Реферат по предмету "Государство и право"


Опека и попечительство как вид социальной заботы государства

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и правовая модель социальнойзаботы государства
1.2 Природа права на социальную заботугосударства1.3 Реализация права на социальную заботу
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ
2.1 Понятие опеки (попечительства)
2.2 Предмет, задачи, принципы институтаопеки и попечительства
2.3 Особенности исторического развитияинститута опеки, попечительства
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)
3.1 Основания и порядок установленияопеки или попечительства
3.1.1 Установление опеки ипопечительства над несовершеннолетними
3.1.2 Установление опеки надсовершеннолетними недееспособным
3.1.3 Установление попечительства надсовершеннолетними
3.2 Прекращение опеки и попечительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовойработы: «Опека и попечительство как вид социальной заботы государства».
Граждане РоссийскойФедерации вступают в различные общественные отношения во всех областяхгражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеютсоответствующие права и обязанности.  Положение ст. 60 Конституции РоссийскойФедерации (далее Конституции РФ) о возможности самостоятельно осуществлять вполном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующегогражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия подостижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностьюдееспособным (ст. 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ).Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжатьсясобственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, чтообеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни.Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Однако возможныситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психическогорасстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права иобязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается впосторонней помощи, социальной заботе государства.
Конституция РФ вслед замеждународными актами закрепила ряд прав личности, имеющих первостепенноезначение. Помимо права на жизнь, человеку гарантированы право на социальноеобеспечение в случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ), право наохрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), право на жилище(ст. 40 Конституции РФ) и иные права, которые принято называть социальными.
В этой работе применительнок социальным правам используется термин «социальная забота», т.е. деятельностьпо обеспечению потребностей нуждающегося в заботе лица, осуществляемаягосударством в лице его органов, а также организация­ми и отдельнымигражданами, в том числе членами семьи этого лица.
Институт опеки ипопечительства впервые введен в гражданское законодательство. Ранее эти нормысодержались в Кодексе о Браке и Семье 1969 г. Однако данный институтвсегда считался комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного иадминистративного права.
Гражданский кодекс РФрегулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанностиопекунов (попечителей) (ст. 31–33), органы опеки и попечительства(ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение илиотстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами ипопечителями своих обязанностей (ст. 35–37), доверительное управлениеимуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства(ст. 40).
Цельюпредставленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки ипопечительства проведенный по следующим направлениям:
1) всесторонний анализправовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правовогорегулирования опеки и попечительства;
2) рассмотрение проблемприменения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.
В рамках данныхнаправлений предполагается решить следующие задачи:
1) выявить тенденцииразвития норм, регулирующих опеку, попечительство;
2) определитьсодержание и признаки опеки и попечительства согласно действующемузаконодательству и правоприменительной практике.
Объектом научногоанализа настоящей работы являются опека и попечительство как вид социальнойзаботы государства. В качестве методов, с помощью которых проводилось исследование,использовались метод структурного анализа, системный и исторический,формально-юридический метод, различные способы толкования права.
При написании работы язнакомилась с действующим законодательством по данному вопросу, и сравнивалаего с существовавшим ранее. Я также изучила труды ученых-правоведов на этутему, в частности, работы

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА
 
1.1 Понятие и правоваямодель социальной заботы государства
Конституция РФ вслед замеждународными актами закрепила ряд прав личности, имеющих первостепенноезначение. Помимо права на жизнь, человеку гарантированы право на социальноеобеспечение в случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ), право наохрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), право на жилище(ст. 40 Конституции РФ) и иные права, которые принято называть социальными.
В правовых актах,закрепляющих гарантии права на социальное обеспечение, используются различныепонятия, обозначающие те или иные способы оказания помощи человеку со стороныгосударства. Речь идет о:
1)государственнойсоциальной помощи, под которой понимается предоставление «социальных пособий,субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров».
2)социальномобслуживании как совокупности действий, совершаемых в пользу определенныхкатегорий лиц.
