КУРСОВАЯ РАБОТА
По трудовому праву
Организация охраны труда
Перечень используемых сокращений
ТК — Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №218-З(в ред. от 17.07.2009)
Содержание
Перечень используемых сокращений
Введение
1. Основные принципы и направлениягосударственной политики в области охраны труда
2. Охрана труда
2.1 Законодательство об охране труда
2.2 Организация охраны труда
2.3 Планирование работы и мероприятий поохране труда
2.4 Ответственность за нарушение законодательства о труде иправил охраны труда
3. Охрана труда отдельных категорийработников
3.1 Охрана труда женщин
3.2 Охрана труда молодежи
3.3 Охрана труда инвалидов
4. Организация охраны и труда взарубежных странах
Заключение
Список нормативных источников
Введение
Полностью безвредных и безопасных производств не существует.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда №155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», ратифицированнойЗаконом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г., государство обязано разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасноститруда, гигиены труда и производственной среды. При разработке такой политики должныбыть определены соответствующие функции и обязанности государственных органов, предпринимателей,трудящихся и других лиц в области охраны труда.
Отсутствие элементарной дисциплины становится основной причинойчрезвычайных происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве и в быту.Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности,не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительскойдисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка — важнейшаяоснова обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономическогоразвития страны, улучшения жизни людей. Основными причинами травматизма с тяжелымипоследствиями стали: неудовлетворительное содержание и недостатки в организациирабочих мест, эксплуатация неисправных, не соответствующих требованиям безопасностимашин, механизмов и оборудования, недостатки в обучении и инструктировании потерпевшихпо охране труда, нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, нормативныхправовых актов по охране труда, невыполнение руководителями и специалистами обязанностейпо охране труда, несоответствие требованиям безопасности технологических процессов.
охрана труд законодательство работник
В такой ситуации решающее значение имеет организация работы поукреплению общественной безопасности и дисциплины на всех уровнях. От руководителейвсех уровней требуется бескомпромиссная борьба с халатностью и разгильдяйством.Состояние трудовой и исполнительской дисциплины в коллективе, условий безопасноготруда — один из главных критериев оценки работы руководителя. Конкретные меры должныбыть приняты на каждом рабочем месте, в каждом коллективе, вкаждой организации.
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровыхи безопасных условий, в которых протекает труд человека — одна из наиболее важныхзадач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявлениевозможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний,аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных наустранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия длятруда человека. Комфортные и безопасные условия труда — один из основных фактороввлияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.
Обеспечение конституционного права граждан на трудовые и безопасныеусловия труда является важнейшей обязанностью нанимателей, других субъектов правоотношенийв этой области.
Создание таких условий труда обеспечивается системой мер, заключающихправовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические,санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятияи средства, Требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организациии осуществления производственной деятельности. Многонаправленность функций и задач,которые необходимо решать при управлении охраной труда, а также множественностьнормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы, осложняют работу руководителейи специалистов в этой области, требуют от них соответствующих знаний.
Основной задачей выполнения курсовой работы является изучениеи анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.
Целью данной работы является обзор всех основных вопросов касающихсяохраны труда:
понятие охраны труда;
источников норм регулирующих вопросы охраны труда;
прав и обязанностей субъектов трудового права, касающихся охранытруда;
ответственности за нарушение законодательства о труде и правилохраны труда;
прав отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов).
в целях сравнения рассмотрим организацию охраны труда в зарубежныхстранах.
1. Основные принципы и направления государственнойполитики в области охраны труда
Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросовохраны труда являются важными элементами правового обеспечения социально-экономическихотношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающихчленов общества.
Знание основных требований законодательства и нормативных правовыхактов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистампрофессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производствеи возникновение профессиональных заболеваний.
Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан,человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностьюи целью общества и государства (1, ст.2). Исходя из этого, основным принципом государственнойполитики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровьяработников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственностинанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмовв этой сфере.
В республике постоянно проводится работа по выработке системымер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда,которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственныхотношений.
Реализация права граждан на здоровые и безопасные условия трудатребует осуществления навсехуровнях управления соответствующих правовых,социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических и других мероприятийпо охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 «ОратификацииКонвенции Международной организации труда (МОТ)»О безопасности и гигиене трудаи производственной среде".
Основной целью Конвенции является признание необходимости нагосударственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда,которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создатьнеобходимые правовые и организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственныхотношений.
Разработка и реализация государственной политики в области охранытруда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственныхорганов, нанимателей, трудящихся и других лиц в области гигиены и безопасности труда.
В 2001 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена СоветомМинистров Концепция государственного управления охраной труда (далее — Концепция).В этом документе определены цели, основные принципы, направления государственнойполитики и уровни управления в области охраны труда, а также основные функции органовгосударственного управления.
