политического кризиса 1905-1906 гг.перемен определялись, по крайней мере, двумя факторами: давлением общественногодвижения и способностью правящей бюрократии ответить на вызов времени. Бюрократияиграла ведущую роль в принятии политических решений, выборе конкретныхвариантов трансформации государственного строя.
Представлениявысших сановников о сложившейся ситуации и путях выхода из кризиса отчетливопроявились в ходе четырех секретных совещаний под руководством императора,состоявшихся в 1905-1906 гг.
На этихсовещаниях рассматривался широкий круг проблем, связанных с реформойгосударственного устройства России: порядок выборов и полномочияГосударственной Думы и Государственного Совета, прерогативы монарха, основныегосударственные законы Российской империи. В совещаниях участвовал весьма узкийкруг лиц: великие князья, руководители ключевых министерств и главныхуправлений, наиболее влиятельные члены Госсовета, некоторые общественныедеятели. В первом совещании, состоявшемся 19-26 июля 1905 г., участвовало43 человека; во втором — 37 (5-9 декабря 1905 г.); в третьем — 36 (14-16февраля 1906 г.); в четвертом — 25 (7-12 апреля 1906 г.) [3].
Предполагалось,что Дума будет отличаться от реально функционировавшего ГосударственногоСовета, по крайней мере, в двух отношениях. Депутатов надлежало избирать инаделить более широкими полномочиями. В отличие от предшествующей практикиработы Госсовета при отклонении законодательного предложения большинством Думыон не представлялся императору.
Углублениеполитического кризиса в стране осенью 1905 г. заставило скорректироватьпредложенную первым совещанием программу. От идеи законосовещательной Думыпришлось отказаться в пользу Думы законодательной. При этом по мысли участниковследующих совещаний, необходимо было избежать превращения Думы в аналогзападного парламента и тем более в Учредительное собрание.
Наиболеесложным для участников совещаний оказался вопрос о разграничении власти междуДумой и Советом, с одной стороны, и императором — с другой. Любой вариант егорешения фактически означал ограничение власти монарха.
Даннаяпроблема превратилась в ключевую на четвертом совещании. Ее обсуждение носилодраматический характер. Это обстоятельство было связано с позициейНиколая II, настроенного против любых ограничений императорской власти. Рядучастников дискуссии доказывали, что Манифест 17 октября существенноограничил прерогативы монарха в законодательной деятельности. Оставшиеся «непримиримыми»настаивали на том, что принципиальных изменений в политической системе непроизошло.
Они резкокритиковали предложенный Советом министров проект Основных законов, который несодержал положения о неограниченном характере верховной власти. Стремление хотябы в области управления сохранить неограниченность прав монарха заставилосановников решительнее пойти в направлении разделения властей назаконодательную и исполнительную.
Наряду сглобальными проблемами государственного переустройства большое внимание насовещаниях было уделено и вопросам политической тактики. Усматривая истокибеспорядков в стране преимущественно в действиях «смутьянов», высшие сановникисчитали главным средством борьбы с ними силу. В этом отношении были едины какретрограды, так и более гибкие бюрократы. В то же время для тех и других былоочевидно, что без определенных уступок не обойтись. Разногласия возникали поповоду соотношения силы и компромисса во внутреннем курсе в данных условиях.
Анализматериалов совещаний дает основания для выделения по крайней мере двух типовконсервативного мышления, бытовавших в среде высшей российской бюрократии.Первый из них — традиционалистский. Тяготевшие к данному типу были убеждены вверховенстве воли монарха над законом. Представители данного типа были наименеесклонны к политическим компромиссам.
Другой типполитического мышления являлся переходным к иной, более современной (попонятиям XX века), версии консерватизма. Представители этого типа считали,что монарх не может нарушать закон (тем более, им самим установленный).Принадлежавшие к этому типу сановники относились к переменам как к неизбежностив жизни общества и стремились направить их в выгодное для себя русло. Они чащесвоих коллег — традиционалистов — ссылались на западные политические образцы ибыли более склонны к компромиссам.