Идея социальногообеспечения гуманна и имеет много заслуг, но в современных условиях она неисчерпывает всех аспектов социальной поддержки нуждающихся в помощи граждан.Вынося на обсуждение юридической науки идею социальной заботы, мы далеки отмысли произвести революцию в принятой и давно устоявшейся терминологии. Задачасостоит в ином: чтобы избежать рутинизации отрасли социального обеспечения,необходимо обозначить перспективы ее дальнейшего развития. При всей устойчивоститех ценностей, на которых зиждется идея социального обеспечения, необходимоучитывать и ценности человеческой активности, самореализации, солидарности идостоинства, которые в настоящее время выдвигаются на первый план, постепенновключаются в число базовых. Именно с этим связана наша попытка обосноватьпонятие «социальная забота» как правовую категорию. Забота в данном случаедолжна рассматриваться не только в форме единовременных или периодическихплатежей, но также и в других формах. Одно из значений слова «забота» — внимание к нуждам, потребностям кого-либо, попечение о ком-либо. В свою очередьюридическое значение термина «забота» может быть разным. В этой работе заботабудет рассматриваться широко, как «социальная забота», т.е. деятельность пообеспечению потребностей нуждающегося в заботе лица, осуществляемаягосударством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами,в том числе членами семьи этого лица.
В содержание этойдеятельности входит целый комплекс всевозможных действий, включая выявлениенуждающегося в заботе лица или, например, предоставление ему при необходимостиденежных средств или имущества.
Социальная заботаосуществляется, например, и с помощью уплаты алиментов членами семьи, и припредоставлении благотворительной помощи гражданам или социальным учреждениям, ипри помещении престарелого гражданина в социальное учреждение.
В современных условияхмногие нуждающиеся в заботе и попечении лица по разным причинам не могутрассчитывать на предоставление им помощи от членов первичной социальной ячейки- семьи. Тем не менее, они в силу такой объективной нуждаемости вправепретендовать на предоставление заботы со стороны общества всего социальногоколлектива.
Сочетаниесправедливости и сострадания в феномене заботы представляется обоснованным.Желание помочь проистекает не только из одного сострадания (жалости), эточувство, в свою очередь, продиктовано живущими в сознании человекапредставлениями о справедливости. Границы представлений о справедливостидинамичны, и только правосознание в его статике поможет определить, какихименно субъектов закон должен в данный момент защищать. Потому и социальнаязабота — мобильное явление, подверженное изменениям в зависимости от уровня общественногоматериального благосостояния.
1.2 Природа права насоциальную заботу государства
Право на социальнуюзаботу должно быть признано как право по природе конституционное. Как полагаетЛ.Д. Воеводин, основные права, свободы и обязанности «сложились на базевызревших в обществе коренных, существенных отношений и связей междугосударством и его гражданами: Будучи основными по содержанию, соответствующиеюридические возможности могут стать таковыми по форме, если они будутзакреплены в Основном законе государства».
Право человека насоциальную заботу должно занять свое место среди основных прав человека,заменив собой декларативное по существу право на социальное обеспечение.Осуществление права на социальную заботу имеет весьма важное значение,поскольку тесно связано с реализацией права человека на жизнь. Содержание ст.20 Конституции РФ дает основание ученым-юристам рассматривать в содержанииправа на жизнь в первую очередь недопустимость лишения человека жизни иобсуждать проблему отмены смертной казни. В то же время гарантии поддержанияжизни в данном контексте, как правило, в юридической литературе нерассматриваются. Однако, например, Л.Д. Воеводин, анализируя право человека насоциальное обеспечение, признает, что «установленные методы исчисления и размерпенсий не гарантируют даже самого основополагающего права: права на жизнь», темсамым подтверждая взаимосвязь между правом на жизнь и помощью человеку состороны государства.
Таким образом, можнорассматривать право на социальную заботу как конституционное право иодновременно как элемент содержания общей правоспособности гражданина. В то жевремя оно входит в содержание специальной правоспособности нуждающихся всоциальной заботе отдельных категорий граждан и в качестве конкретногосубъективного права становится элементом соответствующего отраслевогоправоотношения.
Длительное время вотечественной науке продолжается дискуссия о соотношении понятий «правовойстатус», «правоспособность», «субъективное право». Я полагаю, что право насоциальную заботу как конституционное право должно быть признано одним изэлементов общеправового статуса личности. Конституционные права: образуютоснову правового статуса гражданина и существуют в рамках особыхправоотношений, носящих характер конституционных (государственно-правовых)отношений».