Согласно Концепции целью государственной политики в области охранытруда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными принципами современной государственной политики в этойобласти являются:
приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатампроизводственной деятельности;
обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правовых отношений вобласти охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровыхи безопасных условий труда;
совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере,включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
/>К основным направлениямгосударственной политики в области охраны труда относятся:
государственное управление деятельностью в области охраны труда,включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этимвопросам;
принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленныхна совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативныхтребований в области безопасности и гигиены труда;
комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условийтруда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достиженийв области науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;
организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасностии гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ поулучшению условий и охраны труда;
использование экономического механизма в управлении охраной труда,проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условийтруда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, аффективных средствзащиты;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управленияс нанимателями и профсоюзами в разработке и реализации государственной политикив области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав иинтересов работников в области охраны труда;
обеспечение социально-экономической защиты прав работников вобласти охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов ихсемей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве,профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работус вредными и (или) опасными условиями труда;
подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работниковпо вопросам охраны трудя;
организация государственной статистической отчетности, созданиесистемы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда;
международное сотрудничество, создание условий для ратификацииконвенций МОТ, документов других международных организаций, межгосударственных договорови соглашений в области охраны труда [17, с.10].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что успешноерешение проблем в области охраны труда в большей степени зависит от выполнения поставленныхзадач и приоритетов государственной политики в области охраны труда. Реализацияправового направления совершенствования охраны труда — обоснованна законодательныминормами, а так же изучением практики проведения этих норм в жизнь.
В связи с чем, основным принципом государственнойполитики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровьяработников по отношению к результатам трудовой деятельности.
2. Охрана труда
Конституция Республики Беларусь от 24.11.1996 г. в качестве одногоиз основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст.45).
Естественным производным из этого является и право работникана здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельных принципови в форме субъективного права закреплены в статьях Конституции, право на труд (ст.41),на отдых (ст.43), на обеспечение в старости и в случае болезни (ст.47).
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охранетруда» охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровьяработающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические,организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,реабилитационные и иные мероприятия и средства (3, ст.1).
Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровьяработников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические,организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационныеи иные мероприятия.
Выраженные в правовой форме и в первую, очередь закрепленныев трудовом законодательстве, все эти нормы образуют, важнейший правовой институтособенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, чтопод охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, посколькувсе его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институттрудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечениеусловий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующиегруппы норм:
1. правила по технике безопасности и производственной санитарии;
2. специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых,вредных и опасных производственных условиях;
3. нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженнойтрудоспособностью;
4. нормы, регулирующие деятельность органов государственногонадзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушениязаконодательства об охране труда
5. нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охранетруда.
Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как налокальном уровне, так и в централизованном порядке.
Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованномпорядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятныхусловий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы,регулирующие деятельность органов надзора — единых органов в рамках государства.Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которыемогут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий.
Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охранетруда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективныхдоговорах и соглашениях.
Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственностьза нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемыйинститут охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибосанкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не тольков трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.
С учетом содержания норм всего этого института, а также формыисточников нормативные акты по охране труда включают:
стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные,отраслевые, стандарты предприятия);
санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной,радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво и электро безопасности);
правила по охране труда и инструкции по охране труда.
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда- это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаеви заболеваний на производстве.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности,удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климатав трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильныхтрудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительныеэкономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсацииза работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатовработы предприятия.
По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей. [11, с.53]
Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушениюпроизводственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, азачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.
2.1 Законодательство об охране труда
Правовой основой организации работы по охране труда в республикеявляется Конституция Республики Беларусь (ст. ст.41, 45), которой гарантируютсяправа граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует правоотношенияв области охраны труда между нанимателями, работниками и государством.
Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охранытруда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь «Об охране труда».Закон:
расширяет круг лиц, имеющих право на охрану труда;
определяет обязанности, права и ответственность работодателейи работающих по вопросам охраны труда;
закрепляет систему государственного управления охраной труда;
определяет полномочия субъектов государственного управления вэтой сфере;
устанавливает гарантии, права работающих на охрану труда;
регламентирует порядок создания служб охраны труда и определяетее основные функции;
устанавливает требования к производственным объектам и процессами;
предусматривает систему государственного надзора и контроля засоблюдением законодательства об охране труда;
закрепляет полномочия государственной экспертизы условий труда,органон общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Принятие закона обусловлено необходимостью закрепить на законодательномуровне систему регулирования общественных отношений в области охраны труда [15,с.21].
В Законе, в соответствии с принятыми в последнее время нормативнымиправовыми актами Президента Республики Беларусь, расширен (по сравнению с Трудовымкодексом Республики Беларусь) круг лиц, имеющих право на охрану труда, определеныобязанности по обеспечению охраны труда юридических и физических лиц, предоставляющихработу гражданам по гражданско-правовым договорам и иным основаниям, предусмотреннымзаконодательством, что вызвало необходимость применения терминов «работающий»и «работодатель».