Принципиальные элементы «обновленногостроя» были конституированы Основными государственными законами, принятыми 23апреля 1906 г. Идеимонархического конституционализма в России получили легальное оформление вправовых актах, важнейшим из которых были Основные государственные законыРоссийской империи от 23 апреля 1906 г., представлявшие по существу первуюрусскую конституцию. Они предусматривали существование смешанной или умереннойформы правления и исходили из дуализма исполнительной и законодательной власти.Такая форма правления рассматривалась в государственно-правовой литературе какпереходная от абсолютной монархии к парламентарной монархии.
 
1.2. Основныеположения Законов Российской империи 23 апреля 1906г.
За несколько дней дооткрытия первой Думы, 23 апреля 1906 г., Николай II утвердил текстредакции Основных государственных законов Российской империи. Такая поспешностьбыла связана со стремлением не допустить ихобсуждения в Думе, дабы последняя не превратилась в Учредительное собрание.Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российскойимперии, государственный язык, существо верховной власти, порядокзаконодательства, принципы организации и деятельности центральныхгосударственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положениеправославной церкви и др. [4]
В первойглаве основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти».До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положенияо неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья обобъеме царской власти была сформулирована следующим образом: «ИмператоруВсероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть...» Отнынероссийский император должен был делить законодательную власть с Думой иГосударственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими:ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только поего инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), онутверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешнейполитикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота»,наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась войнаи заключался мир, осуществлялось судопроизводство.
В девятойглаве, устанавливавшей порядок принятия законов, определялось, что «никакойновый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета иГосударственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Законопроекты,не принятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненныеодной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешенияимператора. Законопроекты, неутвержденные императором, могли быть вновьрассмотрены не ранее следующей сессии.
Предусматривалсяи иной вариант принятия законов, базировавшийся на принципе «делегированного законодательства»:
«Во времяпрекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельствавызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядкезаконодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императорунепосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в ОсновныеГосударственные Законы, ни в Учреждение Государственного Совета илиГосударственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действиетакой меры прекращается, если подлежащим министром или Главноуправляющимотдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двухмесяцев после возобновления занятий Думы соответствующий мере законопроект, илиего не примут Государственная Дума или Государственный Совет». [5]
Основныегосударственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствииполучившей название третьеиюньской монархии. Сами Основные законы выделялисьособой юридической силой. Для их изменения устанавливался особый порядок, онимогли быть пересмотрены только по инициативе императора, в текст законов нельзябыло внести коррективы в порядке чрезвычайного законодательства. Законыутверждали основы правового положения подданных, регулировали порядокобразования, построения и деятельности государственных органов, служили базойдля текущего законодательства. Основные государственные законы 1906 г.являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти,так и либеральными историками государственного права.
На содержанииОсновных законов 1906 г. отразились теория и практика государственногоправа зарубежных стран. Первый проект Основных законов, подготовленный в самомначале 1906 г. государственной канцелярией почти буквально воспроизводилсоответствующие тексты прусской, бельгийской, а частью и японской конституции1899 г. Но в последующих редакциях соотношение между «национально-бытовыми»и европейскими компонентами изменилось в пользу первых и, прежде всего, в частирасширения прерогатив императорской власти за счет полномочий законодательныхучреждений.
Основныезаконы отличались и неясностью формулировок в отношении ряда норм,регламентировавших деятельность Государственной Думы. Текст основных законовбыл крайне неопределенен в трактовке понятия сессии. Например, говорилось отом, что «продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета иГосударственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяютсяуказами Государя Императора». Без ответа оставался вопрос о том, сколькоможет быть сессий в течение года. И краткосрочные, и длительные перерывы вдеятельности Думы объявлялись указами императора в одних и тех же выражениях. Упущенабыла в Основных законах и норма, регулировавшая порядок прекращениядеятельности Думы в связи с истечением пятилетнего срока ее полномочий.Неурегулированным законодательством остался и вопрос о преемственностизаконодательных работ различных созывов Думы.
Конечно,противоречия и недостатки Основных государственных законов Российской империи1906 г. были порождены не только «ограничительной тенденцией», но иновизной проблем, с которыми столкнулась политическая элита, и вынужденнойпоспешностью, с которой проводились преобразования.