1.3 Реализация права насоциальную заботу
Подреализацией права принято понимать завершающую стадию механизма правовогорегулирования. С.С. Алексеев пишет: «Стадия реализации прав и обязанностейхарактеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридическихнормах и затем выражены в конкретных мерах поведения (правах и обязанностях),воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участниковобщественных отношений, становятся реальностью». При этом актами реализацииявляются «юридически значимые результативные действия субъектов».
Такимобразом, под реализацией права на социальную заботу следует понимать егореальное осуществление посредствомюридически значимых действий самого управомоченного лица, а также действий иныхлиц, обязанных осуществлять социальную заботу.
Реализацияправомочий, составляющих содержание права на социальную заботу, осуществляетсяпрежде всего в рамках общественных отношений «человек – человек», в том числе«человек — члены его семьи». Однако эти отношения не всегда имеют место. Крометого, при осуществлении заботы в отношении нуждающегося в ней субъекта состороны другого лица (лиц) не исключается нарушение прав и интересовподопечного, злоупотребление «покровителем» своими возможностями в личныхцелях.
Эти дванегативных фактора требуют вмешательства публично-властных механизмов. Преждевсего, нуждающееся в заботе лицо должно быть обнаружено («выявлено»),необходимо также установить место его пребывания и степень необходимой емупомощи. На этом этапе осуществления социальной заботы на государстве(определенных им органах государственного управления) лежит обязанность повыявлению таких лиц. Исполнение этой обязанности — первый и немаловажный этапреализации права на социальную заботу.
В современных условияхдля реализации права человека на социальную заботу необходимо незамедлительноепринятие целого комплекса правовых, экономических и иных мер, которые не могутбыть сведены только к поиску в бюджете средств для выплаты пособий и пенсий илидля создания приютов для содержания в них граждан на полном государственномобеспечении. Необходимы следующие меры: выявление лиц, имеющих право насоциальную заботу; поиск возможностей для предоставления им помощи силамичленов семьи, близких или иных лиц; построение системы социальных учреждений,оказывающих различные виды социальной заботы от посещения, нуждающегося взаботе лица на дому до помещения его в учреждение — как за счет самого лица,так и за счет иных лиц или государства; стимулирование благотворительнойдеятельности; культивирование в людях чувства ответственности, сострадания,потребности в заботе и в семейном объединении.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГРАЖДАН
 
2.1 Понятие опеки(попечительства)
Каждый участник правовыхотношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Онаскладывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности.Правоспособность — это способность индивида иметь права и нести обязанности. Еюнаделен каждый человек с момента рождения. Дееспособность — это способностьсвоими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнятьих.
Осуществление прав иобязанностей предполагает, что гражданин сознает значение и предвидитпоследствия своих действий, в том числе и те негативные последствия, которыесвязаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых им насебя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтомузакон связывает наступление дееспособности в полном объеме с достижениемопределенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин,достигший этого возраста, вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав иобязанностей, закрепленный в законе.
Закон допускает такжечастичную дееспособность. Действительно, было бы неразумно применять одинаковыеограничения и запреты к пятилетнему ребенку и подростку 16-ти лет. Частичнодееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет. Частично дееспособныйгражданин в соответствии с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться своимзаработком или другими доходами, совершать мелкие бытовые сделки, вноситьвклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также осуществлять другиедействия, предусмотренные законом (ст. 26 ГК РФ). Более серьезные сделки онимогут совершать с согласия своих законных представителей, к которым относятсяродители, усыновители и попечители.
Лица, не достигшие14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет — этодовольно большой временной промежуток, в течение которого сознание ребенказначительно меняется. Поэтому закон выделяет в данном периоде два промежутка:1) с рождения до 6 лет, и 2) с 6 до 14 лет. Дети, чей возраст соответствуетпервому промежутку, признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрастеот 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки,направленные на безвозмездное получение ими выгоды, сделки по распоряжениюсредствами, предоставленными им родителем, законным представителем или ссогласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Иные сделки замалолетних совершают от их имени представители — родители, усыновители илиопекуны. Указанные лица несут имущественную ответственность за вред,причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен не по винезаконных представителей.