Право и гарантии права работающего на охрану труда, обязанностиработодателя и работающего в области охраны труда установлены с учетом норм Трудовогокодекса Республики Беларусь, Указов Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовыми трудовым договорам», от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности». Законом установлено право на охрану труда не толькограждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду поиным основаниям.
Социальный эффект от реализации предусмотренных Законом нормдолжен проявиться в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональнойзаболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.
Указ Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности»от 25.08.2006 № 530 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевшихв результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,регулирует вопросы возмещения причиненного жизни или здоровью вреда, стимулируетреализацию мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний.
Закон Республики Беларусь от 23.11.1993 №2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитанияна здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти иуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностныхлиц и граждан но обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливаетгосударственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиеническихнормативов.
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 «О техническом нормированиии стандартизации» регулирует отношении, возникающие при разработке, утверждениии применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства,эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказаниюуслуг, определяет правовые и прении опционные основы технического нормирования истандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этойобласти.2.2 Организация охраны труда
Нормы, регулирующие охрану труда работающих, содержатся в ТК,а также во многих специальных нормативных правовых актах.
Большую роль в охране труда играют отраслевые правила и нормы,учитывающие специфику субъектов хозяйствования или видов выполняемых работ, — локальныенормы по охране труда работающих. Это прежде всего коллективные договоры и соглашенияпо охране труда, инструкции по безопасному ведению работ.
В соответствии со ст.55 и 226 ТК наниматель обязан создаватьработникам здоровые и безопасные условия труда, внедрять новейшие средства и технологии,обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований стандартов поохране труда.
Законодательство об охране труда в Республике Беларусь регламентируетряд общих правовых и организационных вопросов, касающихся планирования и финансированиямероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, проведения инструктажейи обучения работающих безопасным методам труда, проведения предварительных и периодическихмедицинских осмотров работников определенных категорий и т.д.
Обязанность нанимателя по внедрению современных средств техникибезопасности, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве, обеспечениюсанитарно-гигиенических условий, предотвращению возникновения профессиональных заболеванийработающих детализируется в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка идругих нормативных актах.
Здоровье и безопасные условия труда обеспечиваются соблюдениемправил и норм по охране труда, требованиям которых должны соответствовать производственныездания, сооружения, оборудование, технологические процессы и организация производства.При этом достигается реальная изоляция человека от наиболее опасных мест на производстве,снижается травматизм, уменьшается профессиональная заболеваемость, характер трудастановится более легким, творческим и созидательным. Именно охрана труда должнаначинаться со стадии проектирования производственных зданий, сооружений, оборудования,а проекты машин, станков и другого оборудования должны соответствовать требованиямпо технике безопасности и производственной санитарии. В этой связи ни одна организация,цех, участок, производство не должны приниматься и эксплуатироваться, если на нихне обеспечены здоровые и безопасные условия труда работающих.
Так же возлагается на нанимателя обязанность проведения инструктажаработников по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, противопожарнойохране и другим правилам труда, исходя из целевого назначения, субъективного составаи других фактов, инструктаж работающих по охране труда подразделяется на: первичный(на рабочем месте), периодический (повторный), внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж проходит каждый, кто допускается к работе,связанной с обслуживанием машин, агрегатов, станков, с целью ознакомления с особенностямипроизводства по безопасности работы. Проводит его инженер по охране труда или лицо,на которое возложены эти обязанности, а в небольших организациях — технический руководитель.Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в журнале регистрации инструктажей,а также в документе о приеме на работу.
Первичный (на рабочем месте) инструктаж проводит мастер, начальникучастка или непосредственный руководитель работ. В программу инструктажа входит,в частности, ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства,требованиями к правильной организации работ и содержанию рабочего места, безопаснымиприемами и методами труда.
Периодический(повторный) инструктаж проводится лицом,отвечающим за технику безопасности в целом по организации, или по его указанию- непосредственно руководителем производственного участка. Цель состоит в том, чтобынапомнить работающим правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится в случаях измененияусловий труда (технологического процесса), при нарушении правил норм техники безопасности,а также если на производстве имел место несчастный случай или профзаболевание.
Целевойинструктаж работающих проводится при выполненииразовых работ, не связанных с прямыми обязанностями и специальностью работающих(ликвидация аварий, стихийных бедствий и др.).
Помимо инструктажа работающие проходят 6-10-часовое ознакомлениес правилами и инструкциями по технике безопасности применительно к их профессии.Соблюдение этих правил должно находиться под постоянным контролем. В случае их нарушенияили применения неправильных, опасных методов и приемов работник проходит дополнительныйинструктаж.