Таким образом,можно сделать выводы, что в России установилась дуалистическая монархия.Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделениевластей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии,при явном преобладании первых.

Глава 2. Роль основныхзаконов Российской империи 23 апреля 1906г. в историко-правовой науке.
 
2.1.Основные законы 23апреля 1906г. – первая Конституция России.
 Основныегосударственные законы — законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг., иставший конституцией Российской Империи на последнем этапе ее существования.
Отечественноезаконодательство конца XIX — начала XX веков носило авторитарный характер, хотяпрослеживается явная тенденция к демократизации последнего. Нормативныеправовые акты 1905 — 1906 годов по праву можно назвать неписаной Конституцией России.Разумеется, она не содержит всего перечня вопросов, которые в современнойотечественной науке относят к конституционному урегулированию, но, тем неменее, она содержит основополагающие нормы государственного и общественногорегулирования.
Конституция России 1905 — 1906 годов явила собой пожалуемую
конституцию, которую Николай II самостоятельно, правда, под давлением
первой революции 1905 года, «пожаловал» населению России. Данная
конституция, как говорилось ранее, заложила основные принципы
государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смелпренебрегать. Свод «Основных государственных законов» был подготовлен инакануне открытия I ГосударственнойДумы утвержден Николаем II.
Содержание Основныхзаконов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции.Например, в них впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, атакже общие направления политики государства, что, в целом, существенно отличаетконституционный акт от
другихнормативно-правовых актов.
Особая, устроженная формаих принятия впервые возводила их на место, несвойственное ранее никаким законамИмперии. До того существовал естественный для самодержавной государственностипринцип, что при столкновении законов действует более поздний. ОсновныеГосударственные Законы 1906 года, став первой конституцией в истории нашейстраны, совместили, опять же впервые, монархический элемент верховной власти сдемократическим в лице Государственной Думы и с корпоративным в лицеГосударственного Совета. Новая система явилась проявлением органическогоразвития российского государственного правопорядка.
Конституция России 1906г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, вкоторой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих правнародному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способаеё принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное,основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. УОсновных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь вособом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативойпересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).
Впервые в своей историиосновные законы, которые, как известно, издавались с 1832 г., провозгласилиправа и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан,конституционно гарантировались неприкосновенность личности и законностьюридического преследования (ст. 30 — 32), неприкосновенность жилища (ст. 33),свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенностьсобственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).
Каково же было положениеосновных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?
Правовое положениеимператора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавнуювласть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это былоранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательнуювласть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).
Самодержавная властьмыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства,которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавалсяобщегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественныхустановлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установленияхрегулировалось особыми законами.
По традиции особагосударя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорскойвласти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметамзаконодательства» ( инициатива) и утверждение законов.
Но законы, не принятые Госсоветоми Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии сзаконами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частейгосударственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов»(подзаконные акты).
Император оставался такжеверховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства»,объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила заним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота.Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск,переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинамиармии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил иобороны Российского государства» (ст. 14).
Прерогативой императорабыло объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения,чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением иувольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственныеотличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственностьимператора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора(не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения),освобождались от платежа налогов и сборов.
Осуществляемой от именигосударя императора признавалась Основными законами судебная власть в России.За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общеепрощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их отсуда и наказания.
По английскому принципу«контрасигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованиемскреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующегоминистра (ст. 26). За императором сохранялась также право абсолютного вето(роспуска) в отношении Госдумы.
Государственная думавместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главнойее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежалаи законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене илиизменении действующих и издании новых законов», за исключением Основныхгосударственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась заимператором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должныбыли утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательныепредположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и послеодобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательноерешение.
Основные законыпредоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственнойросписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходыпо государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она неполучила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии,чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну,государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядкеверховного управления».
Депутаты Государственнойдумы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательногозакона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов.При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначенопереизбрание.
Государственная думасозывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Длярассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы иобразовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председательи два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищиизбирались на весь срок полномочий Думы ( 5 лет).