Возможностьосуществления своих прав и обязанностей неотчуждаема.
Гражданин может бытьограничен в дееспособности только в случаях, предусмотренных законом, и толькопо решению суда. Такая возможность предусмотрена в ст. 30 ГК РФ для граждан,злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами, если ониставят свою семью в тяжелое материальное положение. По решению суда над такимгражданином устанавливается попечительство, и он может совершать сделки пораспоряжению имуществом, получать доходы и распоряжаться ими лишь с согласияпопечителя, за исключением мелких бытовых сделок. Однако такой гражданинсамостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам иза причиненный им вред. При прекращении гражданином злоупотребления спиртныминапитками или наркотическими веществами суд отменяет ограничение дееспособностии установленное над гражданином попечительство.
Достижение гражданином18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Длятого чтобы максимально полно реализовывать свои права и исполнять обязанностигражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет кпризнанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над нимопеки. Все сделки от лица гражданина, признанного недееспособным осуществляютего опекуны.
Возможна такжеситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее, не всостоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состояниюздоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установленопопечительство в форме патронажа.
Что же такое опека ипопечительство? В научной литературе высказываются различные соображения вотношении понятия опеки и попечительства. Это комплексный раздел семейного игражданского права, включающий все вид попечения над гражданами, которыенуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защитуих личных и имущественных прав.
Опека и попечительствотесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособныхили ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство,излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением однии те же государственные органы — органы опеки и попечительства. Общим такжеявляется и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать правасвоих подопечных.
Однако между опекой ипопечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опекуназначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени всеюридические действия. Попечитель же является лишь помощником своегоподопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве,опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-тидо 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
2.2 Предмет, задачи,принципы института опеки и попечительства
Непосредственно самиправоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведеноустановление опеки или попечительства, и заканчиваются с ее прекращением.Однако в предмет института должны входить и некоторые отношения, предшествующиеустановлению опеки, поскольку в задачи правового регулирования в данном случаевходит не только упорядочение возникших отношений, но и обеспечение ихвозникновения. Таким образом, в предмет института опеки и попечительства входятследующие отношения.
1. Отношения поустановлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, как впредусмотренном законом порядке для нуждающегося в социальной заботе лицаизбрана необходимая форма устройства — опека (попечительство).
2. Отношения поосуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с моментаустановления опеки и попечительства до момента ее прекращения. Участникамиданных отношений являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители),доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и самиподопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства — центральные в предметеинститута, в их рамках непосредственно осуществляется социальная забота.
3. Отношения, связанныес прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересовподопечного в институте опеки и попечительства должны также присутствоватьнормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства).Поскольку данная форма устройства является временной, необходимо определить тепричины, по которым она прекратится. Если они связаны с действиями илибездействием опекуна (попечителя) или органа опеки и попечительства, тонеобходимо устранить последствия такого поведения. Положения закона опрекращении опеки и попечительства, как и об ее установлении, имеютнепосредственное значение для осуществления и защиты прав подопечного лица. Вкруг участников данной группы отношений входят, помимо опекунов (попечителей),органов опеки и попечительства, подопечных, также и другие органы, организациии лица, которым законом предоставлено право осуществлять контроль и надзор заопекой (попечительством) и инициировать ее прекращение в необходимых случаях.
К задачам институтаопеки и попечительства относятся следующие задачи.
1. Защита прав иинтересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Эта задача должнабыть признана центральной, основной. Все меры, предпринимаемые как опекунами(попечителями), так и органами опеки и попечительства и другими органами илицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося подопекой (попечительством) гражданина. Этой задачей обусловлено содержаниекомплекса прав и обязанностей опекунов (попечителей), органов опеки ипопечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанныхсубъектов.
2. Обеспечениеустановления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан. Этазадача носит организационный характер и ее выполнение состоит в выявлениинуждающихся в опеке (попечительстве) лиц и поиске граждан, желающих принять надними опеку (попечительство).
3. Обеспечениедостойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством.Речь идет о мерах, направленных на удовлетворение бытовых потребностейподопечного лица (в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и проч.) как основыего нормальной жизнедеятельности. Осуществление этих мер, как отмечалось ранеев работе, должно производиться прежде всего за счет самого подопечного, его«внутреннего ресурса», и лишь затем — за счет третьих лиц или государства(муниципального образования).
4. Обеспечениегосударственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов ипопечителей. В особенности актуальна эта задача в настоящий период, когда числолиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющихвозможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержкидолжны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иномулицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которыеруководят лицом при осуществлении опеки.
5. Обеспечениеисполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций. Даннаязадача сейчас стоит перед институтом особенно остро, однако, думается, что онабудет актуальной всегда. Ее исполнение состоит в финансовом, кадровом итехническом обеспечении деятельности органов опеки и попечительства. Игнорированиегосударством этой цели способно почти парализовать исполнение второй ичетвертой задачи, что наблюдается в настоящий период.
К принципам института,которыми должны быть проникнуты все нормы института, предлагается отнестиследующие:  1. Свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ отисполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей  2. Подконтрольностьдеятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;  3.Обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;  4.Государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав изаконных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.  Представляется,что перечисленные принципы должны отразиться и на содержании смежных с институтомнорм, устанавливающих те или иные последствия назначения опеки илипопечительства.
2.3 Историческиеособенности развития института опеки и попечительства
В истории права нормыоб опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имелиразное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов изадач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм обопеке и попечительстве в России:
В истории права нормыоб опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имелиразное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов изадач данного института.
1. Для отечественногоправа характерно разграничение опеки и попечительства. В России разграничениеопеки и попечительства берет свое начало от екатерининского Учреждения огуберниях (1775 г.). «Опека может быть окончена в 14-летнем возрастеопекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетиеи вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением правапродажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21года, когда власть попечителя оканчивается: В период 14-17 летнесовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; впериод 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кромеотчуждения недвижимого имущества».
2. Имущественнаязаинтересованность в установлении опеки
При установленииотношений опеки у опекуна зачастую имелся имущественный интерес. Как уже былоотмечено, в древнем праве опека в большей степени предназначалась для охраныимущества, нежели личности. Это обстоятельство побуждало опекунов использоватьсвои права в целях обогащения.
Такое отношение к опекеи попечительству в России во многом было связано с исторически сложившимсясословным характером этого института. Учреждение о губерниях 1775 г. создалоотдельно дворянскую опеку и городской сиротский суд (для попечения о сословиикупцов и мещан). Опека и попечительство в отношении лиц крестьянского происхожденияобеспечивались самой общиной, в чем, как уже говорилось, значительную рольиграли нормы обычного права. Позже в разное время в Российской империииздавались дополнительно правила об опеке и попечительстве над лицами иныхсословий.
3. Опека и попечительствонад взрослыми появляется значительно позже, чем опека и попечительство наддетьми.
Забота о престарелых,инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, какправило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права.Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра Iберет свое начало построение системы органов социальной защиты. По РегламентуГлавного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «гошпитали»для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоегопола)».
4. До начала XX в. вРоссии отсутствовало «социальное сиротство» В истории отечественного правапроблема создания правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей,возникла с особой остротой только в современный период. Длительное время несуществовало такого правового понятия, как «ребенок, оставшийся без попеченияродителей», содержание которого раскрывает п. 1 ст. 121 СК РФ.
5. Нормы об опеке былисистематизированы только в XVIII в.
В древнем праве нормыоб опеке и попечительстве, как и нормы, регулирующие многие другие отношения,носили фрагментарный характер и не были оформлены институционально. Впервые угосударственной власти в России возникло намерение упорядочить эти нормы вовторой половине XVIII в., когда в 1754 г. была учреждена комиссия о сочинениипроектов нового уложения. О появлении в отечественном праве системы норм,регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда Учреждениемо губерниях были установлены правила об опеке над лицами дворянского игородского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства вдальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение кдовольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение вмнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Сводзаконов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные«установления».

3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)
 
3.1 Основания и порядокустановления опеки или попечительства
опекапопечительство несовершеннолетний недееспособный
3.1.1 Установлениеопеки и попечительства над несовершеннолетними
Различие между опекой ипопечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опекаустанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над детьмив возрасте от 14 до 18 лет.