Охрана труда включает обязательные медицинские осмотры работающих,в соответствии со ст.228 ТК.
Медицинские осмотры, в зависимости от целей, которые они преследуют,могут быть подразделены на четыре самостоятельные группы. Во-первых, это медицинскиеосмотры, проводимые в интересах охраны труда работников.
Во-вторых, медицинские осмотры, цель которых — предотвратитьопасность как для самого работника, так и для окружающих его на производстве лиц.
В-третьих, медицинские осмотры, обеспечивающие интересы общественнойгигиены и санитарии, предупреждающие различные инфекционные заболевания. Такие осмотрыпроходят работники, занятые в пищевой промышленности, детских и лечебно-профилактическихучреждениях, а также в некоторых других организациях.
В-четвертых, медицинские осмотры, цель которых — выяснить пригодностьв физическом отношении работника к выполнению определенной работы.
Заключение медицинского учреждения о необходимости сменить работу(временно или постоянно) кому-то из работников обязательно для нанимателя. Лица,которым работа во вредных условиях противопоказана по состоянию здоровья, переводятсяна другую работу. При отказе от перевода наниматель вправе уволить работника в установленномзаконом порядке.
Медицинские осмотры несовершеннолетних при поступлении на работупроводятся в обязательном порядке. Рекомендация врача является основанием для определенияих будущей работы.
Наниматель ведет учет всех работников, подлежащих обязательныммедицинским осмотрам, и хранит личные медицинские книжки, в которые заносятся сведенияо перенесенных инфекционных заболеваниях и результатах этих осмотров.2.3 Планирование работы и мероприятий по охранетруда
Планирование мероприятий по улучшению условий труда, предупреждениютравматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управленияохраной труда в организации и осуществляется в соответствии с Положением о планированиии разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерстватруда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136. Положением предусмотрены содержание и этапы этой работы, а также порядок оформления и утверждения соответствующихдокументов.
Для планирования мероприятий по охране труда необходимо располагатьобъективной информацией о состоянии охраны труда в организации. Источниками такойинформации являются:
данные об аттестации рабочих мест по условиям труда;
данные паспортизации санитарно-технического состояния производств,цехов и участков;
анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
предписания органов Госнадзора;
представления технических и правовых инспекторов труда профсоюзов;
решение органов управления по охране труда;
предположения рабочих и специалистов по охране труда;
другие сведения.
Планы мероприятий по охране труда могут быть: перспективные,текущие и оперативные.
Основным документом, посредством которого реализуются меры повопросам охраны труда, является, согласно названному Положению, План мероприятийпо охране труда, который является составной частью коллективного договора либо самостоятельнымдокументом.
Планирование и разработка мероприятий, включаемых в План, осуществляютсяна основе нормативных правовых актов и исходных данных и с учетом Основных направленийпланирования и разработки мероприятий по охране труда.
Мероприятия по охране труда направлены на осуществление главнойцели — сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности ипредусматривают решение следующих задач:
устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраныи (или) условий труда;
сокращение численности работников, занятых с вредными и (или)опасными условиями труда, тяжелым физическим трудом;
доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениямидо установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами и средствами;
обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работниковпо охране труда;
внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.
В данном Плане должны быть предусмотрены следующие графы:
наименование мероприятия;
источники финансирования;
сроки исполнения;
ответственные лица за исполнение мероприятий;
социальный эффект.
Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица,которые не обеспечивают их выполнение, могут быть привлечены к ответственности всоответствии с законодательством.
2.4 Ответственность за нарушение законодательства отруде и правил охраны труда
Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должновлечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставленыдолжностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными, за организациютрудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия трудаи в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другиеработники.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о трудеи правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорами соглашениям по охране труда, несут ответственность в порядке, установленном действующимзаконодательством.
Ответственностьможет быть дисциплинарной, административнойи уголовной.
В качестве дисциплинарной ответственностиза нарушениетрудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применятьследующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 198 ТК).Так же может применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудовогоотпуска (2, ст. 198).
Административная ответственностьзаключается в наложенииштрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. При этомна должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин. Наниматели(юридические лица) за указанные нарушения могут быть подвергнуты штрафу в размередо 300 базовых величин.
Государственными органами надзора и контроля привлекаются к административнойответственности должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде,в соответствии со ст.41 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности.
Уголовная ответственностьза нарушение правил охраны трудаи пожарной безопасности предусмотрена ст.302-308 Уголовного кодекса Республики Беларусь(далее — УК). Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий допущенногонарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафов,или увольнением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяетсуд.