Депутаты считалисьнезависимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумымог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти(хотя допускались и административные аресты депутатов). Оговаривалось и то, чтодля ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял своиправа только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление,утрата ценза) или при переходе в иностранное поддан­ство. Депутаты Думыполучали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кромених выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты вобщежитии (одна на 4 человек).
Заседания общего собранияДумы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кромедепутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться изакрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.
Государственный совет вОсновных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительнооставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а егополномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовалсятеперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав)назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, приобновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синодот духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернскихземских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6членов) и торговли (12 человек).
Законопроекты,рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательнойинициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательногорешения.
Поскольку целых 3 звена:Госдума, Госсовет и император – должны были утвердить закон, прежде чем онвступит в силу, устанавливалась система взаимных сдержек (заимствованная изавстрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном закон считалсяотклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властямпреследовать свои эгоистические цели. Но она и создавала подчас непреодолимыепреграды на пути закона.
Предвидя возможныеколлизии в принятии законов при системе взаимных сдержек, законодатель ввел вОсновные законы статью 87, которая давала право правительству (Советуминистров) и императору в перерывах между сессиями Госдумы издавать принеобходимости чрезвычайные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой иГоссоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму, терял свою силу послеближайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные законы,порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликтных ситуациях сГосдумой правительство Николая II нередко прибегало к принятию такихчрезвычайных указов.
Близкая по духуконсервативным конституциям Японии, Пруссии, Австрии, российская конституция1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотряна свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государстваот самодержавного к конституционному правлению. Исследователи полагают, чтоименно ей российское общество обязано той политической свободой, которой емуудалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя революциями).
 
2.2. Недостатки Основныхзаконов Российской империи 23 апреля 1906 г.
Поповоду оценки Основных Законов Российской империи 23 апреля 1906 г висторико-правовой и исторической литературе длительное время шли дискуссии отом, можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалосьмнение, что это вообще не конституция или, если и конституция, то фиктивная.
Какэто часто практикуется в дуалистических монархиях, механизм сдержек ипротивовесов между различными ветвями власти был построен в сторону усиленияпрерогатив исполнительной власти. Император имел права абсолютного вето в отношениизаконопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной Думой.Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны не имелипрактически никаких полномочий в отношении исполнительной власти, заисключением права запроса к министрам и другим чиновникам.
Императору принадлежалагосударственная власть. Он не только глава государства, но и главаисполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имелправо издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительнойкомпетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны изаключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять встране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение.От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало правопомилования и амнистии.
Император назначалпремьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство былоответственно перед царем, а не перед Думой.
Указом царя определялись ихежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу,назначить новые выборы и время их созыва, во время перерывов в работе Думыимператор по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силузаконов. Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указынеобходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно втаком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ остолыпинской аграрной реформе.
Рассмотримосновные недостатки Основных Законов:
1. СогласноОсновным законам царская власть ограничивалась лишь Государственной Думой иГосударственным Советом. Во-вторых, по образцу европейских конституций указы иповеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра илисоответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинствеевропейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то вРоссии император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепитьсвоей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым.Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроляза действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелоськ предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному кминистрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не былиответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры моглиотказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иныхматериалов. Кроме того, император регулировал работу Думы и ГосударственногоСовета.
2. Существовала глава, вкоторой закреплялись основные права и свободы личности. Провозглашалось правоподданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить заграницу, провозглашалась свобода веры.
Однако они носилиформальный характер, т.к. их реализация на практике была весьма ограничена.Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. по февраль1917 г. не было ни одного года, в течение которого на территории империи или ееотдельных регионов не объявлялось бы военное положение или положение усиленнойили чрезвычайной охраны, когда полиция и военное командование получали особыеполномочия вплоть до предания гражданских лиц военно-полевому иливоенно-окружному суду и юридические гарантии прав подданных приостанавливались.