Основанием дляустановления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является фактутраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утратыродительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просятустановить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынужденыуехать в длительную командировку.
В любом случаеназначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительствав течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установленияопеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком неустановлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки ипопечительства.
Как я уже отмечаларанее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только приналичии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чащевсего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учестьтребования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.
Выполнение опекуном(попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки ипопечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского илипопечительского удостоверения.
При достиженииребенком, над которым была установлена опека, возраста 14- ти лет, онаавтоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжаетвыполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.
Говоря об опеке наднесовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство.Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право наобщение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется иза ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача навоспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращениемправоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться сними.
Возможны случаи, когдародители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могутпопытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежаниеподобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать черезсуд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в томчисле и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересовребенка.
 
3.1.2 Установлениеопеки над совершеннолетними недееспособными
Единственным основаниемустановления опеки над взрослым гражданином является признание егонедееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Душевнобольнымипризнаются лица, которые в силу психического заболевания или временногопсихического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдаватьотчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишеныспособности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своихпоступках.
В соответствии со ст.29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке.Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.
Дело о признаниигражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органаопеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и другихобщественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособнымподается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождениямедицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны бытьприведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.
При подготовке дела ксудебному разбирательству судья назначает судебно- психиатрическую экспертизудля определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизыэксперты должны ответить на следующие вопросы:
1) Страдает лиобследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
2) Может ли это лицоотвечать за свои действия;
3) Нуждается лиобследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?
По результатамэкспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.
Дело о признаниигражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствиипрокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин можетприсутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным взависимости от состояния своего здоровья.
Решение суда опризнании гражданина недееспособным является основанием для установления надним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решениясуда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся поместу жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначениялицу опекуна.
Как и в случае с опекой(попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданинуопекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дняполучения необходимых сведений из суда.
3.1.3Установление попечительства над совершеннолетними
Над совершеннолетнимигражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Основанийдля установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них — ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртныминапитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над такимгражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями онставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано впостановлении Верховного Суда РФ №4 от 4 мая 1990 года (в ред. ПостановленийПленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10) «О практикерассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан,злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»:«Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающееоснование для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерноеили систематическое их употребление, которое находится в противоречии синтересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств наих приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелоеположение».
Других оснований дляограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяетсделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить своюсемью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованнымведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.
Дееспособность лицаможет быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многомсхож с порядком признания лица недееспособным.
Гражданин, над которымпосле ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправесамостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кромемелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительногосогласия попечителя.
Существенным различиеммежду опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, чтопопечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями егоподопечного (ст. 1077 ГК РФ).
Возможно также, чтогражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельнореализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста иликакого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливаетсяпопечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только пожеланию самого гражданина.
Подбором кандидатов нароль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органовместного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласиегражданина с предложенной кандидатурой попечителя.
В роли попечителя наддееспособным гражданином может выступать и администрация специализированногостационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).
3.2 Прекращение опекиили попечительства
Существует несколькооснований для прекращения опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетнимипрекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя впопечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство,установленное над ребенком. По общему правилу, как уже было неоднократносказано в работе, совершеннолетним признается ребенок, достигший 18-ти лет.Существуют и некоторые исключения из общего правила.
Так, лицо может бытьпризнано полностью дееспособным, если оно вступает в брак до достижениясовершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ) или было объявлено полностью дееспособным(эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.
Прекращается опека наднесовершеннолетними и в случаях их возвращения под опеку родителей, установлениянад ними усыновления (удочерения) или помещения их в соответствующеевоспитательное учреждение.
Автоматическипрекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечныйумер или был признан судом умершим.
Опека надсовершеннолетним гражданином может быть прекращена и в результате еговыздоровления. В таком случае гражданин признается судом дееспособным.Заявление о признании лица полностью дееспособным может быть подано членами егосемьи, профсоюзом и другими общественными организациями, опекуном, прокурором,органом опеки и попечительства, а также соответствующим лечебным учреждением. Кзаявлению должно быть приложено заключение судебно-психиатрической экспертизы собоснованием выздоровления или значительного улучшения состояния подопечного.