Как вывод из этой главы следует то, что законодательство в сфереохраны труда разработано, и если выполнять его, то можно не только избежать трагическихпроисшествий на производстве, но и сделать условия труда здоровыми и безопасными.Но при одном условии — выполнении его требований. Не зря ведь замечено, что законодательствов области охраны труда разгильдяйства не прощает. Закон дает нам право вернутьсяс работы домой, но реализуем-то его мы сами. Так же планирование, организация охранытруда и ответственность за его нарушение имеет огромное значение в предотвращениии избежании несчастных случаев на производстве, так как нарушение влечет за собойюридическую ответственность.
3. Охрана труда отдельных категорий работников
В трудовом законодательстве Республики Беларусь кроме норм, предусмотренныхдля всех граждан, вступивших в трудовые отношения, имеются отдельные главы и статьи,регулирующие некоторые вопросы по применению труда женщин, лиц моложе 18 лет и инвалидов.Эти нормы в основном определяют особенности охраны труда этих категорий работниковв дополнение к общим нормам трудового законодательства.
3.1 Охрана труда женщин
Статья 32 Конституции РБ закрепляет одинаковые права мужчин иженщин в получении образования, профессиональной подготовке, в труде, вознагражденииза него, в продвижении по работе и т.д.
Однако специфика женского организма в определенных условиях непозволяет без ущерба для здоровья выполнять одинаковую с мужчинами работу.
Законодательство запрещает применять труд женщин на работах стяжелыми и вредными условиями труда, а также на подземных работах (ст.262-271 ТК).Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещаетсяприменение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусьот 26.05.2000 г. №765.
В целях обеспечения сохранения здоровья работающих женщин постановлениемМинистерства труда РБ от 08.12.1997 г. №111 «О нормах подъема и перемещениятяжестей женщинами вручную» установлены предельные нормы.
Запрещается привлекать к работам в ночное время, сверхурочнымработам, работам в праздничные и выходные дни и направление в служебную командировкубеременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет(детей-инвалидов до восемнадцати лег), могут привлекаться к ночным, сверхурочнымработам, работам в выходные и праздничные дни и направляться в служебную командировкутолько с их согласия.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключениемснижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу,более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов,с сохранением среднего заработка.
Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двухи более детей — 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособияпо государственному социальному страхованию.
Женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения,предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарныхдней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей- 70) календарных дней после родов. При этом общая продолжительность отпуска неможет быть менее 146 (160) календарных дней.
В соответствии со ст.185 ТК, по желанию женщины, ей предоставляетсяотпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с выплатой за этотпериод ежемесячного государственного пособия. За время отпуска по уходу за ребенкомсохраняется место работы (должность). Период нахождения в отпуске засчитываетсяв общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до шестнадцатилет, ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с оплатой в размереи на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
Запрещается отказыватьженщинам в заключении трудовогодоговора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью илиналичием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — с наличием ребенка ввозрасте до 14 дет.
Расторжение трудового договора но инициативе нанимателя с беременнымиженщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями,имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет), не допускается,кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя,а также по основаниям, предусмотренным пп.4, 5, 7,9 ст.42 и пп.1,3ст.44 ТК.
3.2 Охрана труда молодежи
Подростково-юношеский возраст (14.18 лет) характеризуется рядоманатомо-физиологических особенностей. Организм подростков сильнее реагирует на действиевредных веществ, пониженных и повышенных температур воздуха, на шум, высокую физическуюнагрузку, одинаковую со взрослыми работу подростки выполняют ценой больших энергетическихзатрат, мышечная выносливость у них на 20.30% ниже.
Для работающей молодежи законодательство предусматривает рядльгот и ограничений.
На постоянную работу разрешено принимать лиц не моложе 16 лет,в исключительных случаях по согласию одного из родителей с 14 лет (2, ст.272), школьников,учащихся профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, достигших 14-летнеговозраста, можно по их желанию и с согласия одного из родителей принимать на легкуюработу как в период каникул, так и в течение всего учебного года в свободное отзанятий время.
Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительногомедицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательномумедицинскому осмотру. Им не устанавливается испытание при приеме на работу, с нимине заключаются договоры о полной материальной ответственности, ежегодный отпускпредоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы в летнее время или,по их желанию, в любое другое время года продолжительностью не менее одного календарногомесяца.
Запрещено применение труда несовершеннолетних на тяжелых работахи на работах с вредными и опасными условиями труда, также привлекать их к ночными сверхурочным работам, к работам в государственные праздники, выходные и праздничныедни.
Кроме того, в РБ предусмотрены нормы подъема и перемещения тяжестивручную подростками от 14 до 18 лет, утвержденные постановлением Министерства трудаРБ от 18.12.1997 г. №116.
На отдельных видах работ запрещается применение труда лиц до18 лет по всем профессиям рабочих, например, связанных с обслуживанием технологическогооборудования при производстве синтетического каучука и продуктов нефтехимии.
Выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-техническихучебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из ВооруженныхСил РБ, гарантируется предоставление первого рабочего места.
Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельнымработам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников.За время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнениюс продолжительностью ежедневной работы взрослых работников, предусмотрена доплатапо тарифной ставке.
Дополнительные гарантии предусмотрены для работников моложе 18лет при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя. Расторжение трудовогодоговора возможно при ликвидации предприятия, несоответствии работника занимаемойдолжности, вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующеговыполнению данной работы.
3.3 Охрана труда инвалидов
Согласно ст.283 ТК инвалидам обеспечивается право работать унанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях,цехах и на участках.
Отказ в заключении трудового договора, увольнение по инициативенанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидностине допускаются. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с медицинскимзаключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностейлибо угрожает его здоровью и безопасности труда. Не допускается расторжение трудовогодоговора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную,трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях независимо от срокапребывания в них.
Наниматели обязаны выделять или создавать новые рабочие местадля трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие трудового увечьяили профессионального заболевания на данном производстве.
Условия труда инвалидов, в том числе оплата, режим рабочеговремени и времени отдыха, продолжительность трудового отпуска, устанавливаются трудовымдоговором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение илиограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками (ст.287 ТК).
4. Организация охраны и труда в зарубежных странах
Система трудовых отношений в странах дальнего зарубежья включаеткак общественные ценности (например, свобода объединений, чувство групповой солидарности,поиск максимальных прибылей), так и процедуры (например, процедуры ведения переговоров,организации работы, консультаций и разрешения споров). Традиционно системы трудовыхотношений разделяются на категории по национальным признакам, границы которых впоследнее время размываются вследствие глобализации мировой экономики. Национальныесистемы различаются но признаку организации проведения централизованных переговоровмежду нанимателями и профсоюзами об условиях труда (почти все Скандинавские страны),по признаку организации проведения переговоров между нанимателями и профсоюзамиоб условиях труда на уровне секторов или отраслей экономики (Германия) или ведениятаких переговоров на уровне предприятий (Япония, США) [12, с.176].
Широко применяемое на Западе понятие производственная среда распространяетсяне только на производственные условия труда. Оно так же включает в себя организациюпроизводства и различные элементы управления им, в том числе совершенствование охранытруда с использованием экономических стимулов.
Установлены критерии классификации предприятий по степени ихвредности для здоровья работающих, ответственность производителей и поставщиковпроизводственного оборудования, нормы по обучению работников безопасным методамтруда.
Во многих странах имеются достаточно обоснованные с точки зрениянауки и техники правила, которые обеспечивают поддержание чистоты и соблюдение требованийсанитарии, определяющие минимальный объем производственных площадей на одного работника,конструкции лестниц, проходов и проездов, персональных шкафов для одежды, организациюколлективных и индивидуальных средств защиты от производственного риска. В последниегоды появились нормативы, касающиеся защиты от радиоактивного излучения.
Основной целью законодательства по охране труда является решениезадачи: защита работающих от воздействия вредных производственных факторов, которыеугрожают их здоровью и физической безопасности на рабочем месте, обеспечение компенсацийпри несчастных случаях на производстве и профессиональной заболеваемости, а такжепроведение медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве(социальное страхование).
В большинстве стран ЕС приняты правовые акты общего характера,предусматривающие, например, что представители работников имеют доступ к любой информации,необходимой им для выполнения своих задач (Бельгия), или что с ними проводятся консультациипо всем вопросам, касающимся безопасности труда, охраны здоровья и благосостояния(Нидерланды). В некоторых странах (например, во Франции) издана регламентация опорядке проведения консультаций между нанимателями и представительными органами
Законодательство по охране труда является относительно новойотраслью законодательной системы, и его развитие обусловлено развитием современнойпромышленности и индустриализацией. На первых этапах формирования правовых подходовзаконодательство по охране труда было направлено в целом на разрешение таких проблем,как безопасная работа машин и оборудования, защита работников от воздействия опасныхвеществ, оказание первой медицинской помощи, компенсация в связи с несчастными случаямина производстве и профессиональными заболеваниями. Позднее возникла необходимостьв охвате других аспектов, например профилактики профессиональных и общих заболеванийпутем проведения периодических медицинских осмотров и улучшения производственнойсреды (борьба с шумом, вибрацией, запыленностью, разработка стандартов на нормированиеосвещения, содержание вредных и токсических веществ в воздухе рабочей зоны и т.д.).Было принято немало законов, направленных на охрану труда и здоровья отдельных категорийработников либо в связи с их повышенной уязвимостью (молодежь, женщины) или по причиневоздействия на них специфических факторов (шахтеры, строители, моряки и другие категорииработников).
Основными тенденциями в развитии законодательства в области охранытруда в развитых странах является уточнение и развитие положений о роли государства,прав рабочих, организации служб охраны труда, должного уровня социального страхованияи обеспечения. Естественно, что они сформировались в результате возникновения комплексафакторов, основными из которых являются: уровень промышленного и социального развитиястраны, ее экономическое положение, политический курс правительства.