3. Провозглашалось правосвободно выбирать себе местожительство: «Каждый российский подданный имеет правосвободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имуществои беспрепятственно выезжать за пределы Государства». Ограничения в сих правахустановлены особыми законами. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г.бессрочные паспорта, по которым действительно можно было свободно выбиратьместо жительства и получить заграничный паспорт, выдавались только дворянам,офицерам, чиновникам и почетным гражданам. Лица податных сословий (т.е.крестьяне и мещане) получали виды на жительство при условии уплаты налогов иповинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5октября 1906 г. эти ограничения были отменены, да и то не полностью.
4. «Российские подданныепользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом»- однако практически сразу же давалось ограничение — подчеркивалось, чтоправославная христианская вера “есть истинная и господствующая”. Церковь, былагосударственной, ей принадлежал ряд государственных функций, в частности,ведение книг актов гражданского состояния.
Конституция 1906 года неизменила в прежних законах главы «О вере». Русский император по-прежнемуостался «Верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры иблюстителем правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния». По-прежнему ондействует в церковном управлении чрез посредство созданного им Синода.Зависимость церкви от императора осталась вообще прежняя, а между тем сам императорпотерял независимость и был подчинен законодательным палатам. Через егопосредство и Православная Церковь очутилась в зависимости от законодательныхпалат. А между тем они лишены всякого вероисповедного ценза, состоят безразличия из евреев, магометан и вообще лиц всяких исповеданий. Их члены нилично, ни по служебному долгу Церкви не подчинены; церковь же, подчиненная императору,в его лице поставлена в зависимость от этих лиц.[6]
5. «Российские подданные имеют правообразовывать общества и союзы в целях не противных законам. Условия образованияобществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридическоголица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом». Приэтом министр внутренних дел или губернское присутствие по делам обществ могли влюбой момент прекратить деятельность общества или союза, усмотрев, что оноотклоняется от своего устава или представляет опасность для общественногоспокойствия. Для организации публичного собрания также нужно было испроситьпредварительное разрешение, сообщив властям о составе собрания, его целях исписок ораторов. На публичном собрании обязательно было присутствиеполицейского чиновника, который мог в любой момент закрыть собрание, усмотрев,что оно отклоняется от заранее сообщенной темы и своих целей.
Правилами для образованияобществ или союзов, а также проведения публичных собраний, формально нетребовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок. Такимобразом, организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранеепредставить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источникипоступления денежных средств (для обществ или союзов), и без утверждения уставаобщество не могло приступить к работе.
За месяц до принятияОсновных Законов, 4 марта 1906 года, в Царском Селе был подписан «ИменнойВысочайший Указ Правительствующему Сенату о Временных правилах об обществах исоюзах», которым «впредь до издания, в соответствии с Манифестом 17-го октября1905 года, общего закона о союзах и обществах» признавалось «за благо ввести вдействие временные, по этому предмету, правила».
Временные правила давалиофициальные понятия общества, союза и профессионального общества; подчеркивалинекоммерческий (бесприбыльный) характер их деятельности; устанавливали порядоких создания; определяли требования к учредительным документам, особенностиобразования и функционирования объединений в зависимости от участия вгражданско-правовых отношениях, порядок ликвидации и использования имуществаэтих организаций.
Что касается свободыслова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливалсявременными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г.
Временные правила опечати устанавливали отмену предварительной цензуры как для непериодической(повременной) печати, так и для периодической, т.е. книг, брошюр, но тольковыходившей в городах, что выдавалось чуть ли не за отмену цензуры вообще.Однако за 24 часа до выпуска тиража книги из типографии ее надо былопредставить в комитет по печати (как теперь стала называться цензура), и тотмог наложить арест на тираж, передав дело на окончательное решение суда. Авторыи издатели могли быть наказаны в административном и судебном порядке. Чтокасается изданий, выходивших вне городов, то для них по-прежнему сохраняласьпредварительная цензура.
6. Существеннымнедостатком Свода основных законов Российской империи можно считать то, чтополномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, а также то, что в нёмне отражены некоторые процедурные вопросы, связанные с возобновлением работыГосударственной Думы после досрочного роспуска её императором, и некоторыедругие. В Своде основных законов также содержится много ссылок на другиезаконы, что делает конституционные нормы зыбкими и неполными.
Если говорить о стиле, то в Своде основных законов Российской империи 1906года, законодатель проявляет себя крайне сдержанно и местами неясно.