На основании данныхэкспертизы и других дополнительных свидетельств суд выносит решение о признаниивыздоровевшего гражданина дееспособным. После вступления этого решения взаконную силу органы опеки и попечительства отменяют установленную над гражданиномопеку (ст. 263 ГПК РСФСР).
Подобным образомпрекращается попечительство над гражданином, ограниченным в своейдееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками илинаркотическими веществами. Существенное отличие состоит в том, что заявление опрекращении попечительства может исходить и от самого гражданина (п.2 ст. 263ГПК РСФСР).
Опекун или попечительможет быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Какправило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья илиматериального положения, а также при невозможности установленияпсихологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека илипопечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания,приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна (попечителя)перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.
До сих пор говорилосьоб основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекунили попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодательпредусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаяхненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.
Действия опекунов ипопечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правамиподопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюдаотносится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль заусловиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболееважным вопросам.
Опекуны и попечителиобязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.
Ненадлежащее исполнениеопекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствиему него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением илииспользованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут бытьобжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любогозаинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного.
Орган опеки ипопечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения.Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанностиненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его отисполнения обязанностей опекуна (попечителя). В отличие от смерти или признанияумершим подопечного, смерть или признание умершим опекуна (попечителя) неприводит к прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права иобязанности переходит на других лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применениеположений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее времяпоказывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет засобой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или неполностью дееспособных лиц.
Вчастности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотячисло пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает.
Ксожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающихпсихическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобальногосокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именноэтот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороныопекунов в отношении имущества подопечного. Во многом данное обстоятельствовызвано отсутствием механизма эффективного контроля за их действиями, а такженеиспользованием органами опеки и попечительства института доверительногоуправления имуществом подопечных.
Ещереже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом вдееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более непровозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиесяв 80-е годы, как принудительное лечение от алкоголизма, безусловно,противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут бытьвосприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободуупотребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками инаркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизньгражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно.По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должнысочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так иинтересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни издоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.
Другаяпричина недостаточного использования положений ГК РФ об ограничениидееспособности гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения.Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченнодееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законезакреплена только необходимость выдачи согласия попечителя на получение доходаи распоряжение доходом, что не дает попечителю возможности изъять у подопечногоденежные средства и непосредственно распорядиться ими в его интересах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
 
1. Конституция Российской Федерации (принята всенароднымголосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. — N4. — Ст. 445.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1,2,3,4):по состоянию на 1 февраля 2010 г. — Новосибирск.: Сиб. унив. изд – во, 2010. –473 с.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации(по состоянию на 20 сентября 2010 г.) — Новосибирск.: Сиб. унив. изд – во,2010. – 48 с.
4. Федеральный закон от 24.04.2008№48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»//РГ, №94, 30.04.2008. (в ред. Федеральногозакона от 18.07.2009 N 178-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
5. Чефранова Е.Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. //Российская юстиция, 1996, №10.
6. Алексеев С.С. Общая теорияправа: В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 27-28.
7. Ершова Н.М. Указ. соч. С. 55-56.
8. Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 218
9.Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 1999. С.92-93.
10. Л.Ю. Михеева. Опека ипопечительство: Теория и практика (под ред. д.ю.н., профессора Р.П.Мананковой). — «Волтерс Клувер», 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды и характеристика управленческих ролей. Опишите управленческие роли выполняемые сотрудникам 2
Реферат Расчёт экономических показателей изготовления схемы сглаживающего RC – фильтра
Реферат Метеориты, их влияние на нас и атмосферу
Реферат Эпидемиологические особенности внутрибольничных инфекций
Реферат Розробка стратегії підвищення ефективності експортної діяльності підприємства
Реферат Приготовление мучных кондитерских изделий
Реферат Концепция и методы учёта фактора ликвидности при осуществлении финансовых расчётов
Реферат Symbol Of The Forest Essay Research Paper
Реферат Государственный долг и эффективность денежно–кредитной политики
Реферат Baseball History Essay Research Paper Deeply embedded
Реферат Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики
Реферат Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности путем привлечения иностранного капитала
Реферат Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия...
Реферат Социально-экономические отношения в Новгороде 12-15 вв.
Реферат Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])