Ответственность за создание на предприятиях здоровых и безопасныхусловий труда возлагается на администрацию предприятий. Рабочие обязаны соблюдатьтребования безопасности труда, применять средства индивидуальной защиты. Намеченымеры по усилению надзора за состоянием производственной среды. Установлена обязанностьслужб надзора обмениваться опытом контроля, надзора и другой информацией,
Во многих развитых странах коллективный договор является законодательным,связующим документом. Ответственность за выполнение договорных отношений в этихусловиях становится более широкой по сравнению с ответственностью нанимателя завыполнение правовых норм в сфере охраны труда. В этом плане коллективные договорыможно рассматривать как дополнительное мощное средство улучшения условий труда.Кроме того, коллективные договоры более гибкие, чем законодательные нормы, и лучшеприспособлены к местным особенностям. Они могут заключаться на уровне предприятий,на региональном отраслевом и межотраслевом уровнях.
Помимо традиционных проблем в области охраны труда появилисьновые выгоды, свойственные нашему времени. Например, неполный рабочий день сталбуквально поветрием во всех странах. Получили распространение удлиненные смены иработа в ночное время. В странах ЕС в ночное время работают каждый пятый мужчинаи каждая десятая женщина — постоянно и без достаточного отдыха.
Ситуация в сфере безопасности и охраны труда в странах ближнегозарубежьямедленно, но верно меняется. Государство формально расширяет своифункции в области охраны труда, появляются новые нормативные правовые акты и административныеструктуры, регулирующие правоотношения в этой области. Международное разделениетруда, вовлечение наших стран в общемировые процессы интеграции предполагает учитыватьтребования международных организаций. Вызывая определенные проблемы в сфере трудовыхстандартов, глобализация в то же время объективно способствует их разрешению, позитивновлияя на экономическое и социальное развитие отдельных стран. Несомненно, по меревовлечения в мировую экономику, опираясь на опыт таких стран, как, например, ЮжнаяКорея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, мы имеем возможность заметно продвинуться вобласти улучшения условий труда.
Существовала система отраслевых соглашений и коллективных договоров,где отражались и вопросы охраны труда. Действовал государственный и профсоюзныйнадзор и контроль в этой области. Была создана система льгот и компенсаций за работув тяжелых и вредных условиях. Действовала система обучения, инструктажа и проверкизнаний работников по вопросам охраны труда. К недостаткам системы государственногоуправления охраной труда тех лет следует отнести высокую степень централизации,неэффективные способы экономического стимулирования, декларативный характер законодательныхнорм и др.
Сложные процессы формирования требований и показателей безопасностина всех этапах жизненного цикла изделий были пущены на самотек. О них вспоминалитолько после крупных аварий и происшествий.
Адаптированная к этому законодательная и нормативная база вомногом отстала от требований современности, не обеспечивает социальных гарантийработникам при появлении новых форм собственности, не предусматривает четкого разграниченияправ, обязанностей и ответственности всех участников производственного процессаза создание благоприятных условий, соблюдение норм и правил охраны труда.
Сегодня в большинстве стран ближнего зарубежья приняты законыоб охране труда, основательно пересмотрены трудовые кодексы,
Следует отметить, что в законодательных актах стран СНГ и Балтиипонятие «охрана труда» совпадает и определяется как система социально-экономических,организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятийи средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособностичеловека в процессе труда. Однако эволюция трудового законодательства в странахближнего зарубежья привела к определенным изменениям ряда прежних норм, определяющихуровень социальной защищенности работников.
В конституциях Кыргызстана (ст.29) и Туркменистана (ст.31) провозглашено,что работники имеют право на вознаграждение не ниже установленного государствомпрожиточного минимума. Трудовой кодекс Кыргызстана (ст.214) предусматривает индексациюоплаты труда, осуществленную на величину индекса потребительских цен. В Законе«О трудовом договоре Эстонии (ст.17) установлено, что в случае противоречийв положениях законодательства применяется норма, более благоприятная для работника.
Так, в Трудовом кодексе Узбекистана (ст.237) отсутствуют гарантиидля матерей-одиночек при их увольнении. Допускается также привлечение беременныхженщин и женщин, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов — до 16 лет), с их согласияк труду на ночных, сверхурочных работах, работах в выходные дни и направление вкомандировку. Беременные женщины и женщины, имеющие детей до 3 лет, допускаютсяк таким работам только при наличии медицинского заключения, подтверждающего, чтотакая работа не угрожай (здоровью матери и ребенка (ст.228).