Восприятие Основныхзаконов, изданных 23 апреля 1906г. было с самого начала далеко от адекватного,в обновлении державных устоев России, видели и многие продолжают видетьвынужденную уступку революционным силам.

Заключение
 
Основныегосударственные законы — законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытожившийреформирование государственного строя России 1905-1906 гг.
Основныезаконы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи,государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства,принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений,права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.
Можновыделить несколько причин создания Основных Законов:
— нарастающийполитический кризис;
— беспорядкив стране;
— общественное развитие страны переросло административные формы и приемы,применявшиеся до этого.
Все это сталопредпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г.
В России,после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия.Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделениевластей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии,при явном преобладании первых.
Основныезаконы Российской империи по праву многие исследователи называют неписаннойКонституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическомплане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципыгосударственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смелпренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взятаконституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ееподготовки.
Характер содержания и специфика юридической силы Основныхгосударственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок ихпересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы сконституциями европейских государств преимущественного раннего этапа ихконституционного развития. У российских Основных законов было много общего сфранцузской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первойчетверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. ВРоссии с глубокой исторической традицией монархической власти появление такойконституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но ижелательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развитияконституционного строя.
 Основные государственныезаконы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодальногоправа, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходереализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушалисьмонархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы,закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством,регулировались «временными правилами».
Следует отметитьнекоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России
1. По Основным законам 23 апреля1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать закономбез одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российскогоимператора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основныхзаконов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случаеотклонения его царем.
2. В гл. 2 редакции Основных законовсформулированы принципы гражданской свободы:
— обязанности граждан (всеобщаявоинская повинность — ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);
— определены права подданных (ст. 30- 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебногопреследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 —неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданныхне только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственноездить за границу;
— ст. 37 — 38 посвящены свободеслова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;
— ст. 39 признает свободувероисповедания.
3. Согласно новым законамизбирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспеченопредставительство не только крестьянства, но и рабочего класса.
Однако, при всех видимыхпрогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромноеколичество противоречий. В том числе:
1.Согласно Законампровозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свободаограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы невводилось военное положение, во время которого осуществление права подданныхприостанавливались.
2. Провозглашаласьсвобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можнобыло менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновниками почетным гражданам.
3. Свобода веры быладарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культхристианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, чтохристианская вера «есть господствующая».
4. Полномочия органоввласти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работаГосударственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делалоконституционные нормы зыбкими и неполными.
Рассмотрев вседостоинства и недостатки Основных Законов, изданных 23 апреля 1906г. можносделать вывод, что Законы все-таки являются основными конституционными основамитого времени — это был совершенно новый этап развития самодержавной России.

Список используемой литературы:
 
1.      Сводзаконов Российской империи, т. 1, ч. 1. СП б, 1906.
2.      Полныйсвод законов Российской империи. Спб.,1911. Кн. 1. Стр. 1-30
3.      Альхименко В., Евтеева М.Истоки российского конституционализма.
4.      Ганелин Р.Ш. Указ. соч.С. 32-40; Соловьев Ю.Б. Указ. соч. С 131-136
// В кн.: Право и жизнь. М., 1994. №5
5.      Тихомиров Л.А. О недостаткахКонституции 1906 года. М. 1907.
6.      Тихомиров Л.А. К реформеобновленной России. М. 1912.
7.      Графский Б.Г. Всеобщаяистория права и государства. – М.: Норма, 2005.
8.      Зуев М.Н. История России. –М.: Дрофа, 2005.
9.      И.К.Кирьянов, М.Н.Лукьянов/Парламентсамодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906-1917/Пермь:Издательство Пермского университета, 1995г.
10.    Максимов Ю.И. ИсторияОтечества. – М.: Дрофа, 2005.
11.    Хрестоматия по Истории России/авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.:Изд-во Проспект, 2006.
12.    СоловьевЮ.Б.Самодержавиеи дворянство в 1902-1907 гг. Л.,1981. С. 79, 80.
13.    История отечественногогосударства и права/ Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.