В трудовом законодательстве Эстонии, сформированном но примеруСША, по сравнению с советскими временами расширена материальная ответственностьработников. В Латвийской Республике система управления охраной труда сформированапо образу и подобию стран ЕС. В Трудовом кодексе Кыргызстана (ст.164) расширенывозможности использования в качестве меры давления нанимателя на работника отстранениеот работы [12, с.189].
В отличие от развитых государств в странах СНГ не разрабатываютсягосударственные прогнозы и на их основе программы улучшения условий труда, отсутствуетдолжная координация и финансирование проведения межотраслевых научно-исследовательскихработ, не проводится подготовка специалистов с высшим образованием по данной специальности,слабо развито производство средств коллективной и индивидуальной защиты работающих,приборов контроля и измерений элементов производственной среды.
Заключение
В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны трудаявляется одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в периодкогда работодатели ставят для себя основной задачей как можно
быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшееколичество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитомрабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязнуюработу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасноститруда.
Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастныхслучаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё этозаставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охраны труда,и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственнойвласти предстоит ещё много работы в этом направлении.
Успешное решение проблем в области охраны труда в большей степенизависит от выполнения поставленных задач и приоритетов государственной политикив области охраны труда. Однако необходимо усовершенствовать содержание не тольконормативных правовых актов, а одним из направлений деятельности государства выбратьулучшение ситуации в области охраны труда путем расширения использования норм локальногохарактера, что позволяет особенности охраны труда конкретного предприятия отразитьв коллективных и трудовых договорах.
Так же планирование, организация охраны труда и ответственностьза его нарушение имеет огромное значение в предотвращении и избежании несчастныхслучаев на производстве, так как нарушение влечет за собой юридическую ответственностькак работника, так и нанимателя.
Так же можно отметить, что охрана труда является важной цельюне только в нашей республике, но и в зарубежных странах, о чем можно судить о постоянномразвитии и совершенствовании норм по охране труда зарубежных стран.
Подводя итог, можно сказать, что в Республике Беларусь проводитсяактивная государственная политика, направленная на сохранение жизни и здоровья гражданв процессе их трудовой деятельности. Роль государства в обеспечении охраны трудавозрастает, что подтверждают и происходящие изменения трудового законодательства,так как действующее законодательство об охране труда неразрывно связано с трудовымзаконодательством.
Список нормативных источников
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004г.) — Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г. N 296-3 (в ред. от 17.07.2009 г.) // „Эталон“ /База „Законодательство“, Национальныйцентр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
3. Закон Республики Беларусь „Об охране труда“ № 356-3 от23 июня 2008 г. // „Эталон“ /База „Законодательство“, Национальныйцентр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
4. Закон Республики Беларусь „Оратификации Конвенции Международнойорганизации труда (МОТ)“О безопасности и гигиене труда и производственной среде»от 03.05.1999 г. № 253-3 // «Эталон» /База «Законодательство»,Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
5. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучиинаселения» от 23.11.1993 №2583-XII // «Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Респ.Беларусь. — Минск, 2009.
6. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136 " Об утверждении Положения о планировании и разработке мероприятийпо охране труда" // «Эталон» /База «Законодательство»,Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
7. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 08.12.1997№111 «О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» //«Эталон» /База «Законодательство», Национальный центр правовойинформации Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
8. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 18.12.1997№116 «О нормах подъема и перемещения тяжести вручную подростками от 14 до 18лет» // «Эталон» /База «Законодательство», Национальныйцентр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2009.
9. Булаш, Л.В. Охрана труда женщин и гарантии для отдельных категорийженщин/ Л.В. Булаш // Экономика. Финансы. Управление. — 2008. — №2. — С.50 — 54
10. Витушко, В.А. Основы права / В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко- Минск: БГЭУ, 2002. — 780 с.
11. Гракович, Л.А. Экзамен для руководителя. Охрана труда/ ГраковичЛ.А., Король В.В., Ласкавнев В.П. // Охрана труда. — 2009. — №10. — С.167-172
12. Кляуззе, В.П. Охрана труда: правовые и организационные вопросы/В.П. Кляуззе — Минск: «Дикта», 2006. — 415 с.
13. Кляуззе, В.П. Совершенствование нормативного правового обеспеченияохраны труда в Республике Беларусь/В.П. Кляуззе // Охрана труда. — 2009. — №3.- С.54 — 62
14. Ласкавнев, В.И. Охрана труда на предприятиях: практическое пособие/В.П. Ласкавнев, В.В. Король, Л.А. Гракович — Минск: Киреев Н.Б., 2002. — 384 с.
15. Седюкевич, Г.Е. Новое в законодательстве об охране труда/СедюкевичГ.Е. // Отдел кадров. — 2008. — №8. — С.21 — 22
16. Сокол, Т.С. Охрана труда/ Т.С. Сокол — Минск: «ДизайнПРО»,2005 — 303 с.
17. Челноков, А.А. Охрана труда/А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко — Минск:«Вышэйшая школа», 2006. — 463 с.